Д. В. ВОЛОШИН D. V. VOLOSHIN
доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, кандидат педагогических наук
Е. Г. МИХЕЕНКОВ E. G. MIKHEYENKOV
доцент кафедры служебно-боевой и тактико-специальной подготовки ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент, полковник внутренней службы
Подготовка сотрудников исправительно-трудовой системы НКВД РСФСР в Сибири (1920-й - начало 1930-х годов): историко-правовой аспект*
Training of employees of corrective-labor system of People's Commissariat for Internal Affairs of RSFSR in Siberia (the 1920th -the beginning of the 1930th years): historical and legal aspect
Аннотация. В статье на основе нормативных правовых актов, документов центральных и местных архивов рассматриваются вопросы подготовки сотрудников исправительно-трудовой системы НКВД РСФСР в Сибири в 1920-х годах. Раскрываются решения советского правительства и республиканского НКВД в области кадровой пенитенциарной политики. Анализируется формирование системы служеб-но-боевой подготовки, показывается процесс формирования многоуровневой подготовки сотрудников исправительно-трудовой системы.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, сотрудники исправительно-трудовой системы, Сибирь, профессиональные требования к сотрудникам.
Annotation. In the article on the basis of regulations, documents of the central and local archives the authors consider questions of training of employees of corrective-labor system of People's Commissariat for Internal Affairs of RSFSR in Siberia in the 1920th years. They decisions of the Soviet government and republican People's Commissariat for Internal Affairs in the field of the personnel penitentiary policy are revealed. They also show the stages of formation of system of office combat training and process of formation of multilevel training of employees of corrective-labor system.
Key words: vocational training, employees of corrective-labor system, Siberia, professional requirements to employees.
' Статья подготовлена при поддержке РФФИ, № проекта 17-13-70003.
14
[email protected] www.or.fsin.su
22 июля 1922 года в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров все пенитенциарные учреждения были сосредоточены в одном ведомстве - Народном комиссариате внутренних дел (НКВД РСФСР). 12 октября 1922 года в составе комиссариата было создано Главное управление мест заключения (ГУМЗ НКВД РСФСР), на которое возлагалось руководство всеми исправительно-трудовыми учреждениями (ИТУ) на территории республики, а также организация принудительных работ без содержания под стражей [1]. С 1923 года на местах создаются губернские (областные) инспекции мест лишения свободы, просуществовавшие до 1927 года. Однако основные управленческие функции ИТУ в Сибири возлагались на исправительно-трудовые подотделы, структурно входившие в состав административных отделов губернских (областных, краевых) исполнительных комитетов. Именно на них возлагалась ответственность за успешное функционирование исправительно-трудовых учреждений, обеспечение режима отбывания наказаний, пресечение побегов заключенных, формирование нового кадрового состава пенитенциарного ведомства в Сибири.
В начале 1920-х годов руководство исправительно-трудовой системы региона столкнулось с рядом проблем. Во-первых, с большим некомплектом штата сотрудников, и прежде всего надзорсо-става. Скромное денежное довольствие, отсутствие служебного жилья, интенсивный служебный график, опасность заболеваний явно не способствовали престижности службы. В 1923 году некомплект сотрудников составлял от 30 % в Новониколаевске до 50 % в Томске. Однако к концу 1920-х годов некомплект удалось сократить до 10-15 % от штатной численности персонала [2].
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018
Другой существенной проблемой являлся крайне низкий образовательный уровень сотрудников, особенно у над-зорсостава. Большинство из них были выходцами из деревни, пришедшими с фронтов Первой мировой и Гражданской войн, обладавшими необходимыми воинскими знаниями, например при обращении с оружием, но имевшими низкий общий образовательный уровень. По данным на январь 1923 года, из 82 младших надзирателей мест заключения Томской губернии 12 являлись неграмотными и 33 - малограмотными. Среднее образование имели только двое, а у остальных было лишь начальное образование.
Из управленческого состава исправительно-трудовой системы губернии высшего образования не имел никто. Из 11 сотрудников двое имели среднее образование, а девять - начальное. При этом у начальника управления было лишь домашнее образование [3].
Вполне естественно, что перед руководством мест лишения свободы в начале 1920-х годов встал вопрос о необходимости обучения сотрудников, ибо эффективное выполнение возложенных на них функций было возможно лишь при освоении ими основ пенитенциарной политики Советского государства, основ пенитенциарного дела, режимных ограничений.
Процесс подготовки кадров ИТУ в Сибири значительно активизировался после прошедшего в 1924 году в Москве II съезда работников пенитенциарного дела РСФСР, постановившего «перейти от случайного к планомерному комплектованию и подготовке состава руководителей исправительно-трудовым делом» [4].
Уже в январе 1925 года ГУМЗ организует краткосрочные курсы по повышению квалификации командного состава
15
в Москве. В феврале подобные курсы открываются и в Ленинграде. К сожалению, выступившие ответной реакцией на критику ГУМЗ, прозвучавшую на II съезде, эти курсы остались разовой «столичной» акцией и не стали «в силу материальных затруднений» всероссийскими [5]. Однако возросший интерес государства к централизованной плановой подготовке советских служащих мест заключения заложил основу ее генезиса в последующие годы.
Решая проблему подготовки кадров, ГУМЗ в 1925 году инициировал новый образовательный тренд - подготовку пенитенциарного персонала при специальных милицейских школах. Выбор для реализации поставленных образовательных задач был, конечно, не случаен. Во-первых, милиция и ГУМЗ входили в состав одного Народного комиссариата внутренних дел, отсюда - уменьшение задержек при согласованиях и отсутствие противоположения друг другу у слушательских категорий. Во-вторых, к этому времени завершился период формирования милицейского школьно-курсового звена, представленного относительно разветвленной сетью [6]. В-третьих, милицейская образовательная модель являлась к этому времени наиболее близкой по форме и методам подготовки и вдобавок испытывала схожие кадровые и учебно-методические проблемы.
Новая образовательная инициатива впервые была реализована в милицейской школе среднего командного состава в Хабаровске, куда 15 февраля 1925 года командируются для специальной подготовки 11 служащих мест заключения Дальневосточного края [7].
Несомненно, подготовка пенитенциарного персонала в милицейских школах по специальным образовательным программам была для того времени весьма прогрессивным решением.
Актуализация ГУМЗ этого направления становится более заметной и структурно логичной. Новые требования к профессиональному уровню служащих мест заключения заметно активизировали организационно-образовательные процессы в ГУМЗ. Однако небольшие выпуски сотрудников мест заключения, окончивших милицейские школы и курсы, не могли оказать кардинального влияния на изменение качественной подготовки пенитенциарного персонала Сибири. Для успешного функционирования исправительно-трудовой системы требовались кадры, прошедшие специальную профессиональную подготовку, что требовало создания при милицейских школах особых пенитенциарных отделений, первое из которых было открыто лишь в мае 1928 года в Омске во второй школе административно-милицейских работников НКВД РСФСР [6].
Аналогичный процесс подготовки пенитенциарных кадров проходил при милицейских школах в Саратове, Свердловске и Новосибирске [7]. В официальном разъяснении НКВД в марте 1929 года указывалось, что для подготовки пенитенциарных работников имеется семь школ НКВД: в Воронеже, Ленинграде, Новосибирске, Новочеркасске, Омске, Саратове, Свердловске [8] (конечно, имелись в виду специализированные отделения пенитенциарного профиля, а не самостоятельные учебные заведения). Как видим, Сибирь была представлена в списке лишь двумя школами подготовки сотрудников. Однако летом 1929 года совместный приказ начальника ГУМЗ и начальника милиции республики обязывал принять на пенитенциарные отделения школ НКВД в 1929-1930 годах уже 105 человек - по 35 в Омскую, Свердловскую и Саратовскую школы НКВД [9].
16
[email protected] www.or.fsin.su
Вместе с тем выпуски курсантов по-прежнему оставались малочисленными. Например, в 1928 году пенитенциарное отделение в Свердловской школе НКВД закончили всего 20 человек, что составило немногим более 15 % от числа выпускников этой школы и около 3 % от общего количества всех окончивших школы НКВД в этот год [10].
В конце 1920-х годов впервые на нормативно-правовом уровне закреплялись требования, предъявляемые к кандидатам, направляемым для поступления в школы НКВД. Все командируемые должны были иметь стаж службы не менее шести месяцев, быть годными к зачислению в школу по состоянию здоровья, иметь положительную служебную аттестацию, выдержать программу вступительных испытаний для школ НКВД по общеобразовательным и военным предметам. Кроме того, поступавшим на пенитенциарное отделение предстояла проверка по исправительно-трудовому делу.
Помимо этого, абитуриенты должны были быть обеспечены форменным обмундированием, деньгами для проезда в оба конца, суточными, заработной платой на две недели вперед [11].
Однако тщательный отбор будущих курсантов провели далеко не все исправительно-трудовые учреждения. Так, приказом ГУМЗ от 17 августа 1929 года № 352 начальнику Ижевского исправдома П. С. Тупрову был объявлен строгий выговор за откомандирование на курсы младших надзирателей Троегубова и Хейманова, имевших многочисленные дисциплинарные взыскания за халатное отношение к службе, прогул, самовольную отлучку, появление в общественных местах в нетрезвом виде [12].
Потребность подготовки сотрудников исправительно-трудовой системы (особенно надзорсостава) продолжа-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018
ла оставаться актуальной в масштабах всей страны. С одной стороны, это объяснялось высокой текучестью кадров, с другой - необходимостью усвоения сотрудниками правовых основ несения службы, исправительно-трудовой политики государства, служебно-бое-вой подготовки. В связи с этим ГУМЗ НКВД РСФСР своим циркуляром от 6 мая 1926 года № 167 вводил в действие типовые программы по стрелковой, боевой и тактико-специальной подготовке сотрудников. При этом в трехмесячный срок командно-административному составу ИТУ предстояло сдать зачеты по указанным дисциплинам [3].
Примечателен план работы исправительно-трудового дома Новоникола-евска (1 октября 1925 года - 1 октября 1926 года), который, в частности, предусматривал проведение проверки знаний обязанностей надзорсостава, выявление наиболее слабых сотрудников, кадровые перестановки [13].
В 1927 году ГУМЗ НКВД РСФСР вводился минимум правовых знаний, необходимых для административно-командного состава мест заключения [14]. В 1929 году издан сборник «Действующие распоряжения по местам заключения. Систематический сборник с пояснениями» [15]. Это являлось необходимым условием для организации регулярного учебного процесса на местах. Отчасти он напоминал первый этап проводимого сегодня специального первоначального обучения младшего и среднего начальствующего состава.
Приказом ГУМЗ от 24 января 1927 года № 16 во всех исправительно-трудовых учреждениях вводились обязательные занятия до четырех часов в неделю. Предписывалось к началу октября 1927 года занятия закончить и провести испытания сотрудников и администрации. На лиц, не прошедших испытания,
17
налагались дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения [3].
Однако в условиях нехватки личного состава они являлись крайней мерой. Об этом свидетельствует приказ ГУМЗ НКВД РСФСР от 27 февраля 1929 года № 98, предписывавший вновь «провести проверку знания всех лиц административно-строевого состава мест заключения с занесением отметок о результатах в трудовом списке каждого подвергнувшегося испытанию работника». При этом для не сдавших итоговые испытания предписывалось «продлить впредь занятия по поднятию их квалификации» [16].
Для повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников создавался резерв руководящих кадров, обеспечивалась кадровая ротация. С середины 1920-х годов в ИТУ Сибири была введена процедура аттестации. На нормативно-правовом уровне данная процедура была закреплена циркуляром НКВД от 16 сентября 1927 года № 343.
Начиная с середины 1920-х годов в целях усвоения сотрудниками НКВД строевых приемов, правил ношения формы одежды, сохранности оружия в соответствии с приказами административных отделов местных окружных (краевых, областных, губернских) исполнительных комитетов не реже двух раз в год проводились строевые смотры личного состава.
Одним из первых стал строевой смотр, прошедший в Новониколаевске 11 июля 1925 года. Его итоги были подведены в приказе начальника административного отдела Новониколаевского губисполкома - начальника милиции губернии от 14 июля 1925 года № 206. Признавалось, что сотрудники ГУМЗ имели «удовлетворительный внешний вид», но по «непонятной причине» пешей стро-
евой подготовкой не занимались. Губернскому инспектору мест заключения ставилась задача проводить строевые занятия не реже одного раза в неделю, устранив указанный недостаток [17].
Новониколаевский строевой смотр сотрудников НКВД 9 января 1926 года показал неутешительные результаты. К назначенному времени на него явились сотрудники уголовного розыска, второго отделения милиции и исправительно-трудового дома № 2. Сотрудники первого отделения милиции опоздали на полчаса, а третье отделение милиции и исправительно-трудовой дом № 1 не явились на строевой смотр в полном составе.
При осмотре оружия и обмундирования и проверке строевой подготовки милиционеров и надзирателей оказалось, что оружие в большинстве случаев грязное и заржавленное (особенно револьверы); обмундирование носится небрежно, с оторванными пуговицами, не выглажено; строевые приемы отрабатываются неудовлетворительно. Руководителям подразделений предписывалось устранить выявленные недостатки в месячный срок [18].
Организация курсов подготовки пенитенциарного персонала в столице имела «за собою серьезные основания». Москва середины 1920-х годов - это сосредоточие научных институтов и образовательных организаций. Здесь же находились высшие органы управления исправительно-трудовой (ГУМЗ) и общеобразовательной (Наркомпрос) системами страны. Все это позволяло привлекать к чтению лекций лучшие пенитенциарные и педагогические научные силы республики, что делало более широкими возможности трансляции передового пенитенциарного и образовательного опыта из центра на периферию [5].
18
[email protected] www.or.fsin.su
Пенитенциарные курсы 1925 года виделись современникам одним «из начальных этапов повышения квалификации работников исправительно-трудового дела» [5]. Уже тогда становилось очевидным, что действующая система курсов и отделений милицейских школ не могла удовлетворить потребности ГУМЗ ни по численности обучаемых и охвату должностных категорий, ни по уровню их подготовки.
Решение проблемы дальнейшего развития процесса их подготовки проходило на более высоком уровне путем включения в этот процесс высших государственных административных институтов. Такой переход предопределил дальнейший вектор развития: создание собственного учебного заведения, способного обеспечить более высокий уровень подготовки пенитенциарных работников, в том числе руководящих работников исправительно-трудовых учреждений.
В марте 1928 года ВЦИК и СНК РСФСР совместным постановлением в числе прочих новелл предлагали НКВД «разработать мероприятия по улучшению качественного состава служащих мест заключения, в частности путем организации курсов по поднятию» их квалификации [19].
8 июля того же года постановлением Совнаркома РСФСР с 1 октября 1929 года в Москве учреждаются полуторагодичные Высшие курсы по исправительно-трудовому делу НКВД, состоящие в ведении Главпрофобра Наркомпроса и находящиеся под непосредственным учебно-методическим руководством декана педагогического факультета второго Московского государственного университета (далее - Высшие курсы). Такая форма руководства являлась на тот момент инновационной моделью: педагогический факультет университета
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018
(в лице своего руководителя) осуществлял методическое обеспечение образовательного процесса, тогда как сами Высшие курсы создавались исключительно для обеспечения нужд ГУМЗ. Все это, по мнению руководства НКВД республики, обеспечивало бы скорейший перенос в места заключения новейших методических достижений Наркомпроса.
Таким образом, с середины 1920-х годов в РСФСР происходит постепенное формирование системы подготовки советских служащих мест заключения. Реализация образовательных начал осуществлялась как на различных пенитенциарных курсах, так и на базе специализированных отделений специальных школ НКВД РСФСР. Обязательная для всех служащих мест заключения служебно-боевая подготовка, осуществляемая непосредственно по месту службы, была направлена на закрепление основ советской исправительно-трудовой системы, усвоение сотрудниками правовых знаний, навыков владения оружием. При этом был реализован принцип сочетания теории и практики, характерный для подготовки пенитенциарного персонала в дореволюционный период, что свидетельствует об определенной доле преемственности образовательных начал подготовки пенитенциарных кадров.
Отличительной особенностью подготовки пенитенциарного персонала рассмотренного периода являлось практико-ориентированное обучение совместно с общеобразовательной подготовкой, что определялось как вышеуказанными факторами, так и использованием новых подходов к развитию у служащих мест заключения профессионально-личностных качеств, позволяющих умело выстраивать отношения с различными категориями заключенных.
19
В рассматриваемый период формируется многоуровневая система подготовки пенитенциарного персонала, включившая в себя обучение надзорсо-става на местах (прообраз сегодняшней первоначальной подготовки): обучение в специализированных школах НКВД (для подготовки административного состава ИТУ), повышение квалификации на Высших курсах по исправительно-трудовому делу (для руководящего состава областного, губернского и краевого уровней). Вместе с тем эффективность подготовки пенитенциарных кадров значительно снижалась из-за отсутствия специализированных учебных заведений, большинство которых создадутся в системе НКВД СССР лишь в предвоенный период.Ф
1. Реент Ю. А., Жигалев А. В. Исправительно-трудовая система Советской России в довоенный период (1921-1940 гг.) : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 31-33.
2. Михеенков Е. Г. Особенности реализации исправительно-трудовой политики РСФСР в эпоху нэпа на территории Западной Сибири // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3 (27). С. 94-98.
3. Быков А. В. Образовательный уровень личного состава мест заключения Западной Сибири в 1920-е годы // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 15-16 апр. 2015 г.) / под общ. ред. канд. пед. наук А. А. Вотинова ; Томский ИПКР ФСИН России. Вып. 3. Томск : Графика, 2015. С. 45-49.
4. Второй Всероссийский Съезд работников пенитенциарного дела (25 ноября -1 декабря 1924 года) : стенографический отчет (доклады, прения, резолюция, тезисы). М. : Изд-во НКВД РСФСР, 1925. С. 30.
5. Бехтерев Ю. К вопросу о повышении квалификации работников пенитенциарного дела (Московские пенитенциарно-педа-
гогические курсы) // Право и жизнь. 1926. Кн. 6-7. С. 69-73.
6. Кожевина М. А. Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития // Научный вестник Омской академии МВД России. 2010. № 2 (37). С. 3-6.
7. К открытию Высших курсов по исправительно-трудовому делу // Административный вестник. 1929. № 8. С. 31-33.
8. Справочно-юридический отдел. Школы НКВД // Административный вестник. 1929. № 3. С. 65.
9. Бюллетень НКВД. 1929. 1 июля. № 25 (326). С. 512-513.
10. Бюллетень НКВД. 1929. 12 января. № 1-2 (302-303). С. 15-19.
11. Об укомплектовании работниками мест заключения пенитенциарных отделений школ НКВД административно-милицейских работников в 1929-1930 году : приказ начальника ГУМЗ и начальника милиции республики от 19/22 июня 1929 г. № 36/256 // ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 10. Д. 21. Л. 273.
12. ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 10. Д. 21. Л. 379.
13. ГАНО (Государственный архив Новосибирской области). Ф. Р. 1978. Оп. 1. Д. 39. Л. 19-20.
14. Программы сведений по исправительно-трудовому делу, требуемые от лиц командного состава и надзора мест заключения. М. : Изд-во НКВД РСФСР, 1927. 31 с.
15. Действующие распоряжения по местам заключения. Систематический сборник с пояснениями. М. : Изд-во НКВД РСФСР, 1929. 67 с.
16. По личному составу : приказ ГУМЗ НКВД РСФСР от 27 февраля 1929 г. № 98 // ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 10. Д. 21. Л. 103.
17. ГАНО. Ф. Р. 1978. Оп. 1. Д. 20. Л. 163.
18. ГАНО. Ф. Р. 1978. Оп. 1. Д. 95. Л. 13.
19. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР по докладам народного комиссара юстиции и народного комиссара внутренних дел о карательной политике и состоянии мест заключения (протокол ВЦИК от 26 марта 1928 г. № 49, п. 6) // Еженедельник советской юстиции. 1928. 16 апреля. № 14. С. 418.
20
[email protected] www.or.fsin.su