УДК 373.2+376.1+373.2 ББК Ч43+Ч411.4
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ) В СРЕДУ ДОУ
Л.А. Емельянова
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
TRAINING TEACHERS FOR INTEGRATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES (HIV-INFECTED) INTO PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION ENVIRONMENT
L. Emelianova Chelyabinsk institute of teachers’ professional retraining and further development
Выявлены противоречия между необходимостью специальной подготовки педагогов к интеграции детей-инвалидов (ВИЧ-инфицированных) в образовательную среду и отсутствием на практике технологии подготовки педагога к процессу интеграции. Обоснованы аспекты, в которых осуществляется подготовка педагогов: деятельностный, содержательный, управленческий.
Ключевые слова: профессиональная готовность, интеграция, интегрированное (инклюзивное) образование, дети-инвалиды, ВИЧ-инфицированный ребенок, дети с ограниченными возможностями.
Contradictions between the necessity of special teachers training for the integration of children with disabilities (HIV-infected) into the educational environment and between the lack of teachers training technology created to support the integration process are identified. Some aspects of activities which are used to train teachers are substantiated: activity, substantial, managerial.
Keywords: professional readiness, integration, integrative (inclusive) education, disabled children, HIV-infected child, children with disabilities.
Необходимость внедрения интегрированного (инклюзивного) обучения и незначительность успехов осуществляемой в данном направлении деятельности за двадцатилетний период (с 90-х годов XX в.) делают актуальной проблему подготовки педагогических работников к работе с детьми-инвалидами, а также выявления причин неудач образовательной интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ/СПИДа в России. Цель статьи - выявить тенденции совершенствования подготовки (переподготовки) педагогов к интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ.
Современная государственная политика в сфере образования ориентирует участников образовательного процесса на реализацию интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Данные позиции были обозначены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а впоследствии четко
акцентуированы в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», который широко обсуждается сегодня педагогической общественностью. Так, в данном документе отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой группе детей относятся и ВИЧ-инфицированные дети.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Наметившиеся тенденции инклюзивного образования выявили проблемы, которые требуется решать уже сегодня. Одной из таких проблем является подготовка педагогов к работе с ВИЧ+ детьми.
Проведенное нами исследование показывает, что педагоги слабо осведомлены в вопросах интеграции ВИЧ-инфицированных детей в образовательную среду [9]. В частности, 82 % респондентов считают, что ВИЧ+ дети должны обучаться в специализированных образовательных учреждениях. Это свидетельствует об их недостаточной подготовке в области нормативно-правового аспекта проблемы, что может найти свое отражение в процессах дискриминации ВИЧ-инфицированных детей, а также в медицинских аспектах проблемы. 89 % опрошенных считают, что для сотрудников детских учреждений, работающих с ВИЧ-инфи-цированными детьми, существует высокий риск профессионального заражения. Такие результаты свидетельствуют о недостаточной осведомленности об особенностях ВИЧ/СПИДа как инфекционного заболевания.
Кроме того, проведенный нами анализ публикаций последних лет показывает, что проблема ВИЧ-инфекции перестала быть сугубо медицинской. ВИЧ-инфекция в Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ / СПИДом отнесена к разряду социальных заболеваний, противодействие которым зависит от социального поведения населения. Данная тема широко обсуждается специалистами в области социологии, психологии, но изучаются, главным образом, психологические особенности самих ВИЧ-инфицированных людей [2, 6-8].
Системный анализ роли педагога в успешной интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду детского образовательного учреждения позволил выявить противоречия между объективной необходимостью в специальной подготовке педагога к работе с такими детьми и отсутствием научно обоснованных и апробированных на практике организационных форм, содержания работы, условий и способов её осуществления, технологии подготовки педагога к этой деятельности, а также недостаточно полным и систематизированным комплексом дидактически обоснованных описаний практики работы образовательных учреждений в этом направлении.
Это обусловило обострение противоречий:
- между сложившимся отношением к ВИЧ-инфицированным детям как к детям, имеющим ограниченные возможности, и реальными особенностями детей, у которых эти осо-
бенности не очевидны (явно не определяются);
- между потребностью ВИЧ-инфицированных детей в индивидуальном развитии и недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагога к удовлетворению этой потребности;
- между вынужденной необходимостью восполнять этот дефицит вузовской подготовки системой повышения квалификации и отсутствием достаточного методико-технологи-ческого обеспечения системы их работы в этом направлении.
Актуальность решения проблемы повышения квалификации педагогов в аспекте формирования компетенций интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ обусловлена, во-первых, сложностью и значимостью задач, стоящих перед педагогами, а во-вторых, дефицитом научно обоснованных разработок эффективного воздействия на процесс становления профессиональной готовности педагогических работников к интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ.
Проблема интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ имеет несколько аспектов, главными из которых являются:
1) создание педагогами, родителями и обучающимися толерантной среды для образования ВИЧ-инфицированных детей;
2) формирование профессиональных компетенций педагогов по организации процесса интеграции ВИЧ положительных детей.
Рассматривая сущность подготовки педагога к интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ, остановимся на основных определениях. По мнению Ю.П. Вавилова, подготовка - это развитие профессиональной компетентности [1]; по определению Е.А. Климова, -это система подготовки педагогов к методически грамотному использованию в практической деятельности нормативных документов, обеспечивающих обучение и воспитание обучающихся [5]; И.Н. Разливинских рассматривает процесс подготовки как повышение профессиональной компетентности педагога через проведение курсовых мероприятий, семинаров, педагогических гостиных, мастер-классов, круглых столов, стимулирование учителей к активному внедрению инновационных образовательных технологий и программ [10]. Следуя этим авторам, главным признаком подготовки будем считать содействие развитию профессиональной компетенции педагога.
Нами проанализирована литература, посвященная проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов. Одним
Вопросы общего образования
из аспектов этой проблемы является выявление «узких» мест. Так, по мнению В.А. Кан-Калика [4], это использование преимущественно фронтальных и групповых форм работы со слушателями. В результате их применения типичным явлением становится несформиро-ванность у педагогов творческих способностей, неумение связывать в единое логическое целое информацию из смежных областей знаний. Учитывая многоаспектность подготовки к работе с ВИЧ-инфицированными детьми, вышеназванные формы не являются адекватными для решения задач развития их соответствующей компетентности. В исследованиях, посвященных проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов, отмечается также, что педагоги нуждаются в интеллектуальной помощи и в психологопедагогической поддержке со стороны опытных специалистов. Построение единой системы психолого-педагогического сопровождения педагогов в процессе профессиональной подготовки позволит, по мнению А. Запесоц-кого, повысить уровень их личностно-профессионального развития. Направлениями сопровождения могут быть: собственно учебно-пе-дагогическое взаимодействие; взаимодействие на основе научно-исследовательской деятельности; межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса; взаимодействие на основе адресной психологической помощи и педагогической поддержки [3].
Это позволяет сделать важные выводы относительно организации системы подготовки педагогов к взаимодействию с ВИЧ-инфицированными детьми. Прежде всего, необходимо (несмотря на массовый характер переподготовки) сделать акцент на индивидуальные формы работы с педагогами, учитывая при отборе содержания дополнительного образования их частные пробелы в теоретической подготовке, неосвоенные компетенции и т. д. Взаимодействие с педагогом при этом должно осуществляться на партнерских основаниях, осуществляться в формах консультаций, помощи, содействия.
По нашему мнению, эффективность подготовки педагогов к деятельности по интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ может быть значительно повышена, если: система подготовки педагогов будет многоступенчатой, сочетающей теоретическую и практическую подготовку (с преобладанием последней); в процессе подготовки к работе с ВИЧ-инфицированными детьми педагог получит конкретные рекомендации, которые смо-
жет использовать в педагогической деятельности. Первое требование обусловлено необходимостью повышения грамотности педагогов в разных аспектах исследуемой проблемы: социальном, педагогическом, медицинском. Второе требование определяется необходимостью довольно быстрого изменения профессиональных компетенций педагогов, их профессионального поведения в то время, когда они внутренне еще не готовы к подобным изменениям. При этом речь идет не о единичных случаях, а о достаточно быстрой массовой их переподготовке. Стандартные рекомендации и советы позволят им быстрее адаптироваться к условиям взаимодействия с ВИЧ-инфицированными детьми. В процессе их освоения важно привлекать педагога к разработке рекомендаций. То, что в силу своей инновационности может вызвать затруднения в организации им образовательного процесса, в период переподготовки может быть осуществлено при помощи более опытного наставника. Процесс практической подготовки педагога к общению с ВИЧ-инфицированными детьми следует осуществлять на основе тренинговых занятий; использования практикоориентированных форм образования (моделирование учебных ситуаций, анализ видеофрагментов, практикумы).
Считаем, что работа по повышению квалификации педагогических кадров по проблеме интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ будет иметь успех, если приобретет системный характер. Системообразующим элементом при этом является цель подготовки педагогов к интеграции детей-инвалидов (ВИЧ-инфицированных детей) в среду ДОУ. Система объединяет компоненты, отражающие теоретические и практические аспекты подготовки педагогов. Наряду с этим следует отдельно подчеркнуть управленчески-педагогический аспект деятельности по интеграции детей-инвалидов (ВИЧ-инфицированных детей) в среду ДОУ. Таким образом, в системе необходимо рассматривать 3 элемента:
1) содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая, медицинская подготовка, создание условий для применения знаний на практике);
2) деятельностный (мотивы, цели, задачи, средства, формы, методы, результаты подготовки педагогов к решению проблемы интеграции ВИЧ+ детей в среду ДОУ);
3) управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование уровня подготовленности педагогов к интеграции ВИЧ+ детей в среду ДОУ).
Рассматривая особенности подготовки педагогов к интеграции детей-инвалидов (ВИЧ-инфицированных детей) в среду ДОУ, важно отметить, что только на основе взаимосвязи деятельностного, содержательного и управленческого аспектов деятельности можно повысить эффективность работы по подготовке педагогических кадров в направлении подготовки их к интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ.
В соответствии с индивидуальными особенностями педагога формулируются индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению его квалификации, формируются группы слушателей различных курсов, временные творческие коллективы, определяются коллективные, групповые и индивидуальные формы (при приоритете последних) оказания помощи для устранения выявленных затруднений.
Ожидаемые результаты функционирования этой системы - достижение некоего достаточного уровня подготовленности педагогов к интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ. Мы считаем важным подчеркнуть, что уровень подготовленности педагогов к осуществлению процесса интеграции ВИЧ-инфици-рованных детей в среду ДОУ можно считать достаточным, если: 1) у педагогов имеются знания (правовые, педагогические, психологические, социологические, медицинские) об особенностях процесса интеграции детей-инвали-дов (ВИЧ-инфицированных детей) в среду ДОУ;
2) они овладели соответствующими компетенциями интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ, главным проявлением которых является создание толерантной среды для образования ВИЧ-инфицированных детей со стороны педагогов, родителей и обучающихся;
3) педагоги освоили управленческие компетенции, позволяющие педагогическому коллективу создавать организационно-управленческие условия, благоприятствующие интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ.
Основной базой по подготовке педагогов к интеграции детей-инвалидов (ВИЧ-инфицированных детей) в среду ДОУ являются институты повышения квалификации педагогических кадров. Их преимуществами являются: понимание глубины и многоаспектности проблемы интеграции ВИЧ-инфицированных детей в среду ДОУ, наличие компетентных специалистов, достаточные организационные возможности, в том числе - по разработке и подобру квалифицированных кадров для реализации образовательных проблем для педагогов.
Литература
1. Вавилов, Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов / Ю.П. Вавилов // Диагностика познавательных способностей. — Ярославль: ЯГПИ, 1986. — С. 18-25.
2. Жданова, Т.Н. Особенности эмоционально-личностной сферы наркозависимых и ВИЧ-инфицированных женщин в период беременности: дис. ... канд. психол. наук/ Т.Н. Жданова. - СПб., 2004. - 189 с.
3. Запесоцкий, А. С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования / А. С. Запесоцкий // Высшее образование в России. —2003. -№ 3. — С. 8-11.
4. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: дис. ... д-ра психол. наук/В.А. Кан-Калик. — Грозный, 1985. -487 с.
5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда /Е.А. Климов. -М.: МГУ, 1988. - 157 с.
6. Козлова, А.В. Интеграция детей, затронутых ВИЧ-эпидемией, в образовательное пространство и готовность сотрудников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) к решению проблемы / А.В. Козлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 4. - С. 3-12.
7. Корнеева, Г.К. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных в условиях лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук / Г.К. Корнеева. - Рязань, 2004. - 195 с.
8. Лаврентьева, Е.А. Психологические механизмы и психопрофилактика девиантного поведения при ВИЧ-инфекции: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Лаврентьева. — М., 2008. — 26 с. — URL:http://www.muh.ru/.Docs/ content/08_l 0__1 OJLavrentieva. doc ?user=dcdd2 977efl530c70930a3fbl 9f28998.
9. Емельянова, Л.А. Формирование профессиональной готовности педагогов к работе с детьми, затронутыми эпидемией ВИЧ/СПМД, в системе повышения квалификации / Л.А. Емельянова // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы II межрегион. науч.-практич. конф.: в 3 ч. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 3. - 193 с.
10. Разливинских, И.Н. Методы и средства и формы формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов / И.Н. Разливинских // Образование и культура как фактор развития региона: материалы Всерос. Менделеевских чтений. - Тобольск: ТГПИим.Д.И. Менделеева, 2007. —210 с.
Поступила в редакцию 1 февраля 2010 г.