Е. Е. Дудковская
(Тюмень)
Подготовка педагога к формированию коммуникативной
компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС
В статье определяется готовность педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося как условие эффективной реализации деятельностно-коммуникативного подхода к обучению.
Реализация ФГОС, определяющего направленность процесса обучения на духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающих социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, ставит перед учителем качественно новые задачи, связанные с созданием и обеспечением комплекса условий личностного развития каждого ребенка [1, с. 71]. В связи с этим еще более актуальными становятся задачи развития языковой личности обучающегося, формирования его коммуникативной компетенции.
Понятие языковой личности впервые было введено В. В. Виноградовым в 1980 году [2]. В основе понятия - представление о человеке, обладающем совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему говорить, общаться, создавать речевые высказывания. В определении языковой личности преобладают лингвистические характеристики. Другое понимание языковой личности дает К. Ф. Седов: кроме собственно лингвистических аспектов она включает в себя различные коммуникативные характеристики речевого поведения - это «человек в его способности совершать речевые поступки» [3, с. 434]. Таким образом, уже сегодня в качестве основных компонентов формирования языковой личности обучающегося выделяют выработку компетенций: не только лингвистической (теоретические знания о языке], языковой (практическое владение языком], но и коммуникативной (использование языка в соответствии с ситуацией общения, навыки правильного речевого поведения], культурологической (вхождение в культуру изучаемого языка, преодоление культурного барьера в общении].
Коммуникативную компетенцию - один из компонентов и показателей уровня развития языковой личности - ФГОС определяет как овладение «1] всеми видами речевой деятельности и 2] основами культуры устной и письменной речи, 3] умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [1].
Успешное формирование коммуникативной компетенции обучающегося предполагает готовность педагога к обеспечению необходимого комплекса условий, которые будут всячески способствовать не только развитию у него «чувства языка», но и обогащению, осознанию и систематизации его речевого и коммуникативного опыта, усилению его речевой активности. Как показывают исследования и педагогическая практика, это возможно при создании педагогом развивающей речевой среды, при использовании им в обучении проектирования и моделирования ситуаций живого общения, стимулирующих и активизирующих речевую и коммуникативную деятельность учащихся, при организации на уроках разных образовательных областей процесса разрешения ценностных коммуникативных ситуаций и решения коммуникативных задач [4, с. 10].
Обеспечению создания наиболее полного комплекса необходимых условий для эффективного формирования коммуникативной компетенции учащегося будет способствовать использование педагогом в процессе организации обучения деятельностно-комму-никативного подхода, нацеленного на развитие личности и на результат деятельности как целенаправленной системы [5]. Организовать общение детей в деятельности или ор-
ганизовать их деятельность в процессе общения - что будет в большей степени способствовать сбалансированному развитию языковой личности ребенка с проблемами в развитии? В нашем случае представляется важным акцент на деятельностном компоненте организации обучения. Модель деятельностно-коммуникативного подхода к коммуникативному развитию учащихся основывается на принципах: интерактивности обучения, диа-логичности обучения, рефлексивности обучения, системного подхода к диагностике, педагогического оптимизма.
Реализация принципа интерактивности (от англ. interaction - взаимодействие] в учебном процессе предполагает осуществление такой организации познавательной деятельности обучающихся, при которой происходит взаимодействие субъектов обучения как внутреннее (взаимное понимание], так и внешнее (совместная работа]. Реализация педагогом данного принципа обучения создает условия для повышения мотивации обучающихся, активизации их деятельности, речевой в частности, осуществления обратной связи, для формирования отношения к себе и другим.
Принцип диалогичности основывается на том, что формирование личности ребенка возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия. Этот принцип обеспечивает педагогу необходимую форму организации речевого развития, основанную на диалоговом общении обучающихся во взаимодействующих отношениях субъект-субъектных связей.
Целесообразность включения данного принципа подтверждается исследованиями диалога [6], которые определяют его как особую форму взаимодействия, которая обеспечивает развитие потребностно-мотивацион-ной, эмоциональной, интеллектуальной сфер личности; создаёт условия для вопросно-ответной системы взаимодействия, для высказывания и развития различных точек зрения собеседников при обсуждении той или иной темы, проявления самоосмысления, самостоятельности и самореализации. Способность участвовать в диалогах предполагает умение выражать в речи свою смысловую позицию, понимать смысловую позицию партнёра, сопоставлять или противопоставлять
их, дополнять одну другой, отрицать или обосновывать её, ограничивать, изменять.
Принцип рефлексивности обучения в реализации деятельностно-коммуникативного подхода связан с созданием условий для формирования рефлексии у обучающихся, с осуществлением в процессе обучения идеи рефлексивности отношения человека к самому себе и к миру. В определении рефлексии актуализируется понимание ее как процесса осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые отражают событийность человеческой жизни. В осуществлении речевой деятельности рефлексия - осмысление, переосмысление и преобразование речевого опыта, извлеченного из речевых событий.
Эффективность формирования коммуникативной компетенции обучающегося возможна при опоре на принцип системного подхода к диагностике, направленного на своевременное и комплексное определение динамики развития всех компетенций языковой личности. Реализация данного принципа, равно как и принципа педагогического оптимизма, приобретает особую значимость в связи с введением инклюзивного образования.
Принцип педагогического оптимизма используется в инклюзивном образовании, но актуален для педагогики в целом и необходим, несомненно, при реализации любого подхода к обучению. Инклюзивное образование исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых доступных ребенку социально и личностно значимых навыков, обеспечивающих его адаптацию.
Данные принципы находят свое отражение в содержании других компонентов модели: организационного, результативного, оценочного. Организационный компонент наполнен коммуникативно-диалоговыми формами и интерактивными методами обучения. Это дискуссии, мастерские, уроки-драматиза-ции, коммуникативные, деловые и ролевые игры, к использованию которых в своей деятельности должен быть готов современный педагог. Результативный и оценочный компоненты связаны с определением программы достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся в освоении образовательных программ и с современной системой их представления и оценки.
Дудковская Е. Е. Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося
Готовность педагога к реализации дея-тельностно-коммуникативного подхода к обучению для эффективного формирования коммуникативной компетенции обучающегося мы рассматриваем как важнейший, во многом определяющий структурный компонент модели реализации данного подхода. Эффективно формировать коммуникативную компетенцию обучающегося может только коммуникативно-компетентный педагог.
Понятие готовности к педагогической деятельности В. И. Загвязинский рассматривает как фундамент профессиональной компетентности [7, с. 186]. В монографии В. А. Адольфа и Н. Ф. Ильиной также подчеркивается, что профессиональная компетентность проявляется и выявляется при условии сфор-мированности профессиональной готовности личности к разным аспектам деятельности [8]. Большинство ученых придерживаются мнения, что готовность выступает как устойчивая многомерная, многокомпонентная характеристика личности, включающая в себя мотивационный, познавательный, эмоциональный и деятельностный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условий деятельности [9].
Исходя из этого можно предположить, что готовность современного педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках внедрения ФГОС находит свое отражение в следующих качественных характеристиках:
- высокий уровень развития языковой личности педагога, сформированности коммуникативной компетенции;
- осознанное отношение к необходимости и условиям эффективного формирования коммуникативной компетенции, интерес к речевой деятельности, стремление добиться успеха в организации коммуникативного развития обучающегося;
- владение необходимыми знаниями о сущности и законах протекания речевой деятельности, педагогических средствах, обеспечивающих организацию активизирующей речевой среды;
- освоение умений по организации учебной деятельности; умение проектировать достижение образовательных результатов учащихся, проектировать развивающую речевую среду, создавать условия для активизации речевого развития учащегося, владение современными интерактивными методами обучения и диагностики;
- хорошо развитые рефлексивные умения;
- осознанное отношение педагога к процессу, содержанию и результату своей деятельности по формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
Готовность к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося позволит педагогу эффективно реализовать деятельностно-коммуникативный подход в обучении, создать мотивацию и условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний. Педагогическая деятельность в рамках интерактивного обучения приобретает характер специфической индивидуальной деятельности педагога по проектированию учебной деятельности учащихся и ее практическому воплощению в определенной предметной области с ориентацией на организацию спонтанного взаимодействия учащихся, становящегося объектом обучения путем группового обсуждения, рефлексивного анализа и оценки результатов.
Педагог также должен быть готов:
- к использованию в своей деятельности активных методов обучения: групповых дискуссий, проигрывания ролей и действий, имитаций и имитационных игр, ролевых и деловых игр, упражнений для групп с небольшим числом участников, упражнений на развитие навыков саморегуляции, методов проектной деятельности, приемов моделирования;
- к диалоговому взаимодействию, к использованию диалоговых методов в обучении. Диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, потому что активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, требует гармонии формы и содержания. Диалог, имея социальную природу, реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. Поэтому диалоговые формы обучения и воспитания дают возможность педагогу создавать условия для социализации личности ученика;
- к умелому и уместному использованию различных форм рефлексии, позволяющих личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью, сделать ее предметом анализа, осознанного регулирования и контроля.
Условия совершенствования готовности педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося должны обеспечивать развитие всех ее компонентов.
Можно предположить, что развитие готовности педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося будет эффективным, если в системе дополнительного профессионального образования реализуются следующие организационно-педагогические условия: создана образовательная среда, направленная на активи-
зацию и совершенствование речевого и коммуникативного опыта педагога; на развитие его коммуникативной компетенции; на овладение современными интерактивными технологиями и методами диалогового взаимодействия, современными диагностическими средствами; на развитие способности педагога к рефлексивной деятельности; создан комплекс дидактических средств, ориентированный на развитие готовности педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося.
Литература
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. ; Ч. 2: Среднее (полное) общее образование. -М., 2004. - 266 с. - С. 71.
2. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
3. Еремеева О. А. О понятии «языковая личность» // Лингвистика: взаимодействие концепций и парадигм. Вып. 1. Ч. 2. - Харьков, 1991.
4. Булыгина Л. Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- Тюмень, 2013. - 26 с.
5. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. -С. 18-22.
6. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 240 с.
7. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под. ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
8. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: моногр. -Красноярск : Поликом, 2007.- 190 с.
9. Прищепа Т. А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Томск : Том. гос. пед. ун-т, 2010. - 23 с.
-^-