ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Нуриева А.Р.
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга, Россия
В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций межкультурного общения студентов в многонациональном коллективе. Изучаются понятия по проблеме исследования. Анализируются подходы ученых к понятию «компетенция».
Ключевые слова: компетенция; межкультурный; многонациональный; коллектив; общение; формирование; национальные традиции; воспитательная система; национальные условия.
ТО PREPARE STUDENTS FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE TEAM POLYNATIONAL
NurievaA.R.
Yelabuga Institute of Kazan (Volga region) Federal University, Yelabuga, Russia
In the article the problems of formation of competences of intercultural communication students in a multicultural environment. Examines concepts on the research problem. Analyzes approaches of scientists to the concept of "competence ".
Keywords: competence; cross-cultural; multinational team; communication; formation; national traditions; educational system; national conditions.
В последнее время наблюдается возрождение этничности на всей территории России. Это привело к актуализации проблем
культуры межнационального общения. Сегодня стало очевидным: эта проблема - одна из сложнейших, если не самая сложная, сторона не только в Российской Федерации и государствах бывшего СССР, но и во многих странах мира.
Основы воспитания культуры межнационального общения, этнической идентичности закладываются в школах. Результатом деятельности учителей становится педагогическая возможность подготовки человека как позитивного участника национальной жизни и межнационального взаимодействия. Это невозможно без создания и планомерной, постоянно корректируемой реализации образовательных программ, методик, спецкурсов, посвященных изучению этнонациональных процессов в целом, а также отдельных проявлений этничносги у конкретных народов.
Для реализации работы будущего учителя должны быть сформированы компетенции межкультурного общения и взаимодействия в полинациональном коллективе. В Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета учатся студенты из разных регионов Российской Федерации, а также иностранные студенты из Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана. От коллектива преподавателей вуза требуется создание условий для формирования компетенции межкультурного взаимодействия студентов в многонациональном коллективе.
В отечественной науке проблеме национального, межнационального воспитания посвящено много работ. Современный английский методист A.C. Хорнби и профессор Центральной школы Парижа Т. Дюран рассматривают компетенцию с позиции лидера, который в их понимании должен обладать знаниями, т.е. быть осведомленным о предметах и процессах, автоматически выполнять действия для достижения поставленной цели. По их мнению, компетенция - это знание, навыки и качества эффективного менеджера, лидера.
Ученый и педагог В.Е. Дулевич рассматривает компетенцию как компоненты осознанных социально значимых действий, уже не включая в понятие способности, знания: компетенции - это кластеры поведений. Ученый Роберт Рэнделл понимает компетен-
цию как модное название, ярко выраженные человеческие навыки. Это - деятельность, доведенная до автоматизма.
В определении компетенции, известный американский ученый Дональд Т. Кэмпбелл рассматривает ее как поведение и делает акцент на деятельность, которая является основой определения Р. Рэнделла. Компетенции - это поведение на рабочем месте. Это то, что люди делают, и то, что отражается в их действиях, т.е. качественный уровень деятельности.
Рассматривая базовые качества индивидуума, т.е. варианты поведения, американские ученые Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер солидарны с определением, которое дает Д.Т. Кэмпбелл и В.Е. Дулевич. И соглашаясь с качественным выполнением действий, они считают, что компетенция - базовое качество индивидуума. В базовые качества индивидуума, которые выделяют Спенсер и Спенсер, входят знания, воля и опыт. Суммируя знание, опыт и волю и получается качественный, эффективный уровень деятельности, о котором пишут Д.Т. Кэмпбелли Спенсер и Спенсер. Компетенция основывается на знаниях, конструируется через опыт, реализуется на основе воли (Джон Эрпенбек).
В Словаре по социальной педагогике мы читаем: «...компетенция (от лат. competentia - принадлежность по праву):
1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает полномочиями, опытом» [7, с. 126]. Компетенция рассматривается с позиции опытного человека, в котором опыт можно рассмотреть как практическое усвоение знаний и навыков.
A.B. Хуторской считает, что компетенция - взаимосвязанные смысловые ориентации, знания, умения, навыки, опыт деятельности учащегося, которые он применяет к субъектам реальной действительности [10, с. 54].
О.М. Бобиенко видит в компетенции общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению и ориентированы на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе или на успешное включение в трудовую деятельность. Он рассматривает компетенцию
в более широком понимании, и выделяет в определении способности, под которыми мы понимаем свойства личности. Эти свойства являются условиями успешного осуществления определенного рода деятельности и готовности. Такая деятельность понимается как активно-действенное состояние личности. Здесь мы выделяем учебно-воспитательный процесс и трудовую деятельность личности [1].
По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова компетенция - это совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик. Они рассматривают компетенцию как профессиональные характеристики, которые необходимы для непосредственной профессиональной деятельности [2, с. 9].
Ю.Г. Татур утверждает, что «компетенция - качества человека, завершившего образование определенной ступени, выражающиеся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной) эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости» [9, с. 15]. В этой работе компетенция рассматривается как готовность к успешной трудовой деятельности человека после обучения и продолжающего обучение.
Т.В. Иванова считает; что компетенция - это определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным). Т.В. Иванова и Ю.Г. Татур выделяют в компетенции деятельность личности. Однако, Т.В. Иванова акцентирует внимание и на том, что компетенция является неотъемлемой частью компетентности [5, с. 71].
Ю.М. Жуков пишет, что компетенция - это позиция (роли, должности) индивида ... это то, что индивид должен делать, когда занимает определенную позицию в соответствии с предписаниями и стандартами, выполнениями соответствующей позиции [3, с.123]. Ю.М. Жуков, аналогично с Т.В. Ивановой и Ю.Г. Татур, выделяет в компетенции деятельность личности. Компетенция описывается с помощью стандартов и критериев, выполнения заданий или поведенческих эталонов.
В работе «Образование взрослых: компетентностный подход» ученые В.А. Исаев и В.И. Воротилов пишут, что компетенция -мера образовательного успеха личности, которая выражается в его
собственных действиях, в определенных профессионально и социально значимых ситуациях, способности эффективно и квалифицированно работать, выполнять социальные и профессиональные роли на уровне, обеспечивающем максимальную самореализацию и саморазвитие специалиста [6, с. 34]. В.А. Исаева выделяет эффективную деятельность личности, но в понятие включается самореализация и саморазвитие специалиста.
Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк утверждают, что «компетенция предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций». В основу определения ставятся не сами знания и опыт, а умение применять накопленные знания на сегодняшний день [3, с. 10]. По мнению И.Я. Зимней, компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека. И.А. Зимняя рассматривает компетенцию как знания, представления, действия, ценности, отношения.
Как считает Е.О. Иванова, компетенция - это традиционные знания, умения и навыки с личностными особенностями школьника. Компетентность, как владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним» [5, с. 72]. Ученый рассматривает компетенцию не только как знания, но и как умения и навыки, которые приводят к качественному выполнению действий.
Ученые И.С. Сергеев, В.И. Блинов в работе «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности» утверждают, что компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации... готовность действовать в ситуации неопределённости. Как готовность применять знания, умения для качественного выполнения деятельности [7, с. 22].
Таким образом, ученые по-разному подходят к понятию компетенция. Преподавателю вуза необходимо выделить следующие компоненты в процессе обучения и воспитания в полинациональном коллективе: знания на основе чувств, информации и мировоззрении о происхождении, истории, культуре, традициях, обрядах, обычаях и нравственных ценностях своего народа; навыки в овладении родным языком, позитивные этностереотипы и т.д. в единстве и взаимодействии с такими же явлениями по отношению к другим народам.
Список литературы
1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/ issue2/cult3.html.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
3. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2004.223 с.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
5. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культорологическим. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. трудов / Под ред. A.B. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 71-77.
6. Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-метод. пос. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. 92 с.
7. Мардахаев JI.B. Словарь по социальной педагогике. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 241.
8. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.: АРКТИ, 2007. С. 9,23.
9. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 15.
10. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.