И. В. Головина,
директор института постдипломного образования
Н. О. Верещагина,
заместитель директора института постдипломного образования
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Подготовка профессорско-преподавательского состава университета к реализации основных образовательных программ на основе стандартов нового поколения ведется в университете уже достаточно долгое время. Еще в рамках инновационной образовательной программы прошло опережающее обучение профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала по ряду программ, в том числе по проблемам реализации компетентностного подхода, проектирования образовательных программ, разработки методического обеспечения учебного процесса, подготовке коллектива вуза к реализации федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (на том этапе — еще проекта). Общее количество преподавателей, прошедших предварительное повышение квалификации по этим программам, составило 853 человека, что на тот момент составляло одну треть штатного преподавательского состава вуза.
Насколько готов профессорско-преподавательский состав университета сегодня реа-лизовывать образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения?
2009 г. в плане повышения квалификации сотрудников университета был целенаправленно посвящен подготовке профессорско-преподавательского состава к реализации основных образовательных программ на основе стандартов третьего поколения. В прошлом году 349 человек прошли повышение квалификации. Анализ количественных показателей повышения квалификации по факультетам показал, что доля обучившихся сотрудников по обсуждаемой проблематике варьируется от 7% до 35%. Только на четырех факультетах этот показатель составляет треть от общего числа профессорско-преподавательского состава: филологический факультет — 35%, институт детства — 31%, экономики и химии — 29%.
Однако следует отметить, что реальная доля преподавателей значительно ниже, в связи с тем, что так называемый актив проходил обучение неоднократно. Этот факт, с одной стороны, объясняет определенную психологическую усталость части сотрудников вуза, участвовавших во всех формах повышения квалификации, а с другой стороны, свидетельствует о необходимости привлечения более широкого круга преподавателей.
На диаграмме представлена информация об охвате преподавателей из числа штатных сотрудников, освоивших программы повышения квалификации, по отношению к численности профессорско-преподавательского состава на факультете (в %).
Подготовка профессорско-преподавательского состава...
Обучение преподавателей осуществлялось по трем модульным вариативным программам повышения квалификации: «Актуальные проблемы модернизации педагогического образования» (119 чел.), «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» (116 чел.), «Современные технологии в образовании» (114 чел.).
Несмотря на столь традиционные формулировки названий программ, их содержание раскрывает методологию компетентно стного подхода и объясняет возможные пути и механизмы его реализации в рамках образовательного процесса. Структура программ, представленная инвариантным и вариативными модулями, позволяла каждому слушателю спроектировать свой маршрут, выбрав из числа предложенных 37 вариативных модулей 4—5 наиболее важных и значимых (с их точки зрения) для профессиональной деятельности современного преподавателя.
Следует отметить, что в рамках реализации вариативных образовательных модулей программ повышения квалификации наибольший интерес у преподавателей вызвали такие темы, как: проектирование программ учебных дисциплин (86%), технологии электронного обучения и управление знаниями (73%), технология организации самостоятельной работы слушателей (68%), проектирование современного учебно-методического комплекса (54%), технологии оценивания достижений студентов и/или разработка контрольно-измерительных материалов на основе компетентностного подхода (52%).
Совершенно очевидно, что от того, кто проводит занятия по повышению квалификации кадров, зависит уровень и качество подготовки преподавательского корпуса вуза, их готовность и способность к выполнению задач по обновлению образовательных программ на основе новых стандартов. Важно, что в реализации программ приняли участие непосредственные разработчики всех поколений стандартов, которые не просто знакомили с содержанием стандартов нового поколения, а раскрывали их идеологию. Хочется поблагодарить преподавателей всех факультетов и институтов, принявших участие в реализации программ повышения квалификации, и особенно отметить вклад кафедры педагогики в разработку программ повышения квалификации и их учебно-методического обеспечения.
В условиях необходимости обновления содержания образовательных программ на основе стандартов третьего поколения в сжатые сроки, поиска адекватных технологий, методов и форм обучения, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
стоит обратить внимание на тот факт, что перед преподавателями, направляемыми на повышение квалификации, руководители факультетов и институтов должны ставить очень четкие практико-ориентированные задачи, так как понятно, что руководители структурных подразделений заинтересованы сегодня не в том, чтобы сотрудник просто предъявил соответствующий документ о повышении квалификации, а предложил реальный образовательный продукт. Это может быть разработка программ учебной дисциплины, итоговой аттестации, практики или подготовка методических рекомендаций преподавателям и студентам по освоению курса, разработка профессиональных задач для итогового контроля и т. д. Тем самым преподаватель, повышающий квалификацию, не просто получит новое знание, но сможет сразу внедрять его в учебном процессе.
О потребностях факультетов и возможностях самих преподавателей свидетельствует тематика итоговых работ слушателей, выполненных по результатам освоения программ повышения квалификации. В качестве итоговых работ слушателями, обучающимися в 2009 г., были представлены: задания для самостоятельной работы, задания для промежуточного и итогового контроля (52%); программы учебных дисциплин, программы образовательных модулей, программы государственных аттестаций (33%), учебно-методические комплексы (15%).
Сегодня нами реализуются аналогичные программы повышения квалификации для преподавателей российских вузов, и мы можем констатировать их повышенный интерес к разработанным в университете методическим материалам, которые, к сожалению, не всегда опубликованы. Отсутствие востребованной печатной научно-методической, методической, учебной продукции по реализации основных образовательных программ ограничивает наши возможности в распространении своего опыта, не способствует позиционированию РГПУ им. А. И. Герцена как вуза, предлагающего конкретные технологии подготовки бакалавров и магистров на основе компететностного подхода.
Совершенствование основных образовательных программ и, соответственно, повышение квалификации по данным вопросам — процесс непрерывный. Поэтому в 2010 г. по проблемам внедрения стандартов нового поколения планируется повышение квалификации 500 сотрудников университета, в том числе всех заведующих кафедрами. Рассматривая повышение квалификации как один из механизмов управления интеллектуальным ресурсом вуза, мы должны учитывать, что, во-первых, посредством повышения квалификации мы создаем и транслируем интегрированные новые знания, значимые как для вуза, так и всей системы образования; во-вторых, осуществляем мотивацию профессорско-преподавательского состава на преобразование образовательной среды факультета и вуза в целом, а также на его самообучение и саморазвитие.