Научная статья на тему 'Система формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду'

Система формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная го-товность / система / интеграция / интегриро-ванное (инклюзивное) образование / дети с ог-раниченными возможностями / integrated (inclusive) education / Professional readiness / system / integration / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Лилия Алексеевна

В данной статье обоснована актуальность системы формирования профес-сиональной готовности педагогов к работе в условиях интеграции ВИЧ-инфицированных детей в образовательную среду. Рассмотрено состояние проблемы интеграции в теории и практике образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the urgency of the formation of professional readiness of teachers to work in terms of integration of HIV-infected children in the educational environment is justified. Reviewed the status of integration of problems in the theory and practice of education.

Текст научной работы на тему «Система формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду»

' A \

ЧИППКРО

УДК 373.2+378.091.398 ББК 74.100+74.584

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ) В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ

Емельянова Л. А.

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность системы формирования профессиональной готовности педагогов к работе в условиях интеграции ВИЧ-инфицированных детей в образовательную среду. Рассмотрено состояние проблемы интеграции в теории и практике образования.

In this article, the urgency of the formation of professional readiness of teachers to work in terms of integration of HIV-infected children in the educational environment is justified. Reviewed the status of integration of problems in the theory and practice of education.

Ключевые слова: профессиональная готовность, система, интеграция, интегрированное (инклюзивное) образование, дети с ограниченными возможностями.

Professional readiness, system, integration, integrated (inclusive) education, children with disabilities.

В настоящие время процесс интеграции детей с ограниченными возможностями, а к ним относятся и дети, затронутые эпидемией ВИЧ/СПИДа, в среду является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Однако проблемы интеграции инвалидов все еще не являются предметом специального исследования.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число людей с ограниченными возможностями в мире достигает 13 %, причем в России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Отдельно стала выделяться проблема такого заболевания, как ВИЧ / СПИД. О восстребованности названной проблемы могут свидетельствовать и результаты проведенного нами анализа научной литературы [7]. Если вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду в педагогике уделялось и уде-

ляется значительное внимание, то возможность обеспечения готовности детей ВИЧ-инфицированных к инклюзивному обучению разработана недостаточно и требует более глубокого, обстоятельного изучения.

Системный анализ роли педагога в успешной интеграции ВИЧ-инфицированных детей позволил выявить противоречия между объективной необходимостью специальной подготовки педагога к работе с ними и отсутствием научно обоснованных и апробированных на практике организационных форм, содержания работы, условий и способов её осуществления, технологии подготовки педагога к этой деятельности, а также недостаточно полным и систематизированным комплексом дидактически обоснованных описаний практики работы образовательных учреждений в этом направлении.

Чтобы обеспечить готовность педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду, нужно подробно изучить и обосновать данный процесс: определить его компоненты, охарактеризовать их, проследить, как они взаимодействуют между собой, каким образом должны быть упорядочены и организованы, чтобы составлять некую управляемую устойчивую определенность, функционирование которой позволит достичь поставленной цели. Другими словами, этот процесс должен быть систематизирован.

Разработка в нашем исследовании системы формирования готовности педагогов к обучению детей ВИЧ-инфицированных опирается на современные теории педагогики. К ним относится, во-первых, теория развивающего обучения, обоснованная в трудах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. Менчин-ской, Д. Б. Эльконина и др., согласно которой обучение и развитие составляют систему диалектически взаимосвязанных сторон одного

процесса. А во-вторых, мы используем теорию личностно ориентированного обучения, в котором создаются условия для развития и становления личности, реализации ее внутренних ресурсов (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.).

Следующим этапом нашего исследования стал выбор и обоснование теоретикометодологических подходов системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных). Рассматривая данный процесс как сложное и многоаспектное явление, считаем необходимым изучить его с разных позиций. Для этого обратимся к понятию «подход».

«Методологический подход» - принципиально методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования». Теоретикометодологическую основу системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) составляют системный и деятельностный подходы. Основанием для такого вывода служат сущностные характеристики и содержание выделенных подходов.

Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем .

Представителями системного подхода являются В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин; в педагогике: Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л. Г. Викторова, Т. А. Ильина, Ю. А. Конаржевский, А. Г. Кузнецова, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, В. А. Якунин и др.

Цель применения системного подхода в нашем исследовании состоит в разработке системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных)...

Под системой понимается:

- комплекс взаимодействующих элементов;

- упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство;

- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

В качестве рабочего определения системы примем второе, т. е. будем рассматривать систему формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных), как упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Раскроем основные положения системного подхода в применении к нашему исследованию:

- обеспечение формирования готовности

педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-

инфицированных) является системой, т.е. необходимо выявление всех системных свойств данного объекта;

- система формирования готовности пе-

дагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-

инфицированных) есть элемент метасистемы обучения;

- данная система, как и любая другая, имеет определенную структуру и характеризуется целостностью. Основным элементом системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных), составляющим ее компоненты, является действие субъекта обучения; системообразующим фактором системы выступает цель - формирование готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных);

- следует учитывать предельные возможности данной системы, они касаются знаний, умений, навыков и уровня развития педагогов, на которые система влияет в процессе реализации. Однако в процессе прохождения этапов развития система формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) может расширять свои потенциальные возможности.

Результат применения системного подхода в нашем исследовании заключается в том, что, выступая как мыслительный процесс исследователя и его результат, системный подход реа-

лизуется в системном изучении системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных)...

Системный подход обеспечивает общее направление научного познания в исследовании, не раскрывая особенностей взаимодействия преподавателя и слушателей. Для этой цели нам необходим деятельностный подход, который представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности.

Деятельностный подход разработан в трудах А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Чунаева и др.

Цель применения деятельностного подхода в нашем исследовании состоит в изучении системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) как вида деятельности, что позволяет раскрыть его педагогическую сущность, структуру, особенности организации. Согласно деятельностному подходу в результате усвоения, организованного под руководством преподавателя в процессе формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных), обучаемый приобретает знания, т.е. усваивает учебный материал, необходимый для овладения профессиональными умениями, заданными целями обучения, и развивается, т.е. формируется готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Раскроем основные положения деятельностного подхода в применении к нашему исследованию:

1. Система формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) как деятельность преподавателя и слушателей, связанная с учебой, т. е. ее можно отнести к подвидам трудовой деятельности.

2. Центральным компонентом системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) как вида деятельности является цель, состоящая для препо-

давателя в наиболее эффективной организации данного процесса; а для слушателей в необходимости воспринять, осознать, запомнить учебный материал и научиться применять его в различных контекстах.

3. Система формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья как деятельность имеет микро- и макроструктуру. В микроструктуру входят действия: восприятие, осознание, запоминание и применение; и операции: анализ, синтез, оценка, рефлексия, индукция, дедукция и т. д. Макроструктура (по А. Н. Леонтьеву) включает: мотив, указанную выше цель, ее декомпозицию на подцели, процесс усвоения, составными частями которого является цепочка действий, и результат, представленный в виде формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результат применения деятельностного подхода в нашем исследовании заключается в рассмотрении системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-

инфицированных) как деятельности, основной компонент которой - формирование готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обозначенные системный и деятельностный подходы составляют исследовательскую базу нашей работы, позволяющую определить основные научные положения по изучаемой проблеме системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицирован-ных), и охарактеризовать ведущие направления ее исследования в теоретической деятельности, приводящей в заключении к разработке системы.

Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Отечественная образовательная интеграция внедряется сегодня без серьезной специальной подготовки педагогов и психологов системы образования к работе в условиях интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ. Проведен-

ный нами анализ образовательных программ показал, что педвузы и педагогические колледжи не владеют сегодня технологиями подготовки к работе в условиях инклюзивного образования ни воспитателей, ни учителей массовой школы, ни специальных педагогов разных специальностей. Данный факт находит свое отражение в вопросе осведомленности педагогов о ВИЧ-инфекции. Об этом свидетельствуют результаты, проведенного нами исследования [7]. Реализация новых концептуальных подходов возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности педагога. В связи с этим остро встает вопрос о готовности педагога к работе с детьми-инвалидами.

Готовность является аспектом квалификации, значит, формирование готовности педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования возможна в процессе повышения квалификации при обучении по программе дополнительного образования.

Анализ теоретических подходов В. А. Сла-стенина и В. В. Серикова к данному понятию позволяет выделить общие положения. Готовность - это система знаний, умений и навыков; мотивационно-ценностное отношение к работе с детьми; постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств; способность самостоятельно строить методику работы с детьми, используя новые технологии; самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации; рефлексия своего личностного и профессионального поведения. Исходя из этого, мы выделяем следующие содержательные компоненты готовности педагогов к работе с детьми, затронутых эпидемией ВИЧ/СПИД: система знаний о ВИЧ-инфекции, а также связанных с профессиональной деятельностью; мотивационно-ценностное отношение к работе с детьми-инвалидами; способность самостоятельно строить методику работы с детьми, используя новые технологии.

Рассматриваемая нами система готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду относится к социальным системам, для которых будут характерны следующие признаки:

- целостность - система состоит из компонентов, но она не является простой их сум-

мой, а представляет собой органическое единство, внутри которого существует четкая взаимосвязь и взаимодействие;

- структурность - наличие упорядоченных связей и отношений совокупности элементов, обусловленных местом каждого элемента в системе;

- иерархичность, то есть любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать как элементы в качестве системы более низкого порядка;

- динамизм. Любая система имеет свою историю. Развиваясь во времени, система проходит определенные этапы, для каждого из которых характерны свои особенные специфические свойства системы;

- открытость. Система может адаптироваться к условиям внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности.

- взаимодействие с внешней средой, с системами более высокого порядка. Ни одна система не может существовать сама по себе.

- управляемость. Наличие управления в системе делает необходимой постановку в процессе анализа и разработки понятия цели, целесообразности, характера систем, их связей и поведения. В связи с управлением и необходимостью целесообразного характера поведения систем во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития.

Рассматривая проблему готовности педагогов к обучению детей ВИЧ-инфицированных в условиях интеграции в образовательную среду, мы будем руководствоваться определением

Н. В. Кузьминой, которая под системой понимает совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [3]. Данная формулировка позволяет нам определить основные компоненты системы.

В соответствии с рассмотренными общими признаками системы и на основании определения педагогической системы Н. В. Кузьминой, мы предлагаем под системой формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду, понимать совокупность

взаимосвязанных целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, развития педагогов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование готовности педагогов к работе с ВИЧ-инфицированными детьми. В соответствии с данным определением названная система будет включать в себя следующие компоненты: целевой, управленческий, содержательный, организационный и результативный. Рассмотрим компоненты предлагаемой системы.

Целевой компонент рассматриваемой системы определяет назначение системы, а также содержание и структурные связи остальных ее компонентов. Целью функционирования системы является формирование готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду на основе взаимодействия групп доминантных профессионально значимых качеств и качеств менее выраженных.

Следующим компонентом предлагаемой является управленческий. Теория управления педагогическими системами в нашей стране интенсивно разрабатывалась В. И. Загвязин-ским, В. С. Лазаревым, Л. И. Фишман и др. Согласно данной теории к основным управленческим функциям относятся: планирование, организация, руководство и контроль.

Содержательный компонент системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду представлен составляющими профессиональной деятельности учителя: организаторской деятельностью, конструктивной, проектировочной, гностической и коммуникативной деятельностью [3]. Данный компонент системы позволяет включить в процесс подготовки педагогов виды деятельности, характерные для рассматриваемых групп профессионально значимых качеств.

Организационный компонент системы включает формы, методы и средства формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду. В соответствии с существующими классификациями нами были

определены следующие формы организации рассматриваемого процесса : индивидуальные (учебные игры, дискуссии, творческие работы и т. д.), групповые (групповая познавательная деятельность, имитационные игры, театрализация и т. д.) и массовые (творческие и учебнометодические семинары, коллективная творческая деятельность крупных форм и т. д.). В качестве методов формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду использовались репродуктивные, частичнопоисковые, исследовательские методы и методы самостоятельной работы слушателей. Средства достижения поставленной цели представлены современными средствами обучения и воспитания, а также достижениями педагогической науки.

Результативный компонент разработанной системы позволяет диагностировать достижение поставленной цели. Нами были выделены и подтверждены группой экспертов критерии сформированности готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду. К ним мы отнесли: системность профессионально значимых качеств, мотивацию профессиональной деятельности, ответственность принятия решений.

Таким образом, рассмотренные компоненты раскрывают содержательную новизну описываемой системы формирования готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ВИЧ-инфицированных) в условиях интеграции в образовательную среду.

Литература

1. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Личностно-ориентированное образование [Текст] : учеб. пособие / Под. ред. Л. М. Кустова.

- Челябинск : ЧИРПО, 2003. - С. 70 - 81.

2. 3еер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М. : АПО, 2002. - С. 43.

3. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя : психологическая структура деятельности учителя и формирование его лично-

сти [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л. : изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

5. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология [Текст] : монография / В. В. Сериков. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 272 с.

6. Сластенин, В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе : содержание, структура, функционирование /

В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1982. - С. 14-28.

7. Емельянова, Л. А. Формирование профессиональной готовности педагогов к работе с детьми, затронутыми эпидемией ВИЧ/СПИД, в системе повышения квалификации [Текст] / Л. А. Емельянова // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики : материалы II межрегиональной научно-практичес-кой конференции : В 3 ч. - Челябинск : изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2010. - Ч. 3. - С. 162-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.