Научная статья на тему 'Подготовка менеджеров: психологическая составляющая'

Подготовка менеджеров: психологическая составляющая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка менеджеров: психологическая составляющая»

Редакционная почта

167

подготовки способствует развитию навыков моделирования общения в соответствии с технологией социальной работы.

Литература

1. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учеб. пособие. - М., 2006.

2. РыжоваЛ.П. Прагмалингвистический аспект

единиц речевого этикетаи лингводидактика // Коммуникативно-функциональный аспект языковьк единиц. - Тверь, 1993.

3. Еговцева Н.Н. Игра в социально-педаго-

гической деятельности: Учеб. пособие. _ Курган, 2004.

В. ИОГОЛЕВИЧ, зам. начальника института по учебной работе Челябинский юридический институт МВД России

Н. ИОГОЛЕВИЧ, доцент Челябинский институт Уральской академии государственной службы

Сегодня подготовка менеджеров в нашей стране осуществляется в двух направлениях: обучение в высшем учебном заведении по специальности 08507.65 «Менеджмент организации» и обучение по отдельным программам бизнес-образования. В рамках первого направления подготовки менеджера разработан государственный образовательный стандарт, выдаются дипломы государственного образца по данной специальности. Кроме того, существует большой спрос на образовательные услуги по получению профессии менеджера как второй специальности. В то же время, как отмечают социологи, деятельность образовательных учреждений в настоящее время больше похожа на разрозненное экспериментирование. В качестве доказательства приводятся весьма серьезные расхождения между государственным пониманием менеджера, которое транслируется с помощью образовательных стандартов, и пониманием содержания профессии менеджера специалистами в области управления и руководителями бизнес-школ [1].

Так, действующий ГОС рассчитан на подготовку менеджера, который будет способен действовать в рациональной организации, работающей в предсказуемом внешнем и внутреннем окружении. Очевиден идеал «менеджера как мыслящего калькулятора», который является порождением технократической идеологии.

Другой подход к описанию задач прак-

Подготовка менеджеров: психологическая составляющая

тикующего менеджера демонстрируют авторы известного учебника по менеджменту О.С. Виханский и А.Н. Наумов. В их трактовке менеджер выполняет внутри организации три ключевые роли: принятие решений (определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, рискует, принимая решения); информационную (собирает информацию о внутренней и внешней среде и доводит ее до членов организации); руководство (формирует отношения внутри организации, координирует усилия сотрудников организации и представляет интересы организации) [2]. Как видим, эти авторы сосредоточиваются на управленческом содержании работы менеджера, предусматривающем концентрацию информации и властных полномочий и реализацию их через принятие решений. Такой подход акцентирует внимание на том, что менеджер действует в рамках социального, а не технологического и производственного пространства организации. На наш взгляд, именно последнее понимание содержания работы менеджера отвечает современным тенденциям меняющегося мира и должно являться основой при проектировании профессиональной подготовки менеджеров.

Объективные требования общества по подготовке современных руководителей привели к тому, что сегодня профессиональное обучение менеджеров не может считаться полноценным, если оно ограни-

168

Высшее образование в России • № 4, 2007

чено познаниями в сферах экономики, финансов, юриспруденции. В настоящее время прослеживается последовательная и все возрастающая психологизация менеджмента, что находит свое отражение в востребованности знаний по психологии личности, психологии труда, социальной психологии, психологии развития и включении их в модель профессиональной подготовки.

Формирование специалиста-менеджера нового типа - активного, инициативного, самостоятельного, ответственного, способного действовать нестандартно в нестандартных условиях - выдвигает на первый план проблему смены образовательной парадигмы. Вместо существующей когнитивно-ориентированной предлагается личнос-тно-ориентированная и личностно-развива-ющая парадигмы образования, в которых ведущими ценностями провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самой образовательной деятельности в режиме взаимодействия [3].

Поэтому наряду с включением в образовательный процесс новых методов и технологий, позволяющих приблизить обучение к реальной профессиональной деятельности, придать учебным программам практическую проблемность, в нем обязательно должны присутствовать дисциплины психологической направленности, определяющие личностно-развивающие, рефлексивные, коммуникативные и творческие компоненты подготовки будущего специалиста.

Исходя из этого в Челябинском институте Уральской академии государственной службы была разработана программа психологической подготовки и сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации».

Формами реализации психологического сопровождения и поддержки в нашем случае выступили психологическая подготовка (просвещение, обучение), методы интенсивной групповой и индивидуальной психологической работы.

Так, на начальном этапе обучения, в рамках курсов «Введение в специальность» и «Основы менеджмента», обучающиеся знакомятся с особенностями управленческой деятельности в современных условиях и определяют требования к

человеку, занимающемуся этим видом деятельности.

В дальнейшем они изучают дисциплину «Психология и педагогика», цель которой в общем виде можно сформулировать как овладение современной психолого-педагогической культурой. Знание своих психофизиологических особенностей, личностных черт, способностей является основой для создания ими модели «Я-профессионал». Формирование «образа себя» осуществляется в рамках курса «Самоменеджмент». Основными разделами этой дисциплины являются: «Целеполагание», «Управление временем», «Самомотивация», «Управление стрессом и саморегуляция поведения».

На наш взгляд, будущим руководителям важно определить личный смысл предстоящей деятельности и свою профессиональную миссию. Во многих литературных источниках и учебниках по менеджменту отмечается, что бизнес нужен человеку, чтобы делать деньги. Это наиболее распространенный в массовом сознании и одновременно наиболее примитивный взгляд на смысл деятельности человека, занимающегося бизнесом [4]. Делать деньги - это цель, относящаяся к природе самого бизнеса, и все люди, которые занимаются бизнесом где бы то ни было, должны ориентироваться на эту цель. Как справедливо отмечают Е.Н. Емельянов и С.Е. Поварницына, задача определения цели своего бизнеса (в нашем случае дела, которым занимается менеджер) отличается от его общей задачи: «У человека, занимающегося бизнесом, эта общая цель бизнеса как вида деятельности должна быть привязана к своим собственным интересам и мотивам, иначе получается, что он занимается не своим делом, а неким делом вообще...» [5, с. 131]. В связи с этим, прежде чем приступить к формированию образа «Я-профессионал», молодым людям необходимо представить, что они хотят от жизни, чем будут заниматься, кем стремятся быть и чего достичь. В рамках практических занятий студентами определяются свои жизненные цели. Для этого применяются техники «Проект собственной жизни» и «Колесо жизненного благополучия». Важным моментом здесь является осознание того, что профессиональная деятельность не существует изолированно, она впле-

Редакционная почта

169

тена в ткань нашего повседневного существования, а все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.

Заканчивается данный курс SWOT-ана-лизом менеджерских навыков, по результатам которого формируется план действий по преодолению выявленных ограничений и дальнейшему развитию своих сильных сторон.

В то же время современному руководителю для эффективной работы постоянно требуются как общие, так и очень конкретные знания о психологических закономерностях управления не только самим собой, но и трудовыми группами и организациями в целом. В связи с этим в учебные планы профессиональной подготовки менеджеров включены такие дисциплины, как «Основы управленческого общения», «Психология управления», «Конфликтология», «Управление персоналом».

В процессе обучения решаются следующие задачи: знакомство с психологическими закономерностями общения и взаимоотношений с другими людьми; изучение современных концепций и технологий делового общения; выработка эффективной стратегии и тактики поведения в процессе межличностного общения (формирование первого впечатления, постановка вопросов, умение слушать, проводить публичные презентации, совещания, переговоры). Для решения поставленных задач в учебном плане предусмотрено большое количество практических занятий, в ходе которых как индивидуально, так и в группе отрабатываются различные коммуникативные техники. Разработанное нами пособие по данному курсу рекомендовано Советом УМО вузов России в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации» [6].

Использование активных методов обучения в процессе преподавания всех вышеперечисленных дисциплин позволяет студентам не только овладеть знаниями, но и практически отработать умения и навыки

структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальное, что способствует развитию их когнитивных качеств, а также дает возможность сформировать на определенном уровне профессионально важные организаторские качества. Кроме того, участие в групповой работе и дискуссиях развивает и коммуникативные способности.

Таким образом, для качественной подготовки выпускника-менеджера, отвечающего современным требованиям государства, общества и потребителей образовательных услуг, модель профессиональной подготовки менеджеров обязательно должна включать дисциплины психологической направленности. Это позволяет, с одной стороны, сформировать его психологическую компетентность, дающую уверенность в своих силах, профессиональную направленность и мотивацию. С другой стороны, будущий менеджер получает необходимые психолого-управленческие знания.

Литература

1. Абрамов Р.Н. Социальный анализ процес-

сов профессионализации российских менеджеров // Рубеж: Альманах социальных исследований. - М, 2001.

2. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. _ М., 1995.

3. Зеер Э.Ф. Развивающее профессиональное

образование // Личностно-развивающее профессиональное образование: В 4 ч. _ Ч. 1. _ Екатеринбург, 2005.

4. Каширина Л.В. Психолого-акмеологичес-

кие проблемы самосовершенствования предпринимателя как субъекта деятельности, общения и своей судьбы // Мир психологии. _ 2001. _ № 2.

5. Емельянов Е.Н, Поварницына С.Е. Пси-

хология бизнеса. _ М., 1998.

6. Иоголевич Н.И, Зимина Е.Ю. Основы уп-

равленческого общения. _ Челябинск, 2005.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.