Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непочатых Е.П.

В статье представлены результаты теоретического анализа проблем подготовки специалистов и бакалавров медицинского и социального профиля в контексте гуманизации образования и реализации компетентного подхода, реализуемого в высшем медицинского образовании; рассмотрен практико-ориентированный подход как один из эффективных в практике подготовки специалистов; представлен опыт проведения Фестиваля науки по социальной работе, организованный кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Непочатых Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MEDICAL AND SOCIAL SPECIALISTS: A PRACTICE-ORIENTED APPROACH

The article presents the results of a theoretical analysis of the problems of training specialists and bachelors of medical and social profile in the context of the humanization of education and the implementation of a competent approach implemented in higher medical education; the practice-oriented approach is considered as one of the most effective in the practice of training specialists; the experience of the Social Work Science Festival organized by the Department of Social Work and Life Safety is presented Kursk State Medical University.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2022-4(33)/8 Научная жизнь

УДК 378.1

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

ПОДХОД

© Непочатых Е.П.

Непочатых Е.П. — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России E-mail: nepochatyh83@mail.ru

Адрес: 305041, Курск, ул. Карла Маркса, 3, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты теоретического анализа проблем подготовки специалистов и бакалавров медицинского и социального профиля в контексте гуманизации образования и реализации компетентного подхода, реализуемого в высшем медицинского образовании; рассмотрен практико-ориентированный подход как один из эффективных в практике подготовки специалистов; представлен опыт проведения Фестиваля науки по социальной работе, организованный кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Ключевые слова: социальная работа; подготовка специалистов медицинского и социального профиля; практико-ориентированный подход; Фестиваль науки по социальной работе.

В современном высшем образовании прочно укрепились парадигмы и подходы, соответствующие требованиям рынка труда и способствующие удовлетворению потребностей общества в качественной подготовке специалистов. Гуманизация образования и компетентностный подход в полной мере отвечают условиям модернизации системы высшего медицинского и социального образования. Формирование профессиональных компетенций студентов как составляющая образования является одним из важных компонентов сложной по структуре системы профессионального медицинского и социального образования, обусловливающей качество подготовки специалистов и определяющей продуктивность их профессиональной деятельности. Наряду с этим, немаловажной задачей является адаптация получаемых студентами научных знаний к практической профессиональной деятельности с точки зрения соразмерности содержания обучения требованиям профессионального сообщества, а также тождества методов обучения и коммуникации «человек-человек» в рамках осуществления профессиональной деятельности в структуре здравоохранения и социальной работы.

По мнению специалистов, при подготовке медицинских и социальных работников ведущая роль в решении данных проблем должна отводиться практико-ориентиро-ванным технологиям мультипрофильного обучения. В ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России при подготовке специалистов и бакалавров медицинского и социального профиля соответственно в полной мере применяются такие технологии, как проектные технологии, игровые технологии, диагностические технологии, кейс-технологии. Весьма подробно реализация потенциала данных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского и социального профиля отражена в ряде публикаций преподавателей кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности [1; 3; 4].

В структуре здравоохранения медицинский персонал и социальные работники реализовывают значимые задачи медико-социальной помощи. В контексте данной деятельности осуществляется важная составляющая работы с пациентами / клиентами различных социальных слоев населения, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим детерминирующим фактором подготовки специалистов и бакалавров медицинского и социального профиля соответственно является гуманистическая направленность медицинского и социального образования, что способствует формированию профессиональных компетенций и индивидуально-личностных качеств специалиста в области коммуникации и взаимодействия.

С внедрением концепции инклюзии во все сферы жизнедеятельности возросла потребность у студентов в получении знаний и формировании профессиональных компетенций в области работы с лицами с ОВЗ и инвалидами. Данные вопросы обсуждались в рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Межведомственное взаимодействие по вопросам сопровождения инклюзивного образования, профориентации и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе здравоохранения» (Курск, 2021 г.). Одним из важных направлений секций конференции были вопросы инклюзии в подготовке специалистов медицинского и социального профиля. Основной тезис докладов данной проблематики — поиск механизмов и форм взаимодействия, способствующих адаптации получаемых студентами научных знаний к практической профессиональной деятельности.

Одним из таких форм стал Фестиваль науки по социальной работы «Разные, но равные» (далее — Фестиваль), организованный кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Фестиваль был приурочен к Международному Дню инвалида (3 декабря). Основная цель Фестиваля — популяризация научных знаний в области медицинской и социальной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; адап-

67

68

тация получаемых студентами научных знаний к практической профессиональной деятельности. В течение месяца студенты лечебного, педиатрического, факультетов, факультета клинической психологии, медико-профилактического факультета и факультета социальной работы принимали участие в различных мероприятиях Фестиваля.

Одним из мероприятий Фестиваля стал практико-ориентированный семинар «Современные образовательные технологии развития успешной социализации обучающихся с нарушением слуха», проведенный педагогами и специалистами на базе ОКОУ «Курская школа-интернат» В рамках семинара студенты познакомились с особенностями организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в учреждении; с технологиями работы со слабослышащими и глухими детьми; психологическими особенностями детей с ОВЗ и инвалидностью с нарушениями слуха. Мастер-класс был посвящен изучению и использованию русского жестового языка в работе с лицами с нарушениями слуха. и открытые занятия педагогов школы-интерната. При посещении уроков и классного часа студенты наблюдали за применением специалистами школы-интерната педагогических технологий и технологий сопровождения детей с нарушениями слуха сопровождения в учебном процессе (индивидуальное коррекционное занятие, классный час о дружбе и слове, музыкально-ритмическое занятие, урок по робототехнике) и внеучебной деятельности (концерт).

Мастер-класс «Реабилитация незрячих» состоялся на базе Центра реабилитации слепых Курской областной организации Всероссийского общества слепых. Мероприятие совпало с реализацией социального проекта Курской областной организации ВОС «Школа ТСР: Путь к независимости», получившего финансовую поддержку в рамках регионального Конкурса на предоставление грантов на развитие гражданского общества Курской области.

На встрече приняли участие обучающиеся факультетов социальной работы, педиатрического и лечебного дело Курского государственного медицинского университета и Международного медицинского университета. Сотрудники Центра познакомили студентов с современными техническими устройствами, которые позволяют частично или полностью компенсировать тотальное отсутствие зрения, или слабовидения, а также студенты ознакомились с опытом и направлениями работы Центра реабилитации слепых КОО ВОС. Важную часть мероприятия составляло знакомство студентов с технологиями сопровождения и социальной адаптации слепых, а также формами работы и особенностями организации досуговой деятельности клиентов Центра.

Студенты Международного медицинского института приняли участие в SOCIAL WORK SCIENCE SLAM, форме научного взаимодействия и общения студентов. Студенты в научно-популярной форме выступали с короткими сообщениями о своих научных исследованиях или каких-либо для них интересных научных явлениях. Шесть спикеров размышляли о проблемах тревожности одинокого человека, строении носа, опасностях храпа и т.д.

Проектные технологии являются важной составляющей структуры практико-ориен-тированного обучения. Разрабатывая и реализуя социальные проекты студенты формируют профессиональные компетенции, применяют научные знания в целях решения социально-значимых общественных задач. Студенты 2-го курса факультета лечебное дело Международного медицинского института КГМУ представили социальные проекты, направленные на решение социальных проблем лиц с ОВЗ и инвалидностью. Кроме того, конкурс общественного признания проектов по социальной рекламе в номинации «Социальная реклама в профессиональной деятельности медицинских работников» стал итоговым в мероприятиях Фестиваля науки по социальной работе «Разные, но равные».

ЛИТЕРАТУРА

1. Провоторова, Е.Д. Исследование условий независимой жизнедеятельности инвалидов — студентов медицинского вуза / Е.Д. Провоторова, Е.П. Непочатых // Коллекция гуманитарных исследований. — 2022. - № 3 (32). — С. 33-42.

2. Шкиндер, Н. Л. Технологии проектирования гуманистическом модели подготовки медицинских и социальных работников / Н. Л. Шкиндер, А.А. Каримова // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - №1 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-proektirovaniya-gumanisticheskom-modeli-pod-gotovki-meditsinskih-i-sotsialnyh-rabotnikov (дата обращения: 17.01.2023).

3. Шульгина, Т.А. Волонтерское движение на факультетах клинической психологии, социальной работы КГМУ (социологический анализ) / Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова, Е.П. Непочатых // Теория и практика общественного развития. — 2018. - № 12 (130). — С. 49-55.

4. Шульгина, Т.А. Условия формирования социально-проектной компетенции в системе высшего образования / Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова, Е.П. Непочатых, К.А. Холодова // Профессионально-ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы: сб. научных трудов по материалам V Всероссийского Форума. Курский государственный медицинский университет, 2018. — Курск : КГМУ. - С. 119-125.

Получена: 27.12.2022 г. Принята к публикации: 30.12.2022 г.

TRAINING OF MEDICAL AND SOCIAL SPECIALISTS: A PRACTICE-ORIENTED APPROACH

© Elena P. Nepochatykh

Elena P. Nepochatykh — Candidate in Psychological Sciences, Assosiate Professor of the Social Work and Life Safety Department, Kursk State Medical University E-mail: nepochatyh83@mail.ru

Address: 305041, K. Marx str., 3, Kursk, Russian Federation

ABSTRACT

The article presents the results of a theoretical analysis of the problems of training specialists and bachelors of medical and social profile in the context of the humanization of education and the implementation of a competent approach implemented in higher medical education; the practice-oriented approach is considered as one of the most effective in the practice of training specialists; the experience of the Social Work Science Festival organized by the Department of Social Work and Life Safety is presented Kursk State Medical University.

Keywords: social work; training of medical and social specialists; practice-oriented 7Q approach; Social Work Science Festival.

REFERENCES

1. Provotorova, E.D. Issledovanie uslovij nezavisimoj zhiznedeyatel'nosti invalidov — stu-dentov medicinskogo vuza / E.D. Provotorova, E.P. Nepochatyh // Kollekciya gumanitarnyh issledovanij. - 2022. - № 3 (32). - S. 33-42.

2. SHkinder, N. L. Tekhnologii proektirovaniya gumanisticheskom modeli podgotovki medicinskih i social'nyh rabotnikov / N. L. SHkinder, A.A. Karimova // Medicinskoe obra-zovanie i professional'noe razvitie. - 2020. - №1 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/tehnologii-proektirovaniya-gumanisticheskom-modeli-podgotovki-meditsinskih-i-sot-sialnyh-rabotnikov (data obrashcheniya: 17.01.2023).

3. SHul'gina, T.A. Volonterskoe dvizhenie na fakul'tetah klinicheskoj psihologii, social'noj raboty KGMU (sociologicheskij analiz) / T.A. SHul'gina, N.A. Ketova, E.P. Nepochatyh // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2018. - № 12 (130). - S. 49-55.

4. SHul'gina, T.A. Usloviya formirovaniya social'no-proektnoj kompetencii v sisteme vyss-hego obrazovaniya / T.A. SHul'gina, N.A. Ketova, E.P. Nepochatyh, K.A. Holodova // Pro-fessional'no-orientirovannoe volonterstvo: aktual'noe sostoyanie i perspektivy: sb. nauchnyh trudov po materialam V Vserossijskogo Foruma. Kurskij gosudarstvennyj medicinskij univer-sitet, 2018. - Kursk : KGMU. - S. 119-125.

Received: 27.11.2022 Accepted: 30.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.