Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА АРМИИ В ГРАЖДАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.КАЗАНИ В 1920-Е ГОДЫ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА АРМИИ В ГРАЖДАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.КАЗАНИ В 1920-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вооруженные Силы / кадры начальствующего состава запаса / учебные заведения высшего и среднего образования / учебные планы и программы / The Armed Forces / personnel of the commanding staff of the reserve / educational institutions of higher and secondary education / curricula and programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыров Басир Гаптельбариевич

Подготовка кадров начальствующего состава запаса для Вооруженных Сил в 1920-е годы имела большое значение. Были созданы учебные отделения военной подготовки в ряде учреждений высшего и среднего образования. В них были подготовлены кадры командиров и политработников запаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL OF THE COMMANDING STAFF OF THE ARMY IN CIVILIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAN IN THE 1920s

The training of personnel of the commanding staff of the reserve for the Armed Forces in the 1920s was important. Military training departments have been established in a number of institutions of higher and secondary education. They trained cadres of commanders and political workers of the reserve.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА АРМИИ В ГРАЖДАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.КАЗАНИ В 1920-Е ГОДЫ»

Литература:

1. Клюев А.К. Структуры развития вуза: научно-образовательные центры // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5 (63). С. 64-70.

2. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: утверждена постановлением Правительства РФ от 28.07.2008. № 568.

3. Бахлов И.В., Напалкова И.Г. Научно-образовательные центры вузов: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации высшего образования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2011. № 1 (13). С. 51-56.

4. Кузнецова Е.А. Научно-образовательные центры мирового уровня как новые формы кооперации науки, образования, бизнеса / / Современная экономика: проблемы и решения. 2021. № 6 (138). С. 45-56.

5. Печаткин В.В. Формирование научно-образовательных центров мирового уровня в регионах России как инструмент повышения конкуренто-устойчивости территорий // Экономические отношения. 2019. Том 9. №4. С. 3075-3086.

6. Вильданов И.Э., Сафин Р.С. Научно-образовательные центры как основа реализации экосистемного подхода в техническом вузе Новое в психолого-педагогических исследованиях // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 1 (68). С. 136-148.

7. Анисимова В.Ю., Гаффарлы Э.Л. Анализ финансирования и роли научно-образовательных центров в ведущих российских университетах / / Вестник высшей школы. 2008. № 7. С. 27.

8. Пучкова М.В. Научно-образовательные центры, как фактор развития инновационной экономики (правовые аспекты)//Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 137-147.

9. Дежина И.Г., Пономарев А.К. Университеты в условиях перехода к новой модели технологического развития//Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 4. С. 55-70.

10. Захарова В.В. Научно-образовательный центр как инструмент развития неоиндустриальной специализации регионов России // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 5. С. 763-774.

References:

1. Kljuev A.K. Struktury razvitija vuza: nauchno-obrazovatel'nye centry / / Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2009. № 5 (63). S. 64-70.

2. Federal'naja celevaja programma «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2009-2013 gody: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 28.07.2008. № 568.

3. Bahlov I.V., Napalkova I.G. Nauchno-obrazovatel'nye centry vuzov: problemy i perspektivy razvitija v uslovijah modernizacii vysshego obrazovanija / / Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. 2011. № 1 (13). S. 51-56.

4. Kuznecova E.A. Nauchno-obrazovatel'nye centry mirovogo urovnja kak novye formy kooperacii nauki, obrazovanija, biznesa // Sovremennaja jekonomika: problemy i reshenija. 2021. № 6 (138). S. 45-56.

5. Pechatkin V.V. Formirovanie nauchno-obrazovatel'nyh centrov mirovogo urovnja v regionah Rossii kak instrument povyshenija konkurento-ustojchivosti territorij // Jekonomicheskie otnoshenija. 2019. Tom 9. №4. S. 30753086.

6. Vil'danov I.Je., Safin R.S. Nauchno-obrazovatel'nye centry kak osnova realizacii jekosistemnogo podhoda v tehnicheskom vuze Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledo-vanijah. 2023. № 1 (68). S. 136-148.

7. Anisimova V.Ju., Gaffarly Je.L. Analiz finansirovanija i roli nauchno-obrazovatel'nyh centrov v vedushhih ros-sijskih universitetah / / Vestnik vysshej shkoly. 2008. № 7. S. 27.

8. Puchkova M.V. Nauchno-obrazovatel'nye centry, kak faktor razvitija innovacionnoj jekonomiki (pravovye aspekty)//Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2018. № 4. S. 137-147.

9. Dezhina I.G., Ponomarev A.K. Universitety v uslovijah perehoda k novoj modeli tehnologicheskogo razviti-ja//Upravlenie naukoj: teorija i praktika. 2023. T. 5. № 4. S. 55-70.

10. Zaharova V.V. Nauchno-obrazovatel'nyj centr kak instrument razvitija neoindustrial'noj specializacii regionov Rossii // Kreativnaja jekonomika. 2020. T. 14. № 5. S. 763-774.

УДК 378 EDNIWIMLV

Б.Г. Кадыров

ПОДГОТОВКА КАДРОВ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА АРМИИ В ГРАЖДАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.КАЗАНИ В 1920-Е ГОДЫ

Подготовка кадров начальствующего состава запаса для Вооруженных Сил в 1920-е годы имела большое значение. Были созданы учебные отделения военной подготовки в ряде учреждений высшего и среднего образования. В них были подготовлены кадры командиров и политработников запаса.

Ключевые слова: Вооруженные Силы, кадры начальствующего состава запаса, учебные заведения высшего и среднего образования, учебные планы и программы

Для цитирования: Кадыров Б.Г. Подготовка кадров начальствующего состава армии в гражданских учебных заведениях г. Казани в 1920-е годы// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С.139-143. EDN IWIMLV.

B.G. Kadyrov TRAINING OF PERSONNEL OF THE COMMANDING STAFF OF THE ARMY IN CIVILIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAN IN THE 1920s

The training of personnel of the commanding staff of the reserve for the Armed Forces in the 1920s was important. Military training departments have been established in a number of institutions of higher and secondary education. They trained cadres of commanders and political workers of the reserve.

Keywords: The Armed Forces, personnel of the commanding staff of the reserve, educational institutions of higher and secondary education, curricula and programs

For citation: Kadyrov B.G. Training of personnel of the commanding staff of the army in civilian educational institutions of Kazan in the 1920s // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.139-143. EDN IWIMLV.

Введение

Мы часто обращаемся к прошлому, видя в этом источник нашей уверенности правильной оценки сегодняшнего дня. Это обращение есть наша потребность найти свое место и предназначение между прошлым и будущим. Это проверка положений, ценностей, принципов решения проблем, которые были апробированы историей. Процессы, которые идут сегодня в обществе, нуждаются в осмыслении накопленного опыта предшествующих (пусть даже недавних) исторических периодов. Анализ этого опыта невозможен без его критического восприятия [2, с.14]. В таком подходе - ключ к осознанию целого ряда проблем (вчерашних и сегодняшних).

Одним из значимых институтов государства являются Вооруженные Силы, важнейшей задачей которых является осуществление государственной политики средствами вооруженного насилия. Безусловно, это требует тесной связи армии с социумом, формирования со стороны общества уважительного отношения к армии, воспитания любви к родине, к отечеству. И здесь роль командно-политических кадров армии и флота очень значима. Опыт советского государства ясно показывает, что достижения, преодоленные трудности в ходе решения различных проблем, недостатки и нерешенные вопросы в военной сфере являются ценными и важными. Успехи, достигнутые сегодня страной по укреплению обороноспособности, конечно, не устраивают ее противников [3, с.11].

Безусловно, важность теоретического анализа проблемы подготовки командно-

политических кадров в 20-е годы связана с тем, что решение этого вопроса заметно повлияло на дальнейшее становление и функционирование военно-учебных заведений страны. Кроме того, 1920-е годы в политической истории советского государства - это время формирования нового общественного устройства страны, коренных изменений многих сторон жизни людей. Постижение этого опыта, в том числе в сфере подготовки командных и политических кадров в учебных заведениях, дислоцированных в Татарской республике, требует концептуального подхода. Здесь сопряжены диалектика единства и многообразия политического, военного, организационного развития различных сторон жизни общества.

И наконец, интегративный характер проблемы, вынесенной в заголовок статьи, требует исследования той роли, которую играют офицерские кадры в формировании патриотизма, готовности людей встать на защиту своей Родины. Эти вопросы никогда не теряли своей значимости. Особенно сегодня, в условиях проведения специальной военной операции, они приобретают еще большую актуальность и значимость [8, с.24].

Материалы и методы

Объектом исследования являются военные отделения гражданских учебных заведений высшего и среднего образования г. Казани. Предмет исследования -практика подготовки командно-политического состава запаса для Вооруженных Сил в 1920-е г. Для реализации исследуемой проблемы использована система аналитических методов. Работа базируется на принципах историзма, си-

стемного и сравнительного анализа, законах логики.

Литературный обзор

При написании работы автор опирался на материалы фондов Председателя Реввоенсовета Республики и Главного управления военно-учебных заведений РККА Российского государственного военного архива. Использованы также материалы периодических изданий Министерства обороны РФ, где отражена практика боевой деятельности войск, в том числе в ходе выполнения задач специальной военной операции.

Результаты

Развитие Вооруженных Сил тесно связано с процессом приобщения населения к военному делу, формирования любви к Родине, готовности встать на ее защиту. В значительной степени это связано и с вопросом подготовки командных и политических кадров. После окончания гражданской войны в 1920 - 1930-е годы в Советской Республике была разработана и успешно функционировала система военного образования. Эта система включала в себя подготовку командных и политических кадров всех ступеней. Младший состав готовился в полковых учебных школах, средний - в общесоюзных военных школах. Старший и высший командно-политический инженерно-технический состав в академиях и курсах усовершенствования командного состава. Однако подготовка командных кадров для Вооруженных Сил осуществлялись не только в военно-учебных заведениях, но и в гражданских высших учебных заведениях и техникумах.

Обсуждение

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 года с 1926/27 учебного года были организованы учебные занятия в 135 вузах и охвачено около 60 тыс. обучающихся [4]. Организуя эту работу в гражданских учебных заведениях, руководство стремилось подготовить кадры начальствующего состава запаса, обученных работников для военной промышленности.

Конечно, подготовка военных специалистов, их обучение в этих учебных заведениях имели свои особенности. В зависимости от профиля учебного заведения факультета велось и обучение военному делу. Необходимо отметить, что на военные отделения записывали не в принудительном порядке. Программа обучения учитывала специфику рода войск и состояла из 180 часов теории и нескольких месяцев сборов в условиях полевых лагерей. Так, учебный план военного отделения при Казанском ветеринарном институте включал изучение следующих дисциплин.

Учебный план военного отделения Казанского ветеринарного института на

1926/1927 год [5]

1. Военная администрация - 50 час.

2. Топография - 10 час. + 16 час.

летом

3. Теория верховой езды - 16 час.

4. Стратегия с примерами

последней войны - 20 час.

5. Тактика с артиллерией и военно-

инженерное дело - 50 час. зимой + летние

сборы.

6. Политработа - 20 час.

7. Военная география - 20 час.

8. Коневодство - 22 час.

9. Ковка - 20 час.

10. Экстерьер - 36 час.

11. Кормление - 32 час.

12. Военно-химическое дело - 50 час.

13. Военно-ветеринарная служба -

81 час.

14. Немецкий язык - 144 час.

Руководители отделений военной подготовки назначались из числа командного состава Красной Армии. По вопросам внутреннего порядка вуза они подчинялись ректору учебного заведения, по вопросам службы и организации учебного процесса - начальнику Главного управления военно-учебных заведений и военным округом. Такая организация позволяла успешно решать задачи обучения кадров начальствующего состава запаса для Вооруженных Сил страны.

Необходимо отметить, что организация занятий, порядок их проведения в вузах

были на хорошем уровне. Об этом говорит факт посещаемости занятий студентами -до 80%, а практических занятий по стрельбе - 100% посещаемость [6]. Эти факты убедительно свидетельствуют и об очень ответственном отношении студентов к военной подготовке. Да и руководство вузов доброжелательно относилось к нуждам военных отделений и шло им навстречу. Кроме того, ряд вузов (Институт востоковедения, Художественный институт, Институт красной профессуры, Кинотехникум и другие) ходатайствовали перед руководством РККА об организации и проведении у них военной подготовки.

Вместе с тем необходимо отметить другое отношение к военной подготовке студентов профессорско-

преподавательского состава вузов. Изучение документов, прежде всего отчетов руководителей военных отделений, свидетельствуют о не совсем доброжелательном отношении преподавательского состава к военному обучению, так как, по их мнению, это отвлекало студентов от учебы по своему предназначению [6]. Хотя, наверное, можно предполагать, что внешне преподаватели вполне лояльно относились к процессу военной подготовки студентов.

Уже к 1927 году военную подготовку студентов в стране осуществлял 131 вуз, где проходили обучение 80 588 человек (56721 мужчина и 23876 женщин) [6].

Определённая работа в этом направлении была организована и в ряде учебных заведений, расположенных в Казани. Отделения военной подготовки студентов функционировали в Казанском государственном университете (руководитель В. Распопов), Ветеринарном институте (руководитель Н. Бауман), Институте сельского хозяйства и лесоводства, Восточном педагогическом институте, Тюркско-татарском рабфаке.

Так, руководитель Тюркско-татарского рабфака Г. Умеров и возглавлявший военное отделение рабфака Н. Дьяконов сообщали об организованном начале высшей военной подготовки в 1926 году. На первом курсе данного учебного заведения

обучались 134 человека, из них 39 женщин, на втором - 56 человек (из них 12 женщин), на третьем курсе - 56 человек (из них 10 женщин), на четвертом курсе -43 человека (из них 12 женщин) [7]. В 1928 г. в Казанском ветеринарном институте существовало 9 учебных групп, где в каждой обучались более 30 человек. Всего здесь военную подготовку проходили 325 студентов [8].

Конечно, можно отметить и недостатки, слабые стороны в деятельности военных отделений учебных заведений. Это в некоторой степени их обособленность от военно-учебных заведений РККА, ограниченное число преподавателей, обладающих знаниями и опытом военной службы, нехватка литературы, учебных пособий и т.д. Однако бесспорным является факт, что система подготовки кадров начальствующего состава запаса для Вооруженных Сил в 1920-е гг. показала правильность политики советского государства по укреплению армии и флота, наращению оборонного могущества страны.

Заключение

Таковы некоторые, но о многом позволяющие думать, рассуждать и анализировать факты подготовки кадров начальствующего состава Красной Армии в учебных заведениях, расположенных в Татарской республике в 1920-е годы. Конечно, в их деятельности в целом, в организации учебного процесса в частности, были как положительные стороны, достигнутые результаты и успехи, так и нерешенные вопросы и проблемы. Изучение этого опыта может иметь важное практическое значение, позволяет увидеть пути и методы решения проблем подготовки кадров не только для действующей армии, но и для народного хозяйства, управленческих звеньев различного уровня. Трудные и неоднозначные процессы в экономической, социально-политической, нравственной областях жизнедеятельности, безусловно, требуют улучшения системы подготовки специалистов в сфере высшего и среднего образования. [1, 13].

Конечно, опыт 1920-х годов нельзя пе- как без знания исторических корней, ис-реносить механически в настоящее, но токов нашего развития невозможно адек-методологические способы решения мно- ватно оценить процессы и явления сего-гих проблем можно использовать сегодня. дняшнего дня, выработать верное реше-Опыт подготовки командных кадров в ние на будущее. 1920-е годы имеет большое значение, так

Литература:

1. Военная педагогика: учебник для вузов / И. А. Алехин [и др.] ; под общей редакцией И. А. Алехина. Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 13.

2. Касьянов В.В. История России : учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 274 с.

3. Организация информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / под редакцией Р.Х. Цалихова. Москва: Редакционно-издательский центр МО РФ, 2021. С. 11.

4. РГВА (Российский государственный военный архив), Ф. 33987, 0.1, Д. 651, Л. 1.

5. РГВА, Ф. 62, 0.2, Д. 130, Л. 10.

6. РГВА, Ф. 62, 0.2, Д. 233, Л. 422.

7. РГВА, Ф. 62, 0.2, Д. 233, Л. 168.

8. Рябчиков Ю., Шишкин Н., Данилов В., Овчинников К. АСУ не панацея, но... // Армейский сборник. №.12. 2023. С. 24.

References:

1. Voennaja pedagogika: uchebnik dlja vuzov / I. A. Alehin [i dr.] ; pod obshhej redakciej I. A. Alehina. Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2023. S. 13.

2. Kas'janov V.V. Istorija Rossii : uchebnoe posobie dlja vuzov. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva : Izdatel'stvo Jurajt, 2024. 274 s.

3. Organizacija informacionnogo obespechenija Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: Uchebnoe posobie / pod redakciej R.H. Calihova. Moskva: Redakcionno-izdatel'skij centr MO RF, 2021. S. 11.

4. RGVA (Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv), F. 33987, 0.1, D. 651, L. 1.

5. RGVA, F. 62, 0.2, D. 130, L. 10.

6. RGVA, F. 62, 0.2, D. 233, L. 422.

7. RGVA, F. 62, 0.2, D. 233, L. 168.

8. Rjabchikov Ju., Shishkin N., Danilov V., Ovchinnikov K. ASU ne panaceja, no. // Armejskij sbornik. №.12. 2023. S. 24.

УДК 364.048.6 EDN STCNFU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П.П. Терехов

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

В статье рассматривается реабилитация как ключевое направление в социальной сфере развития в отношении инвалидов, направленная на укрепление их психического здоровья, физического развития, профессиональных навыков, социокультурных перспектив.

Ключевые слова: инвалидность, реабилитация, социокультурная реабилитация, методы социокультурной реабилитации

Для цитирования: Терехов П.П. Социокультурная реабилитация инвалидов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 143-147. EDN STCNFU.

Pavel P. Terekhov SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF THE DISABLED

The article considers rehabilitation as a key direction in the social sphere of development in relation to persons with disabilities, aimed at strengthening their mental health, physical development, professional skills, socio-cultural prospects.

Keywords: disability, rehabilitation, socio-cultural rehabilitation, methods of socio-cultural rehabilitation

For citation: Terekhov P.P. Socio-cultural rehabilitation of the disabled / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С. 143-147. EDN STCNFU.

Введение

Инвалидность представляет собой не только проблему отдельного человека или определенных групп людей, но и вы-

зов для всего общества. Число инвалидов неуклонно растет, и им необходима квалифицированная помощь как государственных органов, так и общественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.