Научная статья на тему 'Подготовка российских школьников к модели образования Artes Liberales'

Подготовка российских школьников к модели образования Artes Liberales Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ "СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА И НАУКИ" / РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / MODEL OF EDUCATION "LIBERAL ARTS EDUCATION" / RUSSIAN SCHOOLCHILDREN / FREE TIME / EDUCATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюшин Л.С., Азбель А.А., Фрис М.Д.

В статье содержатся результаты опроса российских школьников 16 17 лет относительно их опыта распределения своего свободного времени и использованию образовательных возможностей в школе. Авторы сравнивают полученные результаты с принципами модели образования «свободные искусства и науки» (“Artes Liberales”), которые приобретают все большее значение в российских вузах. Исследование показывает, что даже в передовых и инновационных российских школах наблюдается дефицит принципов и методик для данной модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN FOR LIBERAL ARTS MODEL OF EDUCATION

The article reveals data from a questionnaire of 16 17 years old Russian schoolchildren about their experience of managing free time and using educational choice at school. The authors compare the obtained results with the values of liberal arts education, obtaining much significance in Russian Universities. The research shows that the principles and practices of liberal arts are in deficit even in advanced, up-to-date and innovative Russian schools.

Текст научной работы на тему «Подготовка российских школьников к модели образования Artes Liberales»

УДК 377

ПОДГОТОВКА РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

К МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ARTES LIBERALES

Л.С. Илюшин, А.А. Азбель, М.Д. Фрис

Аннотация. В статье содержатся результаты опроса российских школьников 16 - 17 лет относительно их опыта распределения своего свободного времени и использованию образовательных возможностей в школе. Авторы сравнивают полученные результаты с принципами модели образования «свободные искусства и науки» ("Artes Liberales"), которые приобретают все большее значение в российских вузах. Исследование показывает, что даже в передовых и инновационных российских школах наблюдается дефицит принципов и методик для данной модели образования.

Ключевые слова: модель образования «свободные искусства и науки», российские школьники, свободное время, досуг, образовательные ценности.

PREPARATION OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN

FOR LIBERAL ARTS MODEL OF EDUCATION

L. Ilushin, A. Azbel, M. Freese

Abstract. The article reveals data from a questionnaire of 16 - 17 years old Russian schoolchildren about their experience of managing free time and using educational choice at school. The authors compare the obtained results with the values of liberal arts education, obtaining much significance in Russian Universities. The research shows that the principles and practices of liberal arts are in deficit even in advanced, up-to-date and innovative Russian schools.

Keywords: Model of Education "Liberal Arts Education", Russian schoolchildren, free time, educational values.

В последние годы система высшего образования в России претерпела большие изменения и на данный момент она стала очень похожа на европейскую. В 2009 году Россия перешла на двухступенчатую систему, которая состоит из четырехлетней программы бакалавриата и двухлетней магистратуры. При этом студенты, поступившие в вуз, выбирают свою специализацию заблаговременно. В дополнение к проведенным многочисленным образовательным реформам российские университеты расширили свое международное сотрудничество в сфере исследований, и даже пересмотрели учебные планы на уровне бакалавриата и магистратуры. Одним из таких примеров является Факультет свободных искусств и наук (Смольный колледж) Санкт-Петербургского государственного университета, который построен по модели образования "Artes Liberales", в переводе - «Свободные искусства и науки». Факультет свободных искусств и наук был создан при сотрудничестве с Bard College в Нью-Йорке и является попыткой совмещения лучших практик российской и американской систем высшего образования.

Ученые, такие как А.В. Сурин, подчеркивают важность либерализации российского образования посредством программы «свободные

искусства и науки», а также развития гуманитарных наук, как один из способов «модернизировать и декоммунизировать страну, и привести ее в соответствие с мировыми стандартами» [11, с.70]. Схожие аргументы были приведены Д. Блумом и М. Галаном, у которых либеральное образование является средством, в первую очередь для развивающихся стран, для модернизации и подготовки движущей силы, способной адаптироваться к рынку и, в то же время, способной подготовить

высококвалифицированных специалистов в научных и технических профессиях [4;5].

Насколько известно авторам, на данный момент в России еще не проводились исследования, выявляющие готовность школьников к модели образования «свободные искусства и науки». В данной статье определяются характеристики модели образования «свободные искусства и науки», перечисляются навыки и ресурсы, которыми должен обладать потенциальный абитуриент в институте свободных искусств и наук, а также производится попытка выявить готовность российских школьников к требованиям подобного образования. Перечисленные характеристики подвергаются анализу наряду с данными, собранными в результате опроса 1475 российских школьников 8 - 11 классов о том, как

они распределяют свое свободное время, для нахождения корреляций.

В этой статье можно обозначить следующую гипотезу:

Российские школьники обладают некоторыми необходимыми ресурсами, чтобы адаптироваться и быть успешными в образовательных учреждениях, работающих по модели «свободные искусства и науки» ("Artes Liberales"). Однако школьникам не хватает опыта анализа и использования этих ресурсов для личного развития. Это может быть результатом системы школьного образования в России, которая по-прежнему, в основном, является предметно -ориентированной, и с осторожностью относится к расширению образовательного выбора для учеников.

Необходимо сформулировать рабочее определение модели образования «свободные искусства и науки», которая ориентирована на образовательные цели и, что наиболее важно, на саму личность. Данная статья придерживается определения, предложенного Дж. Бекером, которое гласит: «это система высшего образования, предназначенная для того, чтобы воспитывать у студентов желание и способность учиться, критически мыслить и общаться профессионально, а также готовить их к работе в качестве активных граждан» [3].

Для нашего исследования мы определили основные характеристики модели образования «свободные искусства и науки», которые мы впоследствии можем сравнить с полученными данными, чтобы выяснить, насколько хорошо российские школьники смогут адаптироваться в учебном заведении свободных искусств и наук. Одна из самых важных характеристик данной модели образования - это предоставление студентам свободы в выборе своей собственной области обучения. Учебные планы отличаются гибкостью, но в то же время содержат общие требования, чтобы предоставить учащимся возможность пройти ряд междисциплинарных курсов, которые впоследствии помогут студентам сосредоточиться на определенной дисциплине или области знаний. Методы обучения отступают от традиционного дидактического подхода в пользу занятий, основывающихся на дискуссиях и ориентированных на студентов. Взаимодействие между профессорами и студентами достигает высокого уровня, что по данным исследований, увеличивает

вовлеченность студентов [12]. Студенты учатся анализировать тексты, критически мыслить, рассматривать различные точки зрения и при этом могут проявлять творческий подход к

проблемам, с которыми сталкиваются. Большое внимание уделяется развитию письменных навыков, что позволяет студентам использовать аналитические способности, ясно и аргументировано формулировать собственное мнение. Эти навыки могут быть применимы в любой области или профессии и являются одними из ключевых для работодателей, как выяснилось в ходе опроса руководителей и менеджеров по персоналу, проведенного Р. Хершом [7]. В конечном итоге, считается, что студенты, завершившие программу «свободные искусства и науки», более гибки к изменениям требований на рынке труда.

В дополнение к вышеупомянутым характеристикам модель образования «свободные искусства и науки» в течение 4 лет обеспечивает безопасную среду, которая готовит студентов к обучению на протяжении всей жизни и учит их ценить учебу и дискуссии со своими однокурсниками и наставниками. Отношения между студентами и профессорами в колледжах свободных искусств и наук значительно отличаются от традиционного образования, в котором общение ограничивается в первую очередь классом.

Успех в колледже свободных искусств и наук зависит от того, насколько эффективно студент сможет воспользоваться доступными ему ресурсами, как в классе, так и за его пределами. Студенты должны обладать мотивацией и, самое главное, они должны знать, как эффективно управлять своим свободным временем. Как показали ответы респондентов в опросе студентов колледжей свободных искусств и наук, их учеба проходит в интенсивном режиме: «90% студентов из девяти лучших колледжей свободных искусств и наук (в Америке) сказали, что учеба у них занимает более трех часов в день». Это больше, чем показал Национальный опрос о занятости студентов (№8Е), проведенный в 950 образовательных учреждениях США различной классификации в 2010 и 2011 - в среднем по 14,7 часов в неделю [10]. Тем не менее, эти данные демонстрируют, что для обучения от студентов требуется не только достаточно высокий уровень ответственности и мотивации, но и значительное вовлеченности.

Как было упомянуто выше, модель образования «свободные искусства и науки» была экспортирована в нетипичную образовательную среду, точнее в страны постсоветского пространства в начале 2000-х. Согласно Ю. Ивановой и П. Соколову в России всего лишь 20 университетов внедрили программу «свободные

искусства и науки [8, с.75]. Как отмечает Дж. Бекер, при попытке внедрения данной модели образования возник целый ряд трудностей [3]. Сложно утвердить учебный план и соответствовать общим требованиям,

предоставляя при этом студентам свободу в выборе приоритетной программы. Также сложно преодолеть административные и структурные проблемы: например, дополнительные расходы, связанные с дополнительным привлечением преподавателей для проведения небольших дискуссионных занятий или поиск квалифицированных кадров, которые откажутся от традиционных методов обучения и смогут успешно адаптироваться к модели образования «свободные искусства и науки». Дополнительные сложности возникают в сфере преодоления традиционного отношения к университету со стороны студентов и иерархичных отношений между студентами и преподавателями, чем всегда характеризовалась российская образовательная система со времен Советского Союза.

Школьники из различных регионов Российской Федерации ответили на вопросы исследования: «Свободное время подростка. Сколько? Какое? Зачем?». В опросе анализировалось, как школьники управляют и распоряжаются своим свободным временем. Свободное время школьников - это тот ресурс, которым они могут учиться распоряжаться самостоятельно еще в школе, вовлекаясь или не вовлекаясь в какую-либо образовательную деятельность.

Формат исследования основывается на теоретическом анализе концепции

образовательной мотивации Л.С. Илюшина [2], концепции развития статусов профессиональной идентичности для российских школьников А.А. Азбель [1] и принципов модели образования «свободные искусства и науки» Р. Херша [6;7], Э. Ланга [9], Дж. Бекера [3].

В процессе разработки опроса для старшеклассников, мы исходили из следующих предпосылок, продиктованных анализом существующей массовой практике в образовании:

- свободное время школьников начинается каждый день после окончания уроков. Исследование отношения к свободному времени проводилось в середине учебного года, поэтому потенциальный ресурс длинных, школьных каникул почти не рассматривался;

- свободное время после окончания уроков не является полностью свободным, так как российские школьники обязаны выполнять домашние задания в рамках школьной программы. Следует отметить, что ученик может

сам решить, сколько времени он потратит на выполнение заданий учителя;

- оставшееся время после выполнения домашних заданий является настоящим свободным временем, именно о нем и идет речь в опросе.

Опрос состоял из 20 закрытых вопросов, чтобы школьники 8-11 классов могли его выполнить в течение 15 - 20 минут. Вопросы и утверждения опроса, с которыми нужно было согласиться или не согласиться, по возможности были сформулированы так, чтобы не возникло недопонимание или двусмысленная трактовка. Содержание опроса было проверено посредством экспертной группы старшеклассников с использованием метода фокусной группы (n=16).

Учитывая, что электронная ссылка может быть доступна любому ученику, при планировании исследования мы просили респондентов отвечать искренне, чтобы помочь тем, кто изучает образование, лучше понять, сколько свободного времени есть в распоряжении современного подростка. Общее количество опрошенных составило 1475 старшеклассников. Но при анализе данных мы оставили только 1126 ответов, 349 наблюдений нам пришлось удалить, как результат случайных ответов, которые были обнаружены по «шкале обмана», встроенной в вопросы исследования. Также мы обеспечили достоверность результатов при помощи статистических методов.

В процессе статистического анализа результатов исследований были использованы следующие методы:

1. Методы описательной статистики (расчет пропорций и процентов). Эти методы позволили нам предоставить материал в удобной форме, обеспечили возможность сравнить данные, а также послужили основой для более качественного и количественного анализа.

2. Корреляционный анализ (вычисление коэффициентов линейной корреляции Спирмена и оценка их уровня значимости). Основной целью использования этого метода был поиск взаимосвязи между оценочными суждениями старшеклассников в отношении их свободного времени.

Анализ статистических данных проводился на персональном компьютере с программным обеспечением SPSS.

Исследование ресурсов свободного времени старшеклассников проводилось в марте 2017 года в рамках Всероссийского пленума старшеклассников, который проходил в средней общеобразовательной школе № 619 в Санкт-Петербурге. Общее количество школьников 8 - 11

классов, участвовавших в исследовании, составило 1475 человек. Опрос был доступен в электронной форме по ссылке, и данные были собраны автоматически. Инициаторы Всероссийского пленума, на правах лидера в школьном образовании, распространили ссылку среди школ партнеров, большинство из которых включены в ТОП-500 лучших школ Российской Федерации. Всего в исследовании приняли участие школьники из 21 субъекта Российской Федерации. Также в исследовании участвовали школьники, проходившие образовательную программу «Литературное творчество» для одаренных детей в образовательном центре «Сириус» (n=168).

Ранее мы определили способность студентов эффективно распределять свободное время как одно из требований для их успешного обучения по модели «Свободные искусства и науки». Как было отмечено, респондентами опроса являются потенциальные абитуриенты таких программ, как факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета. Студенты указали, что им необходимо свободное время для общения с друзьями (78,8%), для дополнительного интеллектуального развития (51,2%) и на собственное творчество (47,3%). Общение с друзьями может быть очевидным ответом, но он служит положительным показателем в отношении подготовки к обучению по программе «Свободных искусств и наук», поскольку этот метод обучения в значительной степени предполагает дискуссию. Кроме того, половина респондентов добросовестно относятся к своему развитию и заинтересованы в расширении своих знаний. Эти стремления лежат в основе модели образования «Свободные искусства и науки», поскольку студенты получают возможность исследовать различные возможности в разнообразных дисциплинах.

Непрерывное образование и изучение внеклассных образовательных возможностей являются ключевыми характеристиками студентов программ «Свободных искусств и наук», и ответы показывают, что большинство школьников уже пользуются дополнительными образовательными программами. Для более удобного обобщения данных программы дополнительного образования, в которых участвуют школьники, были сгруппированы по следующим категориям: «Cпорт», «Искусство», STEM (наука, техника, инженерия, математика) и «Языки». Более половины респондентов отметили, что они занимаются спортом, фитнесом и танцами (74,4%). Высокий процент занятий спортом не удивителен для детей этого

возраста. 46% занимаются изобразительным искусством по сравнению с 44% в STEM, и 26,6% респондентов посещают курсы иностранных языков.

Отвечая на вопрос о том, почему они занимаются дополнительно, респонденты (школьники) указали, что это обусловлено «удовольствием и интересом» (89,1%) и «пользой для определения планов дальнейшего образования и выбора профессии» (64,8%). Посещение дополнительных занятий,

обусловленное, в первую очередь, «удовольствием и интересом», можно объяснить, скорее всего, тем, что там нет строгой системы оценивания, в отличие от обычной школы. Что касается места, в котором школьники предпочитают получать дополнительное образование, 67,1% ответили «в другом учреждении» (не в школе). 17,9% предпочитают пользоваться возможностями, предлагаемыми «в школе и после окончания уроков», а 8,9% ответили, что на «онлайн-курсах». Эти результаты свидетельствуют о том, что российские школьники имеют определенный опыт инициативного и мотивированного саморазвития помимо ежедневных уроков, но очевидно, что дополнительные образовательные возможности не интегрированы в российские школы, и российские школы не готовят учащихся к виртуальному дополнительному образованию. Это может объясняться, в частности, тем, что школы не обеспечивают надлежащей подготовки учителей в сфере виртуальных курсов.

Одна из причин желания получить дополнительное образование за пределами школы, вероятно, связана с тем, что значительную часть курсов дополнительного образования и занятий в школе ведут те же учителя, которые учат школьников в течение учебного дня. Таким образом, учащиеся, решившие делать что-то дополнительно вне обязательных уроков, заявляют о своем нежелании общаться с теми же учителями после уроков. Скорее всего, они просто не верят, что учитель может легко перейти от стандартных уроков к более свободной структуре дополнительных занятий.

Ранее отмечалось, что характерной чертой студентов, обучающихся по модели «Свободные искусства и науки», является то, что они демонстрируют большую ответственность и самостоятельность в академическом росте. Для старшеклассников показателем готовности студентов брать на себя ответственность за собственное развитие может стать опыт зарабатывания денег или работа. В ответ на

вопрос: «Удавалось ли вам зарабатывать деньги в свободное время?» - 40,6% студентов ответили, что никогда не пытались этого делать. Что касается остальных респондентов, то 14,8% ответили, что они зарабатывали деньги, работая в фирме своих родителей, и 15,2% работали, размещая объявления и распространяя листовки.

Подавляющее большинство (83,7%) респондентов опроса отметили, что их не учат в школе эффективно распределять свободное время. Этот ответ ясно указывает на то, что сами школьники понимают, что конструктивное использование своего свободного времени важно, и они не удовлетворены тем, как их школы подходят к этой конкретной теме. В то же время сам факт, что школьники могут критически оценивать свои школы, является позитивным, поскольку критическое мышление и способность оценивать ситуацию необходимы в образовательной модели «Свободные искусства и науки» наряду со способностью эффективно распределять свободное время.

Для поддержания мотивации учащихся к дополнительным занятиям достижения учащихся в школе и за ее пределами должны быть признаны преподавателями и администрацией. Эта мотивация является одним из способов дальнейшего поощрения в студентах самостоятельного стремления к этому после окончания школы. 53,6% учащихся ответили, что, по их мнению, их внешкольные достижения в школе не ценятся. Кроме того, отсутствие признания со стороны школьного сообщества, состоящего из учителей и сверстников, может привести к тому, что школьники принимают решение не заниматься каким-либо дополнительным образованием, поскольку они сталкиваются с девальвацией их достижений в рамках школьной системы. Что касается модели образования «Свободные искусства и науки», учреждения считают само собой разумеющимся, что их учащиеся активно участвуют в общественной жизни, а также используют возможности за пределами школы, которые способствуют их личностному и академическому росту. Студенты, обучающиеся в учреждениях, реализующих образовательную модель «Свободные искусства и науки», не чувствуют потребности в признании своих достижений, - они в большинстве своем понимают, что активное участие в жизни общества необходимо им самим. Поэтому, если российские старшеклассники не получат признания или поощрения от своих школ, вряд ли они продолжат получать дополнительное образование после поступления в университет.

Развитие внутренней мотивации это еще одна область, в которой российские школьники демонстрируют недостаточную подготовку к получению образования по модели «Свободных искусств и наук».

В опросе было также проанализировано время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, поскольку обязательность в выполнении домашних заданий и самообучение являются важными компонентами рассматриваемой модели образования. Традиционно домашнее задание в российской школе воспринимается как ключевой фактор привлечения учащихся к самостоятельному развитию умений и навыков. Цель домашнего задания также состоит в том, чтобы лучше усвоить информацию, полученную на уроках. Тем не менее, практика уклонения от добросовестного выполнения домашних заданий уже довольно давно стала частью школьной практики. Это во многом связано с большим объемом домашней работы и ее однообразием.

Еще одной особенностью системы обязательного школьного образования является сосредоточенность каждого преподавателя на своем предмете. Учитель математики, как правило, считает, что его предмет является одним из важнейших в жизни образованного человека. В результате он увеличивает количество заданий для самообучения в домашних условиях. Преподаватели русского (родного) языка, иностранных языков, физики, химии, иногда даже учителя ИЗО и музыки имеют схожие мнения. Как правило, учителя не соблюдают нормы (лимиты) по объему домашних заданий в рамках своих предметов и задают гораздо больше, чем способен выполнить среднестатистический школьник.

Когда мы спросили, сколько времени школьники тратят на домашнюю работу, только 11,8% сказали, что меньше 1 часа в день. Большинство (27,8%) указали, что они проводят за уроками от 1 до 2 часов, еще 27,2% - от 2 до 4 часов, при этом только 48,7% опрошенных считают, что выполняют 75 - 100% домашней работы.

По нашему мнению, практика выполнения или уклонения от выполнения домашних заданий, за которые ставят оценки, является одной из ключевых причин, по которым российские школьники не готовы к обучению в вузе в модели «Свободные искусства и науки». Такое обучение в значительной степени основано на моделях «перевернутого обучения», образовательной рефлексии и независимых групповых проектов. Эти подходы не находят широкого применения в современном российском школьном образовании.

В результате учащимся, поступающим на университетские программы, ориентированные на «Свободные искусства и науки», недостает навыков в области самоорганизации, дисциплины, постановки целей и расстановки приоритетов в учебном процессе.

Несколько рассмотренных выше вопросов были выбраны для корреляционного анализа, чтобы понять ценностные суждения школьников

по отношению к свободному времени. Кроме того, эти вопросы позволяют рассмотреть взаимосвязь компонентов принципов модели образования «свободные искусства и науки» и подготовленности российских школьников.

Ниже приведены вопросы, на которые студенты отвечали «да» или «нет», и соотношение их ответов. Они показаны на рисунке 1 и в таблице 1.

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

В школе учат эффективно распоряжаться своим свободным временем

В моей школе ценятся мои успехи, достигнутые за пределами школы

Моя школа учит меня делать

выбор, в том числе, самостоятельного образования

□ Согласен □ Не согласен

Рисунок 1. - Мнение студентов о поддержке ценностей модели образования «свободные искусства и науки»

в их школах (п=1126)

Таблица 1. - Взаимосвязь принципов модели образования «свободные искусства и науки» (п= 1126, **р= 0.01)

Вопросы для выявления поддержки ценностей модели образования «свободные искусства и науки» в российских школах

В школе меня учат эффективно распределять свое свободное время В школе ценят мои внешкольные достижения В школе меня учат делать выбор, который включает в себя самостоятельное образование

В школе меня учат эффективно распределять свое свободное время 1 0.196** 0.352**

В школе ценят мои внешкольные достижения 0.196** 1 0.293**

В школе меня учат делать выбор, который включает в себя самостоятельное образование 0.352** 0.293** 1

Несомненно, нас впечатлил тот факт, что 82,8% школьников не считают, что школа учит их управлять своим свободным временем. Важно также отметить, что 52,8% учащихся считают, что школе безразличны их достижения вне школьной программы. Одна из основных причин этого в том, что школа, прежде всего, готовит учащихся к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Результаты этого экзамена определяют, примут ли студента в выбранный им университет.

Навыки и знания, которые ребенок получил в системе дополнительного образования, чаще всего не учитываются при поступлении в вуз.

Мы провели корреляционный анализ (расчет коэффициента корреляции Спирмена) и оценили уровень значимости корреляционных связей, чтобы понять, как школьная жизнь в течение одиннадцати лет влияет на формирование у школьников навыков, необходимых им для обучения по модели «свободные искусства и

науки». Мы попытались определить, можно ли оценить готовность учащихся к получению образования по такой модели по трем позициям (ресурсам), которые школа должна систематически развивать.

Как видно из таблицы 2, была обнаружена положительная связь между вопросом «В школе меня учат эффективно распределять свободное время» и вопросами «В школе ценят мои внешкольные достижения» (0.196) и «В школе меня учат делать выбор, который включает в себя самостоятельное образование» (0.352).

Была также выявлена положительная корреляция между вопросом «В школе ценят мои внешкольные достижения» и вопросом «В школе меня учат делать выбор, который включает в себя самостоятельное образование». Корреляция равна 0.293, как показано в таблице 2.

Хотя большинство детей (31%) ответили «нет» на все три вопроса и только 11% дали три утвердительных ответа, можно сказать, что ответы учащихся имеют высокую степень согласованности. В принципе, это позволяет делать прогноз, что достаточно двух положительных или двух отрицательных ответов из трех категорий - «свободное время», «победы и достижения», «свободный выбор» - при оценке образовательной среды конкретной школы. Это позволит понять, способствует ли школьный уклад развитию ценностей модели образования «Свободные искусства и науки», среди своих учащихся, желающих продолжить образование в колледжах или университетах, реализующих аналогичную модель образования.

Выводы:

1. Модель образования «Свободные искусства и науки» в университетском образовании предполагает, что учащиеся были научены в школе соответствующим моделям академического поведения. Перечень этих моделей включает:

- управление свободным временем, как ресурсом самообразования, приобретения профессионального опыта и эмоциональной гармонии;

- грамотное распределение учебных мероприятий в соответствии с системой внешних и внутренних академических приоритетов;

- ответственный отбор ресурсов для самообучения в сочетании с самооценкой и образовательной рефлексией.

2. Российские школьники испытывают очевидные трудности в распределении своего свободного времен, в связи с отсутствием рекомендаций и недостатком позитивного опыта

управления свободным временем во время обучения в школе. Школы перегружают учащихся домашними заданиями, не предоставляя им ресурсов, которые научили бы школьников эффективно распределять свое свободное время.

3. Домашние задания обязательны и практически одинаковы для всех учеников. В старших классах объем домашней работы значительно увеличивается, что приводит к массовой практике уклонения от выполнения заданий среди школьников. Таким образом, вырабатывается привычка недобросовестного академического поведения, что значительно усложняет жизнь студентам, обучающимся по программам «Свободные искусства и науки». Итак, мы можем констатировать, что школа не «культивирует» привычку самообучения, необходимую в модели образования «Свободные искусства и науки».

4. Одна из ключевых ценностей модели образования «Свободные искусства и науки» - это независимое определение образовательных целей и признание успехов учащихся. В то же время более половины школьников чувствуют со стороны школы недостаток признания своих достижений за ее пределами - в дополнительном, альтернативном, неформальном образовании. Это приводит к тому, что мотивация учащихся к независимому целеполаганию, преодолению трудностей должным образом не поддерживается компетентными педагогами, и в дальнейшем может повлечь проблемы при переходе в высшее учебное заведение реализующее модель образования «свободные искусства и науки».

5. Даже учащиеся передовых, инновационных школ оценивают свою роль в развитии своей способности выбирать независимые образовательные практики, как достаточно незначительную. При переходе студентов на программы «свободных искусств и наук» нехватка подобных навыков может оказаться критической.

6. Все перечисленные выше недостатки школьных практик связаны с предметно-ориентированной педагогикой и приводят к более долгому периоду адаптации учащихся к образовательной среде свободных искусств и наук.

7. Согласно нашим наблюдениям, одна из основных проблем современной школьной практики в России заключается в развитии у учеников приверженности идее непрерывного образования.

Литература:

1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. ... канд. псих. наук / А.А. Азбель. - СПБ., 2004. - 219 с.

2. Илюшин Л.С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников: дис. .д-ра пед. наук / Л.С. Илюшин. - СПБ., 2004. - 368 с.

3. Becker J. What a liberal arts education is.. .and is not [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artesliberales.spbu.ru/about-en/liberal

4. Bloom D. E., Rosovsky H. Why developing countries should not neglect liberal education // Liberal Education. - 2003. - № 1(89). - P. 16-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Galan M. J. The value of a liberal arts education // Academic Exchange Quarterly. - 2012. - № 4(16). - P. 3741.

6. Hersh R.H. A well-rounded Education for a flat world // Educational leadership. 2009. - № 1(67). - P. 50 53.

7. Hersh R.H. The liberal arts college: the most practical and professional education for the twenty-first century // Liberal Education. - 1997. - № 3(83). - P. 26-33.

8. Ivanova Y., Sokolov P. Prospects for liberal arts education development in Russian universities // Voprosy obrazovaniya / Educational Studies. - 2015. - № 4. - P. 7291.

9. Lang E.M. Distinctively American: the liberal arts college // Daedalus. - 1999. - № 1(128). - P. 133-150.

10. McCormick A. It's about time: what to make of reported declines in how much college students study // Liberal Education. - 2011. - № 1(97). - P. 30-39.

11. Surin A.V. Towards a liberal Russian education: charting a post communist university curriculum // Demokratizatsiya. - 1992. - № 3(1). - P. 71-76.

12. Wang R., BrckaLorenze A., Chiang Y. What characteristics predict student-faculty interaction and important relationships with effective educational practice // Abstract. Annual meeting of American education research association: paper. (Chicago April 2015). - 29 p.

Сведения об авторах:

Илюшин Леонид Сергеевич (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: leonidil62@mail.ru

Азбель Анастасия Анатольевна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: aaa468@gmail.com

Фрис Майкл Дана (г. Санкт-Петербург, Россия), аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: freese.mchl@gmail.com

Data about the authors:

L. Ilyushin (St. Petersburg, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Saint-Petersburg State University, e-mail: leonidil62@mail.ru

A. Azbel (St. Petersburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of Saint-Petersburg State University, e-mail: aaa468@gmail.com

M. Freese (St. Petersburg, Russia) Post-graduate student of Saint-Petersburg State University, e-mail: freese.mchl@gmail.com

Статья поступила в редакцию 2l.09.20i8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.