Из жизни вуза
99
портала для разных групп пользователей (учителей, родителей, школьников);
V предоставление открытого во времени и пространстве дистанционного доступа к информационным ресурсам;
V накопление, систематизация, публикация электронных учебно-методических ресурсов в гипермедийном виде;
V предоставление сервисов для организации педагогического общения в реальном и отложенном времени между субъектами учебного процесса;
V хранение статистики обучения;
V повышение активности школьников за счет использования элементов курса, предполагающих совместную работу, активно-деятельностные формы изучения материала;
V предоставление сервисов для организации консультативной помощи педагогам и ученикам.
Создание интегрированной информационно-образовательной среды педагогического вуза и школы позволяет объединить информационные ресурсы звена «школа -педвуз»,организовать централизованный доступ к информационным ресурсам, реализовать полномасштабную и управляемую
систему, построить отказоустойчивую систему передачи данных, осуществлять мониторинг и управление образованием, предоставить возможности дистанционного обучения и повышения квалификации, обеспечить поддержку учащихся, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг по месту жительства, качественными образовательными ресурсами, помочь школьникам в изучении выбранных ими общеобразовательных дисциплин на профильном уровне с использованием Интернета.
Пройденный ОмГПУ путь от развертывания корпоративной компьютерной сети к созданию интегрированной информационно-образовательной среды вуза и школы может рассматриваться как пример создания модели педагогической системы, позволяющей не только обеспечить образовательный процесс необходимыми информационными ресурсами и средствами коммуникации, но и включить студентов, преподавателей университета, учителей и учащихся в совместную учебно-исследовательскую и творческую деятельность, объединяющую высшую педагогическую и общеобразовательную школы.
Подготовка педагога физико-математического профиля с помощью ИКТ
М. РАГУЛИНА, профессор
Исторически неизбежное «вторжение » информационно-коммуникационных технологий в профессионально-предметную подготовку в сфере естественно-научного и физико-математического образования актуализировало введение таких новых понятий современной дидактики, относящихся к целям обучения, как «алгоритмическая культура», «компьютерная грамотность», «ИКТ-компетентность», «информационная культура».
Алгоритмическая культура предполагает владение рядом простейших «безмашин-
ных» логико-математических категорий, а компьютерная грамотность означает освоение начальных навыков общения с компьютером, составления простейших компьютерных программ, а также наличие начальных представлений об устройстве и принципах действия ЭВМ.
Понятие «информационнаякультура» включает в себя навыки грамотной постановки задач для их решения с помощью ЭВМ и формализованного описания поставленных задач, знания о методах математического моделирования и умения стро-
100
Высшее образование в России • № 6, 2008
ить математические модели поставленных задач, навыки программирования на языках высокого уровня, квалифицированного использования современных инструментальных пакетов для решения с их помощью прикладных задач, умения грамотно интерпретировать результаты решения прикладных задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.
Таким образом, основная тенденция -это усиление роли знаний о математическом (в общем случае - информационном) моделировании как основе для реализации ИКТ в содержании обновляющегося образования. Триада «информация^ информационная модель ^ информационные технологии» становится доминирующей идеей профессионального, и прежде всего - физико-математического, образования.
Методическая система подготовки кадров для обеспечения всех аспектов информатизации сферы общего образования «с учетом тенденций перехода к ступенчатой системе подготовки базовыхпедагогических кадров: бакалавров образования, учителей, магистров образования» разработана М.П. Лапчиком [1,2]. В качестве причин «торможения» процесса информатизации автор называет «незавершенность, недоразвитость самой теории компьютеризации образования и сохраняющееся пока слабое ее воздействие на психолого-педагогические основания системы образования», а также неготовность большой массы педагогов, психологов педвузовских и специальных кафедр, медленно осваивающих применение ИКТ в своих предметных сферах [2, с. 40].
Идея реализации принципа «трех китов », или трех составляющих предметного блока (линий подготовки): математика + информатика + вычислительная техника, положенная автором в основу модели профильной подготовки учителя с базовой специальностью «Информатика», весьмаак-туальна. Отсюда важное место в профильной подготовке бакалавра и магистра физико-математического образования состав-
ляет «математическая компонента фундаментального образования, имеющая целью:
- получение образования в области основ математики, математического моделирования, отсутствие которого делает беспомощным приложения информатики для решения задач в различных сферах практической деятельности;
- формирование фундаментальных основ теоретической (математической) информатики, составляющих общеобразовательное ядро этой области знания» [2, с. 43].
Выпускник по направлению «физикоматематическое образование» должен обладать глубокими знаниями в области базовых дисциплин - математики и информатики, навыками использования этих знаний при исследовании информационных (в том числе математических) моделей изучаемых объектов и процессов, навыками применения известных алгоритмов решения соответствующих математических задач, должен уметь реализовывать эти алгоритмы на компьютере и интерпретировать полученные результаты, использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области физико-математических наук и образования.
Из жизни вуза
101
Рис. ИКТ в содержании подготовки педагога физико-математического профиля
Фундаментальность, универсальность и прикладная ориентация образовательных программ признаются непреложными ценностями современного качества высшего образования.
Кроме того, «тенденции развития языка и методов науки настоятельно требуют включения в предметное содержание высшего образования учебного материала, олицетворяющего «приложения информатики в предметной области деятельности». Можно только надеяться на то, что «диффузия» методов и средств информатики в собственно предметное содержание образования (т.е. непосредственно через фундаментальные учебные дисциплины предметного блока различных образовательных программ) будет нарастать» [2, с. 53-54].
Доказательством правомерности этого тезиса служит тот факт, что в стандарты высшего педагогического образования второго поколения (2005 г.) по специальности
032100 «Математика» и 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью » введен предмет «Информационные технологии в математике » в качестве дисциплины предметной подготовки (федеральный компонент, блок общематематичес-кихи естественнонаучных дисциплин) [3].
Процентное соотношение суммарного количества часов, отведенных на изучение дисциплин ин-форматической направленности, к общему количеству часов, предусмотренных на изучение соответствующих циклов учебных дисциплин, составляет для специальностей 032100, 032100.00 и 030100 соответственно 19%, 24% и 64%. Здесь не учитывается такая, по существу тоже немаловажная для формирования ИКТ-компетентности учебная дисциплина, относящаяся к общегуманитарному циклу, как иностранный (английский) язык.
В стандартах двухуровневой подготовки (бакалавриат и магистратура) спектр ИКТ-ориентированных учебных дисциплин составляет 53%. Подготовка специалистов этой группы должна основываться на достаточно серьезном образовании как в области математики, так и в информатичес-кой сфере (рис.).
Легко видеть, что характер приложений компьютерных технологий к этим видам профессиональной деятельности принципиально различается: в первом случае ИКТ
102
Высшее образование в России • № 6, 2008
выступают в роли исследовательского средства реализации задач математической деятельности (информа-тическая математика), а во втором является средством интенсификации методов обучения и воспитания (сфера компьютерной дидактики). Нужно различать роль и место ин-формационно-коммуникационных технологий в двух вышеназванных аспектах формирования профессиональной компетентности педагогов физико-математического направления.
Привлечение многофункционального программно-математического обеспечения усиливает прикладную линию в математической подготовке специалистов физикоматематического направления. При этом особое значение приобретают курсы традиционной вычислительной математики. С точки зрения математической культуры становится важным понимание уникальных вариативных возможностей программного инструментария для реализации различных способов решения и различных форм получения результатов при решении математических задач: методы точные и приближенные, результаты символьные (аналитические), численные, графические. В силу разнообразия (и характерной нетрадици-онности) форм представления результатов сейчас все более устойчивое положение в прикладном математическом образовании начинают занимать компьютерные математические системы.
Вместе с тем проблемы, связанные с математическим и информатическим образованием будущих педагогов физико-математического направления, сохраняются. Наиболее очевидную из них можно сформулировать следующим образом: декларируе-
мое родство математики и информатики в ходе освоения соответствующих компонентов образования чаще всего не находит явного подтверждения, и студенты в ходе изучения этих дисциплин не склонны видеть в них интегративной составляющей своей профессиональной подготовки.
Математика и математическое образование (как было показано выше) испытывают существенное положительное влияние со стороны информатики, и это обстоятельство должно быть доведено до понимания будущих выпускников физико-математического направления. Экспансия компьютерики не должна «принижать» ценность прикладного базового предметного знания, в данном случае математики. Добиться этого можно путем сбалансированной интеграции содержания этой предметно-технологической сферы деятельности, а также построения адекватной и эффективной методической системы обучения.
Литература
1. Лапчик М.П. Информатика и информаци-
онные технологии в системе общего и педагогического образования. - Омск, 1999.
2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педа-
гогических кадров. - Омск, 2007.
3. См.: Рагулина М.И. Информационные тех-
нологии в математике: Учеб. пособие. -
М., 2007.