Научная статья на тему 'Подготовка пастыря в рамках изучения психологических дисциплин'

Подготовка пастыря в рамках изучения психологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / CHRISTIAN PSYCHOLOGY / ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / ORTHODOX PRINCIPLES OF CONSULTING / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ / ORTHODOX PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трунова А.Г.

В статье обосновывается необходимость психологических знаний для будущего пастыря. Подчеркивается, что наиболее релевантным в задаче подготовки будущих пастырей является особое направление психологии, основанное на православном мировоззрении. Приводятся принципы православного консультирования, которое может реализовывать будущий пастырь в своем приходе. Автор делает акцент на принципах православной антропологии, лежащих в основе работы психолога на приходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership Training in the study of psychological disciplines

The necessity of psychological knowledge for a future pastor is proved. It is emphasized that the most relevant task of training of future pastors is a special direction in psychology, based on the Orthodox worldview. Orthodox principles of consulting, which a future pastor can realize in his parish are given. The author accentuates principles of orthodox anthropology underlying a work of a psychologist at a parish.

Текст научной работы на тему «Подготовка пастыря в рамках изучения психологических дисциплин»

В храме отражена идея соборности. В нем объединяют не стены и не архитектурные линии, а то, что храм является живым целым, собранным «воедино Духом любви».

В храмовом действе, как устанавливает П. А. Флоренский, с наибольшей полнотой реализуются эстетический и мистический принципы синтеза искусств, последние же в своей совокупности направлены на выявление метафизических основ бытия и достижение участниками богослужения религиозно-эстетического катарсиса.

СогласноП. А. Флоренскому, церковное искусство бифункционально по своей сути: будучи элементом культа и неся определенную религиозно-смысловую нагрузку, оно в художественно-образной форме открывает божественный мир, возвышает и преображает душу человека не только мистически, но и художественно-эстетически. Религиозная и художественная стороны церковного искусства неразрывно взаимосвязаны, и потому при его рассмотрении следует избегать их метафизического расчленения.

Для церковного искусства, в силу его религиозного содержания и выполняемых культовых функций, характерны такие специфические особенности, как каноничность и соборность, которыми в свою очередь обусловлена его принципиальная надындивидуальность. В этом его существенные отличия от искусства светского.

Несмотря на общие христианские корни, православное изобразительное искусство существенно различается с католическим и протестантским, что, согласно П.А. Флоренскому, объясняется их принадлежностью к принципиально различным типам культур и имеющимися расхождениями в религиозно-мировоззренческих основаниях этих двух изобразительных систем.

Православное церковное искусство призвано установить связь между миром дольним и горним, соединить человека и Бога и потому способно преобразить человеческую жизнь и преобразовать окружающую действительность.

Литература

1. Андроник (Трубачев), иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского [Текст]/ Андроник (Трубачев), иеромонах. - Томск: Водолей, 1998.

2. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики [Текст] / В.В. Бычков. - Киев, 1991.

3. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы [Текст] / В.В. Бычков. - М.: Ладомир, 1995.

4. Тарабукин Н.М. Смысл иконы [Текст]/ Н.М. Тарабукин. - М., изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999.

5. Флоренский Павел. Храмовое действо как синтез искусств [Текст]/ П. Флоренский// Маковец. - 1922. - № 1.

Подготовка пастыря в рамках изучения психологических

дисциплин

УДК 26/28

Трунова Анна Григорьевна преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород trun-ann@yandex.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость психологических знаний для будущего пастыря. Подчеркивается, что наиболее релевантным в задаче подготовки будущих пастырей является особое направление психологии, основанное на православном мировоззрении. Приводятся принципы православного консультирования, которое может реализовывать будущий пастырь в своем приходе. Автор делает акцент на принципах православной антропологии, лежащих в основе работы психолога на приходе.

Ключевые слова: психология; христианская психология; принципы православного консультирования; православный психолог

Leadership Training in the study of psychological disciplines

Trunova Anna G., lecturer of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod trun-ann@yandex.ru

Annotation. The necessity of psychological knowledge for a future pastor is proved. It is emphasized that the most relevant task of training of future pastors is a special direction in psychology, based on the Orthodox worldview. Orthodox principles of consulting, which a future pastor can realize in his parish are given. The author accentuates principles of orthodox anthropology underlying a work of a psychologist at a parish.

Key words: psychology; Christian psychology; orthodox principles of consulting; orthodox psychologist.

В настоящее время в учебный план семинарий включается курс психологии. И как среди священников, так и среди преподавателей зачастую ведутся споры о необходимости психологических знаний для пастыря.

Да, действительно, преподавание курса светской психологии может носить исключительно ознакомительный характер в стенах семинарии, лишь расширяя кругозор студентов, и не более.

Но в нашей стране в последнее десятилетие постепенно развивается направление в психологии, основанное на православном мировоззрении. До сих пор в кругу отечественных психологов идут споры о том, как его лучше называть: православная психология, христианская психология, православно -ориентированное направление в психологии или как-то иначе. Но суть не в названии.

На страницах этой статьи хотелось бы донести до читателя те принципы православного консультирования, которые могли бы стать подспорьем в работе пастыря на приходе.

Мы знаем, что человек трехсоставен: дух, душа и тело. Конфликты могут возникать как на духовном (дух-душа) уровне, так и на душевном (душа-тело). Кроме того, конфликты на душевном уровне часто проявляются у человека в виде психосоматических заболеваний (обычно говорят: «Все болезни от нервов»).

И существует четкое распределение:

• духовный уровень (наличие грехов, страстей) - это компетенция священника;

• на душевном уровне призван работать психолог (психотерапевт);

• соматические заболевания лечат врачи.

И каждый должен быть профессионалом своего дела. Нельзя объять необъятное (хотя среди священников нередко встречаются бывшие врачи или пастыри, имеющие второе психологическое образование).

Но часто приходится наблюдать такую картину, когда к священнику идут люди с проблемами именно душевного характера. И знания в этой области не помешают пастырю. Хорошие результаты может принести работа священника, компетентного в двух областях: духовной и душевной.

По словам архимандрита Киприана (Керна), пастырь «...не призван ставить диагноз душевных болезней, ибо это не его дело; но знать кое-что самому в этой области (психологии) не мешает, так как это позволяет ему в общении со своими пасомыми легче разбираться в душевных переживаниях их и в своих нравственных оценках»1.

Архиепископ Игнатий, митрополит Хабаровский и Приамурский, ректор Хабаровской семинарии, говорит о том, что даже «в светской психологии есть крупицы каких-то знаний приближенных к истине, есть глубокие мысли. Есть глубокие вещи, которые могут натолкнуть студентов семинарии на то, чтобы видеть очень большие проблемы в социальной и личной психологической жизни»2.

Ну а если это, к тому же, психологические знания, основанные на православном мировоззрении?

В работе священника большое место имеет общение с людьми. К нему идут прихожане на исповедь, у него испрашивают благословения на всякие

1 Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Режим доступа: Kiprian_Kern/pravoslavme-pastyrskoe-sluzhenie/(дата обращения:14.04.2015)

2 Подоровская Ирина Анатольевна. Психологию нужно преподавать в богословской рефлексии. Режим доступа:http://www.mpda.ru/site_pub/330790.html(дата обращения:14.04.2015)

дела, ему доверяют свои семейные тайны, прося помощи в устранении неурядиц и межличностных конфликтов. Опытный батюшка - всегда хороший психолог. Недаром же мы изучаем труды святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова. Знание психологии человеческой души всегда было необходимым условием в работе священника.

Наш современник архимандрит Иероним (Тестин), кандидат богословия и профессор, в области психологии за свои 20 лет пастырской практики пришел к интересным выводам. Он наблюдал за тем, с какими запросами приходят к пастырю прихожане. По его мнению, 15 % людей имеют какие-то психические заболевания, их, согласно пастырскому богословию, священники должны отправлять ко врачу. Еще 15 % имеют духовный опыт, спрашивают, как молиться, они попадают в компетенцию священника. «А 70 % людей, — говорит он, — приходят с житейскими психологическими вопросами, и эти люди остаются, в общем-то, без помощи... Таким образом, возникла проблема следующего свойства: как быть с проблемами 70 % людей, и у меня возникло желание дополнить свой багаж знаний данными психологической науки» .

Ведь бывает, что человек исповедуется, но не в том, в чем он на самом деле болен, потому что не видит самого себя, не понимает мотивов своих действий и их глубинных причин. На исповеди у священника нет ни времени, ни опыта, чтобы подробно разобраться в скрытых смыслах и побуждениях действий кающегося. Да, в принципе, таинство покаяния этого и не предполагает. На исповеди надо только называть грехи и отходить, как говорят батюшки. Исповедь - это итог покаяния, результат раскаянности в своих поступках. А до этого, готовясь к таинству, надо трезво себя оценить, проанализировать свою жизнь. Но многие ли из нас на это способны? Ведь зачастую корни наших проблем спрятаны глубоко в подсознании. И, чтобы произошло их осознание, нужно, в первую очередь, их проговорить.

Проговаривание - это начальная часть терапии. В медицине существует такой термин «какалекситимия». Он описывает состояние, при котором непроговариваемые проблемы человека выливаются в психосоматические заболевания. Часто на консультациях люди плачут, описывая свою ситуацию. Выговорившись и поплакав, некоторые начинают благодарить психолога в конце консультации: «Спасибо, Вы мне так помогли». А тот только слушал человека, и ни о какой работе еще и речи не шло.

На консультациях человек учится рассуждению. Ведь как часто, не видя своих пороков, люди скряжничество называют бережливостью, трусость -предусмотрительностью, дерзость - храбростью, созависимость - любовью. За трудоголизмом часто скрываться тонкое тщеславие, за стремлением помочь -подхалимство и лицемерие, за страхами - гордость.

Знания и опыт, накопленные светской психологией отметать ни в коем случае нельзя. Но обычная классическая секулярная психология не в силах помочь человеку разобраться в душевных и духовных состояниях уже только

3Иероним (Тестин), архим., Шеховцова Л.Ф. Методы православной психологии и психотерапии:Практический семинар. Режим доступа:http://oppspb-orthodoxy.ru/mseminar/38-metody-pravoslavnoj-psikhologii-i-

psikhoterapii(дата обращения:19.04.2015)

потому, что существование самой души в ней отвергается. Во время встреч на курсах повышения квалификации в Московской Богословской академии психологи со всех концов бывшего Советского Союза делились своими мыслями по поводу использования знаний православной антропологии в своей работе. Многие говорили о том, что, приобретя определенный опыт в своей работе, став маститыми психологами или психотерапевтами, они пережили профессиональный кризис. Многие, начиная воцерковляться, даже бросили престижную работу, не видя в ней никакой перспективы для своего развития, понимая, что у светской психологии есть предел, что она не в силах решить многих проблем человека. Личное же воцерковление как бы открыло для них второе дыхание, показало перспективу работы на более высоком, духовном уровне. Каковы же различия между православной и светской психологией? И в чем преимущество психологии, основанной на православном мировоззрении?

К психологу приходит страдающий человек. У него болит душа, ему плохо. Он ждет от психолога помощи в освобождении от чувства страдания. И современная бездуховная психология ставит перед собой именно эту задачу. Цель консультирования в светской психологии любого направления: адаптировать человека к жизни в греховном мире.

Совсем иное отношение к страданию у православно-ориентированного психолога. «Всякое страдание имеет некий высший смысл», — утверждал наш современник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 4 . И если психологу основываться в своей работе на этот духовный опыт православных святых, то цель работы будет вырисовываться совсем в иных измерениях. По большому счету, православный психолог, понимая, что смыслом всего человеческого существования является спасение, должен стремиться помочь обратившемуся за психологической помощью в восстановлении целостности, которая была утрачена вследствие грехопадения, в устроении разлада между его духом, душой и телом. И психологическая работа с верующими людьми может рассматриваться, как часть сотериологии - христианского учения о спасении.

Другими словами, главной его заботой должно быть исцеление человека, помощь в преодолении его падшей природы, направление его на путь, ведущий к очищению от грехов, на путь духовного роста. Не такие ли задачи ставят в своей работе православные пастыри?

Но как на прием к психологу, так и на исповедь к батюшке приходят люди разного духовного уровня. Многие говорят, что Бог у них «в душе», что верят они «не до фанатизма». Есть категория людей, которые только воцерковляются... Вообще, глубоко верующих людей, даже среди прихожан, очень мало. Да и вопросы и к психологу, и к батюшке, как правило, носят конкретный характер. Чаще всего просят совета в разрешении житейских ситуаций. На удивление, много в настоящее время людей тревожных, страдающих от страхов, различного рода фобий, испытывающих на себе панические атаки. А сколько зависимых, закомплексованных, не умеющих разобраться в себе, в своих эмоциях. Поэтому, помня о долговременной

Иоанн (Крестьянкин), архим. Страдание.//Журнал Православный Санкт-Петербург.-2001. - №12 (117).- с.25

перспективе восстановления целостности человека, начинать работу с такими людьми нужно с простого решения душевных проблем. Сначала надо помочь исцелить душу, используя любые доступные современные психологические приемы и техники, не противоречащие православному мировоззрению, а затем постепенно переводить работу в духовное русло. Причем надо понимать, что у каждого человека свой уровень духовного развития, и стараться не кормить его «твердой пищей».

Но все же, говоря с человеком о самых обыденных вещах (о конфликте с родителями, о страхах одиночества, о созависимостях, о разрушающем чувстве вины), надо понимать, что перед тобой сидит страждущий, несчастный, желающий жалости и сочувствия человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, но падший и запутавшийся в хитросплетениях жизни.

Поэтому работа православного психолога должна всегда основываться на постулатах православной антропологии. Ю. М. Зенько, член общества православных психологов Санкт-Петербурга, четко обозначил это в своем выступлении на семинаре: «Практическая задача православной психологии, — сказал он, — это оказание помощи в восстановлении отношений человека с Богом. И основное отличие православной психологии от других психологических направлений в том, что она базируется на определенном подходе, на христианском мировоззрении, на взгляде на человека с точки зрения христианской антропологии».

Какие же принципы православной антропологии лежат в основе работы психолога, работающего на приходе? Рассмотрим их:

1. Богоподобие человека. Человек был сотворен Богом по Своему Образу и Подобию. И в каждом приходящем к нему с проблемами, психолог должен видеть, прежде всего, Богом сотворенную душу, понимать, что ему Богом дана свобода выбора. Ни о каких манипуляциях со стороны психолога не должно быть и речи.

2. Падшестъ человеческой души после грехопадения. Нужно понимать, что человек болен, он расстроен, нецелен, поврежден первородным грехом. В нем идет борьба, он в конфликте сам с собой.

3. Подверженность человека воздействию демонических сил. Надо иметь в виду, что болезнь может носить духовный характер и понимать, что в таких случаях помощь церкви как никогда необходима.

4. Спасение человека - результат совместных усилий Божией Благодати и свободного человеческого произволения. Исцеление возможно только в синергии с Богом, поэтому самодостаточность в православии не считается положительным качеством человека. «.сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9), говорил Господь апостолу Павлу.

Итак, психолог на приходе должен помочь человеку в разрешении конкретных психологических проблем (убрать или ослабить симптом), ставя при этом задачу преодоления духовного поражения, приведшего к такому плачевному состоянию страждущего. Разговор может идти о чем угодно, но все внимание психолога должно быть направлено на то, чтобы вычленить, проанализировать и донести до человека информацию о тех его духовных и

душевных отклонениях, повреждениях, патологии, которые стали источником его неблагополучия в жизни. Человек должен понять, что жизнь, которая ему казалась «нормальной», его мировоззрение (как у большинства), его целеустремления (все хотят денег, почему мне не хотеть), его поступки (все так делают, не быть же белой вороной) - не нормальны.

Бывает порой так, что человек не готов работать над собой, он ищет причины своих неудач в окружающем мире, в других людях, в событиях. Встречи психолога с такими людьми, как правило, ограничиваются одной консультацией, которая выливается в катехизаторскую беседу. Тут уж приходится вести разговор о том, что Церковь - это лечебница для души. Говорить о том, что в ней, как и в больнице, есть реальные средства излечения - таинства, что просто приходить и ставить свечку, когда у тебя что-то плохо, это все равно, что прийти в поликлинику или больницу и просто поздороваться с врачом, ничего не прося у него и не предпринимая никаких усилий для лечения. Для многих вопрос о том, зачем надо ходить в Церковь (ведь вера у меня в душе), является пока открытым.

Некоторые говорят, что хотели бы разобраться в себе, согласны с тем, что проблемы у них из-за грехов (они даже могут быть воцерковленными и регулярно исповедоваться), но их рассказ на первой встрече больше походит на поиск виновных во всех их бедах, на осуждение всех и вся. В таких случаях приходится констатировать тот факт, что пока человек стоит на позиции осуждения, психологическая помощь ему оказываться просто не сможет. У человека прежде должно проснуться желание «видеть бревно в своем глазу» и работать над собой.

Бывает, что у родителей проблемы с детьми. И они стараются просто «притащить» свое чадо к психологу: «Сделайте с ним что-нибудь». Показателен такой пример: мать девочки-подростка звонит в кабинет и жалуется, что дочь, которую она записала на прием, идти в храм не хочет. А в трубку слышно, как та кричит матери: «У тебя проблемы, ты и иди!» А проблемы действительно у родителей. Дети - наше зеркало. Изменится обстановка в семье, наладятся отношения между родителями, произойдет сдвиг и в поведении детей. Только не все, бывает, согласны с тем, что наши дети такие, какие они есть, - не без нашего в том участия. У психологов есть неписаное правило: «Постарайся сделать своим клиентом того, кто пришел к тебе с запросом». Другими словами: у кого болит, того и лечить надо. На занятиях со студентами мы часто обсуждаем вопрос о том, что не надо идти на поводу у жалобщика и бежать исправлять кого-то. Надо, прежде всего, попытаться поставить вопрос иначе: для чего ему самому это дается, попускается Богом?

Если встречи с психологом все же выливаются в психотерапию и носят длительный характер, то человек, стремящийся работать над собой, начинает постепенно видеть причинно-следственную связь между совершенным грехом и его последствиями (в его обыденной жизни, состоянии его здоровья, отношениях с близкими). Он учится отслеживать свои мысли, эмоции, чувства, поступки. Ведь постоянная спешка и суета современной жизни не дают

возможности остановиться и подумать об этом. У многих современных людей просто нет никаких навыков анализа своего душевного состояния. Если человек готов взять более высокий, духовный уровень, то анализу могут подвергнуться его страстные состояния: тщеславие, гордость, уныние и т. д.

Следует отметить и то, что светская психология имеет такую особенность, как недозавершенность своей работы. Но, если все же использовать все то, что было ею наработано за многие годы существования такой науки, как психология, и продолжать работу в душевном и духовном измерениях, то можно добиться очень хороших результатов. И это подтверждает практика православных психологов.

В чем же заключается эта недозавершенность работы светского психолога и на каком этапе психолог, работающий в православном ключе, доводит ее до логического конца?

Прежде всего, надо обратить внимание на то, что секулярная (бездуховная) психология изучает человека в падшем состоянии, описывая это состояние как норму. Не трудно догадаться, что планку этих норм поднимают и опускают сами люди. Меняется социум, падает нравственность. И то, что раньше считалось грехом, в данное время становится вполне приемлемым для окружающих. И светский психолог, ориентируясь на свои этические и нравственные нормы, на свое мировоззрение, даже порой не представляет, куда надо вести человека, на что ему равняться в своей работе. Священник Алексей Мороз говорит: «Не понимая сути человека, его тела, души и духа, их иерархии, естественно, нельзя оказать полноценной помощи человеку, поскольку ее и не может быть»5.

Православный психолог представляет, что такое цельная личность, сотворенная изначально Богом, знает, как она расстроена сейчас и понимает, что все наши нормальные (с нашей точки зрения) состояния являются патологическими. И целью работы становится в любом случае - обретение целостности человеком через преодоление фрагментарной разобщенности частей его души, потому что состояние, в котором приходит человек к психологу и обозначает словом «проблема», имеет всегда глубокие духовные корни. Оно обязательно связано с грехами самого человека, его родителей, с состоянием падшести человеческой природы, обуреваемой страстями. И если светский психолог этого не видит, не знает и поэтому не может с этим работать, то православный может, в конце концов, показать человеку перспективу избавления от его «проблемы» через очищение от страстей, грехов в таинстве покаяния.

Психологическая работа обычно начинается с анализа ситуации, причин, приведших к данному состоянию, к поиску корней озвученной человеком проблемы. Он должен с помощью психолога увидеть и осознать, где и чем он навлек на себя эту беду. И в светских направлениях психологии существует устойчивая иллюзия, что именно осознание человеком его проблемы может

5Мороз А., свящ. Общность и разница между секулярнойи православной психотерапией: Практический семинар Режим доступа: http://oppspb-orthodoxy.ru/mseminar/19-obshchnost-i-raznitsa-mezhdu-sekulyarnoj-i-pravoslavnoj-psikhoterapiej(дата обращения:19.04.2015)

привести к полному ее исчезновению. Полагается, что, осознав, в чем он неправ, человек изменяет свое поведение, мысли или отношение к тому, что порождает саму проблему.

Опыт православного консультирования показывает, что одного осознания проблемы совершенно недостаточно для полного исцеления человека. Уходит иногда какой-то симптом, что-то на время становится лучше. Но только на время.

Положительная динамика в работе может возникнуть только тогда, когда у человека появляется чувство раскаянности в содеянном, желание избавиться от греха, готовность пойти на исповедь. Удивительно и то, что, например, для ослабления конфликта в семье бывает достаточно одной искренней решимости примириться, попросить прощения у близких. Человек еще не дошел до исповеди, а ситуация поменялась к лучшему. Это ли не подтверждение слов Иоанна Златоуста о том, что Господь «...и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит»,произносимых в наших храмах на каждой Пасхальной службе6.

Порой консультация просто выливается в подготовку к исповеди (некоторые берут ручку и записывают то, в чем им надо срочно каяться в ближайшее время). Людям, которые никогда не исповедовались раньше, приходится рассказывать об этом таинстве, беря на себя роль катехизатора.

Очень многие психологические проблемы возникают и вырастают на почве самодостаточности человека. Но от нее современному человеку очень трудно освободиться. Да многие и не хотят. Особенно неверующие люди часто говорят: «Зачем мне Бог? Я все САМ в своей жизни сделаю, всего САМ добьюсь». Мы привыкли полагаться в жизни только на себя. Есть даже такая пословица: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». И секулярная психология, подводя человека к осознанию ответственности за свои поступки, за свою жизнь (что, в общем, очень хорошо), убеждает его в том, что он САМ, своими силами должен и может себя изменить. Светский психолог учит человека опираться на свой эгоизм. Как вы догадываетесь, такой подход к решению проблемы не может принести длительного положительного эффекта. Ведь не во всем, порой, получается, что хотелось бы. И тогда появляются неразрешимые проблемы, возникает внутренний конфликт, который имеет духовные корни. Верующие, читающие Священное Писание, знают, что Бог сказал: «Без Меня не можете творить ничесоже» (Ин.15,5). И в православной аскетике есть такое понятие, как синергия - совместное действие Бога и человека. Человек просит, Бог делает. Очень немногие знают значение этого слова. Кто-то впервые слышит его из уст православного психолога.

Показательным может быть в этом отношении пример очень успешной во всем «леди», которая впала в глубочайшую депрессию после того, как не смогла своими силами добиться выздоровления своего ребенка. Она всю жизнь была уверена в себе, в своих возможностях. У нее все получалось: сама

6Иоанна Златоустаго слово огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения./Христос воскресе! Пасхальный молитвослов.-М.: Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение), Издательский центр Свеча,2003.-с.24

закончила с отличием школу, получила три высших образования, защитила диссертацию, создала преуспевающую фирму, удачно вышла замуж за бизнесмена, родила сына. Все сама. А тут как уперлась в какую-то стену: ничего не может сделать. Ни связи, ни деньги, ни положение вылечить ребенка не дают возможности. И только осознание того, что болезнь сына - это Промысел Божий о ней, что Бог таким образом показывает ей пагубность состояния самодостаточности, понимание того, что надо смириться с Волей Божией, смог сдвинуть эту проблему с мертвой точки. «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9), сказал Господь. И опыт православного консультирования показывает, что проблемы разрешаются и изменения к лучшему наступают, когда усмиряет свою гордыню, становится нищим духом.

Часто люди спрашивают, как относиться к методу произнесения всяческих аффирмаций типа: «Я самая красивая, самая удачливая», «У меня все хорошо», «Я всего добьюсь» и т.п. Ведь они помогают повысить самооценку, бороться с унынием, поддерживают в трудных ситуациях. Конечно, если у тебя пока ничего не получается на работе из-за недостатка опыта, то повторение утверждений «у меня все получится» может иметь место. Помноженное на упорство, усидчивость и трудолюбие, оно принесет со временем свои плоды. Но как быть с онкологически больной девушкой, которая после долгой работы со светским психологом вместо того, чтобы задуматься о своем духовном состоянии, поискать возможную причину своей болезни, понять, для чего ей это дано, упорно ищет возможности в приобретении престижной профессии, все средства и силы направляет на достижение этой цели и твердит, что у нее все получится и она будет счастлива? Такое состояние в православной аскетике называется прелестью. (Человек со смертельной болезнью уверяет себя, что у него все хорошо.) Цель работы светского психолога - отвлечь ее от мыслей о смерти, о болезни, переключить ее внимание на что-то другое. Православный психолог должен все же донести до ее сознания то, что у всякого страдания есть смысл, что это неспроста ей дано, что самым важным в жизни человека является спасение своей души. Не всегда бывает оправдано повышение самооценки человека. Гораздо полезнее постараться привести его к осознанию своей греховности, открыть путь к покаянию.

Светская психология в принципе не может этого делать. Ведь ей присуща позиция безоценочности человека и его поступков. Кто хоть когда-то пробовал поработать с психологическими опросниками, помнит, что в инструкциях к ним обычно звучат такие слова: «Нет плохих или хороших качеств. Вы такой, какой есть. Отвечайте на вопросы, не задумываясь.». В гуманистическом направлении психологии недопустимы даже не только оценочные высказывания психолога, но и любые действия или методы, которые могут испортить настроение клиенту. Для православного психолога такой подход к человеку просто неприемлем. Главной задачей в консультировании у него должно быть стремление показать человеку, что все его конфликты - это результат его греховности. Он должен открыть глаза пришедшему с проблемой,

на гнойник его страстей, направить внимание страждущего на оценку своего духовного состояния, дать понять: что мешает ему в его жизни.

Принцип безоценочности состояния клиента идет рука об руку с основной задачей секулярной психологии - избавления человека от страданий. И хотя многие из психологов на своем опыте убедились, что страдания все же имеют смысл, стимулируют нравственный, душевный и духовный рост человека, но все же в своей работе на первое место ставят благополучие клиента. Как-то на практике в лицее студенты психологического факультета консультировали проблемных школьников. В конце беседы каждый из них задавал ребятам один и тот же вопрос: «Ну как, тебе легче стало?» Это их так учат в институте. А ведь внутренний конфликт в человеке, мешающий ему жить, чаще всего происходит от угрызения совести. И чтоб «стало легче», надо эту совесть как-то успокоить, уговорить? Православный психолог, показывая полезность страданий, всегда задает вопрос: «За что мне это?», переводит в иную плоскость. Мы всегда ищем «для чего» это все человеку дается. Соглашаясь с пословицей: «Все, что не дается Богом, все — к лучшему», человек начинает понимать смысл событий, принимает их со смирением и ощущает перемены к лучшему. И. А. Ильин говорил, что человеку «.позволено страдать, дабы очиститься»7. Так девушке, страдающей от манипуляции ее матери, пришло осознание того, что в ней самой это есть. Она часто пользуется мягкостью своего мужа, используя в общении с ним те же приемы, что и ее мама. Наблюдение за поведением матери дало возможность не реагировать с раздражением на нее, а извлекать уроки того, как можно устранить эту черту характера в себе и не доводить себя и мужа до состояния невроза.

В ходе работы с психологом человек должен изменить свое отношение к страданиям, смотреть на происходящее с точки зрения духовной пользы для него. Выстраивание иерархии ценностей - самое важное в работе психолога. В секулярной психологии существует аксиома: если проблему решить невозможно, то надо изменить к ней отношение. Предполагается, что с изменением отношения, будет меняться и поведение человека. И здесь надо быть очень осторожным. Мама молодого человека рассказала, что после посещения светского психолога сын, страдающий от комплекса неполноценности, стал винить во всех своих бедах родителей. Отношения с ним совсем испортились. Психолог изменил отношение парня к проблеме, уверив, что на формирование его характера повлияло отношение его родителей к нему в детстве. Он не виноват ни в чем, поэтому и не должен страдать от этого. С духовной точки зрения он натолкнул молодого человека на грех осуждения родителей, настроил его против выполнения пятой заповеди: «Почитай отца и мать твою.» (Исх.20:12). Действительно, все мы родом из детства, и те установки, которые были на подсознательном уровне в нас заложены не без участия родителей, могут портить нам жизнь. Но ведь ни один

7 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Глава 21: О грехе и страдании. Режим доступа: обращения:20.04.2015)

родитель не желает своему ребенку зла. Надо дать понять, что родители не виноваты, это были их ошибки. На их поведение тоже влияло немало факторов, которые тоже надо учитывать. Еще неизвестно, как ты поступил бы, будь ты на их месте.

Итак, мы ознакомились с особенностями психологического консультирования, основанного на православном мировоззрении. Быть может, эта небольшая статья сможет изменить у читателей негативное отношение к преподаванию психологии в семинарии. И есть надежда на то, что, прослушав курс православной психологии, будущие пастыри гораздо реже будут говорить своим прихожанам (относящимся к тем 70 %, которые приходят к батюшке с психологическими проблемами): «Ну, я не знаю, чем тебе помочь, как поступить в этой ситуации». Они смогут взять на вооружение для своей будущей работы какие-то методы, подходы, которые помогут им в решении как сиюминутных проблем своих прихожан, так и в подведении пасомых к осознанию того, что корнем всех психологических и соматических заболеваний является неочищенность души от грехов, страстей, к решению раскаяться и вынести на исповедь все то, что мешает им жить полной духовной жизнью, не терять надежду на спасение.

Литература

1. Авдеев Д.А. Очерки православной психотерапии. Издание 4-е, переработанное и дополненное. - М.: 2011.

2. Белорусов С.А. Религиозно-ориентированное консультирование //Московский психотерапевтический журнал. — М.: 1999. № 1. с.45-56.

3. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. — Иваново: Свет Православия, 2003.

4. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. — Киев: Наукова думка, 1995.

5. Зенько Ю.М. Православная психология и психотерапия - в чем их особенность? Проблема языковой и концептуальной идентичности.Режим доступа:http://oppspb-orthodoxy.ru/mseminar/18-pravoslavnaya-psikhologiya-i-psikhoterapiya-v-chem-ee-osobennost-problema-yazykovoj-i-kontseptualnoj-identichnosti/(дата обращения:19.04.2015)

6. Иероним (Тестин), архим., Шеховцова Л.Ф. Методы православной психологии и психотерапии: Практический семинар. Режим доступа:http:// oppspb-orthodoxy.ru/mseminar/38-metody-pravoslavnoj-psikhologii-i-psikhoterapii (дата обращения: 19.04.2015)

7. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Глава 21. О грехе и страдании. Режим доступа: http://azbyka.ru/nravstvennost i duhovnost/ ilyn_aksiomy_religioznogo_opyta_23-all.shtml( дата обращения:20.04.2015)

8. Иоанна Златоустаго слово огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения./Христос воскресе! Пасхальный молитвослов. — М.: Храм Вознесения Господня(Малое Вознесение), Издательскийцентр Свеча,2003.

9. Иоанн (Крестьянкин), архим. Страдание.//Журнал Православный Санкт-Петербург. — СПб.: 2001. №12 (117). с.25.

10. Ирофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Режим доступа:ttp://azbyka.ru^techшk/Kiprian_Kem/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie//(дата обращения:14.04.2015)

12. Мороз А., свящ. Общность и разница между секулярнойи православной психотерапией: Практический семинар Режим доступа:http://oppspb-orthodoxy.ru/msemimr/19-obshchшst-i-razmtsa-mezhdu-sekulyarnoj -i-pravoslavnoj -psikhoterapiej (дата обращения:19.04.2015)

13. Ничипоров Б.В., свящ. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. — М.: Школа-пресс,1994.

14. Подоровская Ирина Анатольевна. Психологию нужно преподавать в богословской рефлексии. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site pub/ 330790.html/(дата обращения: 14.04.2015)

15. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. — М.:Владос,

2001.

16. Шеховцова Л.Ф. Психотерапия и духовная практика христианства: общность и различия.//МПЖ. — 2004. №4. с.18-34.

17. Шеховцова Л.Ф. Теоретические и практические аспекты психологического консультирования. — СПб.: 1996.

18. Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Издание храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала); Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009.

«Майданное богословие» сторонников автокефалии

УДК 26/28

Протоиерей Алексий Чаплин Белгородская и Старооскольская епархия

Россия, г.Белгород

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о сущности сформировавшейся относительно недавно идеологии - «богословия майдана». Анализируются оригинальные материалы портала «Киевская Русь». Раскрывается несостоятельность «идеи "симфонии Церкви и общества" взамен "симфонии Церкви и государства". Критикуется положение идеологии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.