Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМА / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антуфьева Марина Павловна, Игнатьева Елена Юрьевна

Целью исследования является обоснование сущности и структуры организационно-педагогического сопровождения семейного образования. В статье представлены характеристики организационно-педагогического сопровождения, обусловленные специфической формой семейного образования (цель, полисубъектный характер, наличие нормативно-правового аспекта, этапы); определено содержание организационно-педагогического сопровождения, структурированное в виде направлений, выявленных при изучении проблем семей, реализующих семейное образование. Научная новизна состоит во введении в научный оборот понятия «организационно-педагогическое сопровождение семейного образования», обосновании специфики процесса, обозначаемого данным понятием, и аргументированном доказательстве потребности в нем практики семейного образования. В результате выявлены особенности и сформулированы принципы организационно-педагогического сопровождения семейного образования, а также его формы и направления, выделенные на основе теоретических и эмпирических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антуфьева Марина Павловна, Игнатьева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF HOME EDUCATION: ESSENCE AND STRUCTURE

The paper reveals the essence and structure of organizational and pedagogical support of home education. The article describes the characteristics of organizational and pedagogical support (purpose, multi-subjective nature, normative and legal aspect, stages) conditioned by the specificity of home education, proposes a model of organizational and pedagogical support developed taking into account specific problems facing families implementing home education. The researchers introduce into scientific circulation the notion “organizational and pedagogical support of home education”, revel the specificity of this process, justify the need for such kind of support, and herein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: relying on theoretical and empirical data, the authors identify the principles and forms of organizational and pedagogical support of home education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ»

Е Л Ь С Т

4 гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 6. С. 915-921 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 915-921

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Организационно-педагогическое сопровождение семейного образования: обоснование сущности и структуры

Антуфьева М. П., Игнатьева Е. Ю.

Аннотация. Целью исследования является обоснование сущности и структуры организационно -педагогического сопровождения семейного образования. В статье представлены характеристики организационно-педагогического сопровождения, обусловленные специфической формой семейного образования (цель, полисубъектный характер, наличие нормативно-правового аспекта, этапы); определено содержание организационно- педагогического сопровождения, структурированное в виде направлений, выявленных при изучении проблем семей, реализующих семейное образование. Научная новизна состоит во введении в научный оборот понятия «организационно-педагогическое сопровождение семейного образования», обосновании специфики процесса, обозначаемого данным понятием, и аргументированном доказательстве потребности в нем практики семейного образования. В результате выявлены особенности и сформулированы принципы организационно-педагогического сопровождения семейного образования, а также его формы и направления, выделенные на основе теоретических и эмпирических данных.

EN

Organizational and Pedagogical Support of Home Education: Essence and Structure

Antufyeva M. P., Ignatyeva E. Y.

Abstract. The paper reveals the essence and structure of organizational and pedagogical support of home education. The article describes the characteristics of organizational and pedagogical support (purpose, multi-subjective nature, normative and legal aspect, stages) conditioned by the specificity of home education, proposes a model of organizational and pedagogical support developed taking into account specific problems facing families implementing home education. The researchers introduce into scientific circulation the notion "organizational and pedagogical support of home education", revel the specificity of this process, justify the need for such kind of support, and herein lies scientific originality of the study. The research findings are as follows: relying on theoretical and empirical data, the authors identify the principles and forms of organizational and pedagogical support of home education.

Введение

Семейное образование - это форма получения образования вне образовательных учреждений, то есть вне системы формального образования. Сущностными характеристиками семейного образования являются: а) исключительная ответственность родителей за образование ребенка; б) его добровольность и осознанность; в) высокая степень индивидуализации и ориентации на потребности субъектов образовательного процесса (Антуфьева, 2019). Данная форма получения образования организуется и осуществляется внутри семьи силами самих родителей, а также дает право проходить промежуточные аттестации в форме экстерната в любом выбранном родителями образовательном учреждении (Об организации получения образования..., 2013; Об образовании в Российской Федерации., 2012).

Актуальность проведения исследований семейного образования связана с ростом количества семей, выбирающих семейную форму образования как альтернативную традиционной. Эта тенденция, являясь общемировой, все активнее проявляется и в России. Последние два года этот процесс также отчасти обусловлен пандемией и внедрением дистанционных образовательных технологий. Кроме того, в 2020 году в Российской Федерации была зарегистрирована Национальная ассоциация семейного образования (https://na-so.ru), целями которой выступают популяризация семейного образования и поддержка родителей, чьи дети находятся на семейном образовании. Эти факты подтверждают развитие феномена семейного образования в России.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210152

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Между тем анализ форумов родителей (forum.littleone.ru; mnogodetok.ru; familyeducation.ru), посвященных семейному образованию, дает возможность сделать вывод о том, что родители часто испытывают трудности при реализации данной формы образования, связанные с организацией учебного процесса, а также взаимодействием с образовательными учреждениями при прохождении промежуточных и итоговых аттестаций. Результаты анализа судебных разбирательств, размещенных на портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html) (осуществлялся на основании поиска точной фразы в тексте акта), позволили утверждать, что в большинстве случаев именно родители являются истцами. Это происходит по причине того, что при реализации семейного образования ущемляются права самих родителей и их несовершеннолетних детей, предъявляются необоснованные требования, выносятся неправомерные постановления.

Возможным вариантом решения данных проблем может быть организационно-педагогическое сопровождение семейного образования. При этом необходимо обратить внимание на то, что организационно-педагогическое сопровождение, также как и педагогическое сопровождение, следует рассматривать в качестве деятельности, не замещающей образование, а сопутствующей образовательному процессу, то есть не включающейся в качестве необходимого компонента в него (Кузьмин, Макарова, 2011). Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- выявить особенности организационно-педагогического сопровождения, обусловленные спецификой семейного образования;

- сформулировать принципы организационно-педагогического сопровождения относительно семейного образования;

- обосновать направления организационно-педагогического сопровождения семейного образования, уточняющие его сущность.

Методами исследования выступают: анализ педагогических, психологических, философских, социологических литературных источников различного типа по теме исследования; изучение и обобщение управленческого и педагогического опыта; абстрагирование; анализ теоретический, сравнительно-сопоставительный; анкетирование, обработка данных анкетирования.

Теоретической базой послужила философская, педагогическая, психологическая, социологическая зарубежная и отечественная литература, в которой рассматриваются теории и практики сопровождения в общем и организационно-педагогического сопровождения, в частности. Так, теоретические основы сопровождения заложены в исследованиях Е. И. Казаковой (2009), Е. В. Яковлева, Н. О. Яковлевой (2010), И. Ю. Трус (2003). Существует ряд работ по организационно-педагогическому сопровождению, объектами которого выступали посредническая деятельности специалистов социальных учреждений (Логунова, 2014), профессиональное самоопределение обучающихся (Усманов, 2016), социальная адаптация студентов (Лаптева, 2016), профильное обучение (Лысых, 2008), развитие заграншкол (Еронин, 2013), подготовка спортсменов (Степыко, 2018). Несколько публикаций посвящено сопровождению семейного образования, однако в них рассматриваются только отдельные его аспекты (тьюторство, психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования) (Ковалева, 2011; Маркова, Сикович, 2017), комплексные исследования организационно-педагогического сопровождения семейного образования нами не выявлены.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения организационно-педагогического сопровождения семейного образования (его сущность, принципы, структура, формы) являются основой для разработки моделей его реализации, что позволит урегулировать проблемы, возникающие в семейном образовании.

Особенности организационно-педагогического сопровождения семейного образования

Прежде всего следует отметить недостаточную теоретическую обоснованность понятия «организационно-педагогическое сопровождение» в психолого-педагогической литературе. Анализ определений организационно-педагогического сопровождения, представленных в научных исследованиях, показал, что, выделяя в самом определении две составляющие, авторы подчеркивают две взаимосвязанные стороны этого процесса: организационную, направленную на управление и координацию деятельности субъектов, и педагогическую, направленную на определение содержания, форм, методов обучения, программно-методического, информационно, технологического обеспечения (Лысых, 2008; Ачкасов, 2009; Мошкина, 2014; Степыко, 2018). При определении организационно-педагогического сопровождения в общем случае следует учитывать следующие характеристики:

- оно имеет процессуальный характер, то есть в нем можно выделить этапы, при этом это управляемый процесс;

- является целенаправленным субъект-субъектным взаимодействием;

- направлено на стимулирование самостоятельного принятия решения сопровождаемым;

- имеет содержание, может быть реализовано в разных формах и разными методами.

Рассмотрим характеристики организационно-педагогического сопровождения семейного образования, обозначив его особенности.

Цель организационно-педагогического сопровождения семейного образования обусловлена спецификой объекта сопровождения. Согласно определению, семейное образование - организация такой деятельности ребенка, которая имеет своей целью овладение «знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни» (Об организации получения образования..., 2013, с. 1). Таким образом, целью организационно-педагогического сопровождения семейного образования будет являться создание условий для повышения эффективности деятельности по получению образования в семейной форме, по освоению учащимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Поскольку семья является полифункциональной системой, состоящей из определенных элементов (членов семьи), обладающих определенными ресурсами (образовательными, психологическими, материальными и др.) и находящихся между собой в определённых отношениях (Хоменко, 2011), то организационно-педагогическое сопровождение семейного образования будет носить полисубъектный характер.

Данное сопровождение предусматривает договорные отношения между образовательной организацией и родителями, реализующими семейное образование, подразумевает наличие нормативно-правового аспекта в организационно-педагогическом сопровождении семьи.

Организационно-педагогическое сопровождение семейного образования имеет процессуальный управляемый характер. Основными его этапами являются: подготовительный этап (запрос семьи), диагностический (этап оценки ресурсов семьи и сопровождающей организации, поиск оптимального способа решения проблемной ситуации), деятельностный (собственно сопровождение), оценочно-перспективный.

Сущность данного организационно-педагогического сопровождения проявляется во взаимодействии коллективных субъектов (семьи и сопровождающей организации), инициируемом сопровождаемой стороной для решения текущих или экстренно возникших проблемных ситуаций (например, при несданной промежуточной аттестации).

Содержание организационно-педагогического сопровождения напрямую зависит от проблем, с которыми сталкивается семья, и может быть реализовано в разных формах (пролонгированных или краткосрочных) и разными методами. В свою очередь, перечень проблем семей, выбравших форму семейного образования, определяет направления организационно-педагогического сопровождения, которые более подробно будут представлены ниже.

Таким образом, во всех характеристиках организационно-педагогического сопровождения семейного образования проявляются специфические особенности, обусловленные объектом сопровождения. Наиболее ярко они представлены в цели, во взаимодействии коллективных субъектов, содержании сопровождения, а также нормативно-правовых отношениях между семьей и сопровождающей организацией.

Принципы и формы организационно-педагогического сопровождения семейного образования

Основываясь на принципах организационно-педагогического сопровождения, выделенных Е. П. Ерони-ным (2013), Р. И. Кузьминым, Л. Н. Макаровой (2011), учитывая предмет исследования, сформулируем принципы организационно-педагогического сопровождения семейного образования:

1) принцип персонализации, который в нашем контексте подчеркивает необходимость учета специфики проектирования и осуществления образовательного процесса, исходя из потенциала семьи и стимулирования развития этого потенциала;

2) принцип конвенциональности, предполагающий соглашение об осуществлении сопровождения, совместный поиск приемлемых форм сотрудничества с чётким определением направлений сотрудничества с семьёй;

3) принцип открытости, диалога между сопровождающей и сопровождаемой сторонами;

4) принцип вариативности и нелинейности сопровождения, который реализуется через организацию многоуровневого взаимодействия, сочетания различных форм, механизмов, видов действий по сопровождению образовательной деятельности конкретных субъектов;

5) принцип системности, заключающийся в единстве логики, структуры и взаимосвязанных этапов организационно-педагогического сопровождения как динамичной системы;

6) принцип взаимоответственности сторон заключается в том, что в основе взаимоотношений семьи и школы лежит обязательство избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, что будет способствовать понижению уровня конфликтных ситуаций и обеспечивать стабильность и эффективность взаимных отношений в целом.

Что касается форм, то вслед за О. В. Логуновой (2014) и С. П. Романовой (2010) в качестве форм организационно-педагогического сопровождения мы выделили пролонгированные и краткосрочные формы. Вместе с тем при реализации организационно-педагогического сопровождения в научных исследованиях встречаются следующие типы взаимодействия, которые можно соотнести с его формами: консультирование (консультационная поддержка - краткосрочная\пролонгированная форма), супервизия (краткосрочная\пролонгированная форма) и тьюторство (пролонгированная форма). Так, применительно к семейному образованию указанные типы взаимодействия используются в зарубежных странах. Например, в Канаде назначается помощник-тьютор, который посещает семью в течение года, оказывая содействие и помощь при реализации семейного

образования (Brabant, Dumond, 2017), в Австралии данную роль выполняет модератор, дающий рекомендации по организации образовательного процесса (Jackson, 2017), в Сингапуре также родители и дети на семейном образовании вправе получать сопровождение их деятельности по обучению детей для сдачи обязательных ежегодных экзаменов и экзаменов за начальную ступень обучения (Mia Huan Tan, 2020).

Учитывая результаты опроса учителей и руководителей образовательных организаций, представленные в ходе решения следующей задачи, мы гипотетически предполагаем, что оптимальной для нашей страны формой организационно-педагогического сопровождения будет выступать консультирование (консультирование как форму оказания помощи семьям, реализующим семейное образование, выбрали 55% из 187 респондентов), поскольку консультационные услуги, представляющие собой специальным образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом с целью разрешения проблем последнего и внесение позитивных изменений в его деятельность, являются наиболее знакомыми и распространенными по сравнению с другими формами сопровождения. В дальнейших исследованиях мы будем проверять данную гипотезу.

Таким образом, из разнообразия принципов организационно-педагогического сопровождения (в статье мы упоминаем только тех авторов, чей перечень принципов в большей степени коррелирует с особенностями семейного образования) нами выбраны и конкретизированы шесть основных принципов, позволяющих сконцентрировать внимание на организационно-педагогическом сопровождении семейного образования как процессе и взаимодействии - это принципы персонализации, конвенциональности, открытости и диалога, вариативности и нелинейности, системности, взаимоответственности сторон. На основе анализа разнообразных форм организационно-педагогического сопровождения и мнений учителей и руководителей образовательных организаций была сформулирована гипотеза о целесообразности в нашей стране рассматривать консультирование как основную форму организационно-педагогического сопровождения семейного образования.

Направления организационно-педагогического сопровождения семейного образования

Под направлениями организационно-педагогического сопровождения мы понимаем содержательную область сопровождения с ее особенными целями и задачами. Т. В. Потемкина (2015), проведя анализ тенденций развития семейного образования, выделяет неисчерпывающий перечень аспектов образовательной деятельности, которые, по ее мнению, войдут в содержание консультационной поддержки рассматриваемого нами в качестве частного случая организационно-педагогического сопровождения. К ним относятся:

- вопросы организации рабочего дня ребенка;

- вопросы взаимодействия родителя и ребенка;

- получение практических результатов обучения и их фиксация;

- выявление затруднений ребенка при освоении школьных предметов;

- поддержка и развитие творческих способностей;

- построение образовательного маршрута.

Несмотря на то, что указанный список открыт, он позволяет нам утверждать, что содержание организационно-педагогического сопровождения семейного образования будет меняться, что в свою очередь подтверждает необходимость и значимость условия конкретизации направлений и их содержания.

Поскольку не удалось найти теоретических работ, в которых были бы определены направления организационно-педагогического сопровождения семейного образования, то для их выявления и уточнения были проведены практические исследования.

В рамках исследования был проведен анализ более 2 000 сообщений с форумов родителей (forum.littleone.ru; mnogodetok.ru; familyeducation.ru), реализующих образование детей в семейной форме с целью выявить наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются родители:

- проблемы, возникающие при взаимодействии со школами;

- методические проблемы, обусловленные незнанием специфических методик преподавания разных учебных предметов;

- организационные проблемы, проявляющиеся в неспособности организовать образовательный процесс;

- непонимание со стороны родственников (преимущественно старшего поколения).

Кроме того, результаты анкетирования, проведенного с помощью Google Forms в период апрель - май 2020 г., дали нам возможность выявить представления учителей и руководителей образовательных организаций о проблемах, с которыми сталкиваются семьи, реализующие семейное образование. В анкетировании приняли участие 2 группы респондентов, общее количество - 187 человек, в том числе:

1) учителя частных и государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга - 139 человек;

2) директора и завучи частных и государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга -48 человек.

Результаты представлены на Рисунке 1 и позволяют утверждать, что, по мнению учителей и директоров, наиболее существенные проблемы, с которыми встречаются семьи при реализации семейного образования, преимущественно сводятся к методическим, организационным и связаны со знанием предметов. При этом методические проблемы обе группы респондентов относят к самым значимым по причине того, что родители не обладают педагогическими компетенциями.

Рисунок 1. Распределение ответов учителей и директоров/завучей о проблемах семей при реализации семейного образования (%)

Опираясь на направления - профили, описанные И. П. Ерониным (2013), и с учетом полученных эмпирических данных, мы выделили направления сопровождения применительно к семейному образованию:

- информационное, направленное на обеспечение доступности необходимой информации для семей, реализующих семейное образование посредством имеющихся у образовательной организации и согласованных с родителями средств дистанционного взаимодействия, а также развитие коммуникационных каналов, информационное обеспечение взаимодействия семьи и сопровождающих;

- ресурсно-методическое, направленное на оптимизацию имеющихся ресурсов у семьи, расширение возможностей их применения при осуществлении родителями семейного образования, а также на решение и предотвращение актуальных проблем, связанных с усвоением материала;

- психолого-педагогическое, имеющее своей целью создание оптимальных условий для решения задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка с учетом выявленных индивидуальных особенностей членов семьи, реализующей семейное образование, их склонностей, мотивации;

- правовое - взаимодействие, направленное на обеспечение деятельности по реализации семейного образования в соответствии с законодательством, исключающее нарушение прав и интересов семей, реализующих семейное образование;

- организационное - регулирование деятельности по реализации семейного образования с помощью комплекса организационных мероприятий;

- предметно-содержательное (проектирование и корректировка содержания образования, соотнесение содержания с ожиданиями семьи и требованиями ФГОС).

Таким образом, изучение мнений родителей, чьи дети получают образование в форме семейного, с одной стороны, а также учителей и руководителей образовательных организаций, которые осуществляют аттестацию таких детей, с другой стороны, позволило выявить проблемы в реализации семейного образования. В результате анализа и группирования различных проблем обозначились направления сопровождения семейного образования как механизма их предупреждения и эффективного разрешения.

Кроме того, учитывая полученные выше выводы, можно уточнить определение организационно-педагогического сопровождения семейного образования, под которым предлагаем понимать процесс взаимодействия семьи и сопровождающей организации относительно деятельности по освоению учащимися общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в условиях семейного образования, осуществляемый в информационном, психолого-педагогическом, правовом, организационном, предметно-содержательном и ресурсно-методическом аспектах, в пролонгированной или краткосрочной форме, направленный на создание условий для повышения эффективности данной деятельности.

Заключение

В связи с распространением семейного образования в России и доказанной необходимостью его организационно-педагогического сопровождения теоретическая разработанность данного вопроса видится актуальной. При этом важно учитывать особенности процесса организационно-педагогического сопровождения, проистекающие из специфики формы семейного образования. Выявлено, что специфическая сущность организационно-педагогического сопровождения семейного образования проявляется в цели сопровождения, его полисубъектности, наличии договорного аспекта во взаимоотношениях между сопровождающей и сопровождаемой сторонами, его этапах. В основе организационно-педагогического сопровождения лежат принципы, с одной стороны, отражающие партнерский характер отношений (взаимоответственности,

открытости, диалога, конвенциональности), с другой - учитывающие потенциал семьи (персонализации), а также возможность многовариантного развития процесса сопровождения (нелинейность) без потери его системности. Содержательной областью организационно-педагогического сопровождения выступают его направления, выделенные на основании анализа теоретических источников и полученных эмпирических данных. К направлениям организационно-педагогического сопровождения семейного образования мы отнесли информационное, ресурсно-методическое, психолого-педагогическое, правовое, организационное, предметно-содержательное. Данные направления отражают существенные аспекты семейного образования, а также проблемы родителей и семей в целом, выбравших данную форму получения образования.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы организационно-педагогического сопровождения семейного образования мы видим в конкретизации и последующем моделировании направлений организационно-педагогического сопровождения, а также в проведении пилотных исследований по их практической реализации на базе центра поддержки семейного образования в Санкт-Петербурге.

Источники | References

1. Антуфьева М. П. Понятие «Семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ // МНКО. 2019. № 5 (78).

2. Ачкасов В. Н. Организационно-педагогическое сопровождение физического воспитания старших школьников: дисс.. к. пед. н. Кемерово, 2009.

3. Еронин И. П. Организационно-педагогическое сопровождение развития заграншкол МИД России: автореф. дисс. ... к. пед. н. Тамбов, 2013.

4. Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1.

5. Ковалёва Т. М. Ресурс тьюторства в семейном образовании // Образовательная политика. 2011. № 5 (55).

6. Кузьмин Р. И., Макарова Л. Н. Организационно-педагогическое сопровождение формирования учебно-исследовательской культуры учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестник Тамбовского государственного университета. 2011. № 11.

7. Лаптева С. В. Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе как целевая функция куратора учебной группы: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2016.

8. Логунова О. В. Организационно-педагогическое сопровождение посреднической деятельности специалистов социальных учреждений: автореф. дисс.. к. пед. н. Красноярск, 2014.

9. Лысых О. Б. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального обучения старших школьников в регионе: дисс. ... к. пед. н. Кемерово, 2008.

10. Маркова И. А., Сикович Т. В. Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения дошкольного образования ребенка в условиях семейного образования // Воспитание и обучение детей младшего возрастаю. 2017. № 6.

11. Мошкина Е. В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: автореф. дисс.. к. пед. н. Красноярск, 2014.

12. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018). 2012. URL: https://base.garant.ru/70291362/

13. Об организации получения образования в семейной форме: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 // Официальные документы в образовании. 2013. № 36.

14. Потемкина Т. В. Консультационные услуги для родителей в условиях семейного образования: перспективы развития // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 1 (17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Романова С. П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: автореф. дисс. ... к. пед. н. Кемерово, 2010.

16. Степыко Д. Г. Организационно-педагогическое сопровождение подготовки спортсменов высокой квалификации в адаптивном спорте: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2018.

17. Трус И. Ю. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание дошкольников. 2003. № 3.

18. Усманов А. Р. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе среднего профессионального образования (на примере Чеченской республики): дисс. ... к. пед. н. М., 2016.

19. Хоменко И. А. Проектирование образовательного маршрута семьи // Народное образование. 2011. № 8.

20. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4.

21. Brabant Ch., Dumond M. Home Education in Canada // Wiley Handbook of Home Education / ed. by M. Gaither. N. Y.: Wiley, 2017.

22. Jackson G. M. Common Themes in Australian and New Zealand Home Education Research // Wiley Handbook of Home Education / ed. by M. Gaither. N. Y.: Wiley, 2017.

23. Mia Huan Tan. Homeschooling in Singaporean Chinese families: beyond pedagogues and ideologues // Educational Studies. 2020. Vol. 46. Issue 2.

Информация об авторах | Author information

RU

Антуфьева Марина Павловна1 Игнатьева Елена Юрьевна2, д. пед. н., проф.

1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

2 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород; Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

EN

Antufyeva Marina Pavlovna1 Ignatyeva Elena Yurievna2, Dr

1 Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

2 Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod; Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

1 umbra-amp@mail.ru, 2 iey1@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 22.10.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): семейное образование; организационно-педагогическое сопровождение; содержание; форма; принципы; home education; organizational and pedagogical support; content; form; principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.