Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). C. 67-77 Pedagogical Review. 2023, vol. 3 (49), pp. 67-77
Научная статья УДК 378.14: 004.021
https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-67-77
Подготовка студентов гуманитарных вузов к использованию информационных технологий
Валерий Юрьевич Мокрый
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия,
mokvalera@mail. ru
Аннотация
В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов осуществляется подготовка бакалавров направления подготовки «Экономика». В данной работе представлен процесс разработки автором электронного курса по дисциплине «Информатика». Электронный курс обновляется с учетом уже опубликованных ранее результатов. Актуальность сформулированной темы научного исследования подтверждается содержанием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в соответствии с которыми обучение использованию современных информационных технологий входит в обязательную часть учебного плана по направлениям подготовки «Экономика». Офисные информационные технологии и фиджитал-тех-нологии повсеместно применяются экономистами в профессиональной деятельности. Необходимо учитывать указанные в стандартах виды деятельности, которые должны быть готовы осуществлять будущие экономисты: расчетно-экономическую, аналитическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую, педагогическую, учетную, расчетно-финансовую, банковскую и страховую. Уточним, что одним из ведущих направлений, характерных для аналитического вида деятельности, является поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов для экономистов. В ходе преподавания дисциплины «Информатика» у студентов формируются компетенции, определяющие способности будущих экономистов к различным видам деятельности, с помощью информационных технологий (прежде всего офисного программного обеспечения и электронного документооборота). В ходе исследования мы изучаем способы формирования таких компетенций. В исследовании применяли следующие материал и методы: анализ научной литературы, разработка электронных курсов для студентов экономического факультета; проектирование электронного курса по информатике, обобщение результатов преподавания дисциплины. Объектом исследования является подготовка студентов экономического факультета к использованию современных информационных технологий. Предметом исследования является процесс использования электронных курсов и систем дистанционного обучения в ходе преподавания дисциплины «Информатика». Целью выполнения данного исследования выступает изучение особенностей применения средств дистанционного обучения и фиджитал-технологий при подготовке экономистов и менеджеров в ходе создания электронного курса. Оно направлено на разработку и обновление учебно-методических материалов по дисциплине «Информатика» с учетом современных особенностей информационных технологий. Новизна представленных результатов заключается в авторском подходе к проектированию структуры электронного курса и к разработке обновленных теоретических материалов дисциплины с учетом новых версий использованного программного обеспечения. Автором на основе собственного опыта и обобщения материалов преподавателей кафедры разработаны учебно-методические материалы по дисциплине «Информатика», предназначенные для обучения будущих экономистов и менеджеров. Обобщены результаты преподавания дисциплины в 2021/22 учебном году для группы студентов первого курса бакалавриата. В современном мире наблюдается противоречие между необходимостью подготовки будущих экономистов к использованию современных офисных и фиджитал-технологий в профессиональной деятельности и устареванием учебно-методических материалов по информатике и информационным технологиям. Для решения этого противоречия необходимо создать современные учебно-методические материалы по дисциплине «Информатика» и постоянно обновлять соответствующий электронный курс. В статье представлена
© В. Ю. Мокрый, 2023
структура разработанного электронного курса и обобщены статистические данные, полученные в результате проверки ответов студентов при выполнении заданий. В дальнейшем планируется продолжить усовершенствование структуры электронного курса с учетом современных тенденций в области цифровизации образования.
Ключевые слова: информатика, преподавание информатики, цифровизация образования, дистанционное обучение, фиджитал-технологии
Для цитирования: Мокрый В. Ю. Подготовка студентов гуманитарных вузов к использованию информационных технологий // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). С. 67-77. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-67-77
Original article
Training humanitarian universities' students for using information technologies
Valeriy Yu. Mokryy
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Saint Petersburg, Russian Federation, [email protected]
Abstract
In St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, bachelors are being trained in the direction of training "Economics". This paper deals with presenting of the process of development by the author of an electronic course in the discipline "Informatics". Our e-course was developed and designed taking into account the previously published results. The relevance of scientific research subject is confirmed by the content of the Federal State Educational Standards of Higher Education of higher education, according to which training using of modern information technologies is included in the mandatory part of the curriculum in the areas of training "Economics". Office information technologies and phygital technologies are widely used by economists in their professional activities. It is necessary to take into account the types of activities specified in the standards that future economists should be ready to carry out: settlement and economic, analytical, research, organizational and management, pedagogical, accounting, settlement and financial, banking and insurance. Let us clarify that one of the leading areas characteristic of the analytical type of activity is search for information on the received task, collection and analysis of data necessary for specific economic calculations for economists. In the course of teaching the discipline "Informatics" of disciplines, students form the following competencies that determine the abilities of future economists to various types of activities using information technologies (primarily office software and electronic document management). In the course of our research, we study how to form these competencies. Material and methods: analysis of scientific literature, development of electronic courses for students of the Faculty of Economics; designing an electronic course in computer science, summarizing the results of teaching the discipline. In the course of our research, we consider the process of formation of competencies among students in the course of teaching the discipline "Informatics" and the relationship with the above disciplines. The sequence of teaching discipline to students of the Economics Faculty will be discussed. The object of our research is training students of the Economics faculty for using of modern information technologies. The subject of our research is the process of using electronic courses and distance learning systems during the teaching of the Informatics discipline. The purpose of this research is studying of the peculiarities distance learning tools and phygital-technologies using during training of economists. This work is aimed at developing and updating educational and methodological materials in the discipline "Informatics", taking into account the modern features of information technologies. The novelty of the presented results lies in the author's approach to designing the structure of the e-course and developing updated theoretical materials on the discipline, taking into account new versions of using software. The author, based on his own experience and generalization of the materials of the teachers of the department, developed educational and methodological materials on the discipline "Informatics", designed to train future economists and managers. The results of teaching the discipline in the 2021/22 academic year for group of 1st year undergraduate students were summarized. Updating
the educational and methodological materials on the above disciplines in an electronic course, taking into account the development of modern software tools and phygital technologies application in the trading. In the modern world, there is a contradiction between the need to prepare future economists for the use of modern office and phygital technologies in professional activities and the obsolescence of the developed educational and methodological materials on computer science and information technology. To solve this contradiction, modern educational and methodological materials on the discipline "Informatics" need to be developing and e-course constantly updating. This paper deals with the describing of the developed e-course structure and statistical data obtained from the results of checking students' answers summarizing, prepared based on the results of completing tasks. In the future, we are planning to improve our e-course structure, taking into account modern trends in the digitalization of education and software.
Keywords: computer science, teaching computer science, digitalization of education, distance learning, phygital-technology
For citation: Mokryy V Yu. Podgotovka studentov gumanitarnykh vuzov k ispol'zovaniyu informatsionnykh tekhnologiy [Training of students, who are studying in humanitarian universities for using of information technologies]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 3 (49), pp. 67-77. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-67-77
В ходе нашей профессиональной деятельности [1-5] мы продолжаем обобщать методики преподавания информатики для студентов гуманитарных вузов (прежде всего будущим экономистам). К одному из направлений развития современных информационных технологий относится фиджи-тал [6-10]. Далее приведем определения явления «фиджитал» в различных отраслях экономики, поясним особенности внедрения фиджитал-технологий в образование. В качестве примера представим разработанный нами электронный курс по дисциплине «Информатика», который применялся в рамках веб-поддержки самостоятельной работы студентов.
Новизна проводимого исследования заключается в том, что на основе обобщения опыта преподавания разработан электронный курс по дисциплине с методическими рекомендациями для студентов, направленными на изучение современных версий программного пакета Microsoft Office. Практическая значимость проводимого исследования заключается в разработке электронного курса по дисциплине «Информатика» и его использовании для последующего обобщения результатов преподавания дисциплины.
Персональные компьютеры и мобильные устройства позволяют сотрудникам организаций работать с корпоративной базой данных, а обычным гражданам - получать доступ к данным и формировать соответствующий контент, а также осуществлять коммуникацию с помощью социальных сетей. Социальные сети используются коммерческими организациями, фирмами и индивидуальными предпринимателями для продвижения своих брендов.
Подготовка будущих экономистов к использованию этих технологий должна осуществляться с первого курса бакалавриата. В ФГОС ВО и учебном плане подготовки бакалавров по направлению «Экономика» выделены следующие компетенции, которыми должен овладеть будущий выпускник с учетом современного состояния информационных технологий:
ОПК-5: способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач;
ОПК-6: способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
Для формирования этих компетенций студенты должны освоить на занятиях по соответствующим дисциплинам офисные информационные технологии (MS Office Word, Excel), технологии подготовки презентаций (MS PowerPoint), технологии организации корпоративного информационного пространства (MS OutLook), технологии работы с базами данных (MS Access, 1С).
Профессиональная деятельность экономистов в современном цифровом мире (мире диджитал, digital) осуществляется с помощью специальных прикладных программ и онлайн-сервисов, в которых реализована возможность цифрового анализа больших массивов данных.
Современный этап развития цифрового общества зачастую характеризуется термином «фид-житал». Этот термин понимается как процесс взаимодействия физического и виртуального образа человека. Явление «фиджитал» в повседневной жизни проявляется благодаря использованию в сфере услуг таких технологий, как интернет вещей, дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальность, блокчейн, криптовалюты. В торговле фиджитал-технологии представлены в том числе цифровыми витринами, цифровыми киосками, мобильными приложениями для онлайн-покупок. Например, магазин «Ашан» с 2021 г. работает с компанией «Сбермаркет» для развития фиджитал-коммерции.
Фиджитал-технологии охватывают технологии на стыке AR и VR. Эти продукты и решения применяются сотрудниками организаций и фирм с целью привлечения внимания, обобщения информации о клиентах и внедрения полезных для бизнеса функций. Указанные технологии разрабатываются различными компаниями. Например, отечественной компанией «Фиджитализм» разработаны программно-аппаратные решения, позволяющие сотруднику фирмы с помощью мобильного устройства подключиться к интерфейсу выбранного из хранящихся в базе данных помещению реального офиса и взаимодействовать с его интерьером.
В свою очередь в образовании фиджитал проявляется благодаря реализации одной из моделей онлайн-обучения, которая заключается в использовании электронных курсов и сервисов для проведения вебинаров. AR- и VR-технологии используются вузами для реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом возможности повышения наглядности и доступности передаваемой учебной информации.
Например, на конференции ИТО-Саратов-2022 обсуждались проекты, направленные на внедрение в образовательных учреждениях VR-комплектов [11]. Ученики с помощью таких комплектов в среде виртуальной реальности смогут исследовать планеты Солнечной системы.
Рассмотрим далее методику применения разработанного нами курса по информатике.
В настоящее время преподавателями кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) осуществляются разработка и обновление учебно-методических материалов по преподаваемым дисциплинам информационно-технологического направления.
Новизна проводимого исследования заключается в представлении промежуточных результатов формализации разрабатываемого электронного курса. Теоретическая значимость проводимого исследования заключается в поиске способов и инструментов, которые могут быть использованы для повышения эффективности преподавания дисциплин студентам различных категорий и поколений. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые представлена структура учебно-методических материалов по дисциплине «Информатика», размещенного в системе поддержки самостоятельной работы СПбГУП (https://edu.gup.ru/).
Авторский электронный курс [3, 4] характеризуется общей величиной M = (i = 5) и представляет собой общую совокупность элементов, представленной модулями первого семестра (M1-M3) и модулями второго семестра (M4 и M5).
Теоретические материалы обозначим величиной Mmtj, а задания для студентов - величиной MtSj. При этом справедливо следующее:
- величина i будет обозначать количество элемента электронного курса, индекс n будет обозначать максимальное количество элементов курса;
- индекс j - порядковый номер компонента, индекс m будет обозначать максимальное количество компонентов модуля;
- индекс mt (material) будет обозначать количество материалов в элементе;
- индекс ts (task) будет обозначать количество заданий для студентов в элементе.
Во входном (организационном) модуле преподаватель размещает ссылки с информацией о мероприятиях, проводимых в университете, ссылки на рабочие программы, рейтинги групп, формируемые по результатам проверки заданий (в ходе текущего контроля знаний и по итогам обучения). В тематических модулях курса преподаватель размещает компоненты Mmtj, представляющие собой совокупность файлов с учебно-методическими материалами, компоненты MtSj, предназначен-
ные для загрузки студентами файлов, подготовленных в ходе выполнения заданий лабораторных работ. В выходном модуле размещены вопросы к зачету/экзамену по дисциплине, тесты для текущего контроля знаний студентов, элемент «Задание» для загрузки студентами файлов, подготовленных после ответа на теоретические вопросы билета.
Входной (организационный) модуль (1п)
Информатизация, аппаратное и программное обеспечение (М^)
г---------------------------------------------1
I
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Оценочные и методические материалы (Ои1)
Рис. 1. Последовательность тематических модулей
В ходе обновления структуры, представленной на рис. 1, нами исследуются вопросы проектирования электронных курсов по информатике для студентов различных направлений подготовки.
Типовая структура элементов электронного курса включает материалы Мт^- (папки с теоретическими материалами, папки с указаниями для выполнения контрольных и лабораторных работ, страницы со ссылками на дополнительные материалы) и М^-- (задания для студентов).
В ходе дальнейшей работы нами будут обновлены материалы тематических модулей М! и М5: будут усовершенствованы материалы по профессиональной разработке презентаций, добавлены материалы по современным и перспективным технологиям [12].
Рассмотрим далее принцип организации работы студентов с электронным курсом.
Для начала или продолжения работы с нужным элементом студент входит в систему, открывает соответствующий электронный курс, пролистывает курс до соответствующего элемента и начинает изучать компоненты Мт^- и работать с компонентами М^--.
Кроме изучения теоретических материалов, студенты в обязательном порядке выполняли задания модулей M2 и M3 в первом семестре и тематических модулей M4 и M5 - во втором семестре.
На странице каждого компонента MtSj преподаватель формулирует требования к отчетным документам, которые студент должен предоставить на проверку. Чтобы предоставить на проверку полученные результаты, студенты загружали ответы в компонент в виде папки-архива формата .zip.
Перед началом работы с компонентами MtSj преподаватель устанавливает студентам сроки предоставления отчетных документов, настраивает размер и формат предоставляемых студентами файлов, определяет шкалу баллов (обозначаемых величиной |MtSj|) для оценки полученных ответов и проходной балл для зачета каждой работы (|MtSj| > 70).
На рис. 2 представлен пример разработанного модуля М3. Профессиональная работа со структурированными данными в электронных таблицах
Работа с табличными документами в процессоре MS Excel.
2) Методические указания по MS Excel 2010 31.1Мбайт Документ Word 2007 Загружено 7/12/22,14:50
'fci Рекомендации по работе С электронными таблицами как С базами данных 3.4Мбайт документ PDF Загружено 7/12/22, 14:00
Q ] Ссылка на сайт "Планета Excel"
ф j Ссылка на сайт "ExcelTable" <'ш.
■ Задание номер 1 ПО Excel 420.7Кбэйт Документ Word 2007 Загружено 7/12/22,15:08 ^ Задание номер 2 ПО Excel 1203Кбайт Документ Word 2007 Загружено 7Л2/22,15:08 3 Ссылки на обучающие материалы по работе в MS Excel
Рис. 2. Тематический модуль M3
После проверки всех ответов студентов на задания MtSj и получения результатов выполнения тестов T преподаватель формирует рейтинг группы в целом и по отдельному студенту в частности, который применяется как для текущей аттестации студента, так и в ходе мероприятий промежуточного контроля знаний (зачетов и экзаменов).
Проанализировав полученный после проверки загруженных студентами файлов рейтинг, преподаватель формулирует вывод о сформированности у студентов указанных выше компетенций и об уровне усвоения компонентов Mmtj.
В электронном курсе размещены модули «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» (Mu) и «Оценочные и методические материалы» (Mo). В модуле Mu преподаватель размещает и обновляет список рекомендуемой литературы, статьи для изучения и дополнительные учебно-методические материалы. В модуле Mo преподаватель размещает вопросы для контроля знаний студентов, тесты T компонент Mtso1 для загрузки студентами файлов, подготовленных студентами в ходе выполнения практических заданий после ответа на вопросы билета. Тесты применяются преподавателем в семестре для проверки уровня проработки студентами компонентов Mmj
Кроме этого, при необходимости преподаватель размещает в электронном курсе временные Мврем и вариативные модули M^.
На рис. 3 представлена страница компонента Mts31.
Система позволяет преподавателю настраивать электронный курс, его элементы и компоненты. В ходе нашего дальнейшего исследования мы продолжим совершенствовать модель курса, которую можно представить в виде выражения (1)
M = XM/1^ max, (1)
где Mmti + Mts„
Mmtj = X m Mmtij и Mts, = X m Mtsy,
В дальнейшем формулу (1) представляется целесообразным модифицировать, добавив весовой коэффициент для компонентов Mmty.
На рис. 4 представлен фрагмент страницы теста T1, который используется преподавателем для проведения текущей аттестации студентов и с помощью которого он проверяет уровень сформированное™ у студентов уровня проработки модуля М2.
Лабораторные работы №1 и №2 по MS Excel
Открыто: вторник, 28 марта 2023,10:15 Срок сдачи: пятница, 19 мая 2023,22:00
ПОДГОТОВКА БЛАНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ, ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ, РАБОТА С ФОРМУЛАМИ
Изучаем интерфейс MS Excel.
Загрузить результаты выполнения работы - созданную книгу с листами, на которых будут отражены данные по экзаменам н листом с расчётом стипендии.
Три листа - данные по результатам сдачи экзаменов. Также нужно использовать формулы ЕСЛИ для проверки полученной оценки, а также присваивать имя диапазону ячеек.
Четвёртый лист - использование формул ЕСЛИ и И для подсчёта итоговой стипендии, а также формул СЧЕТ (количество) и СРЗНАЧ (среднее по оценкам) для связывания данных с других листов. Формулу СУММ применять для подсчёта общего фонда по группе.
Пример листа со стипендией
0 Ъ С* ' • Пример [Режим совместимости] - Ехсе1
ГЛАВНАЯ ВСТАВКА РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ ФОРМУЛЫ ДАННЫЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВИД РАЗРАБОТЧИК
¡ Пер«««
во..».. v ж * Ы • Ш- 5» - Д - ШШ В Обмаигат. и л<
I центр« • tp - % т
31 ! |х ✓ JST
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ
Группа Nfl
Nfl п/п ФИО
1 Иванов И.В.
2 Петров A.B.
3 Семенов o.a.
4 Синцов A.A.
5 Михайлов В.Б.
6 Старцев A.B.
7 Иванов Б.В.
Отлично Хорошо
Оценка Подпись экзаменатора
Рис. 3. Фрагмент страницы компонента Mts3
В настоящее время этот тест недоступен
Вопрос 1 Пока нет
Балл: 100 Г Отметить вопрос
е
Редактировать вопрос
В каком окне находится вкладка "Отступы и интервалы"?
Выберите один ответ О а. Абзац О Ь. Автозамена О с. Шрифт О d. Параметры Word
Вопрос 2 Пока нет
Балл: L00
V Отметить вопрос
О
Редактировать вопрос
Где находятся инструменты выбора шрифтов для оформления набранного текста?
Выберите один или несколько ответов: О а. На ленте "Главная"
□ Ь. В пункте главного меню "Формат" О с. В пункте главного меню "Сервис"
□ d. На ленте "Вставка" О е. На ленте "Вид"
Вопрос 3 Пока нет ответа
Балл: 2.00 V Отметить вопрос
О
Редактировать вопрос
Каким образом можно вызвать окно "Граница и заливка" для того, чтобы оформить текст в рамку?
Выберите один или несколько ответов: О а. Нажать кнопку "Подложка" на панели "Главная"
□ Ь. Нажать кнопку "Границы страниц" на панели "Главная" или на ленте "Разметка страницы" О с. Выбрать соответствующую команду из пункта меню "Вид" О d. Выбрать соответствующую команду из пункта меню "Формат"
Рис. 4. Фрагмент теста Ti
После проработки студентами всех компонентов преподаватель с помощью системы формировал итоговый рейтинг по группе как по каждому семестру, так и по учебному году в целом.
Мы выделили следующие уровни проработки компонентов курса: минимальный, нейтральный, хороший и высокий.
В качестве критерия, которым мы предлагаем руководствоваться преподавателю при выставлении оценки за проверяемую работу, выступает минимальное значение полученного студентом балла (Му| > 70).
Нейтральному уровню проработки компонента Mtsj■ студентом соответствует интервал 70 < |Mts у| < 80. Хорошему уровню проработки компонента Mts у студентом соответствует интервал 80 < |Mts у| < 90. Высокому уровню проработки компонента Mts у студентом соответствует интервал (90 < |Mtsу| < 100).
Тесты Т i оценивались системой в интервале 0 < |Т г| < 5 баллов в автоматическом режиме.
На рис. 5 представлено распределение баллов, полученных студентами первого курса экономического факультета (всего в подгруппе 16 человек) по результатам проверки всех компонентов Mts у в каждом элементе курса по сравнению с суммарным баллом, полученным каждым студентом по результатам освоения всех модулей.
[ Область диаграммы \
■ Сумма баллов за модуль М2
■ Сумма баллов за модуль МЗ
■ Сумма баллов за модуль М4
■ Сумма баллов за модуль М5
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16
Рис. 5. Распределение баллов, полученных студентами подгруппы первого курса экономического факультета (экономисты) за освоение тематических модулей в 2021/22 учебном году
Если студент не успевал загрузить в систему файлы вовремя, то он предъявлял их преподавателю на проверку на зачете или перед экзаменом. Если студент получил недостаточное количество баллов (IMtsj < 70), то на зачете он отвечал на вопросы итогового теста, а на экзамене - на дополнительные вопросы (помимо двух вопросов в билете и практических заданий).
В целом по результатам выполнения заданий MtSy на высоком уровне тематические модули усвоили студенты № 1-9.
Отметим, что в первом семестре студенты на подгрупповых занятиях тщательно проработали модуль M2, а во втором семестре - модули M3 и M4, а также вариативный модуль M5. В дальнейшем в этот элемент будут добавлены материалы по профессиональной обработке изображений, подготовке презентаций и фиджитал-технологиям.
В наших планах - продолжить совершенствование элементов электронного курса, совершенствование компонентов Mmtj и MtSj. Кроме этого, нами будут изучаться способы повышения мотивации студентов к своевременному освоению материалов модулей.
Таким образом, в данной работе рассмотрен процесс разработки электронного курса по информатике, обобщены особенности диджитал- и фиджитал-технологий, представлены описание процесса проектирования электронного курса, выражение, позволяющее оценить эффективность работы преподавателя с курсом, а также последовательность работы студентов с обновленным электронным курсом.
Все разработанные учебно-методические материалы активно применяются автором в ходе обучения студентов в СПбГУП с 2013 по 2022 г.
Проанализирована успеваемость одной из групп студентов экономического факультета в 2021/22 учебном году. Указаны студенты, достигшие хорошего и высокого уровней проработки элементов курса.
В ходе нашей дальнейшей работы мы планируем продолжить обновление электронного курса по информатике, в том числе оптимизацию материалов тематических модулей Mmtj и заданий MtSj. Будет продолжено обобщение материалов научных исследований по обучению будущих экономистов и специалистов других отраслей, в том числе с учетом внедрения фиджитал-технологий в профессиональную деятельность [8, 9] и особенностей организации образовательной среды вуза [13-15].
Список источников
1. Мокрый В. Ю. Некоторые особенности поддержки самостоятельной работы студентов в ходе преподавания дисциплины «Информатика» с помощью технологий дистанционного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование. Технологии. Качество», 26-27 марта 2021. С. 130-132.
2. Мокрый В. Ю., Седов Р. Л. Формирование информационной культуры обучающихся образовательных учреждений в условиях современного общества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 5 (217). С. 144-151. DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-144-151
3. Мокрый В. Ю. Культурологические особенности преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарного вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 3 (192). С. 91-96. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-91-96
4. Мокрый В. Ю., Спицын А. В. Применение современных информационных технологий для подготовки будущих менеджеров // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 6 (212). С. 142-150. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-142-150
5. Мокрый В. Ю., Путькина Л. В. Применение case-средств для подготовки менеджеров в гуманитарном вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 4 (32). URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive. html?year=2020&issue=4&article_id=7802 (дата обращения: 05.04.2023). DOI: 10.23951/2307-6127-2020-491-101
6. Мир по имени фиджитал. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4593517 (дата обращения: 03.07.2022).
7. Туран М. «Ашан» - фиджитал-дискаунтер с доступными ценами. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/13361/ (дата обращения: 13.10.2022).
8. Фиджитализм. URL: https://www.youtube.com/channel/UCYyIhGtoy1ov99WetkzbKFg (дата обращения: 05.04.2023).
9. Phyqital (фиджитал) - как сочетание цифрового и физического опыта изменит нашу жизнь. URL: https:// hr-media.ru/ (дата обращения: 05.07.2022).
10. Как фиджитал спасет ритейл: примеры использования. URL: https://www.cossa.ru/trends/168855/ (дата обращения: 03.07.2022).
11. XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании». URL: https://www.sgu.ru/conference/ito-saratov-2022 (дата обращения: 02.11.2022).
12. Портал выбора технологий и поставщиков. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 08.11.2022).
13. Barkhatova D. A., Bitner M. A., Grohotova E. V., Lomasko P. S., Simonova A. L. Personalizing older people training in modern technologies for successful life in smart society // KES-SEEL: International KES conference
on smart education and smart e-learning, Singapore, 14.06-16.06.2021. URL: https://link.springer.com/chap-ter/10.1007/978-981-16-2834-4_5 (дата обращения: 11.07.2021).
14. Dostovalova E. V., Lomasko P. S., Maschanov A. A., Nazarenko E. M., Simonova A. L. Teaching in a continuously and dynamically changing digital information and learning environment of a modern university // New Educational Review. 2018. Т. 53, № 3. URL: http://czasopisma.marszalek.com.pl/images/pliki/tner/201803/tner5311. pdf (дата обращения: 11.07.2021).
15. Седов Р. Л. О балльно-рейтинговой системе вуза и ее внедрении в систему дистанционного обучения средствами moodle // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 115-120.
References
1. Mokryy V. Yu. Nekotoryye osobennosti podderzhki samostoyatelnoy raboty studentov v khode prepodavanya distsipliny "Informatika" s pomoshch'yu technologii distantsionnogo obuchenya [Some features of support for independent work of students in the course of teaching the discipline "Informatics" using distance learning technologies]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Obrazovaniye. Tekhnologii. Kachest-vo", 26-27 March 2021 [Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Education. Technologies. Quality", March 26-27, 2021]. Pp. 130-132 (in Russian).
2. Mokryy V. Yu., Sedov R. L. Formirovaniye informatsionnoy kul'tury obuchayushchikhsya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy v usloviyakh sovremennogo obshchestva [The formation of information culture of students studying at educational institutions in modern society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2021, vol. 5 (217), pp. 144-151 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-144-151
3. Mokryy V. Yu. Kul'turologicheskiye osobennosti prepodavanya distsipliny "Informatika" studentam gumanitar-nogo vuza [Culturalogical features of training the discipline "Informatics" to students of liberal arts college]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 3 (192), pp. 91-96 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-91-96
4. Mokryy V. Yu., Spitsin A. V. Primeneniye sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy dlya podgotovki budu-shchikh menedzherov [The modern information technologies application for training the future managers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2020, vol. 6 (212), pp. 142-150 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-142-150
5. Mokryy V. Yu., Putkina L. V. Primeneniye keys-sredstv dlya podgotovki menedzherov v gumanitarnom vuze [Application of case-tools for training managers in a humanitarian university]. Nauchno-pedagogicheskoye oboz-reniye - Pedagogical Review, 2020, vol. 4 (32), pp. 91-101 (in Russian). URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive. html?year=2020&issue=4&article_id=7802 (accessed 5 April 2023). DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-91-101
6. Mir po imeni fidzhital [A World Called phyqital] (in Russian). URL: https://www.kommersant.ru/doc/4593517 (accessed 3 July 2022).
7. Turan M. "Ashan" - fidzhital-diskaunter s dostupnymi tsenamy ["Auchan" - fijital discounter with affordable prices] (in Russian). URL: https://marketing.rbc.ru/articles/13361/ (accessed 9 November 2022).
8. Fidzhitalizm [Phyqital] (in Russian). URL: https://www.youtube.com/channel/UCYyIhGtoy1ov99WetkzbKFg (accessed 5 April 2023).
9. Fidzhital - kak sochetaniye tsifrovogo i fizicheskogo opyta izmenit nashu zhizn' [Phyqital - how a combination of digital and physical experiences will change our lives] (in Russian). URL: https://hr-media.ru/ (accessed 5 July 2022).
10. Kak fidzhital spaset riteyl: primery ispol'sovanya [How phyqital will save retail: examples of use] (in Russian). URL: https://www.cossa.ru/trends/168855/ (accessed 3 July 2022).
11.XIV Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii" [XIV All-Russian Scientific and Practical Conference Information Technology in Education] (in Russian). URL: https://www.sgu.ru/conference/ito-saratov-2022 (accessed 9 November 2022).
12. Portal vybora technologiy i postavshchikov [Technology and Vendor Selection Portal] (in Russian). URL: https:// www.tadviser.ru/ (accessed 9 November 2022).
13. Barkhatova D. A., Bitner M. A., Grokhotova E. V, Lomasko P. S, Simonova A. L. Personalizing older people training in modern technologies for successful life in smart society. KES-SEEL: International KES conference on smart education and smart e-learning, Singapore, 14.06-16.06, 2021. URL: https://link.springer.com/chap-ter/10.1007/978-981-16-2834-4_5 (accessed 11 July 2021).
14. Dostovalova E. V., Lomasko P. S., Maschanov A. A., Nazarenko E. M., Simonova A. L. Teaching in a continuously and dynamically changing digital information and learning environment of a modern university. New Educational Review, vol. 53, issue 3, 2018. URL: http://czasopisma.marszalek.com.pl/images/pliki/tner/201803/ tner5311.pdf (accessed 11 July 2021).
15. Sedov R. L. O ball'no-reytingovoy sisteme vuza i eyo vnedrenii v sistemu distantsionnogo obuchenya sredstvami Moodle [Application of case-tools for training managers in a humanitarian university About the university's pointrating system and its implementation in the distance learning system by means of Moodle]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal - International Scientific Journal, 2020, vol. 3, pp. 115-120 (in Russian).
Информация об авторах
Мокрый В. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель зав. кафедрой, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (ул. Фучика, 15, Санкт-Петербург, Россия, 192238).
Information about the authors
Mokryy V. Yu., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences (ul. Fuchika, 15, Saint Petersburg, Russian Federation, 192238).
Статья поступила в редакцию 07.07.2022; принята к публикации 26.04.2023 The article was submitted 07.07.2022; accepted for publication 26.04.2023