Научная статья на тему 'Подготовка, порядок рассмотрения и направление в суд материалов об условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы'

Подготовка, порядок рассмотрения и направление в суд материалов об условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
786
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка, порядок рассмотрения и направление в суд материалов об условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы»

видом наказания по основаниям, не указанным в законе.

1 Тепляшин П.В. Категория «законные интересы осужденных»: функ-

ции и роль в регулировании уголовноисполнительных правоотношений// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2009. С. 230-231.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).

3 Конькова Т.Ю. Административноправовые проблемы деятельности органов внутренних дел в сфере контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания // Административное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 37.

4 См.: Баранов Е.С. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и проблемы, связанные с его применением // Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики». Новокузнецк: Кузбасский филиал Владимирского юридического института МЮ РФ, 2004. С. 4.

5 Вырастайкин В. Условно-досрочное освобождение // Законность. 2006. № 2. С. 17.

6 Обзор судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области в 2007 году материалов об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (обобщение судебной практики подготовлено по заданию заместителя председателя Верховного Суда РФ от 11.02.2008 № НР 0СП-08/2) от 14.04.2008 № 01-19/ 188. С. 13.

7 Там же. С. 15.

8 Сверчков В. Пределы условнодосрочного освобождения от отбывания наказания // Российская юстиция. 2002. № 10. С. 50.

9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике условнодосрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» от 21.04.2009 № 8 // Росс. газ. 2009. 29 апреля.

10 Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М., 1958. С. 97.

11 Дзигарь А.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспектива. Краснодар, 2001. С. 48.

12 Упоров И. Целеполагание отдельных видов наказания в российском уголовном праве // Уголовное право. 2001. № 3. С. 47.

Подполковник внутренней службы С. ДЕМИЧЕВА, старший преподаватель Санкт-Петербургского ИПКР ФСИН России

Капитан внутренней службы О. СОНИНА,

преподаватель Санкт-Петербургского ИПКР ФСИН России

ПОДГОТОВКА, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЕ В СУД МАТЕРИАЛОВ ОБ УСЛОВНОДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Основная тенденция уголовно-исполнительной политики нашего государства на современном этапе направлена на гуманизацию исполнения уголовных наказаний. Это положение относится к исполнению всех видов уголовных наказаний и, вероятно, в большей мере к исполнению лишения свободы.

Одним из основных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы является принцип изменения условий отбывания наказания и наличие возможности у осужденного своим поведением изменить первоначальное решение суда, сократив назначенный срок отбывания

К

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

наказания. У каждого осужденного к лишению свободы на определенный срок, и даже к пожизненному лишению свободы, есть возможность условно-досрочного освобождения.

Подготовка осужденного к освобождению ведется на протяжении всего срока отбывания им наказания. Согласно ст. 172 УИК РФ существует несколько оснований освобождения от отбывания наказания, одним из которых является условно-досрочное освобождение (далее - УДО) от отбывания наказания.

Осужденному с момента его прибытия в место отбывания наказания администрация учреждения разъясняет нормы, установленные ст. 79 или ст. 93 (для несовершеннолетних) УК РФ, а также ст. 175 УИК РФ. Начальник отряда, члены совета воспитателей и иные лица, проводящие индивидуально-воспитательную работу, должны в обязательном порядке объективно и всесторонне информировать осужденных о возможности применения к ним УДО. Ознакомление с такой информацией осуществляется во время проведения занятий по социально-правовой тематике, а также посредством использования наглядной агитации, размещенной в отряде, клубе и иных общественных местах. О предстоящем наступлении права на УДО от отбывания наказания осужденному сообщает начальник отряда на основании точных данных, предоставленных отделом специального учета исправительного учреждения. При этом расписка осужденного о доведении до него сведений о наступлении права на написание ходатайства об УДО приобщается к его личному делу. Одновременно начальник отряда проводит с осужденным беседу, в ходе которой объективно оценивает возможность применения к нему УДО.

Перечисленные мероприятия осуществляются не менее чем за месяц до фактического отбытия осужденным части срока наказания, установленного ч. 3 ст. 79 и ст. 93 УК РФ. Записи об их проведении должны быть сделаны в дневнике индивидуально-воспитательной работы.

Согласно изменениям в ст. 175 УИК РФ основанием для рассмотрения вопроса о целесообразности применения к осужденному УДО от отбывания наказания является подача им, его адвокатом (законным представителем) соответствующего письменного ходатайства в суд. Причем решение о подаче данного ходатайства либо об отказе в его подаче принимается осужденным самостоятельно.

Ходатайство об УДО от отбывания наказания составляется и подписывается осужденным собственноручно, с обязательным указанием даты написания. Затем с него снимается копия, которая подшивается к личному делу осужденного. В ходатайстве должны быть представлены сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период его отбывания он полностью или частично возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии. В этом документе приводятся также иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Данное ходатайство подается через администрацию учреждения.

Поданный документ подлежит обязательной регистрации (в тот же день) в специальном журнале учета поданных ходатайств об условнодосрочном освобождении. Запрос суда о сведениях, характеризующих осужденного за все время нахождения в местах лишения свободы, направленный в исправительное учреждение (далее - ИУ), подлежит незамедлительной регистрации в канцелярии учреждения.

Для составления объективного мнения администрации исправительного учреждения о целесообразности применения к осужденному УДО от отбывания наказания поданное им ходатайство, запрос суда рассматриваются советом воспитателей отряда и комиссией исправительного учреждения (учебновоспитательным советом воспитательной колонии).

Однако на практике заседанию совета воспитателей отряда предшествует заседание совета коллектива учреждения (отряда) осужденных. Так, согласно приказу Минюста России от 08.06.2005 № 79 совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания и администрации учреждения. По мнению авторов, такая практика заслуживает одобрения, так как предварительное рассмотрение вопроса активом отряда (учреждения) позволяет дать более объективную характеристику конкретному осужденному.

На заседании совета воспитателей отряда и комиссии (учебно-воспитательного совета) ИУ в обязательном порядке ведется протокол, в котором отражается мнение каждого члена совета или комиссии, а также принятое решение по рассматриваемому вопросу.

Материалы, рассмотренные комиссией ИУ (учебно-воспитательным советом), обязательно направляются в суд не позднее 10 дней со дня подачи осужденным ходатайства об УДО от отбывания наказания.

При рассмотрении ходатайства об УДО на административной комиссии к нему прилагаются следующие документы: характеристика на осужденного; справка о поощрениях и взысканиях осужденного;

справка о наличии у осужденного материального иска и его погашении;

выписка из протокола заседания СКО; выписка из протокола заседания совета воспитателей отряда;

дневник индивидуально-воспитательной работы.

Помимо этого, начальник отдела специального учета предоставляет личное дело осужденного.

Кроме того, начальник отряда (либо лицо, подготавливающее документы об УДО) должен не менее чем через два дня после подачи осужденным ходатайства оформить заявку в психологическую лабораторию ИУ на проведение психологического обследования. Его результаты приобщаются к личному делу и также направляются в суд вместе с характеристикой на осужденного.

Если лицу, отбывающему наказание, было предоставлено право передвижения без конвоя, то это обязательно указывается в характеристике.

При подготовке процедуры УДО необходимо учитывать конкретные особенности того учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. Решение об УДО выносит суд по месту отбывания наказания. Главным документом, который влияет на решение судьи, является характеристика осужденного из ИУ. Именно на получение положительной характеристики и рекомендации об УДО от администрации ИУ сотрудник воспитательного звена должен в первую очередь обратить внимание осужденного.

Составленная начальником отряда характеристика обязательно должна содержать следующие сведения о личности осужденного: отношение к совершенному преступлению (признание вины в содеянном) и возмещению причиненного ущерба; раскаяние в совершенном деянии; отношение к соблюдению установленного порядка отбывания наказания и санитарно-гигиенических норм; отношение к труду, учебе и получению специальности; участие осужденного в общественной жизни коллектива; наличие поощрений и взысканий; состояние здоровья; наличие положительных социальных связей; планы на жизнь (бытовое и трудовое устройство) после освобождения, о которых он рассказывает. Предоставленная информация должна характеризовать осужденного за все время его нахождения в местах лишения свободы и логически соответствовать материалам, приобщенным к его личному делу. В случае, если он отбывал наказание в нескольких ИУ или длительное время находился в СИЗО, администрация учреждения обязана заблаговременно запросить характеристики из этих мест. Если же осужденный ранее условно-досрочно освобождался, администрация ИУ обязана заблаговременно уведомить его о необходимости самостоятельно подготовить запрос в суд на постановление об УДО по прежней судимости. В резолютивной части характеристики должно быть дано заключение администрации ИУ, отражающее мнение о целесообразности либо нецелесообразности применения к осужденному УДО от отбывания наказания. Заключение администрации ИУ должно соответствовать содержанию характеристики и быть логически обоснованно.

В характеристике следует осветить участие осужденного в работе самодеятельных организаций, что поощряется и учитывается при определении степени его исправления (ч. 2 ст. 111 УИК РФ).

Характеристика на осужденного, оформленная и подписанная начальником отряда, согласовывается с заместителями начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе, по организации производственной деятельности осужденных (с начальником центра (мастерских) учреждения), по безопасности и оперативной работе, начальниками оперативного отдела и отдела безопасности (режима), отдела специального учета, медицинской части, директорами

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

школы и профессионального училища (в воспитательной колонии), психологом и сотрудником группы социальной защиты и утверждается начальником учреждения. Все документы, прилагаемые к ходатайству осужденного об УДО, набираются в двух экземплярах. Второй экземпляр приобщается к личному делу осужденного.

К направляемым в суд материалам допускается прикладывать и иные документы, которые могут повлиять на решение суда при рассмотрении ходатайства осужденного об УДО. Такими документами могут быть:

справка о трудоустройстве после освобождения либо ответ из Центра занятости населения по запросу инспектора группы социальной защиты ИУ;

справка о наличии у осужденного жилья (Ф-9) или копии документов о праве собственности на жилье либо документы, дающие осужденному право на приобретение жилья (завещание или наследование по закону, дарение);

справки о состоянии здоровья близких родственников осужденного;

справка о состоянии здоровья самого осужденного;

справка о наличии у осужденного иждивенцев;

ходатайства общественных и религиозных организаций и производственных кооперативов об УДО осужденного от отбывания наказания.

Данные документы, как правило, представляются осужденным самостоятельно. Однако в связи с введением в учреждениях штатных должностей инспекторов групп социальной защиты осужденных им оказывается помощь в трудовом и бытовом устройстве после освобождения. Администрация ИУ взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управлениями здравоохранения, образования, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства. Предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых лиц предотвращает рецидив

преступлений, дает возможность, в том числе и лицам БОМЖ, встать на путь исправления и вернуться к нормальной жизни.

Судебная практика по УДО от отбывания наказания в виде лишения свободы достаточно разнообразна. Одни суды применяют УДО лишь при примерном поведении и добросовестном отношении осужденного к своим обязанностям за весь срок (большую часть) отбытого наказания (включая и период предварительного заключения), обращая особое внимание на случаи злостного нарушения режима, при безусловном признании своей вины по приговору. Предпочтение отдается тем осужденным, которые имеют минимум судимостей. Другие суды смотрят на то, чтобы в последний перед освобождением год не было нарушений режима, даже если осужденный ранее злостно его нарушал. Лицам, отбывающим наказание в исправительных колониях строгого режима, суды в УДО отказывают гораздо чаще, мотивируя это тем, что большую часть срока лицо нарушало режим; новое преступление совершено после УДО в течение неотбытой части наказания или вскоре после амнистии (помилования); многократными судимостями и минимальным интервалом между ними; уклонением от возмещения ущерба, причиненного преступлением, по исполнительным листам; нежеланием признать вину в преступлении и раскаяться; лицо не имеет поощрений; тяжестью преступления; нерешенностью вопросов о трудовом и бытовом устройстве после освобождения; отсутствием социальных связей; значительным остатком неотбытого срока наказания. Некоторые суды полностью полагаются на мнение администрации, представляющей осужденного. Однако, если при поддержке администрацией осужденного суд может как удовлетворить ходатайство об УДО, так и отказать, то при отрицательной характеристике в 99 % случаев суд откажет. Это связано с тем, что, принимая решение об УДО от отбывания наказания, большинство судов старается оценить все обстоятельства дела. К ним относятся: тяжесть преступления; прежние судимости; признание вины на стадии предварительного следствия, судебного разбирательства или в местах лишения свободы; причиненный ущерб потерпевшим и меры, принятые к его погашению; неотбытая часть наказания; поведение в местах лишения свободы; отношение потерпевших к возможности УДО осужденно-

го; мнение прокурора, адвоката и администрации ИУ; решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения; наличие у осужденного социальных связей и т. д.

Администрация же в основном оценивает поведение лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, наличие поощрений и взысканий, отношения в коллективе осужденных и с сотрудниками ИУ и в меньшей степени тяжесть совершенного преступления. Хотя сравнить количество собранного материала по уголовному делу и по вопросу условно-досрочного освобождения, конечно, нельзя - на суде лежит большая ответственность при принятии решения об УДО, так как в каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комплекс представленных материалов.

Нерешенными остаются проблемы, связанные с порядком назначения и проведения судебного заседания при рассмотрении вопроса об УДО от отбывания наказания. Например, необходимо ли участие в заседании осужденного; обязательно ли участие представителя администрации ИУ?

Если говорить о необходимости участия в судебном процессе осужденного и представителя администрации исправительного учреждения, то, по мнению авторов статьи, это является обязательным. Причем представителем администрации должно быть лицо, которое по своим должностным обязанностям ежедневно и непосредственно общается с осужденными и знает их не формально (не только по материалам личного дела). Это может быть: начальник отряда, инспектор ОВР, воспитатель, начальник ОВР, инспектор ГСЗ. Кроме того, лицо, представляющее осужденного в суде при рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении, должно обладать определенными деловыми и профессиональными качествами. Важно, чтобы не получилось так, что из-за неграмотных и непрофессиональных действий представителя администрации ИУ, который не смог (не захотел) должным образом представить достойного осужденного к УДО, последний остался в местах лишения свободы.

Участие самого осужденного необходимо, так как несмотря на то, что суд не несет ответственности (в правовом смысле этого слова) перед обществом за освобождение или не-освобождение осужденного, нельзя исключать

фактор моральной ответственности. Каждый судья, вынося свое решение, должен тщательно взвесить все за и против и сам лично, а не только по представленным документам, убедиться в исправлении осужденного. Это отмечено и в определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 351-0, в котором сказано: «Части вторая и третья статьи 399 УПК Российской Федерации в части, касающейся разрешения в судебном заседании вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, предполагают, что при наличии соответствующей просьбы осужденного суд обязан обеспечить его участие в судебном заседании для изложения своей позиции и представления необходимых доказательств».

Особо хотелось бы отметить процедуру подачи и рассмотрения ходатайства на осужденных, содержащихся в СИЗО (осужденных по одному делу и подозреваемых и обвиняемых по второму делу). В случае подачи таким осужденным (его адвокатом) ходатайства об УДО администрация СИЗО должна подготовить на него характеристику. Причем вместо начальника отряда ее подписывает НКО. Администрация СИЗО должна также сделать запрос в исправительное учреждение, в котором осужденный отбывал наказание до того как прибыл в СИЗО, для получения объективной характеристики. Кроме того, отдел специального учета СИЗО обязан уведомить лицо, за которым числится указанный осужденный, и администрацию ИУ, из которого он прибыл, о факте подачи осужденным ходатайства об УДО.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания повторно внести соответствующее ходатайство осужденный может не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе, а осужденный к пожизненному лишению свободы - не ранее чем по истечении трех лет со дня вынесения постановления суда об отказе.

Осужденные, ранее условно-досрочно освобожденные и возвращенные в исправительные учреждения решениями судов, в случаях, предусмотренных законом, могут вновь обращаться с ходатайством об УДО от отбывания наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.