программу «Здоровьесберегающие технологии в деятельности предуниверсария» с целью повлиять на готовность обучающихся к реализации сохранения и укрепления их здоровья; проводить регулярно мониторинг здоровья учащихся в соответствии с учебной нагрузкой.
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются ресурсные средства, используемые на занятиях, их преимущества и недостатки, особенности использования ресурсных средств на основе образовательной программы среднего общего образования, выявляются факторы риска в распределении бюджетного времени, предлагаются рекомендации по осуществлению здоровье-сбережения учащихся.
Ключевые слова: здоровьесбережение, анкетирование, бюджет времени, дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы.
SUMMARY
The paper analyzes digit resources, advantages and disadvantages, the peculiarities of using digit resources based on the educational program of secondary general education, identifies risk factors in the allocation of budget time, and offers recommendations on the implement-tation of health saving of students.
Key words: questionnaire, time budget, health saving and promotion, distance learning, electronic educational resources.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989. -219 с.
2. Комарова Э. П. Антропоцентрические науки в образовании: монография по материалам VIII Международной научно-практической конференции. 13-14 ноября 2018 года (Россия, Китай, Греция). - Воронеж: Издатель-ско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. - 326 с.
3. Малькина М. Е., Бюджет времени студенческой молодежи// ОГАРЁВ-ONLINE Научный журнал на тему: Языкознание и литературоведение, Право, Экономика и бизнес, СМИ (медиа) и массовые коммуника-
ции, Социологические науки. - 2016. - № 4 (69).
4. Такчук Е. А., Информатизация общества как социально гигиенический фактор формирования фундаментального цивилизацион-ного сдвига // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык - международный информационно-аналитический журнал. -2014. - № 1 (06).
5. Фетисов А. С. Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние: монография. - Воронеж: АИСТ, 2013. - 176 с.
6. Фетисов А. С. Психологические основания взаимодействия здоровьесберегающей образовательной среды и личностно-про-фессиональных качеств педагога // Вестн. ВГПУ. - 2012. - Т. 8. - № 10.2. - С. 144-149.
7. Хуторской А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Электронный ресурс] // Эйдос. -2005. - 1 сент. - URL: http://eidos.ru/journal/ 2005/0901.htm.
w
Э. П. Комарова, В. А. Федоров
УДК: 378:338.46
ПОДГОТОВКА
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ
ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
РЕФЛЕКСИИ
1 рофессиональная подготовка поликультурной личности в период модернизации Российского образования требует инновационных преобразований в связи с расширением
2020/1-(Ж
международных контактов и сотрудничества, трансформацией процесса обучения, овладением общекультурными, профессиональными, цифровыми компетенциями, которые должны обеспечить достижение новых ориентиров.
Современные требования к подготовке поликультурной личности предполагают поиск новых подходов и овладение инновационными формами, средствами и методами. К объективным факторам, обострившим проблему профессиональной подготовки поликультурной личности, относятся следующие: изменение содержания профессионального образования; введение инновационных технологий; освоение и использование цифровых ресурсов в образовании.
В процессе профессиональной подготовки поликультурной личности все большее значение приобретают такие функции образования, которые направлены на развитие ее творческой индивидуальности, что побуждает исследователей обращаться к ресурсам развития поликультурной личности и ее творческого потенциала. Актуальность данного вопроса закреплена нормативными документами ЮНЕСКО по образованию «Создание творческого потенциала для XXI века».
Целью данной статьи является теоретическое обоснование профессиональной подготовки поликультурной личности на основе интеллектуально-эмоциональной рефлексии.
По данным психологии внутренний мир педагога состоит из двух сфер - интеллектуальной и эмоциональной, между которыми возникает взаимодействие. В рамках овладения цифровыми ресурсами основной целепо-лагающей идеей выступает интеллектуальное развитие педагога, которое можно интерпретировать как гиперинтеллект. Интеллектуальное развитие педагога моделирует его возможности, поскольку именно цифровые технологии расширяют и преобразуют способности, создавая основу для его эмоциональной сферы. Эмоции как основа (мотивирующая система) одновременно влияют на личностные процессы, придавая смысл и значение человеческому существованию. Эмоции, яв-
ляясь фундаментальным принципом человеческого поведения, энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действия [4].
Были выявлены различные виды интеллекта: академический интеллект (знания, полученные в процессе обучения); развитие «инвестиционной идеи креативности» [11], согласно которой творческая личность способна инвестировать свои силы в «Идею»; со -циальный интеллект, включающий знания и умения, направленные на успешное социальное взаимодействие субъектов образования; эмоциональный интеллект, рассматриваемый как ориентация на другого человека с целью развития диалога с ним. Поэтому приоритетным становится интеллектуально-эмоциональное развитие личности с целью самостоятельного приобретения тех знаний, которые являются инновационными для обучающегося, необходимыми для выполнения определенной деятельности, решения конкретных задач, обозначенных в федеральном государственном стандарте.
Таким образом, поликультурной личности следует предоставлять автономность в интерпретации получаемых знаний на основании внутреннего опыта, в умении конструировать собственное знание и переносить его на новое предметное содержание рефлексивного контекста, в создании необходимых условий для интеллектуально-эмоционального развития поликультурной личности, направленной на осмысление и размышление собственных действий, реализуемых в той или иной ситуации, - все это актуализирует проблему подготовки поликультурной личности на основе интеллектуально-эмоциональной рефлексии.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что рефлексия рассматривается как «большая внутренняя работа, соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует профессия. Предметом рефлексии является содержание во внутреннем опыте индивида: знания, понятия, представления, эм-патия, чувство, ценности, отношения, желания» [1]. Рефлексия каждого обучающегося становится составляющей процесса обучения,
рефлексия позволяет обучающемуся определить, что ему не достает для успешной реализации себя в определенной ситуации.
Проблема рефлексии в профессиональном образовании является одной из ключевых. На начальном этапе обучения интеллектуальная рефлексия трансформируется в личностную, что способствует пониманию психических процессов и состояний. Рефлексия рассматривается в качестве ведущей деятельности обучающегося [9]. В психологии рефлексия ассоциируется с изучением сознания [3], мышления [8], творчества [10], а также коммуникативных процессов [2]. В соответствии с концепцией Д. А. Леонтьева [5], рефлексивность является нелинейным качеством. Рефлексия, с одной стороны, рассматривается как качество, а, с другой стороны, необходимо выявить совокупность условий с целью формирования его как качества.
Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие типы рефлексий: личностная рефлексия позволяет понять свой внутренний мир посредством самооценки своих качеств; интеллектуальная рефлексия определяется соотнесением предметной ситуации и собственных действий, знаний о предмете; профессиональная рефлексия содержится во внутреннем опыте человека, в знании его профессии, которая реализуется в той или иной ситуации; профессиональная рефлексия оказывается в фокусе внимания поликультурной личности, поскольку является новообразованием в профессии; таким образом, профессиональная рефлексия рассматривается как совокупность интеллектуальных понятий, умений, связанных с самонаблюдением, самосознанием и направленных на осмысление решения профессиональных задач [12]; предметная рефлексия направлена на осознание обучающимися нового материала; деятельност-ная рефлексия позволяет оценить активность обучающихся в работе; эмоциональная рефлексия позволяет установить эмоциональный контакт с обучающимися, настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу; коммуникативная рефлексия
включает продуктивное межличностное взаимодействие субъектов образования, осознание внутреннего мира партнера по общению; кооперативная рефлексия обеспечивает совместную деятельность субъектов образования на базе междисциплинарных знаний [5]; педагогическая рефлексия рассматривается на различных уровнях педагогического мышления и способствует пониманию проблем детерминации механизмов формирования когнитивных стратегий при приобретении знания; рефлексия деятельности рассматривается как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.
Обязательным компонентом любой профессиональной деятельности в условиях международного сотрудничества становятся значимые качества поликультурной личности, необходимые для овладения инновационной профессиональной информацией, что подтверждается развитием новых направлений: биотехнологий, искусственного интеллекта и нанотехнологий.
В связи с этим формируется новый рынок труда, ассоциируемый с новыми профессиями. Именно поэтому необходимо создать условия для развития компетентности и личностного роста обучающихся. Особое значение отводится изучению личностных факторов, ценностных ориентаций, факторов рефлексивного контекста, на основе которого происходит приобретение новых знаний.
Вектор подготовки поликультурной личности необходимо направлять на развитие ее личностных и профессиональных качеств, способности к саморазвитию, познанию, ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностную позицию.
В контексте нашего исследования важно рассмотреть интеллектуально-эмоциональную рефлексию. Интеллектуальный тип рефлексии не редко выделяют как важнейшее новообразование обучающегося. По мнению В. С. Мухиной [7], интеллектуальная рефлексия развивается раньше личностной и коммуникативной, что вызывает значительные трудности в межличностном общении субъектов образо-
2020/J-(Ж
вания. Интеллектуальная рефлексия связана с воображением, самооценкой, профессиональной деятельностью (анализ, планирование, рефлексия). Проблемы трансформации индивидуальной рефлексии в личностную характеристику и использования приобретенной рефлексивной способности в определенной ситуации очень важны для поликультурной личности в различных контекстах. Интеллектуальная рефлексия реализуется в умении поликультурной личности оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.
Важными функциями интеллектуального типа рефлексии выступают: критичность анализа, логичность обоснования, обобщенность, систематизация, собственные представления о профессии и накопленный опыт. Она связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств и предполагает возможность управления своими когнитивными ресурсами. Сущность интеллектуальной рефлексии заключается в осуществлении установок, вопросов, оценок, предположений и утверждений. Таким образом, интеллектуальная рефлексия является катализатором профессионального и личностного развития обучающегося. Интеллектуальная рефлексия - это осознание и переосмысление собственных действий, составляющих содержание интеллектуальной деятельности.
Эмоциональная рефлексия направлена на установление эмоционального контакта субъектов образования, на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Этот вид рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс, осмысленно относиться к методам, которые обучающиеся выбирают для достижения поставленных целей. Для выбора различных способов эмоциональной рефлексии следует учитывать возраст обучающихся; специфику предмета и целесообразность изучения рефлексии на определенном этапе занятия (умение анализировать, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких, умение преодолевать трудности).
Интеллектуально-эмоциональная рефлексия предполагает реализацию рефлексивных знаний (осознание и развитие мыслительных действий) и рефлексивных умений (практическая реализация мыслительных способностей).
Таким образом, интеллектуально-эмоциональная рефлексия обеспечивается интеграцией интеллектуального развития, креативного мышления, эмоционального состояния и способности поликультурной личности интерпретировать свои эмоции, оказывать влияние на других людей, контролировать собственные импульсы и порывы, понимать эмоциональное состояние других. Основой интеллектуально-эмоционального развития поликультурной личности является рефлексивность, включающая систему психологических знаний о себе и о других, стратегии поведения в профессиональных ситуациях, развитие коммуникативных навыков и умений, позволяющих обеспечить эффективное профессиональное взаимодействие субъектов образования в соответствии с целями и условиями профессионального образования.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается теоретический аспект интеллектуально-эмоциональной рефлексии поликультурной личности. Раскрываются понятия «интеллектуальная рефлексия», «эмоциональная рефлексия», «рефлексия», типы рефлексий. Освещается интеллектуально-эмоциональное взаимодействие в рефлексивной деятельности, описываются их преимущества.
Ключевые слова: поликультурная личность, интеллектуальная рефлексия, эмоциональная рефлексия.
SUMMARY
The paper deals with the theoretical aspect of intellectual and emotional reflection of a multicultural personality. The concept of "intellectual reflection", "emotional reflection", "reflection", types of reflections are revealed. The paper highlights intellectual and emotional interaction in reflexive activities and describes their advantages.
Key words: multicultural personality, intellectual reflection, emotional reflection.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследований реальной личности): Избранные психологические труды. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модек», 1999. - 224 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
3. Выготский Л. С. Учения об эмоциях. -М.: Книга по Требованию, 2012. - 160 с.
4. Изард К. Психология эмоции. Серия «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2012 -464 с.
5. Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования. -М.: Изд-во МГУ, 2011. - № 2 (16).
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сла-стёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 679 с.
8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
9. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. -1982. - № 1. - С. 99-104.
10. Стернберг Р., Григоренко Е. А. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Молодая Гвардия, 1997.
11. Шадриков В. Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9.
12. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005. - 800 с.
С. М. Усманова
УДК 378.13:811
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТУРЦИИ
турецкой теории и практике высшего образования педагогический процесс рас -сматривается как система последовательно взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых студент университета или педагогического колледжа принимает непосредственное участие и функционирует в качестве одного из главных компонентов. Учебный процесс в турецких университетах представляет педагогически обоснованную, взаимосвязанную систему структурных и функциональных компонентов, которая характеризуется взаимосвязью, единством функционирования, внутренней упорядоченностью компонентов и специфическими отношениями между ними. В связи с этим чрезвычайно важным является исследование вопроса организации учебного процесса, в ходе которого студентами осваивается система фундаментальных, специальных, профессиональных знаний и способов действий и формируется готовность к будущей педагогической деятельности.
Педагогический процесс в турецких университетах подчиняется стратегическому плану развития системы высшего образования, который был принят 18 февраля 2006 года в соответствии с приказом Министерства национального образования № 26084 [1]. В соответствии со стратегическим планом развития высшего педагогического образования Советом по Высшему Образованию ^ОК) [2] определены следующие профессионально-педагогические компетентности будущего педагога:
- целевая компетентность в области идеальной модели будущего педагога, требо-