Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА РЫБАЦКИХ КАДРОВ В ОАО «НАХОДКИНСКАЯ БАЗА АКТИВНОГО МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА» В 50—80-е ГОДЫ XX в.'

ПОДГОТОВКА РЫБАЦКИХ КАДРОВ В ОАО «НАХОДКИНСКАЯ БАЗА АКТИВНОГО МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА» В 50—80-е ГОДЫ XX в. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Personnel for Fishing Industry

«Training of Skilled Fishery Workers» is the title of the article written by Doctor of Historical Sciences V. Svidersky and Director of Na khodka Branch of Vladivostok State University of Economy and Service T. Rimskaya. The question is how the system of training fishery personnel of different levels of qualification was being gradually created. In the end train ing of personnel was going perfectly.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА РЫБАЦКИХ КАДРОВ В ОАО «НАХОДКИНСКАЯ БАЗА АКТИВНОГО МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА» В 50—80-е ГОДЫ XX в.»

SUMMARY: The author of the article «Thaw» in Primorye» Igor V. Bezik, Candidate of Historical Sciences tells about the events of 1962 followed by increasing state prices in the USSR. As a fact, it was announced for the first time for 15 years since postwar pecuniary reform and abolition of rationing system in December 1947. The author noted sharp negative reaction of the people on this decision of the Party and Government. As it is known, in Primorye there were no open mass display of dissatisfaction and some meetings entailing breach of the peace. In June of 1962 the tension caused by the increase of prices began to decline. But in 1964, when N.S. Khrushchov was discharged, many people got hope for improvement of their life.

ПОДГОТОВКА РЫБАЦКИХ КАДРОВ

В ОАО «НАХОДКИНСКАЯ БАЗА АКТИВНОГО МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА» В 50—80-е ГОДЫ XX в.

Ш

Татьяна Григорьевна РИМСКАЯ,

директор Находкинского филиала ВГУАСа

Владимир Григорьевич СВИДЕР-СКИЙ, доктор исторических наук, профессор, Дальрыбвтуз

С первых дней создания нового управления Находкинской БАМР перед ним встала серьезная проблема укомплектования промысловых судов и береговых подразделений кадрами, причем не просто рабочими и инженерно-техническими работниками, а специалистами, умеющими эксплуатировать современный флот. При этом сложившаяся в послевоенное время демографическая ситуация, когда на фронтах Великой Отечественной войны погибла значительная часть самого трудоспособного мужского населения, создавала большие кадровые трудности.

Для Дальнего Востока России эти трудности удвоились, так как в рабочих поселках побережья населения не хватало еще и до Великой Отечественной войны. Специфика работы базы заключалась также в том, что на флоте в основном использовался мужской труд. Кроме того, в 1947 — 1950 гг. часть населения, работавшего в рыбной промышленности, вывезли на Южный Сахалин и Курильские острова, где требовалось срочно восстанавливать народное хозяйство, организовав там прибрежный рыбный промысел. А труд женщин, детей и пенсионеров, к использованию которого прибегали во время войны, был малоэффективен, да и применять его после войны было нельзя.

Между тем в начале 50-х годов начался процесс пополнения промыслового флота среднетоннажными судами типа СРТ, и для него в большом количестве нужны были специалисты. Работавший тогда во Владивостоке рыбопромышленный техникум мог обеспечить кадрами только предприятия, расположенные в черте самого города. Поэтому управление БАМРа использовало различные формы пополнения рабочих и инженерно-технических работников. Основными из них были: перевод с других предприятий, демобилизованные воины (имевшие специальность), оргнабор, выпускники высших и средних учебных заведений, курсовая подготовка. Учитывая высокую потребность в кадрах специалистов, основной формой подготовки рабочих и инженерно-технических кадров в пос-

левоенные годы стала курсовая система. Ускоренные курсы действовали во Владивостоке, Хабаровске, Находке. В 1947 г. открыли мореходную школу, но ее выпускников для флота не хватало. Недоставало также технологов, мастеров-промысловиков, счетных работников, специалистов в отделах управления базой. Эти должности замещались практиками, многие из которых не имели специальной подготовки, а их образование ограничивалось 7—8 классами общеобразовательной школы. Даже первый начальник НБАМРа имел семилетнее образование. Не имели высшего образования и главные специалисты. Проблема усугублялась еще и тем, что управление с начала его создания и до переезда в Находку не имело жилья для рыбаков, а их заработная плата была одной из самых низких среди предприятий рыбной промышленности и Дальнего Востока, и Приморского края. Единственное, что привлекало рабочих и ИТР, — это возможность работать на новых судах.

Для решения проблемы кадров ИТР 11 января 1946 г. было принято правительственное постановление о восстановлении во Владивостоке Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства (Дальрыбв-туз). Однако только в 1950 г. он набрал первых абитуриентов, а план по добыче рыбы нужно было выполнять. По этой причине значение учебно-курсовой подготовки в 50-е годы возрастало. Такими методами были подготовлены капитаны промысловых судов НБАМРа, которые в дальнейшем стали костяком опытных специалистов, организаторов производства. Вокруг них и начался процесс формирования многотысячного коллектива. А в числе первых были капитаны В.Г. Мягков, В.П. Черкасов, Н.Г. Карташев, Г.Н. Лукин, Г.И. Протерский, И.А. Масловец, А.И. Иващенко, В.И. Стоянчук, В.К. Борознов, Н.С. Гукин, старпом Г.И. Калюжный1.

В ноябре 1952 г. на курсы мотористов на Тернейскую моторно-рыболовную станцию (МРС) было направлено 15 чел. В декабре того же года при НБАМР организовали четырехмесячные курсы радиотелеграфистов, затем курсы штурманов малого и дальнего плавания, механиков второго разряда2. При управлении базы также постоянно работали курсы неводчиков, засольных мастеров, кроме того, шло бригадное и индивидуальное обучение на судах, в сетепоса-дочном цехе и береговом обрабатывающем цехе.

Весь этот процесс значительно расширился с переводом управления в Находку. Во втором квартале 1957г. путем индивидуального обучения было подготовлено 125 чел. рабочих массовых профессий. За это же время подготовили 101 чел. ИТР: штурманов дальнего и малого плавания, судоводителей, механиков-дизелистов и др.3

В середине 50-х годов Дальрыбвтуз сделал первый выпуск инженеров4. В 1953 г. Дальневосточный морской рыбопромышленный техникум, на содержание которого НБАМР выделяла значительные суммы, был реорганизован в Дальневосточное мореходное училище. В 1956 г. его перевели в Находку, тем самым завершив процесс формирования мощного рыбохозяйственного комплекса в этом порту. Училище уже на новом месте вскоре приступило к подготовке специалистов для НБАМР.

Если говорить о численности работников базы, то следует отметить, что в течение первых 3—4-х лет она достигала 2 тыс. чел. А затем эта цифра получила устойчивую тенденцию роста. После переезда в Находку к 1957 г. общее количество работников составило 2675 чел., из них рабочих— 1789, инженерно-технических работников — 797, служащих — 55 5.

К началу 60-х годов принятые меры по подготовке кадров, а также приглашение специалистов из Астрахани, Мурманска позволили переломить ситуацию в подготовке и расстановке кадров. Если первоначально на 2 тыс. работников приходилось 2—3 чел. с высшим образованием, то в 1960 г. уже 12 судоводителей и 10 судомехаников имели высшее образование.

В этот же период на судах базы работали 132 судоводителя, 70 судомехаников, 17 технологов, 40 специалистов промрыболовства и 22 радиста со средним техническим образованием6.

Однако отсутствие жилья, плохая организация досуга на промысловых судах приводили к большой текучести кадров. Так, в 1957 г. из 3,5 тыс. работавших уволились 1183 чел.7 В том же году на работу были приняты 1546 чел., т. е. около 40 % от всего количества работающих. В 1961 г. на предприятии работали 3883 чел. Из них рабочих — 2156 чел., ИТР — 1264 чел., служащих 110. Остальные — прочие. За этот год из базы убыли около 1400 чел., а приняли на работу 1600 чел.8

Текучесть кадров, особенно плавсостава, разумеется, снижала эффективность работы, так как увольнялись опытные специалисты, а приходили зачастую рабочие, не имевшие морских профессий. И в море, на промысле их приходилось обучать методом индивидуальной подготовки. И число подготовленных таким образом людей постоянно росло. Так, в 1965 г. методом индивидуальной бригадной учебы было подготовлено 542 рабочих9.

В 1970 г. количество подготовленных рабочих увеличилось до 2177 чел., при этом на курсах продолжали готовить штурманов (420 чел.), механиков (268 чел.), мастеров добычи (126 чел.), мастеров обработки (115 чел.)10

В середине 50-х и начале 60-х годов состоялись очередные выпуски в Дальрыбвтузе и Дальневосточном мореходном училище. Особенно эффективной оказалась заочная форма обучения при ДМУ. Большинство практиков, имевших курсовую подготовку, получили среднее специальное образование без отрыва от производства и зарекомендовали себя хорошими производственниками, среди них— О.М. Ломеев, Г.Н. Терский, В.М. Лубягин, М.И. Щербинин, И.М. Хоменко и др.11 Тем не менее в связи с поступлением в НБАМР новых технически усовершенствованных судов типа БМРТ, РТМ, ТРП требовалось все большее количество инженерно-технических работников с высшим и средним специальным образованием.

В начале 70-х годов общее число занятых перевалило за десятитысячный рубеж. В 1975 г. только на судах работали 9288 чел., из этого количества ИТР насчитывалось 2636 чел. и резко возросло число дипломированных инженеров и техников. В том году инженеров с высшим образованием насчитывалось 251 чел., со среднетехническим— 1910 чел. Количество практиков сильно сократилось и составило лишь 127 чел.12

Постепенно стала уменьшаться и текучесть кадров. В 60—70-е годы за счет организации специальных классов краевой заочной школы моряков и рыбаков, которые работали не только на берегу, но и на судах расширились возможности получить среднее образование. В результате количество молодых специалистов и людей более зрелого возраста, получивших среднее образование, стало возрастать. При этом большую помощь в работе заочных школ оказывали рыбопромышленные предприятия; они за свой счет оборудовали учебные помещения, кабинеты и лаборатории, покупали наглядные пособия и учебную литературу.

Техническое обновление потребовало применения инженерно-технического труда более узкой специализации. На базе появились механики судовых компрессорных установок, электромеханики, механики по автоматике, электрорадионавигаторы и другие узкие специалисты. Все запросы производства на таких специалистов учебными заведениями выполнялись почти полностью. С 1962 г. Дальрыбвтуз приступил к подготовке судовых специалистов — штурманов и механиков для рыбопромыслового флота, и уже в 70-х годах — выпускники работали на плавбазах, крупнотоннажных и среднетоннажных промысловых судах, на транспортно-рефрижераторном и вспомогательном флоте. Подобный процесс шел и в береговых подразделениях, куда приходили дипломированные бухгалтеры, экономисты, технологи, специалисты по организации эксплуатации флота.

Максимальная численность работников в НБАМРе была в 1980 г. Тогда общее их число составило 14097 чел. На судах (121 ед.) работали 10730 чел., на берегу— 3367 чел.13 Общее количество инженерно-технических работников достигло 3688 чел., в том числе на судах — 3082 чел. Среди них было 356 инженеров и 2324 чел. со среднетехническим образованием14.

С конца 80-х годов в НБАМРе начался процесс уменьшения общего количества занятых15. В 90-х годах темпы этого спада резко ускорились и к 1998 г. в НБАМРе работали уже 7 тыс. чел.16

Несмотря на это, следует констатировать, что благодаря централизованному выделению средств на образование, системе подготовки кадров со среднетехническим и высшим образованием у работников НБАМРа в конечном счете появилась реальная возможность получать полное общее среднее и специальное образование. Намного расширились возможности иметь высшее образование. Все это связано с тем, что ДМУ и Дальрыбвтуз в 70—80-е годы увеличили количество учебных мест благодаря вечернему, заочному образованию. И эти возможности были использованы. В результате значительно поднялся общеобразовательный и культурно-технический уровень моряков и береговых работников НБАМРа.

1 Пути рыбацкие. Владивосток, 2000. С. 98.

2 Там же. С. 7.

3 АОАНПК. Ф. 65. Оп. 1. Д. 35. Л. 1.

4 Море — это судьба: (110 лет морскому образованию на Дальнем Востоке). Владивосток, 2000. С. 53.

5 АОАНПК. Ф. 65. Оп. 1. Д. 33. Л. 17.

6 Там же. Д. 84. Л. 3.

7 Там же. Д. 33. Л. 18.

8 Там же. Д. 103. Л. 3.

9 Там же. Д. 240. Л. 4.

10 Там же. Д. 440. Л. 3.

11 Пути рыбацкие. С. 87.

12 АОНПК. Ф. 65. ОП. 1. Д. 689. Л. 4.

13 Там же. Д. 530. Л. 26.

14 Там же. Оп. 2. Д. 26. Л. 4.

15 Там же. Л. 5.

16 Там же. Д. 345. Л. 6.

SUMMARY: «Training of Skilled Fishery Workers» is the title of the article written by Doctor of Historical Sciences V. Svidersky and Director of Nakhodka Branch of Vladivostok State University of Economy and Service T. Rimskaya. The question is how the system of training fishery personnel of different levels of qualification was being gradually created. In the end training of personnel was going perfectly.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ В 1941—1945 гг.

Галина Анатольевна ТКАЧЕВА,

кандидат исторических наук

Созданная в предшествующий период система перераспределения национального дохода в пользу отдельных социальных групп не претерпела существенных изменений в годы войны. Она включала гарантированное обеспечение по старости и потере трудоспособности, поддержку материнства и детства, семей военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.