ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 4 • Номер 2 • Апрель-июнь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
издательство
Креативная экономика
Подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных рабочих мест: междисциплинарный подход
Брагина З.В. 1, Юдин В.В.2, Никерина Е.В. 3, Яшков А.Б. 4
1 Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия
2 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия
3 Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, г. Кострома, Россия
4 ООО Учебный центр «Специалист», г. Ярославль, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрены подходы к кадровому обеспечению процесса создания высокотехнологичных рабочих мест. Подробно представлен апробированный на практике подход, основанный на оценке качественной характеристики компетентности работника - уровня освоенной им деятельности. По материалам исследования предложены рекомендации по изменению системы показателей трудового потенциала территории, а также организации профессионального образования вне и внутри производства. Приведен анализ прогноза структуры занятого в хозяйственном комплексе региона населения, в аспекте востребованных уровней компетентности производственных работников к 2030 году, показывающий возможность решения проблемы подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных рабочих мест.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: квалифицированные кадры; высокотехнологичные рабочие места; профессиональная компетентность, уровень освоенной деятельности, субъектно-ориентированный педагогический процесс.
Training of qualified personnel for high-tech jobs: an interdisciplinary approach
Bragina Z.V.1, Yudin V.V.2, Nikerina E.V. 3, YashkovA.B. 4
1 Kostroma State University, Russia
2 Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Russia
3 Ministry of labour and social protection of population of the Republic of Kostroma Region, Russia
4 Ltd Training center "Specialist", Russia
Введение
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» одним из приоритетов долгосрочной экономической политики является создание высокопроизводительных рабочих мест.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить разработку и утвердить план мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест [1]. Реализация государственной социальной политики предусматривает к 2020 году рост численности высококвалифицированных работников [2] предусматривает «увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников в целом по Российской Федерации, в процентах, что соответствует 31,9 % в 2017 году 33,4 % в 2020» [3].
Выполнение этих директивных установок требует существенного изменения структуры трудовых ресурсов. Высокопроизводительные рабочие места обеспечивают высокую производительность труда, а следовательно, сокращают потребность в трудовых ресурсах. В то же время подготовка высококвалифицированных работников требует существенной реконструкции самой технологии их обучения. Действующие массовые технологии обучения традиционно готовят человека к исполнительскому труду, высокопроизводительные рабочие места требуют работника, способного к гибкому выстраиванию своей профессиональной деятельности, самостоятельному планированию ее в соответствии с часто меняющимися ситуациями. Такая нестандартная деятельность требует не только анализа проблем и вариантов их решения, творческих способностей человека, но и закрепленных в его профессиональном сознании установок на инновации, готовности выстраивать свою профессиональную деятельность. Вот эта специфика заданных директивных установок, осуществление которых спо-
ABSTRACT:_
The article considers approaches to staffing the process of creating high-tech jobs. We describe the approach proven in practice and based on the assessment of qualitative characteristics of the employee's competence (the level of mastered activities). On the basis of the study we give recommendations for changing the system of indicators of the labor potential of the territory and for formation of the system of professional education inside and outside production. We analyze the forecast of the structure of the population employed in the economic complex of the region in the aspect of demanded levels of competence of production workers by 2030. We show the possibility of solving the problem of training qualified personnel for high-tech jobs.
KEYWORDS: qualified staff; high-tech workplaces; professional competence, level of mastered activity, subject-oriented pedagogical process
JEL Classification: J24, J44 Received: 12.05.2017 / Published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Bragina Z.V. ([email protected])
CITATION:_
Bragina Z.V., Yudin V.V., Nikerina E.V., Yashkov A.B. (2017) Podgotovka kvalifitsirovannyh kadrov dlya vysokotekhnologichnyh rabochikh mest: mezhdistsiplinarnyy podkhod [Training of qualified personnel for high-tech jobs: an interdisciplinary approach]. Ekonomika truda. 4. (2). - 147-161. doi: 10.18334/et.4.2.38115
собствует становлению инновационной экономики России, требует принципиально иного подхода к планированию подготовки высококвалифицированных работников.
Мы предлагаем процедуру планирования подготовки высококвалифицированных специалистов (ВкС), отвечающую стратегическим ориентирам создания высокопроизводительных рабочих мест (ВРМ).
Предпосылки
Достаточно точное представление о темпе создания ВРМ (что формирует спрос на ВкС) можно получить, идентифицируя его с темпом инновационного обновления каждого вида экономической деятельности. Такие показатели в регионах РФ, как правило, определены в Стратегии их развития до 2030 года. Выполнение этого показателя мониторит Минэкономразвитие. Для определения темпа подготовки ВкС существующую систему планирования подготовки и переподготовки кадров в регионах надо дополнить блоком оценки уровня освоенной деятельности, который отражает качественные параметры трудовых ресурсов, уровень их компетентности. Уровень» освоенной деятельности трактуется нами как приобретенная во время обучения и профессионального общения качественная характеристика профессиональной деятельности человека. Установить эту характеристику можно только путем непосредственного общения с человеком, в частности, в ходе анкетирования.
Теоретические основы
Уровень освоенной деятельности отражает ключевые элементы его опыта, включая типичные мотивы его вхождения в деятельность, эмоционально-волевые, интеллектуальные характеристики личности человека. В таблице 1 представлена характеристика разных уровней профессионального опыта.
Следует признать, что естественные различия в уровне профессионализма специалистов все же косвенно отражались в присваиваемых разрядах. В таблице 2 приведено толкование ступеней компетентности практической деятельности специалистами раз-
ОБ АВТОРАХ:_
Брагина Зинаида Васильевна, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, доктор технических наук, профессор, засл. деятель науки РФ (bragzv0yandex.ru)
Юдин Владимир Владимирович, доцент кафедры педагогических технологий, доктор педагогических наук, доцент (vvyudin0gmai1.com)
Никерина Елена Валентиновна, начальник отдела миграционной политики и профессиональной ориентации (nikerina10yandex.ru)
Яшков Александр Борисович, руководитель отдела социальной и консультативной психологии (Yab730mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Брагина З.В., Юдин В.В., Никерина Е.В., Яшков А.Б. Подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных рабочих мест: междисциплинарный подход // Экономика труда. - 2017. -Том 4. - № 2. - С. 147-161. doi: 10.18334М.4.2.38115
ных научных областей: экономистами по труду, менеджерами и специалистами профессиональной педагогики.
Из этих трех подходов наиболее полное представление о способности и готовности к определенному уровню деятельности дает психолого-педагогический подход. Значимость его увеличивается в связи с усложнением технологий производства, возрастанием роли и ответственности работника. Верхняя планка профессионально личностного развития человека определяется показателями, характеризующими качество
Таблица 1
Уровневая характеристика профессиональной компетентности специалистов
Компетентность (Уровень освоенной деятельности! Тип личности Типичные мотивы деятельности Ключевой элемент опыта
Формальная (исполнительская) деятельность Формальный исполнитель Приказ, задание Формальные знания
Сущностная репродукция (грамотная самостоятельная) деятельность Грамотный исполнитель Понятая целесообразность, интерес Умения
Творческая (продуктивная, реализуемая по собственному плану) деятельность Творец Возможность развить свои способности, познавательная потребность Творческое мышление
Субъектная (полноценная выстроенная на основе личностных смыслов) деятельность Личность, обладающая субъектным уровнем опыта Самореализация, деятельность направляется личными смыслами Эмоционально-ценностное отношение к деятельности
Источник: [10] ^Ыт 2008).
Таблица 2
Уровни профессиональной компетентности
Подход Уровни профессиональной компетентности
Исполнительский Квалифицированный исполнитель Творческий специалист Специалист, принимающий решения
Экономический Тарифный разряд с 1-4 Тарифный разряд с 5-11 Тарифный разряд с 11-16 Тарифный разряд с 17-18
Менеджерский (руководитель) (на основе проф. стандартов) Навыки выполнения трудовых операции Комплекс компетенций в конкретной сфере деятельности Компетентность в подготовке нестандартных решений Компетентность в постановке целей развития бизнеса, предвидении перспективы
Психолого-педагогический (в редакции проф. В.В. Юдина) Формальная, исполнительская деятельность Сущностная репродукция (грамотная самостоятельная деятельность) Творческая, (продуктивная деятельность, реализуемая по собственному плану Субъектная (полноценная деятельность, выстроенная на основе личностных смыслов)
компонентов деятельности в аспекте уровня компетентности, соответствующего типу: «творческий «и «принимающий решения». Программа создания высокопроизводительных рабочих мест и подготовки высококвалифицированных специалистов должна базироваться на численности этой категории занятых в хозяйственном комплексе региона и специфики их подготовки. В дополнение к арсеналу инструментов расчета баланса трудовых ресурсов комплексная методика корректировки структуры обучающихся в региональной системе образования с учетом психолого-педагогического подхода поможет существенно повысить их достоверность, а следовательно, и активизировать движение экономики региона в предусмотренных стратегических направлениях.
Характеристики таких специалистов в разрезе компонентов деятельности приводятся в таблице 3 (они и требуются для обслуживания ВРМ).
Таблица 3
Эмоционально-волевые, интеллектуальные характеристики работников ВрМ
уровень компетентности (освоенной деятельности компоненты деятельности особенности деятельности работников, обслуживающих Врм
Творческий Мотивационно-цен-ностный Возможность развития своих способностей. Принимает сложные задачи. Нахождение нестандартных путей решения проблем. Мотивация преимущественно ориентирована на процесс достижения нового результата, целесообразность которого принимается без критики. Присутствует, но не всегда парателический компонент в мотивации (акцентирующий процесс деятельности)
Волевой Способность к саморегуляции. Способность «держать удар», стремление продолжать деятельность. Готов к рискам
Операционно-дея-тельностный Деятельность регулируется автономно. Ценность в самой деятельности. Привлекает нестандартная деятельность, открытые проекты
Рефлексивный Сформирована собственная система ценностей, оценка субъективной удовлетворенности решением задачи, в частности, с позиций возможного саморазвития
Субъектный Мотивационно-цен-ностный Самореализация. Целеполагание самостоятельное. Направленность на ценности высокого порядка, общечеловеческие
Волевой Способность к саморегуляции. Отношение к рискам как к норме.
Операционно-дея-тельностный Активность, инициативность, ответственность
Рефлексивный Самооценка, оценка окружающей действительности с опорой на сформированные внутренние критерии. Ас-сертивная позиция. Оценка событий с учетом возможности самореализации
Из таблицы 3 видно, что способностью и готовностью осваивать высокопроизводительные рабочие места, достигать статуса высоквалифицированнного специалиста владеют сотрудники организаций, наделенные качествами специалиста «творческого» и «субъектного типа».
Процедура планирования подготовки высококвалифицированных специалистов, согласованной со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест представляется следующей:
Определение структуры населения, занятого в хозяйственном комплексе региона по аналитически значимым направлениям.
Анализ по направлениям:
По виду экономической деятельности;
По уровням профессиональной компетентности (уровням освоенной деятельности):
• анкетирование занятых в хозяйственном комплексе региона, позволяющее уточнить: удовлетворенность человека своим профессиональным статусом; адекватность его представлений о своих способностях и возможностях, мере реализованности своего потенциала на рабочем месте;
• обработка данных. Подготовка совокупности значений, в виде пригодном для проведения вычислений и сравнительных процедур;
• построение фактических профилей профессиональной компетентности соотношения занятых (доля освоивших разные уровни деятельности по каждому виду экономической деятельности).
По уровням образования (средняя школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее).
Рассчитать прогноз численности занятых в каждом виде экономической деятельности.
Построить баланс занятых в хозяйственном комплексе региона в текущем году и в перспективе и выявить отклонения по уровням профессиональной компетентности (уточненный баланс).
Разработка рекомендаций для планирования подготовки высококвалифицированных специалистов, согласованной со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест:
• рекомендации по совершенствованию и развитию образовательных программ;
• обоснование стратегических ориентиров организаций профессионального и общего образования при подготовке кадров для ВРМ.
Схема приведена на рисунке 1.
Для любой процедуры количественной оценки необходимо измерение исследуемого феномена. Оценить профессиональную компетентность специалистов (уровень освоенной деятельности) мы предлагаем с помощью выделенных ответов, проставлен-
Рисунок 1. Блок-схема основных этапов подготовки Программы обеспечения подготовки работников для вы сокотехнологичес ких рабочих мест Источник: ооставлоно авторами.
ных респондентами в анкете. Все возможные ответы в анкете приведены и сотрудник «выделяет» тот ответ, который совпадает с его представлением. Вопросы анкеты предназначены для выявления уровня профессиональной деятельности, которой каждый человек занимаетоя и хотел бы еаниматься,но в силу каких-то жизненных обстоятельств это желание не сбылось.
Вопросы анкеты позволяют зафиксировать уровень заинтересованности человека в конкретном виды деятельности и вцеаить предрасположонвость к ней, сформировавшуюся как под влиянием врожденных (природных) способностей и склонностей, так и под влиянием обучения (уровня профессионального образования) и общения человека в социуме. Они охватывают четыре фиксируемых нами уровня освоенной деятельности, в каждый из которых включены компоненты деятельности: волевой; рефлексивный; мотивационно-ценностный; организационно-деятельностный.
Опыт закрепляется в типичных отношениях, в позиции человека в деятельности, мотивах поведения, которые можно определять. Уровень деятельности, которым владеет человек, проявляется в реальной ситуации, считывается через наблюдение. В соответствии с традиционно выделяемыми компонентами деятельности, в частности, сформулированными В. В. Давыдовым на примере познавательной деятельности [5] (Ваууйву У.У., 1996), мы определили специфику деятельности интересующих нас творческого и субъектного уровней, которая и фиксировалась через ответы на вопросы анкеты.
Процедура должна отвечать некоторым требованиям, заданным сущностью проблемы: обеспечить возможность выявлять потребности в высококвалифицированных кадрах в связи с инновационным обновлением как хозяйственного комплекса региона в целом, так и любой обособленной экономической организации.
Позволить вычислить структуру населения, занятого в хозяйственном комплексе региона по аналитически значимым направлениям:
• уровням профессиональной компетентности (уровням освоенной деятельности);
• по возрастным категориям;
• уровням образования (средняя школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее);
• по размеру бизнес-организаций (крупное, среднее, малый бизнес);
• по виду экономической деятельности.
2. Построить профили соотношения фактического и максимально возможного уровня освоенной деятельности (профессиональной компетентности) занятых в каждом виде экономической деятельности.
3. Рассчитать прогноз численности занятых в каждом виде экономической деятельности, используя принятые стратегические ориентиры в утвержденных стратегиях развития или перспективы развития видов экономической деятельности, полученный на основе исследований, результаты которых приведены в работах [5, 6] (Davydov V.V., 1996; Zagvyazinskiy V.I., 2012).
4. Построить баланс занятых в хозяйственном комплексе региона в текущем году и в перспективе и выявить отклонения по уровням профессиональной компетентности (уровням освоенной деятельности).
5. Актуализировать возможность практического использования образовательными организациями наряду с традиционными подходами к планированию заданий предложенного методического подхода, способствующего согласованию процесса создания высокопроизводительных рабочих мест с процессом подготовки высококвалифицированных специалистов.
Логика процедуры согласования подготовки высококвалифицированных специалистов со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест.
Для начала процедуры необходимо сформировать массив параметров, соответствующих заинтересованности человека в конкретном виде деятельности и отношению к ней. На основе анкет следует подготовить совокупность значений, отражающих: удовлетворенность человека своим профессиональным статусом; меру соответствия этого статуса его представлениям о своих способностях и возможностях; меру реализован-ности своего потенциала на своем рабочем месте, в виде пригодном для проведения вычислений и сравнительных процедур.
Второе. Полученный массив значений распределяется в соответствии со структурой ключа анкеты. Это позволяет соотнести ответ каждого респондента по каждому
вопросу с уровнем освоенной деятельности и ее компонентами. Такая операция служит основой для содержательной интерпретации группировки ответов респондентов по аналитически значимым направлениям.
Третье. По сгруппированным ответам респондентов можно вести несколько параллельных независимых ветвей анализа в соответствии с аналитически значимым направлением. Для каждого из них визуализируются результаты группировки, как правило, посредством диаграмм или построения рейтингов. Это позволяет оценить структуру занятых в хозяйственном комплексе региона в таких срезах, как: по уровням профессиональной компетентности (уровням освоенной деятельности); уровням образования (средняя школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее); по видам экономической деятельности. Принципиально важно проанализировать структуру занятых по видам экономической деятельности в аспекте уровней профессиональной компетентности. Такой анализ позволит выделить виды экономической деятельности в регионе, имеющие высокий удельный вес сотрудников с творческим и субъектным уровнем профессиональной компетентности. Именно они характеризуют готовность региона к освоению высокотехнологичных рабочих мест.
Четвертое. Логическим продолжением анализа является построение сетчатых диаграмм соотношения фактического и потенциально возможного уровня профессиональной компетентности (освоенной деятельности) занятых в каждом виде экономической деятельности. Это позволяет судить о наличии неиспользованных в хозяйственной практике потенциальных способностей занятого населения, о не реализованной склонности к обучению и переобучению и стремлении к нестандартной деятельности, способности к саморегуляции и других качеств, необходимых для успеха инновационного бизнеса.
Пятое. Есть два принципиальных условия для согласования подготовки высококвалифицированных специалистов со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест. Это, во-первых, структура занятых по видам экономической деятельности в аспекте уровней профессиональной компетентности (освоенной деятельности) в базовом году; во-вторых, стратегические ориентиры инновационного обновления видов экономической деятельности, выраженные ростом производительности труда. Производительность труда выполняет роль корректирующего воздействия инновационного обновления на потребность в персонале. Используя известные в экономике зависимости, рассчитываем потребность в персонале по каждому уровню профессиональной компетентности на стратегическую перспективу.
Эта процедура использована для согласования подготовки высококвалифицированных специалистов со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест в хозяйственном комплексе Костромы.
Анкета фиксирует уровень профессиональной компетентности (освоенной деятельности) занятых в хозяйственном комплексе г. Костромы. Данные собраны для
оценки возможности и организации своевременной подготовки трудовых ресурсов для его активного инновационного обновления. Общее число респондентов было определено по статистически достоверному объему выборки для генеральной совокупности - общей численности работающих в Костроме. Всего в исследовании приняли участие 382 человека из 13 видов экономической деятельности.
В ходе исследования были получены следующие результаты. Определена структура занятых в хозяйственном комплексе региона по уровням профессиональной компетентности (уровням освоенной деятельности). Для нее характерен высокий удельный вес (59,3 %) занятых трудом исполнительского типа, в том числе квалифицированным исполнительским трудом заняты 39,6 %. На творческом уровне профессиональной компетентности работают 19,7 % занятых, а на субъектном (креативном) уровне 18,6 %. С точки зрения восприимчивос ти инноваций эту ситуацию можно оценить как «сдержанную», поскольку готовность к освоению высокотехнологичных рабочих мест в регионе проявляют только 358,3 % (1 95,79%)+ 18,6%) занятых в хозяйственномдом-плексе.
Вторым важным для решения нашей проблемы вопросом является структура профессиональной компетентности (по уровням освоенной деятельности) занятых в хозяйственном комплексе региона в разрезе видов экономической деятельности. Она представленн на рисунке 2. Рассмотрены тринадцать видов экономической! деятельности.
Предоставление прочих коммунальных... Здравоохранение и предоставление...
Образование Государственное управление и обеспечение.. Операции с недвижимым имуществом, аренда и..
Финансовая деятельность Транспорт н связь Гостиницы и рестораны Оптовая и розничная торговля; ремонт.. Производство и распределение... Обрабатывающие производства Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
0% 50% 100%
■ Формальный Сущностный ■ Продуктивный 'Субъектный
Рисунок 2. Структура уровней профессиональной компетентности занятых в хозяйственном комплексе региона в разрезе видов экономической деятельности (доля различных уровней деятельности, реализуемых на реальных рабочих местах) Источник: составлено псе результатам эмпирического исследования в Костроме, осень 2016 г.
СТ^^Г 35*3 ^^^^^^^
■МИ 29,7 М штт 41.2 1Ш1 32,1 ШГЬШ 42.7 ШЖЖ 34,8
ШПЯГ 37,5 ШТТШ 38,5 №!■ 37,9 ШШЯ 41,9 МППЕ^В 35 шшшшю
Из рисунка 2 видно, что из всех видов экономической деятельности готовность к освоению высокотехнологичных рабочих мест в регионе проявляет образование -54,9 % заняты трудом творческого и субъектного (креативного) уровня. На 6,4 % ниже такой результат в организациях, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой. Существенно ниже готовность к инновационному обновлению свойственна занятым в здравоохранении и предоставлении услуг; в гостиничном и ресторанном бизнесе (на уровне 44 %); транспорте и связи, а также торговлей, ремонтом (на уровне 42 %). Низкая предрасположенность персонала к инновационному обновлению свойственна таким видам экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -31,6 %; финансовая деятельность - 30,6 % (для периферийных городов это свойственно, так как вся творческая деятельность сосредоточена в головных банках, а на периферии осталась только исполнительская). Виды экономической деятельности, где формируется вновь созданная стоимость, проявляют «сдержанную» позицию по отношению инновационному обновлению. Творческий и субъектный (креативный) уровень компетентности здесь проявляют только по 37 % занятых в производстве и распределении энергии и обрабатывающих производствах. Характеризуя все виды экономической деятельности, надо отметить, что субъектный (креативный) уровень компетентности имеет наибольший разброс от 11,9 % в сельском хозяйстве до 30 % в сервисной сфере.
Теперь рассмотрим оценку занятого в хозяйственном комплексе населения с возможностями реализации в практической деятельности его потенциальных способностей. Об этом можно судить по лепестковой диаграмме (рис. 3). На диаграмме приведены два профиля: оценка фактического уровня деятельности работника, выполняемая им на своем рабочем месте (синий цвет), и желаемый уровень, отражающий его потенциал (красный цвет).
Анализируя данные профили, мы не обнаруживаем существенных расхождений, мы видим лишь, что респонденты в идеале хотели бы большей выраженности квалифицированного исполнительского труда, тогда как заинтересованности в развитии и практической реализации творческой и субъектной компетентности не наблюдается. Диаграмма показывает, что среди занятого населения, нет озабоченности о нереализованной склонности к обучению и переобучению, стремления к нестандартной деятельности, реализации способности к саморегуляции и других качеств, необходимых для успеха инновационного бизнеса.
В целом по результатам проведенной оценки уровня компетентности (освоенной деятельности) экономически активного населения Костромы можно констатировать следующее. Наблюдается преобладание занятости исполнительским трудом и заинтересованности в его сохранении или развитии. Занятое в хозяйственном комплексе население испытывает интерес к квалифицированному исполнительскому труду, желание быть более профессионально компетентными на уровне конкретных умений, потому что их текущая и предполагаемая, по их мнению, деятельность не требует
Рисунок 3. Реальный и идеальный профили уровня компетнетности (освоенной деятельности)
всех занятых в хозяйственном комплексе Костромы) Источник: составлено по результатам эмпирического исследования в г. Кострома, осень 2016 г.
развития творческих и субъектных качеств. Это говорит о преобладании (в сравнении с имеющимися данными аналогичных исследований) в хозяйственном комплексе Костромы тенденциях к предпочтению профессиональных, социальных форм деятельности, опирающихся на проверенный профеесиональный опыт. В Костроме суммарный показатель по субъектно-творческому уровню компетентности (освоенной деятельности) - 28,3 %. Для сравнения скажем, что в Ярославской области этот же суммерный показатель ранен 63,63 %.
Выявленная картина при ее сохранении приведет как минимум к стагнации ситуации на производствах или к ее ухудшению в плане производительности труда. Возможен оптимистичный сценарий! выхода на создание социальных условий резви-тия производств, который базируется на воспитании или привлечении в ключевые виды экономической деятельностилюдей, владеющих квалифицированным исполнительским ировнем профессиональной сеятельности, и на руковвдящие должности - лиц с субъектным уровнем компетентности. Для реализации данного сценария необходимо формироветь иоложительный имидж подобной профессиональной деятельности т обеспечить изменение технологий в организациях высшего, средне-спа-циального и общего образования с упором на творческий и субъектный типы педагогического процесса.
Вернемся к теме статьи. Насинттресуетне солько состоянхе тревней домпетентно-сти (освоенной деятельности) занятого населения, но то, какую пользу могут принести
Таблица 4
Прогноз структуры занятого в хозяйственном комплексе населения Костромы
(Денисов, 2016)
Уровни компетентности (освоенной деятельности) Занятые в хозяйственном комплексе
2016 г., тыс. чел. есть 2030 г., тыс. чел. будет Отклонения, тыс. чел. 2030 год, %
Формальная исполнительская 61.9 45,3 -16,6 17,5
Квалифицированная исполнительская 110,5 82,9 -27,6 32.0
Творческая 55,0 66,6 +11,6 26,1
Сущностная, требующая опоры на личностные смыслы 51.9 63,2 +11,3 24.4
Итого 279 тыс. чел 259 тыс. чел 20 тыс. чел. 100 %
знания об их состоянии для планирования подготовки ВкС, согласованной со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест.
Нам важно уметь определить структуру трудовых ресурсов, которая должна быть в 2030-ом году, если прогноз развития производств по ОКВЭД к этому времени будет реализован. Расчеты выполнял профессор А. Р. Денисов. В таблице 4 приведены результаты этих расчетов.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно констатировать следующее. Если программы по непосредственному созданию новых ВРМ в городе будут выполнены, то структура востребованного экономически активного населения существенно изменится. Востребованность кадров исполнительского типа сократится на 44 тысячи (16,6+27,6) человек, а кадров творческого и субъектного труда увеличится на 23 тысячи человек (11,6+11,3) и составит 50 % занятого населения (в 2016 году она составляла только 38%). Численность занятого населения высвобождается к 2030 году на 20 тысяч человек (279 - 259). Если демографический прогноз совместно с тенденциями валового изменения производства показали ожидаемое падение занятости 20 тыс. чел и нужно думать, куда их трудоустроить, то структурный анализ по качественным показателям работников показывает обратную ситуацию: выявлен дефицит в 22,9 тыс. чел, причем высококвалифицированного труда, представителей которого еще нужно вырастить! Такая социальная «неожиданность» еще и отягощается тем, что трудоустраивать надо не 20, а 42,9 тыс. человек. Такого рода информацию нужно знать теперь в 2017 году. Чтобы было время для решения возникающих в связи с этим вопросов. А вопросов много. Как занять высвобождающуюся численность? Как организовать профессио-
нальное обучение так, чтобы нужный уровень компетентности был достижим обучающимися? В каком направлении надо корректировать состав и структуру профессиональных образовательных учреждений, которые бы своевременно могли подготовить необходимое качество и разнообразие кадров? Последний вопрос особенно актуален, так как срок подготовки профессиональных кадров достаточно продолжительный: от двух до семи лет. За семь лет до того, как специалист востребован, надо начинать его подготовку. Не меньше проблем и на уровне общего образования. В школе «закладывается» и актуализируется свойственный человеку (ребенку) базовый тип мышления, и в этом возрасте еще есть возможность корректировать мыслительные процессы на позитивно созидательные. А для этого надо освоить специальные технологии.
Применительно к Костромской области прорисовывается необходимость действия в следующих направлениях:
расширить поле опроса для выявления территориальных особенностей состояния рабочей силы Костромской области. По результатам широкого опроса сформулировать рекомендации по совершенствованию и развитию образовательных программ;
регулярно мониторить состояние профессиональных групп на предмет развития их потенциала, в частности, их реальных и идеальных предпочтений в профессиональной деятельности.
В целом срез по Костроме показал действенность процедуры и ее базовых подходов, важность полученных сведений для ответственного принятия решений о развитии отдельных отраслей и конкретных предприятий. В частности:
Показана теоретическая обоснованность и практическая возможность и целесообразность процедуры планирования подготовки высококвалифицированных специалистов, согласованной со стратегическими ориентирами создания высокопроизводительных рабочих мест.
Обосновано использование для подобной характеристики способности профессионала к реализации определенного уровня деятельности, являющегося сердцевиной профессиональной компетентности, а также использование на этой основе соответствующих диагностирующих методик.
Процедура показала действенность, конструктивность оценки структуры занятого в хозяйственном комплексе населения, возможность объяснения имеющихся тенденций и прогнозирования необходимых изменений.
Предложены ориентиры организациям профессионального и общего образования для реализации стратегической программы подготовки кадров для ВМР.
ИСТОЧНИКИ:
1. Указ Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 «О долгосрочной госу-
дарственной экономической политике»
2. Указ Президента Российской Федерации № 597 от 7.05.2012. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 2108-р
3. Письмо Минтруда России от 25 ноября 2013 г. N 14-0/10/2-7222 Методические ре-
комендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ мер, направленных на создание условий для повышения удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников
4. Аналитический доклад «Подходы к формированию и запуску новых отраслей про-
мышленности в контексте Национальной технологической инициативы, на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные «челове-ко-компьютерные» интерфейсы « Москва, 2015 С. 44
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИН-ТОР, 1996. - 544 с.
6. Загвязинский В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегиче-
ских ориентиров в период модернизации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1. - с. 3-7.
7. Новиков А.М. Публицистическая полемическая монография. - М.: Издательство
«Эгвес», 2008. - 136 с.
8. Прогноз научно-технологического развития России: 2030 год. / под ред. Л.М Гохберга. - Москва: Министерство образования и науки РФ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 244 с.
9. Прогноз динамики и структуры трудовых ресурсов Костромской области до 2025
года; договор № 03-от-16 от 04.10.16
10. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса. / Монография. - Москва: Университетская книга, 2008. - 302 с.
REFERENCES:
Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossii: 2030 god [Russian Federation
forecast of scientific and techno1ogica1 development: 2030] (2014). (in Russian). Davydov V.V. (1996). Teoriya razvivayuschego obucheniya [Developmental Learning
Theory] M.: IN-TOR. (in Russian). Novikov A.M. (2008). Publitsisticheskaya polemicheskaya monografiya [Publicistic
polemical monograph] M.: Izdatelstvo «Egves». (in Russian). Yudin V.V. (2008). Tekhnologicheskoe proektirovanie pedagogicheskogo protsessa [Technological design of the pedagogical process] Moscow: Universitetskaya kniga. (in Russian). Zagvyazinskiy V.I. (2012). Izmenenie sotsialnyh funktsiy obrazovaniya i ego strategicheskikh orientirov v period modernizatsii [Changing of the social functions of education and its strategic goals in the period of modernization]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. (1). 3-7. (in Russian).