Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров в контексте ответов на внешние вызовы и условия вхождения в глобальный мир'

Подготовка педагогических кадров в контексте ответов на внешние вызовы и условия вхождения в глобальный мир Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALISATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / STAFF TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOFICAL CONDITIONS / ЖАһАНДАНУ / МАМАН ДАЙЫНДАУ / ПЕДАГОГИКАЛЪЩ ШАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жунусова К.С.

В статье обозначены формы и способы реализации программной статьи Президента страны Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в условиях подготовки будущих специалистов сферы образования и учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров в контексте ответов на внешние вызовы и условия вхождения в глобальный мир»

К.С. Жунусова,

заместитель директора по учебно-методической работе, Костанайский педагогический колледж

Нег1зг1 свздер: жаhандану, маман дайындау, педагогикалыц шарт

Ключевые слова: глобализация, подготовка кадров, педагогические условия

Keywords: globalisation, staff training, pedagofical conditions

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ ОТВЕТОВ НА ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ И УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР

Ацдатпа

Макалада бтм жэне мэдениет мекемелерi са-ласындагы болашак мамандарды даярлау жагдай-ында елiмiздщ Президентi Н.Э.Назарбаевтьщ «Болашакка багдар: когамдьщ сананы жацгырту» багдарламальщ макаласын жYзеге асырудьщ typ-лерi мен тэсiлдерi кeрсетiлген.

Аннотация

В статье обозначены формы и способы реализации программной статьи Президента страны Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в условиях подготовки будущих специалистов сферы образования и учреждений культуры.

Annotation

The article refers to forms and ways of N.A. Nazarbaev's policy article "Glimpse into the future: public conscience modernization" realization in the context of rising education and culture specialists ^ training. ^

co

Глобализация - знаковая черта нашего времени, ^ ставшая феноменом человеческого существования второй половины ХХ и начала XXI века, затрагивающая все стороны жизнедеятельности людей и нашедшая свое отражение в различных формах общественного сознания. С

W

Процесс глобализации не поддается искусствен- S

ному сдерживанию и является очередным этапом ^ в развитии человечества. Важную роль в этом процессе играет система образования. Однако, в

условиях всеобщей глобализации, необходимо в О

процессе подготовки будущих специалистов, ре- ^ шать главные задачи отечественного образования:

обеспечить историческую преемственность поко- ^

лений, сохранить духовные ценности народа Ка- §

захстана, сформировать культуру межличностных ^

отношений. Основой для решения этих задач явля- ^

ются развитие государственного языка, внедрение §

Вестник «Oрлеу»-kst

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

з

м

и ©

О

и

о -

©

полиязычного образования, внедрение ценностей «Мэцгшк ел», использование технологий, способствующих развитию критического мышления, сотрудничества.

Миссия Костанайского педагогического колледжа состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов для системы образования и культуры, в удовлетворении социальных потребностей субъектов образовательного процесса колледжа, направленного на развитие их функциональной грамотности, социальной активности и нравственно-духовных ценностей.

Применение современных технологий, обновление содержания и подходы к обучению и преподаванию - все это используется в нашем колледже. Однако нам хотелось остановиться над одним из педагогических условий, которое необходимо для того, чтобы в процессе подготовки будущих специалистов мы не забыли о самой личности того, кто будет обучать молодое поколение.

Создание необходимой среды для формирования и развития социально-активной и нравственно духовной личности - одно из таких условий по выполнению миссии колледжа. Необходимо помнить, что со сменой и обновлением концептуальных и процессуальных аспектов в системе образования, меняется мир с глобальными вызовами, которые мы должны учитывать в процессе подготовки будущих специалистов. Поэтому в колледже создается образовательная среда, способствующая противостоять возникающим вызовам.

Для студентов эта среда создается в учебной и воспитательной деятельности, в которую они включены. Одно из средств создание такой среды мы увидели и в предложенной Президентом нашей страны программе модернизации общественного сознания «Руха-ни жацгыру» [1], которая позволяет решать задачи в условиях вызовов нового времени. Следуя данной программе, мы помогаем нашим студентам сделать шаг в будущее -стать ближе к созданию еще более сплоченной единой нации сильных и ответственных

людей.

В рамках учебного процесса преподаватели общественно-экономических и гуманитарных дисциплин на занятиях проводят знакомство с основными положениями программы, обсуждение и критическую оценку возможности каждого студента в реализации программы. Содержание своих занятий они обогащают интересными историческими фактами, личностями, событиями, учат обучающихся анализировать и давать им оценку.

Обучающиеся специальности «Учитель начального образования» в рамках промежуточной и текущей аттестации и оценки знаний готовят и защищают проекты о педагогическом наследии земляков - педагогов-просветителей (Ы.Алтынсарин, С.Кубеев, Б.Утетлеуов, И.Омаров и др.). Дипломные проекты студентов квалификации «Педагог-организатор, руководитель коллектива декоративно-прикладного мастерства» отличаются прикладным характером и направлены на изучение и применение современных и исконно казахских техник народных ремесел: гобелен, работа с войлоком, шерстью, кожей и др.

Как эффективный способ развития у студентов профессионального и личностного самоопределения с учетом перспектив развития современного общества, мы рассматриваем участие колледжа в Республиканском пилотном проекте духовно-нравственного воспитания через интеграцию «Самопознания» с другими предметами. Работа в данном направлении дает широкие возможности каждому преподавателю в рамках преподаваемого предмета вносить вклад в развитие у студентов нравственные качества через самосознание и самоопределение своего внутреннего и внешнего «Я».

Подпрограмма «Туган жер», выступающая основой культурно-генетического кода, призвана формировать патриотизм, выраженный в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям. Данную программу рационально использовать не только

в учебном процессе, но в воспитательной деятельности колледжа. С первого курса ведется работа по воспитанию у студентов эмоционального осознания и рационального отношения к колледжу, городу, краю - как части и целому Родины; воспитывается гражданственность, казахстанский патриотизм, формируется профессионально-значимые качества и умения, которые они проявляют в различных сферах жизни. Участие студентов в патриотических флешмобах и акциях, мероприятиях экологического характера, в подготовке и проведении мероприятий в детских домах - способ организации среды, в которую включены наши студенты.

В колледже ежегодно организуется вводная неделя первокурсника, которая заканчивается посещением музея и мавзолея Ыбрая Алтынсарина. Молодые и вновь принятые педагоги также в рамках школы молодого педагога посещают данные значимые для нашего края и педагогов Казахстана места.

В колледже на отделении культуры функционируют танцевальный и вокальный коллективы, которые через свой репертуар и выступления в мероприятиях города и области знакомят с многообразием культур народов Казахстана. Цель создания данных коллективов - изучение, возрождение, популяризация творческого и культурного наследия Казахстана.

Музей колледжа - одно из средств краеведческого образования, духовно-ценностной, практической и профессиональной ориентации обучающихся. В музее накоплен богатый материал о ветеранах педагогического труда колледжа, созданный исследованиями студентов в рамках курсовых работ. Традиционно каждый ветеран педагогического труда закреплен за студенческой группой. На государственных и профессиональных праздниках обучающиеся поздравляют их, приглашают на мероприятия колледжа и группы, знакомятся с их трудовой деятельностью. Особую роль в осуществлении преемственности поколений в процессе подготовки будущих педагогов играют именные

кабинеты ветеранов педагогического труда колледжа и ветеранов Великой Отечественной войны - М.М.Елишева, Г.С.Олейника и художника Ю.С.Матюшко. В колледже работают более 20-ти преподавателей-выпускников нашего училища и колледжа, которые очень трепетно относятся к этим личностям в связи с тем, что их профессиональное становление связано с именами этих педагогов.

В своей деятельности мы активно используем такую форму работы как педагогические чтения, посвященные педагогам - нашим землякам: Ы. Алтынсарину, С.Кубееву, В.А.Шалабаеву, М.М.Мухитдинову, А.Ф.Са-ламахину, С.Г.Мачневой. Результатом этих чтений - выпуск сборников, материалы которых используются педагогами и студентами в учебно-воспитательном процессе, что способствует изучению, сохранению и популяризации педагогического наследия региона.

Писатель, академик, доктор философских наук Гарифолла Есим отмечает, что «.. .наш долг сейчас - возродить национальный дух. Пришло время, когда мы должны понять, что нельзя слепо следовать за кем-либо, бездумно подражать» [2]. §

Таким образом, созданная в колледже сре- < да для подготовки будущих педагогов - это CD

необходимое педагогическое условие, про- ^

щ

диктованное потребностью многообразия О и сложности путей становления педагога в ^ условиях глобализации и сопутствующих

«

вызовов современности. О

С

ЛИТЕРАТУРА 1

1. Назарбаев Н.А. Взгляд

в будущее:

Модернизация общественного сознания s [Электронный ресурс]www.akorda.kz/ О

ru/akorda_news/press_conferences/statya- о glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee- ^

[Г]

moderhizaciya-obshchestvennogo-soznaniya ^

2. Гарифолла, Е. Нравственное воз- ^ рождение как наследие Абая [Текст] /Есим § Гарифолла // Казахстанская правда - 2017. ф - 05 мая. §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.