Научная статья на тему 'Университет и его филиалы: единое образовательное пространство'

Университет и его филиалы: единое образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет и его филиалы: единое образовательное пространство»

А. КОЛДАНОВ, проректор по дистанционному обучению Д. ШУВАЕВ, доцент

Университет и его филиалы: единое образовательное пространство

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского в течение последних восьми лет создал на территории Нижегородской области девять филиалов. Эта стало ответом нашего университета на социальный заказ, сформулированный руководством области. В 2000 г. по инициативе администрации с целью развития интеллектуального потенциала региона была принята областная целевая программа «Дистанционное образование» на 2000-2004 гг. [1] (далее - Программа). Программу утвердил министр образования РФ и губернатор области, головным исполнителем был определён ННГУ. Основная цель Программы - подготовка квалифицированных специалистов и обеспечение доступности качественного высшего профессионального образования для широких слоёв населения области. Для достижения этой цели университет за относительно короткий срок создал территориально (регионально)распределённую систему высшего профессионального образования, ориентированную на подготовку граждан области по месту их постоянного жительства и работы и базирующуюся на специально созданных для этого рабочих площадках.

Первыми шагами в реализации Программы стала работа ННГУ в городах Бор, Павлово, Дзержинск и Выкса Нижегородской области. К примеру, в г. Бор администрация района передала уни-верситетуздание, которое до настоящего времени служит главным учебным корпусом филиала. В апреле 2000 г. был осуществлен приём студентов на заочную форму обучения, а в сентябре того же года в университет на очное отделение на конкурсной основе было принято более 100 студентов, которые, не покидая

родного города, стали обучаться на местах, финансируемых администрацией района, в том числе по специальностям «Информационные системы (в физике)», «История», «Прикладная математика и информатика», «Химия», «Экология». Приём на такие места ведётся вот уже восемь лет, и за прошедшие годы никогда не был менее 40 человек. Аналогичная практика имеется в городах Павлово и Дзержинск. Так осуществляются масштабные программы социального развития районов.

В 2000-2001 гг. университет установил аналогичные варианты сотрудничества с администрациями других городов и промышленных центров Нижегородской области. С течением времени ННГУ вместе с системой своих обособленных структурных подразделений в области стал обретать черты институциональной структуры нового типа -университетского комплекса, имеющего развитую территориально распределённую структуру - Нижегородского регионально распределённого университета [2, 3].

Из жизни вуза

51

К концу 2004 г. задания Программы были успешно выполнены, и по заказу администрации Нижегородской области был разработан пилотный проект развития открытого образования на 2005-2009 гг. «Нижегородский распределённый университет», ставший логическим продолжением и развитием Программы. Этот проект был принят и согласован с руководителем Федерального агентства по образованию, а ННГУ как головной исполнитель продолжил начатую в предыдущем пятилетии работу.

С 2004 г. в связи с происшедшими изменениями в нормативно-правовой базе функционирования вузов и их обособленных структурных подразделений началась сложнейшая работа по институционализации системы Нижегородского регионально распределённого университета. Первые пять филиалов ННГУ созданы в 2004 г. в городах Арзамас, Бор, Дзержинск, Заволжье и Павлово. В 2006 г. созданы ещё четыре филиала - в городах Выкса, Кстово, Сер-гач и Шахунья. Все филиалы, успешно пройдя соответствующую экспертизу, получили лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Одновременно с созданием филиалов в 2005-2006 гг. был сделан новый шаг: специально для жителей крупных промыш-ленныхрайонов Нижнего Новгорода были созданы Сормовский и Автозаводский факультеты. Отметим, что с учётом значительной географической разбросанности районов города расстояния от центрального университетского кампуса до факультетов в Сормовском и Автозаводском районах областного центра сопоставимы с соответствующими расстояниями до ряда филиалов, расположенных в городах-спутниках Нижнего Новгорода.

Тем самым была на практике доказана принципиальная тождественность схемы функционирования университета на трёх различных территориях: 1) на основной площадке в Нижнем Новгороде, 2) за границами основного кампуса в районах обла-

стного центра - на базе факультетов, 3) в территориально близких по отношению к Нижнему Новгороду населённых пунктах

- на базе филиалов. Все это - структурные подразделения университета. И те и другие не осуществляют самостоятельно образовательную деятельность. Они являются лишь рабочими площадками большого университета, то есть, по существу, обычными учебными корпусами. Университет силами своих штатных преподавателей и сотрудников, с использованием своих лабораторных, информационных и учебноматериальных ресурсов реализует на этих рабочих площадках единый учебный и воспитательный процесс. Заметим, что, помимо названий этих структурных подразделений, разница между ними состоит только в наличии (у филиалов) и отсутствии (у факультетов) самостоятельной лицензии [4]. Базовый принцип, на котором основывается эта деятельность ННГУ, - единство образовательного пространства университета в масштабах Нижегородского региона: единый университет с едиными профильными кафедрами, с единым профессорско-преподавательским составом работает по единой схеме на многих рабочих площадках в городе и в регионе.

В настоящее время в филиалах ННГУ обучаются несколько тысяч студентов,

причем не покидая постоянного места жительства и работы и не тратя время и средства на длительные и зачастую дорогостоящие поездки для учёбы в Нижний Новгород. Общее же количество студентов, обучающихся за пределами основной площадки ННГУ, составило на 01.01.2008 г. более 15 000 человек, в том числе по очной форме - около 4 600.

Выпускники ННГУ, получившие дипломы о высшем или среднем профессиональном образовании, остаются работать на «своих» предприятиях и в местных организациях. Это обстоятельство важно не только в производственном аспекте, оно играет заметную роль в установлении нормального социального климата в регионе: в малых городах и посёлках семьи с работающими родителями и учащимися детьми остаются единым целым. Количество выпускников, окончивших обучение по программам высшего профессионального образования за пределами областного центра, превысило на 01.01.2008 г. 7000 человек. Таким образом решаются задачи усиления и укрепления взаимодействия ННГУ с работодателями на местах и, следовательно, проблемы занятости населения, прежде всего молодёжи. Сохранение кадрового потенциала районов области потенциально служит экономическому развитию, усиливает привлекательность региона для инвесторов.

Свидетельством качества подготовки являются факты заслуженных побед студентов университета, обучавшихся в городах Бор, Дзержинск, Арзамас, Павлово и других, в городских и областных конкурсах научных работ и в студенческих олимпиадах. А 20 наших выпускников, обучавшихся на базе филиалов в 2005-2007 гг., продолжили учебу в аспирантуре.

Благодаря единой схеме организации занятий и активной поддержке местных администраций филиалы ННГУ стали играть роль локальных мини-университетов, в которых реализуются образовательные, культурные, спортивные и иные програм-

мы, присущие классическим вузам. Обычные учебные занятия, общение с преподавателями университета, мероприятия воспитательного и культурно-массового характера в филиалах привносят в жизнь небольших городов области интерес к образованию, культуре, науке, приобщают молодёжь к знаниям и духовным ценностям. Достигается это за счёт деятельного участия руководства факультетов, выпускающих кафедр, преподавателей и сотрудников ННГУ в масштабной работе университета в регионе, в том числе по подготовке и подбору кадров, обеспечению проведения занятий, учебных и иных видов практик, разработке необходимых учебных и учебно-методических материалов и т.д. Но всё это требует большой и многогранной организационной работы.

Деятельность ННГУ в регионе разнообразна. Помимо программ высшего образования реализуются программы довузовской подготовки и районные программы «Одарённые дети » (совместно с администрациями муниципальных образований). Совме-

Из жизни вуза

53

стно с министерством образования Нижегородской области проводится система творческих олимпиад школьников и другие мероприятия. По соглашениям с районными администрациями, организациями и предприятиями осуществляются программы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Университет, безусловно, заинтересован в сохранении и расширении контингента своих студентов, а также в воспроизводстве и омоложении профессорско-преподавательского состава, в обеспечении своих преподавателей возможностью заработка в профессиональной сфере деятельности, в расширении учебных площадей. Все эти и многие иные проблемы успешно решаются именно в результате деятельности системы регионально распределённого университета.

Таким образом, ННГУ опирается на новые организационные решения и нестандартные подходы к организации классического учебного процесса во всех своих учебных подразделениях вне зависимости от места их расположения. Схема работы регионально распределённого университета предполагает широкое и активное использование лабораторной, информационной, учебно-материальной базы головного вуза. Она открывает широкие возможности для подготовки небольших групп специалистов по ресурсозатратным, в том числе по естественно-научным и прикладным (техническим), специальностям на основе концентрации и использования с максимальной отдачей дорогостоящего и уникального лабораторного и специального оборудования, а также за счёт единого библиотечного фонда университета.

Наши эксперты постоянно изучают и анализируют правовые аспекты деятельности филиалов, не осуществляющих самостоятельно образовательную деятельность, а также их специфику применительно к территориально близким филиалам [3]. По заданию Министерства образования и науки РФ по этой тематике выполнены на-

учно-исследовательские работы в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы». Функционирование филиалов, не осуществляющих самостоятельно образовательную деятельность, в целом находится в рамках действующего законодательства и соответствует основным нормативно-правовым актам. При этом, очевидно, существует специфика, которую необходимо изучать.

Продолжается совершенствование конструктивного взаимодействия руководителей структурных подразделений по развитию и оптимизации деятельности ННГУ в регионе. Расширяется применение современных педагогических, информационных и дистанционных технологий в учебном процессе. Вместе с тем нужно признать, что схема работы ННГУ в области объективно порождает дефицит общения преподавателей и студентов, в особенности неформального, ещё более усиливающийся в результате применения дистанционных технологий. Этот дефицит может быть преодолён только за счет расширения пространства личного общения преподавателя и студента, обогащения его путем активизации научно-исследовательской работы, увеличения числа консультаций, факультативов, организации новых форм культурно-массовой работы и т.д. Университет идёт по этому пути.

Таким образом, в Нижегородской области, в промышленно-аграрном поясе Нижнего Новгорода в течение восьми лет реально функционирует университетский комплекс с существенно распределенной структурой. Деятельность этого комплекса основана на потенциале крупного классического университета. Многочисленные положительные отзывы населения, администраций районов и городов свидетельствуют об успешной работе всех его девяти филиалов. Наш подход к делу находит понимание и поддержку областной администрации: губернатор Нижегородской области в ноябре 2007 г. во время посеще-

ния нового учебного корпуса Дзержинского филиала высоко оценил работу ННГУ.

Положительные результаты, достигнутые в ходе функционирования Нижегородского регионально распределённого университета, свидетельствуют в пользу продолжения этой работы.

Литература

1. Колданов А.П., Шуваев Д.Н. Опыт Ни-

жегородского госуниверситета в создании региональной системы дистанционного образования // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. - 2003. - Вып. 1(4).

2. Стронгин Р.Г., Колданов А.П., Шуваев Д.Н. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Де-

ятельность по повышению инвестиционной привлекательности промышленного пояса Нижнего Новгорода - Нижегородский регионально распределенный университет. - Н. Новгород, 2006.

3. Шуваев Д.Н. Регионально распределён-

ный университет: концепция и эксперимент // Вестник ННГУ. - 2007. - № 3.

4. См.: Колданов А.П., Шуваев Д.Н. Ещё

раз о самостоятельности филиалов //

___Высшее образование в России. - 2008.

- № 2.

Л. РОТКОВ, доцент, проректор А. АБРАМОВ, начальник факультета военного обучения

В 2004 г. ННГУ выиграл открытый конкурс и заключил государственный контракт с Министерством обороны РФ на выполнение научно-исследовательской работы «Студент-2004» по подготовке офице-ров-юристов для Вооруженных сил РФ. В результате ее выполнения разработан механизм подготовки офицеров (вне численности вооруженных сил) из числа студентов гражданских вузов для их последующей военной службы по контракту. В 2007 г. проведен первый выпуск группы офицеров, закончивших ННГУ по специальности «Юриспруденция», которые приказом ми-

Подготовка офицеров в гражданском вузе

нистра обороны РФ назначены на должности помощников командиров воинских частей по правовой работе.

В 2005-2007 гг. одновременно с выполнением НИР и в соответствии с тремя новыми государственными контрактами, заключенными с Министерством обороны РФ, был начат ряд экспериментов, которые подтвердили вывод о возможности подготовки на базе гражданских вузов офице-ров-контрактников как гуманитарного, так и естественно-научного (технического) профиля. В ходе исследований и апробации определены основные элементы механиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.