ния нового учебного корпуса Дзержинского филиала высоко оценил работу ННГУ.
Положительные результаты,достигнутые в ходе функционирования Нижегородского регионально распределённого университета, свидетельствуют в пользу продолжения этой работы.
Литература
1. Колданов А.П., Шуваев Д.Н. Опыт Ни-
жегородского госуниверситета в создании региональной системы дистанционного образования // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. — 2003. — Вып. 1(4).
2. Стронгин Р.Г., Колданов А.П., Шуваев Д.Н. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Де-
ятельность по повышению инвестиционной привлекательности промышленного пояса Нижнего Новгорода — Нижегородский регионально распределенный университет. — Н. Новгород, 2006.
3. Шуваев Д.Н. Регионально распределён-
ный университет: концепция и эксперимент // Вестник ННГУ. - 2007. - № 3.
4. См.: Колданов А.П., Шуваев Д.Н. Ещё
раз о самостоятельности филиалов //
___Высшее образование в России. — 2008.
— № 2.
Л. РОТКОВ, доцент, проректор А. АБРАМОВ, начальник факультета военного обучения
В 2004 г. ННГУ выиграл открытый конкурс и заключил государственный контракт с Министерством обороны РФ на выполнение научно-исследовательской работы «Студент-2004» по подготовке офице-ров-юристов для Вооруженных сил РФ. В результате ее выполнения разработан механизм подготовки офицеров (вне численности вооруженных сил) из числа студентов гражданских вузов для их последующей военной службы по контракту. В 2007 г. проведен первый выпуск группы офицеров, закончивших ННГУ по специальности «Юриспруденция», которые приказом ми-
Подготовка офицеров в гражданском вузе
нистра обороны РФ назначены на должности помощников командиров воинских частей по правовой работе.
В 2005—2007 гг. одновременно с выполнением НИР и в соответствии с тремя новыми государственными контрактами, заключенными с Министерством обороны РФ, был начат ряд экспериментов, которые подтвердили вывод о возможности подготовки на базе гражданских вузов офице-ров-контрактников какгуманитарного, так и естественно-научного (технического) профиля. В ходе исследований и апробации определены основные элементы механиз-
Из жизни вуза
55
ма и организационно-педагогические условия такой подготовки, наиболее значимыми среди которых являются следующие.
Во-первых, гражданин, обучаясь в вузе по программе подготовки офицеров, должен освоить основную образовательную программу высшего профессионального образования (ООП ВПО) и соответствующую ей по профилю военно-учетную специальность (ВУС), то есть выполнить требования ГОС по специальности ВПО и квалификационные требования (КТ) по ВУС. В связи с этим целесообразно включить дисциплины военно-профессиональной подготовки (ВПП) в учебный план ООП ВПО наравне с дисциплинами ГОС по соответствующей специальности ВПО, используя часть часов факультатива и вузовского компонента и рассматривая КТ по ВУС как дополнение к ГОС.
Во-вторых, для привлечения на программы подготовки офицеров граждан, мотивированных к военному обучению и последующей службе, их набор на первый курс необходимо проводить по отдельному конкурсу. Абитуриент еще до зачисле-
ния должен подписать договор об обучении в учебно-военном центре (УВЦ) и последующей военной службе. Опыт ННГУ показывает, что высокий конкурс (особенно на естественно-научные специальности) создается только за счет привлечения абитуриентов из регионов России, что возможно лишь при наличии достаточного количества мест в общежитиях вуза.
В-третьих, опираясь на опыт подготовки офицеров запаса, можно рекомендовать организовать обучение студентов в УВЦ методом «военного дня», дополнительно планируя занятия по дисциплинам ВПП (при необходимости) и в другие дни недели в общем расписании занятий базового факультета.
По результатам проведенных практикоориентированных исследований приняты поправки к статьям соответствующих федеральных законов и постановления Правительства РФ, касающиеся организации работы учебных военных центров [1—3]. Они учитывают перечисленные выше моменты и позволяют организовать работу УВЦ при федеральных высших учебных заведениях начиная с 2008 г.
Еще один важный аспект проблемы состоит в том, что вузы, при которых организуются УВЦ для подготовки офицеров-контрактников, будут продолжать подготовку офицеров запаса на военных кафедрах (факультетах военного обучения). Однако, в соответствии с Федеральным законом 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции ФЗ от 3.07. 2006 г. № 96-ФЗ) [4], УВЦ и военная кафедра являются самостоятельными структурами вуза, каждая из которых решает свои задачи: УВЦ организует подготовку офицеров для службы по контракту, а военная кафедра готовит офицеров запаса.
Проведенные исследования и практика учебной работы показывают, что разделение УВЦ и военной кафедры, осуществляющих обучение по одними тем же ВУС и сходным по структуре программам ВПП (отличаются
в основном перечнем и объемом часов дисциплин), в силу ряда причин снизит качество подготовки обеих категорий офицеров. Среди них назовем следующие:
• малая численность ППС (особенно военной кафедры) затруднит реализацию требований программ по дисциплинам ВПП, а при их изменении (в среднем один раз в 5 лет) не даст возможности своевременно подготовить учебно-методические комплексы дисциплин и, следовательно, обеспечить требуемое качество проведения занятий;
• специфика дисциплин ВПП при недостаточной численности ППС не позволит обеспечить адекватную замену преподавателя (при длительной болезни, увольнении одного и несвоевременном назначении другого). Повышение квалификации преподавателей в учебных заведениях Министерства обороны РФ затруднено по той же причине;
• использованиедвумяобособленными подразделениями одних и тех же объектов учебно-материальной базы (УМБ) при отсутствии оперативного централизованного управления неизбежно приведет к возникновению конфликтов.
Безусловно, на момент разработки документов разделение УВЦ и военной кафедры отражало требования текущего момента, так как тогда еще окончательно не сформировалось всесторонне обоснованное представление о месте размещения и ведомственной принадлежности УВЦ. Прорабатывались варианты, что они могут быть подразделениями военных училищ, их филиалами или отдельными структурами Министерства обороны, но расположенными в гражданских вузах.
Позднее предпочтение было отдано модели, в которой УВЦ входит в состав вуза на правах структурного подразделения. Наши исследования показывают, что для этого случая наибольшая эффективность учебного процесса подготовки обеих категорий офицеров достигается при организации их совместной подготовки в УВЦ
с правами факультета. При этом в составе УВЦ формируются кафедры и циклы по направлениям (родственным ВУС) подготовки офицеров-контрактников и офицеров запаса с численностью ППС, зависящей от общего количества обучающихся. Каждая кафедра (цикл) имеет в своем составе преподавателей-военнослужащих (их численность устанавливается Министерством обороны в зависимости от численности госзаказа по офицерам-кон-трактникам) и преподавателей — офицеров запаса (их число зависит от количества студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, и устанавливается ректором), что не противоречит действующим нормативно-правовым актам.
Совместная подготовка в одном подразделении офицеров для военной службы по контракту и офицеров запаса позволит:
■ обеспечить централизованноеуправ-ление учебным процессом подготовки офицеров запаса и офицеров-контрактников, устранив основную причину конфликтной ситуации — использование общей УМБ разными подразделениями;
■ иметь в составе УВЦ кафедры (цик-
Из жизни вуза
57
лы) с численностью ППС, позволяющей эффективно решать все задачи по организации учебного процесса, где ведется учебная и воспитательная работа с будущими офицерами запаса и офицерами-контракт-никами по одним и тем же или родственным военно-учетным специальностям;
■ планировать и более рационально и эффективно использовать аудитории и другие объекты учебно-материальной базы, а значит — сэкономить ее ресурс, иметь меньшее количество образцов вооружения и военной техники, вычислительной техники и оргтехники и, соответственно, меньшее количество инженерно-технического и учебно-вспомогательного персонала;
■ иметь единое методическое, научное и кадровое обеспечение различных программ подготовки, что также повысит эффективность военнопрофессиональной подготовки студентов и снизит затраты на их обучение;
■ реализовать специализацию преподавателей на одной дисциплине (группе родствен-
ных дисциплин) для повышения качества проведения занятий;
■ достичьвзаимозаменя-емости преподавателей как внутри кафедры, так и в масштабах УВЦ и организовать своевременное повышение их квалификации;
■ обеспечить перспективу трудоустройства военнослужащих — преподавателей УВЦ после увольнения в запас в том же подразделении на должности, замещаемые офицерами запаса. Это повысит социальную защищенность преподавателей, усилит их мотивацию к участию в методической и научной работе, соисканию ученых степеней и званий и, кроме того, позволит реализовать принцип преемственности в преподавании дисциплин.
Новые условия требуют пересмотра упомянутых положений ФЗ 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе » и закрепления интегрированных задач УВЦ в постановлении Правительства РФ.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации 1996 г. № 96-ФЗ «О внесении изме-
нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы».
2. Постановление Правительства РФ от
1.10.2007 г. № 629 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных ГОУ ВПО».
3. Постановление Правительства РФ от
5.12.2007 г. № 846 «О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном ГОУ ВПО ».
4. Федеральный закон Российской Федера-
ции 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Международная
А. БЕДНЫЙ, доцент, декан деятельнос1Ъ — Инструмент
конкурентоспособности университета
Становление инновационного общества и участие вузов в конкурентной борьбе на глобальном научно-образовательном рынке придают новый смысл международной деятельности вуза, ставят ее в число главных факторов развития университета. Если ранее международная деятельность рассматривалась в основном как средство свободного обмена информацией, то в новых условиях она имеет своей основной целью решение задач обеспечения конкурентоспособности университета на международном рынке образовательныхи научных услуг.
Миссия ННГУ относит международную деятельность к числу приоритетных направлений развития университета, обеспечивающих сохранение и укрепление его роли как одного из ведущих российских вузов. В соответствии со своей миссией он принимает участие в процессах становления единого европейского образовательного пространства, активно участвует в формировании региональных и международных университетских сетей, создает систему обучения иностранных студентов и аспирантов в рамках российской системы экспорта образования.
В условиях глобализации и стремитель-
ного развития мирового рынка образовательных услуг участие высших учебных заведений в международных сетях и ассоциациях стало незаменимым механизмом обмена передовым педагогическим опытом. Нижегородский университет является членом крупнейшей ассоциации европейских вузов — Европейской ассоциации универ-