Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА / ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Шатравкина Анна Валерьевна

В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров для высшей школы в контексте анализа практики ряда зарубежных вузов. Представлен краткий обзор опыта подготовки преподавателей высшей школы в таких странах как Финляндия, Словения, Швеция, Австралия, ЮАР, США, Великобритания и др. Основной целью проведенного исследования стало рассмотрение существующих зарубежные практики подготовки педагогов высшей школы, выделение как положительных характеристик, так и проблемных моментов, а также поиск тенденций, объединяющие отечественную и зарубежные системы высшего образования. В качестве методологических ориентиров в исследовании выступили положения системно-деятельностного и компетентностного подходов, составляющие концептуальную основу образовательных программ подготовки кадров для высшей школы в России и ряде зарубежных стран. Проведенное исследование показало наличие успешных корпоративных систем подготовки в зарубежных вузах, ориентированных на поддержку инициатив профессионального совершенствования педагогов высшей школы, а также позволило выявить тенденцию, объединяющую отечественную и зарубежные практики подготовки преподавателей вузов, которая заключается в комплексном подходе к рассмотрению преподавательской деятельности, направленной на решение разнообразных задач, объединенных единым вектором взаимодействия науки и образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова Лилия Васильевна, Шатравкина Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING FOR HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF FOREIGN RESEARCHES

The article considers the problem of teacher training for higher education in the context of analyzing practices of several foreign universities. The brief overview of the experience of teacher training for higher education in such countries as Finland, Slovenia, Sweden, Australia, South Africa, the USA, the UK and others is presented. The major aim of the study was to consider the existing foreign practice of training teachers for higher education, to highlight both positive features and points of challenge, as well as to search for trends, uniting national and foreign higher education systems. The provisions of the system- and activity-based and competency approaches, constituting the conceptual basis of educational programs of teacher training for higher education in Russia and a number of foreign countries, were used as methodological guidelines in the study. The conducted study showed successful corporate training systems being implemented in foreign universities and focused on supporting initiatives of higher education teachers’ professional development. It also revealed the trend, uniting domestic and foreign practices in the university teachers training, which provides an integrated approach considering teaching activities aimed at solving various problems, united by a common vector of interaction of science and educational practice.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

4. Demchenko, V.Y. (2006), "Technology of training and improvement of maneuvering techniques in taekwondo", Bulletin of sports science, No. 4, pp. 47-49.

5. Eganov, V.A., Mironov, A.O. and Olin, S.V. (2011), "The methodology for organizing training tasks related to the manifestation of coordination abilities, aimed at improving the efficiency of performing the reliability of protective tactical and tactical actions in applied types of martial arts", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7(77), pp. 63-69.

Контактная информация: ivan.gojnov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2022

УДК 378.046.4

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Лилия Васильевна Горюнова, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Анна Валерьевна Шатрав-кина, кандидат педагогических наук, заместитель декана, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров для высшей школы в контексте анализа практики ряда зарубежных вузов. Представлен краткий обзор опыта подготовки преподавателей высшей школы в таких странах как Финляндия, Словения, Швеция, Австралия, ЮАР, США, Великобритания и др. Основной целью проведенного исследования стало рассмотрение существующих зарубежные практики подготовки педагогов высшей школы, выделение как положительных характеристик, так и проблемных моментов, а также поиск тенденций, объединяющие отечественную и зарубежные системы высшего образования. В качестве методологических ориентиров в исследовании выступили положения системно-деятельностного и компетентностного подходов, составляющие концептуальную основу образовательных программ подготовки кадров для высшей школы в России и ряде зарубежных стран. Проведенное исследование показало наличие успешных корпоративных систем подготовки в зарубежных вузах, ориентированных на поддержку инициатив профессионального совершенствования педагогов высшей школы, а также позволило выявить тенденцию, объединяющую отечественную и зарубежные практики подготовки преподавателей вузов, которая заключается в комплексном подходе к рассмотрению преподавательской деятельности, направленной на решение разнообразных задач, объединенных единым вектором взаимодействия науки и образовательной практики.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, высшая школа, формирование преподавательских компетенций, деятельность преподавателя университета, опыт зарубежных вузов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p102-108

TEACHER TRAINING FOR HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF

FOREIGN RESEARCHES Liliya Vasilievna Goryunova, the doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Southern Federal University, Rostov-on-Don; Anna Valeryevna Shatravkina, the candidate of pedagogical sciences, docent, deputy dean, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow

Abstract

The article considers the problem of teacher training for higher education in the context of analyzing practices of several foreign universities. The brief overview of the experience of teacher training for higher education in such countries as Finland, Slovenia, Sweden, Australia, South Africa, the USA, the UK and others is presented. The major aim of the study was to consider the existing foreign practice of training teachers for higher education, to highlight both positive features and points of challenge, as well

as to search for trends, uniting national and foreign higher education systems. The provisions of the system- and activity-based and competency approaches, constituting the conceptual basis of educational programs of teacher training for higher education in Russia and a number of foreign countries, were used as methodological guidelines in the study. The conducted study showed successful corporate training systems being implemented in foreign universities and focused on supporting initiatives of higher education teachers' professional development. It also revealed the trend, uniting domestic and foreign practices in the university teachers training, which provides an integrated approach considering teaching activities aimed at solving various problems, united by a common vector of interaction of science and educational practice.

Keywords: teacher training, higher education, teachers competences formation, university teachers activities.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время подготовка педагогических кадров к работе в высших учебных заведениях является той сферой, где сочетаются, с одной стороны, требования к владению на очень высоком уровне преподаваемым предметом, с другой стороны, не менее высоки требования к личным и профессиональным качествам, характеризующим преподавательскую деятельность педагога высшей школы. Деятельность преподавателя в вузе не ограничивается только лишь передачей знаний студентам, количество видов деятельности, в которых он занят, достаточно велико: научно-исследовательская, методическая, организационная, управленческая, консультативная и т. д. В отечественной практике подготовки педагогов высшей школы в настоящее время существуют две стратегические линии: одна из них ориентирована на формирование компетенций преподавателей в процессе профессиональной переподготовки по соответствующим программам, другая до последнего времени достаточно успешно реализовывалась в рамках программ подготовки кадров высшей квалификации на уровне аспирантуры. Согласно ФГОС ВО уровня подготовки аспирантов, выпускник должен быть готов к осуществлению научно -исследовательской деятельности по профилю образовательной программы, а также к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования. Данный вектор подготовки педагогов высшей школы в ближайшее время утратит свою актуальность, поскольку аспирантура переживает очередную волну модернизационных преобразований, которая снова сделает ее в большей степени сферой подготовки научных нежели педагогических кадров. В связи с вышеизложенным считаем необходимым обратиться к рассмотрению положительного зарубежного опыта подготовки педагогических кадров для системы высшей школы, который можно будет использовать в контексте актуальных задач отечественного высшего образования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В контексте задач нашего исследования мы обратились к анализу актуальных проблем подготовки преподавателей высшей школы за рубежом и рассмотрели основные направления научного поиска в этой области, ориентируясь в первую очередь на опыт государств, практические решения которых можно адаптировать в контексте актуальных задач отечественной системы высшего образования. В качестве основных методологических ориентиров в нашем исследовании выступили положения системно-деятельностного и компетентностного подходов, которые составляют концептуальную основу образовательных программ подготовки кадров для высшей школы в России и ряде зарубежных стран. Ключевые понятия данных подходов являются, на наш взгляд, основанием, позволяющим вычленить в зарубежной практике то содержание подготовки кадров для высшей школы, которое является объединяющим по отношению к опыту российских вузов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Традиционно, как в системе отечественного высшего образования, так и за рубежом считается, что для преподавателя вуза ведущим в его деятельности является знание

предмета преподавания, позже к ним были присоединены сформированное педагогическое мышление и компетенции преподавательской деятельности. Также следует отметить, что за последние годы повысилось внимание и к качеству подготовки вузовских преподавателей, поскольку, по мнению ученых, от этого зависит и уровень сформированности компетенций выпускников вузов, степень их готовности выполнять профессиональную деятельность в нестабильных условиях и в целом качество высшего образования.

В первом десятилетии XXI века, например, такие страны как Норвегия, Великобритания и Шри-Ланка приняли решение о реализации обязательной педагогической подготовки преподавателей вузов [3]. В вузах Великобритании и Финляндии организованы и реализуются программы подготовки педагогов высшей школы, однако такое обучения является необязательным. Еще в 2003 году Университет Хельсинки определил, что каждый новый преподаватель должен принять участие в обучающих семинарах по организации и реализации преподавательской деятельности в университете с целью улучшения педагогического мышления и педагогических компетенций [5]. В настоящее время в Университете Хельсинки работает более 7000 преподавателей, и поскольку данный вуз является исследовательским университетом, то практически каждый преподаватель реализует помимо преподавательской деятельности еще и исследовательскую.

В австралийском Университете Монаш также ведется подготовка педагогов высшего образования. В университете реализуется программа подготовки для преподавателей, которые хотят улучшить свой компетентности профиль. Содержание программы представляет собой следующие направления: изучение методик преподавания в высшей школе; развитие профессиональных компетенций преподавательской деятельности, освоение стратегий поддержки и сопровождения студентов; развитие цифровой компетенции и умений использовать в своей преподавательской деятельности новые технологии; анализ моделей передовой практики и проектирования индивидуальной модели преподавательской деятельности. По окончании программы ее участники освоят инновационную методологию процесса профессиональной подготовки кадров в учреждениях высшего образования и смогут ее применять в ходе реализации стратегии своей преподавательской деятельности; ознакомятся с существующим спектром новых практических идей и сформируют навыки применения инноваций в ходе процесса обучения и воспитания; освоят механизмы поиска сетевых и автономных ресурсов, а также приемов их использования. Отличительной особенностью программы является ее способность адаптироваться под образовательно-профессиональные запросы группы обучающихся преподавателей того или иного вуза. Преподаватели обучаются по программе без отрыва от преподавательской деятельности, что позволяет актуализировать их основные дефициты.

В университетах Швеции [6] педагогическим курсам для преподавателей вузов отводится важная роль в части повышения профессионализма их преподавания. За последние 25 лет высшее образование в Швеции претерпело ряд изменений, связанных как с увеличением количества студентов, обучающихся в университетах (с начала 1990-х годов увеличилось более чем вдвое), так и с разработкой и внедрением профессиональных стандартов. Желание шведского правительства создать «массовый университет» определило растущий спрос на высококвалифицированных преподавателей, а это в свою очередь детерминировало в шведских университетах тенденцию вводить программы педагогической подготовки для своих преподавателей. В большинстве шведских университетов участие в этих курсах стало де-факто требованием при приеме на работу в качестве преподавателя или для повышения до профессора.

В исследовании ученых из Словении [2] был проведен анализ готовности к преподавательской деятельности преподавательского состава вузов страны через призму уровня их педагогической подготовки и педагогической квалификации. Результаты анализа показали, что преподаватели университетов придают большое значение «педагогической работе», однако почти половина из них никогда не посещала какие-либо педагогические

курсы. Четверть преподавателей участвовала в различных педагогических курсах (например, «Образование для взрослых» или педагогическая учебная программа для начального и среднего уровня образования), и другая четверть из них прошли педагогическую подготовку в высших учебных заведениях. В высшем учебном заведении с четко определенными критериями в области педагогической работы процент преподавателей без педагогического образования ниже, чем в учреждении с менее определенными условиями. В последние годы предлагается все больше различных программ педагогической подготовки в сфере высшего образования. Преподаватели словенских университетов также выполняют два основных вида деятельности: исследования и преподавание. Хотя оба вида деятельности играют центральную роль в высшем образовании, в большинстве учреждений от преподавателей не требуется получать сертификат о педагогических компетенциях.

Однако в последние годы качество преподавания в университетах стало предметом внимания, и теперь признается, что необходимость в улучшении педагогических компетенций и педагогического мышления имеет первостепенное значение. Важность педагогического компонента профессионального развития научно-педагогических кадров университетов уже не оспаривается, и, как следствие, определена необходимость (дополнительной) систематической педагогической подготовки преподавателей вузов. Отсутствие педагогического развития университетских преподавателей часто приводит к сохранению старых методов обучения, которые не фокусируются на потребностях студентов и на предмете. В связи с этим в современных вузах повысилось внимание к ответственности и качеству преподавательской деятельности педагогических кадров в части ее оптимизации («делать больше с меньшими затратами») и повышения эффективности («профессионализация» деятельности).

В Словении система назначения преподавателей на должности подчеркивает важность научно-исследовательской и преподавательской работы, при этом сама система не столь сильно стимулирует повышение уровня педагогических компетенций сотрудников. На основе Закона о высшем образовании в Словении и стандартов назначения преподавателей, исследователей и помощников преподавателей в высших учебных заведениях, содержащие элементы оценивания педагогической квалификации кандидата (статья 23), вузы формулируют собственные критерии для назначения научно-педагогического состава. Согласно статье 33 Закона о высшем образовании Словении, обязательным компонентом программы профессионального обучения педагогов высшей школы является их практическое обучение в профессиональной среде. При этом уточняется, что исследовательская работа является важным компонентом деятельности вуза и особенно ее реализация преподавателями в магистерских и аспирантских программах.

К. А§кегс и S. Косаг [2] в ходе исследований был проведен анализ соответствующих институциональных критериев, регулирующих назначения на должности научно-педагогических работников в четырех словенских университетах: Университет Любляны, Университет Марибора, Приморский университет, Университет Новой Горицы. Результаты анализа показали, что существуют четкие критерии оценки исследовательской работы, в то время как область педагогической квалификации преподавателей представляет определенную двусмысленность. Исследовательской работе уделяется заметно больше внимания, чем преподавательской деятельности. Так, например, согласно критериям университетов для назначения на должность доцента в среднем не менее 25% баллов присваивается за преподавательскую деятельность, а более 50% - за исследовательскую. Однако в последние годы в Словении наблюдается прогресс педагогической подготовки преподавателей высшего образования. С 2012 года Словенское агентство по обеспечению качества аккредитовало обновленную программу обучения для преподавателей высшей школы «Основы дидактики высшего образования».

Технологический университет Кейп-Пенинсула в Южной Африке с 2009 года с целью преобразования учебной программы, преподавания, обучения и оценки практики в университете реализует интересную практику для сотрудников, которые должны быть «агентами изменений», названную «Проектный офис учебной программы» [4]. Благодаря данному проекту для улучшения практики преподавания и обучения, были расширены права и возможности академических сотрудников структурных подразделений университета. Руководители образовательных программ должны выполнять следующие обязанности: управлять инициативами по совершенствованию образовательных программ, разрабатывать новые модели квалификаций будущих специалистов в соответствии с различными национальными императивами; изучать передовые образовательные практики и продвигать их в своих структурных подразделениях, посещая национальные конференции и публикуя статьи в образовательных журналах; разработать и внедрять программу повышения квалификации для преподавательского состава, реализующего данную образовательную программу по вопросам, связанным с механизмами реализации образовательной программы в университете, образовательными технологиями, методиками преподавания, организацией процесса обучения и воспитания, диагностики и мониторинга результатов освоения программы; вовлекать преподавательский коллектив в деятельность по профессиональному развитию и саморазвитию; координировать деятельность группы разработчиков образовательной программы. Благодаря успеху проекта, к 2011 году количество проектных офисов образовательной программы увеличилось. Руководители образовательных программ и преподаватели всех структурных подразделений университета раз в месяц встречаются в рамках Форума сотрудников учебных программ, организуемого Центром развития высшего образования. Следует отметить, что это еще один пример организации внутриуниверситетской системы подготовки преподавателей вуза к преподавательской деятельности, характеризующийся своей непрерывностью.

Сравнительные исследования подготовки преподавателей университетов [1], проводимые коллективами авторов выявили вариативные цели различных видов программ подготовки кадров для системы высшего образования. Так, например, в США при организации процесса профессиональной подготовки преподавателей вузов в части формулирования результатов такого обучения делается упор на формирование определенных поведенческих навыков в процессе обучения и воспитания студентов (формируется готовность использовать передовые педагогические технологии), тогда как в Соединенном Королевстве часто доминирует модель «рефлексивного практикующего». Как следствие, в Соединенном Королевстве проводится меньше «микропреподавания» (поведенческого моделирования), зато ведутся записи рефлексивных журналов и бесед об обучении. Анализ программ подготовки в различных университетах США и Великобритании позволяет сделать вывод, что цели обучения сильно различаются между программами, а сами курсы для преподавателей высшей школы являются сложными и многогранными, хотя большинство курсов были аккредитованы Британской профессиональной ассоциации сотрудников и разработчиков образовательных программ (SEDA). Ассоциация продвигает идеи и инновации в сообществе разработчиков образования, она определяет результаты обучения, которых должны достичь студенты, обучающиеся по образовательной программе, а также предъявляет требования к механизмам оценки этих результатов.

В отличие от подготовки школьных учителей почти вся подготовка преподавателей вуза проходит в рамках организации, в которой работают слушатели и их педагоги (тренеры, менторы) по курсам. Инвестиции вуза в обучение своих преподавателей, с одной стороны, представляют собой часть стратегии улучшения качества преподавания в учебном заведении, с другой стороны, являются механизмом подготовки новых преподавателей к реализации обучения в соответствии с установленными требованиями в университете. Тех, кто прошел обучение, часто воспринимают как активных участников

образования, которые впоследствии могли более широко внедрять педагогические инновации. Это можно рассматривать как долгосрочную цель, предполагающую совокупный эффект от обучения преподавателей вуза.

Подготовка педагогов высшей школы, по мнению ученых, должна быть ориентирована на смену подходов к обучению в деятельности преподавателя: с подхода, когда обучение сфокусировано на преподавании (обучение как представление или передача структурированных знаний), на подход, когда в обучение имеет «студенческий фокус» (обучение как содействие пониманию и осуществление концептуальных изменений и интеллектуального развития). Соответственно, преподаватели, ориентированные на обучающихся, с большей вероятностью имеют студентов, которые придерживаются глубокого подхода (пытаясь понять смысл содержания), а не поверхностного подхода (пытаясь запомнить содержание).

ВЫВОДЫ

Анализ ряда вузов, которые выстроили успешные внутривузовские системы подготовки кадров к эффективной преподавательской деятельности, показывает, что они обеспечивают обширную начальную подготовку, включая в систему помимо курсов и другие формы поддержки и обучения преподавателей (семинары, тренинги, мастер-классы, конференции по преподаванию и т. д.). Тем не менее, считаем необходимым отметить, что в высшей школе за рубежом ведущим приоритетом является деятельность научно-исследовательская, в том время как преподавательская выступает по отношению к ней в сопровождающей роли. Ряд удачных практик в сфере проектной и организационно -методической деятельности преподавателей высшей школы в настоящее время успешно адаптирован российскими вузами и реализуется как в столичных, так и в региональных организациях высшего образования. Среди позитивных моментов также необходимо отметить развитую систему корпоративного обучения и сопровождения, а также поддержку педагогов высшей школы, ориентированных на самосовершенствование и расширение личного компетентностного профиля. В целом, анализ опыта подготовки педагогических кадров для высшей школы за рубежом позволяет говорить о наличии тенденции, которая прослеживается и в отечественной практике, в частности, об усилении внимания к преподавательской деятельности вузовского педагога, которую можно рассматривать как комплекс деятельностей, направленных на решение разнообразных задач, объединенных единым вектором взаимодействия науки и образовательной практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горюнова, Л.В. Организация и особенности подготовки аспирантов к преподавательской деятельности: монография / Л.В. Горюнова, Е.С. Тимченко, А.В. Шатравкина. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. - 114 с.

2. Askerc, K. Teaching and the Pedagogical Training of University Teaching Staff - Practice and Opinions under Slovenian Higher Education Legislation / K. Askerc, S. Kocar // Education Inquiry. -2015. - Vol. 6, № 2. - Р. 159-175.

3. Gibbs, G. Training to teach in higher education: a research agenda / G. Gibbs, M. Coffey // Teacher Development. - 2000. № 4(1). - P. 31-44.

4. Henard, F. Fostering Quality Teaching in Higher Education: Policies and Practices. An IMHE Guide for Higher Education Institutions / F. Henard, D. Roseveare / OECD Publishing, 2012. - September.

- URL: https://www.oecd.org/education/imhe/QT%20policies%20and%20practices.pdf (Дата обращения

- 14.05.2022)

5. Lindblom-Ylanne S. The Bologna Declaration as a Tool to Enhance Learning and Instruction at the University of Helsinki / S. Lindblom-Ylanne, K. Hamalainen // International Journal for Academic Development. - 2004. - No. 9. - P. 153-165.

6. Odalen, J. Teaching university teachers to become better teachers: the effects of pedagogical training courses at six Swedish universities / J. Odalen, D. Brommesson, G. Erlingsson, J. Schaffer, M. Fogelgren // Higher Education Research & Development. - 2019. - Vol. 38(2). - P. 339-353.

REFERENCES

1. Goryunova, L.V., Timchenko, A.V. and Shatravkina, A.V. (2020), Organization and features of postgraduate training for teaching, monograph, Southern Federal University Press, Rostov-on-Don, Taganrog.

2. Askerc, K. and Kocar, S. (2015), "Teaching and the pedagogical training of university teaching staff - practice and opinions under Slovenian higher education legislation", Education Inquiry, vol. 6, No. 2, June, pp. 159-175.

3. Gibbs, G. and Coffey, M. (2000), "Training to teach in higher education: a research agenda", Teacher Development, vol. 4, No. 1, pp. 31-44.

4. Henard, F. and Roseveare, D. (2012), Fostering quality teaching in higher education: policies and practices, an IMHE guide for higher education institutions, OECD Publishing, September, available at: https://www.oecd.org/education/imhe/QT%20policies%20and%20practices.pdf (Accessed 12.05.2022)

5. Lindblom-Ylanne, S. and Hamalainen, K. (2004), "The Bologna declaration as a tool to enhance learning and instruction at the University of Helsinki", International Journal for Academic Development, Vol. 9, No. 2, pp. 153-165.

6. Odalen, J., Brommesson, D., Erlingsson, G., Schaffer, J. and Fogelgren, M. (2019), "Teaching university teachers to become better teachers: the effects of pedagogical training courses at six Swedish universities", Higher Education Research & Development, Vol. 38, No. 2, pp. 339-353.

Контактная информация: avshatravkina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 31.05.2022

УДК 372.879.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Дарья Олеговна Данилевская, преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань; Алексей Сергеевич Земсков, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара; Лариса Петровна Маслова, кандидат социологических наук, доцент, Николай Владиславович Леонов, преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

Казань

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации процесса физического воспитания студентов посредством дистанционных технологий обучения в условиях самоизоляции, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Цель исследования - изучить особенности отношения преподавателей по физическому воспитанию в вузе к дистанционному обучению студентов и его возможностям в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура». Методика и организация исследования. Основу представленного исследования составили методы социологического опроса в форме анкетирования преподавателей кафедр физического воспитания, сравнительного анализа и обобщения данных. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного исследования показывают, что преподаватели вузов неоднозначно относятся к дистанционному обучению, не всегда объективно оценивают его возможности и собственную готовность к его реализации в процессе физического воспитания студентов. Выводы. Полученные в исследовании данные указывают на необходимость формирования у преподавателей специальных цифровых компетенций, позволяющих решать актуальные учебные задачи в дистанционном режиме взаимодействия с участниками образовательного процесса. Интеграция возможностей дистанционных технологий в практику физического воспитания студентов позволит совершенствовать образовательный процесс и повысит его эффективность.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, физическое воспитание, высшее образование, студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.