СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА РЕГИОНА: ОПЫТ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
SOCIAL PARTNERSHIP OF THE UNIVERSITY AND EMPLOYERS AS A WAY OF THE STAFF SHORTAGES ELIMINATION IN THE REGION: THE EXPERIENCE OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
Резюме
В статье обсуждается вопрос ликвидации (снижения) кадрового дефицита в медицинской сфере. Рассмотрен опыт работы Курского государственного медицинского университета по организации социального партнерства как одного из способов повышения эффективности взаимодействия вузов, работодателей, образовательных организаций общего среднего образования. Описаны традиционные и инновационные формы работы с обучающейся молодежью по повышению их мотивации к трудоустройству. Ключевые слова
социальное партнерство; трудоустройство; профориентационная работа; работодатели
Summary
The article discusses the elimination (reduction) of staff shortages in the medical field. Experience Kursk State Medical University in the organization of social partnership as a means of improving the efficiency of interaction between universities, employers, educational institutions of secondary education is considered. Traditional and innovative forms of the work with students to improve their motivation to the job placement are described. Keywords
social partnership; employment; career guidance; employers
Лазаренко Виктор Анатольевич1, доктор медицинских наук
Охотников Олег Иванович1, доктор медицинских наук
Шульгина Татьяна Алексеевна1, кандидат психологических наук Брынцева Олеся Сергеевна1 Черней Светлана Валерьевна1
Lazarenko Victor Anatolievich1, Doctor of Medical Sciences
Okhotnikov Oleg Ivanovich1, Doctor of Medical Sciences
Shulgina Tatyana Alexeevna1, Candidate in Psychological sciences Bryntseva Olesya Sergeevna1 Cherney Svetlana Valer'evna1
Проблема кадрового обеспечения - одна из важнейших в современном здравоохранении. Без разрешения ситуации невозможна полноценная реализация проекта модернизации здравоохранения. Согласно статистике комитета здравоохранения Курской области, дефицит кадров в регионе составляет порядка тысячи специалистов.
Наряду с нехваткой специалистов существует и другая проблема - «старение» кадров. Большой процент в отрасли приходится на медработников предпенсионного и пенсионного возраста. Кадровый вопрос имеет особую актуальность в сельских территориях, где обеспеченность врачами в несколько раз ниже, чем в городах области.
УДК: 614.2:378.661(470.323)
URL: http://innnmaga7ine.ru/issues/1-2015-4/innnva1-2015(4).pdf ГОСТ: Лазаренко, В.А. Социальное партнерство вуза и работодателей как способ ликвидации кадрового дефицита региона: опыт Курского государственного медицинского университета l О.И. Охотников, Т.А. Шульгина, О.С. Брынцева, С.В. Черней ll Иннова. 2015. №1 (4). URL: http://innomaga7ine.ru/issues/1-2015-4linnntfa1-2015(4) pdf Статья поступила в редакцию 22.09.2015
Для корреспонденции: О.С. Брынцева, [email protected]
I1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России l Kursk State Medical University_
Остро ощущается нехватка терапевтов, педиатров, хирургов, психиатров, анестезиологов-реаниматологов, врачей клинической лабораторной, функциональной и ультразвуковой диагностики и др. По данным ежегодного мониторинга рынка труда для выпускников в Курской области, проводимого центром трудоустройства выпускников КГМУ картина дефицита специальностей соответствует общероссийской.
Укомплектование учреждений здравоохранения Курской области врачами-специалистами осуществляется преимущественно за счёт выпускников Курского государственного медицинского университета.
Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации кадрового дефицита является повышение эффективности сотрудничества вузов и работодателей. Однако формирование взаимодействия в одностороннем варианте, по программе «поставщик-потребитель», не сможет привести к максимальному результату. Необходимы другие, взаимовыгодные подходы, стимулирующие сотрудничество и совместные действия обеих сторон, например, социальное партнерство.
Социальное партнерство в профессиональном образовании -это взаимодействие предприятий (работодателей), общественных
организаций, государственных органов власти (в сфере образования, труда и занятости), учреждений профессионального образования, профессионально-педагогического сообщества и граждан, которые намереваются получить, получают или уже получили профессиональное образование (обучающиеся образовательных учреждений, их родители, работники), действующих на основе консенсуса и взаимного учета интересов и потребностей в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции рабочей силы на рынке труда [3].
Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать с разных позиций:
• как социальный ресурс вуза;
• как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства;
• как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом;
• как механизм развития социально-инновационных процессов в самом вузе.
Понимая критичность сегодняшней ситуации, КГМУ стремится реализовать как можно более широкий спектр разнообразных форм взаимодействия: организация производственной практики и стажировок студентов; участие специалистов в учебном процессе (проведение семинаров, мастер-классов, преподавание специальных дисциплин); участие работодателей в определении требований к выпускникам в части умений и компетенций, в итоговой оценке качества выпускников; стажировка преподавателей на предприятиях (как следствие, повышение качества образовательных услуг); совместные исследовательские проекты, партнерство в публикации результатов научных открытий и др.
Современные требования к подготовке медицинских кадров выдвигают необходимость тесного взаимодействия вузов с населением, органами власти и управления здравоохранением уже на начальном этапе профориентационной работы. Университет ставит перед собой задачу формирования качественного контингента обучающихся для подготовки квалифицированных медицинских кадров с учетом потребностей регионов, прежде всего Курской области, оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации, дальнейшей трудовой деятельности.
Концепция профориентационной работы определяет деятельность структурных подразделений университета на довузовском, вузовском и послевузовском этапах работы в системе профессиональной подготовки специалистов, бакалавров, медицинских работников со средним профессиональным и высшим образованием.
На довузовском этапе постоянно проводится расширение про-фориентационного пространства, осуществляется организация и совершенствование профориентационной деятельности, организуется работа с абитуриентами, поступающими по целевому набору, одаренными детьми и другое.
Результатом многолетней работы университета является сформированная система партнерства, включающая различные учреждения и организации. Во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями создается образовательное пространство, которое становится полем слияния интересов обучающегося, общеобразовательной организации, вуза, в дальнейшем работодателя. Совместно с образовательными организациями области осуществляется организация дополнительного обучения школьников с повышенной учебной мотивацией по профильным дисциплинам и некоторым специальным курсам в рамках сетевого взаимодействия. Обучающиеся специализированных химико-биологических классов г. Курска имеют возможность на базе КГМУ проходить обучение по 2-х летней программе курса «Ранняя профессиональная ориентация и профильная медицинская подготовка».
Совместно со студенческим научным обществом КГМУ на базе обучающего симуляционного центра проводятся циклы занятий со школьниками старших классов г. Курска по формированию навыков оказания первой помощи. Немаловажное значение для
профориентационной деятельности имеет организация и проведение олимпиад школьников различных уровней.
В рамках «Недели медицинской науки» в университете ежегодно организуются ознакомительно-образовательный курс для школьников 10-11 классов «Достойный выбор». В течении учебного года в ВУЗе организуется проведение учебных экскурсий в «Музей истории КГМУ», «Анатомический музей» и др.
Традиционным является участие КГМУ в Региональной выставке «Образование. Наука. Карьера», целью проведения которой является привлечение общественного интереса к профессиональному образованию и науке, формирование единого образовательного пространства региона, информирования молодёжи о возможностях получения профессионального образования в Курской области, демонстрации новейших образовательных технологий, научных разработок и инновационных проектов в сфере высшего образования и среднего профессионального образования.
Вузовский этап профориентационной работы предполагает сопровождение личностного и профессионального развития студентов (адаптационный лагерь для первокурсников, кураторство, профдиагностика, профориентированные мероприятия по курсам, психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся, развитие волонтерского движения профессиональной направленности), содействие в определении направлений будущей деятельности выпускника через инновационную деятельность, научные исследования и разработки, создание для студентов и выпускников в газете вуза постоянной странички профориентационной направленности (электронного варианта на сайте).
Социальное партнерство образовательных организаций среднего общего образования, Курского государственного медицинского университета и работодателей реализуется успешно.
Прежде всего, это системная работа с руководителями образовательных и медицинских организаций области. Внедрены в практику встречи ректора КГМУ с директорами школ, участие работодателей, представителей от работодателей в работе круглых столов, семинаров, конференций, посвященных вопросам практической подготовки студентов и трудоустройства выпускников, разработка учебных планов, мониторинг работодателями качества подготовки выпускников.
В феврале 2015 года были проведены круглые столы с главными врачами, главами администраций районов области, на которых обсуждались проблемы взаимодействия с КГМУ в свете реализации региональной программы ликвидации кадрового дефицита. В рамках круглых столов обсуждались вопросы: перспективное планирование кадровой политики в медицинских организациях региона, целевой прием обучающихся, социальные гарантии молодым специалистам, реализация Федеральной программы «Земский доктор».
Федеральный государственный стандарт высшего образования диктует требования высшим учебным заведениям обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.
Работодатели принимают участие в разработке и согласовании основных профессиональных образовательных программ, а также в анкетировании по оценке значимости формируемых компетенций. Этот сложный процесс требует концентрации усилий и ресурсов вуза и социальных партнеров для того, чтобы изменения структуры профессиональных образовательных программ отвечали, в первую очередь, потребностям рынка труда, гибко и оперативно реагировали на внедрение инновационных технологий, позволяли в итоге формировать профессиональные компетенции и осваивать обучающимися определенные виды профессиональной деятельности.
Рис. 1. Сравнительный анализ среднего балла удовлетворенности выпускников и работодателей профессиональной подготовкой в КГМУ._
9 8,5 8 7,5 7
6,5
Выпускники Работодатели
2011 2012 2013 2014
Примечание: (6-8 - уровень удовлетворенности выше среднего, означает достаточно высокий уровень развития показателей критерия; 8-10 - высокий уровень удовлетворенности, означает благоприятно выраженные и развитые качества и показатели критерия)._
Таблица 1. Положительная динамика участия работодателей в
Ярмарке вакансий.
Количество работодателей (абс. число)
Год проведения Ярмарки
Очное участие Заочное участие
2015 89 Более 400
2014 70 Более 400
2013 64 Более 200
2012 21 Более 200
2011 26 Более 100
КГМУ организует взаимодействие выпускников и работодателей в формате Ярмарок вакансий, Дней карьеры, индивидуальных встреч с работодателями.
Количество работодателей-участников Ярмарки вакансий с каждым годом увеличивается. 24 апреля 2015 года в работе Ярмарке приняло очное участие 89 работодателей и более 400 студентов.
Посещают данное мероприятие студенты выпускных курсов, интерны, ординаторы, которые имеют возможность обменяться с работодателями контактами, заключить предварительные договоренности о дальнейшем взаимодействии. Также на мероприятии присутствуют и студенты 5-6 курсов, которые имеют отличную возможность ознакомиться с дефицитными специальностями и сделать правильный выбор.
Важна роль социального партнерства в организации контроля над качеством подготовки обучающихся, в том числе и при поведении итоговой аттестации. Работодатели входят в Государственную аттестационную комиссию, участвуют в оценке сформированных у выпускников компетенций.
Ежегодный мониторинг удовлетворенности работодателей показывает высокий уровень профподготовки наших выпускников.
Таким образом, развитие взаимодействия вуза и работодателей - ключевой момент в процессе трудоустройства выпускников.
Развитие партнерского сотрудничества между системой высшего образования и сферой труда позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность как самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников вузов, а в конечном итоге приведет к модернизации экономики.
| Список литературы
1. Методические рекомендации по профессиональной ориентации и содействию трудоустройству молодежи / сост. Т.А. Шульгина, А.Н. Воробьев / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли. - Курск: КГМУ, 2011. - 92 с.
2. Лазаренко В.А., Конопля А.И., Олейникова Т.А., Шульгина Т.А., Сазонова С.В., Солянина В.А., Овод А.И., Алиханян К.Г. Мониторинг удовлетворенности потребителей КГМУ качеством образовательного процесса. - Курск: КГМУ, 2013. - 328 с.
3. Задорина, М. А. Изучение социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне / М. А. Задорина, И. В. Тесленко // Мониторинг общественного мнения, 2013.-№ 5 (117).
| References
1. Metodicheskie rekomendacii po professional'noj orientacii i sodejstviju trudoustrojstvu molodezhi [Guidelines for the promotion of vocational guidance and youth employment] / sost. T.A. Shul'gina, A.N. Vorob'ev / Pod red. V.A. Lazarenko, A.I. Konopli. - Kursk: KGMU, 2011. - 92 p. [in Russian]
2. Lazarenko V.A., Konoplja A.I., Olejnikova T.A., Shul'gina T.A., Sazonova S.V., Soljanina V.A., Ovod A.I., Alihanjan K.G. Monitoring udovletvorennosti potrebitelej KGMU kachestvom obrazovatel'nogo processa. [Monitoring of customer satisfaction KSMU quality of the educational process] - Kursk: KGMU, 2013. - 328 p. [in Russian]
3. Zadorina, M. A. Izuchenie social'nogo partnerstva v professional'nom obrazovanii na regional'nom urovne [The study of social partnership in vocational education at the regional level] / M. A. Zadorina, I. V. Teslenko // Monitoring obshhestvennogo mnenija, 2013.-№ 5, p.117. [in Russian]