К.С. Жунусова,
заместитель директора по учебно-методической работе, Костанайский педагогический колледж
Нег1зг1 свздер: жаhандану, маман дайындау, педагогикалыц шарт
Ключевые слова: глобализация, подготовка кадров, педагогические условия
Keywords: globalisation, staff training, pedagofical conditions
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ ОТВЕТОВ НА ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ И УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР
Ацдатпа
Макалада бтм жэне мэдениет мекемелерi са-ласындагы болашак мамандарды даярлау жагдай-ында елiмiздщ Президентi Н.Э.Назарбаевтьщ «Болашакка багдар: когамдьщ сананы жацгырту» багдарламальщ макаласын жYзеге асырудьщ typ-лерi мен тэсiлдерi кeрсетiлген.
Аннотация
В статье обозначены формы и способы реализации программной статьи Президента страны Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в условиях подготовки будущих специалистов сферы образования и учреждений культуры.
Annotation
The article refers to forms and ways of N.A. Nazarbaev's policy article "Glimpse into the future: public conscience modernization" realization in the context of rising education and culture specialists ^ training. ^
co
Глобализация - знаковая черта нашего времени, ^ ставшая феноменом человеческого существования второй половины ХХ и начала XXI века, затрагивающая все стороны жизнедеятельности людей и нашедшая свое отражение в различных формах общественного сознания. С
W
Процесс глобализации не поддается искусствен- S
ному сдерживанию и является очередным этапом ^ в развитии человечества. Важную роль в этом процессе играет система образования. Однако, в
условиях всеобщей глобализации, необходимо в О
процессе подготовки будущих специалистов, ре- ^ шать главные задачи отечественного образования:
обеспечить историческую преемственность поко- ^
лений, сохранить духовные ценности народа Ка- §
захстана, сформировать культуру межличностных ^
отношений. Основой для решения этих задач явля- ^
ются развитие государственного языка, внедрение §
■
Вестник «Oрлеу»-kst
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[—I
О ч
о «
о н м
з
м
и ©
О
и
о -
©
полиязычного образования, внедрение ценностей «Мэцгшк ел», использование технологий, способствующих развитию критического мышления, сотрудничества.
Миссия Костанайского педагогического колледжа состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов для системы образования и культуры, в удовлетворении социальных потребностей субъектов образовательного процесса колледжа, направленного на развитие их функциональной грамотности, социальной активности и нравственно-духовных ценностей.
Применение современных технологий, обновление содержания и подходы к обучению и преподаванию - все это используется в нашем колледже. Однако нам хотелось остановиться над одним из педагогических условий, которое необходимо для того, чтобы в процессе подготовки будущих специалистов мы не забыли о самой личности того, кто будет обучать молодое поколение.
Создание необходимой среды для формирования и развития социально-активной и нравственно духовной личности - одно из таких условий по выполнению миссии колледжа. Необходимо помнить, что со сменой и обновлением концептуальных и процессуальных аспектов в системе образования, меняется мир с глобальными вызовами, которые мы должны учитывать в процессе подготовки будущих специалистов. Поэтому в колледже создается образовательная среда, способствующая противостоять возникающим вызовам.
Для студентов эта среда создается в учебной и воспитательной деятельности, в которую они включены. Одно из средств создание такой среды мы увидели и в предложенной Президентом нашей страны программе модернизации общественного сознания «Руха-ни жацгыру» [1], которая позволяет решать задачи в условиях вызовов нового времени. Следуя данной программе, мы помогаем нашим студентам сделать шаг в будущее -стать ближе к созданию еще более сплоченной единой нации сильных и ответственных
людей.
В рамках учебного процесса преподаватели общественно-экономических и гуманитарных дисциплин на занятиях проводят знакомство с основными положениями программы, обсуждение и критическую оценку возможности каждого студента в реализации программы. Содержание своих занятий они обогащают интересными историческими фактами, личностями, событиями, учат обучающихся анализировать и давать им оценку.
Обучающиеся специальности «Учитель начального образования» в рамках промежуточной и текущей аттестации и оценки знаний готовят и защищают проекты о педагогическом наследии земляков - педагогов-просветителей (Ы.Алтынсарин, С.Кубеев, Б.Утетлеуов, И.Омаров и др.). Дипломные проекты студентов квалификации «Педагог-организатор, руководитель коллектива декоративно-прикладного мастерства» отличаются прикладным характером и направлены на изучение и применение современных и исконно казахских техник народных ремесел: гобелен, работа с войлоком, шерстью, кожей и др.
Как эффективный способ развития у студентов профессионального и личностного самоопределения с учетом перспектив развития современного общества, мы рассматриваем участие колледжа в Республиканском пилотном проекте духовно-нравственного воспитания через интеграцию «Самопознания» с другими предметами. Работа в данном направлении дает широкие возможности каждому преподавателю в рамках преподаваемого предмета вносить вклад в развитие у студентов нравственные качества через самосознание и самоопределение своего внутреннего и внешнего «Я».
Подпрограмма «Туган жер», выступающая основой культурно-генетического кода, призвана формировать патриотизм, выраженный в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям. Данную программу рационально использовать не только
в учебном процессе, но в воспитательной деятельности колледжа. С первого курса ведется работа по воспитанию у студентов эмоционального осознания и рационального отношения к колледжу, городу, краю - как части и целому Родины; воспитывается гражданственность, казахстанский патриотизм, формируется профессионально-значимые качества и умения, которые они проявляют в различных сферах жизни. Участие студентов в патриотических флешмобах и акциях, мероприятиях экологического характера, в подготовке и проведении мероприятий в детских домах - способ организации среды, в которую включены наши студенты.
В колледже ежегодно организуется вводная неделя первокурсника, которая заканчивается посещением музея и мавзолея Ыбрая Алтынсарина. Молодые и вновь принятые педагоги также в рамках школы молодого педагога посещают данные значимые для нашего края и педагогов Казахстана места.
В колледже на отделении культуры функционируют танцевальный и вокальный коллективы, которые через свой репертуар и выступления в мероприятиях города и области знакомят с многообразием культур народов Казахстана. Цель создания данных коллективов - изучение, возрождение, популяризация творческого и культурного наследия Казахстана.
Музей колледжа - одно из средств краеведческого образования, духовно-ценностной, практической и профессиональной ориентации обучающихся. В музее накоплен богатый материал о ветеранах педагогического труда колледжа, созданный исследованиями студентов в рамках курсовых работ. Традиционно каждый ветеран педагогического труда закреплен за студенческой группой. На государственных и профессиональных праздниках обучающиеся поздравляют их, приглашают на мероприятия колледжа и группы, знакомятся с их трудовой деятельностью. Особую роль в осуществлении преемственности поколений в процессе подготовки будущих педагогов играют именные
кабинеты ветеранов педагогического труда колледжа и ветеранов Великой Отечественной войны - М.М.Елишева, Г.С.Олейника и художника Ю.С.Матюшко. В колледже работают более 20-ти преподавателей-выпускников нашего училища и колледжа, которые очень трепетно относятся к этим личностям в связи с тем, что их профессиональное становление связано с именами этих педагогов.
В своей деятельности мы активно используем такую форму работы как педагогические чтения, посвященные педагогам - нашим землякам: Ы. Алтынсарину, С.Кубееву, В.А.Шалабаеву, М.М.Мухитдинову, А.Ф.Са-ламахину, С.Г.Мачневой. Результатом этих чтений - выпуск сборников, материалы которых используются педагогами и студентами в учебно-воспитательном процессе, что способствует изучению, сохранению и популяризации педагогического наследия региона.
Писатель, академик, доктор философских наук Гарифолла Есим отмечает, что «.. .наш долг сейчас - возродить национальный дух. Пришло время, когда мы должны понять, что нельзя слепо следовать за кем-либо, бездумно подражать» [2]. §
Таким образом, созданная в колледже сре- < да для подготовки будущих педагогов - это CD
необходимое педагогическое условие, про- ^
щ
диктованное потребностью многообразия О и сложности путей становления педагога в ^ условиях глобализации и сопутствующих
«
вызовов современности. О
С
ЛИТЕРАТУРА 1
1. Назарбаев Н.А. Взгляд
в будущее:
Модернизация общественного сознания s [Электронный ресурс]www.akorda.kz/ О
ru/akorda_news/press_conferences/statya- о glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee- ^
[Г]
moderhizaciya-obshchestvennogo-soznaniya ^
2. Гарифолла, Е. Нравственное воз- ^ рождение как наследие Абая [Текст] /Есим § Гарифолла // Казахстанская правда - 2017. ф - 05 мая. §