Научная статья на тему 'Подготовка сотрудников органов внутренних дел к применению боевых приемов борьбы в эмоционально напряженной ситуации'

Подготовка сотрудников органов внутренних дел к применению боевых приемов борьбы в эмоционально напряженной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник правоохранительных органов / боевые приемы борьбы / физическая сила / рукопашный бой / психологическая подготовка / агрессия / эмоционально напряженная ситуация / стресс / морально-волевые качества / law enforcement officer / fighting techniques / physical strength / hand-to-hand combat / psychological preparation / aggression / emotionally tense situation / stress / moral and volitional qualities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александр Лукич Славко

Поднимается проблема подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению физической силы. Определяется значение психологической подготовки при организации учебно-тренировочного процесса данной направленности. Выявлены основные составляющие психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, способствующие повышению эффективности применения боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of employees of the internal affairs bodies for the use of combat techniques of struggle in an emotionally tense situation

The scientific article raises the problem of training law enforcement officers to use physical force. The value of psychological preparation is determined in the organization of the educational and training process of this direction. The main components of the psychological training of law enforcement officers, which contribute to increasing the effectiveness of the use of combat methods of struggle, have been identified.

Текст научной работы на тему «Подготовка сотрудников органов внутренних дел к применению боевых приемов борьбы в эмоционально напряженной ситуации»

Научная статья

УДК 796:005.591.6; ББК 75.1

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-165-167

EDN: https://elibrary.ru/VRJJCG

NIION: 2018-0077-3/23-370

MOSURED: 77/27-024-2023-03-569

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Подготовка сотрудников органов внутренних дел к применению боевых приемов борьбы в эмоционально напряженной ситуации

Александр Лукич Славко

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, slavko-a@mail.ru

Аннотация. Поднимается проблема подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению физической силы. Определяется значение психологической подготовки при организации учебно-тренировочного процесса данной направленности. Выявлены основные составляющие психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, способствующие повышению эффективности применения боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: сотрудник правоохранительных органов, боевые приемы борьбы, физическая сила, рукопашный бой, психологическая подготовка, агрессия, эмоционально напряженная ситуация, стресс, морально-волевые качества

Для цитирования: Славко А. Л. Подготовка сотрудников органов внутренних дел к применению боевых приемов борьбы в эмоционально напряженной ситуации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 165-167. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-165-167. EDN: VRJJCG.

Original article

Training of employees of the internal affairs bodies for the use of combat techniques of struggle in an emotionally tense situation

Аlexander L.Slavko

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

slavko-a@mail.ru

Abstract. The scientific article raises the problem of training law enforcement officers to use physical force. The value of psychological preparation is determined in the organization of the educational and training process of this direction. The main components of the psychological training of law enforcement officers, which contribute to increasing the effectiveness of the use of combat methods of struggle, have been identified.

Keywords: law enforcement officer, fighting techniques, physical strength, hand-to-hand combat, psychological preparation, aggression, emotionally tense situation, stress, moral and volitional qualities

For citation: Slavko A. L. Training of employees of the internal affairs bodies for the use of combat techniques of struggle in an emotionally tense situation // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):165-167. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-165-167. EDN: VRJJCG.

Сотруднику правоохранительных органов при несении службы по охране общественного порядка, в соответствии с Законом «О полиции», приходится применять физическую силу, когда правонарушители не выполняют законные требования, а иногда оказывают активное или пассивное физическое сопротивление, проявляют психологическую агрессию в виде оскорблений и угроз. Чаще всего применение физической силы сотрудником правопорядка происходит в эмоционально напряженной ситуации, и данная ситуация, если не про-

водить психологическую подготовку к ней, может стать стрессовой. Действия в стрессовых ситуациях негативно сказываются на нервной системе сотрудника и приводят к профессиональным заболеваниям, а также действия человека в стрессовой ситуации не всегда позволяют быстро достичь желаемого результата.

О необходимости проведения специальной психологической подготовки, направленной на формирование морально-волевых качеств сотрудника, необходимых для эффективного применения боевых приемов борь-

© Славко А. Л., 2023

№ 3 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

бы, свидетельствуют исследования ученых А. В. Моло-кановой [1], И. Б. Лебедева [2], А. А. Кадочникова [3].

Так, исследователи С. М. Ашкинази [4] и А. Н. Ко-чергин [5], в своих научных трудах пришли к выводу, что обучающиеся достигают уровень необходимой физической, технической, тактической подготовленности, связанной с применением физической силы, боевых приемов борьбы, рукопашного боя значительно быстрее, чем необходимый уровень психологической готовности к действиям в эмоционально напряженных ситуациях. Данные результаты основывались на исследованиях процесса формирования волевых качеств у спортсменов, занимающихся рукопашным боем. Довольно интересный, на наш взгляд, они делают вывод, что развития таких физических качеств, как выносливость, ловкость и гибкость, хотя во многих видах физической подготовки являются основными или базовыми компонентами всей подготовки. В ходе проведенного исследования, данные ученые, определяют им место «вспомогательного фактора». По их мнению, систематические учебно-тренировочные занятия в условиях максимально приближенных к экстремальной ситуации, возникающей в спортивном поединке или в боевой ситуации, будут способствовать формированию, основного фактора, позволяющего добиться положительного результата в поединке с соперником, психологической готовности, выражающейся в стремлении достичь цели, когда от организма обучающегося требуется быстрота мобилизации всех функциональных возможностей и проявление физических качеств и способностей, а именно силы, ловкости, быстроты действий, быстроты реакции, силовой выносливости. Данная концепция позволит эффективно подготовится к действиям в рукопашной схватке и достичь поставленной цели.

При организации учебно-воспитательного процесса, направленного на подготовку обучающихся к применению физической силы, надо учитывать, что действия сотрудника правопорядка по применению физической силы в экстремальной ситуации отличаются от действий спортсмена во время поединка по рукопашному бою в психологическом плане. Спортсмен, выходя на поединок, психологически себя готовит на действия по физическому контакту с соперником, который длится в течение 3-5 минут. Сотрудник правопорядка при несении службы не знает точно, когда может возникнуть эмоционально напряженная ситуация, и часто она случается внезапно, и необходимо действовать быстро с учетом окружающей действительности. Эмоционально напряженная ситуация в ходе несения службы сотрудником правопорядка возникает стремительно и требует быстрых действий с учетом ситуации..

Еще необходимо учитывать, что требования общества к действиям сотрудника в данной ситуации довольно высокие, они должны быть в рамках законности и сотрудник при этом должен обладать не только волевыми, но и нравственными качествами, тактично и правомерно отвечать на агрессивные действия граждан. Следовательно, чтобы достичь выполнения поставленных служебных задач по охране общественного по-

рядка и соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к морально-нравственным качествам личности сотрудника, необходимо проведение подготовки сотрудников правопорядка к применению физической силы, которая должна включать физическую, тактическую, техническую, а особое значение необходимо отдавать психологической составляющей.

Как отмечают ученые Л. В. Кан [6], М. В. Китае-ва [7] в своих исследованиях, что действия в экстремальных боевых условиях зависят во многом не только от развития умений и навыков рукопашного боя, но и от скорости мышления.

Действия человека в экстремальных ситуациях во многом зависит от психологического типа личности, его характера, умственных способностей, воли. У некоторых людей в состоянии высочайшего психологического напряжения скорость мышления замедляется, а иногда человек не способен просто принимать адекватные решения.

Исследования А. В. Ивановой [8], В. А. Иваннико-ва [9] свидетельствуют, что хорошая психологическая готовность способствует в экстремальной ситуации улучшению точности пространственного и временного восприятия, скорости реакции, скорости переработки информации. Г. И. Степанов [10] выявил, что высокий уровень психологической подготовки совместно с тактической подготовкой позволит сотруднику полиции в экстремальной ситуации объективно оценить возникшую ситуацию, спрогнозировать ее развитие с учетом правильно выявленных причинно-следственных связей экстремальной ситуации и исключением возможных рисков, которым может подвергаться сотрудник. Эффективность действий сотрудника по применению боевых приемов борьбы зависит от психологической готовности сотрудника противостоять не только физической агрессии, то есть выполнять защитные действия от атакующих действий правонарушителя, а именно защиты от ударов руками, ногами, предметами, но и противостоять психологической агрессии, проявляющейся в оскорблении и угрозах.

Следовательно, психологическая готовность выражается в уравновешенных, профессиональных действиях, связанных с применением боевых приемов борьбы против агрессивно настроенных правонарушителей, но невыполняющих активных действий физической направленности против сотрудника, а больше направленных на поддержку окружающих агрессивных граждан или соучастников. Как правило, такие граждане пытаются оказывать психологическое воздействие на сотрудников в виде угроз, оскорблений в провокационных целях. Если психомоторные действия и умственные процессы у сотрудника будут протекать быстро, то это позволит принимать эффективные вариативные решения в меняющейся ситуации.

В заключение можно отметить, что подготовленный сотрудник к действиям в стрессовых (экстремальных) ситуациях или уже имеет положительный опыт действий, хотя бы сформированный в учебных условиях и, следовательно, будет действовать активно, решитель-

166

PEDAGOGICAL SCIENCES

но, используя наиболее подходящие для данной ситуации боевые приемы борьбы и профессионально (конкретно) оценивая свои действия и правонарушителя, прогнозируя результат их воздействия. Или сотрудник не подготовлен психологически, физически к экстремальной ситуации, то чаще всего он следует за ситуацией, а не берет контроль над ней. Необходимо также учитывать, что кроме всего прочего активизируются защитные функции организма, инстинкт самосохранения и могут возникнуть отрицательные реакции организма, а именно повышенный стресс, замедление психомоторных действий. Следовательно, психологическая подготовка сотрудников к применению физической силы позволит повысить их эффективность применения.

Список источников

1. Молоканова А. В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России : дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 232 с.

2. Лебедев И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля : на примере сотрудников МВД России : дис. ... д-ра психол. наук. М, 2002. 432 с.

3. Кадочников А. А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. Краснодар : Неоглори, 2008. 347 с.

4. Ашкинази С. М. Кочергин А. Н., Кузьмин В. В. О проблеме психологической подготовки к рукопашному бою военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов // Матер. XII Междунар. науч. конгресса «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех», Т. 1. М. : РГУФКСиТ, 2008. С. 268-269.

5. Кочергин А. Н. Интеграция технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою : дисс. ... канд. пед. наук. СПб, 2011. 147 с.

6. Кан Л. В. Сопряженное применение идеомотор-ного и имитационного методов при совершенствовании умений выполнения задержания в боевых ситуациях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 24 с.

7. Китаева М. В. Психология победы в спорте : учебное пособие. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 208 с.

8. Иванова А. В. Психолого-педагогическая подготовка выпускников образовательных организаций МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 24 с.

9. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб. : Питер, 2006. 208 с.

10. Степанов Г. И. Личная безопасность сотрудников полиции в условиях ограниченного пространства // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2012. № 1. С. 81-84.

References

1. Molokanova A. V. Professional and psychological qualities of an investigator and their development in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia : dis. ... cand. psychol. Sciences. M., 2000. 232 p.

2. Lebedev I. B. Psychological mechanisms, strategies and resources of stress-overcoming behavior (coping behavior) of extreme profile specialists: on the example of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia : dis. ... dr. psikhol. sciences. M., 2002. 432 p.

3. Kadochnikov A. A. Psychological preparation for hand-to-hand combat. Krasnodar: Neoglori, 2008. 347 p.

4. Ashkinazi S. M., Kochergin A. N., Kuzmin V V. On the problem of psychological training for hand-to-hand combat of military personnel and law enforcement officers // Mater. XII Intern. scientific Congress «Modern Olympic and Paralympic sport and sport for all», T. 1. M. : RGUFKSiT, 2008. P. 268-269.

5. Kochergin A. N. Integration of technical-tactical, physical and psychological training for hand-to-hand combat : diss. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2011. 147 p.

6. Kan L. V. Conjugated application of ideomotor and simulation methods in improving the skills to perform detention in combat situations : author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2016. 24 p.

7. Kitaeva M. V. Psychology of victory in sports : a textbook. Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. 208 p.

8. Ivanova A. V Psychological and pedagogical training of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2016. 24 p.

9. Ivannikov V. A. Psychological mechanisms of volitional regulation. St. Petersburg : Peter, 2006. 208 p.

10. Stepanov G. I. Personal security of police officers in a limited space // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 1. P. 81-84.

Информация об авторе

А. Л. Славко - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент.

Information about the author A. L. Slavko - associate professor of the department of physical training of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of sociological sciences, associate professor.

Статья поступила в редакцию 10.03.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 10.03.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.