Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА НЕЙРОХИРУРГА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА НЕЙРОХИРУРГА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НЕЙРОХИРУРГОВ / ОРДИНАТУРА / РЕЗИДЕНТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яриков А.В., Игнатьева О.И., Перльмуттер О.А., Фраерман А.П., Гунькин И.В.

Статья посвящена анализу актуальных проблем обучения нейрохирургов в ординатуре в Российской Федерации (РФ) и путей их решения. Путем анализа современной литературы описаны системы подготовки резидентов-нейрохирургов в странах Европейского союза (ЕС), Соединенных Штатов Америки (США) и Азии. Исходя из опыта зарубежных стран, сделаны предложения по реорганизации системы практического обучения в ординатуре по нейрохирургии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яриков А.В., Игнатьева О.И., Перльмуттер О.А., Фраерман А.П., Гунькин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА НЕЙРОХИРУРГА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

5. Розанов, В.А., Григорьев, П.Е., Сумароков, Ю.А., Шелыгин, К.В., Карякин, А.А., Малявская, С.И., Сидоренков, О.Г. Анализ сезонных колебаний завершенных суицидов в Архангельской области в связи с геоклиматическими факторами. Суици-дология, 2019; 10 (2): 82-90.

6. Сапожников, С.П., Козлов, В.А., Кичигин, В.А., Голенков, А.В. Суицид и синодический лунный цикл. Девиантология, 2020; 4 (2): 22-26.

7. Benard V., Geoffoy P.A., Bellivier F. Seasons, circadian rhythms, sleep and suicidal behaviors vulnerability. Encephale, 2015; 41 (4): 29-37.

8. Holopainen J., Helama S., Partonen T. Does diurnal temperature range influence seasonal suicide mortality? Assessment of daily data of the Helsinki metropolitan area from 1973 to 2010. Int. J. Biometeorol, 2014; 58 (6): 1039-45.

9. Зотов, П.Б., Любов, Е.Б., Шидин, В.А. Суицид: хронобиологические аспекты. Хрономе-дицинский журнал, 2020; 22 (1): 49-55. DOI: 10.36361/2307-4698-2020-22-1-49-55.

© Спадерова Н.Н., 2022

УДК 616.8-089

ПОДГОТОВКА НЕЙРОХИРУРГА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Яриков А.В. 12'3'4, Игнатьева О.И. 5, Перльмуттер О.А. 2, Фраерман А.П. 2, Гунькин И.В. 5, Калинкин А.А. 6, Мухин А.С. 7, Гарипов И.И. 8, Павлинов С.Е. 9, Шпагин М.В. 2, Денисов А.А.10, Симонов А.Е.", Цыбусов С.Н.4, Ким Е.Р.12,

Соснин А.Г.13

1 ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, г. Нижний Новгород, 2 ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №39», г. Нижний Новгород, 3ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №13», г. Нижний Новгород, 4ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород, 5ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Республика Мордовия, 6ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр» ФМБА, г. Красноярск, 7ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет», г. Владивосток, 8ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии

имени академика Г.А. Илизарова», г. Курган, 9Медицинский центр «МИРТ», г. Кострома, 10ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет», г. Хабаровск, 11ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России, г. Новосибирск, 12ФГБУ «Дальневосточный окружной медицинский центр» ФМБА России, г. Владивосток, 13ФГБУ «Сибирский федеральный научно-клинический центр» ФМБА России, г. Северск

Статья посвящена анализу актуальных проблем обучения нейрохирургов в ординатуре в Российской Федерации (РФ) и путей их решения. Путем анализа современной литературы описаны системы подготовки резидентов-нейрохирургов в странах Европейского союза (ЕС), Соединенных Штатов Америки (США) и Азии. Исходя из опыта зарубежных стран, сделаны предложения по реорганизации системы практического обучения в ординатуре по нейрохирургии в России.

Ключевые слова: симуляционное обучение, обучение нейрохирургов, ординатура, резидентура, образование, наука

Введение

Неудовлетворенность качеством подготовки врачебных, и в частности нейрохирургических кадров, в РФ отмечается рядом специалистов [53, 108]. Причиной традиционно считается отставание в сфере профессионального

образования от стран ЕС и США [5]. Нейрохирургия в последние годы стала одной из самых передовых высокотехнологичных хирургических специальностей, и обучение специалистов в данной области требует индивидуального подхода и значительно

большего количества учебного времени [43, 47]. Очевидной является необходимость увеличения продолжительности обучения врачей в ординатуре и расширения перечня различных мануальных навыков в программах курсов, повышение актуальности научной работы и введение постсертификационной стажировки [10, 13, 44].

Организация практической подготовки нейрохирургов за рубежом

Общемировой тенденцией является подготовка нейрохирургов в рамках постдипломного образования — резидентуры. Продолжительность обучения и содержание программ подвержены значительным различиям между странами ЕС и США. Наиболее проработанной и отлаженной является система подготовки нейрохирургов в США. Резидентура подразумевает 7-летнее обучение. После её окончания популярной является постсертификационная стажировка (fellowship). Первый год (PGY1 или internship), подразумевает прохождение 3-х месячных циклов по нейрохирургии и смежным дисциплинам (общая хирургия, травматология, онкология, рентгенология, интенсивная терапия и т.д.). Также, в ряде центров, проводится практическое освоение базовых навыков путем их симуляции на моделях и последующего самостоятельного выполнения под контролем наставника, хотя кратность выполнения таких манипуляций будет и невелика (2 раза, редко больше). Второй и третий годы обучения (PGY2, PGY3 или junior residency) подразумевают работу в нейрохирургических отделениях общего и педиатрического профиля, ассистирование на операциях, освоение и самостоятельное выполнение базовых нейрохирургических вмешательств (люмбальная пункция, наружный вентрикулярный дренаж, установка датчика внутричерепного давления, центральный венозный доступ). Четвертый и шестой годы обучения (PGY4, PGY6 или senior residency) включают активное освоение в симу-ляционной лаборатории различных доступов к головному (ГМ) и спинному мозгу, микронейрохирургических техник и применение их на практике при самостоятельном выполнении различных нейрохирургических вмешательств под контролем наставника. Пятый год обучения (PGY5) посвящен выполнению научно-ис-

следовательской работы по избранной теме, а ceдьмой (PGY7 или chief residency) характеризуется самостоятельной работой в клинике без наставника [2].

Рассматривая модели резидентур других развитых стран, обращают на себя внимание определенные требования к практической подготовке и количеству проведенных оперативных вмешательств. По данным A. Fallah et. al в Канаде действует схожая с США система подготовки нейрохирургов, однако, уже на первом году в течение 3 месяцев среднее количество оперативных вмешательств, в которых принимает участие резидент, составляет 66, в том числе 12 из которых он выполняет в качестве хирурга. Наиболее распространенными операциями являются нейрохирургическое пособие при внутричерепных кровоизлияниях и ликво-родренирующие вмешательства [6].

Из нейрохирургических резидентур стран ЕС наиболее близкой по своей структуре к американской является немецкая. Обучение в ней занимает 6 лет, а допуск к сдаче итогового экзамена возможен только при участии резидента в определенном количестве нейрохирургических манипуляций: в 100 спинальных вмешательствах, 25 операциях на периферической нервной системе (ПНС), 50 по поводу черепно-мозговых травм (ЧМТ), 50 по поводу опухолей ГМ и сосудистых заболеваний, 50 шунтирующих вмешательствах и 150 диагностических процедурах [7]. По данным H. J. Reulen et. al., проанализировавших 5-летний опыт практической подготовки резидентов-нейрохирургов, в университетской клинике 41-48% всех оперативных вмешательств выполняли резиденты, что в среднем составило 82-122 самостоятельные операции под контролем наставника в год на каждого обучающегося. При этом целевым значением авторы считают цифру в 200-300 операций в год на одного резидента [54].

В Италии программа резидентуры подразумевает обучение в течение 6 лет. В течение данного периода резидент должен принять участие в лечении 500 пациентов и в 200 нейрохирургических операциях, 20% которых он должен выполнить самостоятельно (ЧМТ, спинальная патология, опухоли ГМ, шунтирующие вмешательства). Среди нейрохирургов, закончивших резидентуру в Италии, распространена практика продолжения обучения в статусе fellow neu-

rosurgeon в клиниках Германии и США [7].

В Японии в соответствии с рекомендациями Японского нейрохирургического совета (Japanese Neurosurgical Board) продолжительность резидентуры составляет 6 лет и более. За указанный период обучающийся самостоятельно должен выполнить не менее 100 оперативных (по 20 при опухолях ГМ, церебральных аневризмах и АВМ, ЧМТ, детской и спинальной патологии) и 20 функциональных нейрохирургических вмешательств. Их перечень структурирован по сложности выполнения: в течение первого года резидент обязан выполнить такие вмешательства, как наложение вентрикулярно-го дренажа, удаление хронической субдураль-ной гематомы. В течение второго года обучения он должен овладеть навыками по установке вентрикуло-перитонеального шунта, обработке вдавленного перелома черепа, удалению опухоли черепа, по проведению церебральной ангиографии, трахеостомии, интубации трахеи. В течение третьего года обучения осваиваются такие вмешательства как удаление внутримоз-говой гематомы, острой эпидуральной и субду-ральной гематом. На четвертом году обучения следует выполнять следующие манипуляции: ламинэктомия, удаление единичной опухоли ГМ, транссильвиев подход, субфронтальный доступ. Последние два года резидентуры подразумевают проведение самостоятельных операций при артериальных аневризмах, конвек-ситальных и базальных менингиомах, опухолях задней черепной ямки (ЗЧЯ), по нейроваску-лярной декомпрессии, по транссфеноидаль-ному удалению аденом гипофиза, каротидной эндартерэктомии, наложение экстраинтракра-ниального анастомоза, операции по поводу краниосиностоза и энцефалоцеле [8].

В Южной Корее система подготовки резидентов в целом соответствует американскому стандарту и включает 1 год интернатуры и 4 года резидентуры, более 80% нейрохирургов, закончивших резидентуру, продолжают обучение в виде стажировки (fellowship). Особенностью корейской резидентуры и fellowship является низкая степень самостоятельности обучающихся при проведении нейрохирургических вмешательств по сравнению с немецкими коллегами: и резиденты, и стажирующиеся в основном принимают участие в роли первого ассистента [9].

Таким образом, система подготовки нейрохирургов в США, ЕС и странах Азии представлена последовательной сменой следующих этапов: теоретической подготовки, симуляци-онного тренинга, клинического тренинга самостоятельного и под контролем наставника, а также часто клинической работой в статусе стажера (fellowship). Она позволяет через 6-7 лет обучения получить специалиста, способного к самостоятельной хирургической деятельности.

Организация практической подготовки нейрохирургов в РФ

Постдипломная подготовка нейрохирургов с 2014 года осуществляется в ординатуре в течение 2-х лет, программа которой претерпела значительные изменения в связи с утверждением образовательного и профессионального стандартов «врач-нейрохирург», переходом обучения врачей к системе непрерывного медицинского образования (НМО) с последующей аккредитацией специалистов. Также как и в резидентуре, здесь предусматривается теоретическая подготовка, симуляционный и клинический тренинг, участие в научных исследованиях. Каждый приступающий к клинической деятельности нейрохирург должен иметь целый ряд практических навыков: оказание срочной помощи (сердечно-легочная реанимация, остановка наружного кровотечения, промывание желудка, трахеотомия), исследование глазного дна, пневмоэнцефало-, ангио- и вентрикуло-графические исследования, лечебные и диагностические блокады, миело- и радикулография, хирургическая помощь при всех видах нейрохирургической патологии.

Учитывая опыт подготовки врачей нейрохирургов в других странах, Крыловым В.В. и др. в 2017 году предложена качественная и количественная классификация оперативных вмешательств на 4 группы сложности, навыки выполнения которых необходимы практикующему нейрохирургу [5]:

1) простые вмешательства с короткой кривой обучения с асимптотой на уровне нескольких самостоятельных вмешательств (до 10-15) (установка вентрикулярного дренажа, дренирование хронической субдуральной гематомы, рассечение карпальной связки, вертебропластика, трахеостомия);

2) вмешательства средней сложности с

относительно короткой кривой обучения с асимптотой в пределах 15-30 самостоятельных вмешательств (трепанация черепа при ЧМТ, краниопластика, поясничная дискэктомия, ляминэктомия);

3) вмешательства средней сложности с относительно длинной кривой обучения с асимптотой в пределах 30-50 самостоятельных вмешательств (транспедикулярная фиксация (ТПФ), эндоскопическая и малоинвазивная тубулярная поясничная дискэктомия, каротидная эндартерэктомия);

4) сложные вмешательства с очень длинной кривой обучения с асимптотой в пределах 50100 самостоятельных вмешательств (навык клипирования артериальных аневризм, удаление опухолей мостомозжечкового угла, стволовых структур ГМ и ЗЧЯ).

Освоение каждого навыка должно проходить путем симуляционного и клинического тренинга до достижения обучаемым уровня выполнения манипуляции, безопасного для пациента (компетентности). Начинающий специалист, не достигший асимптоты кривой обучения навыку, должен выполнять самостоятельные вмешательства только с опытным наставником. По достижении определенного профессионального уровня после аккредитации врач получает право выполнять операции в пределах своего класса компетентности без наставника [5]. Выполнение вышеуказанных объемов оперативных вмешательств позволило бы значительно усилить практическую подготовку обучающихся и выпускать современных высококвалифицированных специалистов. Но двухлетний цикл ординатуры не позволяет освоить весь предложенный перечень навыков, приобщить ординатора к научной деятельности и др., поэтому вновь встает вопрос о переходе к двухэтапному пятилетнему сроку. Таким образом, оптимизация обучения в ординатуре по нейрохирургии в РФ на современном этапе сталкивается с рядом проблем, которые не связаны с современными COVID-19-реалиями, как например, проведение экстренных противоэпидемических мероприятий или перестройки маршрутизации пациентов, а требуют системного законодательного подхода для их решения.

Пути решения проблем практической подготовки нейрохирургических кадров в РФ

А. Основной проблемой является недостаточность учебного времени для отработки практических навыков. Ординаторы и врачи вынуждены осваивать основной перечень хирургических вмешательств в относительно короткий период времени в связи с растущим спросом на специалистов [40, 42, 73]. Хирург класса «эксперт» обладает опытом 30 000 часов работы у операционного стола, а выпускник резидентуры в США уже имеет около 6 000 часов [2, 4]. Решение многие видят в активном внедрении в учебный процесс симуляционных технологий, позволяющих частично перенести учебный процесс из клиники в лабораторию [32, 35, 36]. В РФ они организуются на базе крупных медицинских учреждений (университетов, научных институтов, федеральных центров) на период проведения мастер-класса (workshop) по той или иной тематике, и, как правило, при финансовом участии фирм-производителей медоборудования и имплантов [87, 89, 104]. Например, в РФ мастер-класс по лечения ЧМТ и ее последствия проводит компания «КОНМЕТ», а по хирургии позвоночника - «КОНМЕТ» и «Ортоинвест». Основные цели симуляционного обучения в нейрохирургии - это отработка алгоритма действий путем многократного их повторения, создание безрисковой для пациента учебной среды [52, 71, 75].

Классификация симуляционных моделей [16, 18, 70]:

1. Физические (материальные).

1.1. Биоматериалы:

а) живые (животные);

б) трупные (животные и человек)

в) тканевые (плацента).

1.2. Искусственные (синтетические протезы, фантомы, муляжи).

2. Виртуальные (виртуальные тренажеры).

2.1. Модели дополненной реальности.

2.2. Полностью виртуальные модели

3. Гибридные.

Трупный материал человека является классической моделью, но данный вид обучения дорогостоящий, требует наличия специальных условий для проведения обучающего процесса [103]. При отработке интрадуральных доступов предпочтение следует отдавать фиксирован-

ным в формалине препаратам, при отработке экстрадуральных — нефиксированным [25]. Для создания во время учебной операции условий близких к реальному оперативному вмешательству предлагается проводить инфузию сосудов шеи трупа водными растворами красителей. Возможно использовать головы трупов для обучения навыкам удаления опухолей ГМ после инъекции в соответствующую область полимера, имитирующего опухолевую ткань. Однако для нейроэндоскопической подготовки на операциях на ГМ отсутствие расширения желудочков, помимо ряда других аспектов, затрудняет широкое использование кадавров [40]. Трупный материал человека используется в обучении врачей технике ТПФ в грудном и поясничном отделах позвоночника, дискэктомии на шейном и поясничном уровне [46].

Использование животных для симуляци-онного обучения (wet lab) подразумевает возможность использовать как трупный материал (dead lab), так и живых животных (vit lab). Для отработки техники различных интракраниаль-ных доступов ряд предлагает использовать голову свиньи, коровы, овцы [25]. Для обучения микрохирургии применяются живые животные (крысы) [69]. Шейный отдел туши овцы возможно применить для обучения дискэктомии, поясничный отдел — ТПФ и микродискэктомии [21, 33].

W Waran et. al. сообщили о возможности создания достоверных физических моделей головы с помощью 3D-принтера [27]. Развитие компьютерного 3D- моделирования и 3D - печати нашло свое применение в указанной отрасли, поскольку произведенные данным путем модели подробно повторяют анатомию интересуемой области [61, 65]. Применение муляжей и биомоделей, максимально приближенных к реальным, представляется крайне востребованным [57, 67]. Наиболее распространены физические модели, изготовленные из пластмассы и симулирующие форму анатомических структур (череп, позвоночника) [21, 34]. 3D - печать позволяет изготавливать прототипы с высокой точностью соответствия анатомическим объектам [58, 59]. Кроме того, 3D - печать позволяет оттачивать навыки в хирургии деформаций опорно-двигательного аппарата, что трудно выполнить на кадаверных материалах [63]. 3D-технологии, позволяющие

самим печатать сложные и достоверные учебные и тренировочные модели, стали рутинной частью обучения [64, 107]. Каждый из ординаторов способен работать в программах графического дизайна и воспроизводить нужную для тренинга анатомическую структуру [1, 62, 66]. Для отработки техники краниотомии используют коммерческие модели черепа фирм Synbone и Sawbones, а для операции на позвоночнике синтетические муляжи этих же фирм [26].

Гибридное использование стереолитогра-фической модели и бальзамированного биологического материала человека было предложено A. Benet et. al. [49]. Они производили стандартный хирургический подход к зоне интереса на препарате и после минимальной диссекции базальных арахноидальных цистерн производили имплантацию стереолитографической SD-модели несущего сосуда с аневризмой в правильное анатомическое положение. На полученной модели возможна была отработка навыков микродиссекции и клипирования шейки анверизмы [48].

Виртуальные технологии также набирают опыт в качестве инструмента симуляционного обучения в нейрохирургии [24, 72, 90]. A. Alaraj et. al. описывают 3 варианта использования виртуальной реальности в нейрохирургическом обучении: полное погружение, смешанная реальность и виртуальная реальность без погружения [28]. Виртуальная реальность без погружения в обучении реализована в web-си-муляторах, представляющих собой компьютерные программы, в которых возможно моделирование техники выполнения некоторых хирургических манипуляций [74, 76, 84].

При Монреальском Неврологическом госпитале и институте (Канада) в 2010 году был открыт Нейрохирургический симуляционный центр (www.neurosim.mcgill.ca), оснащенный виртуальными симуляторами NeuroTough Cranio, NeuroTough Endo и NeuroTough ETV [2]. Для обучения микрохирургии применяются виртуальный компьютерный симулятор фирмы Mentice. Для обучения вентрикулостомии применяется программа VCath, она устанавливается на электронные устройства (мобильные телефоны или планшеты) и используется для обучения планированию места наложения фрезевого отверстия и траектории пункционной канюли

при выполнении пункции переднего рога бокового желудочка. Коммерчески успешным виртуальным симулятором для ортопедической хирургии, в том числе для моделирования ТПФ, является Trauma Vision фирмы Swemac. Современная модификация коммерческого виртуального симулятора Immersive Touch производства Immersive Corporation имеет учебные модули по отработке техники открытой и транскутанной ТПФ и вертебропластики в поясничном отделе позвоночника. Тренировка ТПФ и вертебропластики также доступна на виртуальных тренажерах Sensimmer [70]. Новый симулятор 3S (Surgical Spine Simulator) для предоперационного планирования коррекции сколиотической деформации позволяет оценивать планируемый результат и напряжение в винтах фиксирующей системы. В настоящее время наиболее представлены модели для эндоскопической нейрохирургии Neurotouch, S.I.M.O.N.T., PHACON Neuro System, НейроВР, СпайМентор [19]. Тренажер S.I.M.O.N.T. позволяет изучать хирургическую анатомию желудочковой системы, тренировать навыки эндоскопической риносинусохирургии и транссфеноидального доступа [70]. Neuro Touch позволяет практиковать базовые мануальные навыки работы наконечником аспиратора, ультразвуковым деструктором-

аспиратором и биполярным пинцетом, а также оценивать фундаментальные принципы гемостаза, эндоназальной навигации, вентрикулостомии. Кроме того, доступны модули для симуляции операций резекции менингиомы и глиомы. Другой компьютерный виртуальный 3D-симулятор с обратной связью Immersivetouch Sensimmer («Immersivetouch», США) позволяет тренировать навыки краниотомии, установки вентрикулярного катетера, ризотомии. В тренажере доступны модули люмбальной пункции, ТПФ, вертебропластики и ряда других симуляционных операций [70].

Недавно разработанный тренажер Su Rgical Planner («Surgical Theater», США) позволяет строить виртуальные трехмерные реконструкции для симуляции клипирования церебральных аневризм. Особенностью данного тренажера является возможность проведения дистанционного обучения и совместной удаленной работы на одном тренажере. Основным недостатком

виртуального симуляционного обучения является высокая стоимость оборудования для тренингов [95, 94, 102]. Переход на следующий уровень реалистичности увеличивает стоимость оборудования (таблица 1) [93, 105].

Таблица 1

Стоимость моделей для симуляционного тренинга

Анатомическая модель 500 $ Визуальный

Силиконовый муляж органа 1500 $ Тактильный

Тренажер-коробка+инструменты+муляж 5000 $ Моторика

Видеотренажер+инструменты+муляж 15000 $ Видео

Видеостойка+инструменты+муляж 50000 $ Аппаратный

Виртуальный тренаж симулятор 150000 $ Реактивный

Гибридный симуляционный класс 500000 $ Коммуникативный

В развитых странах организация и поддержание симуляционных центров осуществляется частично за счет грантов, вложений различных фондов, спонсорства компаний производителей медоборудования и индивидуальных и групповых курсов [99, 100, 101]. Но, несмотря на появление и стремительное совершенствование физических и виртуальных моделей, биологический материал продолжает оставаться незаменимой и важнейшей симуляционной моделью. Он обеспечивает анатомическую и

тактильную точность, позволяет начинающим нейрохирургам получить ценный опыт в хирургических техниках.

Абсолютное большинство руководителейпо подготовке резидентов-нейрохирургов в США используют симуляционное обучение, а 45% из них считает, что оно должно предшествовать работе с пациентами [11]. Симуляционная подготовка малоопытных врачей в лаборатории объективно улучшает их мануальные навыки в виде уменьшения времени выполнения

процедуры и увеличения ловкости выполнения нейрохирургической манипуляции, но нужно помнить о индивидуальности кривой обучения у каждого отдельно взятого курсанта [78, 81]. Необходимость введения симуляционного курса в программу обучения клинических ординаторов в РФ уже законодательно закреплена в ряде регламентирующих документов федерального значения [76, 77, 83]. При правильной организации подобное обучение способно частично компенсировать, но не заменить возможность обучающихся отрабатывать навыки в реальной операционной [4, 82, 92]. Симуляционное обучение постепенно становится частью системы практической подготовки нейрохирургов [2, 3]. Количество учебных симуляционных центров, носящих названия лабораторий основания черепа (scull base laboratory) и микронейрохирургических лабораторий, в России невелико [68, 85, 86]. Эталоном для обучения являются занятия в анатомических лабораториях на трупном материале, однако такой вид образования возможен лишь на территории медицинских вузов или организаций, имеющих соответствующую материальную и правовую базу [14, 88]. Использование симуляционных технологий обучения позволяет воссоздать реальную контролируемую ситуацию по отработке навыков, дает возможность для многократной отработки определенных упражнений и действий, позволяет моделировать различные клинические ситуации, в том числе редкие клинические сценарии, обеспечивает индивидуальный подход в подготовке обучающихся [96, 97, 98, 106].

Отработка навыков:

— краниотомии: кадаверный материал, орга-нокомплекс животных (баран), муляжи [20, 31, 41];

— интракранильные доступы: органоком-плекс животных (баран, свинья, корова);

— эндоскопические операции на ГМ: виртуальные [38, 39];

— сосудистому шву: кадаверный материал, аорта свиньи, силиконовая трубка, синтетический протез сосуда [22, 50];

— микрохирургии: артерии и вены животных (курицы, крысы), плацента человека, виртуальные [29, 30];

опыт и инновации №4 2022

— операции на нервах/шов нерва: нервы животных (курицы, крысы) [45, 56];

— аневризме сосудов ГМ: кадаверный материал, гибридные [23];

— ТПФ, микродискэктомия и спинальная эндоскопия: кадаверный материал, животные, муляжи, виртуальные [37].

Б. Проблемы теоретической подготовки. Общество неврологических хирургов (SNS) США для резидентов-нейрохирургов 1 года обучения рекомендует изучение вопросов анатомии ЦНС [17]. Применительно к нейрохирургии можно выделить следующие основные образовательные направления: изучение нормальной анатомии черепа, сосудов ГМ, краниальных нервов и анатомии ГМ; освоение основных нейрохирургических доступов к различным анатомическим структурам черепа и ГМ [17, 51]; изучение нормальной анатомии позвоночника, спинного мозга, его корешков и сосудов, основных нейрохирургических доступов к различным анатомическим структурам позвоночника и спинного мозга, а также анатомии ПНС; ознакомление доступов к нервам [15]. Обязательным является подготовка нейрохирургов топической диагностике нервной системы, оценке и интерпретации неврологического статуса. При теоретической подготовке ординатору образовательным учреждением должен быть обеспечен доступ к современным информационным ресурсам.

В. Проблема допуска ординаторов-нейрохирургов к пациенту имеет как этический (возможный вред больному от неквалифицированных действий врача), так и юридический аспекты [109]. Рядом авторов были проведены исследования, посвященные сравнению результатов хирургического лечения больных, оперированных как малоопытными врачами (резидентами, стажерами) под контролем наставника, так и опытными ведущими специалистами. Не было выявлено статистически достоверных отличий в частоте грубых технических ошибок и интра-и послеоперационных осложнений между двумя группами пациентов.

Таким образом, доказано, что после непродолжительной практической подготовки допуск обучающихся к самостоятельному выполнению стандартных оперативных

вмешательств под контролем опытного наставника возможен и относительно безопасен для больного. Единственным ограничивающим фактором может быть лишь отказ больного от лечения у обучающегося специалиста.

Оптимальным решением могло бы быть широкое внедрение в клиническую практику понятия «врача-нейрохирурга-стажера» (по аналогии с западным «fellow-neurosurgeon») и увеличение продолжительности обучения по специальности «нейрохирургия» именно за счет обязательного прохождения постсертификационной стажировки. Также обязательно выполнение определенного количества самостоятельных оперативных вмешательств (под контролем наставника) за период обязательной постсертификационной стажировки. Смысл прохождения этой стажировки заключается именно в возможности самостоятельно выполнить некоторое количество оперативных вмешательств, а не только наблюдать за работой коллег [5, 110]. Количество и спектр самостоятельных оперативных вмешательств (под контролем наставника), обязательных к выполнению за период обязательной постсертификационной стажировки (fellowship) оперативных вмешательств, а также продолжительность стажировки требуют обсуждения и уточнения. Необходимо учитывать высокую частоту вмешательств по поводу ЧМТ и позвоночно-спинно-мозговой травм, дегенеративных заболеваний позвоночника и ОНМК в большинстве нейрохирургических отделений РФ [60]. Представляется целесообразной отработка начинающими врачами навыков выполнения сначала относительно простых и стандартных операций, что необходимо закрепить в программе обучения ординаторов [55]. Для сравнения, по данным H.J. Reulen et. al., в странах EC на одного нейрохирурга в год приходится от 56 до 300 операций, в среднем около 154 [54].

Г. Проблема клинической работы. Не на всех клинических базах, на которых проходят обучение ординаторы, есть возможность изучить весь спектр патологии [12]. Клиническая деятельность на кафедре, на которой происходит обучение ординаторов, должна охватывать фактически все направления современной нейрохирургии. Не все медицинские ВУЗы имеют собственные клиники. Исходя из этого, рациональной является организация ординату-

ры по нейрохирургии на базе нейрохирургических отделений крупных стационаров или федеральных центров с большим количеством госпитализаций и операций. Также ординатор должен пройти поэтапное обучение в условиях стационара, приемного покоя и поликлиники. Основной задачей является привить ординатору клиническое мышление, сформировать профессиональные компетенции, которые позволят решать профессиональные задачи [79, 80, 91].

Д. Слабое материально-техническое оснащение клиник, на базе которых производится обучение в ординатуре. Нейрохирургия — это динамично развивающаяся специальность, которая требует применения современного оборудования. Выпускник должен хорошо владеть и рутинно пользоваться таким современным оборудованием, как краниотом, нейронавига-ция, С-дуга, микроскоп, лупа, УЗ-аппарат. Например, от специалиста, закончившего рези-дентуру по нейрохирургии в Италии, требуется умение рутинно использовать микроскоп, эндоскоп, нейронавигацию, выполнять доступы к основанию черепа [5].

Е. Участие в научной работе. Нейрохирурги за время обучения в ординатуре должны быть ознакомлены с основами научно-исследовательской работы, участвовать в работе научных кружков и написании статей. Обязательным является мотивации ординаторов в написании диссертационных работ и участие в проведении мультицентровых исследований.

Ж. Проблемы с нехваткой квалифицированных педагогов. Следует напомнить о дефиците высококвалифицированных педагогически-преподавательских кадров, в том числе из-за того, что многие медицинские ВУЗы отказывают в трудоустройстве по совмещению. Необходимо сочетание с высоким уровнем профессорско-преподавательского состава и инновационной направленностью производства образовательных услуг [110].

Заключение

Исходя из действующего стандарта обучения ординатора-нейрохирурга, решение существующих проблем в основном ложится на выпускающие кафедры и клинические базы. Это повышает требования к их оснащению, педагогическому и врачебному составу, соблюдению

преемственности, степени вовлеченности в научные исследования, стимулирует поиск альтернативных вариантов. Например, одним из путей удешевления симуляционного обучения являются внедрение и широкое использование доступных и дешевых аналогов трупного материала человека — трупного материала крупных животных, кооперация учебных подразделений различных учреждений, использование внутренних резервов учреждения путем передачи в распоряжение симуляционной лаборатории исправного инструментария и оборудования, выработавших срок эксплуатации в операционной. Ценным в этом направлении может также оказаться опыт развивающихся стран (в частности, Индии и Китая), находящихся в сходном экономическом положении. Также необходимо более активное внедрение обучения путем стажировки в ведущих нейрохирургических клиниках РФ и на рабочем месте.

Литература

1. Суфианов, А.А., Якимов, Ю.А., Гизатуллин, М.Р., Суфианов, Р.А., Макаров, С.С., Машкин, А.М. Опыт комплексного обучения врачей-нейрохирургов. Виртуальные технологии в медицине, 2020. № 4 (26). С. 18-20.

2. Яковенко, И.В., Кондаков, Е.Н., Закондырин, Д.Е. Организация симуляционно-тренинговой лаборатории для обучения нейрохирургов. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2015. Т. 7. № 1. С. 73-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Борщенко, И.А., Басков, А.В., Ярыгин, А.В., Пучков, В.Л., Кузнецов, А.В., Древаль, О.Н. Опыт внедрения интерактивной системы обучения чрескожной эндоскопической трансфораминальной поясничной дискэктомии в рамках образования нейрохирурга. Нейрохирургия, 2016. № 1. С. 79-84.

4. Мишинов, С.В., Ступак, В.В., Мамуладзе, Т.З., Копорушко, Н.А., Мамонова, Н.В., Панченко, А.А., Красовский, И.Б., Рабинович, С.С., Ларькин, В.И., Долженко, Д.А., Новокшонов, А.В. Использование трехмерного моделирования и трехмерной печати в обучении нейрохирургов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 11-6. С. 1063-1067.

5. Крылов, В.В., Левченко, О.В., Закондырин, Д.Е. Практическая подготовка нейрохирургов в России. Часть 1. Проблемы и пути их решения. Нейрохирургия, 2017. № 1. С. 72-78.

6. Fallah A. Surgical activity of first-year Canadian neurosurgical residents // A. Fallah, S. Ebrahim, F. Haji et al. // Can. J. Neurol. Sci., 2010. - Vol. 37. - № 6. - P. 855-860.

7. Omerhodzic I. Neurosurgical training programme in selected european countries: from the young neurosurgeon's point of view // I.Omerhodzic, M. Tonge, E. Musabeliu et al. // Turkish Neurosurg 2012. - Vol. 22. - № 3. - P. 286293.

8. Yoshimoto T. Contents and Structure of training program. The Japanese proposal. // Training in neurosurgery H.J. Reulen, H.J. Steiger, 1997. NewYork. - Springer. - P. 201-210.

9. Kantelhardt S.R. Evaluation of the Department of Neurosurgery of the Seol National University Hospital // S. R. Kantelhardt // J. Korean. Neurosurg. Soc, 2013. - Vol. 53. - P. 261-268.

10.Яковенко, И.В., Кондаков, Е.Н., Закондырин, Д.Е., Пирская, Т.Н. Симуляционное обучение базовым нейрохирургическим навыкам в ординатуре. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2014. Т. 6. № 4. С. 50-54.

11.Ganju A. The Role of Simulation in Neurosurgical Education: A Survey of 99 United States Neurosurgery Program Directors / A. Ganju., S.G. Aoun, M.R. Daou // World Neurosurg, 2012 Vol. 23. - P. S1878-8750.

12.Древаль, О.Н., Кузнецов, А.В., Пучков, В.Л. Современные учебные технологии в подготовке нейрохирургов на кафедре нейрохирургии РМАПО. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2014. Т. 6. № 1. С. 70-73.

13.Усачев, Д.Ю., Коновалов, А.Н., Лихтерман, Л.Б., Коновалов, Н.А., Матуев, К.Б. Обучение нейрохирурга: актуальные проблемы и современные подходы. Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, 2022. Т. 86. № 1. С. 5-16.

14.Закондырин, Д.Е. Правовые основы обеспечения биологическим материалом симуляционного обучения врачей-нейрохирургов. Медицинское право, 2015. № 6. С. 47-50.

15.Закондырин, Д.Е., Кондаков, Е.Н., Крылов, В.В. Эффективность практической подготовки нейрохирургических кадров в условиях симуляционного центра. Медицинское образование и профессиональное развитие, 2016. № 4 (26). С. 56-63.

16.Сорокина, С.А., Власов, Р.Е., Михалев, Б.С. Разработка обучающего комплекса для нейрохирургии с использованием технологий дополненной реальности. Сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых, педагогических

работников и специалистов-практиков: Инновационные процессы в науке и технике XXI века. Тюмень, 2021. - С. 421-423.

17.Закондырин, Д.Е., Кондаков, Е.Н., Иванов, А.Ю., Пирская, Т.Н., Петришин, В.Л., Ефимов,

A.Н. Современные возможности и практический опыт симуляционного обучения нейрохирургов. Виртуальные технологии в медицине, 2014. № 2 (12). С. 46.

18.Сорокина, С.А., Михалев, Б.С., Власов, Р.Е., Каримов, Д.А. Разработка комплекса для обучения нейрохирургов с использованием технологий дополненной реальности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: Новые технологии - нефтегазовому региону. Тюмень, 2021. - С. 268-271.

19.Игнатьев, С.А., Букин, И.А., Терехова, М.А. Применение информационных технологий для создания симуляторов при обучении врачей различного профиля. Сборник научных трудов: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. Саратов, 2020. - С. 112-118.

20.Садковский, А.М., Зинькова, Е.А., Маслова, А.Д. Первые шаги: методика обучения первичным навыкам птериональной краниотомии. Сборник: Инновации и технологии в биомедицине. Научное электронное издание, 2021. - С. 25-28.

21.Закондырин, Д.Е., Кондаков, Е.Н., Петришин,

B.Л., Пирская, Т.Н. Симуляционное обучение навыкам оперативных вмешательств на позвоночнике. Хирургия позвоночника, 2015. Т. 12. № 2. С. 67-70.

22.Закондырин, Д.Е., Полунина, Н.А., Лукьянчи-ков, В.А., Токарев, А.С., Сенько, И.В., Далибал-дян, В.А., Крылов, В.В. Внедрение результатов симуляционного обучения в практику оказания нейрохирургической помощи пациентам со сте-нозирующими поражениями сонных артерий. Нейрохирургия, 2018. Т. 20. № 1. С. 103-108.

23.Крылов, В.В., Закондырин, Д.Е. Внедрение результатов симуляционного обучения в практику оказания нейрохирургической помощи пациентам с аневризматическими внутричерепными кровоизлияниями. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2017. Т. 9. № 1. С. 30-35.

24.Назмиев, А.И., Кудлахмедов, Ш.Ш., Рыбаков, В.А. Тренажер для освоения мануальных хирургических навыков на мозговом отделе черепа в реальной топографо-анатомической среде. Сборник тезисов участников форума: Наука будущего - наука молодых, 2017. С. 269-270.

25.Яковенко, И.В., Кондаков, Е.Н., Закондырин, Д.Е. Симуляционные технологии в нейрохирур-

гическом обучении. Нейрохирургия, 2015. № 1. С. 97-100.

26.Selden N.R., Origitano T.C., Hadjipanayis C. et al. Model-based simulation for early neurosurgical learners//Neurosurg, 2013. -Vol. 73. -P. 15-24.

27.Waran V, Narayanan V, Karuppiah R. et al. Utility of multimaterial 3D printers in creating models with pathological entities to enhance the training experience of neurosurgeons//} Neurosurg, 2014. -Vol. 120. -P. 489-492.

28.Alaraj A., Lemole M.G., Finkle J.H. et al. Virtual reality training in neurosurgery: Review of current status and future applications. //Surg. Neurol. Int, 2011. URL: http://www. surgicalneurologyint.com/con-tent/2/I/52 (дата обращения: 03.05.2014).

29.Бывальцев, В.А., Белых, Е.Г. Симуляционный тренинг в нейрохирургии. - Новосибирск: Наука, 2016. - 252 с.

30.Бывальцев, В.А., Жданович, Г.С., Белых, Е.Г. Операционный микроскоп при вертебрологи-ческих и краниальных операциях: от монокуляра до 3-D визуализации. Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2015. Т. 139. № 8. С. 5-9.

31.Смирнов, А.А., Татаркин, В.В., Захматов, И.Г., Марьянович, А.Т., Андреевская, М.В., Назмиев, А.И., Кудлахмедов, Ш.Ш., Рыбаков, В.А. Тренажер для освоения мануальных навыков хирургических вмешательств на мозговом отделе черепа. Креативная хирургия и онкология, 2017. Т. 7. № 1. С. 63-68.

32.Закондырин, Д.Е., Князева, Р.П. Опыт организации обучения в условиях симуляционного центра медицинского университета. Виртуальные технологии в медицине, 2016. № 2 (16). С. 6-7.

33.Бывальцев, В.А., Калинин, А.А., Белых, Е.Г., Степанов, И.А. Симуляционные технологии в спинальной хирургии. Вестник Российской академии медицинских наук, 2016. Т. 71. № 4. С. 297-303.

34.Берснев, В.П., Рябуха, Н.П., Мусихин, В.Н. Последипломная подготовка врачей на кафедре нейрохирургии СПБ МАПО. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2009. Т. 1. № 1. С. 55-57.

35.Кондаков, Е.Н., Пирская, Т.Н., Закондырин, Д.Е. Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени профессора А.Л. Поленова: история, традиции, перспективы послевузовского образования. Трансляционная медицина, 2016. Т. 3. № 1. С. 82-88.

36.Спиотта, А.М., Шленк, Р.П. Симуляционное обучение нейрохирургических интернов: новая парадигма. Медицинское образование и профессиональное развитие, 2017. № 1 (27). С. 24-30.

37.Закондырин, Д.Е., Кондаков, Е.Н. Трансляция

хирургического опыта из симуляционной лаборатории в клиническую нейрохирургию. Анализ литературы. Трансляционная медицина, 2015. № 6. С. 47-52.

38.Суфианов, А.А., Гизатуллин, М.Р., Кудряшов, А.А. Симуляционное обучение в нейрохирургии./ под редакцией А.А. Свистунова. Москва, 2013. - С. 250-259.

39.3акондырин, Д.Е. Моделирование краниобазаль-ных нейрохирургических доступов в практической подготовке нейрохирургов. Head and Neck/ Голова и шея. Российское издание. Журнал Общероссийской общественной организации Федерация специалистов по лечению заболеваний головы и шеи, 2015. № 4. С. 58-59.

40.Степаненко, А.Г., Игнатьев, С.А. Симуляцион-ные технологии в нейрохирургическом обучении. Сборник научных трудов: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. Саратов, - 2021. С. 186-190.

41.Баландина, И.А., Рудин, В.В., Устюжанцев, Н.Е., Малышева, Т.В., Токарева, Д.А., Романовский, С.А. Применение тренажера для отработки техники трепанации черепа в Пермском государственном медицинском университете. Виртуальные технологии в медицине, 2017. № 1 (17). С. 74.

42.Яковенко, И.В., Рябуха, Н.П., Берснев, В.П., Ве-рещако, А.В., Мусихин, В.Н. Кафедре нейрохирургии СЗГМУ им. И.И. Мечникова 80 лет. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2015. Т. 7. № 1. С. 79-83.

43.Кондаков, Е.Н., Пирская, Т.Н., Луцик, А.А. О реорганизации подготовки нейрохирургов в клинической ординатуре. Нейрохирургия, 2003. № 1. С. 66-70.

44.Коновалов, А. Н. Прицельно и с минимальными потерями. Такова стратегия развития современной нейрохирургии // Медицинская газета, 2013. - №43. - С.5.

45.Крылов, В.В., Левченко, О.В., Закондырин, Д.Е. Практическая подготовка нейрохирургов в России. Часть 2. Опыт и перспективы. Нейрохирургия, 2017. № 2. С. 66-71.

46.Ботов, А.В., Шнякин, П.Г., Милехина, И.Е., Амельченко, А.И. Анализ результатов выполнения стабилизирующих операций грудопояс-ничного отдела позвоночника в зависимости от опыта нейрохирургов. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2022. Т. 14. № 1-1. С. 11-16.

47.Берснев, В.П., Рябуха, Н.П. Кафедре нейрохирургии СПБ МАПО 75 лет. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2010. Т. 2. № 2. С. 20-25.

48.Закондырин, Д.Е., Кондаков, Е.Н., Крылов, В.В. Симуляционное обучение навыкам выполнения микрохирургических интракраниальных вмешательств. Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л. Поленова, 2016. Т. 8. № 4. С. 12-17.

49.Benet A. Implantation of 3D-printed patient-specific aneurysm models into cadaveric specimens: a new training paradigm to allow for improvements in cerebrovascular surgery and research / A. Benet, J. Plata-Bello, A. A. Abla et al. // BioMed Res. Int, 2015. - Vol. 2015. P. 1- 9.

50.Гизатуллин, Ш.Х., Станишевский, А.В. Модели для отработки навыков микрохирургии и организация процесса обучения и тренировок. Сборник тезисов IX Всероссийский съезд нейрохирургов. Москва, 2021. - С. 99.

51.Кондаков, Е.Н., Пирская, Т.Н., Закондырин, Д.Е. Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени профессора А.Л. Поленова: история, традиции, перспективы послевузовского образования. Трансляционная медицина, 2016. Т. 3. № 1. С. 82-88.

52.Калимуллин, Р.К., Сивухина, В.Ю., Суфианов, А.А. Создание модели нейрофизиологического мозга. Материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей им. Д. И. Менделеева. Тюмень, 2021. - С. 426-429.

53.Древаль, О.Н., Джинджихадзе, Р.С. Кафедра нейрохирургии Российской Медицинской Академии Последипломного Образования. Этапы становления. Нейрохирургия, 2014. № 4. С. 3-8.

54.Reulen H.J. 5-year's experience with a structured operative training programme for neurosurgical residents // H.J. Reulen, U. Marz // Acta. Neurochir (Wien), 1998. - Vol. 140. - № 11. - P. 1197-1203. EDN: AWGTSJ.

55.Лебедев, В.В. Программа обучения клинических ординаторов по специальности "Нейрохирургия" // В.В. Лебедев, В.В. Крылов // Нейрохирургия, 2003. - № 3. - С. 60-65. EDN: OYHZEF.

56.Станишевский, А.В., Бабичев, К.Н., Гизатуллин, Ш.Х., Свистов, Д.В. Микрохирургический тренинг. Организация индивидуальной учебной микрохирургической лаборатории, формирование, развитие и поддержание базовых и специальных навыков в области микрохирургии. Москва, 2022. - С. 72.

57.Яриков, А.В., Горбатов, Р.О., Денисов, А.А., Смирнов, И.И., Фраерман, А.П., Соснин, А.Г., Перльмуттер, О.А., Калинкин, А.А. Применение аддитивных технологий 3D-печати в нейрохирургии, вертебрологии, травматологии и ортопедии. Клиническая практика, 2021. Т. 12. № 1. С. 90-104.

58.Яриков, А.В., Горбатов, Р.О., Шпагин, М.В., Столяров, И.И., Денисов, А.А., Кабардаев, Р.М., Фраерман, А.П., Перльмуттер, О.А., Мухин, А.С. Применение трехмерного прототипирования и печати в реконструктивной нейрохирургии и вертебрологии (обзор литературы и собственные результаты). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии, 2021. № 7. С. 534-556.

59.Яриков, А.В., Горбатов, Р.О., Столяров, И.И., Смирнов, И.И., Фраерман, А.П., Соснин, А.Г., Перльмуттер, О.А. Применение аддитивных технологий 3D-печати в травматологии, ортопедии и нейрохирургии. Врач, 2021. Т. 32. № 10. С. 8-15.

60.Крылов, В.В., Коновалов, А.Н., Дашьян, В.Г., Кондаков, Е.Н., Таняшин, С.В., Горелышев, С.К., Древаль, О.Н., Гринь, А.А., Парфенов, В.Е., Кушнирук, П.И., Гуляев, Д.А., Колотвинов, В.С., Рзаев, Д.А., Пошатаев, К.Е., Кравец, Л.Я., Можейко, Р.А., Касьянов, В.А., Малышев, О.Б., Кордонский, А.Ю., Трифонов, И.С. и др. Состояние нейрохирургической службы Российской Федерации. Нейрохирургия, 2016. № 3. С. 3-44.

61.Кравчук, А.Д., Потапов, А.А., Панченко, В.Я., Комлев, В.С., Новиков, М.М., Охлопков, В.А., Маряхин, А.Д., Дувидзон, В.Г., Латышев, Я.А., Чёлушкин, Д.М., Чобулов. С.А., Александров, А.П., Шкарубо, А.Н. Аддитивные технологии в нейрохирургии. Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, 2018. Т. 82. № 6. С. 97-104.

62.Кравчук, А.Д., Маряхин, А.Д., Потапов, А.А., Панченко, В.Я., Комлев, В.С., Новиков М.М., Охлопков, В.А., Дувидзон, В.Г., Латышев, Я.А., Челушкин, Д.М., Чобулов, С.А., Александров, А.П., Шкарубо, А.Н. Применение аддитивных технологий в нейрохирургии. В сборнике: Аддитивные технологии: настоящее и будущее. Материалы V международной конференции, 2019. С. 253-274.

63.Яриков, А.В., Фраерман, А.П., Перльмуттер, О.А., Мухин, А.С., Столяров, И.И. Применение аддитивных технологий 3D-печати в подготовке нейрохирургов и вертебрологов. Сборник статей I Международного научно-педагогического форума «Интеграция медицинского и фармацевтического образования, науки и практики». г. Красноярск, 2022. С. 344-349.

64.Мишинов, С.В., Ступак, В.В., Мамонова, Н.В., Копорушко, Н.А., Панченко, А.А., Красовский И.Б. Методы трехмерного прототипирования и печати в реконструктивной нейрохирургии. Сборник: Цивьяновские чтения, 2016. - С. 945949.

65.Мишинов, С.В., Ступак, В.В., Мамонова, Н.В., Панченко, А.А., Красовский, И.Б., Лазуренко, Д.В. Методы трехмерного прототипирования и

печати в реконструктивной нейрохирургии. Медицинская техника, 2017. № 2 (302). С. 22-26.

66.Яриков, А.В., Фраерман, А.П., Леонов, В.А., Столяров, И.И., Гунькин, И.В., Цыганков, А.М. Хирургия дефектов черепа: обзор современных методик, материалов и аддитивных технологий. Амурский медицинский журнал, 2019. № 4 (28). С. 65-77.

67.Мишинов, С.В., Ступак, В.В., Копорушко, Н.А., Самохин, А.Г., Панченко, А.А., Красовский, И.Б., Десятых, И.В., Киселев, А.С. Реконструктивные нейрохирургические вмешательства с использованием индивидуальных титановых имплантатов. Медицинская техника, 2018. № 3 (309). С. 5-7.

68.Belykh E., Byvaltsev V. Off-the-job microsurgical training on dry models: Siberian experience. World Neurosurg, 2014; 82(1-2):20-4.

69.Хернесниеми, Ю., Кивилев, Ю.В. Рецензия на монографию В.А. Бывальцева, Е.Г. Белых "Си-муляционный тренинг в нейрохирургии" (Новосибирск, 2016). Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2016. Т. 144. № 5. С. 58-59.

70.Бывальцев, В.А., Белых, Е.Г., Коновалов, Н.А. Новые симуляционные технологии в нейрохирургии. Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, 2016. Т. 80. № 2. С. 102-107.

71.Кочетова, Л.В., Пахомова, Р.А., Кочетова, Т.Ф., Куликова, А.Б., Василеня, Е.С., Назарьянц Ю.А., Карапетян Г.Э. Формирование профессиональных компетенций и их оценка при изучении курса общей хирургии. Современные проблемы науки и образования, 2016. № 6. С. 173.

72.Крючкова, Н.Ю. Из опыта работы обучающего симуляционного тренинг-центра в БОУ ОО ЦПК РЗ г. Омска. Омский научный вестник, 2013. № 1 (118). С. 106-108.

73.Олифирова, О.С., Козка, А.А. Обучение лапароскопической диагностике и лечению острой абдоминальной патологии в симуляционном центре. Сборник материалов всероссийского образовательного форума: Наука и практика в медицине. Отв. редактор С.В. Ходус. Благовещенск, 2021. - С. 123-126.

74.Ковалев, Е.В., Кириленко, С.И., Мазуренко, А.Н., Филюстин, А.Е., Дубровский, В.В. Смартфон-ас-систированная технология дополненной реальности при предоперационном планировании в хирургии позвоночника. Хирургия позвоночника, 2021. Т. 18. № 3. С. 94-99.

75.Неустроев, П.А., Гоголев, Н.М., Протопопова, А.И. Мотивация - как основной стимул симуля-ционного обучения в хирургии. Виртуальные технологии в медицине, 2020. № 3 (25). С. 87.

76.Олифирова, О.С., Козка, А.А. Симуляционное

обучение врачей эндовидеохирургии. Амурский медицинский журнал, 2020. № 2 (30). С. 93-95.

77.Олифирова, О.С., Козка, А.А. Обучение основам эндовидеохирургии в симуляционном центре. Сборник материалов конференции Ассоциации общих хирургов, приуроченной к юбилею кафедры общей хирургии ЯГМУ: Нестираемые скрижали: сепсис et cetera. Ярославль, 2020. - С. 675-677.

78.Олифирова, О.С., Оразлиев, Д.А. Организация обучения хирургии в ординатуре. Амурский медицинский журнал, 2018. № 1-2 (21-22). С. 83-84.

79.Олифирова, О.С., Оразлиев, Д.А. Организация обучения хирургии по программам НМ. Амурский медицинский журнал, 2018. № 1-2 (21-22). С. 128-129.

80.Оразлиев, Д.А., Олифирова, О.С. Компетент-ностнии в преподавании дисциплин цикла дополнительной профессиональной программмы повышения квалификации по специальности "Травматология и ортопедия". Амурский медицинский журнал, 2018. № 1-2 (21-22). С. 129-131.

81.Таптыгина, Е.В., Никулина, С.Ю. Применение симуляционных технологий в образовательном процессе в Красноярском государственном медицинском университете. Сборник материалов конференции: Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика, 2016. - С. 418-420.

82.Мосина, В.А. Опыт использования манекена-си-мулятора для формирования профессиональных навыков у врачей-интернов. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сер. "Вузовская педагогика", 2017. - С. 379-382.

83.Таптыгина, Е.В., Мягкова, Е.Г., Большаков, И.Н., Ахмедова, Э.И. Инновации в симуляционном обучении - опыт создания симулятора для проведения спинальных пункций. Современные проблемы науки и образования, 2018. № 6. С. 182.

84.Мудрова, Л.А., Зорина, Е.В. Реальность управляемости процессом обучения студентов с помощью использования симуляционных технологий в КрасГМУ. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сер. "Вузовская педагогика", 2020. С. 276-281.

85.Таптыгина, Е.В. Веб-менеджмент симуляцион-ного центра. Виртуальные технологии в медицине, 2018. № 1 (19). С. 10-14.

86.Таптыгина, Е.В. Кафедра или центр? Какой выбрать формат подразделения для симуляционно-го обучения. Виртуальные технологии в медицине, 2018. № 2 (20). С. 17-18.

87.Таптыгина, Е.В., Мягкова, Е.Г., Большаков, И.Н., Ахмедова, Э.И. Симуляционные технологии в медицинском образовании. Сборник материалов IV-й Всероссийской научно-практической конференции: Педагогика и медицина в служении человеку, 2017. - С. 366-370.

88.Таптыгина, Е.В., Мягкова, Е.Г., Ахмедова, Э.И. Опыт проведения конкурса "инновации в симуляционном обучении". Сборник материалов конференции: Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика, 2016. - С. 417-418.

89.Козка, А.А., Олифирова, О.С., Ермолаева, Е.А. Симуляционное обучение врачей основам эндо-видеохирургии. Виртуальные технологии в медицине, 2020. № 3 (25). С. 53-54.

90.Совцов, С.А. Предложения по унификации непрерывного образования хирургов с использованием симуляционных форм обучения. Виртуальные технологии в медицине, 2014. № 2 (12). С. 47-48.

91.Марочко, Т.Ю., Артымук, Н.В. Роль симуляционных центров в последипломном образовании. Женское здоровье и репродукция, 2018. № 2 (21). С. 53-59.

92.Пахомова, Ю.В., Захарова, Н.Б., Сидорова, Ю.Х., Яворский, Е.М. Обучающий симуляционный курс как составляющая успешного освоения программ подготовки интернов и клинических ординаторов. Сборник материалов конференции Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Я-сенецкого: Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском ВУЗе. Вузовская педагогика, 2014. - С. 522-524.

93.Пчелина, И.В. Симуляционные технологии в кардиохирургической практике. Здравоохранение Дальнего Востока, 2016. № 2 (68). С. 19-23.

94.Бондарь, В.Ю., Маслов, М.Г., Ковляков, В.А., Андреев, Д.Б., Пчелина, И.В. Освоение мануальных навыков студентами в разделе сердечно-сосудистая хирургия. Сборник материалов учебно-методической конференции для преподавателей высшей школы: Роль симуляционных технологий в медицинском образовании, 2014. -С. 13-14.

95.Пахомова, Ю.В., Захарова, Н.Б. Роль симуляци-онного обучения в системе непрерывного медицинского профессионального образования. Ме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дицина и образование в Сибири, 2013. № 4. С. 7.

96.Гончар, В.В., Стеценко, Е.Г. Опыт организации обучающего симуляционного курса в процессе обучения врачей-интернов по специальности "Стоматология общей практики". Здравоохранение Дальнего Востока, 2014. № 1 (59). С. 80-82.

97.Гончар, В.В., Стеценко, Е.Г. Опыт организации практической подготовки интернов по специальности "стоматология общей практики" на базе стоматологической клиники института повышения квалификации специалистов здравоохранения. Здравоохранение Дальнего Востока, 2013. № 1 (55). С. 68-70.

98.Протопопова, Н.В., Суховская, В.В., Дудакова,

B.Н., Павлова, Т.И., Дружинина, Е.Б. Роль симу-ляционного обучения в профилактике материнской смертности от управляемых причин. Тихоокеанский медицинский журнал, 2021. № 3 (85).

C. 83-85.

99.Рубанов, В.А., Луцевич, О.Э., Галлямов, Э.А., Толстых, М.П., Михайликов, Т.Г. Метод эффективного симуляционного обучения технике интракорпорального шва. Тихоокеанский медицинский журнал, 2016. № 1 (63). С. 62-65.

100. Чукичев, А.В. Совершенствование мастерства на виртуальных тренажерах — настоящее и будущее хирургии. Последипломное медицинское образование и наука, 2013. Т. 9. № 1. С. 2325.

101. Невская, Н.А., Гороховский, В.С. Центр симуляционного обучения ДВГМУ: первый опыт. Инновационные технологии обучения в высшей медицинской школе. Материалы учебно-методической конференции для преподавателей высшей школы, 2013. - С. 38-41.

102. Зорина, Е.В., Петрова, М.М., Таптыгина, Е.В., Каскаева, Д.С., Мудрова, Л.А., Барон, И.И., Данилова, Л.К. Повышение качества практической подготовки студентов КрасГМУ с помощью симуляционных технологий. Сборник материалов Ш-й Всероссийской научно-практической конференции: Педагогика и медицина в служении человеку, 2016.- С. 77-81.

103. Шпрах, В.В., Горбачева, С.М., Голубчикова, М.Г. Использование имитационных технологий в последипломном медицинском образовании. Сборник материалов конференции Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого: Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика, 2013. - С. 488-491.

104. Крючкова, Н.Ю., Евсеева, Т.В., Филиппова, Е.А. Образовательная инноватика БОУ ОО "Центр повышения квалификации работников здравоохранения". Сборник материалов межре-

гиональной научно-практической конференции: Образование через всю жизнь. Проблемы образования взрослых в Западно-Сибирском регионе. Полиграфический центр КАН, 2014. - С. 88-91.

105. Борисова, Н.В., Петрова, П.Г., Апросимов, Л.А. Симуляционный центр как часть образовательного медицинского кластера. Якутский медицинский журнал, 2013. № 4 (44). С. 48-50.

106. Шуматов, В.Б., Крукович, Е.В., Невзорова, В.А., Трусова, Л.Н. Тихоокеанский Государственный Медицинский Университет - стратегический центр развития медицинского образования и науки на Дальнем Востоке. Тихоокеанский медицинский журнал, 2013. № 4 (54). С. 6-9.

107. Дьяченко, В.Г., Кирик, Ю.В. Персонализированная медицина и задачи высшей медицинской школы Дальнего Востока России по совершенствованию подготовки современного врача (обзор литературы). Дальневосточный медицинский журнал, 2020. № 2. С. 79-87.

108. Дьяченко, В.Г. О некоторых итогах реформ здравоохранения и медицинского образования в Российской провинции. Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России, 2019. № 1 (34). С. 2.

109. Дыдыкин, С.С., Жмеренецкий, К.В., Когут, Б.М., Ташкинов, Н.В., Бондарь, В.Ю., Боярин-цев, Н.И. Пути улучшения хирургической подготовки студентов в России. Вестник хирургии им. И.И. Грекова, 2017. Т. 176. № 1. С. 97-101.

110. Литвинцева, С.А. О перспективах перехода от сертификации к аккредитации специалистов в отечественном здравоохранении. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: Охрана здоровья населения Дальнего Востока: векторы развития, 2019. - С. 84-88.

© Яриков А.В., Игнатьева О.И., Перльмуттер О.А., Фраерман А.П., Гунькин И.В., Калинкин А.А., Мухин А.С., Гарипов И.И., Павлинов С.Е., Шпагин М.В., Денисов А.А., Симонов А.Е, Цыбусов С.Н., Ким Е.Р., Соснин А.Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.