Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования'

Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ЦИФРОВАЯ ШКОЛА / DIGITAL SCHOOL / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / TRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / PEDAGOGICAL RISKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Екатерина Александровна, Кузнецов Василий Андреевич, Тореева Татьяна Александровна

В статье рассматриваются основные нововведения в системе школьного образования, связанные с внедрением информационных и цифровых технологий. Анализируется проект «Московская электронная школа», а также основные образовательные задачи цифровой школы. Обозначаются основные риски внедрения информационных технологий. Приводятся результаты опроса обучающихся по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» на предмет осведомленности и готовности к использованию различных информационных технологий в своей педагогической практике. Делается акцент на необходимости модернизации подготовки педагогических кадров в соответствии с новыми требованиями цифровой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Екатерина Александровна, Кузнецов Василий Андреевич, Тореева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of pedagogical staff for work in the conditions of informatization of education

The article considers the main innovations in the system of school education connected with the introduction of information and digital technologies in Russia. The project «Moscow Electronic School», as well as the basic educational tasks of the Digital School are analyzed. The main risks of introducing information technologies are identified. The results of a survey of students on the programs «Teacher» and «Teacher of higher education» are presented for the knowledge and readiness to use various information technologies in their teaching practice. The emphasis is on the need to modernize the training of teachers in accordance with the new requirements of the digital school.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №3

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования

Е. А. Романова, В. А. Кузнецов, Т. А. Тореева

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова;

e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В статье рассматриваются основные нововведения в системе школьного образования, связанные с внедрением информационных и цифровых технологий. Анализируется проект «Московская электронная школа», а также основные образовательные задачи цифровой школы. Обозначаются основные риски внедрения информационных технологий. Приводятся результаты опроса обучающихся по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» на предмет осведомленности и готовности к использованию различных информационных технологий в своей педагогической практике. Делается акцент на необходимости модернизации подготовки педагогических кадров в соответствии с новыми требованиями цифровой школы.

Ключевые слова: информатизация образования, цифровая школа, подготовка педагогических кадров, педагогические риски.

Глобальные перемены, характерные для конца ХХ в ., затронули практически все сферы жизни человечества . Мир стал сложным, взаимозависимым, быстро изменяющимся и непредсказуемым . Процесс глобализации происходит одновременно с переходом к информационному обществу, что влечет за собой кардинальные изменения в сфере производства и социальной активности людей . Эпоха информационного общества, в котором «информация и знание становятся главными ценностями», предполагает необходимость адаптации человека к новой социальной реальности [1]. Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни . Новые условия существования в насыщенном информацией пространстве требуют определенной подготовки: умения грамотно ориентироваться в информационных потоках, работать с базами знаний, критически подходить к отбору информации, понимать и интерпретировать информацию, создавать новые знания и способы деятельности на основе полученной информации

Информатизация образования - многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, материалам и средствам обучения, в том числе ИКТ, а также влияющий на мотивацию обучающихся .

В настоящее время российское образование особенно активно занимается внедрением информационных технологий в процесс обучения При этом основной акцент ставится именно на применение электронных цифровых средств . В июле 2017 г. Правительством России утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», согласно которой актуализируются образовательные стандарты с учётом требований к формированию компетенций цифровой экономики [6]. Все преподаватели и педагоги должны быть переподготовлены в области компетенций цифровой экономики . Доля населения, обладающего цифровыми навыками должна соответствовать 40% . В настоящее время также осуществляется подготовка проекта «Цифровая школа», основная цель которого - создание технологий для обучения школьников по индивидуальной траектории развития

Стремительный рост значимости информационных технологий и интеграция цифрового образования в жизнь населения приобретает особое значение: так, оно не только позволяет экономить время обучения, но и формирует навыки использования цифровых технологий в повседневной жизни, способствуя повышению будущей конкурентоспособности обучающегося

В данном контексте целесообразно рассмотреть основные задачи, на решение которых направлен проект «Цифровая школа» Во-первых, нацеленность цифровой школы на самообучение и самообразование, наполнение единого информационного образовательного пространства дидактическими и методическими ресурсами нового поколения позволяет обеспечить доступ к школьному образованию всем категориям населения Во-вторых, реализация проекта послужит импульсом развития и популяризации современных центров интересной науки, комплексных культурных и медийно-социальных проектов, создаст условия формирования новой технологичной среды: сервисов открытого образования в сети Интернет, классов робототехники и т .д . [3, 5, 7]. В то же время существует риск, что чрезмерное вовлечение учащихся в подобные проекты может привести к отвлечению от основных образовательных дисциплин и снижению успеваемости . В-третьих, цифровая школа позволит осуществлять контроль за введением и реализацией стандартов образования в каждом классе и на каждом уроке за счет базовых сценариев занятий и шаблонов программ по предметам . Однако подобная форма организации обучения может способствовать ограничению творческого подхода к созданию урока . В-четвертых, цифровая школа предполагает создание

возможностей для индивидуализации образовательного процесса Данная задача является одной из наиболее важных, но вместе с тем, в большей степени связана с сопутствующими рисками Индивидуализация всегда направлена на познавательное развитие, которое может осуществляться через развивающее обучение, либо актуализацию внутренних познавательных структур учащихся, обеспечивающих приращение познавательных способностей [4] Очевидно, что для обеспечения данного процесса недостаточно владения только информационными технологиями Для реализации стратегии индивидуализации обучения необходим также психолого-педагогический комплекс сопровождения, интегрирующий современные технологии в развивающее обучение [8].

Вместе с тем, наряду с преимуществами цифровой школы существует и ряд недостатков, которые целесообразно рассмотреть на примере уже действующей с сентября 2016 г . «Московской электронной школы» (МЭШ). Практически все электронные ресурсы МЭШ - это бумажные аналоги, которые нацелены в основном на повышение наглядности и удобства оперирования информацией Использование подобных средств информатизации базируется на учёте естественного интереса обучающихся к технике При этом изначальная цель проекта заключается несколько в другом - в эффективном использовании различных компьютерных, информационных и коммуникативных средств обучения в школе

Улучшение качества образования учащихся с помощью этой системы должно быть достигнуто путём формирования связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса, необходима подготовка качественных методических учебных материалов Однако здесь возникает другая проблема, заключающаяся в несоответствии уровня информационной подготовки педагогических кадров уровню развития современных технологий Темпы внедрения различных инновационных образовательных технологий колоссально высоки, при этом подготовка педагогических кадров к работе с технологиями значительно отстаёт . Реализация проекта требует большого количества ресурсов и в первую очередь - это повышение квалификации действующих педагогов и других специалистов

Безусловно, необходимо также сказать и о рисках, которые несёт в себе тотальная информатизация школьного образования . Столкнувшись с новыми информационными технологиями в своей деятельности, далеко не все учителя выражают готовность внедрить инновацию в свой образовательный процесс Открытый доступ к информации определяет задачу обеспечения контроля, проверки и отбора педагогом необходимой информации В противном случае риск негативных последствий подобного внедрения сильно возрастает, поскольку уровень

профессиональной культуры, необходимый для использования средств информатизации, не достаточно сформирован . Внедрение информационных технологий может привести также и к различным негативным медицинским последствиям В процессе применения информационных дистанционных средств возникает специфическая форма отношения педагога и обучающегося, зачастую вызывающая искажённое восприятие действительности [10].

В связи с этим, одной из первостепенных задач российского педагогического образования является подготовка будущих педагогических кадров к работе с информационными технологиями, которые становятся все более популярными и востребованными как в системе высшего, так и среднего образования . Результатом внедрения информационных технологий, а также дистанционной формы обучения в образовательный процесс, становится развитие информационно-образовательной среды, в условиях которой успешная профессиональная деятельность педагога во многом становится связанной с готовностью активного использования современных информационных средств обучения . «Современное образование основано на применении информационно-коммуникационных технологий, что создаёт новые условия обучения, способствующие трансформации образовательной среды в информационно-образовательную среду» [9]. Создание открытой информационно-образовательной среды должно обеспечить сохранение и развитие единства образовательного пространства, а также возможности для личностного и профессионального развития участников образовательных отношений

В образовательные программы подготовки педагогов активно внедряются курсы по информатизации, призванные обучить будущих преподавателей грамотному использованию новых технологий в своей педагогической деятельности В настоящее время в распоряжении многих вузов и школ имеется богатый технический инструментарий: от отдельных продуктов, которые разрабатываются программистами совместно с преподавателями, до универсальных полноценных платформ, предоставляющих возможности для размещения любых учебно-методических материалов [2]. Вместе с тем, среди практикующих педагогов и преподавателей нет однозначного понимания и осознания необходимости использования подобных средств в своей профессиональной деятельности . Значительная часть преподавателей вузов с большим опытом работы легко обходятся без дистанционных порталов, электронных тестов, видеоматериалов и прочих информационных средств обучения, другая же часть предпочитает использовать проверенные и знакомые технические средства

Результаты опроса (объем выборки - 90 человек), проведенного на базе факультета педагогического образования МГУ имени

М . В . Ломоносова, показывают, что более 70% процентов респондентов в возрасте от 18 до 50 лет активно используют информационные технологии в своей педагогической деятельности . В большей степени используются вспомогательные информационные технологии . Так, 46% респондентов отметили, что используют проекционное оборудование, около 35% опрошенных пользуются программными продуктами для проведения тестирований и только 19% респондентов использовали информационные коммуникативные технологии, направленные на интерактивное взаимодействие и общение с учащимися . Однако в современном образовании именно коммуникативные технологии имеют большое значение для обучающихся . Так, поколение, которое носит название «поколение Z» (родившиеся после 1995 г . ) в своей деятельности во многом ориентируются именно на социальные сети, блоги, твиттеры и персональные сайты . Эта категория обучающихся наиболее активно использует в обучении электронные ресурсы телекоммуникационных сетей . Российские исследователи в области информатизации образования отмечают, что применение каких-либо информационных технологий в образовании является естественным для 40% населения [2].

Отдельно целесообразно рассмотреть систему технологий, обеспечивающих дистанционное образование, которая активно развивается и совершенствуется как за рубежом, так и в России . В соответствии с реализацией программы формирования системы непрерывного образования (life-long learning) дистанционное образование является одной из основных форм, активно использующее широкий сегмент инновационных компьютерных технологий . Помимо популярных дистанционных платформ Coursera, Универсариум, Лекториум в настоящий момент существуют попытки использования нейросетевых технологий в обучении студентов, что в перспективе может привести к трансформации основных функций преподавателей . Стоит отметить, что по результатам нашего опроса более 50% респондентов никогда не использовали дистанционные технологии в своей преподавательской практике, но, несмотря на это, в ходе «пробного» дистанционного обучения в рамках дополнительного образования и повышения квалификации отмечают эффективность такого процесса . Кроме того, по мнению опрошенных, наиболее перспективными информационными средствами в системе дистанционного обучения являются учебные видеоматериалы (64% опрошенных)

Подобные показатели приводят к размышлениям о необходимости расширения образовательных модулей и программ, направленных на повышение информационной грамотности и культуры педагогов и преподавателей вузов В первую очередь следует обратить особое внимание на подготовку в области психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, включающей в себя методы

по поддержанию интереса, возбуждению потребности в познании; технологии, позволяющие развивать у учащихся навыки самоорганизации и самоконтроля; формирование цифровой культуры, умение осуществлять оптимизированный информационный поиск, отбор и анализ информационных источников, реализацию различных моделей поведения в цифровой среде в соответствии с профессиональной этикой педагога Современные условия обучения требуют также и изменения методологических подходов, создания дидактических и методических ресурсов для образовательных целей, обеспечивая, таким образом, поддержку вновь появляющимся педагогическим технологиям .

Подводя итог, можно сказать, что в целом сделаны серьезные шаги в области оснащения образовательных организаций современным оборудованием, ИКТ-инфраструктурой и внедрением новейших технологий, однако наблюдается острый дефицит в сфере систематизации, регулирования и эффективного управления данными системами . Для того, чтобы применение цифровых средств было целесообразно, необходим поиск взвешенных и обоснованных подходов к информатизации образования, при этом сама информатизация должна быть ориентирована на решение проблем, связанных с повышением эффективности подготовки обучающихся

Список литературы

1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М . : Логос, 2014. 248 с.

2. Гриншкун В.В. «Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации образования» . Материалы доклада на заседании Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования от 27 февраля 2018 г.

3 . Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации . (URL: https://minobr. gov-murman . ru/files/eios_ conception, pdf 05. 04. 2018)

4. Мухина С.Е. Индивидуализация обучения в высшей школе через формирование когнитивных стилей и стратегий // Вестник Московского университета . Серия 20: Педагогическое образование . 2015, № 4. С . 70-80.

5. Приказ Минобрнауки России от 09. 06. 2016 № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 гг. ». (URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_256465/ 05. 04.2018)

6 . Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» . (URL: http://static . government . ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR 7M0 . pdf 05. 04.2018)

7. Раицкая Л.К. Информационно-образовательная среда университета как условие конкурентоспособности образования // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков. М . : РУДН, 2015. С . 25-31 .

8. Романов А.М., Романова Е.А., Гасанова Р.Р., Молчанов С.В. Современная школа в социально-организованной среде . М . : ФГБНУ «ИУО РАО», 2016 . 101 с

9. Романова Е.А. Концептуальные основания управления информационно-образовательной средой вуза // Право и управление XXI век. №3, 2015. С . 45-49.

10. Романова Е.А., Кузнецов В.А., Тореева Т.А. Педагогические риски современной школы // Инновационные проекты и программы в образовании . № 6, 2017. С. 12-16.

Preparation of pedagogical staff for work in the conditions of informatization of education

E.A. Romanova, V.A. Kuznetsov, T.A. ToREEVA

The article considers the main innovations in the system of school education connected with the introduction of information and digital technologies in Russia. The project «Moscow Electronic School», as well as the basic educational tasks of the Digital School are analyzed. The main risks of introducing information technologies are identified. The results of a survey of students on the programs «Teacher» and «Teacher of higher education» are presented for the knowledge and readiness to use various information technologies in their teaching practice. The emphasis is on the need to modernize the training of teachers in accordance with the new requirements of the digital school.

Key words: informatization of education, digital school, training of pedagogical personnel, pedagogical risks.

Сведения об авторах

Романова Екатерина Александровна - кандидат психологических наук, доцент факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент Московского государственного института международных отношений. Тел. 8 926 47339-36. E-mail: romanova.fpo@yandex.ru

Кузнецов Василий Андреевич - кандидат биологических наук, ассистент факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Тел. 8 925 200-44-48. E-mail: xts089@gmail.com

Тореева Татьяна Александровна - кандидат философских наук, доцент факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Тел. 8 910 428-43-57. E-mail: diogen04@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.