УДК 378.14: 004.021
DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-102-108
О ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
В. Ю. Мокрый
Обсуждаются вопросы преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарных вузов.
В современных условиях у студентов как будущих специалистов важно сформировать информационную культуру. В связи с этим информационные системы и технологии интенсивно используются в образовании.
Одним из инструментов формирования информационной культуры студентов является дисциплина «Информатика», которая преподается студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Экономика» и «Конфликтология».
В качестве обязательных составляющих компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в ходе изучения дисциплины «Информатика», могут быть выделены навыки обработки текстовой информации, подготовки данных в электронных таблицах и разработки баз данных. Поэтому одной из основных компетенций, которые формируются у студентов в ходе изучения дисциплины «Информатика» является следующая: способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
Анализ опыта работы преподавателей кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) показывает, что учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» разработано на достаточно высоком методическом уровне и активно используется в образовательном процессе.
Однако с развитием информационных технологий, в том числе постоянным обновлением программ пакета MS Office, возникает необходимость обновления практикума. Поэтому автором на основе уже имеющихся материалов разработан электронный курс по дисциплине «Информатика», размещенный в системе поддержки самостоятельной работы СПбГУП (www.edu.gup.ru).
Основное внимание уделено описанию структуры курса и обобщению авторского опыта преподавания дисциплины «Информатика» с его использованием.
Ключевые слова: информатика, междисциплинарные связи, преподавание дисциплины.
В условиях информатизации общества одним из актуальных вопросов является формирование информационной культуры граждан [1—5].
Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью разработки образовательных ресурсов для обеспечения формирования профессиональных компетенций студентов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ходе преподавания дисциплины «Информатика». С учетом междисциплинарности содержания обучения студентам предлагаются различные задания, направленные на изучение различных аспектов применения ИКТ.
В данной статье представлены промежуточные итоги проводимого исследования, в том числе описана структура разработанного автором электронного курса по дисциплине «Информатика».
Целью преподавания дисциплины студентам, обучающимся по направлению подготовки «Экономика», является освоение студентами углубленных основ информатики и современных информационных технологий, основ представления знаний с помощью информационных технологий, совершенствование навыков работы на компьютере и использование этих навыков в практической деятельности
[6]. В ходе изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции [7]:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
Для формирования у студентов общепрофессиональной компетенции ОПК-1 им предлагается выполнить задания, направленные на изучение структуры понятий «информационные системы» и «информационные технологии», «информатизация» и «компьютеризация», а также рассмотреть особенности информационных революций.
Студентам предлагается подготовить материалы по операционным системам и программному обеспечению.
Для формирования у студентов профессиональных компетенций ПК-8 и ПК-10 предлагаются задания, направленные на формирование приемов создания документов в программе MS Word 2010, обработки информации в программе MS Excel 2010 и разработки баз данных в системе управления базами данных MS Access 2010. Кроме этого, студентам могут быть предложены задания, направленные на формирование приемов работы в программе MS PowerPoint 2010 и создания компьютерных графических изображений.
Соответствующие учебно-методические материалы по дисциплине могут быть оформлены с использованием современных средств вычислительной техники и разработанных коллегами учебно-методических материалов, в том числе учебного пособия [8].
В учебниках [4, с. 16-17; 5, с. 173-174] представлена классификация учебно-методических материалов, которые могут быть разработаны на машинных носителях:
- учебники (в том числе [9]), представляющие текстовое изложение материала с большим количеством иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер;
- учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, подготовленные на CD-ROM [10]. Такие учебники обычно предоставляются на CD-ROM, прилагаемых к книге, либо их можно скачать и установить на домашний компьютер;
- современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. К таким средствам относятся виртуальные лаборатории, которые разработаны аналогично компьютерным играм [11];
- системы виртуальной реальности [12]. На сегодняшний день эти системы реализованы в виде разнообразных тренажеров, позволяющих смоделировать поведение человека в определенных условиях обстановки;
- системы дистанционного обучения. К ним относятся в том числе Moodle, iSpring, Mirapolis [13]. Такие системы являются аналогами корпоративных порталов, позволяющими управлять учебным контентом и организовать самостоятельную работу студентов.
Все перечисленные средства обучения позволяют преподавателям подготовить теоретические материалы по дисциплине с учетом необходимого уровня визуализации учебного материала.
Системы дистанционного обучения являются инструментом, позволяющим преподавателям осуществлять поддержку самостоятельной работы студентов на достаточно высоком уровне, сочетая возможности всех групп средств обуче-
ния, за исключением систем виртуальной реальности.
Преподаватели в ходе подготовки учебно-методических материалов тщательно продумывают структуру курса, создают различные информационные ресурсы и используют различные инструменты для активизации учебной деятельности студентов (такие инструменты называются видами деятельности), в том числе можно сделать ссылки на загрузку заданий, интерактивные лекции с тестовыми вопросами и тесты.
Таким образом, целью проводимого автором исследования является обобщение опыта коллег в области преподавания дисциплины «Информатика» и разработка собственного электронного курса с помощью системы дистанционного обучения МооШе для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов гуманитарного вуза.
Для оказания поддержки самостоятельной работы студентов в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) применяется система МооШе (https://edu.gup.ru/). В рамках выполнения данного исследования основное внимание автора было направлено на методику преподавания дисциплины «Информатика» [2] студентам, обучающимся по направлению подготовки «Экономика».
Электронный курс в системе Moodle разработан автором с учетом требований, изложенных в ФГОС ВО по направлению подготовки «Экономика» [7]. Материалы курса постоянно обновляются и могут быть использованы в ходе подготовки студентов, обучающихся по другим направлениям и профилям подготовки.
В результате изучения этих и других материалов по преподаванию и использованию информационных технологий в профессиональной деятельности была разработана структура электронного курса и учебно-методические материалы, дополняющие разработки коллег - преподавателей кафедры информатики и математики СПбГУП, в том числе учебного пособия [8]. В настоящее время материалы электронного курса в системе Moodle сгруппированы по схеме, представленной на рис. 1.
Обязательными разделами для изучения являются текстовые документы и программные средства их создания, табличные документы и программные средства их создания, базы данных и системы управления базами данных.
Общие понятия, связанные с программным обеспечением персонального компьютера, студенты рассматривают в ходе самостоятельной работы. К вариативным разделам для изучения относятся «Компьютерная графика и программные средства ее создания» и «Презентации и программные средства их создания».
Разделы, обязательные для изучении Рис. 1. Структура курса «Информатика»
>1 Учебники, п.,, X £] Яндекс
»I
С "II О. л
Введение
Аппаратное обеспечение персональных компьютеров
Программное обеспечение персональных компьютеров
Текстовые документы и программные средства их создания (Работа с текстовыми документами в текстовом процессоре MS Word 2003-2010 (Основной материал по теме - материал раздела 1. MS Word из практикума.
i Определения основных понятий в разделе Word 3 К лекции 'Обработка текстовых документов" презентация PowerPoint, 111К&ЭЙТ Открытие файла с расширением .docm 1Лабораторная работа N-1. Создание текстовых документов документ PDF. 1.2мбайт Ограничение: «Доступно с 16 января 2017,08:25.» 1 Загрузить файлы по лабораторной работе № 1 по MS Word 2010
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ Основной материал - работа № 1 практикума.
В ходе выполнения задания отрабатываются навыки создания текстовых документов и выполнения I базовых операций, таких как "Поиск", "Замена", "Автозамена". Также используются! экспресс-блоки для добавления автотекста и других элементов документа. Изучаются возможности использования шаблонов и мастера резюме.
Нужно создать текстовый документ, отформатировать по образцу из практикума с помощью линеек I и отступов, а также создать резюме.
Рис. 2. Фрагмент электронного курса по дисциплине «Информатика»
Фрагмент электронного курса в системе Moodle представлен на рис. 2.
Электронный курс по дисциплине «Информатика» разрабатывался на основании учебно-методических разработок и практикумов, подготовленных ранее преподавателями кафедры и доступных студентам после регистрации на сайте университета (www.gup.ru).
В ходе разработки структуры и материалов электронного курса автором были проанализированы научные работы в области преподавания информатики и использования информационных технологий, в том числе [14-18].
Система Moodle предоставляет преподавателю возможность анализировать оценки группы в целом и просматривать динамику выполнения заданий каждым студентом. Тесты наряду с заданиями позволяют преподавателю оценить уровень усвоения студентами материалов дисциплины и формирования указанных выше компетенций. После того как студент выполнил задание и загрузил в систему, преподаватель выставляет оценку от 0 до 100 баллов и пишет комментарий студенту.
В ходе преподавания дисциплины формируется шкала, позволяющая преподавателю составить рейтинг студентов по дисциплине в целом и получить информацию по отдельному студенту. Эти сведения могут быть использованы преподавателем как в ходе проведения текущего контроля знаний студентов, так и на зачете по дисциплине.
Представим последовательность изучения дисциплины «Информатика» на примере одной группы студентов, обучавшихся по направлению подготовки «Экономика» в 2015/16 учебном году.
В первом семестре студенты выполняли задания, направленные на формирование у студентов представлений об основных операциях, выполняемых в программах, входящих в состав пакета MS Office 2010: MS Word и MS Excel, используя материалы учебного пособия [8]. На практических занятиях студенты рассматривали возможности настройки параметров документа, поиска и замены в тексте, внедрения документов с помощью инструмента «Специальная вставка», вставка и форматирование графических объектов, а также создание электронных анкет с помощью инструментов ленты «Разработчик».
Во втором семестре студенты осваивали основные приемы работы в системе управления базами данных MS Access 2010 [2].
После выполнения работ студенты решали задания тестов и выполняли задания контрольных работ. Далее приведены примеры вопросов, включенных в тесты.
Примеры вопросов первого теста
В каком окне можно задать значение параметра автосохранения документа?
В каком пункте меню или ленты находится инструмент «Экспресс-блоки», используемый для вставки автотекста?
Какими способами можно защитить текстовый документ?
Какой из указанных способов создания нового стиля правильный в программе MS Word 2010?
i 10 i
s
о —1-— —-.-----.--I-I-
ь * § ? & » £ # $ 8 £ ё я*
Рис. 3. График диапазонов оценок, полученных студентами за первый тест
Примеры вопросов второго теста
Каким образом можно изменить регистр текста? Какими способами можно задать настройки вида маркеров списка?
Какую вкладку нужно выбрать для того, чтобы можно было выбрать настройки для обрамления абзаца (взять фрагмент текста в рамку)?
Где находится инструмент для осуществления разбивки текста на колонки?
Рис. 4. График диапазонов оценок, полученных студентами за второй тест
Анализ полученных результатов (рис. 3, 4) показал, что студенты в целом усвоили материал,
представленный для выполнения, а именно изучили операции поиска, замены, оформления текста с помощью линеек, задания шрифтов и абзацев, форматирования документов с помощью стилей, списков и колонок.
На зачете по дисциплине студенты предоставляли файлы, подготовленные в ходе выполнения заданий в семестре, при необходимости выполня-
ли итоговый тест или отвечали на вопросы преподавателя.
В дальнейшем планируется продолжать совершенствование материалов электронного курса по дисциплине «Информатика» и обновлять фонды оценочных средств. Результаты работы автора планируется изложить более подробно в учебных пособиях.
Список литературы
1. Мокрый В. Ю. Методы обучения студентов направления «Прикладная информатика», используемые в процессе преподавания дисциплины «Структуры данных в предметной области» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 68-71.
2. Мокрый В. Ю. Методика преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарного вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 8 (173). С. 101-105.
3. Мокрый В. Ю. О преподавании дисциплины «Документоведение и документальное обеспечение управления» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 126-129.
4. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 263 с.
5. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: учебник для академического бакалавриата. 7-е изд. М.: Юрайт, 2014. 343 с. (Серия: Бакалавр. Академический курс).
6. Аннотации рабочих программ СПбГУП, размещенные на сайте университета. URL: http://www.gup.ru/uni/about/accreditation/annotations. php?sphrase_id=162923 (дата обращения: 09.03.2017).
7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика». URL: http://fgosvo.ru/news/1/1495 (дата обращения: 09.03.2017).
8. Путькина Л. В., Пискунова Т. Г., Антипова Т. Б. Информатика и математика для гуманитарных вузов: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2014. 240 с.
9. Шауцукова Л. З. Информатика. Теория и практика. URL: http://book.kbsu.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
10. Каталог материалов издательства «Просвещение». URL: http://catalog.prosv.ru/category/8 (дата обращения: 10.03.2017).
11. Каталог виртуальных лабораторий от производителя НПО учебной техники «ТулаНаучПрибор». URL: http://physexperiment.narod.ru/ virt_lab.htm (дата обращения: 10.03.2017).
12. Холодкова В. Виртуальная реальность: общие понятия, системы трекинга. URL: https://www.osp.ru/pcworld/2008/04/5175003/ (дата обращения: 01.08.2017).
13. Сравнение систем дистанционного обучения. URL: http://www.infotechno.ru/analizSDO.htm (дата обращения: 10.03.2017).
14. Шутикова М. И., Дзамыхов А. Х., Соловьева М. С. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики и информатики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 62-66.
15. Степанов В. И. Роль дисциплин «Информатика» и «Правовая информатика» в развитии правовой информатизации общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 11 (62). С. 7-11.
16. Ломаско П. С. Сетевой портал как средство реализации вертикальной модели обучения информационной безопасности в системе подготовки бакалавров естественно-математического образования // Вест. Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. Вып. 3. С. 29-33.
17. Ломаско П. С. О проблеме проектирования методических систем дисциплин компьютерной подготовки в условиях педагогического образования // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2013. Вып. 4 (26). С. 92-95.
18. Путькина Л. В., Пискунова Т. Г. Интеллектуальные информационные системы. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Вып. 37. Серия: Библиотека гуманитарного университета. 2008. 228 с.
Мокрый В. Ю., доцент кафедры информатики и математики, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (ул. Фучика, 15, Санкт-Петербург, Россия, 192238). E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 25.05.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-102-108
ABOUT TEACHING DISCIPLINE OF "INFORMATICS" TO STUDENTS OF LIBERAL ARTS COLLEGE BY MEANS OF SYSTEM OF DISTANCE LEARNING MOODLE
V Yu. Mokryy
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Saint Petersburg, Russian Federation
This article deals with considering of some questions of teaching discipline "Informatics" to students of liberal arts colleges.
In modern conditions, it is important for students as future specialists to form their information culture. In this regard, information systems and technologies are intensively used in education.
One of the instruments of forming of information culture of students is the discipline of "Informatics" which is taught to the students studying in the directions of preparation "Economics" and "Conflictology".
As the obligatory components of competences that must be formed in the course of studying the discipline "Informatics", the skills of processing of text information, preparation of data in spreadsheets and developments of databases can be singled out. Therefore, one of the main competencies that are formed in the course of studying the discipline "Informatics", in our opinion, is the ability to use modern technical means and information technologies (PK-8) for solving analytical and research problems.
Analysis of the experience of teachers of the Department of Informatics and Mathematics of Saint-Petersburg University of Humanitarian and Social Sciences shows that the educational and methodological support of independent work on the discipline "computer science", develops at a fairly high methodological level and is actively used in educational process.
However, with the development of information technologies, including the constant updating of the programs of the MS Office package, it becomes necessary to update the workshop. Therefore, the author based on the already available materials developed an electronic course on the discipline "Informatics", placed in the SPbGUP system of independent work support (www.edu.gup.ru).
The main attention is paid to the description of the structure of the course and the generalization of the author's experience in teaching the discipline "Informatics" with its use.
Key words: informatics, cross-disciplinary communications, teaching discipline.
References
1. Mokryy V. Yu. Metody obuchenya studentov napravlenya "Prikladnaya informatika, ispol'zuemye v protsesse prepodavanya distsipliny "Struktury dannykh v predmetnoy oblasti" [Methods of training of students of the applied informatics direction used in the course of teaching discipline "Structures of data in subject domain"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2015, vol. 1 (154), pp. 68-71 (in Russian).
2. Mokryy V. Yu. Metodika prepodavanya disciplini "Informatika" studentam gumanitarnogo vuza [The technique of teaching "Informatics" to the students of humanities college]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 8 (173), pp. 101-105 (in Russian).
3. Mokryy V. Yu. O prepodavanii disciplini "Documentovedenie i documentalnoe obespechenie upravleniya" [Teaching discipline "Document science and documentary ensuring management"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 12 (177), pp. 126-129 (in Russian).
4. Sovetov B. Ya. Informatsionnye tekhnologii: uchebnik dlya bakalavrov [Information technologies: textbook for bachelors]. Moscow, Yurayt Publ., 2012. 263 p. (in Russian).
5. Sovetov B. Ya. Modelirovaniye system: uschebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [System modeling: textbook for academic bachelors]. Moscow, Yurayt Publ., 2014. 343 p. (in Russian)
6. Annotatsii rabochikh programm Sankt-Peterburgskogo gumanitarnogo universiteta profsoyuzov [Summaries of working programs of the Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences]. URL: http://www.gup.ru/uni/about/accreditation/annotations.php?sphrase_id=162923 (accessed 2 August 2017) (in Russian).
7. Ob utverzhdenii i vvedenii v deistviye federal'nogo obrazovatel'nogo standarta visshego obrazovaniya po napravleniy podgotovki 38.03.01 Ekonomika (kvalifikatsiya (stepen')"bakalavrJ) [On the approval and implementation of the Federal state educational standard of higher education in the field of bachelor's degree preparation 38.03.01 "Economics"]. URL: http://fgosvo.ru/news/1/1495 (accessed 12 March 2017) (in Russian).
8. Put'kina L. V. Informatika i matematika dlya gumanitarnykh vuzov: uchebnoye posobiye [Informatics and mathematics for liberal arts colleges: manual]. St. Petersburg, SpbHuAndSoSci Publ., 2014 (in Russian).
9. Shautzukova L. Z. Informatika. Teoriya i praktila [Informatics. Theory and practics]. URL: http://book.kbsu.ru/ (accessed 10 March 2017) (in Russian).
10. Katalog materialov po informatike ot izdatel'stva "Prosveshchenie" [Catalog of materials of Prosveshcheniye publishing house]. URL: http:// catalog.prosv.ru/category/8 (accessed 10 March 2017) (in Russian).
11. Katalog virtual'nykh laboratoriy ot proizvoditelya NPO Uchebnoy tekhniki "TulaNauchPribor" [The catalog of virtual laboratories from research and production association of Educational equipment "TulaNauchPribor"]. URL: http://physexperiment.narod.ru/virt_lab.htm (accessed 10 March 2017) (in Russian).
12. Kholodkova Valeriya. Statya "Virtual'naya real'nost': obshchiye ponyatiya, systemy trekinga" [Virtual reality: general concepts, systems of tracking]. URL: https://www.osp.ru/pcworld/2008/04/5175003/ (accessed 2 August 2017) (in Russian).
13. Sravneniye system distantsionnogo obuchenya [Comparison of systems of distance learning]. URL: http://www.infotechno.ru/analizSDO.htm (accessed 10 March 2017) (in Russian).
14. Shutikova M. I., Dzamykhov A. Kh., Solov'eva M. S. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy' na urokakh matematiki i informatiki [Formation of universal educational activities at lessons of mathematics and informatics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 11 (164), pp. 62-66 (in Russian).
15. Stepanov V. I. Rol' distsiplin "Informatika" i "Pravovaya informatika" v razvitii pravovoy informatizatsii obshchestva [Role of disciplines of "Informatics" and "Legal informatics" in development of legal informatization of society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, vol. 11 (62), pp. 7-11 (in Russian).
16. Lomasko P. S. Setevoy portal kak sredstvo realizatsii vertikal'noy modeli obuchenya informatsionnoy bezopasnosti v sisteme podgotovki estestvenno-matematicheskogo obrazovaniya [The network portal as an implementer of vertical model of training of information security in system of training of bachelors of natural and mathematical education]. Vestnik RUDN. Seriya: informatizatsiya obrazovaniya - RUDN Journal of Informatization in Educatiom, 2009, vol. 3, pp. 29-33 (in Russian).
17. Lomasko P. S. O probleme proektirovanya methodicheskikh system komp'yuternoy podgotovki v usloviyakh pedagogicheskogo obrazovaniya [About a problem of design of methodical systems of disciplines of computer preparation in the conditions of pedagogical education]. Vestnik KSPU im V. P. Astafeva - Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2013, vol. 4 (26), pp. 29-95 (in Russian).
18. Put'kina L. V., Piskunova T. G. Intellektual'nye informatsionnye sistemy [Intellectual information systems]. St. Petersburg, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, 2008. 228 p. (in Russian).
Mokryy V. Yu., Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences (ul. Fuchika, 15, Saint Petersburg, Russian Federation, 192238). E-mail: [email protected]