Научная статья на тему 'Подготовка студентов гуманитарного вуза к экологическому воспитанию детей в условиях сетевой образовательной программы практики'

Подготовка студентов гуманитарного вуза к экологическому воспитанию детей в условиях сетевой образовательной программы практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Анатольевна

В статье обосновано и охарактеризовано примерное содержание работы со студентами 4-5-х курсов гуманитарного вуза в рамках программы школьной практики, направленной на их подготовку к работе в качестве классных руководителей по экологическому воспитанию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS AT HUMANITARIAN FACULTIES OF HIGHER SCHOOL FOR ECOLOGICAL EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF CURRICULUM OF STUDENTS SCHOOL PRACTICUM

This article justifi es and characterizes typical contents of work with 4-5th year students of humanitarian university courses within the framework of the curriculum of school practicum to train them for work as class tutors on environmental education.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов гуманитарного вуза к экологическому воспитанию детей в условиях сетевой образовательной программы практики»

УДК 37.033

Н. А. Минаева

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

В статье обосновано и охарактеризовано примерное содержание работы со студентами 4-5-х курсов гуманитарного вуза в рамках программы школьной практики, направленной на их подготовку к работе в качестве классных руководителей по экологическому воспитанию учашдхся.

Ключевые слова: экологическое воспитание, подготовка будущего учителя.

Устойчивое развитие в глобальной системе «природа - человек - общество» означает соблюдение динамического равновесия социальной системы и природной среды в процессе их развития. Глобальные экологические проблемы показывают, что состояние природной среды стало величиной, производной от деятельности человека, от уровня культуры людей и степени их нравственности. Деятельностный подход к экологическому воспитанию предполагает расширение у детей опыта экологически значимой деятельности, характеризующего уровень развития экологической культуры личности. При этом приоритет экологического воспитания подрастающего поколения - как важнейшего звена природосообразного и культуросообразного воспитания - обусловлен объективной жизненной необходимостью. Возрастает роль школьных учителей, от которых зависит передача экологических ценностей подрастающему поколению. Успешное осуществление экологического воспитания требует от учителя постоянного совершенствования его профессиональной подготовки. Между уровнем экологической воспитанности школьников и подготовленностью учителей к их экологическому воспитанию существует четкая зависимость, которая определяется качеством профессиональной подготовки будущего педагога в период его обучения в вузе.

В моделировании профессиональной подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию школьников в нашем исследовании особое значение имели концепции воспитания экологической культуры, в соответствии с которыми экологическая воспитанность учащихся зависит от экологической культуры самого учителя. Современный экологический кризис - это прежде всего кризис культуры, потребительского отношения к природе, корни которого в психологии человека, возомнившего себя «венцом природы» [1, 2].

В рамках нашего исследования решалась задача развития содержания школьной практики студентов с целью подготовки их к экологическому воспитанию учащихся, будучи классными руководителями в общеобразовательной школе. Педа-

гогическая практика будущего учителя занимает значительное место в процессе его профессионального становления и требует высокого уровня общей культуры, осознания эколого-педагогической, социально-педагогической, мировоззренческой значимости процессов обучения и воспитания. В качестве одного из важных компонентов педагогической практики студентов гуманитарного вуза мы рассматриваем выполнение функций классного руководителя. Специальная подготовка студентов к работе в качестве классных руководителей по организации экологического воспитания дает возможность будущему учителю самостоятельно проектировать изучаемый процесс, развивать экологическую культуру детей на основе интегрированного, деятельностного, системного, дифференцированного подходов, реализовывать воспитательный потенциал семьи, учреждений дополнительного образования и других социальных институтов.

Педагогическая практика студентов на 4-5-м курсах становится определяющим этапом освоения профессиональных навыков выполнения всех функций воспитателей и преподавателей, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы. Разработка содержания программы школьной практики для студентов 4-5-х курсов, ориентированной на их подготовку к экологическому воспитанию детей, осуществлялась нами с учетом анализа современной массовой практики подготовки студентов к выполнению функций классных руководителей. Анализ программ педагогической практики, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для педагогических вузов, а также программ, разработанных в ряде московских и региональных вузов, показал, что традиционной является программа «Проведение внеурочной воспитательной работы в классе в качестве помощника классного руководителя» (4-й курс), включая: изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики; подготовку и проведение разных по содержанию коллективных творческих дел; участие в других воспитательных делах, в т. ч. в организации дежурства по классу (школе), в подготов-

Н. А. Минаева. Подготовка студентов гуманитарного вуза к экологическому воспитанию.

ке и проведении классного собрания, классных часов, бесед, конференций, диспута и др.; работу с родителями, выступление на родительском собрании.

В основное содержание педагогической практики студентов 5-го курса, как правило, включен раздел «Выполнение обязанностей классного руководителя», где также присутствуют традиционные направления и формы работы: самостоятельное выявление уровня воспитанности коллектива класса и отдельных учащихся, постановка конкретных воспитательных задач, планирование воспитательной работы; проведение совместно со старшеклассниками коллективных творческих дел, в т. ч. общественно-политических, трудовых, профориентационных; подготовка и проведение классного родительского собрания, работа с классным родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей учащихся.

На начальном этапе прохождения практики в школе студенты знакомятся с планом классного руководителя по воспитательной работе, который составляется на основе общешкольного плана, и составляют свой план работы. Со школьниками проводятся классные часы, тематические беседы, экскурсии, викторины, игры, КВН, организуются поездки и походы. По окончании практики студенты сдают отчетную документацию, включая конспект зачетного воспитательного мероприятия.

Сопоставление содержания данных разделов программ школьной практики с содержанием внедряемых в настоящее время примерных программ воспитания и социализации учащихся Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования показывает острую необходимость их существенного обновления, в т. ч. по направлению воспитания экологической культуры учащихся.

Проведенный нами анализ конспектов зачетных воспитательных мероприятий студентов за последние пять лет показал, что из общего количества тем экологическим посвящены лишь 10 % работ студентов гуманитарных специальностей и 25 % работ естественно-научного профиля. Проанализированные работы показали, что вместо приоритетных задач воспитания и социализации детей на практике ими рассматриваются лишь отдельные направления и аспекты, продиктованные предпочтениями классного руководителя, текущей ситуацией, реализуемыми школьными программами. Студенты, включаясь в текущий воспитательный процесс, не охватывают своим вниманием всего спектра воспитательных задач, их системности, комплексного характера реализации, ограничиваются участием в тех мероприятиях, которые актуальны для школьного коллектива на том временном отрезке, с которым совпала школьная практика сту-

дента. Выбор направления тематики воспитательной работы контролируется учителем и в целом отражает направление воспитательной работы школы, что, с одной стороны, объективно обусловлено необходимостью соблюдения логики деятельности школьного коллектива, но, с другой стороны, ограничивает развитие умений, навыков и представлений студентов о педагогической деятельности, не позволяет им реализовать субъектную позицию. Школа также теряет возможности повышения эффективности воспитательного процесса за счет реализации воспитательных возможностей студенческого коллектива.

Следующим этапом стал анализ планов воспитательной работы классных руководителей, который показал, что они чаще используют традиционные формы работы: беседы и лекции по хорошо разработанным темам, которые необходимы, но часто базируются на устаревших материалах, не учитывают особенностей конкретного детского коллектива, динамики социокультурного развития. В качестве основных форм экологического воспитания работы выступают отдельные мероприятия, большинство которых связаны с сохранением здорового образа жизни и ежегодными праздниками в нашей стране [3, 4]. Многие учителя ограничивают экологическое воспитание трудовыми акциями по очистке школьной и иногда прилегающих к школе зеленых зон от мусора, озеленению школьной территории и школы, не придавая значения воспитанию у детей экокультурных ценностей, эстетического, нравственного отношения к природе, не используя для этого потенциала гуманитарных учебных предметов.

Из числа мероприятий, включенных в проанализированные нами планы работы классных руководителей, лишь 10 % посвящены экологической проблеме, что при отсутствии системности в этой работе, интегрированного подхода не обеспечивает необходимую результативность процесса экологического воспитания школьников [5].

Анализ планов воспитательной работы студентов на школьной практике и учителей - классных руководителей показал, что организации экологического воспитания учащихся во внеучебное время уделяется недостаточно внимания. Классные руководители работают в рамках общего направления воспитательной работы в школе. За много лет классный руководитель привык работать в определенном режиме. Если он никогда сознательно и самостоятельно не обращал внимания на тему экологического воспитания, он ничего не будет менять по причине несформированности экологической культуры в первую очередь у него самого. Такой дефицит экологически ориентированной воспитательной работы распространяется как на сту-

дентов, так и учеников. Единичные экологические акции и участие в разовых мероприятиях по принуждению не могут сформировать у учащихся экологической культуры личности. Мероприятий-ный подход к воспитательной работе не может обеспечить преемственность, последовательность и системность развития экологической культуры у школьников.

На преодоление изложенных проблем направлена разработанная нами программа школьной практики студентов, которая является продолжением спецкурса для будущих учителей гуманитар-

ного профиля, требует системного взаимодействия школы и вуза, что предполагает своевременное планирование участия студентов в работе школьного коллектива, подготовительную работу. Программа акцентирует внимание школьных педагогов на необходимости реализовать субъектную позицию студентов в развитии экологического воспитания учащихся, а вузовских преподавателей -подготовить студентов к самостоятельному проектированию процесса экологического воспитания, в частности к реализации тематических циклов экологических проектов в рамках школьной практики.

Список литературы

1. Анисимов О. С., Глазачев С. Н. Экологическая культура: восхождение к духу. М., 2006.

2. Вагнер (Цветкова) И. В. Слово на уроках экологической этики: содержание гуманитарно-экологического образования // Астраханский

Вестник экологического образования. 2011. № 2 (18). С. 53-58.

3. Владимиров Н. М. Формирование готовности будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2004. 239 с.

4. Соловьева Н. Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 1999. 183 с.

5. Вагнер И. В. Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 180-191.

Минаева Н. А., ассистент.

Московский государственный областной гуманитарный институт.

Ул. Зеленая, 22, Орехово-Зуево, Московская область, Россия, 142611.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.03.2012.

N. A Minaeva

TRAINING STUDENTS AT HUMANITARIAN FACULTIES OF HIGHER SCHOOL FOR ECOLOGICAL EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF CURRICULUM OF STUDENTS’ SCHOOL PRACTICUM

This article justifies and characterizes typical contents of work with 4—5th year students of humanitarian university courses within the framework of the curriculum of school practicum to train them for work as class tutors on environmental education.

Key words: ecological education, teacher training.

Moscow State Regional Institute of the Humanities.

Ul. Zelenaya, 22, Orekhovo-Zuevo, Moscow region, Russia, 142611.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.