Научная статья на тему 'Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации образовательных стандартов третьего поколения'

Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации образовательных стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Инна Валентиновна, Верещагина Наталья Олеговна

Подготовка профессорско-преподавательского состава университета к реализации основных образовательных программ на основе стандартов нового поколения ведется в университете уже достаточно долгое время. Еще в рамках инновационной образовательной программы прошло опережающее обучение профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала по ряду программ, в том числе по проблемам реализации компетентностного подхода, проектирования образовательных программ, разработки методического обеспечения учебного процесса, подготовке коллектива вуза к реализации федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (на том этапе еще проекта). Общее количество преподавателей, прошедших предварительное повышение квалификации по этим программам, составило 853 человека, что на тот момент составляло одну треть штатного преподавательского состава вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Инна Валентиновна, Верещагина Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации образовательных стандартов третьего поколения»

И. В. Головина,

директор института постдипломного образования

Н. О. Верещагина,

заместитель директора института постдипломного образования

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Подготовка профессорско-преподавательского состава университета к реализации основных образовательных программ на основе стандартов нового поколения ведется в университете уже достаточно долгое время. Еще в рамках инновационной образовательной программы прошло опережающее обучение профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала по ряду программ, в том числе по проблемам реализации компетентностного подхода, проектирования образовательных программ, разработки методического обеспечения учебного процесса, подготовке коллектива вуза к реализации федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (на том этапе — еще проекта). Общее количество преподавателей, прошедших предварительное повышение квалификации по этим программам, составило 853 человека, что на тот момент составляло одну треть штатного преподавательского состава вуза.

Насколько готов профессорско-преподавательский состав университета сегодня реа-лизовывать образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения?

2009 г. в плане повышения квалификации сотрудников университета был целенаправленно посвящен подготовке профессорско-преподавательского состава к реализации основных образовательных программ на основе стандартов третьего поколения. В прошлом году 349 человек прошли повышение квалификации. Анализ количественных показателей повышения квалификации по факультетам показал, что доля обучившихся сотрудников по обсуждаемой проблематике варьируется от 7% до 35%. Только на четырех факультетах этот показатель составляет треть от общего числа профессорско-преподавательского состава: филологический факультет — 35%, институт детства — 31%, экономики и химии — 29%.

Однако следует отметить, что реальная доля преподавателей значительно ниже, в связи с тем, что так называемый актив проходил обучение неоднократно. Этот факт, с одной стороны, объясняет определенную психологическую усталость части сотрудников вуза, участвовавших во всех формах повышения квалификации, а с другой стороны, свидетельствует о необходимости привлечения более широкого круга преподавателей.

На диаграмме представлена информация об охвате преподавателей из числа штатных сотрудников, освоивших программы повышения квалификации, по отношению к численности профессорско-преподавательского состава на факультете (в %).

Подготовка профессорско-преподавательского состава...

Обучение преподавателей осуществлялось по трем модульным вариативным программам повышения квалификации: «Актуальные проблемы модернизации педагогического образования» (119 чел.), «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» (116 чел.), «Современные технологии в образовании» (114 чел.).

Несмотря на столь традиционные формулировки названий программ, их содержание раскрывает методологию компетентно стного подхода и объясняет возможные пути и механизмы его реализации в рамках образовательного процесса. Структура программ, представленная инвариантным и вариативными модулями, позволяла каждому слушателю спроектировать свой маршрут, выбрав из числа предложенных 37 вариативных модулей 4—5 наиболее важных и значимых (с их точки зрения) для профессиональной деятельности современного преподавателя.

Следует отметить, что в рамках реализации вариативных образовательных модулей программ повышения квалификации наибольший интерес у преподавателей вызвали такие темы, как: проектирование программ учебных дисциплин (86%), технологии электронного обучения и управление знаниями (73%), технология организации самостоятельной работы слушателей (68%), проектирование современного учебно-методического комплекса (54%), технологии оценивания достижений студентов и/или разработка контрольно-измерительных материалов на основе компетентностного подхода (52%).

Совершенно очевидно, что от того, кто проводит занятия по повышению квалификации кадров, зависит уровень и качество подготовки преподавательского корпуса вуза, их готовность и способность к выполнению задач по обновлению образовательных программ на основе новых стандартов. Важно, что в реализации программ приняли участие непосредственные разработчики всех поколений стандартов, которые не просто знакомили с содержанием стандартов нового поколения, а раскрывали их идеологию. Хочется поблагодарить преподавателей всех факультетов и институтов, принявших участие в реализации программ повышения квалификации, и особенно отметить вклад кафедры педагогики в разработку программ повышения квалификации и их учебно-методического обеспечения.

В условиях необходимости обновления содержания образовательных программ на основе стандартов третьего поколения в сжатые сроки, поиска адекватных технологий, методов и форм обучения, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

стоит обратить внимание на тот факт, что перед преподавателями, направляемыми на повышение квалификации, руководители факультетов и институтов должны ставить очень четкие практико-ориентированные задачи, так как понятно, что руководители структурных подразделений заинтересованы сегодня не в том, чтобы сотрудник просто предъявил соответствующий документ о повышении квалификации, а предложил реальный образовательный продукт. Это может быть разработка программ учебной дисциплины, итоговой аттестации, практики или подготовка методических рекомендаций преподавателям и студентам по освоению курса, разработка профессиональных задач для итогового контроля и т. д. Тем самым преподаватель, повышающий квалификацию, не просто получит новое знание, но сможет сразу внедрять его в учебном процессе.

О потребностях факультетов и возможностях самих преподавателей свидетельствует тематика итоговых работ слушателей, выполненных по результатам освоения программ повышения квалификации. В качестве итоговых работ слушателями, обучающимися в 2009 г., были представлены: задания для самостоятельной работы, задания для промежуточного и итогового контроля (52%); программы учебных дисциплин, программы образовательных модулей, программы государственных аттестаций (33%), учебно-методические комплексы (15%).

Сегодня нами реализуются аналогичные программы повышения квалификации для преподавателей российских вузов, и мы можем констатировать их повышенный интерес к разработанным в университете методическим материалам, которые, к сожалению, не всегда опубликованы. Отсутствие востребованной печатной научно-методической, методической, учебной продукции по реализации основных образовательных программ ограничивает наши возможности в распространении своего опыта, не способствует позиционированию РГПУ им. А. И. Герцена как вуза, предлагающего конкретные технологии подготовки бакалавров и магистров на основе компететностного подхода.

Совершенствование основных образовательных программ и, соответственно, повышение квалификации по данным вопросам — процесс непрерывный. Поэтому в 2010 г. по проблемам внедрения стандартов нового поколения планируется повышение квалификации 500 сотрудников университета, в том числе всех заведующих кафедрами. Рассматривая повышение квалификации как один из механизмов управления интеллектуальным ресурсом вуза, мы должны учитывать, что, во-первых, посредством повышения квалификации мы создаем и транслируем интегрированные новые знания, значимые как для вуза, так и всей системы образования; во-вторых, осуществляем мотивацию профессорско-преподавательского состава на преобразование образовательной среды факультета и вуза в целом, а также на его самообучение и саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.