Научная статья на тему 'Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики'

Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Билим Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики»

Билим Наталья Николаевна,

Хабаровский пограничный институт федеральной службы безопасности России, кандидат исторических наук, г.Хабаровск

Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров в 1920-1930-е годы как элемент советской молодежной политики

Одной из основных задач молодого Советского государства было создание современного промышленного производства. Для ее решения кроме заводов, станков и прочего необходимы были квалифицированные рабочие, техники, инженеры. Прежде всего, из числа молодежи как самой активной и мобильной части общества. Молодые люди, не имея груза прошлого, быстрее откликались на все новое.

В 1920-1930-е годы в СССР создается государственная система профессиональнотехнического образования. Прошедший в апреле 1923 года XII съезд РКП (б), отметил необходимость воспитания «нового коммунистического поколения квалифицированных и классово'-сознательных рабочих...» [1]. А для этого требовалась систематическая работа по овладению молодыми людьми наукой и техникой. Только тогда страна могла получить новые кадры «.действительно красных техников<...>, профессионалов» [1]. Решение этой задачи и было связано с широким распространением школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они, готовя «квалифицированного и классово-сознательного рабочего,...выполняют важнейшую роль в деле воспитания рядов передового промышленного пролетариата» [1]. А для этого нужна была государственная поддержка, и моральная, и материальная, сети школ фабзавуча, напрямую связанных с производством, усиление воспитательной и, прежде всего, политической работы [1]. Эти школы призваны были ликвидировать малограмотность тех подростков, которые вынуждены были, по разным причинам, трудиться. В них также учились дети рабочих, которые не могли продолжить, в большинстве своём, обучение в школах II ступени. Здесь же они получали образование и денежное содержание, оказывая помощь своим семьям.

До 1925 года в стране действовало множество ведомственных положений, регламентировавших профессиональную подготовку молодежи. В 1925 году вышло постановление СНК РСФСР, которым вводилось «Положение о школах рабочих подростков». В документе была определена главная цель: подготовка квалифицированных рабочих «.для поднятия промышленности на высшую ступень»[2]. Указывались и конечные результаты обучения подростков: «.а. практические навыки в данной производительной деятельности; б. специальные и общеобразовательные знания; а также в. общественно-политические знания и навыки, необходимые для сознательного участия квалифицированного рабочего в социалистическом строительстве страны»[2]. В зависимости от потребностей конкретного производства школы готовили либо квалифицированных рабочих, либо рабочих с невысокой квалификацией и подсобных рабочих.

С учетом изменений, происшедших в стране: появление новых предприятий, усложнение производства, изменение вследствие этого структуры рабочего класса СССР -модернизируется и система подготовки квалифицированных рабочих. XIII Всероссийский съезд Советов (16 апреля 1927 г.) принял постановление «Об общем состоянии народного просвещения в РСФСР». В разделе «Профессиональное образование» были определены первоочередные задачи в этой сфере. Так как профессиональное образование теснее всего было связано с задачами индустриализации, то следовало с него начинать, и наряду с начальным образованием, привлекать к этому внимание государства и общества [2]. Вместе с тем, требовалось развитие не только профессионально-технического образования, но и среднего, и высшего. На съезде обратили внимание на то, что вузы страны еще далеки от того уровня, который бы обеспечивал нормальную работу высшей школы [2]. Необходимо было активнее привлекать в них рабочих и крестьян. При этом подчеркивалось большое значение рабочих факультетов, поскольку уровень и качество знаний большинства молодых людей не позволяли им поступить в высшие учебные заведения, а главное - учиться в них. Поддержка рабоче-

крестьянского студенчества выдвигалась в качестве приоритетной задачи [2]. Было отмечено заметное повышение образовательного уровня советской молодежи. В 1925/26 учебном году только 16,3 % учащихся школ ФЗУ не имели образования в объеме школы 1 ступени (для детей с 8 до 12 лет). Тогда как в 1922 году уровень образования большинства учащихся был лишь в объеме двух классов [3].

Быстрое развитие промышленности повлекло изменение в подготовке молодых рабочих. В марте 1927 года Наркомат Просвещения (НКП) РСФСР принял документ, который предлагал вернуться к курсовой системе, которая существовала в первые годы Советской власти. Выделялось три основных типа: курсы предварительной квалификации для вновь пришедших рабочих (обучение от 6 месяцев до года); курсы повышения квалификации рабочих (обучение от 1 года до 2 лет); курсы мастеров [4]. Кроме чисто технических изменений в профессионально-техническом образовании молодёжи менялись методы и содержание обучения. Были разработаны новые учебные планы для школ ФЗУ [4].

В это время учебные заведения такого профиля столкнулись с немалыми проблемами. Среди них - несоответствие потребностям в рабочих профессиях на производстве и подготовкой их в школах ФЗУ; относительно длительный срок обучения и др. В средствах массовой информации, на совещаниях, проходивших на предприятиях, развернулась дискуссия о роли школ ФЗУ в структуре подготовки рабочих. Представители Наркомата Труда (НКТ) СССР предлагали сократить общеобразовательную программу в ФЗУ, а подготовку квалифицированной рабочей силы рассматривать как сугубо хозяйственную задачу. Широкую кампанию в поддержку школ ФЗУ развернули комсомольцы. ЦК ВЛКСМ направил в Политбюро ЦК ВКП (б) докладную записку, в которой обосновывалась необходимость общекультурного развития учащихся, без чего невозможно было воспитать квалифицированного специалиста [4].

В 1930 году был подготовлен документ «О системе рабочего образования», отмечавший, что для успешного социалистического строительства необходимо совершенствовать массовых форм рабочего образования [4]. Существовавшая структура подготовки рабочих кадров уже не отвечала новым задачам, поэтому необходима была коренная ее перестройка. Создавалась двухуровневая система, состоящая, прежде всего, из школ и курсов по подготовке на рабфаки, в техникумы, вузы. Второй уровень составили школы, задачей которых была непосредственная подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих (ФЗУ, техникумы, вузы и курсы повышения квалификации, краткосрочные курсы, тематические кружки и т.п.)» [4].

Законодательное оформление новых принципов профтехобразования в стране произошло 16 мая 1931 года, с принятием Совета Народных Комиссаров (СНК СССР) постановления «Об основных положениях по организации единой системы рабочего образования». Особое внимание было обращено на то, что социалистическая реконструкция промышленности требовала массового производственно-технического и общественно-политического вооружения рабочих [4]. А между тем подготовка рабочих кадров по-прежнему отставала от требований времени, и имела весьма серьезные недостатки. Для их устранения предполагалось провести очередную реорганизацию всех видов и форм образования для рабочих, занятых в производстве, на основе единой системы рабочего образования [5]. В основу обучения были положены принципы производственно-технического и общественно-политехнического образования, обязательное политическое воспитание молодежи.

Введение всеобщего семилетнего образования, создание сети профессиональнотехнических учебных заведений повлекли за собой изменения в работе школ ФЗУ. В постановлении ЦИК СССР и СНК СССР от 15 сентября 1933 года «О школах фабричнозаводского ученичества» отмечалась необходимость закрепления выпускников на производстве, поскольку значительная часть молодых людей, заканчивая учебу в школах ФЗУ, сразу поступала на рабфаки, в техникумы и высшие учебные заведения. В силу этого пополнение рабочего класса страны молодыми грамотными рабочими происходило с большими трудностями (предприятия не получали подготовленных рабочих). Выпускникам школ ФЗУ запрещалось сразу после их окончания поступать в вузы. Устанавливался обязательный срок (не менее 3 лет), во время которого они должны были работать на производстве по своей специальности [6].

В системе профессионально-технического образования школы ФЗУ стали первым и важнейшим элементом подготовки высококвалифицированных рабочих кадров из молодежной

среды, источником пополнения рабочего класса страны. В феврале 1934 г. (в дополнение к постановлению) издается приказ Наркомата Торговли и Промышленности (НКТП) и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) «Об оплате труда учеников школ ФЗУ», в котором для привлечения молодежи были определены нормы оплаты для учеников школ ФЗУ тяжелой промышленности в зависимости от сроков получения разрядов [7]. Подобные постановления были изданы всеми наркоматами СССР. Это позволяло привлечь на производство молодых людей, материально заинтересовав их в получении профессионального образования в этой системе.

Со второй половины 30-х годов XX века профессионально-техническое образование претерпело серьезные изменения. Оно стало развиваться по пути узкой специализации, с ярко выраженной профессиональной направленностью. Широко применялись различные формы обучения рабочим профессиям непосредственно на заводах и фабриках. При этом нарушалась связь между общим и специальным образованием. Если в предшествующие годы ФЗУ давали не только специальные, но и общие знания, то теперь этого не происходило. Такие изменения можно объяснить потребностями производства в быстрой и постоянной подготовке резерва рабочих для промышленности в усложнившейся внешнеполитической обстановки. Тем более что уже существовала реальная угроза войны, в случае ее начала значительная часть квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров среднего и высшего звена старшего поколения могли быть мобилизованы. В очередной раз была проведена реорганизация системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих кадров из числа молодежи.

Однако не только рабочие кадры требовались в промышленности, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства страны. Даже рабочие высокой квалификации не могли создать современное производство, реорганизовать работу транспорта и т.д. Для этого нужны были и техники, и инженеры, и конструкторы. Еще в 1918 году Постановлением СНК РСФСР вводилось доступное и бесплатное высшее образование для всех граждан. Советская власть первоначально привлекала к работе и старых буржуазных специалистов. В резолюции «О промышленности» XII съезда РКП (б) (апрель 1923 г.) отмечалось, что пополнение предприятий техниками и инженерами совершается крайне медленно. Поэтому «... необходимо создать нормальные условия работы на предприятиях, могущие морально и материально удовлетворить привлекаемых в предприятия специалистов» [8]. Но далеко не все они хотели добросовестно сотрудничать с новой властью. Была и еще одна проблема, с которой столкнулось производство, поскольку не все старые специалисты могли работать по-новому, с новым оборудованием, по передовым технологиям. Это было проще сделать молодым людям.

В подготовке кадров для промышленного производства четко прослеживался классовый подход. Так, в резолюции XIII съезда РКП (б) (май 1924 г.) «О работе среди молодежи» отмечалось недостаточное число представителей рабочих в вузах. В стране была создана система рабочих факультетов, которые готовили молодых рабочих к поступлению в институты и университеты. Однако социальный состав студенчества не вполне устраивал руководство страны: мало было рабоче-крестьянской молодежи. «Продолжение орабочения высшей школы <...> - такова должна быть основная линия в этой области» [8]. Занимались партийные и государственные органы этим и в дальнейшем. Резолюция Пленума ЦК ВКП (б) (июль 1928 г.) вновь возвращает к этому вопросу. «Обеспечить дальнейшее повышение рабочего ядра во втузах и техникумах, с тем, чтобы для 1928 года рабочие составляли не менее 65 % общего приема во втузы». А для подготовки к поступлению в них рабочих и их детей следовало организовывать курсы при втузах [9].

В 1928 году секретарь ЦК ВКП (б) В.М. Молотов на пленуме ЦК партии отметил медленное пополнение производства специалистами. В резолюции пленума «Об улучшении подготовки новых специалистов» указано, что инженеров, а еще в большей степени техников, в промышленности крайне не достаточно. «Подготовка новых специалистов превращается в важнейшую задачу всей партии» [10]. Для успешного ее решения предлагалось: « <...> б. значительно расширить кадры преподавателей и профессоров целиком, без совместительства, занятых научной и преподавательской работой и систематически повышающих свою научную квалификацию, обеспечив печатание их научных трудов, заграничные командировки и т.п.; в. в кратчайший срок расширить кадры молодых научных работников (аспирантуры), коренным образом улучшив их подбор и руководство научной работой, а также их материальные условия; <...> д. привлечь к чтению лекций крупных иностранных специалистов и систематически

издавать переводы основных иностранных пособий по технике; е. удешевить учебники, а также поставить систематическое снабжение библиотек новейшей технической литературой <...>; ж. обеспечить дело развития научно-технических журналов и издание научных трудов научноисследовательских институтов <...>» [11]. Перечень средств, которые помогали готовить молодых специалистов, этим не исчерпывался. Важнейшей оставалась задача сделать высшие учебные заведения рабоче-крестьянскими по составу.

Выполняя решения партийного пленума, ЦК ВЛКСМ выступил с инициативой открытия новых учебных заведений. В них с отрывом и без отрыва от производства вчерашние крестьяне и батраки, молодые горожане, не имевшие рабочих профессий, получили возможность стать специалистами со средним и высшим техническим образованием. Был выдвинут лозунг -«Каждый комсомолец должен сдать технический экзамен!» Экзамен принимали представители комсомольских и профсоюзных организаций предприятий. Он должен был показать степень готовности молодых людей работать с передовой техникой и по современным технологиям. А для этого нужно было овладеть всем комплексом знаний, умений и навыков.

В предвоенный период в СССР была создана государственная система профессиональнотехнического образования. В условиях массовой неграмотности и малограмотности молодежи, для подготовки квалифицированных рабочих были открыты школы фабрично-заводского ученичества.

Литература

1. КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 2 частях. М., 1953. Ч. I. С. 757-758.

2. Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы. В 2-х томах. Т. 2. Системный сборник нормативных документов (1888-1992). М., 1992. С. 192-223.

3. Осовский Е.Г. Развитие и упрочение системы школ ФЗУ в 1923-1933 гг. // Трудовое обучение и воспитание. Ученые записки. Т. 299. Л., 1967. С. 153.

4. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М.. 1981. С. 182. С.182-259.

5. Профтехобразование России. С. 281. В 1928 г. в резолюции пленума ЦК ВКП (б) «Об улучшении подготовки новых специалистов» устанавливался обязательный 3 -годичный срок работы выпускников техникумов и вузов по их окончании на производстве. См. КПСС в резолюциях Ч. II. М., 1953. С. 404.

6. Труд подростков. М., 1936. С. 117.

7. Труд молодежи. М., 1932. С 11.

8. КПСС в резолюциях. Ч. II. М.. 1953. С. 703.

9. КПСС в резолюциях. С. 403.

10. КПСС в резолюциях. С. 398-400.

11. КПСС в резолюциях. Изд. 8. М., 1970. Т. 4. С. 264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.