Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ / ГРУППОВОЙ ИСК / ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ НОВЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярков Владимир Владимирович, Долганичев Владимир Вениаминович

Введение. Одной из коллективных форм судебной защиты выступает групповой иск. Институт группового иска является новым для российской правовой системы. Вместе с тем в зарубежных юрисдикциях он зарекомендовал себя как эффективное средство для защиты больших групп лиц, обеспечивающее более высокий уровень доступности судебной защиты. В настоящий момент в России данный институт только начинает развиваться и активно использоваться. В этой связи актуальными становятся не только вопросы научного осмысления данного института, но подготовка юристов, в том числе специализирующихся в области защиты коллективных интересов. Материалы и методы исследования. Методологию исследования составили общенаучные методы исследования: анализ и синтез; специальные методы, включая, специально-юридические: формально-юридический и сравнительно-правовой. Результаты исследования и их обсуждение. Работа состоит из двух больших разделов. В первом разделе исследуются вопросы, связанные с анализом существующих коллективных форм судебной защиты, среди которых можно выделить: процессуальное соучастие, защита неопределенного круга лиц, несостоятельность (банкротство), косвенные иски, групповые иски. Особый акцент делается на исследовании института групповых исков. Он анализируется с точки зрения доступности судебной защиты и значения для правовой системы России. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости подготовки юристов, специализирующихся в том числе на групповых исках. Соответственно вопросы преподавания соответствующих дисциплин и части курсов, посвященные использования инструментов группового иска, исследуются во втором разделе статьи. В частности, указанная часть статьи посвящена вопросам методики преподавания: включая традиционные и современные методики, информационные технологии. Выводы. По результатам исследования и их обсуждения авторы приходят к выводу о том, что групповой иск занимает важное место в системе коллективных средств судебной защиты. Именно этот факт обуславливает не только перспективность научных исследований в этой сфере, но и подготовку соответствующих специалистов в области защиты прав и законных интересов многочисленных групп лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF LEGAL SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF COLLECTIVE FORMS OF JUDICIAL REMEDY

Introduction. One of the collective forms of judicial remedy is a class action. The institution of a class action is a new one for the Russian legal system. Nevertheless, in foreign jurisdictions it has proven as an effective remedy for large groups of persons, providing a higher level of access to judicial protection. At the moment, this institute is only just beginning to develop and being actively used. In this connection, not only issues of scientific understanding of this institute are becoming relevant, but also training of lawyers, including those specializing in the protection of collective interests. Materials and methods. The research methodology consists of general scientific research methods: analysis and synthesis; special methods, including special legal ones: formal legal and comparative legal. Results of the research and their discussion. The paper consists of two large parts. The first part examines issues related to the analysis of existing collective forms of judicial remedy, including in particular joinder of the parties, protection of an indeterminate number of persons, insolvency (bankruptcy), derivative actions, class actions. Particular emphasis is given to the research of the institute of class actions. It is analyzed in terms of access to judicial protection and its significance for the Russian legal system. Based on the conducted analysis, it is concluded that it is necessary to train lawyers specializing in class actions among other issues. Accordingly, issues of teaching of relevant disciplines and parts of courses devoted to the use of class action tools are examined in the second part of the paper. In particular, this part of the paper is devoted to the issues of teaching methods including traditional and modern methodologies and information technology. Conclusions. Based on the results of the research and their discussion, the authors come to a conclusion that a class action occupies a very important place in the system of collective judicial remedies. This fact determines not only perspectivity of scientific research in this area, but also training of relevant specialists in the field of protection of rights and legal interests of numerous groups of persons.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 378.1

В. В. Ярков, В. В. Долганичев

Подготовка специалистов юридических направлений в контексте развития коллективных форм судебной защиты

Введение. Одной из коллективных форм судебной защиты выступает групповой иск. Институт группового иска является новым для российской правовой системы. Вместе с тем в зарубежных юрисдикциях он зарекомендовал себя как эффективное средство для защиты больших групп лиц, обеспечивающее более высокий уровень доступности судебной защиты. В настоящий момент в России данный институт только начинает развиваться и активно использоваться. В этой связи актуальными становятся не только вопросы научного осмысления данного института, но подготовка юристов, в том числе специализирующихся в области защиты коллективных интересов.

Материалы и методы исследования. Методологию исследования составили общенаучные методы исследования: анализ и синтез; специальные методы, включая, специально-юридические: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Результаты исследования и их обсуждение. Работа состоит из двух больших разделов. В первом разделе исследуются вопросы, связанные с анализом существующих коллективных форм судебной защиты, среди которых можно выделить: процессуальное соучастие, защита неопределенного круга лиц, несостоятельность (банкротство), косвенные иски, групповые иски. Особый акцент делается на исследовании института групповых исков. Он анализируется с точки зрения доступности судебной защиты и значения для правовой системы России. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости подготовки юристов, специализирующихся в том числе на групповых исках. Соответственно вопросы преподавания соответствующих дисциплин и части курсов, посвященные использования инструментов группового иска, исследуются во втором разделе статьи. В частности, указанная часть статьи посвящена вопросам методики преподавания: включая традиционные и современные методики, информационные технологии.

Выводы. По результатам исследования и их обсуждения авторы приходят к выводу о том, что групповой иск занимает важное место в системе коллективных средств судебной защиты. Именно этот факт обуславливает не только перспективность научных исследований в этой сфере, но и подготовку соответствующих специалистов в области защиты прав и законных интересов многочисленных групп лиц.

Ключевые слова: коллективные формы судебной защиты, групповой иск, доступность правосудия новые методики преподавания юридических дисциплин

Ссылка для цитирования:

Ярков В. В., Долганичев В. В. Подготовка специалистов юридических направлений в контексте развития коллективных форм судебной защиты // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 136-153. сМ: 10.32744^.2020.6.11

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 21 September 2020 Published: 31 December 2020

V. V. Yarkov, V. V. Dolganichev

Training of legal specialists in the context of development of collective forms of judicial remedy

Introduction. One of the collective forms of judicial remedy is a class action. The institution of a class action is a new one for the Russian legal system. Nevertheless, in foreign jurisdictions it has proven as an effective remedy for large groups of persons, providing a higher level of access to judicial protection. At the moment, this institute is only just beginning to develop and being actively used. In this connection, not only issues of scientific understanding of this institute are becoming relevant, but also training of lawyers, including those specializing in the protection of collective interests.

Materials and methods. The research methodology consists of general scientific research methods: analysis and synthesis; special methods, including special legal ones: formal legal and comparative legal.

Results of the research and their discussion. The paper consists of two large parts. The first part examines issues related to the analysis of existing collective forms of judicial remedy, including in particular joinder of the parties, protection of an indeterminate number of persons, insolvency (bankruptcy), derivative actions, class actions. Particular emphasis is given to the research of the institute of class actions. It is analyzed in terms of access to judicial protection and its significance for the Russian legal system. Based on the conducted analysis, it is concluded that it is necessary to train lawyers specializing in class actions among other issues. Accordingly, issues of teaching of relevant disciplines and parts of courses devoted to the use of class action tools are examined in the second part of the paper. In particular, this part of the paper is devoted to the issues of teaching methods including traditional and modern methodologies and information technology.

Conclusions. Based on the results of the research and their discussion, the authors come to a conclusion that a class action occupies a very important place in the system of collective judicial remedies. This fact determines not only perspectivity of scientific research in this area, but also training of relevant specialists in the field of protection of rights and legal interests of numerous groups of persons.

Keywords: collective forms of judicial remedy, class action, access to justice, new methodologies of teaching of legal disciplines

For Reference:

Yarkov, V. V., & Dolganichev, V. V. (2020). Training of legal specialists in the context of development of collective forms of judicial remedy. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 48 (6), 136-153. doi: 10.32744/pse.2020.6.11

_Введение

развитие гражданского оборота, появление массового производства и потре-] бления приводит к возникновению конфликтов, в которых участвует множества лиц. Естественно, указанные конфликты перерастают в судебные споры. Вместе с тем количество таких споров с учетом действовавшей долгое время модели «один истец - один ответчик» породило проблему загруженности судов, огромных временных затрат и денежных расходов. С целью обеспечения защиты прав множества лиц были разработаны различные коллективные формы защиты. Одной из таких форм выступает групповой иск. Институт группового иска уже давно известен иностранным право-порядкам, но в российской правовой системе появился совсем недавно, поэтому регулирование данного правового института, а также применение на практике, вызывает значительные затруднения. В связи с этим процесс подготовки специалистов в области применения групповых исков как никогда актуален. Отметим, что в юридических вузах и юридических факультетах университетов отсутствуют программы подготовки специалистов в сфере защиты групповых интересов. Одним из первых юридических вузов, где начинают преподавать дисциплины, посвященные коллективным формам защиты, является Уральский государственный юридический университет. В частности, в рамках программы магистратуры «Юрист (представитель) в сфере арбитражного, гражданского и административного судопроизводства», реализуемой кафедрой гражданского процесса, преподается ряд дисциплин, посвященных теме защиты коллективных интересов через институт группового иска, в том числе «Актуальные проблемы цивилистического процесса», «Гражданское судопроизводство за рубежом», а также «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов».

В этом смысле авторам представляется возможным разбить исследовательскую часть работы на два раздела. Первый раздел посвящен вопросам коллективных форм судебной защиты, а также групповому иску. Во втором разделе исследуется и описывается методика преподавания дисциплин или отдельных частей дисциплин, посвященных защите коллективных интересов.

Отметим, что настоящая статья посвящена не только анализу исключительно правовых явлений, но аспектам преподаванию специального курса, направленного на изучение отдельных институтов российского процессуального права. Такой комплексный подход позволяет показать значение самих коллективных форм судебной защиты для современной юридической практики, в том числе и с точки зрения доступности правосудия (групповой иск), так и обосновать необходимость подготовки юристов, специализирующихся на защите больших групп лиц.

_Материалы и методы исследования

В настоящем исследовании авторы использовали совокупность методов. Как уже было указано выше исследовательская часть разделена на два раздела. Поскольку в первом разделе исследуются исключительно правовые вопросы, следовательно, в нем авторы используют общенаучные и специально-юридические методы исследования. В частности, наиболее часто используется сравнительно-правовой метод. Использование такого метода обусловлена спецификой изучаемых правовых явлений, в

особенности это касается института группового иска, который был имплементирован в российскую правовую систему. В публикациях, посвященных групповому иску, неоднократно указывалось на его происхождение в системе англо-американского права. Именно возможность сравнения одного правового института позволяет раскрыть цели его существования и имплементации, достоинства и недостатки иностранного [1] и отечественного правового регулирования, обозначить пути совершенствования [2]. Сравнительно-правовой метод широко используется в отечественной юридической науке, в том числе в науке гражданского процесса [3].

_Результаты исследования и их обсуждение

Необходимость развития правового общества предполагает создание условий для оптимального сочетания, баланса интересов всех его членов, и государства в том числе. Важно создать такое равновесие, которое бы способствовало пропорциональному удовлетворению публичного, частного, общественного. В этой связи защита множества лиц, объединенных общим интересом, или интересом коллективным, становится приоритетным для той или иной юрисдикции.

Отметим, что традиционно гражданский процесс был спором только двух сторон: одного истца и одного ответчика. Однако развитие гражданского оборота повлекло за собой массовое нарушение прав, а как следствие, множество конфликтов и судебных споров. Таким образом возникли так называемые надиндивидуальные права [4, с. 60-61; 5, с. 37], для отстаивания которых и необходимы коллективные формы судебной защиты: классический индивидуальный иск перестал отвечать современным задачам судопроизводства [6, с. 26].

Во множестве современных юрисдикций, в том числе и России, существует несколько коллективных форм судебной защиты.

• защита неопределенного круга лиц;

• факультативное соучастие на стороне истца;

• групповые иски;

• косвенные (производные иски);

• несостоятельность (банкротство)1.

Указанные коллективные формы используются для защиты различных больших групп (коллективных субъектов): 1) неопределенный круг лиц, 2) факультативных соучастников, 3) многочисленной группы лиц [7, с. 27].

Следует отметить, что такие коллективные формы судебной защиты, как защита неопределенного круга лиц и факультативное соучастие достаточно давно знакомы как российскому, так и зарубежному гражданскому процессуальному законодательству [8, с. 105; 4].

Иски в защиту неопределенного круга лиц могут быть предъявлены в арбитражном, гражданском и административном судопроизводстве на основании статей 53 АПК2, 45-46 ГПК3 и 39-40 КАС4. Субъектами подачи таких исков выступают прокурор, органы государственной власти и местного самоуправления, а также

1 В зарубежных правопорядках существуют и другие коллективные формы защиты. Например, в США к таким формам также относят обязательное соучастие, участие третьих лиц, заявляющих и не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора и др.

2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

3 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

организации и граждане [8, с. 105-108]. При обращении с подобными исками возникает вопрос о том, что такое из себя представляет неопределенный круг лиц. Ни в законодательстве, ни доктрине не содержится понятие «неопределенный круг лиц». Не погружаясь в научную дискуссию по этому вопросу, отметим, что в общем виде неопределенный круг лиц можно определить как круг лиц, которых невозможно индивидуализировать (поименно определить) и которые имеют общий (коллективный) интерес в разрешении спора; при этом указанный круг лиц можно определить через общий признак. Это может быть характер защищаемых прав (например, права потребителей) или географическое расположение (например, жители города Екатеринбурга). Именно в рамках данной формы защиты проявляется указанный выше надындивидуальный характер защищаемых прав [4, с. 61]. Недостатком данного механизма является тот момент, что при предъявлении иска в защиту неопределенного круга лиц невозможно использование такого способа защиты прав как взыскание убытков.

Процессуальное соучастие на стороне истца также является достаточно известной формой защиты коллективных интересов. Основания вступления в дело соистцов четко регламентированы процессуальными кодексами и в самом общем виде связаны также с наличием общего интереса. Но при этом в данном случае интерес носит все же индивидуальный характер - у каждого из соистцов свой собственный интерес в процессе, который вытекает из какого-либо общего факта. Данное обстоятельство обуславливает положения соистцов в процессе: они реализуют свои процессуальные права самостоятельно, независимо от других соучастников. Недостаток данной коллективной формы судебной защиты состоит в том, что значительное увеличение числа соистцов может создавать трудности для суда и лиц, участвующих в деле, как организационного, так сущностного характера. Очевидно, что понадобится больше времени для совершения различных процессуальных действий, будут необходимы соответствующие помещения, чтобы вместить всех участников. Кроме того, усложнится деятельность суда по извещению каждого из соучастников, а также деятельность по исследованию и оценке доказательств [7, с. 27].

>— U VI W U

Групповые иски являются достаточно новой коллективной формой судебной защиты. Институт группового иска был имплементирован в российский цивилистиче-ский процесс из процессуального законодательства стран англо-саксонского права, где впервые появился и активно развивался. Он служит для защиты прав и интересов множества лиц, оказавшихся в одинаковой фактической ситуации. Групповые иски имеют сходство с процессуальным соучастием по основаниям возникновения, а также с защитой неопределенного круга лиц по количеству участников. Однако отличается от процессуального соучастия тем, что участники группы не являются полноправными участниками процесса, а от защиты неопределенного круга лиц - определенностью состава группы. При этом в групповом иске может быть использован такой способ защиты как взыскание убытков.

Косвенные иск также как и групповой иск является новой для российской систе-

I V \J f \J

мы формой защиты, представляющий собой иск, направленный на защиту прав и законных интересов лица, которое не является стороной материального правоотношения. Классическим примером косвенного иска выступает иск к директору о взыскании убытков в пользу юридического лица, предъявляемый участником его участником. Непосредственно субъектом спорного материального правоотношения такой участник не является, защищает права и интересы юридического лица, однако взыскание убыт-

ков влияет на его положение внутри корпорации, например, увеличение стоимости его доли в уставном капитале, цену его акций или размер дивидендов.

>— V VI V /• V

Еще одной коллективной формой судебной защиты выступает институт несостоятельности (банкротства) [9, с. 12]. Данный институт призван консолидировать требования кредиторов к несостоятельному должнику в одной процедуре в случае невозможности должника удовлетворить их требования. В случае возбуждения дела о несостоятельности утверждается арбитражный управляющий, который действует как в интересах кредиторов, так и в интересах должника. В этой связи банкротство похоже на групповой иск, при этом указанное не является единственным сходством указанных институтов. Следует отметить, что институт несостоятельности служит средством консолидации и, как следствие, защиты коллективных интересов и в том случае, если заинтересованными лицами предъявлены отдельные иски (требования) в разных судах -такие иски в случае уже возбуждённого дела о банкротстве должны рассматриваться (за определенными) исключениями в одном суде, которое такое дело ведет [9, с. 462].

Все эти формы защиты имеют общую цель: повышение эффективности судебной защиты посредством сокращения времени и затрат суда и сторон. Кроме того, использование данных форм судебной защиты также направлено на сокращение вероятности принятия противоречащих друг другу судебных актов по аналогичным делам. Можно также отметить, что приведенные коллективные формы судебной защиты могут дополнять положительные эффекты друг друга. Конечно, у каждой из указанных форм есть свои определенные недостатки, но в целом они позволяют обеспечить защиту прав и законных интересов больших групп лиц.

Обозначив возможные формы коллективной судебной защиты и охарактеризовав их, полагаем возможным обратиться к наиболее актуальному вопросу защиты коллективных интересов - групповому иску. Первоначально рассмотрим вопрос о понятии группового иска и его значении для любой правовой системы.

В науке цивилистического процесса существует несколько точек зрения на понятие группового иска [10]. На основе анализ российского и зарубежного законодательства, практики применения можно выделить следующие особенности группового иска:

• многочисленность персонального состава участников группы на стороне истца, не позволяющая, привлечь всех потерпевших в качестве соистцов;

• тождество требований всех лиц, чьи интересы защищаются групповым иском;

• совпадение фактических и правовых оснований исковых требований;

• наличие общего для всех истцов ответчика;

• наличие одного общего способа защиты;

• получение участниками группы общего положительного результата в случае удовлетворения судом группового иска;

• лицо, обращающееся в суд в защиту прав и законных интересов многочисленной группы лиц, сам является участником этой группы;

• только истец-представитель является стороной в процессе.

Для чего же нужен групповой иск? Значение групповых исков состоит в следующем. Во-первых, экономическая целесообразность, которая позволяет рассматривать множество мелких требований на небольшие суммы [11, с. 119]. Благодаря увеличению числа участников группового иска (достигается эффект масштаба) сокращаются расходы, связанные с рассмотрением дела [11, с. 120]. Во-вторых, доступность правосудия, которая обеспечивается как раз за счет снижения соответствующих расходов. Кроме того, доступность правосудия обеспечивается за счет участия лица, обратив-

шегося в защиту группы лиц, и профессиональных представителей, которые за счет их инициативности, а также потенциально возможного гонорара успеха, осуществляются защиту интересов пассивных участников группы [12, с. 218]. В этом смысле важен и психологический эффект группового иска, который побуждает защищать свои права в том случае, когда лицо ни при каких обстоятельствах не предъявило индивидуальный иск в силу отсутствия ресурсов, времени и нежелания связываться со сложной судебной системой. В-третьих, групповой иск обеспечивает процессуальную экономию, поскольку позволяют в одном процессе рассмотреть массу однотипных требований, наиболее полно выявить круг всех пострадавших и уравнять их шансы на получение возмещения при исполнении решения суда [13, с. 42]. В-четвертых, обеспечивается единообразие подходов к рассмотрению множества однотипных требований. Как указывает Н. А. Сутормин «Подавая групповой иск, истцы получают единое в отношении общей проблемы решение, которое обеспечивает равенство всех участников процесса, единообразное толкование норм применимого права и существующих фактов» [11, с. 121]. Единообразие в групповом производстве также обеспечивается возможным ограничением на подачу индивидуального иска. В-пятых, общая превенция, которая обеспечивается за счет раскрытия последствий удовлетворения группового иска, то есть взыскания огромных убытков и судебных расходов. Так пресекается не только противоправная деятельность одного ответчика, но и потенциально возможные массовые нарушения прав больших групп со стороны других участников гражданского оборота.

Рассмотрев вопросы теоретического понимания группового иска, обратимся к проблемам законодательного регулирования группового иска в Российской Федерации. С 01 октября 2019 г. в АПК РФ и ГПК РФ внесены изменения, которые, по сути, закрепили в процессуальном законодательстве новую [14] модель группового иска. Новые положения процессуальных кодексов уже анализировались учеными [15-17]. Изменения коснулись нескольких аспектов рассмотрения групповых исков, в том числе условий предъявления групповых исков, статуса истца-представителя и многочисленной группы лиц и т. д. В настоящем исследовании авторы избрали для анализа критерий «доступности правосудия», использование которого позволит рассмотреть вопросы законодательного регулирования групповых исков с другого ракурса. С точки зрения указанного критерия будут рассмотрены следующие аспекты регулирования группового иска: условия предъявления, субъект обращения с требованием, статус лица, обратившегося в защиту группы лиц (истец-представитель) и участников группы, а также порядок присоединения участников группы к требованию истца-представителя.

В актуальном законодательстве (ст. 225.10 АПК и ст. 244.20 ГПК) закреплены условия возбуждения группового производства:

1) имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;

2) предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;

3) в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;

4) использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав;

5) к требованию о защите прав и законных интересов этой группы лиц присоединились не менее пяти лиц - членов группы лиц для АПК РФ, и не менее двадцати лиц -членов группы лиц для ГПК РФ.

В отличие от предыдущего регулирования (условие о едином правоотношении [18, 38-404; 19]) новые условия стали носить более понятный характер - некоторые из них коррелируют с основаниями для процессуального соучастия, что, предполагаемо, позволит судьям лучше ориентироваться специфике групповых исков. Ясность условий также обеспечивает возможность потенциальных участников для обращения с групповым иском. Тем самым обеспечивается больший уровень доступности правосудия.

В соответствии со ст. 225.10 АПК РФ и ст. 244.20 ГПК РФ с групповым иском в суд могут обратиться:

• гражданин и организация, являющиеся членами этой группы лиц;

• орган, организация и гражданин, не являющиеся членами этой группы лиц, в случаях прямо предусмотренных законом.

Указанное положение существенно расширяет круг субъектов обращения с групповым иском. Следовательно, защита коллективных интересов потенциальных участников группы не зависит только от участника группы, а иные субъекты в силу возложенных на них полномочий будут смогут предъявить групповые иски. Естественным образом, расширение круга субъектов обращения с групповых исков повышает и уровень доступности правосудия.

Законодателем в ГПК РФ и АПК РФ подробно расписан правовой статус истца-представителя. Он должен быть участником самой многочисленной группы лиц, а также адекватно и добросовестно представлять интересы группы. Указанные требования, ответственность в виде прекращения полномочий (статьи 225.10-1, 225.15 АПК и статьи 244.22, 244.24 ГПК) и возможностью заключить соглашение о несении расходов (ст. 225.16-1 АПК и ст. 244.27 ГПК) обеспечивают, с одной стороны, права участников многочисленной группы лиц на надлежащее представительство своих интересов в суде, а, с другой стороны, мотивируют истца-представителя в принципе предъявить иск и вести процесс. Указанные нормы таким образом повышают стандарты качества ведения дела в защиту многочисленной группы лиц и, соответственно, позволяют говорить о повышении уровня доступности правосудия.

Следующим положением, которое представляется необходимым проанализировать с точки зрения доступности правосудия, является положение о статусе участников многочисленной группы лиц. Согласно ст. 225.10-2 АПК РФ и ст. 244.23 ГПК РФ участники группы, присоединившиеся к групповому иску, обладают небольшим объемом прав (знакомится с материалами дела, присутствовать в судебном заседании и т. д.), что позволяет сказать, что таких лиц нельзя считать полноправными участниками процесса. Они, обладая материальной и процессуальной заинтересованностью, что характерно для статуса истца, таковым не являются, тем самым приобретают статус особых участников процесса [14; 15]. Соответственно, не обладая статусом истцов, такие лица теряют одно из фундаментальных прав - право быть выслушанным, что означает снижение уровня доступности правосудия. Однако, как уже говорилось выше ведёт процесс в защиту интересов многочисленной группы лиц истец-представитель, что компенсирует ограниченность их прав, а также позволяет участникам экономить ресурсы и время.

Стоит также отметить положения законодательства о присоединении потенциальных участников группового иска к заявленному требованию. Процессуальные кодексы (ст. 225.10 АПК и ст. 244.20 ГПК) допускают возможность присоединения к групповому иску путем использования информационно-коммуникационных технологий [20].

Подача заявления о присоединении осуществляется путем направления его непосредственно истцу-представителю и в суд традиционными способами (нарочно или почтой), либо путем заполнения специальной формы на сайте суда или через информационные системы «Правосудие» и «Мой арбитр». Последние способы уже давно доступны для лиц, обращающихся с индивидуальными исками. В свою очередь предоставление такой возможности потенциальным участникам многочисленной группы лиц предоставляет большие гарантии присоединения и, как следствие, доступности судебной защиты.

Далее мы рассмотрим некоторые особенности преподавания в Уральском государственном юридическом университете специального курса «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов». Первоначально обратимся к целям и задачам данной дисциплины в контексте задач развития судебной системы.

Современная подготовка студентов учитывает практикоориентированность юридического образования, вместе с тем вовлекая студентов в определенных пределах в научно-исследовательскую деятельность. Например, цели подготовки магистра включают в себя навыки как исследовательской, так и педагогической деятельности.

Сложилось несколько основных методов преподавания, которые в той либо иной степени используются в университетах разных стран в зависимости от системы права (общего или континентального права), целей обучения, степени вовлеченности студентов в образовательный процесс. Особое внимание уделяется интерактивным методикам преподавания. В частности, выделяются деловые (ролевые игры), демонстрация, творческой задание, работа в малых группах, мозговой штурм, сократовский метод, направляемая дискуссия, дебаты и т. д. [21, с. 13-31].

Поэтому задачи преподавания данного курса сводятся к следующим. Во-первых, обеспечить информационную насыщенность курса «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов», изложив систему законодательства, судебной практики его применения по теме курса с использованием сравнительно-правового материала. Во-вторых, обеспечить методическую составляющую курса, снабдив его материалами юридической (судебной) практики, изложением современной доктрины и основных проблем, поднимаемых в этой сфере. Ведь одна из целей обучения студента - написание выпускной квалификационной работы (ВКР), которая может быть подготовлена только на базе современных правовых концепций и анализа проблемных вопросов юридической практики. В-третьих, помочь преподавателю в преподавании курса, предложив материалы, оптимально сочетающие аудиторную и самостоятельную научно-исследовательскую работу студента.

Объем работы определяется необходимостью охватить все основные вопросы данного курса (содержательный аспект) и соответствовать потребностям и особенностям преподавания при магистерской подготовке (методический аспект). В настоящее время студенты при обучении на ступенях «бакалавр», «специалист» и «магистр» в рамках изучения различных предметов и спецкурсов не получают углубленных знаний по вопросам, которые включает в себя спецкурс «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов», одновременно охватывающий рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве), рассмотрение дел по корпоративным спорам и рассмотрение групповых исков. Поскольку современная подготовка требует специализированного изучения студентами отдельных наиболее важных разделов процессуального права, то подготовка специального курса по данной теме соответствует современным приоритетам. Предлагаемый спецкурс является одновременно аналитико-информа-

ционным и справочно-познавательным, а также имеет характер обучающего пособия, способствуя формированию у студентов системы знаний и навыков по защите коллективных интересов в сопоставительном и сравнительно-правовом аспектах.

Основой для изучения данного курса являются национальные гражданское право, арбитражный и гражданский процесс, административное судопроизводство, исполнительное производство и ряд других отраслей права. Основными базовыми предметами выступают гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и судебное административное процессуальное право, которые присутствуют в учебных программах практически всех юридических вузов РФ. В начале статьи мы отмечали, что проблематика коллективных форм судебной защиты связана с сравнительно-правовыми и международными аспектами. В этой связи важным в контексте изучения данной дисциплины использование знаний из курса «Сравнительное правоведение», где студенты изучают базовые принципы и модели подобных исследований. Таким образом, данный спецкурс соединяет в себе систему ранее полученных знаний, дополняя ее более глубоким знанием отдельных вопросов. При работе со студентами важно с учетом небольшого количества часов обратить внимание на первом же занятии на необходимость самостоятельной подготовки и самостоятельной работы. Занятия при обучении в магистратуре являются больше формой контроля, установления степени освоения студентами той либо иной проблемы, чем формой учебы.

Следует обратить внимание студентов, во-первых, на важность работы с законодательством (АПК, ГПК, КАС, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), с целью уяснения базовой терминологии и основных понятий, например, таких как «коллективные интересы», «групповой иск», «корпоративные иски», «несостоятельность», «условия возбуждения дела о несостоятельности», «конкурсный кредитор», «истец-представитель», «арбитражный управляющий», etc. Важно при этом обратить внимание на нормативный характер многих этих категорий и понятий, необходимость их понимания в соответствии с толкованием судебной практики. Во-вторых, значимость уяснения системы источников защиты коллективных интересов, их иерархии и соотношения. В-третьих, важность работы с литературой и доктриной. В-четвертых, необходимость изучения судебной и арбитражной практики. В-пятых, по возможности, если вуз располагает соответствующей библиотекой, указанный материал может изучаться и на основе источников, опубликованных на иностранных языках.

Важно найти также оптимальное соотношение собственно международного и сравнительно-правового подходов в преподавании, поскольку они тесно связаны, но тем не менее преследуют разные цели. Если сравнительно-правовой анализ позволяет уяснить сходство и отличия различных правовых систем по определенным институтам, избранным для анализа, то международно-правовой анализ направлен на поиск узловых точек, в которых можно достичь взаимодействия в сфере трансграничных групповых исков, защиты иностранных инвесторов, признания и приведения в исполнение судебных актов по групповым, корпоративным искам, применения трансграничных антиисковых мер.

У каждого преподавателя сложилась своя методика чтения лекций и проведения занятий. В качестве наших рекомендаций выскажем следующее. При ведении занятий в магистратуре, на наш взгляд, надо уделять больше внимания содержательной и аналитической стороне лекции и практического занятия, чем стараться использовать какие-то педагогические приемы для более зримого донесения материала. Как правило, студенты в магистратуре имеют большую внутреннюю мотивацию на получение

глубоких и системных знаний по изучаемому предмету, поэтому вряд ли есть необходимость здесь прибегать к тем приемам, которые используются при ведении занятий со студентами на этапе подготовки специалистов и бакалавров. Как уже отмечалось выше развитие коллективных форм защиты, в том числе групповых исков пока еще не обеспечено большим количеством специалистов в данной сфере, что позволит слушателем курса - будущим выпускникам магистратуры занять свою «нишу» в юридическом бизнесе. Рассказ, в том числе, об этом позволит усилить мотивацию и так уже достаточно мотивированных студентов.

В лекции можно рекомендовать обратить внимание на основные источники законодательства, историю развития данного вопроса как России [10], так и за рубежом (правовые институты защиты коллективных за рубежом прошли длительный путь развития, и рассмотрение предпосылок зарождения, модификаций [9, с. 14-22; 22, с. 186-189] позволяют магистрантам оценить степень обоснованности появления тех или иных институтов в российской правовой системе), уровень и систему его док-тринального освоения, обозначить основные проблемы и предложить по ним какие-то варианты решений, спорные вопросы. На наш взгляд, не надо бояться излишней информативности лекции, поскольку, например, в сфере использования группового иска очень значима полная и достоверная картина тех либо иных положений, которые освещаются лектором.

На практическом занятии можно предложить обсуждать эти проблемы при проверке среза знаний. Полезным будет к каждому практическому занятию дать поручения одному-двум студентам подготовить небольшое сообщение по определенному узкому вопросу, прежде всего путем сравнительно-правового анализа, обобщения судебной практики, например, о толковании понятия условий предъявления группового иска, etc.

Полезным может быть проведение учебных процессов, просмотр видеофильмов со сценами арбитражного процесса, зарубежного гражданского процесса (в частности, отдельные вопросы защиты коллективных интересов, в том числе посредством группового иска рассматриваются во многих художественных фильмах и сериалах), участие в судебных разбирательствах. В этой связи важным является изучение правовых явлений, которые представлены в художественном произведении, и сравнение такого представления с реально действующим законодательством. В этом и состоит применение такого метода изучения как кейс-стади (case study). Особенности юридической деятельности, в том числе, судебной позволяют указанную методику применить приближенно к будущей практической деятельности. Так, кафедра гражданского процесса УрГЮУ достаточно тесно взаимодействует с судами Свердловской области, что позволяет студентам изучать судебные дела, присутствовать в судебных заседаниях. В результате соответствующего анализа ситуации студенты могут уже в аудитории вместе преподавателем и другими студентами обсудить соответствующие кейсы. Существует также возможность обсудить возникшие вопросы (за исключением конфиденциальных) непосредственно с действующими судьями, специализирующимся на рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), корпоративных споров и групповых исков. Такой подход обеспечивает возможность сформировать у студентов соответствующие знания, умения и навыки не только с точки зрения теории и своего опыта, но и опыта профессиональных юристов.

Важным является то, что данная дисциплина преподается с применением модульной системы, которая позволяет разбить весь изучаемый материал на соответствующие части. Таким образом обеспечивается постепенное изучение дисциплины в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рамках нескольких самостоятельных частей, объеденных общей целью. Так, в первом модуле изучаются общие вопросы коллективных форм судебной защиты, далее осуществляется переход к изучению отдельных форм, после этого магистранты углубляются в изучение отдельных вопросов того или иного правового института (например, группового иска).

На наш взгляд, более предпочтительной является письменный экзамен, в котором в качестве задания будет фигурировать необходимость написания глубокого, обстоятельного и аргументированного юридического заключения по какой-либо сложной юридической ситуации в рамках изучаемой дисциплины. Такие аналитические заключения по отдельным достаточно специальным правовым вопросам стали распространенной формой работы практикующих юристов, особенно из научной среды. Поэтому студентам было бы целесообразно предложить написать такое заключение по любой конкретной ситуации, в том числе и с использованием практики, приведенной в настоящей книге.

При этом по методике обучения, принятой во многих зарубежных юридических высших школах, им следует разрешить использовать законодательство, сборники судебной практики, за исключением книг доктринального характера. Главное, что будет лежать в основе оценки преподавателем качества заключения - это проведенный студентом анализ, умение увидеть решение вопроса системно, во взаимодействии со всеми элементами правовой системы как российского, так и международного частного права.

Перед письменным экзаменом можно провести устный зачет, но не в виде классического монолога студента перед преподавателем, а в форме последовательного обсуждения наиболее значимых вопросов курса. Наша рекомендация исходит из того, что группы студентов, обучающихся в магистратуре, достаточно небольшие - 10-15 человек, в связи с чем в течение одного или двух учебных дней можно последовательно «проговорить» все основные вопросы темы.

По своему содержанию магистерская профессиональная образовательная программа должна иметь две примерно равные по объему составляющие - образовательную и научно-исследовательскую. Образовательная часть программы должна включать дополнительные главы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины - включая наш спецкурс. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом студента под руководством научного руководителя, с возможностью привлечения одного или двух научных консультантов.

По своей идеологии обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка имеет пределы. Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах.

Итоговая аттестация в магистратуре заключается в следующем. В завершающем семестре магистратуры предусматривается защита выпускной работы - магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя.

Таким образом, курс «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов» предназначен для специализированной подготовки и ставит студента перед не-

обходимостью применять в процессе обучения всю совокупность полученных ими юридических знаний и правовых технологий, причем делать это в неразрывной связи материального, процессуального и процедурного права.

В этой связи, во-первых, первоначально необходимо освоить основные понятия и категории данного курса. Уже отмечалось, что ими являются «коллективные интересы», «групповой иск», «корпоративные иски», «несостоятельность», «условия возбуждения дела о несостоятельности» и другие. Во-вторых, стремиться к изучению большего числа законодательных источников, при возможности - в оригинальном виде. Повторимся, что данная дисциплина носит, в том числе, сравнительно-правовой характер, что обуславливает необходимость изучения иностранного законодательстве на иностранном языке, в том числе таких источников, как Правила гражданского судопроизводства Англии и Уэльса, Федеральные правила гражданского процесса США, Гражданское процессуальное уложение ФРГ, etc. Данное обстоятельство предъявляет повышенные требования к знаниям и компетенциям студентов. Однако такие требования и компетенции в современном мире являются базовыми и позволяют будущему специалисту получить больший объем знаний и навыков работе с иностранными документами, и, как следствие, занять более выгодные позиции на рынке юридических услуг. Важно также отметить, что любой самый полный сборник законодательства в каких-то разделах может достаточно быстро утратить актуальность в связи с правовыми новеллами. В-третьих, изучать, прежде всего, базовые нормативные акты. В-четвертых, изучать судебную практику - как опубликованную, так и неопубликованную, как российскую, так и зарубежную. Изучение ее является относительно доступным в том смысле, что она сосредоточена в электронных базах данных. Студентов не должна смущать нередкая неоднозначность юридической и судебной практики, поскольку в современных условиях правовая система достаточно динамична. Кроме того, многие положения и док-тринального плана стали развиваться от судебной практики.

В-пятых, не следует никогда ставить точку в полученной системе знаний, поскольку и базовые категории могут постепенно эволюционизировать в связи с развитием законодательства. В этом плане есть необходимость в постоянной актуализации знаний и информации.

Поэтому после усвоения основных категорий важно при изучении каждого крупного вопроса темы устроить небольшую дискуссию, для того, чтобы увидеть разные подходы к решению определенной проблемы и постараться выработать общее решение либо обозначить пункты, по которым сохраняются принципиальные разногласия.

В-шестых, при всем обилии современной литературы необходимо уделить особое внимание изучению классических и относительно полных работ, построенных по принципам большого учебного курса. В этом случае рассматриваемые вопросы даются автором более полно и системно, от общего к частному. Кроме того, начинать надо всегда с серьезных работ специалистов, зарекомендовавших себя длительной и квалифицированной научной работой.

Цель обучения в магистратуре - не только получение определенной суммы знаний, но и подготовка магистерской диссертации как формального результата всего процесса обучения. Выскажем несколько рекомендаций по написанию магистерской диссертации, прежде всего, как работы аналитического характера. В рамках курса «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов» изучается множество различных проблемных вопросов, которые могут быть выбраны магистрантом для написания магистерской диссертации, в том числе, формы защиты коллективных ин-

тересов, рассмотрение дел о защите прав и интересов неопределенной группы лиц, защита прав кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве) (включая вопросы привлечения к субсидиарной ответственности), групповой иск в арбитражном, гражданском и административном судопроизводстве (различные аспекты данной темы) и т. д. Любая такого рода работа (не только диссертация, но и доклад, аналитическая записка etc.) строятся примерно по следующей структуре:

1. Постановка проблемы (например, проблема закреплений условий предъявления иска в защиту многочисленной группы лиц), в чем Вы видите ее прикладное и теоретическое значение, каковы могут последствия нерешенности данной проблемы (выше, характеризуя проблему доступности правосудия, мы отмечали некоторые проблемы условий предъявления группового иска).

2. История возникновения проблемы, если уместен с учетом объема материала - краткий исторический экскурс в вопрос - каким образом проблема развивалась (например, в России существовало два вариант регулирования условий предъявления группового иска: с 2009 по 2019 гг. и с 2019 г. по н.в., или в США групповой иск начал развиваться еще в XIX в.).

3. Внутренняя структура проблемы - на какие отдельные вопросы она распадается, с какими другими проблемами она взаимосвязана (в предложенном примере темы могут быть рассмотрены вопросы классификации условий, нормативного закрепления, связанности указанных условий с понятием группового иска или институтом доступности правосудия).

4. Объем юридической практики в данной сфере и правовое регулирование; следует также дать обзор основных доктрин, сложившихся в данной сфере. Если точек зрения очень много, то необходимо провести их классификацию по научным школам и направлениям (в сфере группового иска как средства судебной защиты важным факторов развитии института выступила практика арбитражных судов).

5. Факторы, определяющие существование данной проблемы. Их следует проанализировать и классифицировать - факторы экономического, организационного плана, влияние традиций, менталитета и т. д.

6. Проблема интересов в данной сфере. Отметить, кто заинтересован в разрешении проблемы, и, наоборот, кто не заинтересован в ее решении? При этом следует отметить (1) факторы, вызывающие существование проблемы, которые сравнительно легко устранимы либо влияние которых может быть локализовано и смягчено, и (2) факторы, вызывающие существование проблемы, которые крайне сложно устранимы, которые могут быть преодолены, например, только всем ходом исторического развития, изменением менталитета, и т. д.

7. Возможные пути разрешения проблемы: первоочередные и перспективные варианты (в сфере гражданского процесса предлагаются конкретные изменения в законодательство, разъяснения законодательства для судебных инстанций).

8. При определении вариантов решения проблемы целесообразно дать анализ способов воздействия на каждый из факторов, вызывающих существование данной проблемы, субъектов, которые будут способствовать разрешению проблемы, и которые будут противодействовать либо саботировать ее решение.

9. Здесь уместно показать, как аналогичная проблема разрешается за рубежом и насколько применимы способы разрешения аналогичных проблем, существующие за рубежом, к российским реалиям (особенно важно это в контексте того, что групповой иск наиболее развит в зарубежных юрисдикциях).

10. Классифицировать способы решения проблемы - правовые - изменение законодательства, организационные - модели взаимодействия, экономические факторы, стимулирование заинтересованности определенных профессиональных и социальных групп и т. д.

11. Оценка результативности и эффективности предлагаемых мер в случае их реализации, то есть прогностический анализ действия предлагаемых Вами мер решения проблемы.

_Выводы

В первом разделе исследовательской части работы нами были обозначены формы коллективной судебной защиты, закрепленные в российском процессуальном законодательстве. Мы отметили основные их характеристики, достоинства и недостатки. В действительности, во многих юрисдикциях существуют аналогичные, а также специфические формы коллективной защиты. Среди указанных форм одной из интереснейших и активно развивающихся является институт группового иска. Приведенный анализ показывает, что групповой иск является разработкой, имеющей ряд существенных достоинств: экономическая целесообразность, доступность правосудия, обеспечение единообразия и т. д. Анализ российской модели группового иска показывает, что новейшей процессуальное законодательство в этой области обеспечивает достижение более высокого уровня доступности правосудия.

Первый раздел исследовательской части имел своей целью показать, что вопросы коллективной защиты многообразны и сложны. В свою очередь групповой иск наиболее новый для российской правовой системы и нуждается в дальнейшем исследовании. Однако без практики его применения невозможно развитие института. По сути, указанный раздел является предпосылкой для второго, посвященного вопросам преподавания соответствующего курса «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов», обосновывает важность подготовки специалистов в области групповых исков.

Во втором разделе исследовательской части авторами проанализированы цели и задачи соответствующего курса, а также методы его преподавания. В целом следует отметить, что сам курс носит практикоориентированный характер, то есть в первую очередь направлен на выработку профессиональный компетенций, которые магистранты после завершения соответствующего курса могли бы использовать в своей юридической деятельности. Соответственно, методики преподавания подчинены этому этой цели. Вместе с тем отмечаем, что без знания и уяснения базовых общетеоретических дисциплин («Сравнительное правоведение») и знания специальных (процессуальных) дисциплин («Арбитражный процесс», «Гражданский процесс») невозможно изучение курса, посвященного вопросам защиты коллективных интересов. В этом курсе также важным выступает изучение, или даже конструирование базовых понятий. Важным при преподавании и изучении курса «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов» является изучение зарубежного опыта регулирования соответствующих вопросов. Но не только теоретическая проработка и анализ зарубежного опыта играют огромную роль в преподавании дисциплины, но и практические навыки, связанны с такими методами преподавания как работа в группах, кейс-стади, консалтинг, ролевые игры. Важно отметить, что любая дисциплина в магистратуре, в том числе,

настоящий курс преподается по модульной системе, который позволяет переходить от более общих моментов к частным, углубляя знания и навыки магистрантов. Сложность соответствующего курса заключается в том, что он является достаточно специализированным, изучение которого затруднительно без освоения предыдущего материала. В этой связи авторы также дают некоторые рекомендации по изучению тех или иных вопросов курса.

Далее авторы отмечают, что обучение в магистратуре преследует формализованную цель - написание магистерской диссертации, в том числе по проблематике изучаемого специального курса. В этой связи в статье приводятся краткие рекомендации по подготовке такой выпускной квалификационной работы.

В заключение подчеркнем творческий характер обучения в магистратуре, который направлен, прежде всего, на самостоятельное изучение и освоение учебного и прикладного материала. Преподаватель в данном случае выступает больше как советник и консультант, чем лицо, дающее определенную и законченную систему знаний для изучения. Курс «Рассмотрение судами дел о защите коллективных интересов» обеспечивает обобщение уже имеющихся знаний студентов о коллективных формах защиты, а также получение новых знаний. Поэтому студенты должны быть готовы к активной познавательной работе, поскольку как указывается в основной части статьи вопросы рассматриваемые в курсе носят сложный многогранный характер, их проработка невозможна без изучения огромных массивов информации: российского и зарубежного законодательства, судебной практики, доктринальных источников, в том числе, на иностранных языках. Преподаваемый курс в этом смысле позволяет магистрантам получить знания, умения и навыки для возможности работы в новой бурно развивающейся и перспективной области защиты коллективных интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М.: Волтерс Клувер, 2009. 584 с.

2. Кузнецова О. А. Сравнительно-правовой метод в цивилистических диссертациях // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2020. Т. 2. № 2. 183-214.

3. Фокин Е. А. Сравнительное правоведение в сфере гражданского процессуального права: предмет, цели и перспективы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3. С. 152-160.

4. Химмельрайх А. Коллективная правовая защита - иски объединений и право объединений на предъявление иска в немецком гражданском процессе // Правоприменение. 2019. № 3(2). С. 59-76.

5. Gidi A. The Class Action Code: A Model for Civil Law Countries // Arizona Journal of International & Comparative Law. Vol. 23. № 1. 2005. Pp. 37-53.

6. Cappelletti M. The Judicial Process in Comparative Perspective. Oxford, 1989. 456 p.

7. Лукьянова И. Н. Доступ к правосудию больших групп лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 9. С. 26-33.

8. Shandurskiy D. Representative Actions in Russia // Russian Law Journal. 2018. № 6(1). Pp. 100-118.

9. Klonoff R. H. Class actions and other multi-party litigation in a nutshell. Thomson Reuters. 2017. 487 p.

10. Аболонин Г. О. Массовые иски. М.: Волтерс Клувер, 2011. 416 с.

11. Сутормин Н. А. Преимущества и недостатки группового иска // Государство и право. 2020. № 7. С. 119-123.

12. Cappelletti M., Gart B. Access to justice: the newest wave in the worldwide movement to make rights effective // Bafallo Law Review. 1978. Vol. 28. P. 181-292.

13. Анохин В. С. Коллективные иски в арбитражном процессе: плюсы и минусы // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 3. С. 40-42.

14. Лукьянова И. Н. Защита прав граждан групповым иском // Закон. 2019. № 12. С. 166-175.

15. Малешин Д. Я. Новеллы групповых исков // Журнал российского права. 2020. № 5. С. 94-103. DOI: 10.12737/ jrl.2020.058.

16. Жаглина М. Е. Институт группового иска: современное состояние и тенденции развития // Право и образование. 2020. № 7. С. 97-106.

17. Самсонов Н. В. Групповые иски - новый вид исков в российском гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 1. С. 22-27.

18. Алехина С. А., Туманов Д. А. Проблемы защиты интересов группы лиц в арбитражном процессе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 1. С. 38-43.

19. Стрельцова Е. Г. О некоторых сложностях практического применения гл. 28.2 АПК РФ // Право и политика. 2010. № 4. С. 718-733.

20. Незнамов А. В. «Цифровое просвещение», доступность правосудия и экономическая составляющая цифровизации гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 9. С. 53-57.

21. Интерактивные методики изучения гражданского процесса. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей юридических вузов / Под редакцией В. В. Яркова. М.: Статут. 2016. 136 с.

22. Сутормин Н. А. История развития и современное состояние группового иска в США // Закон. 2018. № 8. С. 186-197.

REFERENCES

1. Lezhe R. Great Legal Systems of Modern Time: A Comparative Legal Approach. Moskow, Volters Kluver Publ., 2009. 584 p. (in Russ.)

2. Kuznetcova O. A. Comparative Legal Method in Civil Theses. Metodologicheskie problemy civilisticheskih issledovanij, 2020, vol. 2, no. 2, pp. 183-214. (in Russ.)

3. Fokin E. A. Comparative Civil Procedure: Subject, Aims and Prospects. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija, 2018, no. 3, pp. 152-160. (in Russ.)

4. Himmelreich A. Collective legal protection - class actions and the right of associations to sue in German civil proceedings. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2019, vol. 3, no. 2, pp. 59-76. DOI: 10.24147/2542-15 14.2019.3(2).59-76.

5. Gidi A. The Class Action Code: a Model for Civil Law Countries. Arizona Journal of International & Comparative Law, 2005, vol. 23, no. 1, pp. 37-53.

6. Cappelletti M. The Judicial Process in Comparative Perspective, Oxford, 1989. 456 p.

7. Luk'janova I. N. Access to Justice of Numerous Group of Persons. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2018, no. 9, pp. 26-33. (in Russ.)

8. Shandurskiy D. Representative Actions in Russia. Russian Law Journal, 2018, no. 6(1), pp. 100-118. (in Russ.)

9. Klonoff R. H. Class Actions and Other Multi-Party Litigation in a Nutshell, Thomson Reuters. 2017. 487 p.

10. Abolonin G. O. Mass actions, Moscow, Volters Kluver Publ., 2011. 416 p. (in Russ.)

11. Sutormin N. A. Advantages and Disadvantages of a Class Action. Gosudarstvo i parvo, 2020, vol. 7, pp. 119-123. DOI: 10.31857/S102694520010712-4. (in Russ.)

12. Cappelletti M., Garth B. Access to Justice: the Newest Wave in the Worldwide Movement to Make Rights Effective. Bafallo Law Review, 1978, vol. 28, pp. 181-292.

13. Anokhin V. S. Class Action in Arbitraz Procedure: Advantages and disadvantages. Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess, 2011, no. 3, pp. 40-42. (in Russ.)

14. Lukyanova I. N. Protecting Individual Rights in Class Action. Zakon, 2019, no. 12, pp. 166-175. (in Russ.)

15. Maleshin D. Ya. Class Action Novels. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 5, pp. 94-103. DOI: 10.12737/jrl.2020.058. (in Russ.)

16. Zhaglina M. E. Class Action Lawsuit: Current State and Development Trends. Pravo i obrazovanie, 2020, no. 7, pp. 97-106. (in Russ.)

17. Samsonov N. V. Class Actions Lawsuits as a New Type of Claims in Russian Civil Procedure. Arbitrazhnyiigrazhdanskii protsess, 2020, no. 1, pp. 22-27. (in Russ.)

18. Alekhina S. A., Tumanov D. A. Problems of Group of Persons' Advocacy in Arbitration Court. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2010, no. 1, pp. 38-43. (in Russ.)

19. Streltsova E. G. Certain Difficulties of Practical Application of Chapter 28.2 of the Arbitrazh Procedure Code of the Russian Federation. Pravo i politika, 2010, no. 4, pp. 718-733. (in Russ.)

20. Neznamov A. V. "Digital Education", Accessibility of Justice and Economic Component of Digitalization of the Civil Proceedings. Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess, 2019, no. 9, pp. 53-57. (in Russ.)

21. Yarkov V. V. (ed.) Interaktivnye metodiki izuchenija grazhdanskogo processa [Interactive Methods of Studying Civil Procedure], Moskow, Statut Publ., 2016, 136 p. (in Russ.)

22. Sutormin N. A. Class Litigation in the USA: Past and Present. Zakon, 2018, no. 8, pp. 186-197. (in Russ.)

Информация об авторах Ярков Владимир Владимирович

(Россия, Екатеринбург) Профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданского процесса, Уральский государственный юридический университет E-mail: grpr@usla.ru ORCID ID: 0000-0003-2644-5940

Information about the authors

Vladimir V. Yarkov

(Russia, Ekaterinburg) Professor, Doctor of Juridical Sciences, Head of the Department Civil procedure, Ural State Law University E-mail: grpr@usla.ru ORCID ID: 0000-0003-2644-5940

Долганичев Владимир Вениаминович

(Россия, Екатеринбург) Доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, Уральский государственный юридический университет E-mail: dolganichev@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-9429-3136

Vladimir V. Dolganichev

Associate Professor, PhD in Juridical Sciences, Associate Professor of the Department Civil procedure, Ural State Law University E-mail: dolganichev@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-9429-3136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.