Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКОНОМИКЕ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКОНОМИКЕ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРУБА» / ИНЖЕНЕР-ЭКОНОМИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудаева Александра Александровна

Актуальность исследования вопросов подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ обусловлена необходимостью решения этими предприятиями таких задач, поставленных руководством страны, как цифровизация, устойчивое развитие, импортозамещение, технологическая независимость России, и предложением В. В. Путина «вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием», объединив лучшее из советской системы и опыт последних десятилетий. Целью данной статьи является изучение особенностей подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для отечественных промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды, выявление существующих проблем и определение возможностей для их решения в условиях заданного Президентом РФ курса изменений в высшем образовании и ориентиров развития российской промышленности. В ходе проведения исследования применены такие методы, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение. Результаты изучения проблем подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ на современном этапе развития страны продемонстрировали вымывание из учебных планов дисциплин технико-технологической направленности, которые в советский период являлись обязательными, и практически нивелировался учет отраслевой специфики. Решение данной проблемы возможно посредством как введения специалитета с присвоением квалификации «инженер-экономист», так и разработки специализированных, ориентированных под запросы конкретных предприятий и/или отраслей основных образовательных программ магистратуры для выпускников инженерных специальностей с большим объемом часов на экономические дисциплины. Следование традиционной модели подготовки экономиста, когда студент осваивает предопределенную вузом последовательность курсов, или же предоставление обучающемуся выбора изучаемых дисциплин должно зависеть от его инфраструктурных, материальных, финансовых возможностей и уровня квалификации научно-педагогических работников. У вузов, ограниченных в ресурсах, есть два пути: отказ от подготовки по междисциплинарным специальностям, к которым относится «инженер-экономист», или сетевое взаимодействие с другими вузами в вопросах обучения будущих экономистов для промышленных предприятий. Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации имеющихся исследований по вопросам подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ; ее практическая значимость заключается в применимости сформулированных выводов при разработке образовательных стандартов для экономистов, в том числе инженеров-экономистов, экономистов-менеджеров, и при обосновании вузами содержания основных образовательных программ и выбора образовательных моделей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPECIALISTS IN ECONOMICS WITH HIGHER EDUCATION FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE RUSSIAN FEDERATION: EXISTING PROBLEMS AND NEW OPPORTUNITIES FOR THEIR SOLUTION

The relevance of the study of the issues of training specialists in economics for industrial enterprises of the Russian Federation is due to the need for these enterprises to solve tasks set by the country's leadership: computerization, sustainable development, import substitution, technological independence of Russia, and V. V. Putin's proposal to "return to the traditional basic training of specialists with higher education", combining the best of the Soviet system and experience the last decades. The purpose of this article is to study the peculiarities of the training of specialists in economics with higher education for domestic industrial enterprises in the Soviet and post-Soviet periods, to identify existing problems and identify opportunities for their solution in the conditions of the course of changes in higher education set by the President of the Russian Federation and guidelines for the development of Russian industry. In the course of the research, the following methods were used: analysis, synthesis, generalization, systematization, comparison. The results of studying the problems of training specialists in economics for industrial enterprises of the Russian Federation at the present stage of the country's development demonstrated the washing out of the curricula of technical and technological disciplines, which were mandatory in the Soviet period, and industry specifics was practically eliminated. The solution to this problem is possible both through the introduction of a specialty with the assignment of the qualification "engineer-economist", and the development of specialized, tailored to the needs of specific enterprises and/or industries, the main educational master's degree programs for graduates of engineering specialties with focus on economic disciplines. Following the traditional model of economist training, when a student studies a sequence of courses predetermined by the university, or providing the student with a choice of the disciplines studied should depend on its infrastructural, material, financial status, and the level of academic staff qualification. Universities with limited resources have two ways - refusal of training in interdisciplinary specialties, which include "engineer-economist", or networking with other universities in the training of future economists for industrial enterprises. The theoretical significance of the article consists in the systematization of existing research works on the training of specialists in economics with higher education for industrial enterprises of the Russian Federation; its practical significance lies in the applicability of the conclusions formulated in the development of educational standards for economists, including engineers, economists, managers, and in the justification of the content of the main educational programs and the choice of educational models training by universities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКОНОМИКЕ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231053 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11053 УДК 378.147

Подготовка специалистов по экономике

с высшим образованием для промышленных предприятий РФ: существующие проблемы и новые возможности

для их решения

Training of specialists in economics with higher education

for industrial enterprises of the Russian Federation: existing problems and new opportunities for their solution

Автор статьи

Author of the article

Чудаева Александра Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация

chudaeva@inbox.ru ORCID: 0000-0003-0281-5089

Конфликт интересов

Alexandra A. Chudaeva,

Candidate of Economics, Associated Professor, Department of Economics, Organization and Strategy of Enterprise Development, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation chudaeva@inbox.ru ORCID: 0000-0003-0281-5089

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Чудаева А. А. Подготовка специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ: существующие проблемы и новые возможности для их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06. -С. 131-149. - URL: https://e-kon-

cept.ru/2023/231053.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11053

A. A. Chudaeva, Training of specialists in economics with higher education for industrial enterprises of the Russian Federation: existing problems and new opportunities for their solution // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 06. - P. 131-149. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231053.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2023-11053

Поступила в редакцию Received 29.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.05.23

Принята к публикации Accepted for publication 30.05.23 Опубликована Published 30.06.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Чудаева А. А., 2023

Аннотация

Abstract

L

Актуальность исследования вопросов подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ обусловлена необходимостью решения этими предприятиями таких задач, поставленных руководством страны, как цифровизация, устойчивое развитие, им-портозамещение, технологическая независимость России, и предложением В. В. Путина «вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием», объединив лучшее из советской системы и опыт последних десятилетий. Целью данной статьи является изучение особенностей подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для отечественных промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды, выявление существующих проблем и определение возможностей для их решения в условиях заданного Президентом РФ курса изменений в высшем образовании и ориентиров развития российской промышленности. В ходе проведения исследования применены такие методы, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение. Результаты изучения проблем подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ на современном этапе развития страны продемонстрировали вымывание из учебных планов дисциплин технико-технологической направленности, которые в советский период являлись обязательными, и практически нивелировался учет отраслевой специфики. Решение данной проблемы возможно посредством как введения специалитета с присвоением квалификации «инженер-экономист», так и разработки специализированных, ориентированных под запросы конкретных предприятий и/или отраслей основных образовательных программ магистратуры для выпускников инженерных специальностей с большим объемом часов на экономические дисциплины. Следование традиционной модели подготовки экономиста, когда студент осваивает предопределенную вузом последовательность курсов, или же предоставление обучающемуся выбора изучаемых дисциплин должно зависеть от его инфраструктурных, материальных, финансовых возможностей и уровня квалификации научно-педагогических работников. У вузов, ограниченных в ресурсах, есть два пути: отказ от подготовки по междисциплинарным специальностям, к которым относится «инженер-экономист», или сетевое взаимодействие с другими вузами в вопросах обучения будущих экономистов для промышленных предприятий. Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации имеющихся исследований по вопросам подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ; ее практическая значимость заключается в применимости сформулированных выводов при разработке образовательных стандартов для экономистов, в том числе инженеров-экономистов, экономистов-менеджеров, и при обосновании вузами содержания основных образовательных программ и выбора образовательных моделей обучения.

The relevance of the study of the issues of training specialists in economics for industrial enterprises of the Russian Federation is due to the need for these enterprises to solve tasks set by the country's leadership: computerization, sustainable development, import substitution, technological independence of Russia, and V. V. Putin's proposal to "return to the traditional basic training of specialists with higher education", combining the best of the Soviet system and experience the last decades. The purpose of this article is to study the peculiarities of the training of specialists in economics with higher education for domestic industrial enterprises in the Soviet and postSoviet periods, to identify existing problems and identify opportunities for their solution in the conditions of the course of changes in higher education set by the President of the Russian Federation and guidelines for the development of Russian industry. In the course of the research, the following methods were used: analysis, synthesis, generalization, systematization, comparison. The results of studying the problems of training specialists in economics for industrial enterprises of the Russian Federation at the present stage of the country's development demonstrated the washing out of the curricula of technical and technological disciplines, which were mandatory in the Soviet period, and industry specifics was practically eliminated. The solution to this problem is possible both through the introduction of a specialty with the assignment of the qualification "engineer-economist", and the development of specialized, tailored to the needs of specific enterprises and/or industries, the main educational master's degree programs for graduates of engineering specialties with focus on economic disciplines. Following the traditional model of economist training, when a student studies a sequence of courses predetermined by the university, or providing the student with a choice of the disciplines studied should depend on its infrastructural, material, financial status, and the level of academic staff qualification. Universities with limited resources have two ways - refusal of training in interdisciplinary specialties, which include "engineer-economist", or networking with other universities in the training of future economists for industrial enterprises. The theoretical significance of the article consists in the systematization of existing research works on the training of specialists in economics with higher education for industrial enterprises of the Russian Federation; its practical significance lies in the applicability of the conclusions formulated in the development of educational standards for economists, including engineers, economists, managers, and in the justification of the content of the main educational programs and the choice of educational models training by universities.

Ключевые слова

Key words

экономическое образование, промышленные предприятия, основная образовательная программа, технологический уклад, советская система высшего образования, «образовательная труба», индивидуальные образовательные траектории, инженер-экономист, цифровые технологии, цифровизация

economic education, industrial enterprises, basic educational program, technological structure, Soviet system of higher education, "educational tube", individual educational trajectories, engineer-economist, digital technologies, digitalization

Благодарности

Автор выражает благодарность коллегам: Тагировой На-иле Фаридовне, Китаевой Марине Васильевне, Королевой Елене Николаевне, Иванкиной Марине Степановне, Солдатовой Ольге Евгеньевне, Соленцовой Елене Алексеевне и Яхнеевой Ирине Валерьевне - за совместное исследование опыта Научно-исследовательской экономической лаборатории планового института (Самарского государственного экономического университета) в 19582018 гг. по организации взаимодействия экономической науки, высшего экономического образования и реального производства Куйбышевской области (Самарского региона), результаты которого нашли отражение в коллективной монографии «Прикладная экономическая наука - производителям Самарского региона: ретроспективы и перспективы» и привели к изучению вопросов, нашедших отражение в данной статье.

Acknowledgements

The author expresses her gratitude to colleagues: Naila F. Tagirova, Marina V. Kitaeva, Elena N.Koroleva, Marina S. Ivankina, Olga E. Soldatova, Elena A. Solentsova and Irina V. Yakhneeva - for the joint study of the experience of the Research Economic Laboratory of the Planning Institute (Samara State University of Economics) in 19582018 on organizing the interaction of economic science, higher economic education and real production in the Kuibyshev region (Samara region), the results of which are reflected in the collective monograph "Applied economic science - to the producers of the Samara region: retrospectives and prospects " and have led to the study of the issues reflected in this article.

Введение / Introduction

21 февраля 2023 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию высказал мысль о необходимости синтеза «всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий» [1] и предложил «вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием, срок обучения может составить от четырех до шести лет» [2]. В соответствии с поставленными главой государства задачами вузами «под контролем Ми-нобрнауки России будут разработаны и представлены обществу соответствующие образовательные программы высшего образования, рассчитанные на 4-6 лет» [3].

В связи с заданным государством курсом и областью профессиональной деятельности автора статьи интересуют вопросы трансформации основных образовательных программ (ООП) подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий. Изменения, коснувшиеся этих ООП, при переходе на Болонскую систему и в результате политики государства в отношении подготовки экономистов, заключающейся в сокращении числа обучающихся на направлении «Экономика», в т. ч. посредством снижения количества бюджетных мест на данное направление [4-6], ликвидации вузов и филиалов, в числе которых было немало экономических [7], и ликвидации программ подготовки экономистов в непрофильных вузах [8, 9], существенны и очень значимы для специалиста по экономике, ориентированного на решение задач «ускоренного технологического развития и модернизации экономики России» [10]. Следует отметить, что в последние годы постулирование на уровне руководства страны об отсутствии необходимости подготовки экономистов привело к снижению спроса абитуриентов на ООП по экономике и отказу многих вузов от набора на направление «Экономика» [11].

Цели данной статьи: изучение особенностей подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для отечественных промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды, выявление существующих на современном этапе развития российского экономического образования проблем и определение возможностей для их решения в условиях заданного Президентом РФ курса на «синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий» [12] и ориентации российской промышленности на цифровизацию [13, 14], устойчивое развитие [15, 16], импортозамещение [17] и технологическую независимость России [18].

Обзор литературы / Literature review

Согласно «теории фильтра», основоположниками которой являются П. Уайлс, К. Эрроу, М. Спенс, ключевая функция образования - отбор претендентов на то или иное вакантное место, при этом рынок труда играет роль ярмарки дипломов [19]. Рынок труда, работодатели предъявляют требования к компетенциям специалиста - выпускника вуза. И данная ситуация сильно отличается от условий, в которых находились высшие учебные заведения в плановой экономике советского периода истории нашей страны, когда на уровне государства определялся и запрос на количество специалистов, и требования к содержанию учебных планов по их подготовке.

В 1990-е гг. при переходе от директивного способа управления страны к рыночной системе хозяйствования вслед за изменениями в экономике РФ началась трансформация и высшего экономического образования. Исследованию этого вопроса посвящены труды ряда российских исследователей.

М. В. Шишкин и О. Н. Мисько в цикле из трех совместно подготовленных статей «Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра» [20-22] освещают результаты анализа трех периодов существования экономического образования (далее -ЭО): советского, переходного (1990-е гг.), современного (с середины 2000-х гг.). Они отмечают, что в каждом из исследуемых этапов развития ЭО были достоинства и недостатки. К достоинствам советской системы подготовки экономистов для промышленных предприятий они относят соответствие запросам общества и реализацию функции подготовки специалистов, которые необходимы государственным заводам и фабрикам, прикладной характер обучения экономистов с учетом отраслевых особенностей тех предприятий, для работы на которых их готовили. К достоинствам переходного периода, характеризующегося резким увеличением приема студентов в экономические вузы, развитием системы платного образования и появлением частных вузов, исследователи относят модификацию системы высшего образования в связи с переходом на рыночные условия хозяйствования и последовавшими за ним изменениями запросов общества на экономистов, обладающих актуальными знаниями. Анализируя современный этап развития экономического образования в России, М. В. Шишкин и О. Н. Мисько отмечают, что ЭО стало в большинстве вузов более качественным в этот период. И в середине 2000-х гг. экономическое образование жестко регулируется государством и одновременно с этим отсутствует запрос как со стороны государства, так и со стороны рынка на «желательный» портрет выпускника.

М. В. Шишкин и О. Н. Мисько в статье «Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы» [23] отмечают переход российской системы экономического образования к интенсивной модели воспроизводства, раскрывают появляющиеся в связи с этим проблемы и предлагают подходы к их решению.

В статье И. Ю. Жилиной [24] представлен анализ ЭО в России в соответствии с тремя периодами, обозначенными ею: советский, 1990-е гг., конец 1990-х, 2000-е гг. И. Ю. Жилина в своем исследовании фиксирует отличия этих периодов друг от друга и то, каким образом эти отличия находили отражение в системе подготовки экономистов. Она акцентирует внимание на дисциплинах, преподаваемых в разные периоды развития российского ЭО, отмечая сходства и различия с моделями американского, английского, немецко-французского экономического образования, их достоинствами и недостатками, дискуссионным характером выбора того или иного пути для развития российского ЭО в настоящее время. В частности, И. Ю. Жилина приводит аргументы сторонников различных подходов к преподаванию экономики: в какой мере

оно должно быть абстрактным, практико-ориентированным, базирующимся на экономико-математических моделях.

В. В. Реутовой в статье «Формирование системы экономического образования» «рассмотрены этапы формирования системы экономического образования на основе анализа смены ее парадигм при различных технологических укладах и проанализированы основные модели подготовки специалистов, известные в мировой практике» [25]. В работе показано, что в период перехода российской экономики от административно-командного типа хозяйствования к рыночной во всем мире всё большее распространение получали информационные технологии. Их внедрение и широкое применение является отличительной особенностью пятого технологического уклада, длившегося с 1970 по 2010 г. И переход с начала 2010-х гг. к новому, шестому, технологическому укладу порождает поиск новых образовательных моделей подготовки экономистов, в том числе для эффективной работы на промышленных предприятиях.

Вопросы взаимосвязи технологий, их сменяемости и высшего экономического образования освещены и в монографии «Прикладная экономическая наука - производителям Самарского региона: ретроспективы и перспективы» [26] под ред. Н. Ф. Та-гировой. В данной коллективной работе представлен ретроспективный анализ взаимодействия экономической науки, высшего экономического образования и реального производства в Самарской (Куйбышевской) области на примере Научно-исследовательской экономической лаборатории (НИЭЛ), существовавшей в Самарском государственном экономическом университете (Куйбышевском плановом институте) в 1958-2018 гг. Проведенное исследование демонстрирует влияние на содержание учебных планов подготовки экономистов для промышленных предприятий региона государственной политики, прикладных научных изысканий, проводившихся в вузе на материалах предприятий области. Кроме того, показана роль студентов экономического вуза в изучении работы этих предприятий в рамках практик и совместных исследований с преподавателями и/или сотрудниками НИЭЛ.

Совместные исследования Н. Ф. Тагировой, Е. И. Сумбуровой и Ю. А. Жердевой посвящены изучению истории вопросов развития экономического образования в контексте общественных, политических и экономических трансформаций, обусловленных научно-техническим прогрессом. В работе "Evolution of Industrial Production and Economic Education in Russia" [27] ими приведен сравнительно-исторический анализ изменений в промышленности, которые повлекли за собой трансформации в высшем образовании, что демонстрирует обусловленность содержания образовательного процесса подготовки экономистов для промышленных предприятий актуальными запросами со стороны этих предприятий. В статье "Technological Revolutions And Economic Education From The Historical Perspective" [28] авторы представляют результаты анализа, показывающего, что Россия и на раннем этапе становления ЭО (до революции 1917 г.) изучала европейский и американский опыт в целях выбора наиболее предпочтительной модели для российских условий, что порождало дискуссию об экономическом образовании, которая демонстрирует разные взгляды на перспективы экономического развития страны в целом. Также в этом исследовании рассматривается то, как российские вузы должны готовить своих студентов к уникальному российскому экономическому контексту.

В статье В. С. Автономовой, М. Е. Дорошенко и О. О. Замковой «Высшее экономическое образование в России: трудный путь к мировому уровню» [29] приводится анализ

содержания дисциплин, находивших отражение в учебных планах подготовки экономистов в советское время, исследуется их взаимосвязь с запросом государства на определенный тип экономиста. Также в этой работе освещена роль государственной политики в содержании образовательных программ вузов по экономике, показаны различия во взаимосвязях экономической науки и экономического образования в России и в мире, отражены вопросы преподавания, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в нашей стране и за рубежом.

В настоящее время не существует единого подхода к тому, какой должна быть программа подготовки экономистов. Ввиду достаточной свободы, предоставляемой Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшим учебным заведениям, каждый вуз самостоятельно принимает решение о содержании ООП. И более распространенной становится западная модель подготовки экономистов, когда на уровне бакалавриата подготовка носит общий, неспециализированный характер.

Исследованию специфики подготовки экономистов в развитых странах посвящена статья З. Д. Ориповой [30], которая отмечает, что подготовка специалистов по экономике со специализацией на организации, управление и экономику производства в вузах США осуществляется в рамках школ бизнеса, обладающих богатой материально-технической базой и высококвалифицированными преподавателями и исследователями, в течение двух лет на базе образования бакалавра (обучение длится четыре года) с присвоением степени магистра управления. Университеты Великобритании, стран Западной Европы (в частности, во Франции и в Германии), в Японии во многом повторяют американскую модель подготовки экономистов. Отличия составляют продолжительность обучения (например, в Великобритании на бакалавриате учатся три года, в магистратуре - один год), объем часов на изучение дисциплин общеобразовательного характера (чаще всего объем этих дисциплин обусловлен уровнем подготовки в школах/ гимназиях), набор дисциплин (так, в Германии, например в Кельнском университете, по специальности «Экономика предприятия» обучаются 4,5 года, тогда как на программах бакалавриата других направлений подготовки продолжительность обучения составляет 3 года), продолжение образовательного трека за пределами вуза (например, в Японии дополнительно обучают выпускников вузов на предприятиях, на которые они приходят работать).

Придерживающиеся данной образовательной модели подготовки экономистов в РФ аргументируют свою позицию тем, что в современных условиях, когда технологии изменяются очень стремительно, вузам необходимо отказаться от подготовки специалистов с четко выраженной специализацией, ориентированных на работу в конкретных отраслях, и перейти к подготовке специалистов широкого профиля с «мягкими навыками» [31, 32] и способностями к предадаптивности [33].

Широкий профиль может подразумевать разное наполнение учебных планов. Получившая распространение в некоторых вузах концепция «2+2» по-разному интерпретируется вузами [34]. И в рамках первых двух лет подготовки студенты изучают одинаковые дисциплины, что с точки зрения экономики вуза эффективно, так как дает возможность экономить на издержках, объединяя студенческие группы в большие «потоки», когда различные направления и программы подготовки находятся в одной аудитории. Вопрос: какие это дисциплины? Первые два года обучения студента могут включать фундаментальные дисциплины (математика, экономическая теория, философия, программирование и т. п.), на основе которых студент может конструировать различные образовательные траектории, а могут включать такие

дисциплины, как риторика, командообразование, волонтерская деятельность и т. п. Нет ничего плохого в формировании компетенций, даваемых в рамках названных дисциплин, но их развитие должно быть интегрировано в различные курсы, в том числе посвященные изучению фундаментальных наук, которые, к сожалению, исключаются из учебных планов с целью формирования «мягких навыков», а не фундаментальных знаний. Причина - экономика образовательной программы, когда для включения одной дисциплины в ООП исключаются другие. Эта же причина лежит в основе отказа многих вузов от предоставления студентам выбора дисциплин в рамках ООП (формально он может даже существовать - в учебном плане отражаются две дисциплины по выбору, но фактически таковой выбор отсутствует, студент подписывает документ о выборе дисциплин по указанному перечню). И студенты учатся по сконструированной вузом образовательной программе.

Исследователями Московской школы управления СКОЛКОВО в рамках их курсов (в частности, онлайн-курса «Управление университетами [35]) и аналитических материалов «Т-университеты» [36] используется для обозначения таких ООП понятие «образовательная труба», под которым понимается «предопределенная последовательность курсов, которой обязан строго следовать каждый студент» [37], для обозначения образовательной модели советского периода российского образования. По утверждению аналитиков Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО [38], авторов коллективной монографии «Необходимость трансформации образовательного процесса, продвижения цифровых технологий и новой дидактики» (Н. Ю. Анисимов, Д. И. Земцов, Т. Е. Шушарина и др.) [39], автора онлайн-курса «Управление университетами» и статьи «Как трансформировать университет» [40] А. В. Щербенка, «образовательная труба» - не подходящий современным требованиям общества формат подготовки выпускников вузов, ориентация должна быть на индивидуальные траектории обучения (ИОТ).

Московской школой управления СКОЛКОВО и Агентством стратегических инициатив и независимо от них Форсайт-центром и отделом исследований человеческого капитала Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ были проведены исследования, результаты которых нашли отражение в атласе новых профессий [41] и в атласе профессий будущего [42]. Описанные в этих атласах профессии могут стать ориентиром для дизайнеров образовательных программ. Однако ни в одном из этих атласов нет описания профессии «экономист промышленного предприятия» или «инженер-экономист», обучение по которой многие годы осуществлялось в СССР [43-45]. Но в атласе новых профессий есть описание профессии «агроном-экономист». Это соответствует западному представлению специфичности деятельности экономистов в сельском хозяйстве, что должно находить отражение и в программах их обучения.

Нюансы подготовки экономистов-аграриев и их связи с практическими аспектами аграрного бизнеса обсуждались достаточно широко за рубежом в 1960-1970-х гг. Так, в работе "University-Agribusiness Cooperation: Current Problems and Prognosis" [46] авторы отмечают: «Необходимы совместные усилия для улучшения программ обучения агробизнесу в университетах» - и обосновывают направления взаимодействия бизнеса и высших учебных заведений, в том числе по определению дисциплин, которые должны быть включены в учебные планы экономистов для аграрного сектора экономики. В 1960-1970-е гг. американскими преподавателями было развернуто широкое обсуждение содержания учебных планов экономистов-аграриев. Рекомендовали три основных изменения: 1) расширение и диверсификация учебных планов

посредством включения в них большего числа факультативов общего характера в отличие от более технических обязательных предметов [47-50], 2) уделить больше внимания обязательным курсам по навыкам письменного и устного общения [51-54], 3) обеспечение широты подготовки за счет увеличения числа курсов по социальным и гуманитарным наукам [55, 56].

К одним из исследователей вопросов подготовки экономистов-аграриев относится Л. Пополус [57-59], который в работе "The Industrial Demand for Agricultural Economists" фиксирует, что «промышленный спрос на экономистов-аграриев теоретически можно рассматривать как спрос на фактор производства» [60]. И это очень важный тезис для понимания роли экономиста в деятельности компании - не только функционирующей в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Оценка ситуации с подготовкой экономистов для промышленности дана в работе "Evaluation of Current Training of Economists for Positions in Industry" [61].

В советском экономическом образовании более широкое распространение, чем за рубежом, получила подготовка экономистов для промышленных предприятий, причем с учетом их отраслевой специфики. Это различие обусловлено спецификой государственного устройства, следствием которого являлось наличие государственных отраслевых вузов, которых не было и нет за рубежом.

Отраслевая специфика подготовки экономистов при переходе на двухуровневую систему образования (или трехуровневую, если считать вместе с аспирантурой) практически нивелировалась (в качестве исключения можно назвать отраслевые вузы, которым удалось сохранить направление «Экономика», в частности аграрные). Однако на необходимость разворота российского экономического образования в сторону его интеграции с инженерной подготовкой указывают различные исследователи. Так, авторы статьи "Engineering economics in personnel training for industry modernization in St. Petersburg" С. А. Ютландова, Е. А. Траченко, А. Э. Карлик, Н. И. Вайг обращают внимание на необходимость подготовки экономическими вузами кадров для решения задач модернизации промышленных предприятий, в том числе с применением цифровых технологий, на основе инженерной экономики и посредством взаимодействия с техническими высшими учебными заведениями [62].

В. В. Криворотов в статье «Инженерно-экономическое образование: назад в будущее» [63] обосновывает необходимость привлечения российскими производственными предприятиями «компетентных специалистов, способных структурно перестроить экономику страны, стирая ее экспортно-сырьевые "черты" и развивая производство высокотехнологичной продукции». По мнению автора, «достижение столь сложной цели возможно лишь в том случае, если на любом предприятии ключевые управленческие решения, касающиеся многоаспектной производственной деятельности, станут принимать специалисты, обладающие глубокими междисциплинарными знаниями». Аналогичная точка зрения высказывается преподавателями вузов - авторами таких публикаций в средствах массовой информации, как «Посчитать и не просчитаться. Чем занимаются инженеры-экономисты?» [64], «Отраслевые экономисты - это запрос времени или «лишние люди»» [65], «Отраслевых экономистов много не бывает!» [66].

Таким образом, экономическое образование в РФ видоизменялось в соответствии с трансформациями в экономике. В советский период экономистов для промышленных предприятий вузы готовили в соответствии с запросом со стороны государства на их количество и качество. Особенностью подготовки экономистов для промышленности являлось изучение отраслевых особенностей предприятий, что выражалось в наличии в учебных планах блока

технико-технологических дисциплин. За рубежом в силу отсутствия отраслевых вузов, что являлось отличительной особенностью советской системы высшего образования, а также формированием запросов на подготовку со стороны многих акторов, а не только государства, единый подход к формированию учебных планов, в соответствии с которыми осуществляли подготовку экономистов для промышленных предприятий, отсутствовал.

В 1990-е гг., когда экономика РФ переходила к рыночной системе хозяйствования, вузы трансформировали ЭО в целях подготовки специалистов, владеющих актуальными знаниями, и удовлетворения возросшего спроса на экономистов на рынке труда. В 2000-е гг. вузы различным образом подходили к конструированию программ обучения экономистов для реального сектора экономики. Одни пытались сохранить отраслевую направленность подготовки, другие переходили на западные модели. Часть вузов в этом вопросе опиралась на американский вариант с высокой степенью математизации и аб-страктизации. Другие высшие учебные заведения брали за основу английскую модель, ориентированную на освоение аналитического инструментария экономики в рамках курсов макро- и микроэкономики, эконометрики с сопутствующими курсами математики и статистики, с выходом на узкий круг прикладных и специализированных дисциплин, где этот инструментарий применяется. Были и вузы, применявшие подходы немецко-французского ЭО, для которого характерны большое число общеобразовательных и околоэкономических дисциплин и широкий круг экономических курсов, всесторонне охватывающих стороны этого предмета. Различия в моделях подготовки экономистов обусловлены в том числе и нюансами подготовки на уровнях, предшествующих вузовскому образованию, - в различных странах количество дисциплин и их содержание отличаются, что и предопределяет, в частности, необходимость изучения ряда общеобразовательных курсов при получении высшего образования.

В настоящее время вузы различным образом подходят к конструированию образовательных программ по подготовке специалистов по экономике с высшим образованием для отечественных промышленных предприятий: одни интегрируют дисциплины, формирующие отраслевую специализацию в учебные планы бакалавров и/или магистров, другие вузы ориентируются на широкопрофильную подготовку, считая, что ее можно адаптировать под работу на любом предприятии, некоторые высшие учебные заведения осуществляют подготовку с применением «образовательной трубы», другие - с использованием индивидуальных образовательных траекторий. С использованием каких форм должна осуществляться трансформация системы российского высшего экономического образования, ориентированного на подготовку кадров для развития промышленности РФ, - по этому поводу единое мнение отсутствует, но часть исследователей ЭО аргументирует необходимость возврата к советскому опыту - обучение экономистов с оплатой на знания технико-технологических особенностей производств.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Задачи исследования включают в себя анализ теоретических и практических аспектов подготовки экономистов в вузах для отечественных промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды, определение общего и различного в программах обучения в эти исторические отрезки, идентификацию актуальных проблем в дизайне ООП и подходов к их решению с учетом запросов работодателей, государства и задач развития российской промышленности в современных условиях. В работе применены такие методы, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение.

Результаты исследования / Research results

Реализация образовательных программ с применением ИОТ - это не только вопрос образовательной политики, выбираемой вузом, но и его финансовых возможностей, предопределяемых в рамках экономического образования, главным образом, покупательной способностью населения, так как количество бюджетных мест на направление «Экономика» ежегодно снижается [67]. Это значит, что оплата обучения абитуриентов ложится на его семью. При этом реальные располагаемые доходы населения падают [68]. И в таких условиях вузу предстоит осуществить выбор: реализовы-вать персонализированные, более дорогие [69, 70] в сравнении с традиционными программами, носящими более унифицированный характер в большинстве вузов, или ООП, построенные по принципу «образовательной трубы».

Ответ не очевиден, ведь показатели доходов населения усредненные, и есть семьи, готовые платить за индивидуализированный подход к обучению. Рост курса валют относительно российского рубля и введенные западными странами санкции в отношении РФ привели к сокращению возможностей для обучения за рубежом у абитуриентов из России. В таких обстоятельствах семьи с высоким уровнем доходов будут искать альтернативы качественному высшему образованию в РФ. И для абитуриентов с запросом на индивидуальный образовательный путь основная образовательная программа по подготовке экономистов для промышленных предприятий РФ с возможностью ИОТ в вузе нужна. Вопрос содержания блоков дисциплин, формирующих компетенции будущего экономиста, может быть решен с опорой на опыт советского высшего образования по данному направлению, когда существовала такая форма подготовки экономистов в вузах, как инженер-экономист, в учебные планы которых помимо базовых дисциплин входили блок технико-технологических дисциплин, состав и содержание которых варьировались в зависимости от отрасли промышленности, для которой вуз готовил будущего специалиста, и блок экономических и организационно-управленческих дисциплин, что формировало у экономиста системное представление о промышленном предприятии, о вкладе каждого процесса, особенно производственного, в результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

В условиях санкционного давления на Россию, актуализации ориентиров для промышленности РФ руководством страны и разработанными в связи с этим мерами поддержки, направленными на решение задач импортозамещения, технологического суверенитета России и развития промышленности (займы Фонда развития промышленности [71], промышленная ипотека [72], субсидирование банковских процентных ставок для ряда производственных предприятий [73], программы в рамках национальных проектов (в частности, «Производительность труда» [74] и др.), вопрос подготовки высококвалифицированных экономистов, обладающих знаниями бизнес-процессов с учетом отраслевой специфики предприятия, особенностей производства и проектирования, технологии создания продукции и т. п., является одним из ключевых. Решить проблему отсутствия вышеперечисленных знаний у выпускников направления «Экономика» можно переходом на специалитет, о котором сказал Президент РФ в Послании Федеральному Собранию. Специалитет, ориентированный на подготовку экономистов для промышленных предприятий, в силу специфики этих предприятий должен носить междисциплинарный характер. И здесь следует по наставлению главы государства обратиться к советской системе высшего образования, в рамках которой осуществлялась подготовка инженеров-экономистов.

Однако в условиях цифровизации недостаточно изучать только уже имеющиеся на предприятиях технологии. Необходимо исследовать в том числе и современные, перспективные технологии, не нашедшие еще широкого применения в деятельности отечественных предприятий. Экономисту необходимо понимать принципы работы таких технологий, знать их возможности для решения тех или иных задач компании. Такого рода подготовка специалистов должна осуществляться на базе фундаментальных знаний, которые студенты должны получать в рамках изучения курсов по высшей математике, программированию, производственным технологиям и т. п.

Реализация программ подготовки инженеров-экономистов должна осуществляться научно-педагогическими работниками (НПР), обладающими актуальными знаниями. Для этого необходимо привлекать преподавателей-практиков, что зачастую проблематично в силу низкого в сравнении с бизнесом размера оплаты труда, требованиями к НПР, бюрократизацией преподавательского процесса. Другой путь связи образовательного процесса с реальными потребностями промышленных предприятий - непрерывное обучение научно-педагогических работников посредством организации стажировок на предприятиях и курсов повышения квалификации. В качестве примера можно привести реализуемую государством программу обучения преподавателей российских вузов по программе «Кадры для цифровой экономики» [75], в рамках которой НПР осваивают цифровые технологии, изучают их применение в своей профессиональной деятельности. Это позволяет решать существующую проблему отставания высшего образования от бизнеса.

Существует целый пласт проблем в высшем образовании, который ограничивает возможности вузов быстро изменяться в соответствии с запросами рынка труда. Это и отрыв экономических курсов, читаемых НПР на направлении подготовки «Экономика», от реальности, и относительно невысокий уровень заработных плат, особенно у только начинающих трудовой путь в вузе преподавателей, еще не имеющих научной степени и стажа, и высокий средний возраст преподавателей высших учебных заведений, и трансформация аспирантуры [76]. Но перечисленные проблемы могут быть решены в рамках изменения государственной политики в отношении высшего образования, в самих же вузах необходимо ориентироваться на достижение тех целей, которые стоят перед ними в силу их масштаба, организационной структуры, финансовых возможностей, запросов со стороны работодателей и др.

Заключение / Conclusion

В условиях, сложившихся в экономике РФ, и в соответствии с заданной Президентом РФ повесткой на изменения в системе высшего образования, Минобрнауки и высшего образования РФ и вузам при определении подходов к подготовке экономистов для российских промышленных предприятий необходимо ответить на ряд вопросов:

- Подготовка таких специалистов должна осуществляться в рамках бакалавриата, специалитета или магистратуры?

- Эти специалисты должны быть «узко заточенными» под конкретную отрасль промышленности, как это было в советской системе высшего образования, или они должны иметь широкопрофильную подготовку, адаптируемую под любое предприятие?

- Какую модель подготовки экономистов для промышленных предприятий использовать - «образовательную трубу» или ИОТ?

- Нужна ли подготовка по междисциплинарным специальностям, в частности, по такой как «инженер-экономист», опыт обучения по которой имеется в российских вузах в силу наличия такой специальности в СССР?

По мнению автора статьи, ответ на вопрос о выборе уровня образования для экономистов промышленных предприятий - специалитет с присвоением квалификации «инженер-экономист» для выпускников школ и среднего профессионального образования СПО) или магистратура по экономике для выпускников инженерных специальностей с большим объемом часов на экономические дисциплины.

Выбор образовательной модели в конкретном вузе должен зависеть от его инфраструктурных, материальных, финансовых возможностей и уровня квалификации научно-педагогических работников. Если вуз не представляет студенту возможность выбора дисциплин и он должен последовательно изучать дисциплины в соответствии с разработанным учебным планом ООП, то это должна быть подготовка под конкретную отрасль (строительство, легкая промышленность, машиностроение, нефтяная промышленность и др.), - по аналогии с подготовкой инженеров-экономистов в СССР. Если же вуз идет по пути разработки ИОТ и обучения студентов в соответствии с индивидуальной образовательной дорогой, то здесь могут быть различные варианты, при которых студент может выбрать не одну, а несколько отраслей-специализаций.

Автор данной статьи считает, что у вузов, ограниченных в ресурсах, есть два пути: отказ от подготовки по междисциплинарным специальностям или сетевое взаимодействие с другими вузами в вопросах обучения будущих экономистов для промышленных предприятий - выбор вуза-партнера при этом должен базироваться на отрасли, для которой будет осуществляться подготовка кадров. Здесь следует отметить, что вопросы материально-технического обеспечения реализации ООП в настоящее время могут быть решены заменой физических объектов (оборудования, машин, приборов и т. п.), которые использовались советскими вузами при подготовке отраслевых экономистов, современными цифровыми технологиями - виртуальной, дополненной и смешанной реальности [77, 78]. Другой вариант решения проблем вуза, реализующего подготовку отраслевого экономиста без собственной материально-технической базы, - использование объектов, находящихся в распоряжении сетевого партнера.

Безусловно, в вопросах разработки Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности «инженер-экономист» и магистратуры по экономике для выпускников инженерных специальностей необходимо учитывать мнения работодателей относительно сущностного содержания учебных планов. Но помимо этого необходима четко сформулированная позиция государства по вопросам подготовки кадров для промышленности, аспекты развития которой обозначены в государственных стратегиях и программах. Как отмечается в статье «Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть III)», «рыночный спрос и государственный заказ одинаково необходимы и должны дополнять друг друга. Рынок формирует спрос в краткосрочном периоде, государство - в долгосрочном, исходя из стратегических целей и прогнозов» [79]. А для этого цели и задачи, которые ставятся перед российскими промышленными предприятиями, должны быть синхронизированы с требованиями к знаниям, навыкам и умениям выпускника ООП, направленной на подготовку специалиста по экономике для промышленных предприятий.

По мере развития технологий подход к подготовке специалистов будет претерпевать изменения. Так, в рамках пятого технологического уклада сформировались требования к цифровым навыкам и уровню владения информационными технологиями экономистами.

Ссылки на источники / References

1. Стенограмма Послания Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. // Официальный сетевой ресурс Президента России: [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70565

2. Стенограмма Послания Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Переход к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием будет планомерным и продуманным // Официальный сайт Министерства высшего образования и науки Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/64538/

4. Встреча с руководителями промышленных предприятий // Официальный сетевой ресурс Президента России: [сайт]. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10727

5. Медведев призвал вузы сократить набор юристов и экономистов // ООО «Деловая газета Взгляд»: [сайт]. -URL: https://vz.rU/news/2011/2/15/468946.html

6. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2017. - № 3(21). - С. 104-108. - EDN YWEHUA.

7. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы.

8. Гулиа К. Экономисты переходного периода // Коммерсантъ Деньги. - 2008. - № 40. - С. 42. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/1038286

9. Путин считает обоснованным сокращение подготовки юристов и экономистов в технических вузах // Российское государственное федеральное информационное агентство ТАСС: [сайт]. - URL: https://tass.ru/obschestvo/1722720

10. Переход к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием будет планомерным и продуманным // Официальный сайт Министерства высшего образования и науки Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/64538/

11. Костенко Я. Пусть меня не учат: вузы отказываются от экономики и менеджмента // Известия: [сайт]. - URL: https://iz.ru/1295552/iaroslava-kostenko/pust-menia-ne-uchat-vuzy-otkazyvaiutsia-ot-ekonomiki-i-menedzhmenta

12. Стенограмма Послания Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. // Официальный сетевой ресурс Президента России: [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70565

13. Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года // Официальный сайт Правительства РФ: [сайт]. - URL: http://static.government.ru/media/files/Yu4vXEtPvMyDVAw88UuBGB3dGEr6r8zP.pdf

14. Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года // Официальный сайт Правительства РФ: [сайт]. - URL: http://static.government.ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf

15. Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Документы Правительства РФ: [сайт]. - URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

16. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401409630/

17. Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: [сайт]. - URL: https://garant-ru.turbopages.org/turbo/garant.ru/sZnews/1581704/

18. Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры» // Официальный сетевой ресурс Президента России: [сайт]. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68090

19. Wiles P. The Correlation between Education and Earnings: the Externat Test NonContent Hypothesis // Higher Education. - 1974. - Vol. 3. - No. 1. - P. 53.

20. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть 1) // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - № 2(12). - С. 101-104. EDN UBUXRX.

21. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (Часть II) // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - № 4(14). - С. 90-94. EDN VQDTQJ.

22. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть III) // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2016. - № 1(15). - С. 112-119. EDN WFLADX.

23. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2017. - № 3(21). - С. 104-108. EDN YWEHUA.

24. Жилина И. Ю. Трансформация содержания курсов экономических дисциплин в ходе реформирования высшего образования // Экономические и социальные проблемы России. - 2006. - № 1. - С. 72-98. EDN GZVIOH.

25. Реутова В. В. Формирование системы экономического образования // Проблемы педагогики. - 2015. -№ 4(5). - С. 24-30. EDN TWGZQB.

26. Прикладная экономическая наука - производителям Самарского региона: ретроспективы и перспективы / Н. Ф. Тагирова, А. А. Чудаева, М. В. Китаева [и др.]. - Самара: Самарский научный центр РАН, 2021. - 168 с. ISBN 978-5-93424-876-6. EDN RBJBDB.

27. Tagirova N. F., Sumburova E. I., Zherdeva Yu. A. Evolution of Industrial Production and Economic Education in Russia // SHS Web of Conferences: The conference proceedings, Samara, 26-27 ноября 2018 года / Samara State University of economics. Vol. 62. - Samara: EDP Sciences, 2019. - P. 12003. EDN QVGHFT.

28. Tagirova N. F., Zherdeva Yu. A., Sumburova E. I. Technological Revolutions And Economic Education From The Historical Perspective // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Samara, 06-08 декабря 2018 года. Vol. 57. - Samara: Future Academy, 2019. - P. 916-930. DOI 10.15405/epsbs.2019.03.91. EDN CFZEFY.

29. Автономов В. С., Дорошенко М. Е., Замков О. О. Высшее экономическое образование в России: трудный путь к мировому уровню // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 127-154. EDN TBBXXR.

30. Орипова З. Д. Специфика подготовки экономистов в развитых странах // ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. - 2014. - № 7. - С. 12-17.

31. Жабин А. П., Кандрашина Е. А. Современные проблемы управления изменениями в высшей школе России // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2021. - № 2(196). - С. 51-59. DOI 10.46554/1993-0453-2021-2-196-51-59. EDN WVLVQB.

32. Жабин А. П., Тагирова Н. Ф. История СГЭУ как инструмент формирования у обучающихся компетенций будущего // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2021. - № 1(195). - С. 103112. DOI 10.46554/1993-0453-2021-1-195-103-112. EDN SCPPVU. - С. 104.

33. Жабин А. П., Волкодавова Е. В., Кандрашина Е. А. Управление предпринимательскими рисками, или «черный лебедь» COVID-19 как тест на антихрупкость // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2020. - № 3(185). - С. 38-45. EDN ZEIROL.

34. Чудаева А. А. К вопросу о реализации концепции «2+2» в учебных планах бакалавриата по направлению подготовки «Экономика» в Самарском государственном экономическом университете // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2021. - № 2-2. - С. 56-60. DOI 10.46554/ScienceXXI-2021.10-2.2-pp.56. EDN INVNFR.

35. Управление университетами: Первый в мире онлайн-курс по трансформации университетов [сайт]. - URL: https://www.skolkovo.ru/programmes/15102020-online-kurs-upravlenie-universitetami/?ysclid=lh4ibk3bo7228753871

36. Т-университеты // Центр трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО, 2019 [сайт]. - URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_T-universities_ru.pdf

37. Т-университеты. - С. 36.

38. Т-университеты. - С. 36.

39. Необходимость трансформации образовательного процесса, продвижения цифровых технологий и новой дидактики / Н. Ю. Анисимов, Д. И. Земцов, Т. Е. Шушарина [и др.] // Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы: коллективная монография / науч. ред. выпуска Е. А. Суханова. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. - С. 44-55. EDN OTWITR.

40. Щербенок А. В. Как трансформировать университет // Университетское управление: практика и анализ. -2018. - Т. 22. - № 6. - С. 5-7. EDN LQWNBZ.

41. Атлас новых профессий. - URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf

42. Атлас профессий будущего // Официальный сайт НИУ ВШЭ: [сайт]. - URL: https://issek.hse.ru/atlasfutureprofessions

43. Криворотов В. В. Инженерно-экономическое образование: назад в будущее // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 3(67). - С. 32-35. EDN MUIQMV.

44. Трифонов Г. В. Инженерно-экономическое образование // Библиотека по педагогике [сайт]. - URL: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000994/index.shtml

45. Лепеш Г. В. Подготовка инженерно-экономических кадров в экономических вузах // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2019. - № 1(47). - С. 3-7. EDN AGYNLN.

46. Dobson W. D., Matthes R. C. University-Agribusiness Cooperation: Current Problems and Prognosis // American Journal of Agricultural Economics. - 1971. - Vol. 53. - № 4. - P. 557-564.

47. Spitze R. G. F. Agricultural Economics Teaching and our Domestic Problems // Journal of Farm Economics. - 1962/ - 44. - P. 1339-1349.

48. Hess C. V. Social Science Needs in Agriculture and Natural Resources Curricula - The CEANAR Report // American Journal of Agricultural Economics. - 1969. - 51. - P. 1613-1617.

49. Sledge G. Curricular Changes and Additions // Proceedings-Industry College Agribusiness Symposium - A New Breed's Special Needs. - Ohio State University, 1977.

50. Kellogg L. S. Training of Economists for Positions in Industries Serving Agriculture // Journal of Farm Economics. -1966. - 48. - P. 1595-1603.

51. Kellogg L. S. Training of Economists for Positions in Industries Serving Agriculture.

52. Spitze R. G. F. Agricultural Economics Teaching and our Domestic Problems.

53. Sledge G. Curricular Changes and Additions.

54. Mather L. L., et. al. Developing a competency-based curriculum in agricultural economics // American Journal of Agricultural Economics. - 1977. - Vol. 59. - No. 4. - P. 760-765.

55. Hess C. V. Social Science Needs in Agriculture and Natural Resources Curricula - The CEANAR Report.

56. Sledge G. Curricular Changes and Additions.

57. Polopolus L. The Industrial Demand for Agricultural Economists // Journal of Agricultural and Applied Economics.

- 1969. - Vol. 1. - No. 1. - P. 163-167.

58. Polopolus L. Current Status and Future Directions of Agricultural Economics Programs at 1890 Institutions: Discussion // Journal of Agricultural and Applied Economics. - 1990. - 22(1). P. 57-60. DOI: 10.1017/S0081305200001473

59. Polopolus L. Discussion: Agricultural Transition and Implications for Agricultural Economics Extension Programs // Journal of Agricultural and Applied Economics. - 1987. - 19(1). P. 45-48. DOI: 10.1017/S0081305200017350.

60. Polopolus L. The Industrial Demand for Agricultural Economists.

61. Cox C. B. Evaluation of Current Training of Economists for Positions in Industry //Journal of Farm Economics. -1966. - Vol. 48. - No. 5. - P. 1604-1606.

62. Engineering economics in personnel training for industry modernization in St. Petersburg / S. A. Yutlandova, E. A. Trachenko, A. E. Karlik, N. I. Veig // Proceedings of 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations), SPUE 2017, St. Petersburg, 15-17 ноября 2017 года. - St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2017. - P. 22-24. DOI 10.1109/IVForum.2017.8245959. EDN YBVXED.

63. Криворотов В. В. Инженерно-экономическое образование: назад в будущее.

64. Назарова Г. Посчитать и не просчитаться. Чем занимаются инженеры-экономисты? // Санкт-Петербургские ведомости № 037 (6635) от 02.03.2020: [сайт]. - URL: https://spbvedomosti.ru/news/financy/poschitat-i-ne-proschitatsya-chem-zanimayutsya-inzhenery-ekonomisty/

65. Отраслевые экономисты - это запрос времени или «лишние люди»?! // Деловая электронная газета «Бизнес Online»: [сайт]. - URL: https://rn.business-gazeta.ru/article/131092

66. Петров В. Отраслевых экономистов много не бывает! // «ЛесПромИнформ»: [сайт]. - URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=3841

67. Бюджетные места в вузах в 2022 году сократились по шести направлениям подготовки // Российское государственное федеральное информационное агентство ТАСС: [сайт]. - URL: https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/obschestvo/16913419

68. Падение спроса на потребительские товары побило рекорд кризиса 2014 года // РБК: [сайт]. - URL: https://rbc-

ru.turbopages.org/rbc.ru/s/economics/23/01/2023/63caadb69a79471949d5aed6?turbo_feed_type=full

69. Индивидуальные образовательные траектории в университете // Forbes Education. Обучение, образование в России и за рубежом. Forbes Media LLC [сайт]. - URL: https://education.forbes.ru/special-projects/iot-main/quotes

70. Что обсуждали на первой всероссийской ИОТ-конференции для вузов // Платформа Skillbox: [сайт]. - URL: https://skillbox.ru/media/education/iot-konferentsiya-dlya-vuzov/

71. Официальный сайт Фонда развития промышленности: [сайт]. - URL https://frprf.ru/navigator-gospodderzhky/?ysclid=lfkkcoc8rz440401850

72. Промышленная ипотека в 2023 году в России // Проект KP.RU: [сайт]. - URL https://www.kp.ru/expert/finansy/promyshlennaya-ipoteka/?ysclid=lfkkjngenh28887808

73. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. N 208 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию» на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: [сайт]. - URL: https://base-garant-ru.turbopages.org/turbo/base.garant.ruZs/403559910/

74. Финансовая поддержка предприятий // Официальный сайт Федерального Центра Компетенций: [сайт]. -URL: https://производительность.рф/projectmembers/financial_support/?ysclid=lfkl19avjo882291828

75. Иннополис перевыполнил план обучения преподавателей для цифровой экономики в 2021 году. - URL: https://tass.ru/obschestvo/13090925

76. Шишкин М. В. Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы.

77. Светкина И. А., Чудаева А. А. Вопросы применения технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в процессе обучения студентов вузов по направлению «Экономика» // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. - 2020. - № 2. - С. 76-83. EDN HTWRSA.

78. Светкина И. А., Чудаева А. А. Применение VR/AR-технологий при реализации образовательных программ по направлению «Экономика и управление» // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сб. науч. ст. X Всероссийской научно-практической конференции, в 2 ч., Самара, 15 октября 2020 года. Часть 2.

- Самара: Самарский государственный экономический университет, 2020. - С. 184-188. EDN HHLJHX.

79. Шишкин М. В. Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть III).

1. "Stenogramma Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 21 fevralya 2023 g." [Transcript of the President's Address to the Federal Assembly on February 21, 2023], Oficial'nyjsetevoj resurs Prezidenta Rossii: [sajt]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70565 (in Russian).

2. Ibid.

3. "Perekhod k tradicionnoj dlya Rossii bazovoj podgotovke specialistov s vysshim obrazovaniem budet pla-nomernym i produmannym" [The transition to the traditional Russian basic training of specialists with higher education will be systematic and considerate], Oficial'nyj sajt Ministerstva vysshego obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii: [sajt]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/64538/ (in Russian).

4. "Vstrecha s rukovoditelyami promyshlennyh predpriyatij" [Meeting with the heads of industrial enterprises], Oficial'nyj setevoj resurs Prezidenta Rossii: [sajt]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10727 (in Russian).

5. "Medvedev prizval vuzy sokratit' nabor yuristov i ekonomistov" [Medvedev urged universities to reduce the number of lawyers and economists], OOO «Delovaya gazeta Vzglyad»: [sajt]. Available at: https://vz.ru/news/201V2/15/468946.html (in Russian).

6. Shishkin, M. V., & Mis'ko, O. N. (2017). "Ekonomicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: tendencii i perspek-tivy" [Economic Education in Modern Russia: Trends and Prospects], Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, № 3(21), pp. 104-108. EDN YWEHUA (in Russian).

7. Ibid.

8. Gulia, K. (2008). "Ekonomisty perekhodnogo perioda" [Economists in transition], Kommersant" Den'gi, № 40, p. 42. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/1038286 (in Russian).

9. "Putin schitaet obosnovannym sokrashchenie podgotovki yuristov i ekonomistov v tekhnicheskih vuzah" [Putin considers it justified to reduce the training of lawyers and economists in engineering universities], Rossijskoe gosu-darstvennoe federal'noe informacionnoe agentstvo TASS: [sajt]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/1722720 (in Russian).

10. "Perekhod k tradicionnoj dlya Rossii bazovoj podgotovke specialistov s vysshim obrazovaniem budet planomernym i produmannym" [The transition to the traditional Russian basic training of specialists with higher education will be systematic and considerate], Oficial'nyj sajt Ministerstva vysshego obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii: [sajt]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/64538/ (in Russian).

11. Kostenko, Ya. "Pust' menya ne uchat: vuzy otkazyvayutsya ot ekonomiki i menedzhmenta" [Don't let them teach me: universities are abandoning economics and management], Izvestiya: [sajt]. Available at: https://iz.ru/1295552/iaroslava-kostenko/pust-menia-ne-uchat-vuzy-otkazyvaiutsia-ot-ekonomiki-i-menedzhmenta (in Russian).

12. "Stenogramma Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 21 fevralya 2023 g." [Transcript of the President's Address to the Federal Assembly on February 21, 2023], Oficial'nyj setevoj resurs Prezidenta Rossii: [sajt]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70565 (in Russian).

13. "Strategiya cifrovoj transformacii obrabatyvayushchih otraslej promyshlennosti v celyah dostizheniya ih "cifrovoj zrelosti" do 2024 goda i na period do 2030 goda" [Strategy of digital transformation of manufacturing industries in order to achieve their "digital maturity" until 2024 and for the period up to 2030], Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF: [sajt]. Available at: http://static.government.ru/media/files/Yu4vXEtPvMyDVAw88UuBGB3dGEr6r8zP.pdf (in Russian).

14. "Svodnaya strategiya razvitiya obrabatyvayushchej promyshlennosti Rossijskoj Federacii do 2024 goda i na period do 2035 goda" [Consolidated strategy for the development of the manufacturing industry of the Russian Federation until 2024 and for the period up to 2035], Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF: [sajt]. Available at: http://static.gov-ernment.ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf (in Russian).

15. "Gosudarstvennaya programma RF "Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti" [The Government program of the Russian Federation "Development of industry and improvement of its competitiveness"], Dokumenty Pravitel'stva RF: [sajt]. Available at: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (in Russian).

16. "Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2021 g. N 1912-r Ob utverzhdenii celej i osnovnyh napravlenij ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya RF" [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1912-r of July 14, 2021 On the Approval of the Goals and Main Directions of Sustainable (including Green) Development of the Russian Federation], Informacionno-pravovoj portal "Garant.ru": [sajt]. Available at: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/401409630/ (in Russian).

17. "Importozameshchenie v promyshlennosti: novye proekty i ih finansirovanie" [Import substitution in industry: new projects and their financing], Informacionno-pravovoj portal "Garant.ru": [sajt]. Available at: https://garant-ru.tur-bopages.org/turbo/garant.ru/s/news/1581704/ (in Russian).

18. "Ukaz Prezidenta RF ot 30 marta 2022 g. № 166 "O merah po obespecheniyu tekhnologicheskoj nezavisimosti i bezopasnosti kriticheskoj informacionnoj infrastruktury" [Decree of the President of the Russian Federation No.

166 dated March 30, 2022 "On measures to ensure the technological independence and security of critical information infrastructure"], Oficial'nyj setevoj resurs Prezidenta Rossii: [sajt]. Available at: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/68090 (in Russian).

19. Wiles, P. (1974). "The Correlation between Education and Earnings: the Externat Test NonContent Hypothesis", Higher Education, vol. 3, No. 1, p. 53 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Shishkin, M. V., & Mis'ko, O. N. (2015). "Ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii: vchera, segodnya, zavtra (chast' 1)" [Economic Education in Russia: Yesterday, today, Tomorrow (Part 1)], Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, № 2(12), pp. 101-104. EDN UBUXRX (in Russian).

21. Shishkin, M. V., & Mis'ko, O. N. (2015). "Ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii: vchera, segodnya, zavtra (Chast'

II)" [Economic Education in Russia: Yesterday, today, Tomorrow (Part 2)], Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, № 4(14), pp. 90-94. EDN VQDTQJ (in Russian).

22. Shishkin, M. V., & Mis'ko, O. N. (2016). "Ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii: vchera, segodnya, zavtra (chast'

III)" [Economic Education in Russia: Yesterday, today, Tomorrow (Part 3)], Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, № 1(15), pp. 112-119. EDN WFLADX (in Russian).

23. Shishkin, M. V., & Mis'ko, O. N. (2017). "Ekonomicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: tendencii i perspek-tivy" [Economic education in Modern Russia: trends and prospects], Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, № 3(21), pp. 104-108. EDN YWEHUA.

24. Zhilina, I. Yu. (2006). "Transformaciya soderzhaniya kursov ekonomicheskih disciplin v hode reformirovaniya vysshego obrazovaniya" [Transformation of the content of courses in economic disciplines in the course of reforming higher education], Ekonomicheskie i social'nye problemy Rossii, № 1, pp. 72-98. EDN GZVIOH (in Russian).

25. Reutova, V. V. (2015). "Formirovanie sistemy ekonomicheskogo obrazovaniya" [Building up the system of economic education], Problemy pedagogiki, № 4(5), pp. 24-30. EDN TWGZQB (in Russian).

26. Tagirova, N. F. et al. (2021). Prikladnaya ekonomicheskaya nauka - proizvoditelyam Samarskogo regiona: retro-spektivy i perspektivy [Applied economic science - to the manufacturers of the Samara region: retrospectives and prospects], Samarskij nauchnyj centr RAN, Samara, 168 p. ISBN 978-5-93424-876-6. EDN RBJBDB (in Russian).

27. Tagirova, N. F., Sumburova, E. I., & Zherdeva, Yu. A. (2019). "Evolution of Industrial Production and Economic Education in Russia", ShS Web of Conferences: The conference proceedings, Samara, 26-27 noyabrya 2018 goda, Samara State University of economics. vol. 62, EDP Sciences, Samara, p. 12003. EDN QVGHFT (in English).

28. Tagirova, N. F., Zherdeva, Yu. A., & Sumburova, E. I. (2019). "Technological Revolutions And Economic Education From The Historical Perspective", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Samara, 0608 dekabrya 2018 goda, vol. 57, Future Academy, Samara, pp. 916-930. DOI 10.15405/epsbs.2019.03.91. EDN CFZEFY (in English).

29. Avtonomov, V. S., Doroshenko, M. E., & Zamkov, O. O. (2004). "Vysshee ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii: trudnyj put' k mirovomu urovnyu" [Higher economic education in Russia: a difficult path to the world level], Vo-prosy obrazovaniya, № 2, pp. 127-154. EDN TBBXXR (in Russian).

30. Oripova, Z. D. (2014). "Specifika podgotovki ekonomistov v razvityh stranah" [The specifics of training economists in developed countries], ZAMONAVIJ TA"LIM/SOVREMENNOE OBRAZOVANIE, № 7, pp. 12-17 (in Russian).

31. Zhabin, A. P., & Kandrashina, E. A. (2021). "Sovremennye problemy upravleniya izmeneniyami v vysshej shkole Rossii [Modern problems of change management in higher education in Russia], Vestnik Samarskogo gosudar-stvennogo ekonomicheskogo universiteta, № 2(196), pp. 51-59. DOI 10.46554/1993-0453-2021-2-196-51-59. EDN WVLVQB (in Russian).

32. Zhabin, A. P., & Tagirova N. F. (2021). "Istoriya SGEU kak instrument formirovaniya u obuchayushchihsya kompe-tencij budushchego" [The history of SSUE as a tool for the formation of students' competencies of the future], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, № 1(195), pp. 103-112." DOI 10.46554/1993-0453-2021-1-195-103-112. EDN SCPPVU (in Russian).

33. Zhabin, A. P., Volkodavova, E. V., & Kandrashina, E. A. (2020). "Upravlenie predprinimatel'skimi riskami, ili "chernyj lebed'" COVID-19 kak test na antihrupkost'" [Business risk management, or the "black swan" of COVID-19 as a test of antifragility], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, № 3(185), pp. 38-45. EDN ZEIROL (in Russian).

34. Chudaeva, A. A. (2021). "K voprosu o realizacii koncepcii «2+2» v uchebnyh planah bakalavriata po napravleniyu podgotovki "Ekonomika" v Samarskom gosudarstvennom ekonomicheskom universitete" [To the question of the implementation of the"2 + 2" concept in the bachelor program curricula in the area of training "Economics" at the Samara State University of Economics], Nauka XXI veka: aktual'nye napravleniya razvitiya, № 2-2, pp. 56-60. DOI 10.46554/ScienceXXI-2021.10-2.2-pp.56. EDN INVNFR (in Russian).

35. Upravlenie universitetami: Pervyj v mire onlajn-kurs po transformacii universitetov [sajt] [University Management: The World's First Online Course on University Transformation [website]]. Available at: https://www.skolkovo.ru/pro-grammes/15102020-online-kurs-upravlenie-universitetami/?ysclid=lh4ibk3bo7228753871 (in Russian).

36. "T-universitety" [T-universities], Centr transformacii obrazovaniya Moskovskoj shkoly upravleniya SKOLKOVO, 2019 [sajt]. Available at: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/se-dec/SKOLKOVO_SEDeC_T-universities_ru.pdf (in Russian).

37. Ibid., p. 36.

38. Ibid.

39. "Neobhodimost' transformacii obrazovatel'nogo processa, prodvizheniya cifrovyh tekhnologij i novoj didaktiki" [The need to transform the educational process, promote digital technologies and new didactics], / N. Yu. Anisi-mov, D. I. Zemcov, T. E. Shusharina [i dr.], Rossijskoe vysshee obrazovanie: uroki pandemii i mery po razvitiyu sis-temy: Kollektivnaya monografiya / nauch. red. vypuska E. A. Suhanova, Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2020, pp. 44-55. EDN OTWITR (in Russian).

40. Shcherbenok, A. V. (2018). "Kak transformirovat' universitet" [How to transform the university], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, t. 22, № 6, pp. 5-7. EDN LQWNBZ (in Russian).

41. Atlas novyh professij [Atlas of new professions]. Available at: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (in Russian).

42. "Atlas professij budushchego" [Atlas of the professions of the future], Oficial'nyj sajt NIU VShE: [sajt]. Available at: https://issek.hse.ru/atlasfutureprofessions (in Russian).

43. Krivorotov, V. V. (2010). "Inzhenerno-ekonomicheskoe obrazovanie: nazad v budushchee" [Engineering and Economic Education: Back to the Future], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, № 3(67), pp. 32-35. EDN MUIQMV (in Russian).

44. Trifonov, G. V. "Inzhenerno-ekonomicheskoe obrazovanie" [Engineering and economic education], Biblioteka po pedagogike [sajt]. Available at: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000994/index.shtml (in Russian).

45. Lepesh, G. V. (2019). "Podgotovka inzhenerno-ekonomicheskih kadrov v ekonomicheskih vuzah" [Training of engineering and economic personnel in economic universities], Tekhniko-tekhnologicheskieproblemy servisa, № 1(47), pp. 3-7. EDN AGYNLN (in Russian).

46. Dobson, W. D., & Matthes, R. C. (1971). "University-Agribusiness Cooperation: Current Problems and Prognosis", American Journal of Agricultural Economics, vol. 53, № 4, pp. 557-564 (in English).

47. Spitze, R. G. F. (1962). "Agricultural Economics Teaching and our Domestic Problems", Journal of Farm Economics, 44, pp. 1339-1349 (in English).

48. Hess, C. V. (1969). "Social Science Needs in Agriculture and Natural Resources Curricula - The CEANAR Report", American Journal of Agricultural Economics, 51, pp. 1613-1617 (in English).

49. Sledge, G. (1977). "Curricular Changes and Additions", Proceedings-Industry College Agribusiness Symposium - A New Breed's Special Needs, Ohio State University, April 25-27 (in English).

50. Kellogg, L. S. (1966). "Training of Economists for Positions in Industries Serving Agriculture", Journal of Farm Economics, 48, pp. 1595-1603 (in English).

51. Ibid.

52. Spitze, R. G. F. (1962). Op. cit.

53. Sledge, G. (1977). Op. cit.

54. Mather, L. L., et. al. (1977). "Developing a competency-based curriculum in agricultural economics", American Journal of Agricultural Economics, vol. 59, No. 4, pp. 760-765 (in English).

55. Hess, C. V. (1969). Op. cit.

56. Sledge, G. (1977). Op. cit.

57. Polopolus, L. (1969). "The Industrial Demand for Agricultural Economists", Journal of Agricultural and Applied Economics, vol. 1, No. 1, pp. 163-167 (in English).

58. Polopolus, L. (1990). "Current Status and Future Directions of Agricultural Economics Programs at 1890 Institutions: Discussion", Journal of Agricultural and Applied Economics, 22(1), pp. 57-60. DOI: 10.1017/S0081305200001473 (in English).

59. Polopolus, L. (1987). "Discussion: Agricultural Transition and Implications for Agricultural Economics Extension Programs", Journal of Agricultural and Applied Economics, 19(1), pp. 45-48. DOI: 10.1017/S0081305200017350 (in English).

60. Polopolus, L. (1969). Op. cit.

61. Cox C. B. (1966). "Evaluation of Current Training of Economists for Positions in Industry", Journal of Farm Economics, vol. 48, No. 5, pp. 1604-1606 (in English).

62. Yutlandova, S. A., Trachenko, E. A., Karlik, A. E., & Veig, N. I. (2017). "Engineering economics in personnel training for industry modernization in St. Petersburg" / Proceedings of 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations), SPUE 2017, St. Petersburg, 15-17 noy-abrya 2017 goda, St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., pp. 22-24. DOI 10.1109/IVForum.2017.8245959. EDN YBVXED (in English).

63. Krivorotov, V. V. (2010). Op. cit.

64. Nazarova, G. (2020). "Poschitat' i ne proschitat'sya. Chem zanimayutsya inzhenery-ekonomisty?" [Calculate and not miscalculate. What do economic engineers do?], Sankt-Peterburgskie vedomosti № 037 (6635) ot 02.03.2020: [sajt]. Available at: https://spbvedomosti.ru/news/financy/poschitat-i-ne-proschitatsya-chem-zanimayutsya-in-zhenery-ekonomisty/ (in Russian).

65. "Otraslevye ekonomisty - eto zapros vremeni ili «lishnie lyudi»?!" [Are industry economists a time request or "extra people"?], Delovaya elektronnaya gazeta "Biznes Online": [sajt]. Available at: https://rn.business-gazeta.ru/ar-ticle/131092 (in Russian).

66. Petrov, V. "Otraslevyh ekonomistov mnogo ne byvaet!" [There are never too many industry economists!], "LesPromInform": [sajt]. Available at: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=3841 (in Russian).

67. "Byudzhetnye mesta v vuzah v 2022 godu sokratilis' po shesti napravleniyam podgotovki" [Budget places in universities in 2022 decreased in six areas of training], Rossijskoe gosudarstvennoe federal'noe informacionnoe agentstvo TASS: [sajt]. Available at: https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/sZobschestvo/16913419 (in Russian).

68. "Padenie sprosa na potrebitel'skie tovary pobilo rekord krizisa 2014 goda" [The fall in demand for consumer goods broke the record of the 2014 crisis], RBK: [sajt]. Available at: https://rbc-ru.turbopages.org/rbc.ru/s/econom-ics/23/01/2023/63caadb69a79471949d5aed6?turbo_feed_type=full (in Russian).

69. "Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v universitete" [Individual educational trajectories at the university], Forbes Education. Obuchenie, obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Forbes Media LLC [sajt]. Available at: https://ed-ucation.forbes.ru/special-projects/iot-main/quotes (in Russian).

70. "Chto obsuzhdali na pervoj vserossijskoj IOT-konferencii dlya vuzov" [What was discussed at the first All-Russian IET conference for universities], Platforma Skillbox: [sajt]. Available at: https://skillbox.ru/media/education/iot-konferentsiya-dlya-vuzov/ (in Russian).

71. Oficial'nyj sajt Fonda razvitiya promyshlennosti [Official website of the Industrial Development Fund]: [sajt]. Available at https://frprf.ru/navigator-gospodderzhky/?ysclid=lfkkcoc8rz440401850 (in Russian).

72. "Promyshlennaya ipoteka v 2023 godu v Rossii" [Industrial mortgage in 2023 in Russia], Proekt KP.RU: [sajt]. Available at https://www.kp.ru/expert/finansy/promyshlennaya-ipoteka/?ysclid=lfkkjngenh28887808 (in Russian).

73. "Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 fevralya 2022 g. N 208 "O predostavlenii subsidii iz federal'nogo byudzheta avtonomnoj nekommercheskoj organizacii "Agentstvo po tekhnologicheskomu razvitiyu" na podderzhku proektov, predusmatrivayushchih razrabotku konstruktorskoj dokumentacii na komplektuyushchie izdeliya, neobhodimye dlya otraslej promyshlennosti" [Decree of the Government of the Russian Federation No. 208 dated February 18, 2022 "On Granting Subsidies from the Federal Budget to the Autonomous Non-Profit organization "Agency for Technological Development" for the Support of Projects Providing for the Development of Design Documentation for Components Necessary for Industries"], Informacionno-pravovoj portal "Garant.ru": [sajt]. Available at: https://base-garant-ru.turbopages.org/turbo/base.garant.ru/s/403559910/ (in Russian).

74. "Finansovaya podderzhka predpriyatij" [Financial support of enterprises], Oficial'nyj sajt Federal'nogo Centra Kom-petencij: [sajt]. Available at: https://proizvoditel'nost'.rf/projectmembers/financial_sup-port/?ysclid=lfkl19avjo882291828 (in Russian).

75. Innopolis perevypolnil plan obucheniya prepodavatelej dlya cifrovoj ekonomiki v2021 godu [Innopolis has exceeded the teacher training plan for the digital economy in 2021]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/13090925 (in Russian).

76. Shishkin M. V., & Mis'ko O. N. (2017). Op. cit.

77. Svetkina, I. A., & Chudaeva A. A. (2020). "Voprosy primeneniya tekhnologij virtual'noj, dopolnennoj i smeshannoj real'nosti v processe obucheniya studentov vuzov po napravleniyu "Ekonomika" [Issues of virtual, augmented and mixed reality technologies application in the process of teaching university students in the area of "Economics"], Problemy sovershenstvovaniya organizacii proizvodstva i upravleniya promyshlennymi predpriyatiyami: mezhvu-zovskij sbornik nauchnyh trudov, № 2, pp. 76-83. EDN HTWRSA (in Russian).

78. Svetkina, I. A., & Chudaeva A. A. (2020). "Primenenie VR/AR-tekhnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm po napravleniyu "Ekonomika i upravlenie" [The use of VR/AR technologies in the implementation of educational programs in the area of training "Economics and Management"], Rossijskaya nauka: aktual'nye issledovaniya i razrabotki: sb. nauch. st. X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, v 2-h ch., Samara, 15 oktyabrya 2020 goda. Chast' 2, Sa-marskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, Samara, pp. 184-188. EDN HHLJHX (in Russian).

79. Shishkin, M. V., & Mis'ko, O. N. (2016). Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.