ки зрения достижения целей и выполнения задач институциональной деятельности, а также в установлении границ между клиентами и агентами.
Из сказанного выше следует, что дидактические параметры юридического дискурса выполняют поставленные образовательные задачи в обучении иноязычному профессиональному общению юриста, которое представляет собой неоднородное образование, обладает определенной спецификой и может рассматриваться в качестве особого измерения профессиональной коммуникации юриста.
Примечания:
1. Богатырев A.B. Функционирование фигур интертекста в современном юридическом дискурсе : дис.... канд. фил. наук. - Волгоград, 2016.- 168 с.
2. Викулова Л.Г. Шарунов А.И. Основы теории коммуникации : практикум / Л.Г.Викулова, А.И. Шарунов. - М., 2008. - 316 с.
3. Данилова С. А. Институциональный дискурс, интердискурсивность и дискурсная гетерогенность// Концепт. - 2015. - Т. 30. - С. 316-320.
4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - С. 238-242.
5. Кургаева О.Л. К вопросу о толковании термина "дискурс" в современных исследованиях // Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном вузе: материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. - М. : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017.-С. 83-90.
6. Палашевская И.В. Судебный дискурс (функции, структура, нарративность) :дис. ...док. филол. наук. - Волгоград, 2012. - 389 с.
7. Сороковых Г.В. Баранова И.Е. Проблема педагогического дискурса в рамках выстраивания новых стратегий подготовки учителя иностранного языка // Язык и культура. Изд-во Национальный исследовательский Томский государ-ственнй университет. - №2(34). - 2016. - С. 188-194.
PREPARATION OF SOCIAL TEACHERS FOR INTERACTION WITH CHILDREN
Lushenkov Mihail Sergeevich, Postgraduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow
The article considers the specificity of the constituent elements of the structure of the training of social pedagogues for interaction with children. The author identifies the features of the teenage age group as the most problematic in the context of the formation of interaction between social educators. Also, the approaches of modern leading scientists to the role of skills of interaction with children in the professional competence of the social pedagogue are analyzed.
Keywords: social pedagogue; interaction; children; adolescents; training.
УДК 37.013.42 ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ
В статье рассматривается специфика составляющих элементов структуры подготовки социальных педагогов к взаимодействию с детьми. Автором обозначены особенности подростковой возрастной группы как наиболее проблематичной в контексте становления взаимодействия социальными педагогами. Также проанализированы подходы современных ведущих ученых к роли навыков взаимодействия с детьми в профессиональной компетенции социального педагога.
Ключевые слова: социальный педагог; взаимодействие; дети; подростки; подготовка.
ВАК РФ 13.00.08 © Лушенков М. С., 2018
ЛУШЕНКОВ Михаил Сергеевич, аспирант, Московский педагогический государственный университет, Москва ^ ¿«Л е п ко ут5@таИ. г и
В системе традиционной модели профессиональной подготовки социальных педагогов в отечественных вузах, типична проблема, когда студенты, хорошо овладевая набором теоретических знаний, имеютзначительныетрудности в процессе решения конкретных профессиональных задач, в частности по осуществлению взаимодействия с детьми разного возраста. В последние годы наработано значительное количество исследований, которые раскрывают отдельные аспекты подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению своей деятельности. Среди них: Р.У. Богданова, Е.А. Ле-
ванова, T.B. Пушкарева, A.B. Мудрик, A.C. Не-стеренок, СБ. Серякова,Я.А. Баскакова, H.B. Скрип-кина, В.А. Сластенин [1-7].
Несмотря на постоянный рост количества подростков с девиантным поведением, усиление роли социальных служб по профилактике и коррекции такого поведения в подростковой среде, необходимости целенаправленной подготовки будущих социальных работников к работе с подростками, данная проблема остается без должного внимания российскихуче-ных, о чем свидетельствуют противоречия между:
- требованиями, предъявляемыми современным обществом к социальному работнику по работе с детьми и степени их подготовленности к такой работе в контексте взаимодействия;
- объективной необходимостью осуществлять профилактику и коррекцию девиантного поведения у подростков и реальным положением профессиональной подготовки будущих социальных работников по ней;
- целостностью, многоаспектностью, динамичностью коррекционно-профилактической работы с детьми разного возраста, в частности с подростками, которые проявляют деви-антные черты поведения, и ее фрагментарным, бессистемным отражением в содержании профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в высшем учебном заведении (вуз).
Необходимой характеристикой профессиональности социального педагога является его компетентность, которую такие авторы, как С.Б. Серякова, Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева, Я.А. Баскакова определяют высоким уровнем социальной и профессиональной адаптации, подкрепленным стабильной мотивацией саморазвития. Каждый элемент профессиональной компетентности социального педагога характеризуется, как утверждают авторы, степенью проявления и характером взаимодействия с другими компонентами, а также влияют на становление и проявление социально-педагогической компетентности [5, с. 80-81].
Структура социальной работы, как совокупность достаточноустойчивых связей, обеспечивающих сохранение ее основных свойств, включает ряд взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание, функции социальной работы и управления ею [6, с. 24]. Объект и субъект социальной работы являются ее основными структурными элементами. Под объектом понимают всех тех, кто нуждается в помощи, независимо от ее характера и
специфики. Все, кто оказывает такую помощь, относятся к субъектам социальной работы.
Итак, социальная работа реализуется, в первую очередь, через взаимодействие между объектом и субъектом. Результатом такого взаимодействия является помощь социального педагога детям в решении их жизненных проблем.
Социально-педагогическая деятельность как профессия сформировалась относительно недавно и является системой предоставления комплекса разнообразных социальных услуг, позволяющих клиенту (в первую очередь ребенку) преодолеть сложные жизненные ситуации, организовать социально-благоприятную среду и способствовать полноценному формированию личности.
Социально-педагогическая деятельность с детьми более старшего возраста, а именно -подростками, как наиболее обширная структура, включающая множество проблематичных вопросов, должна включать в себя большинство методов и форм работы характерных для других категорий подопечных, однако следует учитывать индивидуальные возрастные и психологические особенности этой группы и специфику социальной ситуации развития.
Важный элемент, который обуславливает сложности социально-педагогической работы с подростками рассмотрен A.C. Нестеренок и Е.А. Левановой. Авторы отмечают, что в школьном коллективе, подросток не имеет возможности выбрать себе коллектив, который бы сразу его устраивал, в связи с чем, очень большая ответственность лежит на взрослых, которые должны создать условия, в которых каждый член группы будет чувствовать себя комфортно [4, с. 103].
Среди направлений работы с подростками наиболее приоритетны, по нашему мнению, профориентационная, профилактическая, до-суговая работа и работа с молодежными субкультурами и неформальными объединениями. Ранний юношеский возраст имеет решающее значение в развитии личности, накладывая отпечаток на дальнейший жизненный путь. Подростковый возраст, как наиболее специфический в работе социального педагога, характеризуется тем, что в этом возрасте:
- происходит становление мировоззрения;
- формируются ценностные ориентации и определяются идеалы на основе познания мира, которым следует подросток;
- складывается система взаимоотношений с людьми, начинает накапливаться опыт поведения в различных сферах жизнедеятельности;
ЪС
LU
s ъс u
UJ
<
d UJ
*
66
- происходит развитие таких качеств, как активная жизненная позиция;
- растет сознательное отношение к труду и намечается тенденция самосовершенствования и самовоспитания;
- развивается интерес к проблемам социальной действительности, которые осмысливаются критично.
A.B. Мудрик указывает, что в современной России существенноусилились традиционные для нее негативные механизмы социализации и появился спектр инноваций десоциализиру-ющего характера (какв рамках государства,так и заимствованных из иных культур, а также появившихся вследствие изменений существующих механизмов) [3, с. 50-51 ]. Данные факты все более актуализируют вопросы повышения эффективности социальной работы.
Необходимость установления полноценного взаимодействия между всеми субъектами педагогического процесса является весьма очевидной. При этом, важность работы социального педагога в контексте налаживания полноценного и эффективного взаимодействия остается предметом обсуждений среди ведущих ученых. Так, В.А. Сластенин в своих трудах отмечал, что воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, как утверждает автор, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике [7, с. 30-31].
Современное педагогическое образование представляет феномен необходимости взаимодействия между педагогом и ребенком как в теоретическом, так и в практическом плане, создавая и творчески совершенствуя условия для формирования надлежащих компетенций будущего социального педагога. Однако практика профессиональной подготовки социальных педагогов показывает, что именно в области представлений об индивидуальных способах педагогической деятельности проявляется необходимость перестройки не только процессуально-операционной, но и мотива-ционной составляющей готовности к выполнению профессиональных функций, которая должна быть сформирована в период обучения в вузе.
Именно взаимодействие как общая стратегия собственного профессионального поведения многими будущими социальными педагогами воспринимается часто проблематично,
осознавая сущность этого понятия, одобряя психологические и педагогические основы взаимодействия, студенты отчасти воспринимают ее отстраненно, рассматривая как явление, характерное для деятельности особо одаренных или хотя бы более опытных социальных педагогов отчасти излишне критично, как некий недостижимый идеал, который упорно декларируется при работе с детьми, однако почти до неузнаваемости корректируется реалиями социального труда. И только некоторая часть, порой несмотря на собственный негативный опыт или в противовес ему, охотно воспринимает идею педагогического взаимодействия в контексте собственного профессионального становления и осознает изучение педагогики, психологии, методики, других учебных курсов именно как систему формирования способности будущего специалиста к взаимодействию с другими участниками социально-педагогического процесса [1, с. 40].
Но основной проблемой,которую приходится преодолевать в работе по подготовке социальных педагогов, являются чрезвычайно распространенные методологическое сдвиги: взаимодействие обычно воспринимается как цель, знаменующая достижения определенного уровня профессионального мастерства (субъективный аспект), определенного уровня взаимопонимания и взаимоподдержки с детьми и коллегами (объективный аспект),тогда как взаимодействие, в сущности, является прежде всего средством, которое обеспечивает системную целостность социально-педагогического процесса, и только потом, благодаря такой системности, предопределяет возможность достижения указанных уровней.
В силу возрастных особенностей ребенка, ведущая роль в социально-педагогическом взаимодействии отводится взрослому. Своеобразие общения между взрослым и ребенком также наделяет данный вид взаимодействия определенной спецификой. Особенности со-циально-педаготического взаимодействия рассматриваются в связи с личностью взрослого, его влиянием на ребенка, однако мало изученным остается обратное влияние ребенка на воспитателя.
Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева указывают в своих исследованиях на необходимость формирования у социальных педагогов собственной устойчивой профессиональной позиции, профессиональной установки на взаимодей-
ствие с детьми еще в процессе ученичества , т. е. студенчества, что также является важной составляющей профессиональной подготовки педагога [2, с. 149].
К методам взаимодействия в социально-педагогической работе могут быть отнесены: беседа, тренинг, лекция с последующей возможностью задать вопросы. Безоговорочный информативный потенциал имеет лекция, которую целесообразно использовать как метод проведения разъяснительной работы с детьми по темам ведущей проблематики. Одной из эффективных форм работы социального педагога с подростками является тренинговая работа. Целями проведения тренингов в рамках технологии работы социального педагога с детьми могут быть:
- информирование и приобретение участниками тренинга новых профессиональных навыков и умений, оптимизирующих взаимопонимание в группах подростков;
- формирование навыков сотрудничества, принципов толерантности путем определения пределов своей терпимости и уважения прав и свобод членов социума;
- снижение динамики относительно негативных аспектов социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детей других рас, вероисповеданий и т.д.;
- повышение способности детей положительного отношения как к себе, так и к окружающим;
- поиск эффективных путей решения проблем, с которыми может столкнуться подросток, благодаря объединению в тренинговой работе специалистов, имеющих разные направления профессии.
Таким образом, стоит отметить, что в современных условиях в России наблюдается катастрофическое увеличение числа детей и подростков, чье поведение выходит за пределы моральных и правовых норм, а структура и ди-
намика правонарушении, совершенных несовершеннолетними, вызывает крайнее беспокойство в обществе. Поэтому понятно, что качественная профессиональная подготовка социального педагога в условиях университетского образования является предметом повышенного внимания большого количества исследователей, поскольку от уровня мастерства, знаний и умений будущих социальных педагогов, зависит эффективность взаимодействия в целом.
Литература:
1. Богданова Р.У. Педагог - воспитатель в сообществе детей и взрослых: проблемы социального взаимодействия // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - № 1. - С. 39-41.
2. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного ; технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3-
2.-С. 148-150.
3. Мудрик A.B. Социализация - поле системных изменений // Вопросы воспитания. - 2014. - № 4. -С. 49-51.
4. Нестеренок A.C., Леванова Е.А. Благоприятный социально-психологический климат в подростковых коллективах // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. -2015,-№2(4).-С. 102-104.
5. Серякова С.Б., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В., Баскакова Я.А. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. -2016. -№3,- С. 76-84.
6. Скрипкина Н.В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016.- № 1 (166). - С. 22-26.
7. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013. -576 с.
СО
1-Н
О си
Q-<
СО си
kJ^7 Г Ё
67
STUDENTS' SELF-DIRECTION IN THE SYSTEM OF TWO-LEVEL HIGHER EDUCATION
Maksimenko Marina Vyacheslavovna, PhD of Philosophical sciences, Senior Lecturer, Department of Criminal and Criminal-Executive Law, Perm institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm
Kryzhevskaya Natalya Nikolaevna, PhD of Psychological sciences, Senior Lecturer, Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs (branch), Stavropol
The article deals with the issues of organization of self-direction of full-time and part-time students, the role of the teacher of higher education in the organization of students'self-direction, gives recommendations on the development of the substantive part of methodological support of students' self-direction.
Keywords: higher education; students' self-direction; two-level education system; formation of competencies.