ш s
I <
со
о
со <
0. LD
О
Подготовка кадров высшей квалификации с использованием элементов инновационной инфраструктуры вуза
УДК 378.14
Кузьмина Светлана Николаевна
заместитель проректора по науке и инновациям Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент, 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
В статье рассматриваются особенности подготовки кадров высшей квалификации на основе создания инновационной инфраструктуры вуза, а также формирования профессиональных навыков и компетенций выпускников в соответствии с требованиями национальной системы хозяйствования, анализируется зарубежный опыт организации технопарков, бизнес-инкубаторов, предприятий и возможность его использования в образовательном процессе.
Ключевые слова: подготовка кадров, инновационная инфраструктура, бизнес-образовательная структура, бизнес-инкубатор, технопарк, малые инновационные предприятия, трансфер знаний, международное партнерство
Российская экономика нуждается в формировании, внедрении и поддержке инноваций. Сегодня высока потребность в специалистах высшей квалификации, способных мыслить креативно, внедрять инновации в производство, систему управления предприятием. Процессы, происходящие в национальной экономике, формируют требования к квалификации выпускников высших учебных заведений с соответствующими профессиональными компетенциями и навыками. Для удовлетворения возникающих потребностей можно использовать инновационную инфраструктуру вузов, а также создавать бизнес-инкубаторы и малые инновационные предприятия, которые будут способствовать формированию навыков и компетенций, необходимых национальной системе хозяйствования.
Рассмотрим особенности деятельности инновационных структур с точки зрения организации на уровне национальной экономики, на уровне региона и с точки зрения бизнес-образовательной структуры, проанализировав опыт не только России, но и зарубежных респондентов.
Как известно, одним из элементов развития инноваций является наличие определенной инфраструктуры. Этим объясняется растущий интерес к научно-технологическим паркам и бизнес-инкубаторам — структурам, целенаправленно ориентированным на стимулирование роста новых фирм [1].
Как показывает опыт и анализ проблем развития малого предпринимательства в России, с одной стороны, и опыт зарубежного бизнес-инкубирования за рубежом, с другой, эффективность деятельности созданного предприятия возрастает в разы, если есть возможность использования механизма бизнес-инкубаторования для его поддержки. Разнообразие
Фернандо Алберисио
директор Научного парка г Барселоны Torre R, 6a planata, Baldiri Reixac, 4, 08028 Barcelona
моделей и высокая гибкость позволяют вписать этот инструмент развития бизнеса в российские условия и раскрыть его потенциал в решении проблем городов и регионов в России. Практический опыт, накопленный бизнес-инкубаторами во всем мире, позволяет избежать многих ошибок и преодолеть трудности с минимальными потерями [2]. Так, полагаем, что миссией бизнес-инкубатора может стать создание условий для устойчивого развития предприятий на начальном этапе деятельности путем предоставления в аренду (субаренду) нежилых помещений и оказания консультационных бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Он может выступать в роли катализатора процесса создания и выращивания малых предприятий, обеспечивая им комплексную поддержку и сопровождение проектов с целью внедрения в бизнес-среду. В число целей бизнес-инкубатора входят:
• решение организационных проблем субъектов малого предпринимательства, возникающих на этапе становления бизнеса;
• формирование благоприятной конкурентной предпринимательской среды;
• рост количества субъектов малого предпринимательства, повышение их жизнеспособности;
• обеспечение организационно-структурных условий развития малых предприятий и качества бизнес-услуг;
• создание системы отбора, комплексной поддержки и выхода на рынок начинающих предпринимателей;
• создание инфраструктуры методической, информационной, консультационной и правовой поддержки малых предприятий.
В целом это задачи по формированию предпринимательской среды, обеспечению условий для создания и развития малых предприятий в приоритетных для бизнес-инкубатора направлениях деятельности, в том числе для развития производства, внедрения инновационных технологий. Полагаем, что в соответствии с макроэкономическим масштабом интеграции регионов бизнес-инкубаторы должны ориентироваться на комплексное развитие регионов, вырабатывать межрегиональный характер деятельности.
К сожалению, проведенные исследования позволяют сделать вывод об отсутствии опыта формирования региональных систем бизнес-инкубаторов и особенно в области подготовки кадров высшей квалификации.
Причина в том, что бизнес-инкубаторы пока не получили широкого распространения в России. Между тем через формирование региональных систем бизнес-инкубаторов возникает эффект синергии — взаимоотношений и сотрудничества между бизнес-инкубаторами, работающими в регионе, повышается эффективность их работы и функциональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в целом. Видимо, для повышения эффективности формирования региональной системы бизнес-инкубирования требуется проработка вопросов формирования института региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [3]. Так, по мнению директора бизнес-инкубатора в г. Владивостоке А. Н. Салова, формирование региональной системы бизнес-инкубирования как целостного института инфраструктуры поддержки малого предпринимательства основывается на определенных принципах.
Принцип вовлечения. Формирование региональной системы бизнес-инкубаторов должно в первую очередь опираться на существующие в регионе предприятия, учреждения, организации и имеющиеся ресурсы. Такое взаимодействие способствует возникновению эффекта синергии для всех участников.
Принцип объединения усилий. Объединение элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства в региональный комплекс позволяет сформировать структуру управления, обеспечивать устойчивые связи, координировать действия по созданию и развитию механизмов стимулирования предпринимательских инициатив.
Принцип самоорганизации и саморегуляции. Система бизнес-инкубаторов рассматривается как саморегулирующаяся организация, которая инициирует и реализует программные мероприятия по поддержке предпринимательства [4].
При использовании этих логических принципов возникает взаимосвязь между образовательными учреждениями, научно-исследовательскими центрами и бизнесом. Этим подтверждается необходимость бизнес-инкубирования в вузовских структурах с целью внедрения новых технологий, расширения партнерских связей, продвижения товаров и услуг на рынках. Для этого требуется создание некой системы, удовлетворяющей определенным условиям, вытекающим из нашего исследования. Их система, охватываемая приведенным перечнем, должна рассматриваться как единое целое, в котором важен каждый элемент.
1. Формируемая структура координации и регулирования бизнес-инкубирования должна охватывать (во всяком случае, на начальном этапе) два базисных направления развития бизнеса: с одной стороны, обслуживание бизнеса, с другой — сферу промышленно-технологической инноватики, исследования в области инноваций, подготовку вузами специалистов с учетом данной специфики.
2. Инкубационный потенциал малых инновационных предприятий должен в максимальной мере использовать технологические, информационные, научно-технические и иные возможности, которые может предоставить уже функционирующий в стране бизнес любого рода и уровня.
3. Поскольку предлагаемая структура основана прежде всего на российском позитивном опыте бизнес-инкубирования, представляется абсолютно необходимым постоянный мониторинг развития этой сферы в России и по возможности использование тех достижений и нововведений, которые могут быть эффективно адаптированы в дальнейшем.
4. Бизнес-инкубирование в рамках предлагаемой ^ структуры рассматривается как двуединый процесс, ^ ведущая часть которого ориентирована на созда- ^ ние новых малых инновационных предприятий и ™ освоение ими различных научных и технологических ^ новшеств, а другая, хотя и менее значимая, — на о оздоровление уже функционирующего промышленного малого бизнеса в тех двух сферах, о которых шла речь выше.
5. Инкубирование, безусловно, должно (и это подтверждается самим характером структуры) четко ориентировать инкубируемый бизнес на максимальную эволюцию в сторону расширения партнерских связей и участия в различного рода сетевых структурах.
6. Уделяя значительное внимание проблеме эффективности инкубирования малого бизнеса и его дальнейшего функционирования как такового, бизнес-инкубационная активность должна в равной мере использовать возможности наращивания эффективности за счет как рационализации использования различных видов ресурсов, так и широкого применения приемов, средств и методов роста реальной результативности малого бизнеса.
7. В рамках самого бизнес-инкубирования и координирующей его развитие структуры и должна реализоваться идея «точек роста» (вне зависимости от их характера и причин возникновения), которая соответствующим образом трансформируется как в организационные, так и в функциональные элементы структуры.
8. Бизнес-инкубирование должно постоянно учитывать и реализовывать в своей практике два особенно важных для развития экономики направления: с одной стороны, промышленный малый бизнес, проходящий инкубацию сам по себе, равно как и система инкубирования как таковая, должны совместно решать наиболее важные региональные проблемы; с другой стороны, по мере развития и формирования соответствующих возможностей малый промышленный бизнес и инкубирующая его система должны обращать особое внимание на рост экспортного потенциала страны.
9. Ориентированная на те две сферы промышленного малого бизнеса, о которых шла речь выше, система инкубирования должна одновременно формировать и развивать кластерный подход и способствовать тому, чтобы малые предприятия в рамках развития сетевых структур в целом прилагали особые усилия к вхождению в кластеры и к трансформации традиционных сетевых отношений в кластерные. Все вышеперечисленное может, на наш взгляд,
реализоваться также посредством создания технопарков, которые могут объединять различные инновационные структуры, как-то: бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, центры коллективного пользования, научно-образовательные центры, научные и исследовательские лаборатории.
На современном этапе посткризисного развития технопарки представляют собой наиболее мощный организационный инструмент развития прикладных исследований и разработок и, что особенно важно, исключительно сильное средство для коммерциализации результатов научно-технического поиска, развития малых предпринимательских структур. Даже беглый взгляд на статистические данные по развитию технопарков практически во всех странах как развитого, так и развивающегося мира свидетельствует в пользу этого тезиса.
Таблица 1
Организационно-функциональная технология парков Западной Европы
Тип Особенности Примеры
1 Наиболее активным звеном и организатором деятельности являются органы власти. Парк играет роль катализатора, координирует и принимает участие в формировании целого ряда различных проектов развития, стимулируя при этом региональную экономику, поскольку владеет местной инфраструктурой Ним, Марсель, Страсбург (Франция), Барии (Италия), Ноттингем, Лестер (Великобритания), Зике, Саарбрюккен (ФРГ)
2 Доминирующий сектор — предпринимательский. Парк, действующий в интересах локальных мероприятий. Эти парки очень тесно связаны с местными предприятиями и влияют на местную экономику Научный парк (Парк знаний), Парк Велес в Барселоне (Испания), Ван, Кан (Франция), Кассель, Бонн, Шверт (ФРГ), Харт-пул, Серкелк (Великобритания)
3 Парки с приоритетным направлением в области прикладных исследований. Парки именно этого типа обозначаются как технологические. Они располагаются вблизи крупных фундаментальных университетов — инициаторов их создания Хериот-Уотт в Эдинбурге, Саутгемптон, Суррей в Гилфорде (Великобританя), Милан, Флоренция (Италия), Франкфурт-на-Одере, Берлин (ФРГ), парки Лионского технополиса (Франция)
4 Активизируются исследования и разработки на привлекательных фирмах. Принципиальным вопросом является трансферная передовая технология, а протекающее при этом региональное развитие второстепенно Кембридж, Уорвик в Ковентри (Великобритания), Левен-ла-Ньюв (Бельгия), Нюрнберг, Карлсруэ (ФРГ), Нант (Франция)
5 Парки, организуемые властями при университетах, для которых создание исследовательских центров является второстепенной целью Гренобль, Бордо, Тулуза (Франция), Южный банк в Лондоне, Дарем (Великобритания)
6 Этот тип представлен мощными исследовательскими центрами, от которых зависит региональное развитие. Парки способствуют интенсивному распространению новых технологий в местную промышленность Малага (Испания), Штутгарт, Дюссельдорф, Лойна (ФРГ), Рединг, Колчестер, Норидж(Великобритания)
7 Региональное правительство активизирует в университетских центрах производство. Эти парки играют роль центров регионального развития Вальядолид (Испания), Нанси, Шонбери, Лиль (Франция), Бермингем, Манчестер (Великобритания), Ганновер, Эссен (ФРГ)
Технологический парк — это организация, управляемая специалистами, цель которой состоит в увеличении благосостояния местного сообщества, продвижении инновационной культуры, а также в состязательности инновационного бизнеса и научных организаций [5, с. 132]. Для достижения успеха технопарк стимулирует обмен потоками знаний между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками, управляет им, упрощает процессы создания и роста новых инновационных компаний, выведения их из уже существующих. Помимо предоставления площадей технопарк предоставляет и другие услуги, в частности формирование «исследовательского парка» по примеру Ассоциации университетских исследовательских парков Северной Америки, где университетский исследовательский парк, обладая собственностью, выполняет целый ряд функций: имеет или планирует иметь землю и здания, специально предназначенные для проведения частным и государственным секторами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, размещения наукоемких фирм и сервисных служб; на контрактной основе или в рабочем порядке сотрудничает с университетом или другим высшим учебным заведением; содействует укреплению связей университета с промышленностью в сфере НИОКР, помогает развиваться новым фирмам, а также способствует экономическому развитию; оказывает помощь в передаче технологий и обмене знаниями в области бизнеса между университетами и фирмами, расположенными на территории парка [6, с. 124].
Некоторые особенности организационно-функциональной технологии парков Западной Европы представлены в табл. 1.
Едва ли можно усомниться в эффективности деятельности структур, которые являются проводниками нового, способствуют созданию рабочих мест, снятию напряженности в регионе и т. п. На наш взгляд, возможности таких структур важно использовать с целью интеграции усилий власти, бизнеса и бизнес-образовательных структур, что позволит учитывать потребность бизнеса в кадрах соответствующей квалификации и готовить специалистов, которые будут трудоустроены, что важно для всех заинтересованных сторон.
В Финляндии, Испании, Англии и некоторых других странах наличие технопарков и бизнес-инкубаторов рассматривается как неотъемлемая часть системы подготовки специалистов, востребованных на рынке и имеющих соответствующие профессиональные компетенции. Все они сформированы в университетах, принимающих непосредственное участие в их работе. Принципы, используемые в европейской системе образования, создание бизнес-инкубаторов и технопарков с целью интеграции усилий науки, образования и бизнеса в области подготовки специалистов пока не всегда в достаточной мере получают поддержку в национальной системе образования России. Поэтому опыт европейских стран и возможность его адаптации в современных российских условиях представляется особенно интересным.
Многие вузы России, стремясь соответствовать требованиям в области подготовки кадров высшей квалификации, формируют партнерские связи с зарубежными вузами, интегрируются с бизнесом. Санкт-Петербургский университет управления и экономики, например, можно назвать передовым в этом отношении учебным заведением: его руководство организует для
руководителей и профессорско-преподавательского состава зарубежные стажировки с целью изучения передового опыта, развития международных связей и внедрения передовых технологий в практику деятельности учебного заведения. Были организованы стажировки в высшие учебные заведения Германии, Финляндии, Испании, Италии, Англии и других стран, имеющих развитые партнерские отношения и систему подготовки кадров высшей квалификации на уровне мировых стандартов, что способствовало созданию одиннадцати международных проектов как в области академической мобильности студентов и преподавателей, так и в области активизации научной и исследовательской работы.
Интересен опыт взаимодействия высшего учебного заведения и бизнес-структур. Например, директор Научного парка г. Барселоны Фернандо Альберисио поделился опытом в ходе рабочего визита делегации Санкт-Петербургского университета управления и экономики в Университет Барселоны [7].
Он отметил, что длительное время в Испании наблюдался разрыв между наукой, университетами и предприятиями. Проводимые в университете исследования не находили применения на практике, компании не могли воспользоваться новейшими разработками в науке. В XXI в. в Европе (Англия, Франция, Испания, Германия) возникла идея создания «кампусов международного совершенствования», призванных стать мостиком между наукой и практикой. Одним из таких кампусов знаний стал совместный проект Университета Барселоны и Политехнического университета Каталонии, который вылился в создание Научного парка г. Барселоны. Это попытка создания университета XXI в., который будет не только заниматься образованием новых управленцев и исследовательской работой, но и осуществлять трансфер знаний для экономического развития страны, последовательно осуществлять цепочку «исследование потребностей — разработка продукта — развитие продукта — апробирование продукта — коммерциализация продукта». Основные задачи Научного парка г. Барселоны:
1) способствовать проведению высококлассных исследований с использованием широкого спектра технологической поддержки;
2)внести динамику в отношения между бизнесом и университетом;
3) способствовать развитию «start up» компаний и новых инновационных структур;
4) внедрять результаты научно-исследовательской деятельности в экономику, быть полезными обществу.
Ныне Научный парк г. Барселоны объединяет 75 компаний, 3 исследовательских института (по биологии, медицине и биоинженерии): IRB (включает 27 исследовательских групп), ^^включает 14 исследовательских групп), IBMP (CSIC; включает 22 исследовательские группы), в которых трудятся более 2000 профессионалов (46% мужчин, 54% женщин).
При создании Научного парка г. Барселоны была разработана концепция, в соответствии с которой он является:
• международным центром в области обучения, исследовательской деятельности, осуществления трансфера знаний, инновационной деятельности, обеспечения непрерывного образования;
• координатором деятельности университета во всех ее сферах, социально интегрированным в местную среду, предоставляющую качественные услуги и политику устойчивого развития;
• ключевым игроком в продвижении социальной, ^ экономической и бизнес-деятельности в Испании ^ и Западной Европе. ^ Представляет также интерес деятельность Научного ™
парка г. Барселоны, направленная на достижение ^ безупречного качества путем следующих мер: о
• совместное использование дополняющих друг друга инструментов формирования профессиональных навыков, исследовательских и инновационных организаций Университета Барселоны и Политехнического университета Барселоны;
• активное участие в изменении экономической модели путем создания новых видов деятельности, основанных на инновациях и знании;
• привлечение и мотивация талантливой молодежи;
• наличие интегрированной модели, приспособленной именно к данной территории, что приводит к развитию общества;
• всесторонняя интернационализация;
• учебный процесс, ориентированный прежде всего на студентов.
Здесь также определена стратегическая цель Научного парка г. Барселоны, которая заключается в объединении университетских, исследовательских, бизнес- и социальных предприятий, образующих каркас стратегического сотрудничества с целью формирования идеального научно-технологического пространства в Европе.
Для достижения цели проекта были поставлены стратегические задачи:
• координировать деятельность и максимизировать прозрачность различных организаций, входящих в альянс, для того чтобы разместить в Научном парке г. Барселоны первую сотню предприятий данной сферы;
• консолидировать лучшие преподавательские кадры в учебных программах, разработанных в процессе сближения европейских государств;
• увеличить академическую эффективность путем фокусирования усилий на приоритетных для альянса областях и облегчения процесса трудоустройства;
• активно заниматься политикой мобильности, позволяющей расширять обмен студентами и мобильность преподавательского и исследовательского состава;
• создавать новую исследовательскую инфраструктуру и инновационные услуги, управляемые профессиональными и эффективными методами;
• комбинировать принципы трансфера знаний и оценки путем развития понятных инновационных моделей, которые позволят значительно трансформировать окружающую среду;
• преобразовывать пространства в места встреч, что будет способствовать успешному обучению, культурному обмену, исследованиям и социализации;
• стимулировать динамику развития в области обучения, исследований, менеджмента, социального взаимодействия;
• расширять спектр социальной, культурной, спортивной деятельности в соответствии с настоящими и будущими нуждами студентов, входящих в образовательное пространство;
• полностью адаптировать кампус для людей с ограниченными возможностями и тем самым подтвердить свою репутацию ключевого института в исследованиях, разработке и внедрении инноваций в области реабилитационных технологий.
Таким образом, стратегический союз Университета Барселоны и Политехнического университета Барсе-
Б • ПЗ Барселонский
парк знаний
Кампус международного совершенствования
лоны в рамках проекта Научного парка г. Барселоны — одна из сильных сторон проекта. Городской совет Барселоны, Торгово-промышленная палата Барселоны и Научно-исследовательский совет Испании также являются партнерами данного проекта, как и основные международные сети университетов, к которым принадлежат Университет Барселоны и Политехнический университет Барселоны.
Научный парк г. Барселоны — коллективный проект, целью которого является усиление идеи совместного и кооперативного управления. Участие различных групп (университетских, бизнеса, институциональных, правительственных и социальных) в процессе управления Научным парком г. Барселоны представляется самым важным моментом. Соответственно, все вышеупомянутые группы как активные участники данного проекта участвуют в создании управленческой структуры Научного парка г. Барселоны.
Управленческий комитет представлен ректорами Университета Барселоны и Политехнического университета Барселоны, мэром Барселоны, председателем Торгово-промышленной палаты Барселоны и председателем Научно-исследовательского совета Испании.
В состав его управляющей структуры входят также: Научный совет, Городской совет и Деловой совет (см. рис. 1).
В Научном парке г. Барселоны предпринимаются меры, объединенные в 6 групп в соответствии с прави-ами Министерства образования. Направленные на модернизацию национальной системы образования, они способствуют научному и академическому развитию, делают университетскую систему интернациональной и внедряют последнюю в новую экономическую модель, базирующуюся на знании и инновациях.
Одно из важнейших направлений — деятельность в области академической модернизации, связанной прежде всего с удовлетворением потребностей бизнеса в специалистах соответствующей квалификации и компетенции.
Обучение в исследуемой учебной структуре представляет собой фундаментальную функцию университетов. Общество требует комплексного и качественного обучения студентов, гарантирующего уровень подготовки и интеграцию в среду бизнеса. Предполагается, что процесс создания европейского пространства высшего образования привнесет значительные изменения в модель обучения и в качество подготовки и
трудоустройства. Действия, которые предпринимаются в данной сфере, включают в себя изменения в модели обучения и аспектах качества подготовки выпускника, возможность трудоустройства по специальности. Данные меры нацелены на повышение международной позиции кампуса, создание докторантуры и развитие предпринимательских и инновационных навыков выпускников.
Последовательно рассматривая интеграцию образования, науки и бизнеса, следует остановиться на модернизации в научной сфере.
В этой связи Научный парк г. Барселоны представляет собой объединение обучающих, исследовательских и бизнес-институтов, которые совместно формируют основу для стратегического сотрудничества, нацеленного на достижение позиции лидера в научно-технологических областях в Южной Европе. В настоящее время Научный парк г. Барселоны открывает перед университетским сообществом и сектором производства свои исследовательские учреждения и предоставляет научно-технические услуги высшего качества. Действия, предпринимаемые в данной сфере, направлены на группировку и координирование научной инфраструктуры и блоков научно-технического обслуживания, на усовершенствование научно-технологического оборудования и модернизацию объектов, а также на прием и подготовку исследователей и технологов. В их число входят:
• концентрация и/или координация инфраструктуры и блоков научно-технического обслуживания;
• модернизация и закупка нового оборудования;
• модернизация основной научной инфраструктуры канала морских исследований и экспериментирования;
• создание лаборатории ХимБиоБанка;
• расширение и модернизация лаборатории прикладных исследований животных;
• предложение нескольких преддокторских стипендий и нескольких позиций в докторантуре с внедрением международного персонала в Научный парк г. Барселоны;
• механизмы рекламирования стипендий.
Таким образом, вышеописанные процессы привели к необходимости трансформации кампуса в соответствии с новыми задачами и стратегическими целями.
Изначально здания и оборудование университета были спроектированы, построены и установлены
в соответствии с внутренними нуждами университета. Теперь ситуация кардинально изменилась: новые кампусы воспринимаются как креативная часть городской среды и фактор социального, экономического и регионального стимулирования. Поэтому действия, которые предлагается предпринять в данной сфере, нацелены на повышение уровня доступности и устойчивого развития как науки, так и практики.
С целью полноценной реализации новой модели обучения, адаптированной к европейскому пространству высшего образования, проект «Научный парк г. Барселоны» включает ряд мер, направленных на инновации в сфере образования, консолидацию существующих проектов и увеличение процента участия преподавательского состава с четкой ориентацией на студенческую среду. В числе таких мер обучающие инновации, адаптация зон, классов и услуг к требованиям европейского пространства высшего образования, помощь студентам в трудоустройстве и программы кооперирования среднего и профессионального образования. Этому способствуют:
• содействие запуску проектов обучающих инноваций в кампусе;
• вовлеченность преподавательского состава в инновационную образовательную деятельность;
• модернизация оптоволоконных систем, расширение и реконструкция зон WiFi в кампусе;
• обновление оборудования, программ и инфраструктуры классов переоснащение центров образовательных и исследовательских ресурсов;
• адаптация классов под новые нужды европейского пространства высшего образования и кампуса в целом к 24-часовому обучению;
• расширение академической инфраструктуры для программ обучения на степени бакалавра, магистра или кандидата наук;
• увеличение количества доступных для профессиональной работы и обучения помещений и личное внимание к студентам в последний год их обучения, направленное на содействие их внедрению в рабочую среду;
• повышение качества профессиональной карьерной ориентации;
• разработка программ мотивации учеников средних школ к поступлению в университеты и др. Одной из важнейших задач, решаемых в европейском пространстве высшего образования, является осуществление деятельности по передаче знаний.
В последние годы Университет Барселоны и Политехнический университет Барселоны предприняли значительные шаги для достижения позиции лидеров в формировании знаний. 23 исследовательских центра, Научный парк г. Барселоны (первая в Испании модель в сфере интеграции университетских исследователей), более 200 новых организаций, 47 дочерних компаний (9 из них аффилированные), большой объем национальных и международных патентов (192 за последние три года) и многочисленные инструменты передачи знаний и оценки сделали Научный парк г. Барселоны лидером в процессе инновации через научно-технологическое знание. Данная сфера включает в себя создание Центра технологических инноваций, несколько программ по стимуляции инноваций, а также консолидацию и интернационализацию исследовательских оценок:
• создание Центра технологических инноваций;
• формирование международного центра деловой адаптации;
• обеспечение знаниями для рыночной программы ^
=
• программа мини-кластера «Исследования, разра- ^ ботки и инновации» (R&D&I); ™
• разработка университетских бизнес-программ; ^
• программа оценки и передачи знаний, выработан- о ных исследовательскими группами;
• обучение персонала по технической передаче данных на международной арене;
• содействие интернационализации процесса передачи данных;
• маркетинг промышленной и интеллектуальной собственности;
• создание платформ и плацдармов для входа в состав исследовательских групп и дочерних компаний;
• формирование фонда посевных инвестиций для технологических компаний;
• альянсы с ведущими организациями в своих сферах специализации, получателями знаний, выработанных в ходе программ R&D&I.
Остановимся еще на одной из значимых областей деятельности — на взаимодействии между кампусом и его средой.
Предлагаемые в данной сфере действия направлены на стимуляцию модели кампуса Научного парка г. Барселоны, охватывающей не только типовые университетские виды деятельности, но и общие ценности членов университета, связанные со средой, такие как мобильность, создание дидактических, культурных, социальных и спортивных зон, а также новой архитектурной инфраструктуры:
• адаптация многофункциональных зон под проведение открытых для города культурных и общественных мероприятий;
• преобразование города для создания новых социальных зон;
• модернизация аудиторий и конференц-залов для адаптации их к новым форматам мероприятий;
• модернизация спортивных площадок;
• организация университетских общежитий в спортивных районах;
• пространство для студенческих и соседских ассоциаций и ассоциаций, аффилированных с муниципалитетом;
• популяризация езды на велосипедах;
• популяризация пеших прогулок по территории кампуса;
• создание внутреннего общественного транспорта для связи строений и зон, находящихся вдалеке от кампуса;
• популяризация пользования общественным транспортом для поездки в кампус;
• строительство здания CICRIT;
• строительство здания AUEB;
• строительство здания обслуживания L2;
• строительство нового студенческого общежития;
• строительство здания для проведения исследовательскими группами докторских исследований в сфере технологии;
• обеспечение кампуса новыми конструкциями и оборудованием, создание его будущей конфигурации.
Рассмотрев особенности организации деятельности Научного парка г. Барселоны, следует отметить значимость предпринятых усилий, что подтверждается такими аспектами, как повышение качества преподавания, создание технологического портфолио, поиск и продвижение талантов, осуществление трансфера
%
50 40 30 20
45,54
40,26
31,17
-27,27-
20,78
10
1,30
Гранты Субсидии Консалтинг Налоговые Выгодные Нефинансовые
льготы кредиты
Рис. 2. Государственная поддержка деятельности резидентов технопарков
знаний, технологий, инноваций, а также интеграция в европейское пространство высшего образования.
За последние два года Научный парк г. Барселоны работал и развивался в различных сферах проекта кампуса. В части повышения качества преподавания выполненные действия позволили университетам объединить усилия в следующих сферах:
• координирование международных связей;
• создание совместного присутствия за рубежом, особенно в сетях и организациях, специализирующихся на передаче знаний и инновациях;
• повышение качества предлагаемых в европейском пространстве высшего образования степеней бакалавра и аспирантских степеней;
• расширение курсов аспирантуры, где обучение ведется на английском языке, а также включение в расписание дисциплин, связанных с предпринимательством и инновациями.
В завершение создания каталога научно-технических объектов в UB, UPC и CSIC в настоящее время формируется общее технологическое портфолио, которое будет открыто для доступа всех исследователей кампуса вне зависимости от их членства. В дополнение к модернизации некоторых объектов (волновой лоток для морских исследований и экспериментирования, ХимБиоБанк, генератор последовательности ДНК) запущены «Инициативы» Научного парка г. Барселоны в сферах, где очевиден потенциал этого альянса, таких как наука и технологии космоса (Cosmos-SciTech-BKC), а также нанонаука и нанотехнологии.
Научный парк г. Барселоны направил ресурсы на повышение привлекательности таких позиций, на которых ведется поиск кандидатов, например, предлагаемых программой Рамон и Кахаль или схемой ICREA (в Каталонии). Кроме того, поддерживается программа «приверженности талантам», продвигающая преподавательский состав и исследователей, аккредитованных Национальным агентством по оценке качества и аккредитации (ANECA), которые, как правило, являются членами Научного парка г. Барселоны.
Новые технологии обучения и заново адаптированные пространства, классы и услуги, предназначенные для студентов и преподавательского состава, стали приоритетом при интеграции Научного парка г. Барселоны в европейское образовательное пространство. Большая часть финансовых ресурсов в данной сфере поступила от Министерства образования Испании.
В программах сотрудничества с центрами среднего образования и профессиональной подготовки (VT) отмечался высокий процент участия (Обсерватория природных ресурсов, Летний научный кампус, сотрудничество с центрами VT для студентов, проходящих производственную практику на уникальных научных установках, и т. д.).
В сфере передачи знаний и инноваций Научный парк г. Барселоны содействовал созданию Центров технологических инноваций (CITs) и продвигал действующие программы, которые нуждались в стимулировании инноваций.
Рядом с новыми зданиями (здание Tillers) вскоре появятся вновь проектируемые, некоторые из них находятся еще на нулевой стадии (здание CICRIT).
Осуществляемая в настоящее время трансформация Научного парка г. Барселоны позволяет применять прогрессивные методы из сферы устойчивого развития (мониторинг потребления энергии и воды, программы по снижению количества отходов до нуля, эффективность потребления энергии) в других областях университетов, являющихся членами этого объединения. Реорганизация кампуса, создание пар-ковочных мест, пешеходных зон, доступность новых районов и строительство новых социальных площадок — все это помогает двигаться в направлении создания полномасштабного кампуса, способствующего формированию чувства гражданского долга и социальной ответственности, что сделает Научный парк г. Барселоны более привлекательным и позволит задействовать специалистов высокого класса.
Таким образом, опыт европейских стран подтверждает эффективность интеграции усилий науки, образования и бизнеса. Аналогичные процессы происходят и в России. Можно отметить три важных момента, имеющих для российской практики все возрастающее значение [8; 9].
Это прежде всего объем, формы и методы государственной поддержки развития интеграции науки, образования и бизнеса. Ведь именно технопарки сегодня становятся важнейшей организационной формой, которая воспринимает и, образно говоря, «перерабатывает» такого рода средства (рис. 2). Формы такой поддержки внутри технопарков достаточно разнообразны сами по себе, и сочетание их может быть весьма интересным [10].
Другая сторона современного развития — кластеры. На них сегодня в значительной мере делается
Рис. 3. Наличие кластеров в районах размещения технопарков
Рис. 4. Устойчивые детерминанты развития бизнес-инкубирования [10]
ставка, в том числе и в развитии российской экономики (рис. 3) [7].
Согласно статистике, практически 2/3 парков так или иначе обращаются к возможностям кластерного развития и адекватно организуют свою структуру и деятельность в целом, отвечая на вызовы такого развития.
Как свидетельствуют основные положения приведенной ниже системы устойчивых детерминант формирования и развития бизнес-инкубирования, технопарков, кластеров (рис. 4), она не только определяет идеологическую основу бизнес-инкубирования как такового, но и в определенной мере дает представление о ряде организационных, функциональных, информационных и иных элементов, которые так или иначе должны найти свое отражение в будущей структуре.
Таким образом, неуклонно возрастающая конкуренция как на рынке образовательных услуг, так и в других сферах на мировом уровне формирует необходимость интеграции усилий власти, бизнеса и бизнес-образовательных структур с целью формирования профессиональных, соответствующих требованиям бизнеса компетенций выпускников, имеющих соответствующую подготовку и креативное мышление, которые позволят России, в конечном итоге, занимать достойное место в мировом сообществе.
Литература
1. Алимова Т. А. Социально-экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 44-48.
2. www.business-incubator54.ru.
3. www.nsbi.org [Национальное содружество бизнес-инкубаторов].
4. www.uraltehnopark.ru.
5. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: Аналит. сб. / Академия менеджмента и рынка; Ин-т предпринимательства и инвестиций. М., 2008.
6. Айгистова О. В., Горбунов В. Л., Каганов В. Ш. [и др.]. Основы построения бизнес-инкубаторов. М.: Логос, 2009. 28 с.
7. Albericio F. Parques Cientyficos, Dinamizadores de la Universidad // www.pcb.ub.edu presentation. P. 1-5.
8. Кузьмина С. Н. Проблемы реформирования образовательных структур постиндустриального общества // Экономика и управление. 2010. № 10 (60). С. 30-34.
9. Кузьмина С. Н. Управление инновационной деятельностью организации социокультурной сферы // Экономика и управление. 2011. № 8 (70). С. 40-44.
10. Кузьмина С. Н., Силантьева О. А. Развитие системы бизнес-инкубирования в интересах малого промышленного бизнеса: условия и маркетинговые подходы // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2 (82). С. 18-28.