Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ДЕФИЦИТА'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ДЕФИЦИТА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / врач / вуз / выплата / дефицит / заработная плата / кадры / колледж / конкурс / культура / медицинская сестра / подготовка / послание / программа / образование / техникум / учитель / фельдшер / школа. / budget / doctor / university / payment / shortage / salary / personnel / college / competition / culture / nurse / training / message / program / education / technical school / teacher / paramedic / school.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин А. Н., Понеделков А. В., Крицкая А. А., Степанов К. В.

В Российской Федерации существует значительный кадровый дефицит, важным способом сокращения которого является подготовка кадров. Вот почему их подготовка в условиях кадрового дефицита представляется актуальной проблемой. Цель статьи состоит в рассмотрении дефицита кадров и его снижения за счет их подготовки. Объект исследования подготовка кадров на разных уровнях образования – в школах, учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Используются такие методы исследования, как статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция. В процессе исследования получены следующие результаты. Использованы Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года, Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, данные статистики о численность требуемых работников на вакантные рабочие места, о несправедливом разрыве уровня заработной платы учителей и врачей в регионах. Показаны меры по подготовке кадров в школьном, среднем специальном и высшем образовании, опыт некоторых регионов по денежным выплатам победителям олимпиад, школьникам, успешно сдавшим ЕГЭ, получившим медали за учебу. Показано значение для переезда в сельскую местность и небольшие города учителей, врачей, медицинских сестер, фельдшеров, работников культуры программ «Земский учитель», «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский работник культуры», для подготовки кадров бесплатного переобучения и дополнительного профессионального образования, конкурса «Лидеры России», создания специальной кадровой программы «Время героев». Основной вывод состоит в том, что для снижения кадрового дефицита необходимо увеличивать заработную плату, готовить кадры, повышать производительность труда, уменьшать количество работников за счет внедрения современной техники, привлекать на работу квалифицированных иностранных работников, с партнерами готовить трудовых мигрантов в странах их проживания к приезду в Россию. Обзор отечественной литературы дает возможность отметить, что существует очень большое количество опубликованных работ, посвященных анализу различным аспектов проблемы кадров. Это, прежде всего, многочисленные публикации о рынке труда, занятости, безработице, управлении персоналом, подготовке рабочих кадров для различных отраслей экономики, кадров среднего и высшего уровня в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL IN CONDITIONS OF THEIR SHORTAGE

In the Russian Federation, there is a significant shortage of personnel, an important way to reduce it is through training. That is why their training in conditions of personnel shortage seems to be an urgent problem. The purpose of the article is to consider the shortage of personnel and its reduction due to their training. The object of the research is the training of personnel at different levels of education in schools, institutions of secondary vocational and higher education. Research methods such as statistical method, comparison, analysis and synthesis, deduction and induction are used. In the course of the study, the following results were obtained. The Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on February 29, 2024, the State Plan for the Training of Management Personnel for Organizations of the National Economy, statistical data on the number of required workers for vacant jobs, on the unfair gap in the level of salaries of teachers and doctors in the regions were used. Measures for the training of personnel in school, secondary specialized and higher education, the experience of some regions in monetary payments to the winners of Olympiads, schoolchildren who successfully passed the Unified State Exam, who received medals for their studies are shown. The importance of teachers, doctors, nurses, paramedics, cultural workers of the programs "Zemsky Teacher", "Zemsky Doctor", "Zemsky Paramedic", "Zemsky Cultural Worker" for moving to rural areas and small towns, for the training of personnel for free retraining and additional professional education, the competition "Leaders of Russia", the creation of a special personnel program "Time of Heroes" is shown. The main conclusion is that in order to reduce the shortage of personnel, it is necessary to increase wages, train personnel, increase labor productivity, reduce the number of employees through the introduction of modern technology, attract qualified foreign workers, and prepare labor migrants in their countries of residence for their arrival in Russia with partners. A review of domestic literature makes it possible to note that there is a very large number of published works devoted to the analysis of various aspects of the personnel problem. These are, first of all, numerous publications on the labor market, employment, unemployment, personnel management, training of workers for various sectors of the economy, middle and higher level personnel in educational institutions of secondary vocational and higher education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ДЕФИЦИТА»

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2713-1742-2024-2-1 УДК 331.5

© ®

Attribution

сс by

ПОДГОТОВКА КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ДЕФИЦИТА

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Крицкая А.А.3, Степанов К.В.4

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2 3Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 4Южный федеральный университет

Аннотация. В Российской Федерации существует значительный кадровый дефицит, важным способом сокращения которого является подготовка кадров. Вот почему их подготовка в условиях кадрового дефицита представляется актуальной проблемой. Цель статьи состоит в рассмотрении дефицита кадров и его снижения за счет их подготовки. Объект исследования -подготовка кадров на разных уровнях образования - в школах, учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Используются такие методы исследования, как статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция.

В процессе исследования получены следующие результаты. Использованы Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года, Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, данные статистики о численность требуемых работников на вакантные рабочие места, о несправедливом разрыве уровня заработной платы учителей и врачей в регионах. Показаны меры по подготовке кадров в школьном, среднем специальном и высшем образовании, опыт некоторых регионов по денежным выплатам победителям олимпиад, школьникам, успешно сдавшим ЕГЭ, получившим медали за учебу. Показано значение для переезда в сельскую местность и небольшие города учителей, врачей, медицинских сестер, фельдшеров, работников культуры программ «Земский учитель», «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский работник культуры», для подготовки кадров бесплатного переобучения и дополнительного профессионального образования, конкурса «Лидеры России», создания специальной кадровой программы «Время героев».

Основной вывод состоит в том, что для снижения кадрового дефицита необходимо увеличивать заработную плату, готовить кадры, повышать производительность труда, уменьшать количество работников за счет внедрения современной техники, привлекать на работу квалифицированных иностранных работников, с партнерами готовить трудовых мигрантов в странах их проживания к приезду в Россию.

Обзор отечественной литературы дает возможность отметить, что существует очень большое количество опубликованных работ, посвященных анализу различным аспектов проблемы кадров. Это, прежде всего, многочисленные публикации о рынке труда, занятости, безработице, управлении персоналом, подготовке рабочих кадров для различных отраслей экономики, кадров среднего и высшего уровня в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова: бюджет, врач, вуз, выплата, дефицит, заработная плата, кадры, колледж, конкурс, культура, медицинская сестра, подготовка, послание, программа, образование, техникум, учитель, фельдшер, школа.

TRAINING OF PERSONNEL IN CONDITIONS OF THEIR SHORTAGE

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Anna A. Kritskaya3, Konstantin V. Stefanov4

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2■ 3South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 4Southern Federal University

Abstract. In the Russian Federation, there is a significant shortage of personnel, an important way to reduce it is through training. That is why their training in conditions of personnel shortage seems to be an urgent problem. The purpose of the article is to consider the shortage of personnel and its reduction due to their training. The object of the research is the training of personnel at differ-

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ent levels of education - in schools, institutions of secondary vocational and higher education. Research methods such as statistical method, comparison, analysis and synthesis, deduction and induction are used.

In the course of the study, the following results were obtained. The Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on February 29, 2024, the State Plan for the Training of Management Personnel for Organizations of the National Economy, statistical data on the number of required workers for vacant jobs, on the unfair gap in the level of salaries of teachers and doctors in the regions were used. Measures for the training of personnel in school, secondary specialized and higher education, the experience of some regions in monetary payments to the winners of Olympiads, schoolchildren who successfully passed the Unified State Exam, who received medals for their studies are shown. The importance of teachers, doctors, nurses, paramedics, cultural workers of the programs «Zemsky Teacher», «Zemsky Doctor», «Zemsky Paramedic», «Zemsky Cultural Worker» for moving to rural areas and small towns, for the training of personnel for free retraining and additional professional education, the competition «Leaders of Russia», the creation of a special personnel program «Time of Heroes» is shown.

The main conclusion is that in order to reduce the shortage of personnel, it is necessary to increase wages, train personnel, increase labor productivity, reduce the number of employees through the introduction of modern technology, attract qualified foreign workers, and prepare labor migrants in their countries of residence for their arrival in Russia with partners.

A review of domestic literature makes it possible to note that there is a very large number of published works devoted to the analysis of various aspects of the personnel problem. These are, first of all, numerous publications on the labor market, employment, unemployment, personnel management, training of workers for various sectors of the economy, middle and higher level personnel in educational institutions of secondary vocational and higher education.

Keywords: budget, doctor, university, payment, shortage, salary, personnel, college, competition, culture, nurse, training, message, program, education, technical school, teacher, paramedic, school.

Введение. В январе 2024 года рабочая сила в Российской Федерации составила 75 млн 262 тыс. человек, в том числе занятые - 73 млн 117 тыс. чел., безработные - 2 млн 145 тыс. чел. По сравнению с январем 2022 года увеличился уровень рабочей силы в возрасте 15-72 лет с 68,1 % до 68,3 %, уровень занятости - с 65,1 % до 66,4 %, уровень безработицы снизился с 4,4 % до 2,8 % [1]. Вместе с тем существует кадровый дефицит.

Результаты. Обсуждение. В 2022 году в нашей стране численность требуемых работников на вакантные рабочие места составила 1 950 820 человек, 5,9% от списочного количества работников. Удельный вес потребности в работниках для замещения вакантных мест в общем числе рабочих мест был равен:

- специалисты высшего уровня квалификации -4,3 %, в том числе в здравоохранении - 10,3 %, специалисты среднего уровня квалификации -

5,1 %;

- служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием -

4,8 %;

- работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности - 7,7 %;

- квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства

- 7,2%, в том числе лесоводы и работники родственных занятий - 12,2 %;

- квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий - 7 %;

- операторы производственных установок и машин, сборщики и водители - 5,7 %;

- неквалифицированные рабочие - 6,5 %, в том числе неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте - 9,1 %.

Больше всего требовалось работников на вакантные рабочие места в деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (14,6 %), деятельности по операциям с недвижимым имуществом (13 %), административной деятельности и сопутствующим дополнительным услугам (10,9 %), производстве одежды (10,6 %), государственном управлении и обеспечении военной безопасности; социальном обеспечении (10,2 %) [2].

Существует дефицит кадров в строительстве в связи с ростом объема строительства и оттоком трудовых мигрантов. До пандемии в строительстве работали 30 % всех иностранных работников. Среди строителей, которые требуются, преобладают бетонщики, арматурщики, монолитчи-ки (40 %), специалисты по отделочным работам (20 %), сварщики, каменщики (по 12 %), дорожные рабочие (5 %). В строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях занято 12 млн человек, в строительстве имеются 185472 вакансии. До 2030 года в строительство планируется привлечь 400 тыс. человек [3].

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Значительное внимание кадрам уделено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года в связи с тем, чтобы нынешние молодые люди стали профессионалами, готовыми трудиться в экономике. Для решения кадровой проблемы создан новый национальный проект «Кадры» [4].

Президент подчеркнул необходимость укрепления связи всех уровней образования от школы до вуза, которые должны работать на общий результат. Должно быть обязательное участие работодателей в этом процессе.

Важным является вопрос о создании дополнительной мотивации для работы молодых специалистов в школах, для перспективы их профессионального и карьерного роста. Целевым образом из федерального бюджета выделяется более 9 млрд руб. на обновление инфраструктуры педагогических вузов. В федеральных округах предстоит открыть 12 перспективных образовательных школ лидерского уровня. Выпускникам школ предоставляется возможность по выбору самого ученика пересдать ЕГЭ по одному из предметов до конца приемной компании в вузы, чтобы они могли успеть подать документы с учетом пересдачи.

Некоторые регионы осуществляют денежные выплаты для победителей олимпиад, школьников, успешно сдавших ЕГЭ, получивших медали за учебу. В Ямало-Ненецком автономном округе за золотую медаль выплачивают 20 тыс. руб., за серебряную - 15 тыс. руб., победителям Всероссийских олимпиад и учителям, которые их подготовили, - 300 тыс. руб., призерам и их педагогам -150 тыс. руб., победителям на региональном уровне и их педагогам - 30 тыс. руб. за золотую и 15 тыс. руб. за серебренную и бронзовую медаль. Как правило, выпускники тратят эти деньги на оплату учебы в университетах. Регион компенсирует оплату учебы в вузе в сумме 150 тыс. руб. в год отличникам, 80% цены учебы при наличии по итогам семестра оценок «хорошо» и «отлично». В Башкирии школьникам за 100 баллов по ЕГЭ выплачивают 150 тыс. руб., если они поступают в местные вузы, являющиеся участниками Евразийского научно-образовательного центра. Учителям за 100 баллов по ЕГЭ за подготовку школьников платят 50 тыс. руб. Педагоги в Краснодарском крае, Крыму, Тюмени, Якутии за подготовку школьников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, получают 100 тыс. руб., в Саратовской области - 50 тыс. руб. В Омске, при условии, что выпускники станут первокурсниками местных вузов, при наличии 270 баллов и выше при сдаче ЕГЭ выплачивается 120 тыс. руб., от 260 до 269 баллов - 60 тыс. руб., от 250 до 259 баллов - 42 тыс. руб., от 240 до 249 баллов - 30 тыс. руб. [5].

С 2020 года действует программа «Земский учитель», по которой единовременную выплату в размере 1 млн руб., на Дальнем Востоке - 2 млн руб. получают педагоги, которые переезжают работать в сельскую местность и города с насе-

лением до 50 тыс. человек. Участниками программы являются учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, не старше 55 лет, которые отвечают квалификационным требованиям. Нужно устроиться в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку. После заключения договора необходимо работать пять лет.

Президент отметил, что во всех школах существует система профессиональной ориентации, в рамках которой школьники с шестого класса могут познакомиться с разными специальностями [4]. Предложено руководителям предприятий, научных и медицинских центров приглашать к себе школьников для ознакомления с предприятиями и центрами.

До 2030 года планировалось построить 25 университетских кампусов. Президент предложил построить не менее 40 таких студенческих городков, в которых студенты, аспиранты, преподаватели, молодые семьи могли учиться, работать и воспитывать детей. Выделяется на эти цели 400 млрд руб. С 01 сентября 2024 года в пилотном проекте повышается оплата труда преподавателей фундаментальных дисциплин на первых курсах. Потребуется 1,5 млрд руб., затем - 4,5 млрд руб.

На шесть лет продлена программа «Приоритет-2030», для финансирования которой дополнительно выделяется 190 млрд. руб. Критериями эффективности являются кадровые и технологические проекты с регионами, отраслями экономики и социальной сферы, создание реально работающих инновационных компаний и старта-пов, привлечение иностранных студентов.

Оценивать работу вузов, колледжей и техникумов будут по тому, как востребованы их выпускники, растут заработные платы. Для увеличения эффективности и перевооружения производства на базе вузов создано 30 инженерных школ, в 2024 году будет создано 20, предусмотрено создать еще 50. Эти 100 инженерных школ будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, социальной сфере.

Реализуется программа бесплатного переобучения и дополнительного профессионального образования. Программа предназначена для людей, которые обращаются в службу занятости в поисках работы, инвалидов, родителей, опекунов, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В 2023 году прошли обучение более 150 тыс. человек, в 2024 году предусмотрено в федеральном бюджете свыше 6 млрд руб.[6].

В области культуры в 2025 году начнет действовать программа «Земский работник культуры». Специалист, который переедет на работу в село, малый город, получит единовременную выплату

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

в 1 млн руб., на Дальнем Востоке, в Донбассе и Новороссии - 2 млн руб. [4].

В здравоохранении дефицит составляет 25-30 тыс. врачей и более 50 тыс. медицинских сестер и фельдшеров. Осуществляются программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» для медицинских специалистов, которые приезжают на работу в сельские населенные пункты с населением менее 50 тыс. человек. В 2023 году 6,7 тыс. медицинских работников стали участниками программ - 4,5 тыс. врачей и 2,2 тыс. медицинских сестер и фельдшеров. Всего за 12 лет существования программ в сельские амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, врачебные кабинеты пришли работать 65 тыс. медицинских работников. Единовременная компенсационная выплата в сельских населенных пунктах и городах с населением меньше 50 тыс. человек составляет для врачей 1 млн руб., фельдшеров и медицинских сестер - 500 тыс. руб., на удаленных и труднодоступных территориях - соответственно 1,5 млн руб. и 750 тыс. руб., на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Арктической зоне - 2 млн и 1 млн руб. Единовременную компенсацию могут получать также выпускники медицинских вузов и колледжей, которые после получения диплома вернулись работать в свой населенный пункт, в котором зарегистрированы по месту жительства. Они должны заключить договор с лечебным учреждением, обязаны отработать в нем не менее пяти лет [7].

Увеличены выплаты медицинским работникам в городах с населением от 50 тыс. до 100 тыс. чел. -врачи дополнительно получают ежемесячно 29 тыс. руб., средний медицинский персонал -13 тыс. руб., с населением менее 50 тыс. человек - соответственно 50 тыс. и 30 тыс. руб. [8].

В Послании Президент отметил несправедливый разрыв заработной платы учителей и врачей в регионах. Для примера приведем данные о средней заработной плате педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной собственности в разных федеральных округах за январь - сентябрь 2023 года. Московская область - 71231 руб. и Ивановская - 31283 руб.; Ленинградская - 56861 и Псковская - 34027; Краснодарский край - 41736 и Республика Крым -33479 руб.; Ставропольский край - 36329 и Ингушетия - 25 599 руб.; Татарстан - 49232 руб. и Мордовия - 31954 руб.; Тюменская область -57345 руб. и Курганская - 36916 руб.; Красноярский край - 62908 руб. и Алтайский - 37950 руб.; Приморский край - 59635 руб. и Забайкальский -39754 руб.

Средняя заработная плата значительно больше с учетом коэффициентов в северных регионах, например, Чукотском автономном округе -139946 руб., Ямало-Ненецком - 126168 руб., а также в Москве - 110009 руб.

Средняя заработная плата врачей также значительно различается в регионах. Так, например, в

Центральном федеральном округе она была равна в Калужской области 98876 руб., в Ивановской - 61103 руб., в Южном федеральном округе: в Астраханской области - 74894 руб., в Калмыкии - 57488 руб. [9].

В Послании обращается особое внимание подготовке управленческих кадров из числа ветеранов, солдат и офицеров - участников специаль-н о й военной операции, имеющим высшее образование и управленческий опыт. Для них в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации создана специальная кадровая программа «Время героев», которая осуществляется по стандартам Высшей школы государственного управления академии и конкурса «Лидеры России». Ветераны и участники специальной военной операции могут в приоритетном порядке получить высшее образование, гражданскую специальность в ведущих российских вузах [4].

С 2017 года проводится конкурс «Лидеры России» с целью поиска, развития и поддержки перспективных руководителей в экономике и государственном управлении. Могут участвовать в конкурсе российские и иностранные граждане в возрасте до 55 лет с опытом управления от двух лет. В 2024 году победителями конкурса стали 102 управленца из 31 региона, Бельгии и Сербии. Они получили 1 млн руб. для обучения в российских вузах, пройдут годичную стажировку у наставников - ведущих управленцев, имеют возможность участвовать в программе развития кадрового управленческого резерва Высшей школ ы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Заявки для участия в конкурсе подавали 160 тыс. человек. За период проведения конкурса назначение на высшие должности получили 470 участников. Среди победителей конкурса - 5 губернаторов, 10 мэров городов, 6 первых заместителей и заместителей федеральных министров [10].

Необходимо отметить, что существует Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, который предусматривает подготовку управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства в российских образовательных учреждениях, ведущих организациях народного хозяйства и за рубежом, в том числе в рамках взаимных обменов с иностранными государствами; направление на конкурсной основе на переподготовку, повышение квалификации ежегодно не менее 5 тыс. специалистов; отбор на конкурсной основе российских образовательных учреждений [11].

Мероприятия Государственного плана финансируются за счет средств федерального и региональных бюджетов, средств организаций народного хозяйства, собственных средств специалистов. За 1998-2022 годы более 112 тыс.

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

специалистов прошли подготовку в российских вузах, 16,4 тыс. стажировались на ведущих зарубежных предприятиях в 25 странах, 890 зарубежных менеджеров прошли стажировку в России в рамках взаимных обменов, 10 % выпускников создали 3 тыс. предприятий, было создано 85 тыс. новых рабочих мест, суммарный экономический эффект от реализации проектов вы-

пускников в рамках обучения и стажировок составил 50 млрд руб. [12].

Заключение. Необходимо отметить, что подготовка рабочих и управленческих кадров, специалистов в образовательных организациях разного уровня дает возможность для снижения кадрового дефицита.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. URL : rosstat.gov.ru

2. Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. URL : rosstat.gov.ru

3. Жандарова И. Попали в кадр / И. Жандарова, М. Трубилина // Российская газета. 2024. 15 марта.

4. Россия: фронт работ // Российская газета. 2024. 01 марта.

5. Миллион за IQ //Российская газета. 2024. 14 марта.

6. Кузьмин В. Кадры и квоты / В. Кузьмин // Российская газета. 2024. 27 февраля.

7. Невинная И. Врач приедет / И. Невинная // Российская газета. 2024. 15 марта.

8. Герейханова А. Рецепт для врача / А. Герейханова // Российская газета. 2024. 15 февраля.

9. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2023 года. URL : rosstat.gov.ru

10. Мисливская Г. Совет наставнику / Г. Мисливская // Российская газета. 2024. 26 февраля.

11. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». URL : https://ivo.garant.ru

12. Президентская программа подготовки управленческих кадров // Российская газета. 2022. 25 ноября.

References:

1. Labor Force, Employment and Unemployment. URL : rosstat.gov.ru

2. Labor and employment in Russia. 2023. Statistical Collection. URL : rosstat.gov.ru

3. Zhandarova I. Got into the frame / I. Zhandarova, M. Trubilina // Rossiyskaya gazeta. 2024. March 15.

4. Russia: Front of Work // Rossiyskaya Gazeta. 2024. March 01.

5. Million for IQ // Rossiyskaya Gazeta. 2024. March 14.

6. Kuzmin V. Personnel and quotas / V. Kuzmin // Rossiyskaya gazeta. 2024. February 27.

7. Nevinnaya I. Doctor will come // Rossiyskaya gazeta. 2024. March 15.

8. Gereykhanova A. Recept for a doctor // Rossiyskaya gazeta. 2024. February 15.

9. Results of Federal Statistical Observation in the Field of Remuneration of Labor of Certain Categories of Workers in the Social Sphere and Science for January-September 2023. URL : rosstat.gov.ru.

10. Mislivskaya G. Sovet pustitu [Advice to mentor]. 2024. February 26.

11. Decree of the President of the Russian Federation of July 23, 1997 № 774 «On Training of Management Personnel for Organizations of the National Economy of the Russian Federation». URL : https://ivo.garant.ru

12. Presidential program for training managerial personnel // Rossiyskaya gazeta. 2022. November 25.

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации anaverin1947@mail.ru

ОЯСЮ https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

об авторах

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy Sciences,

Professor,

Russian Academy

of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation anaverinl 947@mail.ru

ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

© Аверин А.Н., Понеделков А.В., Крицкая А.А., Степанов К.В. 125

— ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

ponedelkov@unu.ranepa.ru

Крицкая Анна Александровна

кандидат политических наук, доцент,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

https://orcid.org/0000-0001-5890-0528

kritskaya-aa@ranepa.ru

Степанов Константин Владимирович

кандидат юридических наук, доцент,

Южный федеральный университет ОЯСЮ 0009-0004-2534-8916 stepanov@roka-sovetnik.com

Alexander V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration and Public Service under the President of the Russian Federation ponedelkov@unu.ranepa.ru

Anna A. Kritskaya

Candidate of Political Sciences, Associate Professor,

South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration and Public Service under the President of the Russian Federation https://orcid.org/0000-0001-5890-0528 kritskaya-aa@ranepa.ru

Konstantin V. Stepanov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Southern Federal University ORCID 0009-0004-2534-8916 stepanov@roka-sovetnik.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.