Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированных кадров в современной России: ценностный аспект'

Подготовка квалифицированных кадров в современной России: ценностный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомичева Т.В.

Публикация посвящена проблеме подготовки кадров высшей квалификации. Перечислены основные подходы к современному образованию, методы и модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированных кадров в современной России: ценностный аспект»

Т. В. Фомичева,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии социальной сферы Российского государственного социального университета, г. Москва

T.V. Fomichev,

PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Sociology of the social sphere of the Russian State Social University, Moscow fomitchevatv@mail.ru

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

Training qualified personnel in modern russia: valuable aspects

Аннотация: публикация посвящена проблеме подготовки кадров высшей квалификации. Перечислены основные подходы к современному образованию, методы и модели образования.

Abstract: The article is devoted to the training of highly qualified personnel. Are the main approaches to modern education, methods and models of education.

Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации для современной России, компетентностная модель, методы, квалификационные требования.

Keywords: training of highly qualified personnel, competence model, methods, qualification requirements.

В современной России происходит формирование системы квалификационных требований к выпускнику на основе компетентностной модели [10], предполагающей смещение акцента с процесса на результаты обучения, что невозможно без трансформации стратегии и технологии образования (индивидуализация обучения, субъект-субъектный подход, интерактивный подход, холистический подход, фасилитарный подход, внедрение активных методов обучения, развитие инновационной и научно-исследовательской инфраструктуры вузов) [4; 15]. В связи с этим возможно выделить некоторые направления факторов, способствующих оптимальной подготовке кадров высшей квалификации.

На Всемирной конференции министров образования «The Learning and Technology World Forum» в Лондоне А. Фурсенко заявил, что ответственность у системы образования сегодня значительно больше. «Произошедшие изменения представляют собой переход от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Размываются уровни образования. Размывается граница между подготовкой и переподготовкой, между базовым и непрерывным образованием, они фактически сливаются... Именно поэтому в системе образования мы начинаем «ломать» формальные уровни. В этой новой парадигме наиболее эффективным фактором представляется обучение через оргдеятельностные игры, деятельностный подход, проектные методы, т.н. «продуктивное обучение» и кейс-стади. Здесь мы должны смелее уходить

от устоявшихся традиций к гибким модульным образовательным технологиям. Должны выйти на новый качественный уровень Болонской системы» [8, с. 5761]. Современное состояние высшего профессионального образования характеризуется повышением автономности вузов [12; 13].

Таблица 1. Содержание различных подходов в педагогической деятельности [17, с. 141-145]__

ПОКАЗАТЕЛИ СУБЪЕКТ- СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЙ

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД

подход

Установка по Студент-субъект Студент-объект

отношению к педагогического педагогического воздействия.

студенту воздействия. Позиция Позиция неравенства,

равенства, разделения ответственность на

ответственности преподавателе

Цель Развитие активной, Передача знаний,

педагогической самостоятельной формирование качеств, типа

деятельности личности, способность к саморазвитию поведения

Контакт при Личностное общение Минимизированный,

взаимодействии дистанция, ролевые отношения

Способ Эмпатическое, Диагностические методики

понимания, вербальное познание,

познания невербальные сигналы

учащегося

Использование Диалог, проблемное Монологическое общение,

педагогических обсуждение, обратная связь через контроль,

средств моделирование, стимулирование практические советы

Процесс Гибкий, предоставление Жесткий, программированный

обучения инициативы, стимулирование творчества

Результат Благоприятный Дискомфорт, эмоциональная

педагогической психологический напряженность, внешняя

деятельности климат, самостоятельность, творчество, положительные мотивы к обучению и самообразованию мотивация обучения

В научной литературе давно обоснована необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, введено понятие

«диалогического проблемного обучения», как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках «субъект - субъектных» - отношений [3].

Рассматривая различные подходы, можно резюмировать, что активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [7, с. 30].

Имитационные методы, также являются фактором оптимизации подготовки кадров высшей квалификации [11]. Они делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [6, с. 30].

Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Большую роль играет внеаудиторная работа со студентами, которая может стимулировать творческую деятельность обучающихся. [1]

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Это в полной мере относится к подготовке студентов по различным специальностям, в том числе в сфере управления [2].

Введение электронного образования в России также является одной из концептуальных основ технологических циклов обучения современного студента. Вопросы в этой сфере до сих пор не урегулированы. Это отмечается вузами, использующими информационные технологии в обучении студентов. Существующие в России нормативные акты не позволяют в полной мере использовать эти технологии на всех стадиях учебного процесса [15].

Очень полезны программы по интернет-тестированию, системы по интернет-тренажерам и интернет-олимпиады - они помогают выявить наиболее талантливых студентов [15].

Ведущие вузы уже переходят на новую ступень развития - от международного сотрудничества к международной интеграции [20]. Развиваются программы двойного диплома с ведущими зарубежными вузами. Особо отмечается возможность академической мобильности. Мобильность студентов при единой системе кредитных единиц - это возможность обучаться семестр, год в другом вузе, узнать другую культуру, язык, новые дисциплины. Это, безусловно, повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда [9, с. 66]. К условиям, обеспечивающим «технологические

прорывы», можно былобы отнести создание внутривузовских систем качества. В вузе должна функционировать система качества, которая включает не только соответствие с лицензионным нормативом, аккредитационным показателем и федеральным стандартом, но и вопросы менеджмента вуза. Мы говорим о комплексном подходе к системе управления вузом, при котором все процессы должны быть налажены качественно. Ныне существуют их различные модели: ИСО 9001: 2008, типовая модель EFQM и др. Наконец, вуз сам может сформировать свою систему [14].

Для российской действительности, основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. С учетом развития электронных форм обучения, популярными становятся чаты, форумы, блоги, проведение вебинаров и индивидуальных консультаций преподавателем по сети Интернет, электронной почте и телефону. Становится все более популярным использование сетевых технологий в обучении, методов тестирования, кейс-стади, метода проблемного обучения, исследовательского метода обучения, краудсорсинга, создание web-квестов, web-страниц, применение диалогов в сети. Технологически-интересными подходами являются создание тематических web-страниц, МшЬредакторов, web-браузеров.

Самостоятельная работа студента в сети Интернет может быть организована с помощью технологий поиска информации в сети (пользование поисковыми системами, использование web-браузеров, баз данных). Организация диалога в сети зачастую осуществляется с помощью синхронных и отсроченных конференций. Создание web-страниц и web-квестов (долгосрочных и краткосрочных) предполагает групповую и индивидуальную дальнейшую работу: размещение выполненных заданий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ.

Формы организации контактной работы в рамках индивидуального консультирования предполагают тестирование, самоотчет, презентации, кейсы, защиту творческих работ и др. Методами контроля контактной работы могут быть семинарские занятия, коллоквиумы, лабораторные работы, собеседования и зачеты. Технологии контроля с учетом применения электронных технологий могут быть различными: ситуативная, рейтинговая оценка, портфолио и самооценка. Контроль результатов может осуществляться как в письменной, устной, и в смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности студента [9].

Интересными могут быть следующие формы организации работы со студентами в рамках электронной среды: видеоконференции, телеконференции, консультации по самостоятельной работе обучающихся по электронным учебным изданиям (тренажеры, учебники, информационно-справочные системы и др.). Используются в данном контексте виртуальные лабораторные практикумы (имитационные модели), консультации по работе с тестирующими системами.

Как ресурсная база при обучении в электронной среде могут быть использованы видео-лекции, телевизионные лекции, радио-лекции, мультимедиа-лекции и др.

По прогнозам кадровых агентств [5], набольшим спросом в мировых масштабах в ближайшие 5 лет будут пользоваться менеджеры по продажам. Довольно большим спросом сейчас пользуются и менеджеры по 1Т-ТесИпо^у, (то есть, программисты). В рамках этой профессии можно говорить об отдельных специализациях - системный администратор, специалист по компьютерной безопасности, Web-дизайнер и прочие. Велик спрос на переводчиков и лингвистов. Неплохие шансы и у врачей и педагогов. Характерная для развитых стран тенденция к старению населения приводит к тому, что с ростом числа людей старше 65 лет ежегодно происходит рост спроса на медицинские услуги (в среднем на 1,5%).

При адекватном использовании, все педагогические технологии должны приводить к повышению качества кадров высшей квалификации (с учетом факторов, осложняющих процесс подготовки) и помогать дальнейшему трудоустройству специалистов на рынке труда в современной России.

Литература

1. Байнова М. С. Внеаудиторная работа со студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» на примере научного студенческого кружка. Государственное управление. Электронный вестник. 2010. № 25. С. 5.

2. Кириллов А.В. Системы интенсивного обучения персонала. //Управленческие науки 2014. №2 (11). - С 70-77.

3. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980

4. Наумов В. Рынок труда-2015: реальность и прогнозы [Электронный ресурс]. иКЬ:ЬИр://ок-:Ыотт.ги(дата обращения: 05.12.2015).

5. Научно-исследовательская работа как основа повышения качества подготовки кадров высшей квалификации по направлениям техники и технологий / Петров Ю.В., Кузнецова Т.А., Матушкин Н.Н., Венсковский Н.У., Черкасов В.Д., Пахомов С.И. // Интеграция образования.- 2006.- № 4.- С. 5-13.

6. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И., М.: «Высшая школа», 1991

7. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991

8. Сулягина Ю.О. Социальные технологии профилактики конфликтов в сфере трудовой миграции в российском обществе. Конфликтология. 2012. Т. 2. С. 67-80.

9. Уржа О.А., Медведева Н.В. Особенности внедрения компетентностного подхода в системе высшего образования / Социальная политика и социология. - 2011. - № 3 (69). - С. 268-277.

10. Уржа О.А., Медведева Н.В. Система оценки деятельности преподавателей высшей школы. Социальная политика и социология. 2010. №5 (59). С.62-71.

11. Уржа О.А., Аргунова Л.Г., Фролова Е.В., Рябова Т.М., Михалева М.Н., Медведева Н.В., Сеничева Л.В., Рогач О.В. Оценка качества профессиональной деятельности педагогических кадров в системе высшего образования. Под общей редакцией О.А. Уржа; Российский государственный социальный университет. Москва. 2009.

12. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II.— Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 57-61.

13. Фомичева Т.В. Образовательные ценности: диалектика общего и особенного // Социальная политика и социология. - 2013. - № 3-2 (95). - С. 138-154.

14. Фролова Е.В. Проблемы инфраструктуры малых городов России // Социология власти. 2011. № 3. С. 56-61.

15. Церникель Ю.И. Особенности субъект-субъектного взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе курсантов вуза МВД России //Ползуновский вестник. - 2006- № 3. _ С. 141-145

16. Дуплий Е.В. Обучение секретарей в России и за рубежом: сравнительная характеристика. // В сборнике: Профессиональное социальное образование: уровни, опыт и перспективы развития Сборник материалов XIII Всероссийского социально-педагогического конгресса. Ответственный за выпуск: В .В. Сизикова. 2013. С. 97-99.

17. Экспресс-форум экспертов «Европейские стандарты качества образования» 29.10.2010 // Электронный журнал «Аккредитация в образовании».

URL:http://www.akvobr.ru/ekspress_forum_evropeiskie_standarty_kachestva_obra zovania.html (Дата обращения 26.04.2014)

18. Kataeva V.I., Kaurova O.V., Koludarova S.V., Sulyagina J.O., Fomicheva T.V., Kryukova E.M. Barries of inequality in social institutions of Russia. Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 3. С. 2813-2820.

19. Мухоморова И.В. Связи с общественностью в системе управления высшим учебным заведением. Сервис plus. 2009. №1. С. 33-38.

20. Мухоморова И.В. Совершенствование механизмов взаимодействия учреждений высшего профессионального образования с потребителями образовательных услуг. В сборнике: Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений Статьи и тезисы докладов 14-й Международной научно-практической конференции. 2012. С. 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.