Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва К.О.

Спорт как явление пришел к нам еще со времен Древнего Мира. Понятие «спорт» подразумевает под собой соревновательную деятельность которая нацелена на достижение наивысшего результата путем выполнения требуемых норм. В современном обществе рассматривают два направления: базовый или, другими словами, массовый спорт и спорт высших достижений. Спорт высших достижений направлен на установление мировых рекордов, достижения наивысших результатов, таких, например, как, победа на Олимпийских играх, Чемпионате мира и т.д. В спорт высших достижений допускаются только самые лучшие спортсмены, спортсмены высшей квалификации, которые тщательно тренируются под руководством тренеров высшей квалификации. Подготовка этих спортсменов осуществляется с применением новейших достижений науки и техники, а спортсмены проходят многоэтапный отбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

ний в сфере теории и методики занятий физическими упражнениями, формирование рациональной техники двигательных умений и навыков, становятся платформой для воспитания решительности и силы воли в преодолении значительных нагрузок в условиях все время повышающейся психоэмоциональной напряженности социума.

Список литературы:

1. Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили. - Киев: Освита, 1991. - 111 с.

3. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век Толерантности. Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ; 2001. - Вып. 1. - С. 8-18.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2007 - 528 с.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

6. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

7. Байчоров К.У Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. -СПб., 1998.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

© Соловьёва К.О.1

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Спорт как явление пришел к нам еще со времен Древнего Мира. Понятие «спорт» подразумевает под собой соревновательную деятельность которая нацелена на достижение наивысшего результата путем выполнения требуемых норм. В современном обществе рассматривают два направления: базовый или, другими словами, массовый спорт и спорт высших достижений. Спорт высших достижений направлен на установ-

1 Студент.

ление мировых рекордов, достижения наивысших результатов, таких, например, как, победа на Олимпийских играх, Чемпионате мира и т.д. В спорт высших достижений допускаются только самые лучшие спортсмены, спортсмены высшей квалификации, которые тщательно тренируются под руководством тренеров высшей квалификации. Подготовка этих спортсменов осуществляется с применением новейших достижений науки и техники, а спортсмены проходят многоэтапный отбор.

В системе подготовки современного спортсмена различают следующие разделы:

- наличие современной спортивно-тренировочной базы;

- перспективное планирование тренировочной работы;

- многоэтапный отбор кандидатов;

- проведение специализированной спортивной работы длительностью в несколько лет (физической, морально-волевой, тактической, теоретической, соревновательной работы и т.д.);

- идейно-воспитательная работа;

- комплексный контроль за подготовкой спортсменов;

- регулярное повышение квалификации тренерского состава;

- психологическая подготовка;

- материально-техническое обеспечение.

Специфика спорта в современном мире такова, что спортсмену постоянно приходится соревноваться и доказывать свое первенство, проводить подготовку, которая направлена на достижение наивысшего результата в самых разных географических и климатических условиях. Спортсменам высшей квалификации часто приходится приспосабливаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Как отмечает В.Н. Платонов, который является известным специалистом в области подготовки спортсменов высшей квалификации система современной подготовки спортсменов - это сложное явление, которое имеет в своей структуре определенные цели, методы и способы для достижения наилучшего результата, а также точно организованный педагогический процесс для подготовки спортсменов высшей категории.

Проблематика данного аспекта вопроса была сформирована давно. На сегодняшний день в подготовке спортсменов высшей квалификации выделяют: спортивную тренировку, соревнования, различные внетренировочные и внесоревновательные факторы, которые значительно влияют на окончательный результат предстоящих соревнований.

До основных сторон, которые непосредственно имеют влияние при подготовке спортсменов высшей квалификации относятся физическая, психическая, тактическая, техническая подготовка.

Физическая подготовка способствует и нацелена на укрепление здоровья спортсмена высшей квалификации, развитие необходимых физических качеств и достижения максимального уровня физического развития. Она

способствует укреплению определенной группы мышц, которая необходима спортсмену. Физическая подготовка делится на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка способствует повышению работоспособности спортсменов и включает в себя такие физические упражнения, как бег, плавание, ходьба, гимнастика и т.д.

Целью специальной физической подготовки является воспитание и развитие отдельных физических качеств, которые необходимы для спортсменов высшей квалификации в избранном виде спорта. Эта форма физической подготовки всегда систематична, нацелена на конкретный результат и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям. Она включает в себя специальные элементы и упражнения избранного вида спорта.

Соотношение общей физической подготовки и специальной физической подготовки постоянно варьируется и меняется по мере приобретения мастерства спортсменов высшей квалификации.

Техническая подготовка нацелена на обучение спортсмена высшей квалификации системе движений, которые максимально соответствуют особенностям выбранного вида спорта. Техническая подготовка или, другими словами, техническое мастерство показывает, что умеет делать спортсмен и как он умеет владеть мастерством конкретного вида спорта. При прохождении программы технической подготовленности спортсмена важно учитывать и точно понимать, что относиться к базовым, а что к дополнительным движениям. Те движения и действия, которые есть в основе технической оснащенности выбранного спортсменом вида спорта и без которых немыслимо эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих норм и есть базовыми. Для спортсменов высшей квалификации освоение базовых движений и умений является очень важной частью их спортивной деятельности.

Тактическая подготовка за словами В.Н. Платонова - это способность спортсмена грамотно и точно проанализировать, построить и предугадать ход борьбы, учитывая особенности определенного вида спорта, своих возможностей и возможностей соперников в сложившейся спортивной ситуации. Высокий уровень тактической подготовки спортсмена высшей квалификации напрямую зависит от освоения им форм и видов тактики спорта, которым он занимается. В своей знаменитой книге о спорте «Библия баскетбола» А.Я. Гомельский говорит, что тактика всегда опирается на стратегию, а стратегия является главной направленностью работы всей команды в целом, и отдельно взятого спортсмена.

Тактика - это составляющая часть стратегии. Она ставит конкретные задачи и решает их с помощью определенных возможностей и ресурсов команды, учитывая особенности подготовки соперников и внешних условий и факторов соревнований.

К психической подготовке относятся волевые, моральные и специальные психологические качества, которые формируются у спортсменов выс-

шей квалификации во время занятий спортом. По словам А.Ц. Пуни систематическое и целенаправленное занятие определенным видом спорта способствует формированию некоторых психических качеств спортсмена. Также он отмечает, что у представителей определенного вида спорта свои ведущие качества, так, например, у футболистов ярко выражаются выдержка, смелость и упорство, а гимнастам, к примеру, свойственны настойчивость, решительность и самостоятельность.

Известный профессор Г.И. Савенков разработал целую структуру психологической подготовки спортсменов высшей квалификации, которая имеет в своей основе следующие компоненты:

- Психологическая характеристика спортсмена высшей квалификации.

- Психологический паспорт избранного спортсменом вида спорта.

- Общий уровень психологической подготовки спортсмена, который включает в себя эмоциональные, волевые и моральные формы воздействия на конкретного спортсмена.

- Психологическая подготовка непосредственно перед соревнованиями.

- Психологическая подготовка вовремя соревнования спортсмена высшей квалификации.

- Психологическая подготовка после соревнования, где спортсмен может адекватно оценить свой результат, удачу или неудачу.

Психологическая подготовка спортсмена проводится самим тренером, который должен владеть психологическими знаниями, умениями и приемами. Иногда при психологической подготовке спортсмена высшей квалификации допускается привлечение профессионального психолога.

К сожалению, психологической подготовке спортсменов высшей квалификации, в нашей стране, определяется небольшая роль, что негативно влияет на подготовку спортсменов и часто сказывается на соревнованиях, принося негативный результат. Отечественные тренера хорошо освоили все виды подготовки спортсменов высшей квалификации, за исключением психологической подготовки.

Очень важным критерием при подготовке спортсменов высшей квалификации является планирование занятий и спортивной подготовки в целом. Так, к примеру, в специализированных заведениях и в вузах с соответствующим профилем обучения используют годовые планы, календари соревнований, планы-конспекты занятий для планирования работы при подготовке спортсменов высшей квалификации. Данные документы определяют принципы спортивной работы и индивидуальной нагрузки каждого спортсмена. Также стоит заметить, что система классической подготовки спортсменов высшей квалификации рекомендует начинать систематические и целенаправленные тренировки с 8-11-летнего возраста.

В Российской федерации предусмотрено три этапа подготовки в ДЮСШ для достижения наилучшего результата при воспитании и подготовке спортсменов высшей квалификации.

Первый этап - это этап начальной подготовки, который является основоположным в дальнейшей карьере спортсмена, так как на этом этапе закладываются и формируются базовые навыки и знания.

Второй этап - это учебно-тренировочный этап, где максимально важна систематичность и целенаправленность на достижение результата.

Третий этап - это этап спортивного совершенствования. Он является заключительным этапом, который базируется на двух предыдущих и дает возможность спортсмену, учитывая предыдущий опыт самосовершенствоваться.

Также немаловажным аспектом при подготовке спортсменов высшей квалификации является контроль за процессом подготовки. Спортсмены для достижения наилучших результатов контролируются на всех этапах подготовки, что способствует выработке нацеленности на результат и развивает качество ответственности. Контроль является необходимым элементом при подготовке спортсменов и ему определяют важную роль, поэтому в программе физического воспитания и подготовке спортсменов высшей квалификации контролю выделяют не менее 10 часов. Различают три виды контроля: этапный контроль, текущий контроль и оперативный контроль.

Во время тренировочного периода для максимального контроля используют тесты, которые максимально близки к соревновательной деятельности. Это позволяет спортсменам и тренерам выявить все слабые места спортсмена и спрогнозировать результат на соревнованиях. Контроль также позволяет выявить и подтянуть неуспевающих спортсменов. Так, например, во время контроля, баскетболисты выполняют серийные броски с заданных точек, борцы, при заданном лимите времени, броски куклы.

Все эти компоненты неотделимы друг от друга, очень важны и в комплексе составляют правильную подготовку спортсменов высшей квалификации.

Список литературы:

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорта, 1988. - 331 с.

2. Виленский М.Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 6. - С. 44-46.

3. Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высш.шк. - 1989. - 146 с.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

5. Головин В.А., Масляков В.А., Коробков А.В. Физическое воспитание. -М.: 1983.

6. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М. :Наука, 1970. - 270 с.

7. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник для пед. вузов по специальности 033100 - Физ. Культура / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. -М.: Академия, 2004. - 518 с.

8. Загорский Б.И. Физическая культура: практ. пособие / Б.И. Загорский, И.П. Залетев Ю.П. Пузыр. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. -383 с.

9. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / под общей ред. А.В. Карасева - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

10. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. - М: Знание, 1975.

11. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 531 с.

12. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Л.П. Матвеев. - Киев, 1999. - 320 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Соловьёва К.О.1

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Ситуация в нашем государстве такова, что радикальные меры для качественного улучшения состояния здоровья граждан и формирования высоких ценностных ориентиров населения, в особенности молодежи, необходимо принимать немедленно. Согласно накопленному мировому опыту, средства физической культуры и спорта, использованные в комплексе, эффективно решают проблемы снижения качества здоровья населения, ведут к образованию здорового морально-психологического климата в социуме в целом и в конкретных коллективах в отдельности. Такая универсальная способность всемирно признана учеными и специалистами и лежит в основе концепции развития физкультуры и спорта нашего государства. Актуальность данного аспекта

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.