Научная статья на тему 'Подготовка начинающих борцов 13-15 лет'

Подготовка начинающих борцов 13-15 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1588
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЕ БОРЦЫ / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / РАЗВИТИЕ СИЛЫ / ПОДТЯГИВАНИЯ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / BEGINNING FIGHTERS / TRAINING METHODS / DEVELOPMENT OF FORCE / PULLING UP / SPORTS TRAINING / TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеев Александр Сергеевич, Завьялов Александр Иванович

Основной возраст начала занятий спортивной борьбой 13-15 лет. Описаны результаты педагогического эксперимента по совершенствованию подготовки начинающих борцов, в котором использованы методы тренировки для овладения техническими действиями в условиях новых правил по спортивной борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF 13-15-YEAR-OLD BEGINNING FIGHTERS

The usual age to begin wrestling is the age of 13-15. The article describes the results of a pedagogical experiment on the improvement of the training of beginning fighters in which the training methods for mastering technical actions in the conditions of some new rules in wrestling are used.

Текст научной работы на тему «Подготовка начинающих борцов 13-15 лет»

ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩИХ БОРЦОВ 13-15 ЛЕТ

TRAINING OF 13-15-YEAR-OLD BEGINNING FIGHTERS

A.C. Матвеев, А.И. Завьялов A.S. Matveev, A.I. Zavyalov

Начинающие борцы, методы тренировки, развитие силы, подтягивания, спортивная подготовка, техническая подготовка.

Основной возраст начала занятий спортивной борьбой 13-15 лет. Описаны результаты педагогического эксперимента по совершенствованию подготовки начинающих борцов, в котором использованы методы тренировки для овладения техническими действиями в условиях новых правил по спортивной борьбе.

Beginning fighters, training methods, development of force, pulling up, sports training, technical training.

The usual age to begin wrestling isthe age of 13-15. The article describes the results of a pedagogical experiment on the improvement of the training of beginning fighters in which the training methods for mastering technical actions in the conditions of some new rules in wrestling are used.

Подготовка спортсменов высокого класса для любой страны является престижным делом, потому что через спорт высоких достижений любая страна может заявить о себе способностью осуществить такую подготовку, которая требует высокоразвитых соответствующих технологий. Эти технологии нуждаются в совершенствовании и должны использоваться с раннего детства. Практика показала, что основной возраст начала занятий спортивной борьбой 13-15 лет, поэтому мы сосредоточили внимание на этом возрастном диапазоне.

В настоящем исследовании описаны результаты научного поиска с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса начинающих борцов. В экспериментах приняло участие 653 человека. В педагогическом эксперименте участвовало 35 начинающих спортсменов 13-15 лет: в контрольной группе - 20 мальчиков-подростков, а в экспериментальной -15. В интервьюировании приняло участие 100 борцов греко-римской борьбы в возрасте от 18 до 29 лет, в числе которых кандидатов в мастера спорта - 59, мастеров спорта -33, мастеров спорта международного класса - 8. Проанализировано 167 тренировочных (334 спортсмена) и 92 соревновательные схватки (184 спортсмена), в том числе 54 схватки анализировались по видеозаписям различных соревнований.

Исследования проводились в несколько этапов.

На 1 этапе осуществлялся анализ литературных источников. Цель данного этапа - анализ научно-методической базы процесса подготовки борцов на различных этапах подготовки для разработки концепции подготовки начинающих борцов в греко-римской борьбе.

На 2 этапе разрабатывалась концепция подготовки начинающих борцов для создания необходимых предпосылок для дальнейшего совершенствования в избранном виде борьбы, создания у них уверенности в атакующих действиях. Разрабатывались методы оценки усвоения материала, рационального проведения учебно-тренировочного процесса начинающих борцов.

На 3-м этапе был осуществлен набор в контрольную и экспериментальную группы и проведено начальное тестирование.

4 этап - педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной программы, цель которой создать преимущество в начальной стадии подготовки над сверстниками, занимающимися по традиционной форме. В процессе эксперимента проводились исследования по освоению специальных упражнений и приемов борьбы [Завьялов, Матвеев, 2012, с. 55-59].

В настоящем исследовании применялись традиционные и нетрадиционные методы исследования и педагогического контроля: анализ лите-

А.С. МАТВЕЕВ, А.И. ЗАВЬЯЛОВ. ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩИХ БОРЦОВ 13-15 ЛЕТ

ратурных источников, участия в спортивных соревнованиях; педагогические наблюдения, педагогические эксперименты, контрольные упражнения, медико-биологические наблюдения, пульсо-метрия, электрокардиография, измерение артериального давления, статистическая обработка полученных результатов.

Как показали результаты наших исследований, перевороты накатом (приемы борьбы) играют отнюдь не последнюю роль в достижении положительного результата на соревнованиях различного уровня спортсменами различной квалификации. Ведь перевороты накатом были и в настоящее время продолжают оставаться наиболее распространенными приемами при борьбе в партере. Перевороты накатом, несмотря на свою внешнюю простоту, относятся к сложной группе приемов, и для их выполнения от борцов требуются высокая физическая подготовленность, хорошая гибкость и отличное владение техникой выполнения специальных упражнений (забегания вокруг головы в упоре и перевороты на мосту).

В спортивной борьбе, в частности греко-римской, наиболее зрелищную группу приемов составляют технические действия в стойке [Матвеев, 1998; Назаренко, 2001]. Рассматривая варианты Д.Г. Миндиашвили [Миндиашвили, 1996] и В.И. Рудницкого [Рудницкий, 1990] выполнения перевода и броска вертушкой, следует обратить внимание на исходный захват. Именно подобный исходный захват «прижатие предплечья соперника к своей шее» и «погубил» этот очень эффективный прием, так как он не прочен. Владея прочными захватами (захват руки соперника двумя руками, а запястья плечом в подмышечной впадине), такие выдающиеся борцы, как чемпионы мира Наиль Саядов, Сергей Рыбалко, великолепно выполняли броски «вертушкой» (бросок вращением), доказав всему миру, что от такого приема спасения нет.

В связи с изменениями правил соревнований в 2004-2013 годах нами был проведен анализ соревнований, проходящих по новым правилам. По отношению к общему числу проведенных приемов бросок вращением составляет очень маленький процент, примерно равный тому, что был до изменения правил соревнований. Именно от-

сутствие на международных соревнованиях эффективных приемов вызвало падение зрелищно-сти борьбы, что, в свою очередь, повлекло временное выведение этих видов из летних Олимпийских игр. К счастью для борцов, борьбу вольную и греко-римскую временно вернули, что потребовало коренным образом изменить правила соревнований, а значит, и систему подготовки.

Тренировка в экспериментальной группе отличалась по нижеследующим параметрам. На основании работ Ю.Н. Тишкова [Тишков, 1999] акробатические силовые упражнения, включая «качание шеи», проводили в конце занятия. Тем самым устранялось отрицательное влияние традиционной разминки на усвоение материала в основной части тренировки и развивалась сила воли при выполнении силовых упражнений на фоне усталости.

Второй важный фактор, отличающий экспериментальную группу от контрольной, - увеличение в 2 раза объема теоретической информации, которая включает в себя подробные сведения, зачем выполняется то или иное действие и чем оно связано с будущими спортивными достижениями.

Третий важный фактор - конкретное обоснованное отличие по развитию силы рук. Дело в том, что практически все силовые напряжения в греко-римской борьбе связаны со сгибателями рук в локтевых суставах. Двуглавая мышца берет на себя основную функцию при захвате туловища соперника (рис. 1) в стойке и при переворотах накатом в партере (рис. 2) и во многих других положениях. Поэтому необходимо акцентированное развитие сгибателей рук в локтевом суставе (двуглавой мышцы, рис. 3).

Для решения этой задачи нами использовано широко распространенное и простое упражнение - подтягивание в висе хватом снаружи (рис. 3).

Сила рук - одно из главных качеств, необходимых для захвата и удержания руки соперника. Упражнение в подтягивании туловища на перекладине универсальное для борьбы, так как оно позволяет усилить захват при блокировках рук и головы, при захватах за туловище соперника, увеличивает успех в бросках прогибом, вращением в стойке и при переворотах в партере, включая переворот накатом.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

Рис. 3. Сила тяги двуглавой мышцы при сгибании в локтевом суставе и подтягивание «хватом снаружи» - для развития двуглавой мышцы

После выполнения всех заданий тренировки подтягивания выполняются хватом снаружи. Подтягивания выполняются по принципу «всегда доступно». Методика заключается в следующем.

1. Максимальное количество подтягиваний выполняется на первом занятии.

2. На втором занятии - серия подтягиваний, начиная с 60 % от лучшего результата до единицы. Например: максимальный результат 10 раз. Первая серия - начинаем с 6 раз и до 1 (в одной тренировке). Если все серии выполнены, то на следующей тренировке начало подтягивания на 1 больше (+1). В данном примере 7 раз и т. д. до 10 (100 %).

3. После выполнения серий с началом 100 % проводится снова проверка максимального результата. Допустим, это 15 раз. Теперь 100 % -15 подтягиваний, а 60 % - 9 подтягиваний. На следующей тренировке борец начинает серию подтягиваний с 9 раз с отдыхом 30 с между подходами.

4. Если спортсмен не смог выполнить полную серию, например, остановился на 4 подтягиваниях, то на следующей тренировке начинает серию подтягиваний на 1 меньше (-1), то есть с 8 подтягиваний. Если опять не удалось выполнить всю серию полностью, то опять минус 1 или, если удалось выполнить, то на следующей тренировке +1 и т. д., пока не выполнит полную серию, начиная с 15 раз. Затем снова проводится тестирование на максимальное количество подтягиваний

и снова повторение серий, начиная с 60 % от максимума.

Четвертый отличительный фактор в экспериментальной группы от контрольной - принцип изучения технических действий, которые сразу завязаны с тактикой. Этот принцип нами разработан на основе анализа исследований различных авторов и на основе собственных. Главное здесь заключается в том, что выбранные технические действия обеспечивают беспроигрышную борьбу при качественном обучении. Этого можно достичь только при увеличении времени на совершенствование технических действий. Возможно это только за счет ограничения количества изучаемых действий.

В табл. 1 представлено сравнение результатов выполнения и объяснения специальных упражнений и приемов борьбы в контрольной и экспериментальной группах. Из таблицы видно, что показатели практические и теоретические достоверно выше в экспериментальной группе.

Метод соревновательных поединков использовался нами при подведении итогов учебно-тренировочного педагогического эксперимента. Поединки проводились на квалификационных соревнованиях в данной возрастной группе с приглашением всех борцов Красноярска и его окрестностей. В соревнованиях участвовали начинающие борцы со стажем тренировок не менее года, включая борцов контрольной и экспериментальной групп, по круговой системе.

A.C. МАТВЕЕВ, А.И. ЗАВЬЯЛОВ. ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩИХ БОРЦОВ 13-15 ЛЕТ

Таблица 1

Сравнение результатов выполнения и объяснения специальных упражнений и приемов борьбы в контрольной и экспериментальной группах

Группа Оценки упражнений и приемов (баллы)

Выполнение Объяснение Сумма

Контрольная 51,53±3,07 46,75±4,91 98,28±5,52

Достоверность различий Р<0,01 Р<0,01 Р<0,001

Экспериментальная 69,33±4,62 66,27±3,85 135,6±6,16

Для анализа взяли только 15 поединков между борцами контрольной и экспериментальной групп.

При анализе учитывали качество победы: победа на туше - 6 баллов, проигравший - 0; победа с явным преимуществом в первых двух раундах (2:0) - 5 баллов, проигравший - 0,5 балла; по-

беда по баллам в первых двух раундах (2:0) - 4 балла, проигравший - 1 балл; победа в трех раундах (2:1) - 3 балла, проигравший - 1,5 балла. В табл. 2 представлены результаты 20 поединков борцов между экспериментальной и контрольной группами.

Полученные результаты позволяют авторам сделать следующие выводы.

1. Педагогический эксперимент по форми- 2. рованию спортивного мастерства юных борцов греко-римского стиля показал высокую эффективность разработанных положений, используе- 3. мых в экспериментальной группе.

2.В этой группе достоверно увеличились все исследуемые показатели физической подготовленности, усвоение изучаемого материала в экспериментальной группе достоверно выше, чем 4. в контрольной, и результаты поединков борцов между экспериментальной и контрольной группами в конце эксперимента также оказались достоверно выше, чем в контрольной. 5.

Библиографический список 6.

1. Завьялов А.И., Матвеев A.C. Методика измерения усвоения учебного материала при изучении специальных упражнений и при-

емов борьбы // Вестник КГПУ. 2012. № 1. 2012.

МатвеевЛ.П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 5-8. Миндиашвили Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика): дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 1996. 348 с.

НазаренкоЛ.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 2. С. 97-98. Рудницкий В.М. Борьба классического стиля. Минск: Полымя, 1990. 149 с. Тишков Ю.Н. Особенности применения сложнокоординированных упражнений в спортивной тренировке: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 1999. 116 с.

Таблица 2

Результаты поединков борцов между экспериментальной и контрольной группами

в конце эксперимента

Группы К-во поединков Сумма баллов Среднее значение Достоверность различий

Экспериментальная 20 64,5 3,23±0,37 Р < 0,05

Контрольная 20 39 1,95±0,37

<с PR

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч < ^

о ^ о о

О Й

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ei

w н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.