Научная статья на тему 'Подготовка социально ответственных предпринимателей в системе высшего образования России'

Подготовка социально ответственных предпринимателей в системе высшего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIALLY RESPONSIBLE ENTREPRENEURSHIP / EDUCATION OF FUTURE ENTREPRENEURS / NATIONAL VALUES / MORAL FOUNDATIONS OF BUSINESS / CHRISTIAN ETHICS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубанова Светлана Геннадиевна

В статье характеризуется современное состояние предпринимательского образования в высшей школе России. Отмечается, что социально ответственное предпринимательство играет важную роль в достижении экономических успехов государства. Этим объясняется важность качественной подготовки предпринимателей по программам высшего образования. Подчеркивается важность обучения предпринимателей на примерах отечественных предпринимателей дореволюционной России с усвоением российских христианских ценностей. Вместе с тем указывается, что в системе высшего образования отсутствует стандарт образования предпринимателей. Автором дается оценка имеющихся возможностей получения предпринимательского образования на современном этапе. Предложен набор компетенций и главные аспекты содержания учебной дисциплины «Социальная ответственность». Сформулированы выводы о целесообразности введения в классификатор специальностей «Предпринимательского дела», о необходимости обучать студентов социально ответственному поведению в профессии, о роли национальных ценностей (включая религиозные православные) в образовании и воспитании студентов будущих предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубанова Светлана Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of socially responsible entrepreneurs in the higher education system of Russia

The research describes the current state of entrepreneurial training in the higher education system of Russia. The study notes that socially responsible entrepreneurship plays an important role in achieving the economic progress of the state. This explains the importance of quality training for entrepreneurs as a part of higher education programs. Training of business people based on the Russian Christian values is emphasized and exemplified by domestic entrepreneurs in pre-revolutionary Russia. At the same time, the research demonstrates that the higher education system lacks the standard for business people training. The paper assesses the available opportunities for getting a business education at the current stage. A set of skills and the main aspects of such subject as Social Responsibility are proposed. The author concludes that it is reasonable to include Entrepreneurship in Russian Joint Academic Coding System. In addition, there is a need to teach students to be socially responsible in their profession. Moreover, national values (including Orthodox ones) play a great role in the education of future entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Подготовка социально ответственных предпринимателей в системе высшего образования России»

УДК 378:366.546(470+571)

https://doi.org/10.24158/spp.2018.4.14

Зубанова Светлана Геннадиевна

Zubanova Svetlana Gennadievna

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков И-11 Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

ПОДГОТОВКА

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

D.Phil. in History, Professor, Foreign Languages Department I-11, Moscow Aviation Institute -National Research University

TRAINING OF SOCIALLY RESPONSIBLE ENTREPRENEURS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация:

В статье характеризуется современное состояние предпринимательского образования в высшей школе России. Отмечается, что социально ответственное предпринимательство играет важную роль в достижении экономических успехов государства. Этим объясняется важность качественной подготовки предпринимателей по программам высшего образования. Подчеркивается важность обучения предпринимателей на примерах отечественных предпринимателей дореволюционной России с усвоением российских христианских ценностей. Вместе с тем указывается, что в системе высшего образования отсутствует стандарт образования предпринимателей. Автором дается оценка имеющихся возможностей получения предпринимательского образования на современном этапе. Предложен набор компетенций и главные аспекты содержания учебной дисциплины «Социальная ответственность». Сформулированы выводы о целесообразности введения в классификатор специальностей «Предпринимательского дела», о необходимости обучать студентов социально ответственному поведению в профессии, о роли национальных ценностей (включая религиозные православные) в образовании и воспитании студентов - будущих предпринимателей.

Ключевые слова:

социально ответственное предпринимательство, образование и воспитание студентов - будущих предпринимателей, национальные ценности, нравственные основы предпринимательства, христианская этика, высшее образование.

Summary:

The research describes the current state of entrepreneurial training in the higher education system of Russia. The study notes that socially responsible entrepre-neurship plays an important role in achieving the economic progress of the state. This explains the importance of quality training for entrepreneurs as a part of higher education programs. Training of business people based on the Russian Christian values is emphasized and exemplified by domestic entrepreneurs in pre-revolutionary Russia. At the same time, the research demonstrates that the higher education system lacks the standard for business people training. The paper assesses the available opportunities for getting a business education at the current stage. A set of skills and the main aspects of such subject as Social Responsibility are proposed. The author concludes that it is reasonable to include Entrepreneurship in Russian Joint Academic Coding System. In addition, there is a need to teach students to be socially responsible in their profession. Moreover, national values (including Orthodox ones) play a great role in the education of future entrepreneurs.

Keywords:

socially responsible entrepreneurship, education of future entrepreneurs, national values, moral foundations of business, Christian ethics, higher education.

Предпринимательство, особенно социально ответственное, играет важную роль в достижении экономических успехов государства и высоких темпов промышленного производства страны. Социальная ответственность предпринимательских компаний характеризуется стремлением внести посильный вклад в рост качества жизни сотрудников и общества в целом и является составляющей понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.

Такой значимостью определяется актуальность развития малого и среднего бизнеса и системы профессионального обучения и переподготовки предпринимателей. Необходимость специализированного образования предпринимателей объясняется и тем, что каждый представитель предпринимательских и бизнес-сообществ на практике сталкивается с огромным пластом проблем, для решения или преодоления которых ему необходимо иметь определенные знания и навыки. В числе таких проблем недостатки налоговой системы, недоступность кредитов и отсутствие оборотных средств, недостаточная платежеспособность населения, высокая арендная плата, дороговизна сырьевых ресурсов, недостаточное развитие внутреннего рынка, высокие тарифы на перевозки, отсутствие производственных площадей и в целом экономическая политика государства. Еще больше проблем можно назвать, анализируя трудности предпринимательского дела, организованного на принципах социальной ответственности [1, с. 57-58], когда оказывают влияние многогранные и многочисленные факторы, среди которых экологические проблемы,

проблемы образования и переподготовки, ценностные ориентиры, конкуренция, быстрые технологические изменения, глобализация рынка [2, р. 60].

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости качественного улучшения предпринимательского образования в России, целесообразности обучать социально ответственному поведению в профессии и ведению предпринимательских дел на основе национальных ценностей.

Предпринимателем стать и быть непросто, тем более социально ответственным. Нужны глубокие знания по экономике, юриспруденции, управлению, этике, философии, истории и др., а также особые качества натуры - так называемая «предпринимательская жилка». В современных условиях не должно возникать вопроса о том, нужно ли высшее образование для ведения предпринимательских дел; неактуальны примеры известных бизнесменов без высшего образования, у которых получилось стать успешными. Таких «успешных» без высшего образования - единицы (среди них Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Уолт Дисней, О. Тиньков), а предпринимательский сектор в экономике страны должен быть весомым и многопрофильным.

Представим себе, что современный студент, мечтающий в перспективе открыть свое дело, обращается за информацией в интернет, чтобы еще раз осмыслить, что такое предпринимательство, каковы его цели и задачи, формы реализации проектов, как начать свое дело и пр. В первую очередь он найдет рекламы бизнес-центров, которые предлагают дорогостоящие краткосрочные учебные курсы. Большинство студентов не могут себе это позволить. В качестве примера наши студенты прочитают для себя об одном из российских предпринимателей, сооснователе и бывшем совладельце сети салонов сотовой связи, который ныне проживает в Великобритании, где занимается винным бизнесом. Такой пример для наших студентов и для тех предпринимателей, которые хотели бы оставить свой след в отечественной истории, имеет, безусловно, в воспитательном плане отрицательную коннотацию. Получается, что интернет - не помощник в приобретении знаний и навыков в предпринимательских делах.

Долгое время (почти 20 лет) считалось, что учиться предпринимательству и ведению бизнеса нужно по западным моделям. Ступенью к успеху называли образование MBA (мастер бизнес-администрирования) - это квалификация в области менеджмента, управления, или МДА (магистр делового администрирования). Данная квалификация подразумевает выполнение обязанностей руководителя среднего и высшего звеньев, а также посещение американских тренингов. Для российского человека такое образование не может быть достаточным.

Чаще всего интернет представляет предпринимательскую идею в таком виде, в котором не говорится ни об отечественных традициях ведения дел, ни о социальной ответственности, ни о нравственной стороне предпринимательства, ни о христианских заповедях.

Основная разница между западным и российским подходами в ведении предпринимательских дел заключается в том, что материальные и нематериальные факторы занимают разные позиции. Материальные факторы в западной модели очевидны и являются главным двигателем в предпринимательской деятельности, а для российского предпринимателя более важным является нематериальный фактор, иррациональное отношение к бизнесу [3]. Поэтому для отечественного менталитета образования по западным моделям недостаточно. Несмотря на то что предпринимательское дело в России в настоящее время переживает стадию самоопределения, поиска собственного пути развития, вопросы профессионального образования будущих предпринимателей и качества переподготовки действующих предпринимателей являются первостепенными. Российский ответ должен быть однозначным: отечественный предприниматель должен иметь широкий кругозор, глубокие профессиональные знания и навыки, а также нравственную основу своей деятельности.

Обучение предпринимательскому делу в высшем учебном заведении в России - на сегодня это в достаточной степени проблемная тема. Подготовка ведется в некоторых вузах по программам магистратуры; отдельные дисциплины, связанные с предпринимательским делом и его нравственной стороной, читаются в рамках некоторых курсов подготовки бакалавров. Среди экономических направлений обучения во многих российских университетах можно встретить, например, такие профессиональные образовательные программы, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет», «Мировая экономика», «Статистика», «Учет и аудит», «Экономика организации и предприятия». К сожалению, в наборе стандартов высшего профессионального образования в РФ нет стандарта обучения предпринимателей; соответственно, в классификаторе специальностей и направлений подготовки ВПО вообще нет «Предпринимательского дела». В рамках действующих программ магистратуры наиболее часто встречаются направления «Производственный менеджмент» или «Экономика предпринимательства».

Возникает справедливый вопрос: как можно в России качественно развивать предпринимательское дело и бизнес, не обучая этим профессиям, не основывая обучение предпринимательскому делу на национальных ценностях и традициях, которыми богата история отечественного предпринимательства?

В процессе обучения будущих предпринимателей важно уделять внимание изучению наследия купцов и промышленников, деятельность которых вошла в историю отечественного предпринимательства как период его высшего расцвета. Многие студенты только слышали про династии Строгановых, Демидовых, Абрикосовых, Третьяковых, Рябушинских, Алексеевых, Морозовых, Со-лодовниковых, Мамонтовых, Медведниковых, Елисеевых, Хлудовых и др., но мало кто из студентов знает духовно-нравственную основу и особенности ведения дел. Вместе с тем внимательное изучение биографий лучших отечественных предпринимателей дает понимание того, что все они опирались в своих делах на Закон Божий, на основополагающие христианские заповеди.

Преподавателям необходимо формировать у студентов представление о принципах ведения дел в России, выработанные почти 100 лет назад на собрании российских предпринимателей. Эти принципы содержат в себе главные ценности, не такие как «успешность», «признание в обществе», «риски», «увеличение благосостояния», а «уважай», «люби», «будь честен, правдив и верен слову». 7 самых главных принципов, принятых отечественными предпринимателями в 1912 г., не потеряли актуальности и сегодня. Они учат любить человека, уважать власть и право частной собственности, быть честными, целеустремленными и верными данному слову, жить по средствам. Эти принципы нужно разъяснять будущим предпринимателям, на них нужно воспитывать современных деловых и патриотично настроенных людей [4, с. 70-74].

Студентам необходимо прививать умение нравственно осмысливать цели, задачи и способы предпринимательского дела, учить их тому, о чем говорится в социальной концепции Русской православной церкви о труде, который сам по себе не является безусловной ценностью, а становится благословенным, когда представляет собой соработничество Богу. В то же время «труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ» [5].

При обучении следует прививать студентам традиционные ценности, о которых шла речь на VIII Всемирном русском народном соборе и которые оформлены в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании». В этом документе говорится о том, что предприниматели и бизнесмены не должны нарушать нравственный закон, они должны не забывать о духовном смысле жизни и заботиться о благополучии ближнего и Родины. Также в нем идет речь о том, что хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности, что богатство оправдано, только если созидает достойную жизнь народа, а культура деловых отношений способствует улучшению экономики и нравственному улучшению самого предпринимателя и его партнеров. Помимо этого, в документе говорится о том, что человек должен творчески и духовно развиваться, ему должно быть обеспечено время для отдыха, участие предпринимателей и бизнеса в политике может быть только прозрачным и открытым, в конкурентной борьбе нельзя использовать обман и оскорбления, нельзя завидовать и присваивать чужое имущество [6]. Сформулированные принципы и правила основываются на десяти духовно-нравственных заповедях нагорной проповеди Христа и на опыте усвоения этих заповедей христианством и другими вероисповедными традициями в России. В русском обществе нравственная составляющая всегда занимала одно из главных мест в любом виде деятельности, причем именно христианская нравственность закономерно считается культурной традицией России.

Свойства отечественной культуры, связанные с ориентацией человека на поиск смысла жизни и с тем, что наши соотечественники не довольствуются только денежным мерилом успеха, не являются недостатком, как считают монетаристы, это - преимущество [7]. Традиционные духовно-нравственные ценности предпринимательской деятельности на современном этапе являются залогом устойчивого развития отдельных деловых проектов, территорий и России в целом.

К чести отечественных предпринимателей и представителей бизнеса следует сказать, что в наше время немало современных компаний становятся социально ответственными и при этом стремятся вести свои дела на принципах, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях. Все больше распространяется опыт принятия этических кодексов, сводов правил, концепций этики православных предпринимательских компаний, в которых отражены основные принципы ведения предпринимательской деятельности, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Они не являются руководством или учебником по предпринимательству, эти документы - результат осмысления деятельности с позиции традиционных российских ценностей, опыта воплощения этих ценностей на предприятиях. Такой подход к организации дела - это новая парадигма предпринимательства, когда дело - это служение.

В процессе обучения будущих предпринимателей важно делать акцент на опыте промышленников XIX в. по созданию идеальных условий рабочим, заботе о служащих. Из российской предпринимательской традиции в дальнейшем вырастает и социальная ответственность компаний, когда из собственных бюджетов все больше средств выделяется на поддержку социальной инфраструктуры, образовательных и экологических программ, здравоохранения, спорта, науки и культуры. В наше время ведение предпринимательских дел, основанное на принципах чести, совести,

долга, заботы о ближнем (как это было у купцов до революции) получило название социально ответственного поведения, социальной ответственности. Именно поэтому социальной ответственности следует особенно тщательно учить современных студентов - будущих предпринимателей.

Актуальность обучения социальной ответственности в образовательной программе студентов определяется также тем, что в современных условиях на имидж организаций все больше влияния оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценка деятельности организаций все чаще осуществляется обществом не только с позиции ее производственных и финансовых показателей. Оценивается и то, как организация заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует потребностям жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом. Многие современные исследователи пишут о необходимости усиления роли социальной ответственности бизнеса в условиях формирования инновационной модели российской экономики [8, с. 119], полемизируют по вопросу определения категории социальной ответственности бизнеса, раскрывают ее взаимосвязь с благотворительностью [9, с. 83].

Преподаватель должен донести до студентов, что предпринимательское дело является социально ответственным, если значительная часть прибыли тратится на программы социальной ответственности, если компания реализует различные социальные программы, если она активно занимается благотворительностью. Таким социально ответственным поведением компания завоевывает больше доверия у потребителей, что приводит к увеличению спроса на их товары и услуги [10, с. 26].

В ходе занятий студент должен получить представление о развитии предпринимательства как одной из первостепенных управленческих и экономических задач в современной России, потому что рынок труда должен обеспечиваться новыми рабочими местами, малые предприятия создают здоровую конкуренцию, способствуют расширению потребительского рынка, приводят к оздоровлению экономического положения регионов и всей страны в целом [11, с. 59].

В числе основных компетенций, складывающихся у студентов в ходе освоения дисциплины «Социальная ответственность», следующие: умение правильно поставить цель, научиться анализировать и обобщать информацию; способность принимать грамотные управленческие решения; готовность принять на себя ответственность; знать и уметь руководствоваться законодательными нормативными актами; готовность к разработке социальных проектов. Студенты должны научиться анализировать данные и делать оценку ситуации. Данные могут касаться не только прибыли от ведения дел, но и сравнения международных параметров и др. Например, вызывает интерес студенческой аудитории проблемная дискуссия о предпринимательстве в России в наши дни, которое, по данным статистики, выглядит следующим образом: бизнесом хотят заниматься только 2 % населения, в европейских странах - 20, в США - 70. Мы имеем самый низкий показатель из 65 стран, которые мониторят международные организации [12]. Студенты должны знать точку зрения экспертов о главных причинах такого отличия: коррупция, передел собственности, монополия государственных компаний. Преподаватель должен подводить студентов к формулированию конструктивных выводов, побуждающих к правильным намерениям. В данном случае этот вывод очевиден: на сегодняшний день предпринимательство в России не занимает достойного места в структуре экономики. Основная масса предпринимателей осуществляет свою деятельность в сфере торговли и оказания услуг (около 91 %), производственной и финансовой деятельностью занято не более 9-10 %, и, хотя государство постоянно ставит задачу роста частного предпринимательства именно в производственной сфере, до сих пор его успехи не слишком велики.

Студенты должны знать разные точки зрения экспертов, исследователей и самих предпринимателей на обозначенные проблемы. Большинство предпринимателей, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу, основной причиной непопулярности производства называют высокий уровень коррупционного давления властей на местном и региональном уровнях, а также недостаточный уровень законодательной поддержки отечественного производителя [13].

Преподаватель такой учебной дисциплины, как «Социальная ответственность», обязан познакомить студентов с историей и теорией социально ответственного предпринимательства и бизнеса. Будущие бакалавры должны усвоить теоретические подходы к определению понятий «социальная ответственность» и «социальная отчетность», изучить исторические аспекты развития социальной ответственности в России и за рубежом, а также виды и формы социальной ответственности, ее цели, задачи, принципы и функции. Курс «Социальная ответственность» студенты изучают в контексте формирования гражданского общества, при этом социальное партнерство осмысливают как форму ответственности бизнеса.

Исторический блок вопросов в рамках данной дисциплины касается истории российского предпринимательства. Особый акцент преподаватель должен сделать на эпохе расцвета российского предпринимательства во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительностью и социальным служением занимались все: и члены императорской семьи, и небогатый церковный приход. Христианские заповеди милосердия способствовали появлению частных благотворительных организаций и государственных филантропических заведений [14, с. 128].

Современный преподаватель должен стремиться, обучая, воспитывать в будущих предпринимателях честность и добросовестность, верность этическим и моральным принципам, которые были неотъемлемым элементом успеха у купцов-благотворителей эпохи расцвета отечественного предпринимательства и социального служения. Важно познакомить студентов с этикой предпринимательства, опубликованной в эпиграфе газеты «Биржевые ведомости», выходившей в России до 1917 г.: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это важная составляющая часть процесса подготовки будущих предпринимателей: воспитание настоящих граждан - патриотов России [15, с. 117].

В процессе изучения правовых основ социальной ответственности студенты знакомятся с международным гуманитарным правом: сущностью, компетенциями и ролью в формировании социальной ответственности и социальной отчетности в обществе, с Конституцией РФ как гарантом социальной ответственности и социальной отчетности в нашей стране, с федеральными законами. Студенты изучают содержание и правила составления гражданско-правового договора об осуществлении социально ответственной деятельности. Они должны уяснить основные модели социально ответственного бизнеса, в числе которых модель корпоративного эгоизма М. Фридмана [16], корпоративного альтруизма в США, а также разумного эгоизма. Кроме того, важной частью этой темы являются аспекты корпоративной благотворительности и PR, модели и формы социальной ответственности представителей предпринимательских и бизнес-сообществ, проблемы благотворительности в России.

Интерес представляет изучение государственной идеологии и социальной ответственности предпринимательства и бизнеса, социальной отчетности в контексте налоговой политики, а также влияние теневой экономики на социальную ответственность и меры борьбы государства с теневой экономикой. С особым вниманием студентами изучается тема «Социальный пакет организации как форма социальной ответственности бизнеса перед своими работниками», а также открытая информация о социально ответственной деятельности современных представителей крупного и мелкого бизнеса, имена которых известны во всем мире.

Опыт показывает, что такое содержание дисциплины «Социальная ответственность» и формируемые в процессе ее изучения компетенции [17, с. 69-70] оправданы. Они обеспечивают качественную образовательную подготовку, формируют необходимые нравственные качества будущего предпринимателя, а также создают хороший потенциал интеллектуальных возможностей для организации своего дела.

Итак, подведем итоги и сформулируем выводы.

Важнейшим элементом современной рыночной системы является предпринимательство. В современных условиях особенно актуальным является развитие социально ответственного предпринимательства, а также одного из направлений его социальной ответственности - благотворительности, которая выступает одновременно и как социальная функция предпринимательства.

Необходимо, чтобы представители государственной власти уделяли больше внимания проблемам предпринимателей, развитию малого и среднего бизнеса, который осуществляет свое дело на основе духовно-нравственных ценностей православия и традиций отечественных предпринимателей. Необходима государственная поддержка в создании союзов и других объединений отечественных предпринимателей на основе не западных, а российских (в том числе религиозных - православных) ценностей.

Необходима качественная стандартизированная образовательная подготовка отечественных предпринимателей по программам высшего образования.

Важной задачей обучения будущих предпринимателей являются привитие студентам интереса к изучению отечественного опыта и традиций социальной практики, воспитание в них лучших чувств патриота и гражданина, формирование представлений об иерархии ценностей, в которой честь и духовные ценности превыше деловой успешности.

На основании выводов сформулируем практические рекомендации.

Государственным органам образования следует поставить на повестку дня вопрос об улучшении качества предпринимательского образования в России, о необходимости унификации и стандартизации обучения предпринимательскому делу и внесения этого направления подготовки в «Общероссийский классификатор специальностей».

Представителям предпринимательских и бизнес-сообществ, организаторам учебного процесса в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по направлению «Экономика», следует начать процедуру ходатайства перед Министерством образования и науки Российской Федерации об утверждении образовательного стандарта «Предпринимательское дело», чтобы он занял достойное место в перечне ФГОС системы высшего образования.

Учебные планы по экономическому и юридическому направлениям в условиях отсутствия специализированной подготовки по предпринимательскому делу (из-за отсутствия стандарта образования) должны содержать дисциплины, направленные на формирование компетенций для

осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на основе российских национальных (и православных) ценностей, на принципах христианской морали и нравственности.

Ссылки:

1. Савина Т.Н. Особенности становления социально ответственного поведения бизнеса в современном обществе // Вестник Мордовского университета. 2007. Т. 17, № 1. С. 57-60.

2. Fonteneau G. Corporate Social Responsibility: Envisioning its Social Implications [Электронный ресурс] // TJSGA/TLWNSI Essay. 2003. October. URL: https://www.jussemper.org/Resources/CSRsocialimplications.pdf (дата обращения: 19.04.2018).

3. Уткина А. Традиционные ценности в предпринимательстве: итоги круглого стола [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2016. 21 янв. URL: http://www.pravmir.ru/traditsionnyie-tsennosti-v-predprinimatelstve-itogi-kruglogo-stola/ (дата обращения: 18.02.2018).

4. Гладышева Е.В. Влияние нравственных ценностей на успешность экономической деятельности (на примере отечественных предпринимателей XIX-XX вв.) // Российский технологический журнал. 2017. Т. 5, № 4 (18). С. 67-76.

5. Основы социальной концепции Русской православной церкви [Электронный ресурс] // Русская православная церковь : офиц. сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4l9l28.html (дата обращения: 28.01.2018).

6. На VIII Всемирном русском народном соборе принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» [Электронный ресурс] // СОВА : информационно-аналитический центр. 2004. 5 февр. URL: http://www.sova-cen-ter.ru/religion/news/authorities/religion-general/2004/02/d1739/ (дата обращения: 16.02.2018).

7. Уткина А. Указ соч.

8. Наговицина Л.П., Ширяева Т.Ю. Социально ответственный бизнес и управление отношениями на основе экономики участия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 1 (53). С. 119-124.

9. Коротковская Е.В., Степанов И.И. Уровни социальной ответственности бизнеса в современной России // Проблемы формирования экономики, основанной на знаниях: объективная необходимость, воспроизводственные условия и факторы : материалы VIII междунар. заочной науч.-практ. конф. по экономике. Краснодар, 2014. С. 83-88.

10. Марков С.В., Яцечко С.С., Оленева А.В. Формирование новой парадигмы предпринимательской деятельности в рамках реализации концепции социально ответственного бизнеса в условиях глобализации // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. № 15 (179). С. 24-30.

11. Будина В.И., Кежапкина О.В. Система принятия управленческих решений, основанная на принципах социально ответственного ведения бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 5. С. 59-67.

12. Кудрин рассказал, сколько россиян хотят заниматься бизнесом [Электронный ресурс] // Ведомости. 2017. 18 сент. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/09/18/734259-skolko-rossiyan-zanimatsya-biznesom (дата обращения: 15.03.2018).

13. Бересток В. История предпринимательства в России: этапы становления [Электронный ресурс] // SYL.ru. 2013. 30 июня. URL: https://www.syl.ru/article/74752/istoriya-predprinimatelstva-v-rossii-etapyi-stanovleniya (дата обращения: 19.03.2018).

14. Зубанова С.Г. Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 128-134.

15. Сидоренко Л.П. Этическая составляющая как важнейшая в системе образования экономиста и предпринимателя // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V междунар. науч.-практ. заочной интернет-конф. 2017. Т. 2. С. 117-123.

16. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase Profits [Электронный ресурс] // The New York Times Magazine. 1970. Sept. 13. URL: https://www.colorado.edu/studentgroups/libertarians/issues/friedman-soc-resp-busi-ness.html (дата обращения: 19.04.2018).

17. Зубанова С.Г. Особенности преподавания учебной дисциплины «Социальная ответственность бизнеса» студентам бакалавриата «Социальная работа» // Актуальные проблемы науки, образования и социальной работы : сб. науч. ст. М., 2015. С. 68-76.

References:

Berestok, V 2013, 'History of entrepreneurship in Russia: development stages', SYL.ru., June 30, viewed 19 March 2018, <https://www.syl.ru/article/74752/istoriya-predprinimatelstva-v-rossii-etapyi-stanovleniya>, (in Russian).

Budina, VI & Kezhapkina, OV 2015, 'The system of making managerial decisions based on the principles of socially responsible business management', Ekonomika. Nalogi. Pravo, no. 5, pp. 59-67, (in Russian).

Fonteneau, G 2003, 'Corporate Social Responsibility: Envisioning its Social Implications', TJSGA/TLWNSI Essay, October, viewed 19 April 2018, <https://www.jussemper.org/Resources/CSRsocialimplications.pdf>.

Friedman, M 1970, 'The Social Responsibility of Business is to Increase Profits', The New York Times Magazine, September 13, viewed 19 April 2018, <https://www.colorado.edu/studentgroups/libertarians/issues/friedman-soc-resp-business.html>.

'Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church' 2018, Russkaya pravoslavnaya tserkov': ofits. sayt Moskovskogo patriarkhata, viewed 28 January 2018, <http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html>, (in Russian).

Gladysheva, EV 2017, 'The impact of moral values on the successful economic activity (a case study of domestic entrepreneurs in the 19th-20th centuries)', Rossiyskiy tekhnologicheskiy zhurnal, vol. 5, no. 4 (18), pp. 67-76, (in Russian).

Korotkovskaya, EV & Stepanov, II 2014, 'The levels of social responsibility of entrepreneurship in modern Russia', Problemy formirovaniya ekonomiki, osnovannoy na znaniyakh: ob"yektivnaya neobkhodimost', vosproizvodstvennyye usloviya i faktory: ma-terialy VIII mezhdunar. zaochnoy nauch.-prakt. konf. po ekonomike, Krasnodar, pp. 83-88, (in Russian).

'Kudrin told how many Russians want to do business' 2017, Vedomosti, September 18, viewed 15 March 2018, <https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/09/18/734259-skolko-rossiyan-zanimatsya-biznesom>, (in Russian).

Markov, SV, Yatsechko, SS & Oleneva, AV 2015, 'The development of a new paradigm of entrepreneurial activity when implementing the concept of socially responsible entrepreneurship in the context of globalization', Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta, no. 15 (179), pp. 24-30, (in Russian).

Nagovitsina, LP & Shiryaeva, TYu 2015, 'Socially responsible entrepreneurship and relations management based on the economy of sharing', Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava, no. 1 (53), pp. 119-124, (in Russian).

Savina, TN 2007, 'The distinctive characteristics of socially responsible business behavior development in modern society', Vestnik Mordovskogo universiteta, vol. 17, no. 1, pp. 57-60, (in Russian).

Sidorenko, LP 2017, 'The ethical component as the most important one in the education system of an economist and an entrepreneur', Gumanitarnoye obrazovaniye v ekonomicheskom vuze: materialy V mezhdunar. nauch.-prakt. zaochnoy internet-konf, vol. 2, pp. 117-123, (in Russian).

'The Code of Moral Principles and Rules in Economic Management was adopted at the Eighth World Russian People's Council' 2004, SOVA: informatsionno-analiticheskiytsentr, February 05, viewed 16 February 2018, <http://www.sova-center.ru/re-ligion/news/authorities/religion-general/2004/02/d1739/>, (in Russian).

Utkina, A 2016, 'Traditional values in entrepreneurship: outcomes of the round table', Pravoslaviye i mir, January 21, viewed 18 February 2018, <http://www.pravmir.ru/traditsionnyie-tsennosti-v-predprinimatelstve-itogi-kruglogo-stola/>, (in Russian).

Zubanova, SG 2015a, 'Female charity and social service in the pre-revolutionary Russia', Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya, no. 17, pp. 128-134, (in Russian).

Zubanova, SG 2015b, 'The features of teaching Social Responsibility of Business for Bachelor's degree students majoring in Social Work', Aktual'nyye problemy nauki, obrazovaniya i sotsial'noy raboty: sb. nauch. st., Moscow, pp. 68-76, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.