Научная статья на тему 'Становление и основные тенденции развития системы подготовки кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока в 30е годы'

Становление и основные тенденции развития системы подготовки кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока в 30е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Г. А.

Рассмотрены проблемы подготовки квалифицированных кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока в 30-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и основные тенденции развития системы подготовки кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока в 30е годы»

УДК 93+639.2

Г.А. Трифонова, Дальрыбвтуз, Владивосток

СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 30-е ГОДЫ

Рассмотрены проблемы подготовки квалифицированных кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока в 30-е годы.

В 30-е гг. XXI в. Дальневосточный край превратился в мощную строительную площадку. Темпы хозяйственных преобразований, начавшиеся во всех отраслях региона, были более высокие, чем в среднем по стране. Сюда направлялась большая часть капиталовложений и людских ресурсов.

Пристальное внимание обращалось и на рыбную промышленность как одну из экспортных отраслей и важнейший источник питания населения страны.

Ввод в строй новых рыбозаводов и рыбокомбинатов, появление новых структурных подразделений, рефрижераторный, траловый и сейнерный флоты, крабовая, китобойная и зверобойная флотилии, оборудованные по последнему слову отечественной и зарубежной техники, освоение новых районов и объектов промысла, применение новых и усовершенствование традиционных сетных орудий лова видоизменяло труд рыбаков, совершенствовалось их профессиональное мастерство, рождались совершенно новые профессии.

Техническое перевооружение отрасли потребовало квалифицированных кадров: инженеров, техников, рабочих, хорошо подготовленных, грамотных, способных решать сложные производственные вопросы.

Ежегодно приходилось завозить в районы промысла огромное количество сезонных рабочих. Так, из 75 тыс. рабочих рыбной промышленности Дальнего Востока в 1936 г. постоянных работников насчитывалось только 32 тыс., из 78 тыс. чел в 1937 г. - постоянных было 38 тыс. Только в 1939 г. через поселок треста «Востокрыбпромкадры» прошло примерно 60 тыс. завербованных [1]. В условиях массовой вербовки на промыслы направлялись работники низких квалификаций, а также не соответствующие по квалификации заявленной потребности. До 1933 г. ежегодное обновление рабочих по составу происходило на 70-80 %. Техническая мощность консервных заводов использовалась всего лишь в пределах 40 %, причем количество работающих на заводах превышало на 30-45 % среднее количество работников на аналогичных по мощности иностранных заводах [2].

Для успешного освоения техники и передовых технологий рыбообработки необходимо было в первую очередь ликвидировать неграмотность и малограмотность рабочих рыбной промышленности Дольнего Востока. Решение этой сложной задачи являлось своеобразным трамплином в борьбе за технические знания рыбаков-дальневосточников. Середина 30-х гг. стала переломным моментом в работе по ликвидации неграмотности, проводимой в отрасли. В 1936 г. было организовано

211 школ для обучения неграмотных и 210 - для малограмотных, приступили к работе средние общеобразовательные школы для рыбаков. В 1937 г. расход на обучение одного человека был увеличен с 36 до

50 руб. в год, возрастало и число «культармейцев» для индивидуального обучения. Центральный комитет профсоюза рабочих рыбной промышленности Дальнего Востока принял специальное постановление о запрещении привлечения неграмотных и малограмотных рыбаков к сверхурочным и ночным работам [3].

Благодаря этим мероприятиям большинство рыбаков, работавших в отрасли постоянно, ликвидировали свою неграмотность и малограмотность. Но полного охвата обучением добиться не удалось, так как шел постоянный прирост рабочей силы за счет неграмотных деревенских жителей, в основном из центральных областей страны.

Грамотные рабочие-рыбаки были охвачены обучением техническому минимуму, который приобрел новые формы благодаря распространению в отрасли стахановского движения. Декабрьский 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) указал на необходимость всеобщего и обязательного обучения техминимуму всех работников промышленности.

В рыбной промышленности устанавливались две основные формы технического обучения без отрыва от производства: курсы технического минимума 1-й ступени и курсы повышенного типа 2-й ступени. Тем, кто успешно оканчивал курсы повышенного типа 2-й ступени, показывал умение применять полученные знания в своей производственной деятельности и овладевал стахановской организацией труда, присваивалось звание «Мастер социалистического труда» по данной специальности [4].

В конце 1935 г. в рыбной промышленности Дальнего Востока стали создаваться стахановские школы, где происходила передача производственного опыта, новых приемов работы стахановцами своим товарищам по работе.

После декабрьского 1935 г. Пленума ЦК ВКП/б/ в рыбной промышленности Дальнего Востока стали создаваться курсы мастеров социалистического труда, на которых давались знания по общеобразовательным предметам в объеме в 7 классов средней школы и технические знания / теоретические и практические - по его специальности /.

В 30-е гг. в отрасли применились и такие формы пропаганды технических знаний как производственные совещания, слеты отличников технической учебы, стахановцев, вечера обмена опытом, конференции партийного, профсоюзного и комсомольского актива с обсуждением вопросов технической учебы и пропаганды технических знаний.

Обучение техническому минимуму рыбаков положительно оказалось на выполнении производственных планов. Увеличилась производительность труда, улучшилось качество выпущенной продукции, сократилось число поломок и брака. Обучение техническому минимуму на производстве способствовало широкому привлечению рыбаков в кружки и на курсы. Только о 1936 по 1939 гг. технический минимум прошли 32 618 рыбаков-дальневосточников [5]

Рабочие кадры для рыбной промышленности Дальнего Востока готовились на крупных рыбокомбинатах, при рыбопромышленных трестах, в рыбопромышленных училищах и школах. Гак, подготовку квалифицированных рабочих по лову и обработке рыбы вело рыбопромышленное училище, созданное в 1927 г. в г. Владивостоке. С

1931 г. на Сахалине действовали курсы и школа ученичества в отрасли. На Камчатке на Усть-Камчатском рыбокомбинате был оборудован завод-школа [6]. Однако они не смогли решить проблему подготовки квалифицированных кадров рыбаков, выпуски в них были малочисленны.

В 1930 г. в рыбной промышленности Дальнего Востока предпринимается попытка объединить разрозненную работу

рыбопромышленных трестов по подготовке кадров массовой квалификации. Были уточнены потребности в кадрах и на основе этого выработан план конкретных мероприятий по их подготовке, особое внимание было уделено ловецкому и обрабатывающему цехам.

Больше всего специалистов различных профилей готовил для себя крупнейший рыбопромышленный трест Дальнего Востока -Дальгосрыбтрест. Ежегодный набор на различные его курсы

составлял 3-3,5 тыс. чел., но оканчивали их от 1,5 до 2,5 тыс. человек. Это было связано с отсутствием единого учебно-курсового комбината, который был создан в сентябре 1939 г. [7].

В сентябре 1940 г. было решено создать учебно-курсовой сектор при Дальневосточном рыбопромышленном техникуме. Таким образом, все курсовые мероприятия с отрывом от производства стали проводиться в одном месте, где имелись достаточные учебнопедагогические условия, методические навыки, необходимая

материальная база для повышения квалификации работников рыбной промышленности Дальнего Востока всех рангов. Это было важно и в материальном отношений: все денежные ассигнования были также объединены, не распылялись по отдельным рыбопромышленным трестам.

Хороших результатов в 1940 г. по всем видам курсового обучения, включая и технический минимум, добился «Гдаввостокрыбпром», которому планировалось подготовить 3 936 человек, фактически окончило

5 075 человек, что составило 129 % годового плана. Наилучшие показатели были у «Кработреста» - 305 % от плана, у

«Дальгосрыбтреста» - 148 % [8].

Необходимо было обратить серьезное внимание на уровень подготовки и обеспеченности кадрами рыболовецких колхозов. Увеличение моторизированного рыболовецкого флота потребовало в первую очередь большого количества мотористов, которых в 1933 по 1935 гг. было подготовлено 506 человек, ежегодно увеличивались денежные ассигнования на проведение курсовых мероприятий для рыболовецкой системы Дальнего Востока. Если в 1934 г. было затрачено около 200 тыс. руб. на эти цели, то в 1935 г. - уже 824 тыс. руб., в !933-34 гг. по Приморью, Сахалину и Амуру было подготовлено 6626 человек различных специальностей, из них 67 председателей колхозов, 38 мотористов, 151 бригадир, 296 звеньевых. В 1934 г. на курсах прошли подготовку 200 рыбаков-колхозников, а в 1935 г. упор был сделан на совершенствование профессионального мастерства административнохозяйственных работников, обучением было охвачено 900 человек. С каждым годом росло число колхозников-рыбаков, прошедших через курсовую систему обучения. Если в 1935 г. для рыболовецкой колхозной системы было подготовлено 572 чел. различных специальностей и квалификаций, то в 1937 г. - уже 802 чел. [9].

Таким образом, подготовка и переподготовка кадров для рыболовецких колхозов Дальнего Востока велась в Ростовском и Гурьевском учебных комбинатах, при Дальневосточном краевом рыбаксоюзе, районных рыбаксоюзах, при моторно-рыболовецких станциях, Дальневосточном рыбтехникуме. Качество обучения не всегда было на должном уровне, так как слаба была материальнотехническая база ряда учебных заведений, несовершенны учебные программы, не хватало либо полностью отсутствовали учебники, особенно по сквозным профессиям (судоводительским и судомеханическим). Не всегда был высок уровень профессиональной подготовки преподавателей.

Рыбной промышленности Дальневосточного региона требовались в больших количествах специалисты среднего звена: техники и мастера, начальники цехов обработки. От их квалификации, опыта и умения организовать работу во многом зависело качество изготавливаемых продуктов, экономия сырья и материалов, рациональность использования рабочей силы.

Подготовку специалистов этого уровня с декабря 1917 г. проводил Дальневосточный рыбопромышленный техникум, который до 1934 г. располагал очень слабой материальной базой. В середине 30-х гг. начинается капитальное строительство учебного заведения: вводится в строй новое общежитие на 260 человек, завершается надстройка

учебного корпуса, приобретается новое оборудование для кабинетов и лабораторий. К 1941 г. рыбтехникум уже располагал учебным корпусом площадью 963 м2, в котором находились 6 аудиторий, 9 лабораторий, 11 учебных кабинетов, 2 библиотеки, физкультурный зал. Но в техникуме отсутствовали учебно-производственные мастерские, крайне необходимые для подготовки судомехаников.

Большие трудности испытывал техникум с набором необходимого числа учащихся на первый курс, план приема не выполнялся из года в год. Отрицательную роль сыграл прием по социальному происхождению, вследствие чего многие, желавшие учиться в рыбтехникуме, не допускались к сдаче вступительных экзаменов.

Несмотря на неблагоприятные условия учебы по сравнению с другими рыбопромышленными техникумами СССP, студенты Дальрыбтехникума по результатам экзаменационных сессий занимали достаточно высокие места среди аналогичных учебных заведений. В

1932 г. во всех высших и средних учебных заведениях было введено дипломное проектирование. Если в 1935 г. 1/3 выпускников Дальрыбтехникума не защитила дипломной работы, то в 1936 г. их было уже 13,1, а в 1937 г. - не более 4 % [10].

Подготовку студентов в Дальрыбтехникуме вели около 60 специалистов рыбной промышленности и морского пароходства, научные сотрудники ТИНРО: И.В. Кизеветтер, Н. Рябчиков, А.П. Макашев, В.С. Калиновский, К.А. Башкиров. Но только 17 человек преподавателей были штатными, остальные - совместители. Из общего числа преподавателей только 30 имели высшее образование, 2 - незаконченное высшее, 12 -среднее.

Первый свой выпуск рыбтехникум сделал в 1931 г, и до 1941 г. включительно подготовил 501 специалиста различных профилей: судоводителей, судомехаников, бухгалтеров, экономистов др.

С 1933 г. при техникуме работали курсы повышения квалификации для работников рыбной промышленности высшего и среднего звена, через которые к 1940 г. прошло 1020 человек различных специальностей: судоводителей, штурманов, механиков, химиков-лаборантов, директоров рыбозаводов, радистов, микробиологов, помощников мастеров и др. Работу курсов осложняла неоднородность общеобразовательной подготовки слушателей: от незаконченного высшего до среднетехнического и 1-2 групп начальной школы [11].

Успех выполнения плана строительства рыбной промышленности Дальнего Востока зависел от обеспечения ее инженерно-техническими работниками. В специалистах этого уровня нуждались все рыбопромышленные организации региона, где количество практиков на инженерных должностях значительно превышало общесоюзные показатели. К 1930 г. из лиц со специальным высшим рыбохозяйственным образованием на Дальнем Востоке работало всего не более 10 человек. В октябре 1930 г. приступил к учебной работе Дальрыбвтуз, который был закрыт в конце 1933 г., так и не сделав ни

одного выпуска инженеров-производственников. 16 студентов-биологов, окончивших Дальрыбвтуз, защищали свои дипломы в Московском рыбвтузе. Некоторые из бывших дальрыбвтузовцев продолжили обучение в Астраханском рыбвтузе. С ликвидацией Дальрыбвтуза рыбная промышленность Дальнего Востока только за годы второй пятилетки потеряла 639 высококвалифицированных специалистов, не говоря уже о перспективе [12].

С 1935 г. руководящие инженерно-технические работники рыбной промышленности Дальнего Востока получили возможность повышать свою квалификацию на годичных курсах при Академии пищевой промышленности им. Сталина в Москве. Курсовые мероприятия проводились в Ленинградском институте холодильной промышленности, в Астраханском рыбвтузе, Херсонском рыбтехникуме, Академии снабжения в Москве, Московском рыбвтузе, доме отдыха «Монино» под Москвой. Но обучение работников в этих учебных заведениях требовало больших денежных средств, кандидатов с достаточно высоким общеобразовательным уровнем, много времени. Да и количество выделяемых мест не всегда было достаточно, от 13 до 30-40 человек в год [13].

Специфической формой подготовки кадров высшей квалификации для рыбной промышленности Дальнего Востока явился факультет особого назначения (ФОН). В середине 1932 г. ФОН был организован при Академии снабжения в Москве, немного позже - в Мосрыбвтузе, Астраханском рыбвтузе, Мурманском и Дальневосточном рыбтехникумах. Практиковалась индивидуальное обучение или в форме малых групп по 2-3 человека. ФОНы были созданы для прохождения технического минимума и технической учебы руководящих работников рыбной промышленности: директоров

предприятий, их заместителей и т.д.

Каждый из учащихся имел свой индивидуальный учебный план и соответствующе ему учебные программы. Преподавательские кадры состояли из работников Дальрыбтехникума, в небольшом количестве использовались инженеры-производственники, имевшие большой опыт практической работы по специальности и обладавшие методическими приемами преподавания. Финансирование ФОНа производилось по определенной смете за счет 4 % отчислений от сумм, выделяемых на подготовку кадров для рыбной промышленности региона.

Существенным тормозом в работе Дальневосточного ФОНа являлась слабая и неоднородная общеобразовательная подготовка слушателей, что влияло на комплектование групп. Не существовало надлежащего контроля за работой ФОНа, за посещаемостью курсантов, нерегулярны были денежные отчисления для нормального функционирования этого учебного заведения. Зачастую занятия проводились от случая к случаю, не было регулярности в работе ФОНа. Это приводило к тому, что в конце учебного года оставалось всего 15-20 % курсантов от первоначального набора. Так, в 1936 г. через ФОНы

должны были пройти обучение 60 человек, но на начало учебного года существовало 25 вакансий. Для того чтобы поднять заинтересованность руководителей предприятий в проведении технической учебы, Наркомат пищевой промышленности в 1936 г. издал приказ об оплате из своего бюджета учебы большинства курсантов ФОНа из расчета 5 тыс. руб. на человека [14].

Многие руководители рыбной промышленности Дальнего Востока пополняли свои знания и профессиональные, и общеобразовательные на ФОНе. Один из них - Николай Платонович Манжолин. В ноябре 1936 г.

Н.П. Манжолин был назначен капитан-директором краболова «Ламут» и одновременно направлен на факультет особого назначения при Дальрыбтехникуме, где велись занятия по программе штурманов дальнего плавания. Учеба на ФОНе сочеталась с производственной работой. В апреле 1937 г. Н.П. Манжолин закончил ФОН, успешно выдержал государственные испытания, получил диплом штурмана дальнего плавания [15].

В 1939 г. в Дальневосточном ФОНе обучалось 25 человек по различным специальностям. Практика работы ФОНов показала, что целесообразнее проводить либо заочное обучение, либо централизованное в одном месте и по единым программам, что сокращало непомерные финансовые расходы. На основании постановления Коллегии Наркомата рыбной промышленности СССР от 19 февраля 1940 г, деятельность факультетов особого назначения с 1 марта 1940 г. прекращалась, директорам ФОНов было поручено выявить из учащихся лиц, желающих продолжить учебу заочно и оформить их перевод в заочный сектор при Мосрыбвтузе, связавшись по этому вопросу с учебно-консультационными пунктами заочного сектора в Мурманске, Астрахани и Владивостоке.

В марте 1940 г. факультет особого назначения при Мосрыбвтузе был преобразован в Институт повышения квалификации работников Наркомата рыбной промышленности CCCP. В первый период деятельности институт испытывал значительные трудности. Необходимо было перевести на групповое обучение бывших слушателей ФОНа, разработать новые программы, пересмотреть ранее принятые программы и планы обучения для лиц, имевших законченное высшее или средне-техническое образование и др. Хотя институт должен был набирать слушателей один раз в год, но, тем не менее, практиковался прием в течение всего учебного года, зачастую принимались слушатели с очень низким образовательным уровнем, тем самым нарушалось положение о приеме в институт при наличии общего образования в объеме не менее 5 классов.

Таким образом, в 30^ гг. в рыбной промышленности Дальневосточного региона велась активная подготовка кадров всех уровней и квалификаций в специализированных учебных заведениях, в системе курсового и бригадно-индивидуального ученичества, как и в

целом по всей стране. На ход подготовки кадров влияли общие закономерности, характерные для всех отраслей и регионов: командные методы руководства, остаточный принцип финансирования, барско-пренебрежительное отношение административно-хозяйственных работников к этому делу.

Но были и свои особенности, наложенные спецификой региона и отрасли в целом. Отдаленность края от центральных областей страны, суровые климатические условия, острая нехватка квалифицированных специалистов, постоянный приток населения (в основное неграмотных и малограмотных сельских жителей) вносили свои коррективы.

Сезонный характер рыбной промышленности Дальнего Востока, тяжелые жилищные условия, напряденный труд, особенно в период путины, многонациональный состав, высокая текучесть кадров отрицательно сказывались на количественном охвате обучением и его качестве. К этому необходимо добавить недостаток тетрадей и других канцелярских принадлежностей, учебников и наглядных пособий, отсутствие соответствующих помещений, малочисленность учебнопедагогического персонала, недостаточная профессиональная и методическая подготовка, зачастую затянувшиеся сроки обучения.

Библиографический список

1. Государственный архив Приморского края (далее - ГАПК). Ф. 14. Оп. 1. Дело 12. Л. 76 // Рыбная индустрия. 1940. 4 февраля.

2. ГАПК. Ф. 373. Оп. 1. Д. 261. Л. 20, 21.

3. ГАПК. Ф.14. Оп. 1. Д. 12. Л. 76.

4. Рыбное хозяйство СССР. 1936. № 11. С. 14.

5. Газета «Микояновец». 1940. 13 октября; подсчитано автором на основании: Российский государственный архив экономики (далее -РГАЭ). Ф. 9296. Оп. 1. Д. 1058. Л. 23; Д. 537. Л. 16; ГАПК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 81. Л. 53. Д. 41. Л. 99; Д. 153. Л. 1; Д. 153. Л. 1. Д. 152. Л. 181.

6. Сахалинская область: сборник. Южно-Сахалинск, 1960. С. 192; Комсомольцы в борьбе за кадры. Хабаровск, 1931. С. 16.

7. ГАПК.Ф. 1. Оп. 24. Д. 566. Л. 1.

8. ГАПК.Ф.1.Оп. 24. Д. 568. Л. 7, 8.

9. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (далее - РГИА ДВ). Ф. 2415. Оп. 1. Д. 428. Л. 160-161; РГАЭ. Ф. 8033. Оп. 1. Д. 8. Л. 11; // Рыбная индустрия. 1935. 14 декабря; РГИА ДВ. Ф. 2467. Оп. 1. Д. 62. Л. 19; РГАЭ. Ф. 8033. Оп. 1. Д. 781. Л. 1 об.-2; Д. 780. Л. 55-56 об.

10. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 5. Д. 608. Л. 8,59; Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК). Ф. 719. Оп. 6. Д. 28. Л. 113; Д. 33. Л. 53. Д. 77. Л. 12.

11. Подсчитано автором на основании: ГАПК. Ф. 111. Оп. 2. Д. 3. Л. 68. РГАЭ. Ф. 8202. Оп. 5. Д. 608. Л. 8; Д. 315. Л. 13, 116 об.; Ф. 9296.

Оп. 1. Д. 1075. Л. 2; РГИА ДВ. Ф. 717. Oп. 1. Д. 93. Л. 1.; ГАПК. Ф. 111. Oп. 2. Д. 2. Л. 47; Д. 3. Л. 1.

12. Трифонова Г.А. Из истории высшего рыбохозяйственного образования на Дальнем Востоке. Владивосток, 1991; Герасимов М. По-большевистски готовить кадры для рыбной промышленности // Дальневосточный партработник. Хабаровск, 1932 / №1-2. С. 64. ГАХК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 221. Л. 1.

13. РГАЭ. Ф. 9396. Оп. 1. Дело 1058. Л. 16; Дело 150. Л. 41; // Рыбная индустрия. 1935. 30 июля.

14. Кадры Наркомснаба от XVI к XVII съезду ВКП(б). М., 1934. С. 126; РГАЭ. Ф. 9296. Оп. 1. Д. 1062. Л. 24, 55 об.

15. РГАЭ.Ф. 8202. Оп. 5. Д. 295. Л. 33; Д. 297. Л. 44; Д. 297. Л. 92.

16. Трифонова Г.А. Производственно-техническое обучение рыбаков-дальневосточников в 30-е годы. Владивосток, 1991.

УДК 93/99+658.114.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.