Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейное образование / специалист по семейному образованию / курсы повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию» / homeschooling / specialist in home schooling / extension courses on program «Specialist in homeschooling»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антуфьева Марина Павловна

Статья посвящена вопросу подготовки в системе повышения квалификации специалистов по семейному образованию. Целью статьи является освещение результатов разработки и апробации курсов повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию». Обосновывается необходимость сопровождения семейного образования. В качестве причин упоминаются рост количества семей, отдающих предпочтение данной форм образования, возникающие затруднения при взаимодействии данных семей с государственными образовательными организациями, а также неготовность части родителей её организовывать. Освещается востребованность специалиста, вовлеченного в данный процесс, который организует взаимодействие семьи и коллективного субъекта сопровождения семейного образования. Обозначена цель курсов по формированию компетенции способности и готовности обучающихся осуществлять организационно-педагогическое сопровождение семейного образования. Представлена декомпозиция данной компетенции, содержательное наполнение курсов, обеспечивающее достижение цели и базирующееся на модели компетенций специалиста семейного образования и модели организационно-педагогического сопровождения семейного образования. В статье представлены результаты апробации курса повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антуфьева Марина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines extension courses in the structure of continuing education. The purpose of the article is to highlight the results of the development and testing of extension courses for the «Specialist in Homeschooling» program. The need of supporting of homeschooling is substantiated. The reasons cited are the increase in the number of families who prefer this form of education, difficulties arising in the interaction of these families with state educational organizations, as well as the unwillingness of some parents to organize it. The demand for a specialist involved in this process, who organizes the interaction of the family and the collective entity providing support for family education, is highlighted. The question is raised about the purpose of the courses, which is to develop competence: the ability and readiness of students to provide organizational and pedagogical support for family education. The indicators of the formation of this competence are revealed. The content of the courses is considered. It is based on the competencies of the homeschooling specialist model and the structure of organizational and pedagogical support. The article presents the results of testing the extension courses for the «Specialist in Homeschooling» program.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

вариант ответа 19. «Практика прошла успешно, но после рабочего дня сильно уставала из-за большего количества общения. Абсолютно не хотелось вечером ни с кем общаться и чувствовала напряжение в горле. Каждый учитель в течение рабочего дня общается с огромным количеством людей, а это энергозатратно и сложно».

вариант ответа 20. «Особенно мне трудно было заставить работать детей, которые не хотят работать - в каждом классе есть такие ребята. И в течение практики пыталась заинтересовать этих ребят творческими заданиями и т.д. И, кажется, иногда мне это удавалось, но я очень уставала, а времени на отдых не хватало, что тоже грустно».

Выводы. Можно сделать вывод, что будущие педагоги адекватно оценивают стрессовые ситуации, но в силу небольшого педагогического опыта испытывают сложности в восстановлении, а также распределении времени, чтобы снизить уровень стресса в профессиональной деятельности. Также, после прохождения активной педагогической практики, каждому будущему педагогу необходимо обратить внимание на личную стрессоустойчивость, как на одно из профессионально важных качеств педагога. Зная свой тип стрессоустойчивости можно проработать те личностные качества, от которых зависит эффективность противостояния стрессу в профессиональной деятельности в том числе.

Литература:

1. Бильданов, В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.

2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

3. Леви, Л. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции: медицинские, индустриальные и военные последствия стресса / Л. Леви. - Ленинград: Медицина, 1970. - 326 с.

4. Кружилина, Т.В. Педагогические условия формирования стрессоустойчивости педагогов / Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова, Т.Г. Неретина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-stressoustoychivosti-pedagogov (дата обращения: 14.10.2023)

5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с.

Педагогика

УДК 374

учитель Аитуфьева Марина Павловна

Цент поддержки семейного образования (г. Санкт-Петербург)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. Статья посвящена вопросу подготовки в системе повышения квалификации специалистов по семейному образованию. Целью статьи является освещение результатов разработки и апробации курсов повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию». Обосновывается необходимость сопровождения семейного образования. В качестве причин упоминаются рост количества семей, отдающих предпочтение данной форм образования, возникающие затруднения при взаимодействии данных семей с государственными образовательными организациями, а также неготовность части родителей её организовывать. Освещается востребованность специалиста, вовлеченного в данный процесс, который организует взаимодействие семьи и коллективного субъекта сопровождения семейного образования. Обозначена цель курсов по формированию компетенции - способности и готовности обучающихся осуществлять организационно-педагогическое сопровождение семейного образования. Представлена декомпозиция данной компетенции, содержательное наполнение курсов, обеспечивающее достижение цели и базирующееся на модели компетенций специалиста семейного образования и модели организационно-педагогического сопровождения семейного образования. В статье представлены результаты апробации курса повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию».

Ключевые слова: семейное образование, специалист по семейному образованию, курсы повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию».

Annotation. The article examines extension courses in the structure of continuing education. The purpose of the article is to highlight the results of the development and testing of extension courses for the «Specialist in Homeschooling» program. The need of supporting of homeschooling is substantiated. The reasons cited are the increase in the number of families who prefer this form of education, difficulties arising in the interaction of these families with state educational organizations, as well as the unwillingness of some parents to organize it. The demand for a specialist involved in this process, who organizes the interaction of the family and the collective entity providing support for family education, is highlighted. The question is raised about the purpose of the courses, which is to develop competence: the ability and readiness of students to provide organizational and pedagogical support for family education. The indicators of the formation of this competence are revealed. The content of the courses is considered. It is based on the competencies of the homeschooling specialist model and the structure of organizational and pedagogical support. The article presents the results of testing the extension courses for the «Specialist in Homeschooling» program.

Key words: homeschooling, specialist in home schooling, extension courses on program «Specialist in homeschooling».

Введение. Семейное образование представляет собой форму получения образования, предусмотренную Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ и организуемую исключительно родителями [12]. В настоящий момент наблюдается рост количества семей, отдающих предпочтение данной форме образования. Об этом свидетельствует данные Минпросвещения: в России в 2023 г. 64 тыс. детей получают образование в семейной форме (в 2015-2016 учебном году число детей на семейном образовании составляло 8,5 тыс.), в Москве это цифра близится к 13 тысячам, что составляет более 1% от общего числа школьников.

Проблема семейного образования стала привлекать внимание государственных деятелей (В.А. Никонов, Л.Н. Духанина, Я. В. Лантратова) и обсуждаться специалистами в области образования. В 2020 году в Российской Федерации была зарегистрирована Национальная ассоциация семейного образования (НАСО), целью которой является развитие семейного образования и поддержка родителей детей-хоумскулеров. Кроме того, в 2019 году Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выступила инициатором проведения экспертно-аналитического исследования по совершенствованию законодательного регулирования семейной формы получения образования, а также возможности сочетания различных форм обучения при освоении образовательных программ общего образования. Эти факты дают основание сделать вывод о развитии данной формы получения образования в отечественной практике.

Взаимодействие семей, практикующих семейное образование, и образовательных организаций в настоящий момент не регламентировано и в основном сводится к проведению промежуточных и итоговых аттестации, на которые ребенок, получающий семейное образование, имеет законодательное право. Однако реализация семейного образования нередко сопряжена с определенными проблемами [7]. Вот некоторые из них, выявленные в исследованиях семейного образования в последние годы:

-40% семей испытывали формальные и психологические трудности при переходе на семейное образование [6];

- 49% родителей имеют низкую степень готовности к семейному образованию [16];

- 20% родителей, выбравших семейное образование для своего ребенка, испытывают критику и непонимание со стороны знакомых и родственников [6];

- наблюдаются сложности при взаимодействии с образовательными организациями [1];

- существует фрагментарность и несовершенство регулирования семейного образования [8].

Решение видится в разработке системы сопровождения и консультационной службы семейного образования, необходимость в которой отмечают родители (76,5% родителей хотели бы при возможности обратились бы к услугам центров поддержки и сопровождения семейного образования [3]), специалисты в области образования (Т.В. Потемкина [11]) и председатель Ассоциации развития семейного образования А.Ю. Семенычев.

В связи с этим возникает потребность в специалисте, в функции которого входила бы организация взаимодействия семьи и субъекта, реализующего сопровождение. Учителя и представители администрации частных и государственных образовательных организации Санкт-Петербурга, принявшие участие в исследовании, оценили необходимость наличия данного специалиста, на 7 баллов из 10 (в опросе участвовали 187 респондентов). В некоторых государственных школах появляются сотрудники, носящие разные названия, например, ответственный за организацию образования в семейной форме и самообразованию (ГБОУ СОШ № 683 г. Санкт-Петербурга), ответственный за семейное образование (ГБОУ СОШ № 597 г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 38 г. Санкт-Петербург), ответственный координатор (ГБОУ СОШ №14 г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 331 г. Санкт-Петербург) и чаще всего совмещающие данные функции с должностью заместителя директора по УВР. В частном секторе практикуют эксперты, тьюторы и коучи семейного образования. В Институте международных экономических связей в рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» существует специальность «Педагог семейного образования». На наш взгляд, все вышеупомянутые позиции и их функции может объединить специалист по семейному образованию, осуществляющий организационно-педагогическое сопровождение семейного образования.

Целью статьи является освещение результатов разработки и апробации курса повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию».

Изложение основного материала статьи. В связи со стремительными изменениями в социально-экономических отношениях, с культурными и правовыми преобразованиями, развитием технологий, возникновением новых педагогических и социальных феноменов происходит появление запроса педагогов на непрерывное образование, которое, по мнению И.С. Батраковой, A.B. Тряпицына, выступает как гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала человека [2].

В структуре непрерывного образования взрослых курсы повышения квалификации (объемом от 16 до 72 часов), как дополнительное профессиональное образование, направлены на:

- удовлетворение профессиональных запросов обучающихся или их образовательных запросов в целом по совершенствованию или получению новой компетенции, необходимой для осуществления профессиональной деятельности в рамках уже имеющейся квалификации и без изменения уровня образования;

- расширение, углубление, актуализацию, обновление теоретических знаний и практических навыков обучающихся [5].

Отличия курсов повышение квалификации от базового профессионального образования состоит в большей их

маневренности, готовности оперативно реагировать на образовательные запросы обучающихся, меньшей теоретизированностью и двухсторонней связи с практикой, ускоренном образовательном результате за счет меньшего срока обучения, высокой степени мотивации слушателей и возможности их участия в апробации, развитии и реализации инновации. Именно поэтому курсы повышения квалификации были выбраны как форма обучения по программе «Специалист по семейному образованию». Следует отметить, что данная специальность не включена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367) [9], а также не представлена в специальностях вузовской подготовки.

Курсы повышения квалификации специалиста по семейному образованию были разработаны на базе Центра поддержки семейного образования (оказывает организационно-педагогическое сопровождение и консультационные услуги семьям, реализующим семейное образование) г. Санкт-Петербурга и осуществлялись с частичным применением дистанционных технологий, что соответствует понятию «смешанное обучение». Именно включение дистанционных технологии, по мнению О.В. Ибрагимовой и Н.В. Кузнецовой, позволяет придать дополнительному образованию более доступный характер и обеспечить более эффективную систему организации, сопровождения и контроля процесса обучения [4]. Кроме того, применение дистанционных технологий дает возможность разработать свои индивидуальный образовательный маршрут и следовать по нему в приемлемом темпе, что максимально удовлетворяет образовательным потребностям слушателя курсов.

Курсы рассчитаны на 48 часов и включают 3 модуля: 2 базовых и 1 вариативный - профильный. Целью курсов повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию» является формирование компетенции «способность и готовность обучающихся осуществлять организационно-педагогическое сопровождение семейного образования». Слушатель в ходе обучающего курса приобретает:

- знания особенностей семейного образования (правовых, организационных; педагогических); специфики его организационно-педагогического сопровождения (этапов, уровней, направлений);

- умения планирование, применять адекватные формы и технологии, а также создавать условия для осуществления организационно-педагогического сопровождения семейного образования;

- способность владеть методами оценивания эффективности осуществления организационно-педагогическое сопровождения семейного образования.

Модульная основа построения курсов была выбрана, поскольку имеет ряд преимуществ, отмеченных в работах М.А. Чошанова [14], П.А. Юцявичене [15], А.К. Павлова [10] и др., и дает возможность:

- производить интеграцию и дифференциацию содержания модулей, тем самым обеспечивать разработку курса на трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном и как следствие сформировать целевую компетенцию на пороговом, базовом или продвинутом уровне;

- самостоятельно работать обучающемуся по индивидуальному маршруту с программой, включающей целевую программу действий, банк информации и методическое руководство.

Содержательное наполнение курса повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию» основывается на:

1. Модели компетенций специалиста по семейному образованию.

Для построения модели компетенций специалиста семейного образования использовалась «Практика создания моделей компетенций», описанная В.В. Стрыгиной, Е.В. Виноградовой [13], а также результаты эмпирического исследования (результаты опроса учителей и представителей администрации государственных и частных школ в г. Санкт-Петербург, N = 187). Модель компетенций представляет собой организованную структуру, состоящую из кластеров компетенций, то есть набора тесно связанных между собой компетенций, следующих для специалиста по семейному образованию:

а) менеджерские, определяющие способность управлять процессами и ресурсами при сопровождении семейного образования;

б) цифровые - навыки эффективного пользования информационно-коммуникационными технологиями для решения поставленных профессиональных задач в области семейного образования;

в) правовые - готовность и способность использовать знания образовательного законодательства в области семейного образования применительно к практическим ситуациям;

г) психологические - способность и готовность выстраивать эффективное межличностное взаимодействие между участниками образовательных отношений, вовлеченных в реализацию семейного образования;

д) педагогические, необходимые для эффективной организации учебного процесса ребенка-хоумскулера;

е) андрагогические - способность и готовность учитывать жизненные установки, опыт родителей при выявлении их образовательных потребностей в рамках реализации семейного образования.

2. Структуре процесса организационно-педагогического сопровождения семейного образования, включающей:

- инвариантные компоненты: концептуально-целевой (определяет цель, принципы и подходы к организационно-педагогическому сопровождению), содержательный (представлен направлениями организационно-педагогического сопровождения: информационное, психолого-педагогическое, правовое, организационное, предметно-содержательное и ресурсно-методическое), операционно-деятельностный (определяет формы, технологии и средства), результативный, представленный критериями результативности (психологическим и образовательными);

- вариативные компоненты (этапы (подготовительный этап, диагностический, деятельностный, оценочно-перспективный) и уровни сопровождения (адаптационный, базовый, экстренный, кризисный))[1].

Для контроля освоения содержания программы курсов применялись входная диагностика ожиданий и компетентности слушателей по теме курсов; текущий контроль освоения содержания программы, итоговый контроль.

В апробации курсов повышения квалификации приняли участие 20 человек, социологический портрет которых включал следующие характеристики: женщина (100%) возраста от 30 до 45 лет, имеющая высшее образование (80% педагогическое, 20% психологическое), взаимодействующая с семьями, реализующими семейное образование (70%), работающая в частной школе\центре (75%), в государственной школе (15%) или в психолого-педагогическом центре (10%). В ходе входного контроля слушатели озвучили свои ожидания от программы, к которым отнесли: 1. понимание особенностей семейного образования и владение методами и технологиями взаимодействия с данными семьями; 2. достижение организационной разработанности процесса сопровождения семейного образования; 3. владение инструментами оказания содействия при возникновении затруднений у семьи, реализующей семейное образование; 4. понимание правовых основ взаимодействия государственных школ и семей, практикующих семейное образование при прохождении аттестации; 5. ликвидацию профессиональных дефицитов, проявляющихся при работе семьями, осуществляющими семейное образование.

Оценка результативности программы подтвердила, все слушатели достигли базового уровня развития компетенции «способности и готовности обучающихся осуществлять организационно-педагогическое сопровождение семейного образования», 65% слушателей достигли продвинутого уровня, при этом 90% обучающихся заявили о соответствии курса своим ожиданиям, 80% дали высокую оценку курсам с точки зрения их практикоориентированности, 75% отметили содержание курсов как «интересное и полезное».

Выводы. Курсы повышения квалификации обладают высоким потенциалом и мобильностью в системе непрерывного образования, что позволяет им оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в стране, на появление новых социальных и педагогических феноменов, а также удовлетворять профессиональные образовательные запросы взрослых, в том числе педагогических работников, взаимодействующих с семьями, реализующими семейное образование, в рамках осуществления их сопровождения. Актуальность курсов повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию» обусловлена ростом количества семей, выбирающих данную форму получения образования и отсутствием разработанной системы сопровождения данных семей. Содержание курсов, опирающееся на структуру организационно-педагогического сопровождения семейного образования и модель компетенции специалиста по семейному образованию, имеет модульное построение и реализуется в смешанном формате, подразумевающем сочетание применение дистанционных технологий с очным обучением, что позволяет создать комфортную образовательную среду.

Литература:

1. Антуфьева, М.П. Организационно-педагогическое сопровождение семейного образования: обоснование сущности и структуры / М.П. Антуфьева, Е.Ю. Игнатьева // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - №6. - С. 915-921

2. Батракова, И.С. Особенности организации занятий в системе повышения квалификации педагогов / И.С. Батракова, A.B. Тряпицын // Известия ВГПУ. - 2009. - №6 (40). - С. 90-94

3. Жуйкова, К.В. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего: Аналитический отчет по результатам социологического исследования / К.В. Жуйкова, C.B. Ляликова, В.М. Карпова; под ред. А.И. Антонова. -Москва: МАКС Пресс, 2018. - 145 с.

4. Ибрагимова, О.В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании / О.В. Ибрагимова, Н.В. Кузнецова // Образовательные технологии и общество. -2015. - №3. - С. 421-435

5. Коршунов, И.А. Век живи -век учись: непрерывное образование в России / И.А. Коршунов,О.С. Гапонова,

B.М Пешкова; под ред. И.А. Коршунова, И.Д. Фрумина. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.-312 с.

6. Любицкая, К.А. Семейное образование в России: барьеры и механизмы их преодоления / К.А. Любицкая,

C.B. Янкевич, Н.П. Княгинина, Е.В. Петякина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2022. -№ 1. -С. 143-157

7. Ляликова, C.B. Основные вопросы семейного образования: результаты социологических исследований / C.B. Ляликова, В.М. Карпова // Социология. - 2022. - №2. - С. 142-153

8. Матвеев, В.Ю. Правовое регулирование семейного образования на региональном и муниципальном уровнях / В.Ю. Матвеев //Журнал российского права. -2018.-№11.-С. 97-105

9. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94: Постановление Госстандарта РФ N 367: [Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России 26 декабря 1994 г.]. - Москва: ИПК Издательство стандартов, 1995. - 310 с.

10. Павлов, А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие / А.К. Павлов. -Москва-Петрозаводск: Издательский центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. - 85 с.

11. Потемкина, Т.В. Консультационные услуги для родителей в условиях семейного образования: перспективы развития / Т.В. Потемкина // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - №1. - С. 74-78

12. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 27Э-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. - Москва: Собрание законодательства РФ, 2012.- 160 с.

13. Стрыгина, В.В. Практика создания моделей компетенций / В.В. Стрыгина, Е.В. Виноградова // Социальная психология и общество. - 2012. -№ 3. - С. 129-149

14. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М.А. Чошанов. -Москва: Народное образование, 1996. - 160 с.

15. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.

16. Якунина, А.Н. Педагогические условия становления семейного образования в России: культурно-исторический подход: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Якунина Анастасия Николаевна. - Москва, 2014. - 23 с.

Педагогика

УДК 37.088.2

магистрант 1 курса группы МСДО-23 Архипова Ксения Андреевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Выбор темы данного исследования обусловлен актуальностью и высокой значимостью образования в современном обществе. Образование играет важную роль в становлении будущего поколения. Качество образования оказывает влияние не только на персональный успех каждого обучающегося, но и на развитие общества в целом. Современное образование диктует высокие требования к личности педагога ДОО. Для достижения выдающихся результатов в сфере образования необходимо не только обеспечить наличие высококвалифицированных педагогов, но и сформировать персонал, преданно и ответственно относящийся к своей деятельности. Стимулирование сотрудников -важнейший элемент, гарантирующий эффективное функционирование учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Мотивация включает в себя различные факторы, такие как финансовое вознаграждение, карьерный рост, признание профессиональных заслуг, уважительное и справедливое отношение. В современной образовательной сфере предпринимались разнообразные усилия по установлению систем мотивации для сотрудников учебных учреждений. Тем не менее, из-за разнообразных факторов, включая внешние и внутренние, эти системы не всегда приводят к положительным результатам. Необходимо разработать и внедрить эффективную систему мотивации персонала ДОО.

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, вознаграждение, персонал образовательного учреждения, педагогическая деятельность.

Annotation. The choice of the topic of this study is due to the relevance and high importance of education in modern society. Education plays an important role in the development of the future generation. The quality of education influences not only the personal success of each student, but also the development of society as a whole. Modern education dictates high demands on the personality of a preschool teacher. To achieve outstanding results in the field of education, it is necessary not only to ensure the availability of highly qualified teachers, but also to develop staff who are dedicated and responsible for their activities. Stimulating employees is the most important element that guarantees the effective functioning of institutions carrying out the educational process. Motivation includes various factors such as financial reward, career growth, recognition of professional merit, respectful and fair treatment. In the modern educational field, various efforts have been made to establish motivation systems for employees of educational institutions. However, due to a variety of factors, including external and internal, these systems do not always lead to positive results. It is necessary to develop and implement an effective system of motivation for preschool staff.

Key words: motivation, stimulation, remuneration, personnel of an educational institution, pedagogical activity.

Введение. В современной системе стимулирования персонала наблюдается сдвиг от обычных финансовых поощрений к более комплексным методам. Сегодня сотрудникам важен не только размер оплаты труда, но и возможность продвижения по службе и улучшения профессионального статуса. Для достижения этой цели требуется разработать целенаправленные программы, которые будут способствовать развитию и продвижению работников, а также предоставят возможность получения новых знаний и повышения квалификации.

Помимо этого, система стимулирования персонала учебной организации должна строиться на признании достижений каждого сотрудника. Педагогическая деятельность требует высокой степени физической и психологической нагрузки, именно поэтому так важно, чтобы вклад каждого работника в развитие учеников и процесса образования был бы оценен должным образом. Принцип справедливости - неотъемлемая составляющая системы мотивации персонала. Педагоги должны иметь абсолютную уверенность в том, что их заслуги будут оценены справедливо, а все решения, которые касаются оплаты труда и карьерного развития, будут приниматься объективно.

Уважение со стороны коллег - ключевой компонент в системе мотивации. Работа в сфере образования подразумевает постоянное взаимодействие между сотрудниками, именно поэтому формирование доверительной и искренней атмосферы является особо важным условием. Для успешного функционирования системы мотивации и высокой продуктивности работы сотрудники должны всегда поддерживать и уважать друг друга.

Все вышеперечисленные критерии составляют основу для совершенствования системы стимулирования сотрудников образовательного учреждения. Необходимо постоянно дорабатывать эту систему в сфере образования, чтобы обеспечить качественный образовательный процесс и содействовать развитию каждого обучающегося. Только благодаря такому комплексному подходу образовательное учреждение сможет реализовать свои цели и достичь успеха в своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.