Научная статья на тему 'Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС'

Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ФГОС / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LANGUAGE PERSONALITY / LEARNING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ACTIVITY-COMMUNICATIVE APPROACH / INTERACTIVITY OF COGNITIVE ACTIVITY / DIALOGUE / REFLECTIVENESS OF LEARNING / PEDAGOGICAL OPTIMISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудковская Елена Евгеньевна

В статье определяется готовность педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося как условие эффективной реализации деятельностно-коммуникативного подхода к обучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s training to development of pupil’s communicative competence in the frames of Federal State Educational Standards implementation

In the article the teacher’s readiness for developing pupil’s communicative competence as a condition of effective implementation of activity-communicative approach to learning is defined

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС»

Е. Е. Дудковская

(Тюмень)

Подготовка педагога к формированию коммуникативной

компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС

В статье определяется готовность педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося как условие эффективной реализации деятельностно-коммуникативного подхода к обучению.

Реализация ФГОС, определяющего направленность процесса обучения на духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающих социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, ставит перед учителем качественно новые задачи, связанные с созданием и обеспечением комплекса условий личностного развития каждого ребенка [1, с. 71]. В связи с этим еще более актуальными становятся задачи развития языковой личности обучающегося, формирования его коммуникативной компетенции.

Понятие языковой личности впервые было введено В. В. Виноградовым в 1980 году [2]. В основе понятия - представление о человеке, обладающем совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему говорить, общаться, создавать речевые высказывания. В определении языковой личности преобладают лингвистические характеристики. Другое понимание языковой личности дает К. Ф. Седов: кроме собственно лингвистических аспектов она включает в себя различные коммуникативные характеристики речевого поведения - это «человек в его способности совершать речевые поступки» [3, с. 434]. Таким образом, уже сегодня в качестве основных компонентов формирования языковой личности обучающегося выделяют выработку компетенций: не только лингвистической (теоретические знания о языке], языковой (практическое владение языком], но и коммуникативной (использование языка в соответствии с ситуацией общения, навыки правильного речевого поведения], культурологической (вхождение в культуру изучаемого языка, преодоление культурного барьера в общении].

Коммуникативную компетенцию - один из компонентов и показателей уровня развития языковой личности - ФГОС определяет как овладение «1] всеми видами речевой деятельности и 2] основами культуры устной и письменной речи, 3] умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [1].

Успешное формирование коммуникативной компетенции обучающегося предполагает готовность педагога к обеспечению необходимого комплекса условий, которые будут всячески способствовать не только развитию у него «чувства языка», но и обогащению, осознанию и систематизации его речевого и коммуникативного опыта, усилению его речевой активности. Как показывают исследования и педагогическая практика, это возможно при создании педагогом развивающей речевой среды, при использовании им в обучении проектирования и моделирования ситуаций живого общения, стимулирующих и активизирующих речевую и коммуникативную деятельность учащихся, при организации на уроках разных образовательных областей процесса разрешения ценностных коммуникативных ситуаций и решения коммуникативных задач [4, с. 10].

Обеспечению создания наиболее полного комплекса необходимых условий для эффективного формирования коммуникативной компетенции учащегося будет способствовать использование педагогом в процессе организации обучения деятельностно-комму-никативного подхода, нацеленного на развитие личности и на результат деятельности как целенаправленной системы [5]. Организовать общение детей в деятельности или ор-

ганизовать их деятельность в процессе общения - что будет в большей степени способствовать сбалансированному развитию языковой личности ребенка с проблемами в развитии? В нашем случае представляется важным акцент на деятельностном компоненте организации обучения. Модель деятельностно-коммуникативного подхода к коммуникативному развитию учащихся основывается на принципах: интерактивности обучения, диа-логичности обучения, рефлексивности обучения, системного подхода к диагностике, педагогического оптимизма.

Реализация принципа интерактивности (от англ. interaction - взаимодействие] в учебном процессе предполагает осуществление такой организации познавательной деятельности обучающихся, при которой происходит взаимодействие субъектов обучения как внутреннее (взаимное понимание], так и внешнее (совместная работа]. Реализация педагогом данного принципа обучения создает условия для повышения мотивации обучающихся, активизации их деятельности, речевой в частности, осуществления обратной связи, для формирования отношения к себе и другим.

Принцип диалогичности основывается на том, что формирование личности ребенка возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия. Этот принцип обеспечивает педагогу необходимую форму организации речевого развития, основанную на диалоговом общении обучающихся во взаимодействующих отношениях субъект-субъектных связей.

Целесообразность включения данного принципа подтверждается исследованиями диалога [6], которые определяют его как особую форму взаимодействия, которая обеспечивает развитие потребностно-мотивацион-ной, эмоциональной, интеллектуальной сфер личности; создаёт условия для вопросно-ответной системы взаимодействия, для высказывания и развития различных точек зрения собеседников при обсуждении той или иной темы, проявления самоосмысления, самостоятельности и самореализации. Способность участвовать в диалогах предполагает умение выражать в речи свою смысловую позицию, понимать смысловую позицию партнёра, сопоставлять или противопоставлять

их, дополнять одну другой, отрицать или обосновывать её, ограничивать, изменять.

Принцип рефлексивности обучения в реализации деятельностно-коммуникативного подхода связан с созданием условий для формирования рефлексии у обучающихся, с осуществлением в процессе обучения идеи рефлексивности отношения человека к самому себе и к миру. В определении рефлексии актуализируется понимание ее как процесса осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые отражают событийность человеческой жизни. В осуществлении речевой деятельности рефлексия - осмысление, переосмысление и преобразование речевого опыта, извлеченного из речевых событий.

Эффективность формирования коммуникативной компетенции обучающегося возможна при опоре на принцип системного подхода к диагностике, направленного на своевременное и комплексное определение динамики развития всех компетенций языковой личности. Реализация данного принципа, равно как и принципа педагогического оптимизма, приобретает особую значимость в связи с введением инклюзивного образования.

Принцип педагогического оптимизма используется в инклюзивном образовании, но актуален для педагогики в целом и необходим, несомненно, при реализации любого подхода к обучению. Инклюзивное образование исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых доступных ребенку социально и личностно значимых навыков, обеспечивающих его адаптацию.

Данные принципы находят свое отражение в содержании других компонентов модели: организационного, результативного, оценочного. Организационный компонент наполнен коммуникативно-диалоговыми формами и интерактивными методами обучения. Это дискуссии, мастерские, уроки-драматиза-ции, коммуникативные, деловые и ролевые игры, к использованию которых в своей деятельности должен быть готов современный педагог. Результативный и оценочный компоненты связаны с определением программы достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся в освоении образовательных программ и с современной системой их представления и оценки.

Дудковская Е. Е. Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося

Готовность педагога к реализации дея-тельностно-коммуникативного подхода к обучению для эффективного формирования коммуникативной компетенции обучающегося мы рассматриваем как важнейший, во многом определяющий структурный компонент модели реализации данного подхода. Эффективно формировать коммуникативную компетенцию обучающегося может только коммуникативно-компетентный педагог.

Понятие готовности к педагогической деятельности В. И. Загвязинский рассматривает как фундамент профессиональной компетентности [7, с. 186]. В монографии В. А. Адольфа и Н. Ф. Ильиной также подчеркивается, что профессиональная компетентность проявляется и выявляется при условии сфор-мированности профессиональной готовности личности к разным аспектам деятельности [8]. Большинство ученых придерживаются мнения, что готовность выступает как устойчивая многомерная, многокомпонентная характеристика личности, включающая в себя мотивационный, познавательный, эмоциональный и деятельностный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условий деятельности [9].

Исходя из этого можно предположить, что готовность современного педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках внедрения ФГОС находит свое отражение в следующих качественных характеристиках:

- высокий уровень развития языковой личности педагога, сформированности коммуникативной компетенции;

- осознанное отношение к необходимости и условиям эффективного формирования коммуникативной компетенции, интерес к речевой деятельности, стремление добиться успеха в организации коммуникативного развития обучающегося;

- владение необходимыми знаниями о сущности и законах протекания речевой деятельности, педагогических средствах, обеспечивающих организацию активизирующей речевой среды;

- освоение умений по организации учебной деятельности; умение проектировать достижение образовательных результатов учащихся, проектировать развивающую речевую среду, создавать условия для активизации речевого развития учащегося, владение современными интерактивными методами обучения и диагностики;

- хорошо развитые рефлексивные умения;

- осознанное отношение педагога к процессу, содержанию и результату своей деятельности по формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Готовность к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося позволит педагогу эффективно реализовать деятельностно-коммуникативный подход в обучении, создать мотивацию и условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний. Педагогическая деятельность в рамках интерактивного обучения приобретает характер специфической индивидуальной деятельности педагога по проектированию учебной деятельности учащихся и ее практическому воплощению в определенной предметной области с ориентацией на организацию спонтанного взаимодействия учащихся, становящегося объектом обучения путем группового обсуждения, рефлексивного анализа и оценки результатов.

Педагог также должен быть готов:

- к использованию в своей деятельности активных методов обучения: групповых дискуссий, проигрывания ролей и действий, имитаций и имитационных игр, ролевых и деловых игр, упражнений для групп с небольшим числом участников, упражнений на развитие навыков саморегуляции, методов проектной деятельности, приемов моделирования;

- к диалоговому взаимодействию, к использованию диалоговых методов в обучении. Диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, потому что активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, требует гармонии формы и содержания. Диалог, имея социальную природу, реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. Поэтому диалоговые формы обучения и воспитания дают возможность педагогу создавать условия для социализации личности ученика;

- к умелому и уместному использованию различных форм рефлексии, позволяющих личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью, сделать ее предметом анализа, осознанного регулирования и контроля.

Условия совершенствования готовности педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося должны обеспечивать развитие всех ее компонентов.

Можно предположить, что развитие готовности педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося будет эффективным, если в системе дополнительного профессионального образования реализуются следующие организационно-педагогические условия: создана образовательная среда, направленная на активи-

зацию и совершенствование речевого и коммуникативного опыта педагога; на развитие его коммуникативной компетенции; на овладение современными интерактивными технологиями и методами диалогового взаимодействия, современными диагностическими средствами; на развитие способности педагога к рефлексивной деятельности; создан комплекс дидактических средств, ориентированный на развитие готовности педагога к деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащегося.

Литература

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. ; Ч. 2: Среднее (полное) общее образование. -М., 2004. - 266 с. - С. 71.

2. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

3. Еремеева О. А. О понятии «языковая личность» // Лингвистика: взаимодействие концепций и парадигм. Вып. 1. Ч. 2. - Харьков, 1991.

4. Булыгина Л. Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- Тюмень, 2013. - 26 с.

5. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. -С. 18-22.

6. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 240 с.

7. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под. ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

8. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: моногр. -Красноярск : Поликом, 2007.- 190 с.

9. Прищепа Т. А. Развитие готовности педагога к инновационной деятельности на основе обогащающей образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Томск : Том. гос. пед. ун-т, 2010. - 23 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.