Научная статья на тему 'Подготовка кадров высшей квалификации: возможности реализации PhD-программ в России'

Подготовка кадров высшей квалификации: возможности реализации PhD-программ в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ / PHD-ПРОГРАММЫ / HIGHER EDUCATION / TRAINING GRADUATE STUDENTS / POST-GRADUATE EDUCATIONAL PROGRAMS / PHD-PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пранов Б. М.

Автор на основании анализа мнения экспертов в области подготовки аспирантов де лает выводы о возможности и перспективах реализации PhD-программ в российском высшем образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пранов Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of highly qualified specialists: the possibility of implementation of PhD-programs in Russia

The article describes the opinions of experts in the field of training of graduate students and tries to draw conclusions about the possibilities and prospects of the PhD-programs in Russian higher education

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров высшей квалификации: возможности реализации PhD-программ в России»

УДК 378.12

Б.М. ПРАНОВ

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ PhD-ПРОГРАММ В РОССИИ

Автор на основании анализа мнения экспертов в области подготовки аспирантов делает выводы о возможности и перспективах реализации PhD-программ в российском высшем образовании.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка аспирантов, образовательные программы аспирантуры, PhD-программы.

The article describes the opinions of experts in the field of training of graduate students and tries to draw conclusions about the possibilities and prospects of the PhD-programs in Russian higher education.

Keywords: higher education, training graduate students, post-graduate educational programs, PhD-programs.

В настоящее время наблюдается низкий уровень осведомленности в вопросах различий между российской моделью подготовки аспирантов, совместными аспирантскими программами и программами РЬБ-подготовки. Однако в России есть университеты, которые, обладая значительными образовательными и исследовательскими ресурсами и имея опыт реализации совместных международных программ, способны готовить специалистов, квалификация которых получит международное признание. Более того, некоторые из таких университетов (к сожалению, их совсем немного) готовы предоставлять образовательные услуги иностранным аспирантам на уровне, сопоставимом с европейскими и американскими университетами.

Эксперты - представители сферы образования - считают, что российский уровень подготовки специали-

© Пранов Б.М., 2014

стов высшей квалификации в целом все-таки выше, во всяком случае не ниже, чем на Западе. По выражению одного из экспертов (сфера бизнеса), главный инструмент исследований -голова - в России традиционно лучше, а вот внедренческая часть из-за слабой материально-технической базы традиционно отстает, поэтому в стране блестящие результаты на фундаментальном уровне.

По мнению большинства экспертов, систему аспирантуры в России нужно сохранить. Сложившиеся традиции позволяют более качественно готовить специалистов, не следуя технократическим подходам. Хотя, конечно, много проблем и в диссертационных советах, и в работе аспирантур. Но тем не менее они высоко оценивают качество отечественной послевузовской подготовки. Один из экспертов с уверенностью заявил, что степень кандидата в области естественных наук выше, чем соответствующая докторская степень

PhD, и качество диссертаций зависит от ответственности ученых советов.

Один из экспертов (представитель науки), напротив, очень низко оценил уровень подготовки специалистов высшей квалификации: средний уровень кандидатов наук - на уровне дипломников, докторов наук - на уровне кандидатов наук. По его мнению, система послевузовского образования слабеет и разрушается, и основная проблема нынешней аспирантуры - это прежде всего проблема научного руководства.

Редакцией Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» устанавливается уровне-вая модель системы высшего образования. Бакалавриат со сроком обучения 4 года составляет первый уровень, магистратура со сроком обучения 2 года или специалитет со сроком обучения не менее 5 лет - второй уровень системы высшего профессионального образования.

Уровень образования дает право выпускнику занимать должности соответственно квалификационным требованиям. Предполагается, что выпускники бакалавриата вправе претендовать на исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере. Выпускники магистратур могут занимать должности, требующие аналитических и проектных навыков, работать в научно-исследовательской сфере. Выпускники специалитета - претендовать на должности, связанные с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.

Переход на каждый новый уровень образования должен осуществлять-

ся на конкурсной основе. В связи с отсутствием регламентации соотношения количества платных и бесплатных мест в учебных заведениях данная норма может привести к сокращению бюджетных мест в вузах. На наш взгляд, необходимо закрепить гарантии доступности для бакалавров дальнейшего обучения в магистратуре и не допускать ограничения возможностей для желающих продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе.

По мнению экспертов, в первую очередь необходима привязка системы подготовки специалистов высшей квалификации к реальной практической деятельности. Пока же система подготовки таких кадров работает на себя: на потоке выдается масса кандидатов наук, фактически просто осваиваются деньги. Обучение в аспирантуре еще более оторвано от практики, чем вузовское. Как правило, аспирант где-то работает, причем чаще всего получается так, что он работает в одной области, а образование получает другое. Эксперты считают, что такую систему подготовки надо менять, добиваясь взаимодействия вузовской аспирантуры с отраслевыми и академическими научно-исследовательскими институтами, с корпоративной наукой, конкретными предприятиями. Деятельность вузов должна быть больше сосредоточена на обучении, а практическая работа аспирантов - в исследовательских центрах. Существует опасность перенесения центра тяжести научно-исследовательской деятельности в вузы, так как получится еще больший отрыв от практики. Есть академические и отраслевые институты, и они должны быть более активно задействованы в подготовке специалистов высшей квалификации. Необходимо,

чтобы специалисты высшей квалификации овладели новейшими передовыми разработками и формами практической работы. Было обращено внимание на то, что будущие кадры высшей квалификации должны не только обладать объемом знаний, но и уметь создавать новые знания, быть способными выстаивать в сложной конкурентной борьбе, реагировать на изменения экономической конъюнктуры.

Один из подходов основан на оценке достижения целей, т.е. процесс обучения позволил приблизиться к намеченной цели. Но и в этом случае есть проблема. Если человек приходит за определенным социальным статусом, то тогда получается, что действующая система подготовки кадров специалистов не очень эффективна. В связи с этим нужны системные показатели, которые измеряли бы достижение цели. Возможно, такие показатели должны быть связаны с квалификацией - достижением определенного набора знаний, умений и навыков. Условно говоря, выпускник, завершивший обучение, должен иметь определенные достижения, например, написать научные статьи, сделать открытия, зарегистрировать изобретения и т.д. Тогда это измерение покажет, насколько обучение способствовало росту результативности его дальнейшей деятельности. В конечном счете нужны показатели, соизмеряющие обучение с последующей деятельностью выпускника-специалиста, а не только показатели, измеряющие процесс обучения. В реальности осуществить это очень трудно, но аспирантура все-таки должна отслеживать развитие своего выпускника, хотя бы в ближайшие годы после выпуска.

Один из экспертов также предложил исходить из конечной цели, для

реализации которой служит образование, - формирование специалистов, способных применять приобретенные в процессе обучения знания, оперативно и гибко реагировать на изменения рыночной среды - и по результатам судить о его эффективности.

Помимо интегральных показателей предлагалось также использовать показатели цитируемости и востребованности результатов; усилить требования, предъявляемые к защите диссертаций, чтобы избежать предоставления научных степеней и званий тому, кто их не заслуживает. Например, количество научных работ должно быть достаточно большим.

Эксперт - представитель сферы управления - считает, что при оценке эффективности системы подготовки специалистов очень многое зависит от национальной политики. Если задать высокие планки повышения конкурентоспособности страны, то будут выработаны и требования к уровню и качеству подготовки специалистов, которые должны жестко коррелировать с достижением высоких результатов.

Считается, что реформирование требуется только по отдельным направлениям системы подготовки кадров. В настоящее время появляется очень много учебных заведений, не всегда отвечающих критериям и параметрам, применяемым к учебным заведениям. Особенно это касается негосударственных вузов, которые наращивают контингент обучающихся, не заботясь о качестве образования. Необходимо ужесточить требования к учебным заведениям на стадии лицензирования и начальном этапе их деятельности. Следует также понять, все ли образовательные учреждения выполняют в полной мере свои функции, свое пред-

назначение. Рост численности специалистов с дипломами ни о чем не говорит. В отношении аспирантуры и докторантуры эти эксперты считают, что в целом отечественная система вполне удовлетворительная. В частности, было указано на необходимость совершенствования номенклатуры специальностей в рамках отдельных направлений подготовки специалистов, а также смягчения требований к публикациям в реферируемых журналах.

По поводу деятельности ВАК позиции экспертов разделились. По мнению одних экспертов (преимущественно тех, кто не связан с образовательной деятельностью), в такой огромной стране, как Россия, деятельность ВАК логично вписана в государственную систему послевузовского образования. Главный недостаток в работе комиссии видится в отсутствии полноценного контроля за выпуском кандидатов и докторов наук: диссертации поставлены на поток, а ВАК стоит в стороне от жизни. Отсутствует строгая фильтрация представленных работ, не утверждается только минимальный процент диссертаций. ВАК не выполняет контрольных функций по отношению к аспирантуре, фактически это организация по утверждению. В результате статус кандидатов и докторов наук обесценивается. Претензии к работе ВАК для этих экспертов не означают отказа от процедуры утверждения диссертаций: это официальный институциональный акт признания научной степени претендента и ВАК действует как институт научного сообщества. Эта позиция в целом была поддержана представителями бизнеса, но одновременно было указано на необходимость регулярной ротации ВАК на условиях выборности.

Преобразование российской аспирантуры не должно препятствовать развитию в России практики реализации отдельных актуальных РЬБ-программ с присуждением двойных степеней и взаимным признанием квалификаций. Такого рода программы особенно актуальны для приоритетных направлений науки и технологий.

Этот шаг предполагает разработку нормативно-правовых документов, призванных регламентировать процесс реализации совместных международных РЬБ-программ в России. Финансовая поддержка таких программ со стороны государства должна быть минимальной, доминирующими должны стать внебюджетные средства, в первую очередь средства работодателей, заинтересованных в подготовке специалистов высшей квалификации определенного профиля. К реализации таких проектов важно подключить не только российских, но и ведущих западных ученых и преподавателей. Это будет способствовать привлечению к процессу обучения в совместных программах как российских, так и иностранных аспирантов (докторантов).

Разработка и внедрение структурированных программ предполагают изменение форм управления аспирантской подготовкой в вузах. Речь идет о переходе от кафедроцентричной работы с аспирантами к программному принципу организации и реализации аспирантских программ, что подразумевает формирование центров (дирекций) аспирантских программ. В итоге ответственность за подготовку специалистов будет смещена от кафедр к дирекциям.

Переход к новой модели аспирантских программ предполагает использование различных механизмов и ин-

струментов регулирования подготовки кадров высшей квалификации по целому ряду направлений.

Основными из них являются следующие.

Регулирование на макроэкономическом уровне должно быть нацелено на разработку четких приоритетов в области науки, техники и технологий; организацию мониторинга для оценки потребностей и прогнозирования спроса на специалистов высшей квалификации в соответствии с разработанными приоритетами развития; формирование государственных заданий на подготовку специалистов определенного профиля и уровня квалификации. Требуется обеспечить повышение роли и активное участие работодателей в регулировании процесса подготовки кадров высшей квалификации.

Важным управленческим решением на государственном уровне должно стать разделение вузов на категории: национальные университеты; ведущие вузы, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров; вузы, готовящие только бакалавров. Согласно такому решению аспирантские программы будут осуществляться только в национальных университетах, располагающих необходимыми образовательными и научно-исследовательскими ресурсами.

Реформирование аспирантских программ предполагает совершенствование механизмов их финансирования. Распределение бюджетных средств необходимо постепенно переводить на условия открытого конкурса среди учреждений и организаций, имеющих лицензию на осуществление аспирантских программ. Помимо этого к осуществлению аспирантских программ важно шире привлекать средства ра-

ботодателей, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных кадров.

Преобразование аспирантских программ предъявляет высокие требования к качеству профессорско-преподавательского персонала. В связи с этим актуализируется задача возрастной ротации научно-преподавательских кадров на основе привлечения и закрепления наиболее способных молодых и зрелых преподавателей и ученых.

Развитие контроля качества послевузовского профессионального образования обеспечивает эффективность системы федеральных государственных образовательных стандартов и системы лицензирования конкретных образовательных программ. Система государственной аттестации, начиная с 2007 г., преобразуется в процесс развития культуры и качества образования на основе самоконтроля вузов. В интересах реального повышения качества образования предстоит расширять контроль со стороны работодателей и общественных организаций.

Нормативно-правовые основы регулирования послевузовского профессионального образования направлены на достижение соответствия международным нормам и стандартам. На уровне федерального законодательства требования должны быть предъявлены не только к структуре основных образовательных программ, но и к условиям их реализации (материально-техническое и информационное обеспечение), а также результатам их освоения (приобретение профессиональных компетенций, навыков и умений). По существу речь идет о включении послевузовского образования в общую систему ФГОС, разработка которых в настоящее время ведется на основе общеевропейской рам-

ки квалификаций и профессиональных стандартов. Разработка ФГОС для аспирантских программ позволит рассматривать их в качестве третьего уровня высшего образования. На уровне отдельных нормативных документов предстоит многое сделать в плане усиления требований к системе аттестации и контроля над процессом подготовки кадров высшей квалификации. Особенно важно обеспечить соблюдение требований, норм и стандартов, закрепленных в законах и нормативно-правовых документах, на практике.

Последовательное реформирование аспирантских программ в указанных направлениях позволит преодолеть

накопившиеся в сфере послевузовского образования деформации и сблизить российские и европейские программы подготовки специалистов высшей квалификации. Итогом такого сближения должно стать взаимное признание российских и европейских квалификаций (степеней), и вопрос о приравнивании (эквивалентности) степени кандидата наук и доктора философии (РЬБ-степени) будет решен. Представленный подход позволяет сохранить традиционный российский институт докторантуры и, соответственно, степень доктора наук, хотя и этот институт нуждается в совершенствовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей/ пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 400 с.

2. Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций/пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 624 с.

3. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации /пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.408 с.

4. Пранов Б.М. Методы многомерных статистических исследований. Интернет-

журнал «Технологии техносферной безопасности». 2012. № 6 (46). URL: http://ipb.mos. ru/ttb

5. Кубрушко П.Ф. Подготовка научных руководителей и консультантов диссертационных исследований / Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. Том. I. 274 с. С. 50-52.

УДК 371.83

П.И. БАБОЧКИН

СТУДЕНТ КАК АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор, сравнивая социоцентрический и личностноцентрический подходы к образованию, делает вывод, что в современном высшем образовании студента необходимо рассматривать как активного субъекта образовательного процесса. Предлагаются подходы к созданию социокультурной среды вуза гуманистической направленности и реализации субъектно-центрированного подхода к обучению студентов вуза. Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка студентов, социокультурная среда вуза, субъектно-центрированный подход к высшему образованию.

The author explains the role of a student in contemporary higher education as a subject of the educational process. The author proposes approaches to the creation of .social and cultural environment of the university and the implementation of subject-centered approach to teaching the students of the university.

Keywords: higher education, professional training students, socio-cultural environment of the university, new approach to higher education.

Сегодня российское общество находится на переходном этапе своего развития, поэтому оно имеет неустойчивый характер, что особенно проявляется в социально-политической и экономической сферах. Пока еще достаточно четко и однозначно не определена общая стратегия развития Российского государства. В связи с этим требуется особый тип личности молодого специалиста - жизнеспособного в данном обществе, способного к саморазвитию и самореализации, а также социально активного по отношению к развитию социума. При этом специалист должен совмещать высокий уровень своего творческого потенциала и социализации во всех сферах социальной жизнедеятельности, а также иметь социальную ответственность за свое личностное становление и получение высокого качества профессиональ-

© Бабочкин П.И., 2014

ной подготовки. Кроме того, выпускник вуза должен стать полноценным гражданином и быть готов принять на себя ответственность за устойчивое развитие российского общества и государства.

В настоящее время резко возросла роль человеческого фактора в системе образования, а также значимость субъектных качеств личности специалиста, прежде всего, его ответственность за свое саморазвитие и самореализацию.

В педагогике выделяются два основных подхода к образованию:

1) социоцентрический, где главное внимание уделяется социализации, освоению профессии, а затем развитию личности будущего специалиста;

2) личностноцентрический, где основное внимание направлено на выявление специфики личности и развитие творческого потенциала будущего специалиста, а затем на освоение профессии и социализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.