готовку высококвалифицированных инже- в ЛИИВТе-ЛИВТе-СПГУВКе подготовлено
нерных кадров — гидротехников широкого 7286 инженера-гидротехника и 429 инжене-
профиля по проектированию, строительству ров по комплексному использованию и охра-
и эксплуатации водных путей, портов и гид- не водных ресурсов. Выпускники факультета
ротехнических сооружений, а также инже- востребованы как в системе внутреннего вод-
неров по комплексному использованию и ного транспорта и гидротехнического строи-
охране водных ресурсов. За 79 лет суще- тельства, так и в других отраслях народного
ствования гидротехнического факультета хозяйства страны.
Список литературы
1. Ляхницкий В. Е. 130 лет высшей технической школы водного транспорта. — М.: Водный транспорт,1939.
2. Ленинградский институт инженеров водного транспорта. XXV лет (1930-1955). — Л.: ЛИ-ИВТ, 1956.
3. Перевязкин Ю. А. Гидротехника и гидротехнический факультет // Водные пути и гидротехнические сооружения. — СПб.: СПГУВК, 1999.
4. Гапеев А. М., Кононов В. В. История гидротехники и гидротехнического факультета СПГУВК: учеб. пособие. — СПб.: СПГУВК, 2006.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
TRAINING SPECIALISTS FOR RUSSIAN FLEET AND MAIN STAGES IN HISTORY OF SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF WATER COMMUNICATIONS
Данная статья посвящена подготовке кадров российского гражданского флота, становлению и развитию высшего образования в области водных коммуникаций. Предпосылки формирования государственной системы подготовки кадров для водных коммуникаций начали складываться в XVIII в. В статье раскрыта периодизация истории Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, которая в основном совпадает с историей российского высшего образования в данной области. g This article is devoted to the training specialists for Russian marine fleet, establishment and development
E higher education in the field of waterway communications. Preconditions of creating state system of training
00 specialists for waterway communications appeared in the XVIII th century. The article gives main stages of history
240 of Saint-Petersburg State University of Water Communications which in general coincide with the history of Russian higher education in this field.
Ключевые слова: история водного транспорта, транспортное образование, Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений, ЛИВТ, СПГУВК.
Key words: history of waterway transport, transport education, Corps of Engineers of Waterway and Land Communications, Leningrad Institute of Water Transport, SPBUWC.
В. Г. Павенков,
канд. ист. наук, доц., СПГУВК
РАЗВИТИЕМ Российского государства, расширением его территории вопрос о водных коммуникациях как наиболее эффективных приобретает все большее значение. В Уложении 1649 г. имеется закон об охране судоходства. Систематическая деятельность в этом направлении начинается при Петре I, что связано в огромной мере с заботами о преуспевании торговли и промышленности. Петр I не только обеспечил выход России к Балтийскому морю, но и положил начало важнейшим каналам, соединяющим его с Каспийским морем. Учрежденная им Коммерц-коллегия должна была наблюдать также за производством работ по «водяным сообщениям».
Создание российского флота началось зимой 1696 г. в Воронеже. Благодаря этому флоту, прошедшему по р. Северный Донец и Дон, в июне 1696 г. была взята турецкая крепость Азов. В 1700 г. в связи с началом Северной войны началось строительство флота в Лодейном Поле. Флот был необходим не только для военных, но и для гражданских целей. Без флота невозможно было осуществлять ни внутреннюю, ни внешнюю торговлю. Строительство и эксплуатация флота требовали подготовки соответствующих кадров.
Начало транспортному образованию было положено Указом Петра I от 14 января 1701 г. об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук. Так была обозначена первая веха в истории образования в области водных коммуникаций. С июня 1701 г. Школа была размещена в предназначенной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухаревой) башне1. Во главе Школы был поставлен боярин Ф. А. Головин. В ней обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию. Высшей ступенью считались морские науки: навигация, астрономия, география. К лету 1702 г. в ней насчитывалось 180, а к январю 1703 г. —
уже 300 учеников. Это были в основном дети
" 2 дворян и гвардейских солдат2.
В 1708 г. издается первый учебник по судовождению и строительству водных путей
«Книга о способах, творящих восхождение рек свободное»3. Основав Санкт-Петербург как город будущей морской славы России, Петр I в 1715 г. переводит 200 учеников старших классов московской Школы математических и навигационных наук в Санкт-Петербург и учреждает Морскую академию для подготовки кадров для военно-морского флота России. Таким образом, при Петре I началось создание предпосылок государственной системы подготовки кадров для водных коммуникаций.
В второй половине XVIII в. актуальной задачей оставалось расширение подготовки кадров для водного транспорта. Первая попытка создания системы среднего специального образования на водном транспорте предпринимается в царствовании Екатерины II. В 1769 г. Адмиралтейская коллегия представила императрице свои соображения о создании средних учебных морских заведений «для снабжения шкиперами и штурманами купеческих судов». В 1786 г. такие учебные заведения создаются в Санкт-Петербурге и Архангельске. Так возникло первое в СевероЗападном регионе торгово-мореходное учебное заведение — Водоходное училище Санкт-Петербургской губернии.
В Положении о Водоходном училище говорилось: «Учреждаемое в городе Санкт-Петербурге Водоходное училище служит для всех желающих жителей сего города и губернии его уездных городов так, что дети их будут обучаемы наукам, к водоходству потребным, без всякой оплаты». В правилах приема в училище указывалось: «Принимать в Водоходное училище таких учеников, которые кончили первую и вторую часть арифметики, предписанную в народных училищах, и положили правильное основание в языке российском». Учебная программа теперь предусматривала изучение географии, морских карт, геометрии, тригонометрии плоской п
Г
и сферической, навигации, краткого понятия с о морском праве, изложенного в Водоход- 3
ном уставе, «бухгалтерства на итальянский ^241 образец», немецкого и английского языков. Размещалось училище в двухэтажном доме
1 Снегирев И. М. Сухарева башня в Москве // Русские достопамятности. М., 1877. X I. С. 65.
2 Германчук В. Три века морского образования в России //
За кадры верфям. 2007. № 3. С. 2.
3 Книга о способах, творящих восхождение рек свободное. СПб., 1708. ФГУ «Российская государственная библиотека». Коллекция книг гражданской печати XVIII в.
II университета
'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации
в Литейной части Санкт-Петербурга, рядом с Пантелеймоновской церковью.
Император Павел I в области транспортной политики сохранил полную преемственность. В 1797 г. он учредил должность главного директора водяных коммуникаций. Им был назначен Я. Е. Сиверс, который хорошо разбирался в гидротехническом строительстве. Кстати, и сам термин «водяные коммуникации» также впервые появляется при Павле I. В 1798 г. указом Павла I был образован Департамент водяных коммуникаций — орган государственного управления на речном транспорте. Кроме департамента учреждается Экспедиция устроения дорог. Вся территория страны разделяется на 10 транспортных округов.
Для строительства и эксплуатации водяных и сухопутных путей сообщений необходимы были инженеры. Поэтому 20 ноября (2 декабря) 1809 г. вышел Манифест императора Александра I, которым были учреждены Управление водяными и сухопутными сообщениями и «для образования способных исполнителей» Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Это означает, что Институт должен готовить кадры для Корпуса инженеров путей сообщения.
9 сентября 1810 г. в «Санкт-Петербург -ских ведомостях» было опубликовано объявление о приеме в институт. Экзамены проводились в октябре. По результатам экзаменов отобрали 40 человек. Занятия начались 1 ноября 1810 г. Институт был открыт торжественным молебном, после которого учащиеся были распределены по двум группам (бригадам): водных и сухопутных путей сообщения.
Первым руководителем института был назначен испанец Августин Бетанкур (1758— 1824). Бетанкур был приглашен в Россию, так как обладал опытом создания родственного учебного заведения — Школы инженеров дорог и мостов в Испании. Он приобрел известность как автор первого учебника по основам машиностроения — Курс построения машин, ставший на полвека настольной книгой всех европейских инженеров1.
1 Боголюбов А. Н., Павлов В. Е., Филатов Н. Ф. Августин Бетанкур (1758-1824). Ученый, инженер, архитектор, градостроитель. Н. Новгород: ННГУ, 2002. С. 98-99.
А. Бетанкур так сформулировал основную цель Института Корпуса инженеров путей сообщения: «...снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству работ в Империи... Воспитанники института должны быть знакомы с основными началами наук и практическими приложениями к инженерному искусству».
С 1809 г. история российского высшего образования в области водных коммуникаций совпадает в основном с периодизацией истории СПГУВК и делится на два основных этапа и десять периодов. Первый этап (1809-1930) — становление российской транспортной науки и высшего образования в области водных коммуникаций — включает пять периодов:
1. 1809-1823 гг. Становление Института Корпуса инженеров путей сообщения как открытого гражданского учебного заведения, готовившего инженеров-поручиков для строительства и эксплуатации водных путей.
2. 1823-1864 гг. Преобразование института в закрытое военно-учебное заведение по типу кадетского корпуса. В учебный план вводятся курсы военных наук (фортификация и артиллерия) и гражданский курс (построение железных дорог, 1835).
3. 1864-1900 гг. В 1864 г. в связи с развитием предпринимательства и появлением частных судовладельческих компаний возрастает необходимость в расширении подготовки специалистов гражданского профиля. Происходит реформирование института в открытое учебное заведение. В 1877 г. Институту присваивается имя императора Александра I. В институте устанавливается 5-летний срок обучения, начинается издание своих научных сборников, разрабатывается программа пор-тостроительных работ.
4. 1900-1917 гг. В начале XX в. Институт инженеров путей и сообщения императора Александра I продолжает оставаться единственным транспортным высшим учебным заведением в стране. В 1903 г. ученый совет принимает решение об усилении внимания к изучению экономических вопросов в специальных дисциплинах. В 1907 г. открывается учебная гидротехническая лаборатория.
МОРСКИЕ ТОРГОВЫЕ ШКОЛЫ В РОССИИ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ МОРСКИХ школ
Сокращенные названии населенных пунктов Нас-Каи пэра ни А - Ангеон БЛ-БалтийскилПор? M Mai1 нусхоф Ар - Аренсбург Ник -Николаен Д - Донданген Хр -Херсон В -Виндава Г П-Гола* Пристань Л Э Лоуб Эсерн-_Таг -Таганрог
Подготовительные школы Морские двухклассную школы Морские трехклассные школы ■ .-.л?;' ■:
объединенные с подготовительной школой
объединенные с подготовительной школой
Ц_|кольг каботажного плавания
Школы дальнего плавания
.г-'1-' "i: г-.': ■■■ " ?!".[-: диненные с подготовительной школой
Школы, механиков без практического курса
Школы дальнего плавания и механиков объединенные'с прак' тииеским* курсом
Школы дальнего плавания и мег./.. ■.. ,,.......,. ,: ■
витальной школ'ой и практические курсом
Морские торговые школы с отделениями дальнего плавания и механическим отделением с практическим курсом
Школы мореходные и коммерческие (деа подготовительных клз сса ¡1 отделения мореходное и коммерческое.)
Рис. 1. Сеть невоенных морских и речных учебных заведений в Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв.
5. 1918-1930 гг. После октября 1917 г. в сложных условиях революционного времени начинается перестройка работы института с учетом новых требований. При институте открывается Петроградская школа техников
_W
[203
путей сообщения (1918) В 1920 г. в институте учреждаются факультеты: сухопутных сообщений, водных сообщений и инженерных сооружений. Петроградский институт (с 1924 г. — Ленинградский) инженеров путей
сообщения увеличивает прием студентов за счет детей рабочих и крестьян, для которых создается рабфак.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России существовало более 30 невоенных гражданских морских и речных средних учебных заведений, которые обеспечивали кадрами российские флоты, дислоцированные на Балтийском, Черном, Каспийском и Белом морях (рис. 1) 1
В период Первой мировой и Гражданской войн значительная часть невоенных морских и речных средних учебных заведений была закрыта. В 1930-е гг. в связи с индустриализацией снова выросла потребность не только в техниках, но и инженерах-транспортниках.
Начался второй этап в истории высшего транспортного образования. На данном этапе началось развитие ЛИВТа как самостоятельного учебного и научного учреждения. На втором этапе нами выявлены пять периодов:
1. 1930-1941 гг. В 1930 г. Ленинградский институт инженеров путей сообщения реорганизован в четыре самостоятельных учебных заведения по видам транспорта: Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ), Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ). В довоенный период развития ЛИИВТа расширяется подготовка кадров по новым специальностям. Создание гидротехнического, механического и эксплуатационного факультетов ЛИИВТа. В 1934 г. был создан инженерно-экономический факультет. В 1938 г. на базе механического факультета были созданы механизаторский и судомеханический факультеты.
2. 1941-1944 гг. В связи с началом Великой Отечественной войны принимается
" решение об эвакуации ЛИИВТа в г. Горький
и
= (Нижний Новгород). Сотрудники и студенты
Л
00 ЛИИВТа героически сражаются на фронтах
Великой Отечественной войны. В г. Горький образуется Объединенный Горьковский и Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
3. 1945-1958 гг. Возвращение института в Ленинград, расширение подготовки специалистов и развитие научных исследований, направленных на восстановление и совершенствование водного транспорта. В 1955 г. открытие кораблестроительного и электромеханического факультетов.
4. 1959-1993 гг. В 1959 г. состоялось объединение ЛИИВТа с Центральным научно-исследовательским институтом речного флота (ЦНИИРФ) в Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ). Таким образом, отраслевая наука была объединена с подготовкой специалистов. В 1960 г. в ЛИВТ вошел Экспериментально-исследовательский завод (ЭИЗ). В 1962-1963 гг. были созданы Киевский и Московский филиалы ЛИВТа. В 1964 г. на базе Московского филиала открылся Московский институт инженеров водного транспорта. В 1968 г. при ЛИВТе был создан Вычислительный центр пароходств северо-западных бассейнов Минречфлота РСФСР. В 1980 г. ЛИВТ был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
5. 1993-2009 гг. В 1993 г. ЛИВТу был присвоен статус технического университета и он получил новое название — Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПГУВК). В 1994 г. был создан юридический факультет, в 2000 г. — гуманитарный факультет и факультет информационных технологий. В 2000 г. включен в состав СПГУВК Санкт-Петербургский колледж водного транспорта. В 2005 г. СПГУВК награжден Дипломом лауреата конкурса в номинации «100 лучших вузов России».
На всех этапах 200-летней истории СПГУВК осуществлял подготовку высококвалифицированных кадров. Сегодня университет функционирует как отраслевой учебный комплекс непрерывного флотского образования для речного транспорта, в состав которого входят 13 факультетов, 52 кафедры, учебные и научные центры, а также Колледж инновационных технологий специалистов флота.
1 Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. М.: Изд. АН СССР, 1959. С. 216.
Список литературы
1. Брандт А. А. Столетний юбилей пароходного дела в России (1815-1915). — Пг.: Теплоход,
2. Бюллетень Союза преподавателей Петроградского института инженеров путей сообщения. — Пг., 1918. — № 1.
3. Глащенков Г. А., Павлов В. Е. Ректоры Петербургского государственного института инженеров путей сообщения (1809-1989). — СПб.: СПбГУПС, 1997.
4. История железнодорожного транспорта России: в 2 т. / под ред. Красковского [и др.]. — СПб.: СПбГУПС, 1994.
5. Карейша С. Д. История института с 1905 по 1934 год (Посмертный труд проф. С. Д. Карей-ша по заказу В. И. Романова). — Л.: ЛИИЖТ, 1933/34.
6. Ленинградский ордена Ленина институт им. акад. Образцова 1809-1959 / под ред. И. В. Вевиоровского [и др.]. — М: Трансжелдориздат, 1960.
7. Ленинградский институт инженеров путей сообщения. Наш путь. К десятилетию Октября. 1917-1927 гг. — Л: ЛИИПС, 1928.
8. Ляхницкий В. Е. 130 лет водного транспорта. — Л.: ЛИИВТ, 1940.
9. Петроградский институт инженеров путей сообщения // Бюллетень Союза преподавателей. — Пг., 1918-1919 — № 1.
10. Пузыревский Н. П. Водные и железнодорожные сообщения в освещении статистических данных. — СПб., 1909.
1917.
во
о X 3