Научная статья на тему 'Подготовка педагогов дошкольного образования в федеративной Республике Германия'

Подготовка педагогов дошкольного образования в федеративной Республике Германия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелина Валентина Станиславовна

С начала XXI в. в Германии осуществляется модернизация системы дошкольного образования. Изменения затронули не только организацию работы детских садов, но и подготовку педагогов. В статье рассматривается, чаи вызваны и в чем заключаются эти изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов дошкольного образования в федеративной Республике Германия»

B.C. Пчелина

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ

С начала XXI в. в Германии осуществляется модернизация системы дошкольного образования. Изменения затронули не только организацию работы детских садов, но и подготовку педагогов. В статье рассматривается, чей вызваны и в чем заключаются эти изменения.

Педагогическое образование и повышение квалификации учителей являются сегодня предметом особого внимания во многих европейских странах. Проблема низкого качества элементарного образования и подготовки его педагогов активно обсуждается в последние годы и в ФРГ. И хотя отечественные компаративисты еще не обращались к ее рассмотрению, изучение дошкольного образования именно этого государства представляется особенно интересным для российской педагогики: это один из ярких примеров того, когда экономически более развитое государство отчетливо уступает нам в области образовательной практики. Как это произошло и какова ситуация в данной сфере в ФРГ сегодня, мы и попытались исследовать в данной работе.

На фоне прочих показателей это лишний раз подтверждает, что, во-первых, отдельные элементы нашей образовательной системы по-прежнему могут служить источником заимствований для других стран, а во-вторых, слабым звеном этой системы ни в коем случае не является дошкольное воспитание. Добавим, что в пользу первого вывода говорит тот факт, что современная Германия во многом ориентируется в тгой сфере на опыт ГДР, которая, как известно, в устройстве большинства социальных институтов, и образования в том числе, следовала примеру Советского Союза. Вывод о качестве организации и продуктивности элементарного образования в России подтверждается международными сравнительными исследованиями учебных достижений учащихся, показавших, что именно на уровне общеобразовательной школы происходит процесс разделения детей по их способностям, интересам, потребностям, в наибольшей степени сказываются семейные и культурные факторы и закладывается своеобразная модель человека (учащегося и гражданина) [8]. В дошкольных учреж-

дениях группы детей более раВНОМерНЫ И боЛЬшее число воспитанников видится «перспективными» в плане построения учебной и жизненной карьеры.

Итак, современная Германия озабочена своим положением дел в сфере дошкольного образования, причем, осознание серьезности проблемы пришло после проведения в стране ряда исследований. К примеру, в рамках дискуссии о качестве работы детских дошкольных учреждений в конце 90-х гг. Андреас Фрей из Центра эмпирических педагогических исследований университета Кобленц опытным путем установил, насколько подготовка педагогов этой области соответствует требованиям общественного развития. Он пришел к выводу о расхождении таковых на уровне практики и о том, что качество фактических усилий по развитию профессиональных и учебных навыков студентов весьма посредственно [5]. Результаты эксперимента показали также теоретическое отсутствие разрыва между потребностями практики и содержанием подготовки.

Анализ результатов международных сравнений учебных достижений выявил следующие дефициты педагогов элементарной ступени в Германии: недостаток знания детской психологии, неумение работать с одаренными, способными детьми, с детьми-мигрантами и инвалидами, отсутствие матемагических и естественнонаучных знаний, низкие образовательные навыки в целом. Причина тому - состояние подготовки воспитателей в ФРГ, ее содержание, принципы и задачи. Само качество педагогического образования было посредственным, что, кстати, подтверждалось и ранними исследованиями: в частности А. Фрей говорил о среднем уровне эффективности подготовки дошкольных педагогов [5]. Заметим, что речь во всех исследованиях шла о конце 90-х годов, когда круг дефицитов педагогов дошколь-

ного образования был менее очевиден. Но уже с начала тысячелетия, после проведения программ TIMSS, PIRLS и PIS А, не замечать проблем в этой области и дальше было уже невозможно.

Из сложившейся ситуации можно сделать два главных вывода, связанных с ее последствиями в будущем: 1) в условиях европейской интеграции воспитатели из ФРГ не могут быть востребованы в странах ЕС в силу их недостаточной квалифицированности; 2) низкий уровень подготовленности дошкольных педагогов обуславливает низкий уровень продуктивности элементарного образования и ведет к проблемам обучения детей в школе. Логичным продолжением последнего вывода становится падение качества подготовки специалистов в вузах и снижение конкурентоспособности государства на мировом рынке. Как раз этим и обеспокоена Германия. Различными исследованиями доказано, что от степени готовности выпускника педагогического отделения зависит то, насколько полно и эффективно он будет выполнять социальный заказ. Цепочка «компетентность воспитателя—благосостояние государства» со всеми ее промежуточными звеньями наглядно продемонстрировала стране необходимость немедленного реформирования всей области элементарного образования.

В связи с этим с конца 90-х гг. на страницах педагогической прессы Германии была развернута дискуссия о состоянии подготовки воспитателей детских дошкольных учреждений. Признавалось и, в первую очередь, самими воспитателями, что педагогическое образование в этой области недостаточно ориентировано на практику (для страны, к примеру, крайне важно, что персонал таких учреждений не обучен взаимодействию с особыми группами детей - с инвалидами и мигрантами - а также сотрудничеству с родителями своих воспитанников). Основу для дальнейшей критики составляли дефициты немецких воспитателей в области математики, естествознания и работы на компьютере.

Помимо отсутствия у выпускников педагогических техникумов навыков языкового содействия, физического, музыкально-эстетического или трудового воспитания дошкольников (так как едва ли не единственным видов деятельности в детских садах ФРГ всегда являлась игра, и сами они работали в полудневном режиме), в педагогической печати неоднократно упоминалось о таких дефицитах образования воспитателей Запад-

ной Германии, как неумение сотрудничать с родителями, некомпетентность в выборе средств и методов воспитательной работы, неготовность к использованию компьютера.

В 1996 г. страны ЕС постановили, что деятельность дошкольных учреждений должна включать в себя различные направления воспитания, формируя у детей, элементарные представления о математических, биологических, физических, технических и экологических явлениях и предметах. Но если в Великобритании или Швеции давно существуют образовательные концепции дошкольного образования, то в Германии, точнее в Западной Германии, такие задачи никогда не стояли, и деятельность детских яслей и садов сводилась к присмотру за детьми в отсутствии родителей. Главное отличие политики дошкольного образования в ФРГ от европейских государств заключается не в своевременности и планомерности развития этой области, а как раз в отсутствии здесь концепций элементарного образования. Причины трудностей с их созданием разнообразны. Одна из них, на наш взгляд, - административная: ответственность за эту сферу, согласно законодательству, в ФРГ лежит на местных властях, а это значит, что перенесение ответственности на нижний административный уровень системы управления не способствует инициации и поддержке необходимых реформ в масштабе всей страны. Важно, что, по основному закону ФРГ, законотворческие полномочия в образовании принадлежат землям. Это значит, что в условиях подобной децентрализации образовательные ситуации и системы в регионах значительно различаются. Причем, реформа только усилила эти различия (например, одни земли намерены проводить отдельную подготовку дошкольных педагогов, другие - осуществлять ее совместно с учителями начальных классов).

К началу нового тысячелетия в Германии существовало, по меньшей мере, три аспекта дошкольного образования детей, нуждавшихся в немедленном реформировании: 1) управление системой детского дошкольного образования; 2) разработка и внедрение в практику концепции элементарного образования; 3) подготовка педагогического персонала дошкольных учреждений. Что же должно измениться в последней, чтобы соответствовать международному уровню? В первую очередь, сама концепция, подход и организация образования воспитателей в целом. Дол-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенологая. Социокинетика, № 2, 2008

281

жен быть повышен уровень подготовки и ее качество. Сегодня в Германии лишь 60% педагогов элементарной ступени имеют соответствующее образование, и, сложно поверить, но среди них доля сотрудников с высшим педагогическим образованием составляет менее 3% [2, с. 82]. Данная особенность подготовки кадров составляет второе главное отличие ФРГ от других европейских стран (в большинстве из них основная масса воспитателей выпускается вузами). В Германии же их подготовка входит в компетенцию среднеспециальных учреждений, в частности, социально-педагогических техникумов. Учеба здесь длится от двух до трех лет, предполагая аудиторные занятия и профессиональную практику. Поступить в такой техникум можно при наличии среднего образования и параллельной двухгодичной подготовки к профессии, когда общий срок образования составляет от 4 до 5 лет.

Сегодня в стране признается, что образование должно готовить будущих специалистов к управлению учебно-воспитательным процессом и учить студентов отслеживать и оценивать его эффективность. Обучение должно ориентировать их на планирование, организацию, контроль и управление учебным процессом в детских дошкольных учреждениях и должно выработать у будущих воспитателей осознание необходимости дальнейшего саморазвития и повышения своего профессионализма. Осознание дефицитов, признание низкого уровня развития дошкольного образования и определение нового социального заказа и возможностей его осуществления привело в Германии к модернизации этой ступени. Она была начата в рамках общей образовательной реформы, стартовавшей в 2003 г. Согласно заключению Л. Даниловой, изучавшей особенности данной реформы, она проводится в следующих направлениях: усиление преемственности элементарной и начальной ступеней, развитие учебных и функциональных навыков школьников, улучшение индивидуального содействия в учебно-воспитательном процессе, создание общегерманской системы контроля и оценки качества образования в школе, повышение профессионализма педагогов, усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности в школах [1, с. 10]. Важно, что «повышение профессионализма педагогов» характеризуется усилением подготовки как учителей, так и будущих воспитателей.

Реформа элементарного образования начата.

Пока она осуществляется не столь активно, как в общеобразовательной сфере, однако определенные сдвиги все-таки здесь налицо. Например, если в 2005 г., согласно данным Общества воспитания и науки, в стране было только 8 институтов, предлагавших бакалавриат по специальности дошкольная педагогика, то спустя 2 года их насчитывалось уже 24, и соответствующие отделения были открыты даже в 4 университетах [6, с. 4]. Не вызывает сомнений, что подготовка воспитателей перестает сегодня быть компетенцией средних специальных учебных учреждений и переходит к педагогическим институтам и университетам.

Сравнение их учебных планов с планами подготовки в училищах и техникумах позволило нам сделать вывод о тенденции усиления образования данной группы педагогов, расширения его содержания и ориентации на общеевропейский опыт. Обзор предметов приводит к заключению, что в современной подготовке воспитателей усилена методике-дидактическая сторона, а так как у дошкольной педагогики Германии еще не развита собственная методика, то во многом она ориентируется на дидактику и методику обучения в начальной школе. В этом, по нашему мнению, заключается как преимущество, так и недостаток новой образовательной политики педагогов: положительно мы оцениваем само стремление формировать у студентов навыки и умения образовательной работы с дошкольниками, однако дети 3-6 лет и 7-10 лет существенно отличаются по всем показателям своего развития, равно как отличаются и условия их образования, а следовательно, требуют специального подхода, методов, форм, и средств обучения.

Мы выявили также, что во всех субъектах федерации детские сады расширили свои задачи и приступили к предшкольной подготовке, что, в свою очередь, нашло отражение и в системе педагогического образования. Традиции подготовки педагогических кадров для дошкольной ступени сказались и на общественном статусе этой группы: воспитатели детских садов не имеют в Германии статуса педагогов и, следовательно, лишены ряда льгот, предусмотренных законодательством для учителей, а также теряют в зарплате. Поэтому правительства ряда земель планируют внести и соответствующие коррективы в свои законодательства.

Другое проявление реформы усматривается в том, что на сегодняшний день в стране суще-

ствует множество возможностей повышения квалификации для работников детских садов. Это также связано с требованием усиления качества подготовки детей и поликультурнош воспитания. Основное внимание при этом уделяется развитию речи или обучению государственному языку малышей. Дело в том, что, как в США, Канаде или Франции, в Германии проживает очень большое количество иностранцев. Их социальная интеграция - задача образовательной системы, и чтобы она протекала легче и эффективнее, чтобы школьное обучение их детей было более успешным (ведь известно, что хорошее знание языка обучения - это залог его продуктивности), отныне интеграция начинается именно на дошкольной ступени, и в первую очередь, за счет языкового содействия детям и их родителям.

Но профессию воспитателя в Германии по-прежнему можно получить в реальных школах и техникумах, причем важно отметить, что сфера среднего профессионального образования всегда конкурировала по своей значимости с высшим образованием. Это подтверждают как исследования Г. Браунса и С. Штайнмана [3], так и современная ситуация с распределением выпускников общеобразовательных школ но дальнейшим учебным учреждениям. Выпускники гимназий часто не используют своего права на поступление в вуз, предпочитая среднее специальное образование в силу его меньшей продолжительности: известно, что по срокам обучения в школе и вузе ФРГ занимает первое место в Европе.

Здесь студенты изучают педагогические дисциплины (социальная педагогика, педагогика здоровья, педагогика религии, менеджмент дошкольного образования и т.д.), предметы областей «Культура и общество» (немецкий язык, иностранный язык, социология, религия) и «Средства социально-педагогического воздействия» (шра, музыка, детская и юношеская литература, труд и физическое воспитание). Обучение предусматривает трехнедельную практику в детских садах или яслях (чего, по нашему убеждению, явно недостаточно). Закончив соответствующее отделение, выпускники техникумов работают в яслях, детских садах, на детских площадках. В игровых комнатах, детских домах, социально-педагогических учреждениях, в детских отделениях больниц.

Нами установлено также, что формирование у будущих педагогов дошкольной сферы (вне за-

висимости от типа их учебного учреждения) знаний, умений и навыков языкового содействия детям, их математического, технического или социального развития - это инновация в немецком педагогическом образовании, вызванная текущим реформированием самой образовательной системы. Подготовка студентов к образовательной работе с дошкольниками входит в задачу каждого из вузов, выпускающих соответствующих специалистов. Варьируется при этом лишь содержание этой работы. Так, если педагогический институт Швебиш-Гмюнд предлагает обучение, включающее в себя дошкольную педагогику, психологию раннего детства, конфликтологию, диагностирование, менеджмент дошкольного образования, межрелигиозное воспитание, эстетикомузыкальное образование, коммуникацию и работу с родителями, то институт в Людвигсбурге дополняет их методикой исследований детства и историей педагогики [7]. Расхождения опять же объясняются культурным суверенитетом, то есть самостоятельностью регионов в деле решения образовательных вопросов.

Поскольку педагогическое образование, как и сами образовательные системы в землях ФРГ, значительно различаются, приведем в качестве примера академизации подготовки воспитателей специальность «Образовательные науки начальной ступени» в Свободном университете Бозэн. Она рассчитана на 4 года и включает два отделения: Образование учителей начальных классов и Образование воспитателей детских садов, предусматривающие 2080 учебных часов, 1245 ч. из которых отводится на лекции и семинары, 435 ч. -на лабораторные работы и 400 ч. - на практику [4]. В течение первых двух лет студенты обоих отделений обучаются вместе, посещая раздельно только профилирующие предметы.

Такой подход позволяет, на наш взгляд, расширить знания студентов о тех категориях детей, с которыми им предстоит работать непосредственно и «опосредованно»: будущий воспитатель познает не только особенности работы с дошкольниками, но и получить представление о воспитании нетей в младших классах, и соответственно, о том, как эффективнее подготовить их к школе, как связать деятельность детских садов и школы, как организовать свое сотрудничество с учителями начальных классов, психологами и родителями. Курс предполагает сдачу 28 экзаменов, написание дипломной работы и выпускной экза-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

283

мен. В частности, предусмотрены экзамены по дидактике, психологии, интеграционной педагогике, немецкому языку, естествознанию, математике/информатике, антропологии, рисованию, методике ряда дисциплин, физическому воспитанию, музыке и т.д.

Другой проблемой современного перехода на академизацию подготовки дошкольных педагогов в Германии стала незначительная доля профессорско-преподавательского состава, занимающегося со студентами, и необходимость повышения их дидактических компетенций. «У нас полно педагогов, которые сами не в состоянии воспитывать или руководить группой детского сада. Нам необходима немедленная реформа! Трудно себе представить, чтобы преподаватель медицинского вуза не мог провести операцию, зато при подготовке воспитателей преподаватели годами не проверяют свои умения и навыки в дошкольных учреждениях», - возмущаются модернизаторы педагогического образования [9, с. 5].

Конечно, реформа сталкивается с трудностями, однако более значимым здесь является то, что она была запущена и проводится во всех регионах государства. Ее главными достижениями на современном этапе стали академизация подготовки воспитателей дошкольных учреждений и оптимизация образовательного процесса в детских садах. Правда, серьезным упущением политиков, по нашему мнению, является то, что в Германии все еще отсутствует концепция элементарного образования, без которой усовершенствование системы будет менее эффективным.

Библиографический список

1. Данилова Л.Н. Реформирование общеобразовательной школы объединенной Германии: Автореф.... канд. пед. н.-Ярославль, 2007.-24 с.

2. Avenarius Н. Bildungsbericht fbr Deutschland. Erste Befunde. - Opladen: Leske und Budrich, 2003.-364 S.

3. Brauns H., Steinmann S. Educational Reform in France, West-Germany, the United Kingdom and Hungary. AB I. - Nr. 21. - Mannheim: Mannheimer Zentrum fbr eurc^ische Sozialforschung, 1997. -264 p.

4. Freie Universitat Bozen: Laureatstudiengang Bildungswissenschaften fer den Primarbereich, 2003. -89 S.

5. Frey A. Erzieherinnenausbildung gestem -heute - morgen. Konzepte und Modelle zur Ausbildungsevaluation. Erziehungswissenschaft, Band 1. - Landau: Verlag Empirische Pfldagogik, 1999. -326 S.

6. GEW. Erzieherinnenausbildung in der Hochschule. Studienmodelle im bberblick. - Frankfurt am Main: GEW, 2007. - 59 S.

7. Hermann T.C. Entwicklung der akademischen Erzieher/innen-Ausbildung. -Frankfurt am Main: GEW, 2007.-26 S.

8. Schleicher A. Organisation for economic Cooperation and Development. Measuring Student Knowledge and Skills. A New Framework for Assessment. - Paris: OECD, 1999. - 81 S.

9. Wenzig A. Bildung und Erziehung beginnen nicht erst mit der Einschulung. 6. VBE-Erzieherinnentag: Land muss den Elementarbereich stnrken// Schule heute. -2003. -№ 5. - S. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.