Научная статья на тему 'Подготовка публичного доклада преподавателя'

Подготовка публичного доклада преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКЛАД / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ДОКЛАДА / REPORT / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / PUBLIC PERFORMANCE / PUBLIC REPORTING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Оксана Петровна

Профессиональную деятельность преподавателя высшей школы постоянно сопровождают публичные выступления лекции в студенческих аудиториях, защита научных работ перед авторитетными представителями научного сообщества, доклады на конференциях, семинарах. В статье представлены принципы и методика подготовки публичного доклада, рекомендуемые автором для повышения качественных характеристик выступлений и формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова Оксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка публичного доклада преподавателя»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовка публичного доклада преподавателя Черникова О. П.

Черникова Оксана Петровна / Chernikova Oksana Petrovna - кандидат экономических наук,

доцент,

кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация: профессиональную деятельность преподавателя высшей школы постоянно сопровождают публичные выступления - лекции в студенческих аудиториях, защита научных работ перед авторитетными представителями научного сообщества, доклады на конференциях, семинарах. В статье представлены принципы и методика подготовки публичного доклада, рекомендуемые автором для повышения качественных характеристик выступлений и формирования профессиональных компетенций.

Abstract: the professional activity of the teacher of high school constantly accompany public speaking - a lecture in the student classrooms, the protection of scientific papers before the authoritative representatives of the scientific community, presentations at conferences, seminars. The article presents the principles and methods ofpreparation of the report public, the author recommended to improve the quality characteristics of the presentations and the formation of professional competencies.

Ключевые слова: доклад, публичное выступление, методика подготовки публичного доклада.

Keywords: report, public performance, public reporting methodology.

Умение выступать публично - необходимый навык в современном мире не только для преподавателя, но и для политика, топ-менеджера, руководителя [1] - то есть специалиста, которого должен подготовить преподаватель высшей школы. Это одно из важнейших условий самореализации и востребованности выпускника на рынке труда.

Поэтому учитывая значимость аудиторных, публичных занятий, доклад преподавателя должен быть тщательно продуман и хорошо подготовлен в теоретическом, логическом и риторическом аспектах.

Доклад - публичное сообщение, развернутое изложение определенной тематики, отличительными признаками которого являются: передача информации в устной форме; публичный характер выступления; требование предварительной подготовки; научный стиль изложения; четкость формулировок; использование средств наглядности; особые речевые стандарты.

В образовательном процессе доклад выполняет учебные, научно -исследовательские и вспомогательные функции [2].

Учебные функции доклада включают: получение новых научных знаний, дополняющих обязательную программу обучения; расширение кругозора слушателей; развитие интеллектуальных способностей обучающегося; формирование интереса к новым знаниям и потребности в их получении; устанавливающей связь с конкретной учебной дисциплиной.

Научно-исследовательские функции доклада заключаются в: обучении анализу научных материалов; ориентации в современных научных подходах в конкретной области знаний; демонстрации особенностей системной работы; подготовке к выполнению курсовых и дипломных работ; изучении языковых средств для

28

оформления письменных научных текстов; преобразовании полученной информации в собственный взгляд на проблему.

Вспомогательные функции доклада: изучение особенностей самостоятельной работы, формирование представления о способах деятельности; формирование культуры личности.

Учитывая результаты наблюдения и анализа публичных выступлений преподавателей, студентов, а также анализ собственного опыта подготовки публичных докладов, автором были сформулированы определенные принципы подготовки к публичным выступлениям.

Первый принцип заключается в том, что подготовка к публичным выступлениям должна быть повседневной, в рамках которой осуществляются следующие мероприятия: самообразование - постоянное приобретение новых знаний из различных сфер деятельности; создание собственного архива (подборки разнообразных афоризмов, интересных историй, анекдотов, пословиц, поговорок и т.п.); овладение техникой речи (поставленный голос, четкая дикция, правильное дыхание и т.п.); постоянное повышение культуры устной и письменной речи; критический анализ собственных выступлений и выступлений других ораторов.

Второй принцип заключается в том, что подготовка к публичным выступлениям должна быть комплексной, то есть включающей все аспекты публичного выступления, начиная с разработки текста доклада и заканчивая внешним обликом докладчика и его психологической подготовкой.

Первый принцип заключается в том, что технике публичного выступления следует учиться. Для обучения преподавателей и студентов публичным выступлениям рекомендуется использование интерактивных обучающих систем и метод «фан-проектов».

Использование интерактивных обучающих систем предполагает создание в информационной образовательной среде вуза обучающих кейсов с рекомендациями и видеофрагментами публичных выступлений различных ораторов, сопровождающихся комментариями психолога по поводу достоинств и недостатков представленных докладов.

Использование метода «фан-проектов» заключается в следующем. Обучаемые выполняют простые графические работы на абстрактную тему (например, «говорящие рыбы»). Абстрактные темы выбираются для того, чтобы отвлечь обучаемых от их предметной области и помочь сосредоточиться именно на ситуации публичного выступления. Затем происходит защита работ перед комиссией, которая состоит из самих обучаемых [3].

Автор фан-проекта покидает аудиторию, а оставшиеся в аудитории обучаемые получают от преподавателя разные социально -психологические роли, например, «враг» будет стараться ухудшить впечатление от проекта, «друг» - стремится помочь докладчику, «невежливый слушатель» - мешает докладу, задает бессмысленные вопросы. Затем автор проекта приглашается в аудиторию, а члены комиссии играют свои роли.

По окончании защиты происходит обсуждение, во время которого докладчик выслушивает мнение о себе со стороны и делится своими впечатлениями от доклада.

Таким образом, происходит репетиция поведения преподавателя в ситуации публичного выступления.

Помимо принципов, автор предлагает методику подготовки публичного доклада, состоящую из пяти этапов.

1 этап. Выявление информационных потребностей потенциальных слушателей, формулировка темы и актуальности доклада.

Тема доклада должна содержать в себе определенную проблему. При ее формулировке необходимо руководствоваться актуальностью, новизной, значимостью, степенью разработанности проблемы.

29

Актуальность - это степень важности темы в настоящее время для решения обозначенной проблемы, задачи или вопроса. Она должна раскрывать интересующую слушателей проблему в аспектах противоречий и трудностей, не решенных разработками других авторов, а также возможности их разрешения.

2 этап. Работа с источниками информации. На данном этапе необходимо определить: необходимые источники информации (нормативные документы, литература, ШегпеЬресурсы); перечень и объем данных, необходимых для доклада; методы анализа собранной информации; форму представления результатов анализа слушателям.

Рекомендуемый порядок изучения источников информации: 1. материалы, опубликованные в последние годы; 2. материалы, опубликованные в более раннее время; 3. публикации периодической печати; 4. электронные источники информации.

Цель данного этапа - выявить утверждения, которые носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы.

3 этап. Разработка плана доклада. План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет слушателю легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.

Создавая план доклада, можно использовать следующие композиционные решения: хронологическое - тема рассматривается в исторической последовательности от этапа к этапу; описательное - тема делится на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенные явления; аналитическое -тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах.

4 этап. Разработка текста доклада. По завершении составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста доклада. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. После того как текст доклада составлен, необходимо произвести оценку содержания доклада по следующим аспектам: соответствие поставленной цели; обоснование новизны и актуальности работы; информативность фактов; логичность изложения; убедительность выводов и заключения.

Далее производятся: адаптация текста доклада для доступности восприятия целевой аудиторией; стилистическая проверка текста доклада (проверка стилистических и орфографических ошибок, опечаток, соблюдения научного стиля речи); корректировка текста доклада с целью соблюдения регламента выступления; разработка презентационного материала для облегчения восприятия доклада и повышения его информативности.

5 этап. Психологическая подготовка к публичному выступлению. Она может быть повседневной и подготовкой к конкретному выступлению.

В рамках повседневной психологической подготовки рекомендуются:

1. Проведение в кругу друзей презентации интересной для них информации по всем правилам подготовки публичного доклада.

2. Очное участие в конференциях, дискуссиях и других мероприятиях с целью использования возможности выступить публично.

3. Участие в вебинарах в Интернете.

4. Тренировка жестов и мимики (либо перед зеркалом, либо с помощью анализа видеозаписи собственных выступлений).

5. Тренировка навыков релаксации. Это контроль за напряжением и расслаблением всех групп мышц (дыхательная гимнастика, растирание ладоней, потрясывание рук и ног, приседания и т. п.)

Психологическая подготовка к конкретному выступлению должна включать мероприятия:

1.Создание благоприятного для целевой аудитории внешнего образа. Надевать следует вещи в официальном стиле, в которых человеку комфортно, которые не отвлекают своим неудобством.

2.Тренировка произнесения доклада с презентационным сопровождением для шлифовки фраз, интонации, мимики.

3 .Применение на практике навыков релаксации.

Публичные выступления - это то, чему надо обязательно учиться. Природный талант оратора встречается редко, но с помощью труда и постоянной практики можно добиться высокого уровня презентации. Разработанные принципы, методика и рекомендации могут быть использованы преподавателями и студентами для повышения качества подготовки публичных выступлений.

Литература

1. Черникова О. П. Организационно-экономический механизм мотивации работников угольных предприятий // Science Time, 2014. № 12. С. 621-640.

2. Шуст А. В. Методические рекомендации по написанию докладов и рефератов. Новосибирск, 2012. 41 с.

3. Холодов А. И. Новый метод подготовки архитекторов к публичным выступлениям // Региональные архитектурно-художественные школы, 2011. № 1. С. 323.

Социальные факторы готовности к профессиональному выбору

старшеклассников

12 3

Тажина Г. О. , Горбунова Л. Д. , Едыгенова Л. Н.

1Тажина Гайния Оразбековна / Tazhina Gainiya Orazbekovna - кандидат биологических наук,

доцент,

кафедра журналистики и международных отношений, факультет экономики и учета, Университет международного бизнеса;

2Горбунова Лариса Дмитриевна / Gorbunova Larisa Dmitrievna - исполнительный директор;

3Едыгенова Лейла Нуриевна / Yedygenova Leila Nurievna - руководитель программ, Общественный фонд «Образовательный Центр Билим - Центральная Азия», г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: проблема выбора профессии подростками имеет теоретическое и практическое значение для Казахстана в связи с планами модернизации образования и общества и недостаточностью или отсутствием профконсультационной и профориентационной работы в системе среднего образования РК. В связи с актуальностью данной проблемы было проведено исследование в рамках проекта «Будущее - мой выбор» при администрировании Образовательного центра «Билим - Центральная Азия» и поддержке компании «Шеврон Мунайгаз Инк». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения в школьную программу учебного курса по профориентации в РК.

Abstract: the problem of choosing a profession by adolescents has theoretical and practical importance for Kazakhstan in connection with the plans of education and society modernization and the failure or absence of professional counseling and career guidance in secondary education system of RK. Due to the urgency of this problem, a study was conducted in the framework of the project "The Future - my choice" administered by the Educational Center "Bilim - Central Asia" and supported by "Chevron Munaigas Inc.". The results suggest the need to implement a program in the school curriculum for vocational guidance in Kazakhstan.

Ключевые слова: профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профессия, старшеклассник, школа, Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.