Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
DOI: 10.21626/j-chr/2022-4(33)/8 Научная жизнь
УДК 378.1
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ПОДХОД
© Непочатых Е.П.
Непочатых Е.П. — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России E-mail: nepochatyh83@mail.ru
Адрес: 305041, Курск, ул. Карла Маркса, 3, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты теоретического анализа проблем подготовки специалистов и бакалавров медицинского и социального профиля в контексте гуманизации образования и реализации компетентного подхода, реализуемого в высшем медицинского образовании; рассмотрен практико-ориентированный подход как один из эффективных в практике подготовки специалистов; представлен опыт проведения Фестиваля науки по социальной работе, организованный кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России.
Ключевые слова: социальная работа; подготовка специалистов медицинского и социального профиля; практико-ориентированный подход; Фестиваль науки по социальной работе.
В современном высшем образовании прочно укрепились парадигмы и подходы, соответствующие требованиям рынка труда и способствующие удовлетворению потребностей общества в качественной подготовке специалистов. Гуманизация образования и компетентностный подход в полной мере отвечают условиям модернизации системы высшего медицинского и социального образования. Формирование профессиональных компетенций студентов как составляющая образования является одним из важных компонентов сложной по структуре системы профессионального медицинского и социального образования, обусловливающей качество подготовки специалистов и определяющей продуктивность их профессиональной деятельности. Наряду с этим, немаловажной задачей является адаптация получаемых студентами научных знаний к практической профессиональной деятельности с точки зрения соразмерности содержания обучения требованиям профессионального сообщества, а также тождества методов обучения и коммуникации «человек-человек» в рамках осуществления профессиональной деятельности в структуре здравоохранения и социальной работы.
По мнению специалистов, при подготовке медицинских и социальных работников ведущая роль в решении данных проблем должна отводиться практико-ориентиро-ванным технологиям мультипрофильного обучения. В ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России при подготовке специалистов и бакалавров медицинского и социального профиля соответственно в полной мере применяются такие технологии, как проектные технологии, игровые технологии, диагностические технологии, кейс-технологии. Весьма подробно реализация потенциала данных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского и социального профиля отражена в ряде публикаций преподавателей кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности [1; 3; 4].
В структуре здравоохранения медицинский персонал и социальные работники реализовывают значимые задачи медико-социальной помощи. В контексте данной деятельности осуществляется важная составляющая работы с пациентами / клиентами различных социальных слоев населения, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим детерминирующим фактором подготовки специалистов и бакалавров медицинского и социального профиля соответственно является гуманистическая направленность медицинского и социального образования, что способствует формированию профессиональных компетенций и индивидуально-личностных качеств специалиста в области коммуникации и взаимодействия.
С внедрением концепции инклюзии во все сферы жизнедеятельности возросла потребность у студентов в получении знаний и формировании профессиональных компетенций в области работы с лицами с ОВЗ и инвалидами. Данные вопросы обсуждались в рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Межведомственное взаимодействие по вопросам сопровождения инклюзивного образования, профориентации и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе здравоохранения» (Курск, 2021 г.). Одним из важных направлений секций конференции были вопросы инклюзии в подготовке специалистов медицинского и социального профиля. Основной тезис докладов данной проблематики — поиск механизмов и форм взаимодействия, способствующих адаптации получаемых студентами научных знаний к практической профессиональной деятельности.
Одним из таких форм стал Фестиваль науки по социальной работы «Разные, но равные» (далее — Фестиваль), организованный кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Фестиваль был приурочен к Международному Дню инвалида (3 декабря). Основная цель Фестиваля — популяризация научных знаний в области медицинской и социальной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; адап-
67
68
тация получаемых студентами научных знаний к практической профессиональной деятельности. В течение месяца студенты лечебного, педиатрического, факультетов, факультета клинической психологии, медико-профилактического факультета и факультета социальной работы принимали участие в различных мероприятиях Фестиваля.
Одним из мероприятий Фестиваля стал практико-ориентированный семинар «Современные образовательные технологии развития успешной социализации обучающихся с нарушением слуха», проведенный педагогами и специалистами на базе ОКОУ «Курская школа-интернат» В рамках семинара студенты познакомились с особенностями организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в учреждении; с технологиями работы со слабослышащими и глухими детьми; психологическими особенностями детей с ОВЗ и инвалидностью с нарушениями слуха. Мастер-класс был посвящен изучению и использованию русского жестового языка в работе с лицами с нарушениями слуха. и открытые занятия педагогов школы-интерната. При посещении уроков и классного часа студенты наблюдали за применением специалистами школы-интерната педагогических технологий и технологий сопровождения детей с нарушениями слуха сопровождения в учебном процессе (индивидуальное коррекционное занятие, классный час о дружбе и слове, музыкально-ритмическое занятие, урок по робототехнике) и внеучебной деятельности (концерт).
Мастер-класс «Реабилитация незрячих» состоялся на базе Центра реабилитации слепых Курской областной организации Всероссийского общества слепых. Мероприятие совпало с реализацией социального проекта Курской областной организации ВОС «Школа ТСР: Путь к независимости», получившего финансовую поддержку в рамках регионального Конкурса на предоставление грантов на развитие гражданского общества Курской области.
На встрече приняли участие обучающиеся факультетов социальной работы, педиатрического и лечебного дело Курского государственного медицинского университета и Международного медицинского университета. Сотрудники Центра познакомили студентов с современными техническими устройствами, которые позволяют частично или полностью компенсировать тотальное отсутствие зрения, или слабовидения, а также студенты ознакомились с опытом и направлениями работы Центра реабилитации слепых КОО ВОС. Важную часть мероприятия составляло знакомство студентов с технологиями сопровождения и социальной адаптации слепых, а также формами работы и особенностями организации досуговой деятельности клиентов Центра.
Студенты Международного медицинского института приняли участие в SOCIAL WORK SCIENCE SLAM, форме научного взаимодействия и общения студентов. Студенты в научно-популярной форме выступали с короткими сообщениями о своих научных исследованиях или каких-либо для них интересных научных явлениях. Шесть спикеров размышляли о проблемах тревожности одинокого человека, строении носа, опасностях храпа и т.д.
Проектные технологии являются важной составляющей структуры практико-ориен-тированного обучения. Разрабатывая и реализуя социальные проекты студенты формируют профессиональные компетенции, применяют научные знания в целях решения социально-значимых общественных задач. Студенты 2-го курса факультета лечебное дело Международного медицинского института КГМУ представили социальные проекты, направленные на решение социальных проблем лиц с ОВЗ и инвалидностью. Кроме того, конкурс общественного признания проектов по социальной рекламе в номинации «Социальная реклама в профессиональной деятельности медицинских работников» стал итоговым в мероприятиях Фестиваля науки по социальной работе «Разные, но равные».
ЛИТЕРАТУРА
1. Провоторова, Е.Д. Исследование условий независимой жизнедеятельности инвалидов — студентов медицинского вуза / Е.Д. Провоторова, Е.П. Непочатых // Коллекция гуманитарных исследований. — 2022. - № 3 (32). — С. 33-42.
2. Шкиндер, Н. Л. Технологии проектирования гуманистическом модели подготовки медицинских и социальных работников / Н. Л. Шкиндер, А.А. Каримова // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - №1 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-proektirovaniya-gumanisticheskom-modeli-pod-gotovki-meditsinskih-i-sotsialnyh-rabotnikov (дата обращения: 17.01.2023).
3. Шульгина, Т.А. Волонтерское движение на факультетах клинической психологии, социальной работы КГМУ (социологический анализ) / Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова, Е.П. Непочатых // Теория и практика общественного развития. — 2018. - № 12 (130). — С. 49-55.
4. Шульгина, Т.А. Условия формирования социально-проектной компетенции в системе высшего образования / Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова, Е.П. Непочатых, К.А. Холодова // Профессионально-ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы: сб. научных трудов по материалам V Всероссийского Форума. Курский государственный медицинский университет, 2018. — Курск : КГМУ. - С. 119-125.
Получена: 27.12.2022 г. Принята к публикации: 30.12.2022 г.
TRAINING OF MEDICAL AND SOCIAL SPECIALISTS: A PRACTICE-ORIENTED APPROACH
© Elena P. Nepochatykh
Elena P. Nepochatykh — Candidate in Psychological Sciences, Assosiate Professor of the Social Work and Life Safety Department, Kursk State Medical University E-mail: nepochatyh83@mail.ru
Address: 305041, K. Marx str., 3, Kursk, Russian Federation
ABSTRACT
The article presents the results of a theoretical analysis of the problems of training specialists and bachelors of medical and social profile in the context of the humanization of education and the implementation of a competent approach implemented in higher medical education; the practice-oriented approach is considered as one of the most effective in the practice of training specialists; the experience of the Social Work Science Festival organized by the Department of Social Work and Life Safety is presented Kursk State Medical University.
Keywords: social work; training of medical and social specialists; practice-oriented 7Q approach; Social Work Science Festival.
REFERENCES
1. Provotorova, E.D. Issledovanie uslovij nezavisimoj zhiznedeyatel'nosti invalidov — stu-dentov medicinskogo vuza / E.D. Provotorova, E.P. Nepochatyh // Kollekciya gumanitarnyh issledovanij. - 2022. - № 3 (32). - S. 33-42.
2. SHkinder, N. L. Tekhnologii proektirovaniya gumanisticheskom modeli podgotovki medicinskih i social'nyh rabotnikov / N. L. SHkinder, A.A. Karimova // Medicinskoe obra-zovanie i professional'noe razvitie. - 2020. - №1 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/tehnologii-proektirovaniya-gumanisticheskom-modeli-podgotovki-meditsinskih-i-sot-sialnyh-rabotnikov (data obrashcheniya: 17.01.2023).
3. SHul'gina, T.A. Volonterskoe dvizhenie na fakul'tetah klinicheskoj psihologii, social'noj raboty KGMU (sociologicheskij analiz) / T.A. SHul'gina, N.A. Ketova, E.P. Nepochatyh // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2018. - № 12 (130). - S. 49-55.
4. SHul'gina, T.A. Usloviya formirovaniya social'no-proektnoj kompetencii v sisteme vyss-hego obrazovaniya / T.A. SHul'gina, N.A. Ketova, E.P. Nepochatyh, K.A. Holodova // Pro-fessional'no-orientirovannoe volonterstvo: aktual'noe sostoyanie i perspektivy: sb. nauchnyh trudov po materialam V Vserossijskogo Foruma. Kurskij gosudarstvennyj medicinskij univer-sitet, 2018. - Kursk : KGMU. - S. 119-125.
Received: 27.11.2022 Accepted: 30.12.2022