ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Полякова Виктория Александровна,
Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой,
проректор, кандидат педагогических наук,
Козлов Олег Александрович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА*
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы разработки и апробации методической системы подготовки руководителей образовательных организаций к применению информационных и коммуникационных технологий в управлении образовательной организацией в соответствии с требованиями Проекта профессионального стандарта руководителя. Ключевые слова:
подготовка управленческих кадров; информационные и коммуникационные технологии; профессиональны стандарт руководителя образовательной организации; методическая система.
Уровень профессиональной компетентности современного руководителя в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности определяется вызовами информационного общества, в том числе требованием законодательства к предоставлению государственных услуг в электронном виде. Технологии меняются лавинообразно, и управление образовательной организацией должны осуществлять профессионалы, которые готовы постоянно следить за изменениями в сфере образования и
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Филосовско-педагогические, медико-психологические, социально-педагогические основания создания и развития информационного образовательного пространства» (внеплановая)
инновациями во всех областях жизни, готовы при необходимости осваивать новое, доучиваться и переучиваться - независимо от того, какого уровня профессионального развития они уже достигли.
3 июня 2016 г. на рассмотрение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации был направлен промежуточный вариант Проекта Профессионального стандарта руководителя образовательной организации, анализ требований которого показывает, что в перечень всех видов трудовых действий руководителя образовательной организации включены следующие необходимые умения и знания:
• уметь применять ИКТ;
• знать современные ИКТ, применяемые в управлении образовательной организацией [3].
Таким образом, владение ИКТ становится для руководителя важнейшей составляющей его функциональной грамотности, без которой невозможно полноценное осуществление трудовых функций.
Однако процесс подготовки руководящих кадров к применению ИКТ в управлении образовательной организацией на практике сопряжен с целым рядом проблем, основными из которых является загруженность руководителя, которая не позволяет ему полноценно и систематически повышать квалификацию в системе дополнительного профессионального образования, а также неспособность самой системы адекватно и гибко реагировать на образовательный запрос руководителя.
Следовательно, успешность процесса подготовки руководителей образовательных организаций к работе в условиях информационного общества в соответствии с профессиональным стандартом зависит от обновления содержания и организационных форм подготовки управленческих кадров к применению ИКТ в профессиональной деятельности.
В рамках договора о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе между Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО») и ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой» (ВИРО) разработана и проходит апробацию сетевая модель методической системы подготовки педагогических и управленческих кадров в области применения ИКТ в профессиональной деятельности [2].
В основу разработанной модели положены идеи инновационного развития системы непрерывного образования (С.С. Неустроев, С.Н. Рягин) [1], подходы к оценке эффективности деятельности организаций общего образования (Т.И. Пуденко) [4], основные идеи Концепции комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования (Роберт И.В., Козлов О.А.) [5], дополненные принципами диверсификации и персонализации образования, реинжиниринга (перепроектирования), геймификации, сетевого взаимодействия на основе диалога. Для реализации модели создано и постоянно совершенствуется информационно-образовательное пространство системы дополнительного профессионального образования, основанное на идее интеграции формального, информального и неформального образования.
Формальный компонент системы формирует в основном знаниевую составляющую готовности руководителя к применению ИКТ в управлении образованием, поскольку в сжатые сроки очного обучения с отрывом от основной работы достаточно сложно сформировать у руководителей образовательных организаций прочные умения и навыки.
Для курсов повышения квалификации руководителей разработан учебный модуль «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», включающий 6 тем: «Нормативно-правовая база процесса информатизации образовательной организации» (2-4 часа); «Технологический компонент информационно-образовательного
пространства» (6-8 часов); «Информационная безопасность образовательной организации» (4-6 часов); «Сайт образовательной организации как ключевой элемент интерактивного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве» (4-6 часов); «Организация дистанционного обучения в школе» (4-6 часов); «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (6-8 часов) и др.
В качестве информационного блока слушателям предлагается изучить основополагающие нормативные документы федерального и регионального уровней, примеры локальных актов образовательных учреждений. Практическая часть включает различные задания рефлексивного характера (например, анализ информационно-образовательного пространства собственной организации) или практикумы по разработке документов (концепций, планов, программ, дорожных карт, модели угроз и др.), в которых образовательная организация испытывает потребность. При изучении раздела «Технологический компонент информационно-образовательного
пространства» руководителям предлагается освоить азы работы с цифровым учебным оборудованием; документ-камерой, интерактивной доской, системой электронного голосования, создать несколько интерактивных упражнений средствами Интернет-сервиса Learningapps.org и др.
Формальный компонент системы таким образом направлен на обеспечение выполнения руководителем трудовой функции «Управление ресурсами образовательной организации» Проекта профессионального стандарта, которая для руководителей системы общего и дополнительного образования детей включает действия по обеспечению «формирование внутреннего информационного пространства, эффективных каналов коммуникации и системы обмена знаниями в образовательной организации в целях достижения образовательных результатов» [3]. У руководителей формируются умения «разрабатывать внутренние локальные акты по вопросам управления ресурсами организации» [3].
Трудовая функция управления ресурсами для руководителей организаций профессионального, высшего образования или организаций дополнительного профессионального образования представляет собой комплекс умений: «формировать политику информатизации, планировать внедрение и развитие ИКТ, осуществлять контроль за реализацией планов» [3], которые также формируются и совершенствуются в рамках формального компонента.
Тем слушателям, которые имеют желание и возможность повысить уровень профессиональной компетентности в том или ином аспекте, предлагаются тематические курсы в дистанционном или очно-дистанционном форматах. Обучение ведется на сайте дистанционного обучения ВИРО (LMSMoodle) по темам «Стратегическое планирование по развитию ИКТ в образовательном учреждении», «Создание информационно-образовательного пространства образовательного учреждения» и др. Вариативные (тематические) модули ориентированы на углубление базового содержания, либо на тематическое расширение подготовки. Последние носят опережающий характер и формируют у слушателей навыки перепроектирования (реинжиниринга), под которым понимается применение ИКТ для решения нестандартных задач, возникающих в управленческой или педагогической практике.
Однако в полной мере выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития руководителю помогает неформальное образование, в рамках которого осуществляется диверсификация подготовки к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; руководители получают навыки перепроектирования (реинжиниринга); создаются условия для активного использования элементов геймификации и др.
В качестве примера реализации неформального компонента системы приведем опыт организации и проведения в 2014-2016 гг. летнего виртуального лагеря для педагогов и руководителей «Вместе - к успеху!» на региональном сайте проектной деятельности «"^ЫВладимир» (модерируется ВИРО). В работе лагеря в 2014 году приняло участие 62 участника из различных регионов РФ и стран СНГ, в 2015 году - 190 участников и свыше 200 - в 2016 году. Целью сетевого мероприятия стало совершенствование компетентности педагогов и руководителей в области применения ИКТ в профессиональной деятельности. В качестве образовательной технологии была выбрана ролевая игра («Виртуальный летний лагерь») с элементами геймификации.
Авторами и ведущими дистанционных мастер-классов становятся по своему желанию педагоги, ученые, методисты, руководители образовательных организаций РФ и стран СНГ (Украины, Белоруссии). Директор ГКОУ Ростовской области «Казанская школа-интернат» Светлана Анатольевна Долженкова провела в 2016 году три дистанционных мастер-класса, один из которых - интерактивная игра «С днем рождения, школа-интернат!» - был выстроен по типу web-квеста, размещенного в блогосфере (http://birthday2016.blogspot.ru/). Участники сетевого события осваивали различные Интернет-сервисы: Linoit.com, Tackk.com, инструменты аккаунта Google (документы совместного редактирования) и др., знакомились с успешными практиками их применения. Отзывы участников свидетельствуют о том, что они увидели новые возможности использования ИКТ в деятельности руководителя по проектированию информационного пространства образовательной организации.
Тематика мастер-классов была посвящена в основном освоению новых сетевых инструментов по визуализации учебного материала (создание мультимедийных дидактических материалов: презентаций, буктрейлеров, мультфильмов, облака тегов, плейкаста, подкаста, скринкаста, саундтрека и др.), использованию инструментов аккаунта Google и других сетевых онлайн-сервисов. Эта работа в значительной степени помогает сформировать у педагогов и руководителей навыки перепроектирования (реинжиниринга): умение применять в образовательных целях неспецифические инструменты социального Интернета и других программных продуктов и сред, например, в процессе обучения на тренинге «Технологические приемы создания электронных тетрадей».
Кроме «технологических», участники сетевого события активно выбирали «педагогические» мастер-классы («Творческая самореализация педагога через создание индивидуальной информационно-образовательной среды», «Возможности использования Интернет-сервисов в работе воспитателя детского сада», «Сетевой web-квест как интерактивная технология для активизации познавательной деятельности учащихся», «Оценивание и обратная связь», «ФГОС: оценивание образовательных достижений учащихся с помощью материалов библиотеки Intel», «Урок-проект: миф или реальность (эффективное использование площадки ГлобалЛаб в проектной деятельности)», «Конструирование информационного пространства школьного учебного проекта» и др.), ведущие которых передавали свой опыт реализации активных форм обучения на основе применения средств ИКТ.
Результаты итогового анкетирования участников в 2015 году (64 опрошенных) продемонстрировали достаточно высокую степень удовлетворенности работой лагеря (93,8% участников поставили от 8 до 10 баллов). 98,5% участников заявили, что в результате работы в лагере они увидели новые возможности для применения ИКТ в профессиональной деятельности (79,7%) или уточнили для себя некоторые детали (18,8%). Все без исключения участники оценили позитивный настрой и доброжелательность атмосферы общения, выразили желание принять участие в новом сезоне.
Следует также заметить, что общественная экспертиза проекта приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации» была развернута на сайте «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования» (http://edu.crowdexpert.ru/), который курирует Министерство образования и науки Российской Федерации. Общественные консультации по Проекту стандарта были организованы по принципу краудсорсинга: материалы обсуждения можно только просматривать (они находятся в свободном доступе) или принять активное участие, пройдя несложную процедуру регистрацию на сайте (http://edu.crowdexpert.ru/profstandart_for_director). Участие в подобного рода проектах также можно отнести к сфере неформального образования, совершенствующего профессиональную компетентность руководителя.
Информальный компонент системы может быть представлен различными формами: объединение руководителей в сообщества по интересам, хобби, создание открытых групп в социальных сетях; обмен знаниями и рейтингование профессионально значимой информации, Интернет-выставки, акции; дайджест значимых новостей в сфере ИКТ и др.
Таким образом, создание условий для подготовки руководителей образовательных организаций к применению ИКТ в профессиональной деятельности предполагает развитие в системе дополнительного профессионального образования модели подготовки, основанной на интеграции формального, неформального и информального компонентов, в которой последовательно реализуются междисциплинарные подходы:
• диверсификации процесса подготовки (реализация идеи многоформенности и многоуровневости образования);
• перепроектирование (реинжиниринг) процесса подготовки и переподготовки управленческих кадров системы образования в соответствии с обновлением технологий информационного общества и индивидуальным образовательным запросом;
• применение элементов геймификации для повышения мотивации и преодоления психологических барьеров и др.
Все это создает условия для гибкого проектирования и оперативной коррекции индивидуальных образовательных траекторий подготовки руководителей образовательных организаций в области применения ИКТ в профессиональной деятельности.
Литература
1. Неустроев С.С., Рягин С.Н. Интеграция образования, науки и индустрии как условие инновационного развития системы непрерывного образования России: формирование опыта в ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» // Управление образованием: теория и практика. 2015. №3(19). С. 5-14.
2. Полякова В. А., Козлов О. А. Модель подготовки педагогических и управленческих кадров в области использования средств информационных и коммуникационных технологий для системы высшего профессионального образования / В. А. Полякова, О. А. Козлов // Педагогическая информатика. 2015. №2. С. 44-58.
3. Проект Профессионального стандарта руководителя образовательной организации [Электронный ресурс] // ФГБНУ «ИУО РАО»: [сайт]. URL: http://iuorao.ru/wp-content/uploads/2016/06.pdf (дата обращения: 14.08.2016).
4. Пуденко Т. И. Эффективность деятельности организаций общего образования: смыслы, инструменты оценки, проблемы // Управление образованием: теория и практика. 2015. №4(20). С. 5-13.
5. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2005. №11-12.
Polyakova Viktoriya Aleksandrovna,
The Vladimir Regional Institute for Educational Development
named after L.I. Novikova,
the Vice President, Candidate of Pedagogics,
Kozlov Oleg Aleksandrovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of the laboratory, Doctor of Pedagogics, Professor, [email protected]
TRAINING HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO USE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE ASPECT OF THE PROFESSIONAL REQUIREMENTS OF THE STANDARD
Annotation
Article describes the problems of development and testing of methodical system of training of heads of educational institutions to the use of information and communication technologies in the management of the educational institution in accordance with the professional standards project. Keywords:
training of managers; information and communication technologies; the Professional standard of the head of an educational organization; methodical system.