Научная статья на тему 'Исследование готовности российских регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест в процессе инновационной модернизации'

Исследование готовности российских регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест в процессе инновационной модернизации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
531
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К СОЗДАНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Паньшин И.В., Добронравова А.М.

В статье анализируется проблема несоответствия характеристик трудовых ресурсов российских регионов новым запросам экономики, формируемым исходя из поставленных задач модернизации и инновационного развития Российской Федерации. Обоснован теоретико-методический подход к оценке уровня готовности региона к созданию высокотехнологичных рабочих мест и инновационной модернизации. Предложена классификация регионов Центрального федерального округа по уровням готовности к созданию высокотехнологичных рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Паньшин И.В., Добронравова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности российских регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест в процессе инновационной модернизации»

УДК 332.146.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ К СОЗДАНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

И. В. ПАНЬШИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, начальник Управления научно-исследовательской деятельности, E-mail: panshin@vlsu. ru

А. М. ДОБРОНРАВОВА, аспирант кафедры менеджмента E-mail: amdobronravova@yandex. ru Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

В статье анализируется проблема несоответствия характеристик трудовых ресурсов российских регионов новым запросам экономики, формируемым исходя из поставленных задач модернизации и инновационного развития Российской Федерации. Обоснован теоретико-методический подход к оценке уровня готовности региона к созданию высокотехнологичных рабочих мест и инновационной модернизации. Предложена классификация регионов Центрального федерального округа по уровням готовности к созданию высокотехнологичных рабочих мест.

Ключевые слова: трудовые ресурсы модернизации, готовность к созданию высокотехнологичных рабочих мест, развитие системы профессионального образования, инновационная модернизация.

В настоящее время особую важность приобретают вопросы развития кадрового потенциаластра-ны и рынка труда регионов в связи с реализацией национальной программы модернизации экономики. В России существует значительный потенциал роста экономики, который невозможно реализовать без современных знаний и технологий, являющихся основой модернизации. Кадры - это универсальный ресурс, благодаря которому Россия может успешно

создавать и использовать другие экономические ресурсы и в итоге занять позицию мирового лидера.

В российских регионах решение общенациональной задачи создания высокотехнологичных рабочих мест и их укомплектования квалифицированными кадрами связано с серьезными трудностями. Часть субъектов Российской Федерации оказалась просто не готова к серьезным изменениям хозяйственного комплекса и рынка труда. Нередки случаи, когда в регион приобретается самое современное оборудование, на котором некому работать. В этой связи остро стоит задача анализа и выработки решений по повышению готовности российских регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест в ходе процесса инновационной модернизации их хозяйственного комплекса.

Инновационные предприятия в большинстве регионов переживают острый дефицит квалифицированных кадров многих рабочих профессий, под которые создаются высокотехнологичные рабочие места. За последние годы резко снизился приток молодежи в профессиональные училища и колледжи. Отсутствие на региональных рынках труда достаточного количества специалистов, способных

работать в современных условиях и на новом высокотехнологичном оборудовании, ведет к тому, что внедряемые на предприятиях инновации оказываются неэффективными, затраты на разработку инновационного продукта не окупаются полученной прибылью, инновационные идеи в процессе их разработки и усовершенствования морально устаревают [2]. В этих условиях подготовка рабочих кадров начального и среднего профессионального образования, безусловно, становится приоритетным направлением в региональной кадровой политике.

В промышленной сфере получают развитие наукоемкие сектора машиностроения, в профессионально-квалификационной - категории работников, которые функционируют за пределами производственного процесса и заняты его обслуживанием (специалисты, управленцы). В третичном секторе ведущая роль переходит к видам деятельности, образующим нематериальный инвестиционный комплекс - к науке, образованию, информационным технологиям, здравоохранению и т. д. [5]. Стремительно растет спрос на высококвалифицированных инженерных работников, которые не только владеют навыками в соответствующих разделах техники и технологии, но и получили профессиональную подготовку в смежных областях. Однако система профессиональной подготовки нацелена в основном на обеспечение экономики традиционными профессиями, до сих пор формируя целую «армию» невостребованных молодых специалистов.

Слабая сегментированность регионального образовательного рынка привела к тому, что ведущим требованием работодателя к работнику стало наличие у него высшего образования. По мнению некоторых авторов, это было требование не к профессиональным качествам работника, а к его культурному и поведенческому уровню [6]. В результате ориентация молодежи на получение высшего образования еще более возросла. В таких условиях «массовости» высшего профессионального образования выявилось, что только лишь обучения в высшем учебном заведении для работы и тем более успешной карьеры мало. Помимо общих навыков, помимо знака о высшем образовании работодателям нужны вполне определенные компетенции работников.

Для того чтобы инициировать интерес предприятий к профессиональной подготовке своего персонала, убедить их вкладывать деньги в развитие и обучение кадров, необходимы радикальные

меры со стороны региональных властей. Например, во многих странах широко используется налог на квалификацию. Он нацелен на экономическое принуждение работодателя к обязательному профессиональному обучению и переподготовке своих работников. Работодатель вправе осуществлять их обучение либо на предприятии, либо в учреждениях профессионального образования на договорной основе. При соблюдении этих требований предприятие освобождается от налогообложения сумм, израсходованных на профессиональное обучение. Важно также обеспечить защиту вкладов работодателей в профессиональное образование.

Например, в Великобритании, Франции и Испании работодатели вводят соответствующий пункт о профессиональной подготовке в индивидуальный трудовой контракт. Согласно ему работник, прошедший профессиональное обучение, должен возвратить часть стоимости подготовки, если он уходит с предприятия до истечения оговоренного срока. По мнению авторов, такие меры призваны исправить ситуацию в области подготовки и повышения квалификации работников предприятий (рабочих и специалистов) и привлечь внимание предпринимательских структур к решению данной проблемы.

Целесообразным видится формирование в проблемных регионах целевого Фонда развития потенциала работников (ФРПР). Основным источником финансирования такого фонда может стать вводимый региональный сбор за неосуществленную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников организаций. Суть отчислений заключается в следующем: работодатель раз в год обязуется направлять часть своих рабочих и специалистов (например до 20 %) на повышение квалификации либо при угрозе увольнения - на переподготовку. При невыполнении данного условия работодатель уплачивает в фонд нереализованного потенциала работников сумму, предназначенную для повышения квалификации работников предприятия. Сумма платежей рассчитывается ежегодно исходя из стоимости программы профессиональной подготовки по актуальным профессиям, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и утверждается постановлением губернатора области. На сегодняшний день средняя стоимость переобучения за счет средств федерального и регионального бюджетов составля-

ет 5-7 тыс. руб. на 1 чел. При выполнении работодателем своих обязательств по обучению работников предприятие освобождается от данного сбора, предоставив сведения и документы, удостоверяющие прохождение переподготовки работников, в территориальный орган государственной службы занятости населения.

Фонд развития потенциала работников призван на основе взносов со стороны работодателя осуществлять социальную поддержку работников сферы профобразования, студентов и учащихся, а также развивать и укреплять информационно-образовательную сеть, научно-техническую и материальную базы учреждений начального и среднего профессионального образования. Средства ФРПР совместно с субвенциями, выделяемыми из регионального бюджета, и средствами, заложенными в программу модернизации системы профессионального образования региона, будут служить серьезной основой для проведения модернизации региональной системы начального и среднего профессионального образования в целях кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития субъекта Федерации.

Софинансирование развития рынка образовательных услуг создаст дополнительный импульс в деле формирования модели государственно-общественной системы управления, обновленной содержанием и результатами профессионального образования региона. Установление обязательных расходов предприятий на обучение и переобучение кадров, по мнению авторов, станет эффективным способом увеличения инвестиций работодателей в профессиональное образование.

В современных рыночных отношениях важно, чтобы подготовка кадров удовлетворяла такому требованию к рабочей силе, как профессиональная мобильность, т. е. способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности. Для реализации процесса модернизации социально-экономической системы региона это имеет принципиальное значение, поскольку работодатели обладают способностью создавать новые рабочие места, а значит, они выступают наиболее активным субъектом развития модернизационно-инновацион-ного процесса.

Неотъемлемой частью процесса модернизации является инвестиционная деятельность. Поэтому кадровый потенциал в модернизации экономики представлен работодателем как активный участник

процесса модернизации и привлечения необходимых инвестиций.

В газете «Известия» в статье «Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить» В. В. Путин отметил, что «.. .в ближайшие 10 лет в экономику войдут еще 10-11 миллионов молодых людей, из них 8-9 миллионов будут иметь высшее образование. Уже сегодня на рынке труда пять миллионов человек с высшим образованием не удовлетворены не только заработком, но и характером своей работы, отсутствием перспектив. Еще 2-3 миллиона - специалисты бюджетных учреждений, которые хотят найти для себя новую работу. кроме того, 10 миллионов человек занято на производствах, построенных на архаичных, отсталых технологиях. Такие технологии должны уйти в прошлое - и не только потому, что проигрывают на рынке. Часть из них - просто опасна для здоровья работников и для экологического благополучия. Так что создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования - это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности.» [4].

оценивая сказанное, стоит заметить, что 25 млн рабочих мест - это не только вновь создаваемые рабочие места, это и повышение производительности «старых» рабочих мест. Вопрос заключается в том, какие рабочие места можно отнести к высокотехнологичным. Логично подразумевать, что высокотехнологичными можно считать рабочие места, на которых создается высокотехнологичная продукция. Министерство образования и науки РФ в проекте приказа от 26.09.2012 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции» дает следующее определение высокотехнологичной продукции. к данной продукции «.относится инновационная продукция, при производстве которой используются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации. к инновационной продукции в свою очередь относятся товары, работы и услуги, основу которых составляют результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых принадлежат производителю, и удовлетворяющих одному из следующих критериев:

- использование в продукции в течение последних трех лет научно-технических и (или) технологических решений, значительно улучшающих или создающих новые потребительские свойства;

- более высокая (в сравнении с существующими аналогами) экономическая и (или) экологическая эффективность на стадиях жизненного цикла продукции» [3].

В целях выполнения поручения Президента РФ о создании 25 млн новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования перед исполнительными органами федеральной государственной власти встает вопрос:как наиболее оптимально разместить высокотехнологичные рабочие места на территории Российской Федерации? Географические особенности и российская специфика неоднородности экономического развития, степени информатизации и других характеристик развития регионов могут наложить серьезные ограничения на эффективность реализации данного поручения.

Рациональное распределение ресурсов для модернизации экономики в этой части вызывает необходимость объективного и профессионального сопоставления степени готовности регионов к участию в создании высокотехнологичных рабочих мест. В связи с этим возникает необходимость разработки инструментария определения и сравнения «уровня высокотехнологичности» регионов на основе совокупности соответствующих региональных параметров.

В качестве информационно-аналитического инструмента разработан комплекс критериев для оценки готовности регионов Российской Федерации к созданию высокотехнологичных рабочих мест. Данный инструментарий позволяет более-менее точно оценить уровень подготовленности региона к реализации намеченной концепции, выявить основные проблемы и препятствия, проанализировать их причины, чтобы в дальнейшем просчитать наиболее оптимальный путь ее реализации.

Система оценки готовности регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест должна быть гибко адаптируемой под конкретные условия любого региона. При разработке критериев оценки готовности регионов авторы исходили из того, что необходимо сформировать группу показателей, дающих в совокупности комплексную характеристику состояния и перспектив любого региона. По мнению авторов, количество таких показателей

должно быть невелико, так как только в этом случае возможно, с одной стороны, создать предпосылки для оперативности и комплексности анализа, а с другой - избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивость выводов. Расчет показателей должен основываться на наиболее доступных формах статистической отчетности. Для формирования перечня показателей оценки были выбраны те стороны социально-экономической деятельности регионов, которые наиболее важны в процессе осуществления модернизации.

Готовность российских регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест складывается из оценки семи критериев, каждый из которых оценивается по двум показателям (см. рисунок). Такое количество показателей для экспресс-анализа выбрано неслучайно: с одной стороны, оцениваются сами трудовые ресурсы и их способность к высокотехнологичному труду, а с другой стороны, предпринимательские структуры региона, которые создают или готовы создать высокотехнологичные рабочие места.

Раскроем более подробно основное содержание каждого критерия оценки готовности региона к созданию высокотехнологичных рабочих мест, представленных на рисунке.

Выбранные показатели в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) наглядно демонстрируют, какие регионы в большей мере стараются соответствовать и успевать за современными информационными технологиями и тенденциями. Доля организаций, использующих Интернет для получения заказов на продукцию, является одним из важнейших показателей, характеризующих применение ИКТ в бизнесе. Во многих российских регионах создание высокотехнологичных рабочих мест невозможно без расширения использования онлайновых коммерческих операций, в особенности продаж через Интернет. Удельный вес домохозяйств, использующих доступ к сети Интернет в целях поиска информации о товарах и услугах, заказа товаров, бронирования мест, подачи собственных объявлений, ко всем домохозяйствам, характеризует ИКТ-компетенции населения, которые сегодня являются необходимым условием социально-экономического развития регионов. В настоящее время ИКТ-знания и навыки становятся насущной потребностью и условием успешности все большего числа граждан страны: они нужны для повышения эффективности выполняемой работы,

Критерии оценки готовности региона к созданию высокотехнологичных рабочих мест

общения, доступа к информации, получения услуг. Это подтверждается постоянным ростом доли рабочих мест, на которых обязательно владение навыками использования компьютера или Интернета.

Для характеристики экономического состояния региона в целях оценки его готовности к созданию высокотехнологичных рабочих мест, по мнению авторов, больше всего подходят следующие показатели.

Рентабельность предприятий региона (в процентах) является одним из ключевых показателей, отражающих эффективность деятельности предприятий региона, рациональность использования предприятиями своих ресурсов, доходность направлений деятельности. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятий региона, т. е. способность предпринимательских структур получать достаточную прибыль на инвестиции. Территориальная дифференциация уровня среднемесячной начисленной заработной

платы работников в высокотехнологичных и среднетехно-логичных высокого уровня видах деятельности (в процентах к среднемесячной заработной плате по региону в целом) обусловлена отраслевой структурой регионов, их природно-климатическими условиями. Значительно различается заработная плата работников в регионах, находящихся в пределах одного федерального округа. Так, существует различие от двукратного соотношения между наименьшим и наибольшим объемом денежного довольствия - в Южном и Приволжском федеральных округах и до четырехкратного соотношения - в Уральском федеральном округе.

Переход на новую ступень научно-технического развития региона требует усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. На региональном уровне инновации становятся необходимым условием для функционирования высокотехнологичных производств. Высокий уровень инновационной активности предприятий региона дает возможность поддерживать благоприятные условия для создания высокотехнологичного производства. Инновационно активными предприятиями считаются такие предприятия, которые осуществляют разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иных видов инновационной деятельности [1].

Другим важным агрегированным показателем инновационности региона является удельный вес

инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг. Инновационные товары, работы, услуги - это товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям. Соответствие современным техническим регламентам, правилам и стандартам является необходимым условием, определяющим возможность продвижения инновационных продуктов отечественного производства, а также новых технологических процессов на зарубежные рынки.

Готовность регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест и их экономическое процветание во многом предопределено масштабом и эффективной направленностью инвестиций в реальный сектор экономики. Динамика объема инвестиций в основной капитал является в данном случае одной из важнейших характеристик, поскольку создание принципиально новых высокотехнологичных процессов на уровне современных достижений науки и техники во всех видах экономической деятельности немыслимо без мобилизации средств на кардинальное обновление и замену изношенного и устаревшего оборудования и других элементов основного капитала. Доля внебюджетных средств, направленных на финансирование внутренних затрат на исследования и разработки региона в ВРП позволяет сравнивать уровень финансирования НИ-ОКР со стороны предпринимательского сектора и именно поэтому является важнейшим индикатором готовности региональной экономики к созданию высокотехнологичных рабочих мест.

Необходимым условием роста региональной экономики в современных условиях является повышение эффективности использования научного потенциала региона. Важность оценки состояния науки обусловлена необходимостью выявления регионов, способных сформировать конкурентоспособные центры производства наукоемкой продукции. Удельный вес докторов и кандидатов наук в общей численности исследователей региона является одним из важных показателей сферы науки, который характеризует качество и глубину научных исследований и разработок, проводимых в регионах. От данного показателя во многом зависят уровень и качество выполняемых исследований, а это в свою очередь влияет на результаты научного труда и оценку этих результатов. Кроме этого, создание и патентование изобретений и полезных

моделей является важнейшим результатом научных исследований и разработок, поэтому в экспресс-анализе авторы использовали коэффициент изобретательной активности региона (в единицах), который рассчитывается как отношение числа патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским заявителям, на 1млн чел. населения региона.

Готовность региона к созданию высокотехнологичных производств и глубина инновационного потенциала прежде всего определяются способностью инновационной инфраструктуры обеспечивать эффективную коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Для достижения технологического прорыва на предприятиях высокотехнологичных сфер экономики инновационная деятельность должна быть более активной и направленной на освоение новых рынков и ресурсосберегающих технологий производства продукции. Динамика удельной энергоемкости валового регионального продукта имеет большое значение для производства высокотехнологичной продукции в регионе, так как проблемы производства наукоемкой продукции и создания высоких технологий актуальны в силу их ресурсосберегающей роли. Если в регионе имеет место использование ресурсосберегающих технологий, то данный показатель должен уменьшаться. Благоприятные условия для развития высокотехнологичных производств формируются именно в тех регионах, где предприятия вкладывают значительные средства в закупку эффективных машин и оборудования. Поэтому целесообразно использовать при оценке такой показатель, как ввод в действие основных фондов в высокотехнологичных отраслях региона. Ежегодное наращивание темпов роста ввода в действие основных фондов в высокотехнологичных сферах является необходимым условием для участия региона в создании высокотехнологичных рабочих мест.

Успешное развитие высокотехнологичных секторов экономики в регионах требует современного кадрового обеспечения. Выполнение одного из основных условий модернизации социально-экономической системы региона предполагает преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований различных сфер современной экономики. Уровень занятости населения региона характеризует степень использования трудоспособного населенияв в сфере общественно полезного труда, а также соответствие рабочих мест,

имеющихся в регионе, потребностям и способностям работников, их профессионально-квалификационному уровню. Динамика производительности труда в целом по экономике региона показывает, насколько производительно используется труд для создания добавленной стоимости. Готовность региона к созданию высокотехнологичных мест зависит от способности региональных компаний достигать высокого уровня производительности и повышать производительность с течением времени.

Сопоставление данных показателей по всему кругу регионов Центрального федерального округа, обладающих сходной экономической структурой, позволяет выделить регионы, экономическая модель которых содержит в себе наибольшую инновационную компоненту.

Оценка готовности регионов Центрального федерального округа к созданию высокотехнологичных рабочих мест проводилась с использованием стандартизации значений показателей, которая позволяет перейти к единой безразмерной величине. Описательная статистика изучаемых переменных для 17 регионов Центрального федерального округа за 2011 г. приведена в табл. 1 .В данной таблице использованы следующие сокращения и обозначения:

- ИКТ - информационно-коммуникационные технологии: 1.1 - доля организаций, использующих

Интернет для получения заказов на продукцию (в процентах); 1.2 - удельный вес домохозяйств, использующих доступ к сети Интернет в целях поиска информации о товарах и услугах, заказа товаров, ко всем домохозяйствам (в процентах);

- экономика:2.1 - рентабельность предприятий региона (в процентах); 2.2 - среднемесячная начисленная заработная плата работников в высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня видах деятельности (в процентах к среднемесячной заработной плате по региону в целом;

- инновации: 3.1 - уровень инновационной активности предприятий региона (в процентах); 3.2 - удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (в процентах);

- инвестиции: 4.1 - динамика объема инвестиций в основной капитал (в процентах);4.2 - доля внебюджетных средств, направленных на финансирование внутренних затрат на исследования и разработки региона в ВРП (в процентах);

- наука: 5.1 - удельный вес докторов и кандидатов наук в общей численности исследователей региона (в процентах); 5.2 - коэффициент изобретательной активности региона (единиц);

- технологии: 6.1 - динамика удельной энергоемкости валового регионального продукта (в процен-

Таблица 1

Описательная статистика изучаемых переменных для 17 регионов Центрального федерального округа по данным на 2011 г.

Показатели

Субъект РФ ИКТ Экономика Инновации Инвестиции Наука Технологии Кадры

1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 4.1 4.2 5.1 5.2 6.1 6.2 7.1 7.2

Белгородская область 16,2 22,5 21,79 100,1 12,2 3,7 123,5 0,2 37,5 67,7 82,6 102,7 61,4 133,2

Брянская область 10,7 9,4 36,04 116,1 9,6 6,0 100,2 0,1 16,0 39,5 90,1 114,7 60,7 107,8

Владимирская область 21,0 12,2 9,64 103,7 10,8 7,4 107,4 1,1 19,7 105,5 90,0 96,3 64,8 114,3

Воронежская область 14,3 5,4 5,62 108,1 9,2 6,3 102,2 1,6 15,5 145,0 93,6 100,6 60,0 109,3

Ивановская область 12,7 12,3 2,07 112,8 5,1 3,1 92,0 0,4 49,2 477,2 86,9 117,6 62,9 106,1

Калужская область 17,4 11,0 12,58 141,7 7,9 4,6 85,7 4,0 20,4 88,3 89,5 146,3 66,1 122,1

Костромская область 14,1 7,4 5,86 110,1 9,1 3,5 94,3 0,1 30,4 49,9 84,1 121,6 64,7 115,4

Курская область 10,3 0,6 19,43 123,3 13,7 2,5 113,5 1,1 13,2 153,4 88,1 80,3 61,2 118,2

Липецкая область 14,9 9,9 7,91 96,2 10,0 9,9 106,9 0,03 60,2 43,7 97,9 92,1 63,2 111,3

Московская область 23,5 14,1 6,71 108,2 8,1 6,9 104,3 3,6 23,2 128,6 91,7 139,5 68,6 115,6

Орловская область 11,9 2,7 5,91 124,5 10,7 7,7 149,6 0,3 44,3 211,2 90,3 95,5 60,2 112,7

Рязанская область 18,3 2,0 7,99 132,4 8,4 3,6 122,6 0,7 16,8 77,5 93,6 97,6 59,0 113,1

Смоленская область 14,2 24,7 5,00 121,3 6,6 1,5 106,5 0,5 15,6 63,2 85,4 71,2 64,9 121,3

Тамбовская область 10,6 6,3 5,37 105,7 5,9 5,3 115,1 0,6 28,1 66,5 102,9 59,0 59,6 100,5

Тверская область 14,1 22,0 3,46 121,7 7,8 9,5 94,6 1,3 17,6 50,7 91,8 68,8 64,4 114,1

Тульская область 17,6 12,1 7,40 103,9 11,0 11,6 96,4 0,7 6,4 92,6 95,2 100,9 62,8 109,4

Ярославская область 19,3 15,5 5,49 113,2 12,0 11,4 90,6 1,4 33,8 99,1 95,8 127,5 65,3 112,6

Максимальное 23,5 24,7 36,04 141,7 13,7 11,6 149,6 4,0 60,2 477,2 102,9 146,3 68,6 133,2

значение по ЦФО

Таблица 2

Матрица стандартизированных коэффициентов

Показатели

Субъект РФ ИКТ Экономика Инновации Инвестиции Наука Технологии Кадры

1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2 4.1 4.2 5.1 5.2 6.1 6.2 7.1 7.2

Белгородская область 0,69 0,91 0,60 0,71 0,89 0,32 0,83 0,05 0,62 0,14 1 0,70 0,90 1

Брянская область 0,46 0,38 1 0,82 0,70 0,52 0,67 0,03 0,27 0,08 0,63 0,78 0,88 0,81

Владимирская область 0,89 0,49 0,27 0,73 0,79 0,64 0,72 0,28 0,33 0,22 0,64 0,66 0,94 0,86

Воронежская область 0,61 0,22 0,16 0,76 0,67 0,54 0,68 0,40 0,26 0,30 0,46 0,69 0,87 0,82

Ивановская область 0,54 0,50 0,06 0,80 0,37 0,27 0,61 0,10 0,82 1 0,79 0,80 0,92 0,80

Калужская область 0,74 0,45 0,35 1 0,58 0,40 0,57 1 0,34 0,19 0,66 1 0,96 0,92

Костромская область 0,60 0,30 0,16 0,78 0,66 0,30 0,63 0,03 0,50 0,10 0,93 0,83 0,94 0,87

Курская область 0,44 0,02 0,54 0,87 1 0,22 0,76 0,28 0,22 0,32 0,73 0,55 0,89 0,89

Липецкая область 0,63 0,40 0,22 0,68 0,73 0,85 0,71 0,01 1 0,09 0,25 0,63 0,92 0,84

Московская область 1 0,57 0,19 0,76 0,59 0,59 0,70 0,90 0,39 0,27 0,55 0,95 1 0,87

Орловская область 0,51 0,11 0,16 0,88 0,78 0,66 1 0,08 0,74 0,44 0,62 0,65 0,88 0,85

Рязанская область 0,78 0,08 0,22 0,93 0,61 0,31 0,82 0,18 0,28 0,16 0,46 0,67 0,86 0,85

Смоленская область 0,60 1 0,14 0,86 0,48 0,13 0,71 0,13 0,26 0,13 0,86 0,49 0,95 0,91

Тамбовская область 0,45 0,26 0,15 0,75 0,43 0,46 0,77 0,15 0,47 0,14 0,09 0,40 0,87 0,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тверская область 0,60 0,89 0,10 0,86 0,57 0,82 0,63 0,33 0,29 0,11 0,55 0,47 0,94 0,86

Тульская область 0,75 0,49 0,21 0,73 0,80 1 0,64 0,18 0,11 0,19 0,38 0,69 0,92 0,82

Ярославская область 0,82 0,63 0,15 0,80 0,88 0,98 0,61 0,35 0,56 0,21 0,35 0,87 0,95 0,85

тах); 6.2 - ввод в действие основных фондов в высокотехнологичных отраслях региона (в процентах);

- кадры: 7.1 - уровень занятости населения региона (в процентах); 7.2 - динамика производительности труда в целом по экономике региона (в процентах).

Определяя максимальное значение по каждому показателю, получили матрицу стандартизированных показателей. На основе полученных стандартизированных значений вычислили обобщающий показатель готовности регионов Центрального федерального округа к созданию высокотехнологичных рабочих мест. В табл. 2 приведен расчет стандартизированных коэффициентов, на основании которых в дальнейшем рассчитаем обобщающий показатель.

оценка значимости коэффициентов представляется специфической экспертной задачей с различными вариантами решения в каждом конкретном регионе. В целях экспресс-оценки предположим равнозначность коэффициентов и определим обобщающий показатель готовности регионов Центрального федерального округа к созданию высокотехнологичных рабочих мест (табл. 3).

Данные табл. 3 позволяют выделить три группы регионов в составе Центрального федерального округа по готовности регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест:

1) высокий уровень готовности - показатель более 6,5 (Белгородская, Калужская, Московская, Ярославская области);

2) средний уровень готовности - показатель от 5,5 до 6,5 (Брянская, Владимирская, Ивановская, Липецкая, Орловская, Смоленская, Тверская, Тульская области);

3) низкий уровень готовности - показатель менее 5,5 (Воронежская, Костромская, Курская, Рязанская, Тамбовская области).

Таким образом, полученные итоговые значения обобщенного показателя, рассчитанные по данным

Таблица 3

Обобщающий показатель готовности регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест

Субъект РФ Показатель Ранг

Белгородская область 7,46 1

Брянская область 5,75 9

Владимирская область 5,89 7

Воронежская область 4,66 16

Ивановская область 6,20 5

Калужская область 7,05 3

Костромская область 5,46 14

Курская область 5,49 13

Липецкая область 5,85 8

Московская область 7,12 2

Орловская область 6,17 6

Рязанская область 4,93 15

Смоленская область 5,68 10

Тамбовская область 3,60 17

Тверская область 5,65 12

Тульская область 5,65 11

Ярославская область 6,82 4

за 2011 г., позволяют сделать вывод о том, что уровень готовности к созданию высокотехнологичных рабочих мест имеет существенную региональную дифференциацию. Среди регионов Центрального федерального округа, демонстрирующих более высокую готовность, присутствовали регионы с хорошо развитой сферой услуг и современной обрабатывающей промышленностью (Московская и Ярославская области), регионы с преобладанием диверсифицированной обрабатывающей промышленности (Калужскаяобласть) и агропромышленные регионы (Белгородская область). Показатель динамики производительности труда в целом по экономике регионав Белгородской области является более высоким, чем в других регионах: в 2011 г. он составил 133,2 %. Регионы, входящие в данную группу, отличаются интенсивным вводом в действие основных фондов в высокотехнологичных сферах. В Ярославской области рост данного показателя составляет 127,5 %, в Московской области - 139,5 %, в Калужской области - 146,3 %.

Одной из важнейших характеристик готовности региона к созданию высокотехнологичных рабочих мест выступает устойчивость роста инновационной активности. Устойчивый рост уровня инновационной активности в 2010-2011 гг. наблюдался в 11 регионах Центрального федерального округа. Инновационная активность устойчиво росла в регионах с диверсифицированной экономикой, обладающих высоким потенциалом инновационного предложения и демонстрирующих значительный рост ВРП, таких как Тульская и Ивановская области, а также в старопромышленных регионах (Владимирская область). В данных регионах преобладает обрабатывающий сектор, и в частности машиностроение, демонстрировавшее в указанный период вполне устойчивый рост производства.

В группу регионов с низкой готовностью к созданию высокотехнологичных рабочих мест вошли пять областей: Воронежская, Костромская, Курская, Рязанская, Тамбовская. Данные регионы отличаются медленным развитием информационно-коммуникационной сферы. Так, доля организаций и предприятий, использующих Интернет для получения заказов на продукцию, составляет от 10,3 до 14,1 %, тогда как в Московской и Владимирской областях тот же показатель - более 20 %. В данных субъектах Федерации отмечается также самое низкое финансирование из внебюджетных источников внутренних затрат на исследования и научные

разработки - от 0,1 до 1,6 % (в Калужской области этот показатель составляет 4 %).

Анализ показал, что основными факторами региональной поляризации по уровню готовности регионов к созданию высокотехнологичных рабочих мест стали различия в эффективности использования различных ресурсов - кадровых, инвестиционных, информационных и т. д. Наблюдается эффект усиления неравенства в связи с концентрацией конкурентных преимуществ в развитых регионах, которые побеждают в борьбе за дефицитные ресурсы, квалифицированные кадры и источники финансирования.

Таким образом, повышение готовности российских регионов к созданию высокотехнологических рабочих мест в ходе инновационной модернизации, и в частности эффективное и целенаправленное использование трудовых ресурсов, управление ими в целях повышения конкурентоспособности региона невозможно без осуществления целенаправленной образовательной политики.

Целью профессионального образования должна стать подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на региональном рынке труда, свободно владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту. Это означает, что система профессионального образования должна диверсифицироваться, из нее должен выделяться уровень общего высшего образования, над которым должны надстраиваться структуры непрерывного профессионального образования, быстро реагирующие на изменение спроса со стороны работодателя.

Главной целью развития системы профессионального образования в условиях модернизации является создание и становление региональной системы прежде всего среднего и начального профессионального образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития области, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность профессионального образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей общества.

Основными направлениями развития профессионального образования являются:

1) создание системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной

специализации и квалификации в условиях модернизации экономики;

2) эффективное использование внутренних ресурсов системы профессионального образования области, привлечение квалифицированных специалистов из сферы высшего образования;

3) активное включение интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, материально-технических ресурсов области в процесс модернизации профессионального образования;

4) расширение базы экспериментальной деятельности, использование инновационного потенциала образовательных учреждений;

5) укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с научными, образовательными, культурными учреждениями и организациями области, региональными образовательными системами, зарубежными партнерами;

6) постоянное взаимодействие образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, общественных организаций, родителями и работодателями.

Результатами модернизации профессионального образования должны стать:

- изменение структуры подготовки кадров;

- усиление интеграции образовательных и научных учреждений;

- создание механизмов оперативного взаимодействия образовательной системы с другими субъектами хозяйственной деятельности;

- формирование комплексной, эффективной, конкурентоспособной системы повышения ква-

лификации и переподготовки кадров на основе использования гибких краткосрочных модельных программ, основанных на компетенциях, обеспечивающих консолидированный заказ определенного сегмента рынка труда в условиях модернизации экономики;

- создание системы обеспечения качества профессионального образования как главных объектов комплексного исследования и модернизации.

Список литературы

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: стат. сборник. М.: НИУ ВШЭ. 2012. С.172-173.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в редакции от 08.08.2009).

3. Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции:проект приказа Министерства образования и науки РФот 26.09.2012.М., 2012.

4. Путин В. В. Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить // «Известия» от 16.01.2012. № 3.

5. Соболева И. А. Недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении, обратном общемировому // Человек и труд. 2003. № 6. С. 21-23.

6. Требования работодателей к системе профессионального образования / под ред. Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова. М.: МАКС Пресс, 2006. С. 125-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.