Научная статья на тему 'Подготовка комплексного экскурсионного краеведческого маршрута'

Подготовка комплексного экскурсионного краеведческого маршрута Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
396
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРШРУТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / TOURIST AND REGIONAL STUDIES (ACTIVITIES) / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗБУМАЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТУРОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА / ROUTE / INFORMATION FIELD / PAPERLESS TECHNOLOGY / TOUR OPERATOR ACTIVITY / REGIONALCOMPONENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Северный Владимир Яковлевич

В статье представлен опыт построения модели туристско-краеведческого маршрута и его использования для реализации конкурсной практики краеведческих умений и навыков, как в основном, так и дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Северный Владимир Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of a Comprehensive Local Lore Route

The article presents the experience of building a model of tourist and local history of the route.Its use for the implementation of the competitive practices of local lore skills in general and additional education.

Текст научной работы на тему «Подготовка комплексного экскурсионного краеведческого маршрута»

УДК 371.233.4

В. Я. Северный

ПОДГОТОВКА КОМПЛЕКСНОГО ЭКСКУРСИОННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАРШРУТА

В статье представлен опыт построения модели туристско-краеведчес-кого маршрута и его использования для реализации конкурсной практики краеведческих умений и навыков, как в основном, так и дополнительном образовании.

The article presents the experience of building a model of tourist and local history of the route.Its use for the implementation of the competitive practices of local lore skills in general and additional education.

Ключевые слова: маршрут, региональный компонент, информационное поле, туристско-краеведческая деятельность, безбумажные технологии, туроператорская работа.

Keywords: Route, regionalcomponent, tourist and regional studies (activities), paperless technology, tour operator activity, information field.

Виртуальная действительность все больше поглощает детские умы, унося их от современного мира. Это создает массу непреодо-

_ __w __w Г">

лимых препятствий и опасностей для молодого человека. Земля -уникальнейшее космическое создание, колыбель человечества, место его обитания. Обитания народов и отдельной личности. Как мирно и счастливо прожить в этой «квартире» - на земном шаре? Это генетическая составляющая смысла всей жизни, которая и решается человечеством на протяжении всей его истории методом проб и ошибок, рождением и смертью, войнами и праздниками... Это всегда проба, эксперимент, опыт. Даже за одну жизнь человек стремится «прожить несколько жизней» и в этом случае он нашел-придумал театр и путешествие - эти маленькие копии жизни. В них присутствуют удивление, радость и печаль, любовь и разочарование, театр удовольствий и удовольствие от путешествия. Мы становимся сильны «задним умом», стараемся «вновь не наступать на грабли». Нас бы давно уже не было, если бы мы не учли опыт «предков». Вот вам «след» туризма, его бурного развития.

Расширяющаяся не только внутренняя, но и мировая практика туристской деятельности заставляет обратить внимание на по-

строение маршрутов, которые представляются туристам для их реализации. В школьной туристской практике это также необходимо для закрепления теории краеведческих знаний и умений в учебной и практической исследовательской работе, а также для построения планируемого туристского маршрута или для комплексной экскурсии, которую можно представить как вариант КТМ (контрольный туристский маршрут) или, оставив ту же аббревиатуру, КТМ - краеведческий туристский маршрут.

Это дает детям возможность практически освоить и использовать современные средства и способы построения познавательного маршрута (неважно, что это будет - экскурсия, ПВД или катего-рийный маршрут, экспедиция или путешествие). Однако начальная практика с учетом практики походов, экспедиций, туристских слетов, краеведческих конференций нами осуществлялась на примере однодневной экскурсии в парковой зоне. В рамки данной комплексной экскурсии мы внедрили наиболее распространенные виды краеведческих и туристских наблюдений и действий, такие, как работа с картой (нанесение линии движения, определение точки стояния, нанесение недостающих на карте объектов и т. д.), гидрологические, экологические, геологические, геоморфологические исследования, а также работа с музейными экспозициями.

Важно, что весь цикл заданного действия - это единое полотно всей окончательной картины путешествия. Только хотелось бы знать, что будет на том или ином участке пути, что буду делать -двигаться, наблюдать, исследовать, что могу увидеть, заснять, зарисовать, чему могу удивиться. Кстати, нужно заранее подумать и о том, где могу пообедать, где отдохнуть, посозерцать. Напрашивается линия действий: увидел (услышал) - ощутил, пронаблюдал, зафиксировал все - используя современную технику, поразмыслил, проанализировал - переварил - навел блеск в мысли, слове и изображении - удивил всех.

Неожиданности в путешествии!? Закономерно. Какое же путешествие без неожиданностей!? Но вы должны заранее предусматривать, какие опасные неожиданности вас могут встретить, и потому обходить и избегать их, прокладывать и планировать маршрут с учетом их проявления, использовать все способы обеспечения безопасности маршрута в соответствии с существующими правилами и нормами.

Корни предлагаемого конкурсного варианта туристско-крае-ведческой деятельности лежат в истории их проведения:

- конкурсное тестирование краеведческого материала в рамках различных игровых сценариев;

- конкурсные фестивали, конференции, олимпиады с комплексными краеведческими программами;

- конкурсные конференции разнообразной тематики с защитой исследовательских работ по краеведческой тематике;

- конкурсы по «практике деятельности» в различных видах туристско-краеведческой работы:

• работа с экспозицией в музеях;

• проведение экскурсии по улицам и туристским объектам города;

• составление плана местности, нанесение на карту недостающих объектов;

• работа на геологическом обнажении;

• гидрологический расчет на участке реки;

• экологическое состояние парковой зоны (в одном из городских парков);

- участие в проведении туристско-краеведческого маршрута;

• защита конкурсных отчетов по пройденным туристским маршрутам, которая проходит на нашем традиционном городском конкурсе «Туризм - это здорово», в рамках движение «Отечество».

Результаты отчетов о путешествиях, практика краеведческих умений и навыков, появление новых технических и технологических возможностей и овладение ими обучаемыми позволили нам за последние 4 года перейти к изменению формы «практического краеведения». В работу группы исследователей-краеведов вначале на этапе «Работа с музейными экспозициями» мы включили подготовку презентации в компьютерном варианте с использованием цифровой фотокамеры, которая затем защищалась перед членами жюри. А далее приступили к формированию всего конкурсного материала, перейдя на безбумажную технологию в виде презентации конкурса.

Стержневой частью «проекта» был все-таки маршрут:

- он всегда может иметь продолжение по времени, пространству, объектам,

- на этой форме стоит культура общения и познания с миром,

- маршрут - это комплекс физического и нравственного воспитания,

- он является сочетанием традиций и инноваций,

- на маршруте всегда будет информационное обеспечение (за счет информационного поля) и всегда будет присутствовать инновационная деятельность, особенно при смене состава группы на маршрутах,

- именно воспитание является главным на маршруте, и с ним связывается дальнейшее нравственное воспитание.

Маршрут - это «сценарий» всего похода, нотная тетрадь... всей «песни», которая будет у ребенка в душе на протяжении всего времени путешествия.

Приводим примерные условия проведения конкурса

«ПОДГОТОВКА КОМПЛЕКСНОГО ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА»

Цель - сформировать для школьников города комплексный экскурсионный маршрут на территории городского парка или другого туристского полигона (указать какого) для решения образовательно-воспитательной задачи выявить лучших «туроператоров» и краеведов-исследователей среди школьников города.

Указываются время и место старта конкурса.

Участники конкурса: приглашаются команды образовательных учреждений города, могут приглашаться и сборные территорий. Состав - 4-5 человек плюс руководитель: компьютерщик, топограф, биолог-эколог, географ-геолог, фотограф (или руководитель и 3-4 школьника, не младше 8-го класса) в нашем варианте -желательно учащихся 8-11-х классов. Они должны обладать умениями для формирования заявляемого продукта - «экскурсионный маршрут» (работать с картой, с компьютером, с фотоаппаратом, проводить практические природоведческие работы на местности, самостоятельно вести исследовательские и камеральные работы). В итоге построить «проект» знакомства с окружающим миром (его информационным полем или региональным компонентом) турист-ско-краеведческими методами и формами. Проект строится на логике маршрута.

Условия проведения работы

На старте выдается крупномасштабная карта с обозначенным местом старта и указываются обязательные объекты посещения (места исследовательских работ), движение к которым участники выбирают самостоятельно с учетом сопутствующих объектов, которые они выбирают сами согласно своей логике построения маршрута.

1. Работа с картой. Чтение рельефа местности, определение расстояний, условных знаков, нанесение линии движения и всех остановок для выполнения работ, недостающих объектов, находящихся на линии движения, желательно здесь же нанести направления точек фотосьемок.

После окончания работы на местности обработанный бумажный вариант карты (файл) переносится на электронный носитель (презентацию), с него и начинается презентация.

2. Знакомство с основным экскурсионным объектом - «Дом культуры шахтеров» (или какой-то другой туристский познавательный объект), историческая справка, его роль в социальной жизни города и района.

3. Рельеф и геология района проведения экскурсии, его влияние на формирование растительного покрова и животного мира, использование рельефа в решении рекреационных задач, описание разреза, взятие образца горной породы, маркировка образца.

4. Формирование гидрологии района экскурсии - родники, ручьи, качество воды, взятие образца воды, маркировка образца, расчет расхода воды в ручье.

5. Флора и фауна района экскурсии - представительство по распространению, первоцветы (появившиеся), ядовитые, особо охраняемые, лекарственные, экологические нарушения, количество, в чем они проявляются. Представители животного мира - что доказывает их присутствие.

В каждом разделе необходимо показать практику деятельности на местности, результат и отразить это в тексте, а также указать пройденное расстояние, пройденное от предыдущего объекта, затраченное время, время работы на объекте. Работа иллюстрируется (доказывается фотографиями, сделанными здесь, во время проведения экскурсии на «страницах-кадрах» презентации подготовленной экскурсии). На каждый из 5 разделов работы отводится не более 4-5 кадров.

Оформление работы

Работа сдается в папке, на которой подписывается образовательное учреждение, Ф. И. О. руководителя группы. В папке - список участников (заверенный), карта местности с нанесенным маршрутом и точек места проведения работ на местности, конверт с диском электронного варианта подготовленной презентации по экскурсионному маршруту

На всю работу дается 3 часа.

Оценка работ, подведение итогов, награждение

Оценивается по 5-балльной системе каждый раздел работы, дополнительно за всю экскурсию начисляется до 5 баллов за оригинальность, полноту построения.

Оценка карты осуществляется по точности и полноте нанесенного маршрута, нанесении недостающих объектов на карте (иногда можно просто убрать с карты объекты, которые участники должны нанести на нее). Оценка точек краеведческих наблюдений оценивается также по 5-балльной системе (с учетом точности и полноты проведенной работы). Система оценки имеет варианты в зависимости от подготовки участников, возможности подзарядки компьютеров, мест для обработки материалов на маршруте, обеспечения безопасности на участках маршрута:

- материалы защищаются по окончании контрольного времени каждой командой (капитаном, туроператором);

- вариант «ралли», который может сделать этот конкурс лично-командным первенством, материалы защищаются после каждого этапа (со второго - главный туристский объект социально-культурного назначения), в этом случае движение и работа на этапе -до 30 минут, защита - 10 минут, причем оценивается работа участников данного этапа, последним оценивается работа с картой, участнику дается 30 минут на окончательную обработку материала, логику маршрута может защищать он же или капитан команды (туроператор). Данный вариант имеет больший педагогический эффект.

Общее командное первенство определяется по наибольшей сумме баллов выполненной работы всеми участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.