Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ВОЙСК СВЯЗИ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ВОЙСК СВЯЗИ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ / ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЙСКА СВЯЗИ РККА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутепов Виктор Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы укомплектования войск связи квалифицированными военными кадрами в годы Великой Отечественной войны по материалам инспектирования учебных заведений, курсов усовершенствования командного состава и полковых школ Главного управления связи Красной Армии. Обращается внимание на то, что потеря управления и связи в первые же дни войны стала результатом просчетов военного руководства в вопросах подготовки кадров, сил и средств военной связи. Автором проведен анализ эффективности принятых мер по повышению уровня подготовки кадров войск связи в годы Великой Отечественной войны, сформулированы основные практические рекомендации по совершенствованию системы подготовки военных кадров Вооруженных сил Российской Федерации в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кутепов Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL FOR THE RED ARMY SIGNAL TROOPS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the problems of staffing the communications troops with qualified military personnel during the Great Patriotic War based on the materials of the inspection of educational institutions, advanced training courses for command staff and regimental schools of the Main Directorate of Communications of the Red Army. Attention is drawn to the fact that the loss of control and communications in the first days of the war was the result of miscalculations of the military leadership in matters of personnel training, forces and means of military communications. The author analyzes the effectiveness of the measures taken to improve the level of training of personnel of the signal forces during the Great Patriotic War, formulated the main practical recommendations for improving the system of training military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation at the present time.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ВОЙСК СВЯЗИ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 355.237:623.61:94(470)«1941/1945» DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-3-24-32 EDN: WVRKFP

В. А. КУТЕПОВ

Омский государственный технический университет, г. Омск

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ВОЙСК СВЯЗИ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматриваются проблемы укомплектования войск связи квалифицированными военными кадрами в годы Великой Отечественной войны по материалам инспектирования учебных заведений, курсов усовершенствования командного состава и полковых школ Главного управления связи Красной Армии. Обращается внимание на то, что потеря управления и связи в первые же дни войны стала результатом просчетов военного руководства в вопросах подготовки кадров, сил и средств военной связи. Автором проведен анализ эффективности принятых мер по повышению уровня подготовки кадров войск связи в годы Великой Отечественной войны, сформулированы основные практические рекомендации по совершенствованию системы подготовки военных кадров Вооруженных сил Российской Федерации в настоящее время. Ключевые слова: Великая Отечественная война, подготовка военных кадров, военные училища, боевая подготовка, войска связи РККА.

Введение. В настоящее время задачи, которые приходится решать Вооруженным силам Российской Федерации в специальной военной операции (далее СВО), предъявляют новые требования к подготовке и гарантированному обеспечению комплектования войск (сил) военными кадрами. Открытое противостояние при проведении СВО с США и их союзниками по НАТО подтолкнули нас еще раз обратиться к опыту подготовки кадров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Перечень востребованных специалистов по ВУС достаточно широк, и поэтому мы ограничились изучением системы подготовки кадров для войск связи.

В современной историографии рассматриваемой проблемы уже сформировались представления, основанные на задокументированной информации из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и Российского государственного военного архива (далее ЦАМО РФ и РГВА). Научный и практический интерес представляет работа Ю. И. Грищенко, в которой раскрываются специфические аспекты системы подготовки командных кадров РККА в предвоенные годы (1937—1941 гг.), а также проанализированы сильные и слабые стороны обеспечения армейских частей и военно-учебных заведений командным и начальствующим составом [1]. В совместных работах И. Н. Будылиной и С. В. Галдобиной освещаются вопросы совершенствования системы подготовки командных кадров войск связи во время Великой Отечественной войны. Приведены общие задачи профессиональной подготовки и требования к уровню подготовки выпускников военно-учебных заведений связи [2, 3].

Наиболее полно для своего времени исследована проблема подготовки командного состава РККА

в диссертации А. А. Львова [4]. Автору удалось обобщить исторический опыт советских военно-государственных органов по подготовке командного состава Сухопутных войск в предвоенные годы.

Особый научный интерес для нас представляет монография А. П. Жарского, в которой представлены весьма ценные исторические документы, позволяющие получить всеобъемлющее представление об основных тенденциях развития системы связи Красной Армии в годы Великой Отечественной войны [5].

Тему исследование затрагивает работа А. Н. Зыкова, в которой автор проводит сравнение текущего состояния деятельности образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (на 2020 год) с тем, что было накануне Первой мировой и Великой Отечественной войн [6].

Особую категорию составляют труды учёных Военного университета имени князя Александра Невского и научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ. По теме подготовки командных кадров в годы Великой Отечественной войны имеется достаточное количество работ. Это преимущественно докторские и кандидатские диссертации, монографии, научные сообщения, статьи в сборниках и журналах. Наиболее близки к теме нашего исследования работы А. М. Иовлева [7], А. И. Каменева [8] и А. М. Седова [9]. Однако в этих работах больше внимания уделялось деятельности Коммунистической партии, а не тех военных структур, которые руководили подготовкой и непосредственно готовили командный состав.

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляет работа В. М. Верхогляд [10]. Автором проведен анализ научно-исторической литературы, позволяющий объективно отследить развитие

Таблица 1

Количество командиров рот, помощников командиров рот и командиров взводов училищ связи, не имевших войсковой практики [1, л. 2, 3]:

Военное училище связи Количество Военное училище связи Количество

Ленинградское 95 % Ульяновское 63,7 %

Киевское 87,2 % Сталинградское 48 %

Харьковское 73,3 % Орджоникидзевское 46 %

Воронежское 70,9 %

и совершенствование подготовки специалистов для войск связи в рассматриваемый период, даны практические рекомендации по совершенствованию системы подготовки курсантов инженерных вузов войск связи.

Проведённый автором историографический анализ литературы указывает на то, что, несмотря на значительный вклад отечественных учёных в освещение истории войск связи РККА, комплексный, всесторонний анализ системы подготовки кадров для войск связи в 1941 — 1945 гг. не нашёл в ней должного отражения.

Целью данного исследования является необходимость обобщить опыт Главного управления связи Красной Армии (далее ГУСКА) по увеличению численности и улучшению качественного состава войск связи в годы Великой Отечественной войны. На примере опыта войск связи РККА извлечь уроки, сформулировать выводы и научно-практические рекомендации для всех видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации по повышению эффективности системы подготовки командных кадров в настоящее время.

Достоверность исследования базируется на анализе материалов инспектирования учебных заведений, курсов усовершенствования командного состава и полковых школ Главного управления связи Красной Армии, хранящихся в фондах ЦАМО РФ и РГВА.

Основная часть. К концу 30-х годов остро стояла задача увеличения штатной численности войск РККА в связи угрозой войны сразу на два фронта (с запада (Германия) и с востока (Япония)). Некомплект командиров и начальников составил около 30 % [11, л. 114]. Возникла необходимость увеличения количества военных училищ, для которых также требовались преподаватели и командно-начальствующий состав. В 1939 г. военные учебные заведения направили в РККА 36 тыс. выпускников. Однако недоукомплектованность продолжала существовать, и для ее ликвидации были задействованы ресурсы гражданских высших и средних специальных учебных заведений. В войсках была введена система аттестования рядовых красноармейцев и младших командиров на офицерские звания. Для прохождения воинской службы из запаса были призваны 8 тыс. командиров и начальников. С осени в РККА началась подготовка 20 тыс. младших лейтенантов. Более 40 % из 205 тыс. офицеров запаса, подготовленных на военных кафедрах высших и средних гражданских учебных заведений (в период с 1937—1941 гг.), были направлены в войска [12, л. 50-51].

К 1941 г. в РККА в системе подготовки командных и технических кадров для войск связи насчитывалось два высших военно-учебных заведения, семь

военных училищ связи и девять курсов усовершенствования командного состава (далее КУКС).

Военные училища связи, готовя командные и технические кадры, испытывали серьезные проблемы, основными из которых были:

— большая численность обучаемых (1600-2000 курсантов);

— плохая обеспеченность жилым и учебным фондом;

— неукомплектованность средствами связи, особенно новейшими образцами, лабораторных баз училищ;

— двухгодичный срок обучения по сложнейшим специальностям радио- и проводной связи не обеспечивал требуемого качества подготовки офицеров связи по причине того, что поступающие на обучение не имели необходимого уровня знаний, особенно по физике и математике;

— командный состав училищ не имел соответствующей подготовки и опыта работы в войсках (табл. 1) [13, л. 2, 3];

— некомплект преподавательского состава от 25 до 30 %, что существенно превышало установленную учебную нагрузку на имеющихся преподавателей [14, л. 33].

Такое положение дел по подготовке кадров в училищах связи не удовлетворяло Народный комиссариат обороны СССР (далее Наркомат) и Управление связи Красной Армии. В связи с этим Управлением связи Красной Армии в конце 1940-начале 1941 гг. были разработаны и предложены Наркомату обороны конкретные меры по устранению выявленных недостатков.

Для повышения уровня подготовки командного и инженерно-технического состава планировалось:

— увеличить число училищ связи до 12, каждое с составом курсантов не более 1000 человек;

— обеспечить в течение ближайших двух лет училища необходимыми помещениями и инвентарем;

— назначать на должности преподавателя только командиров в звании не ниже «майор» и имеющих положительную аттестацию, а на должности старшего преподавателя — офицеров, имеющих ученое звание кандидата наук;

— установить нормы учебной нагрузки в зависимости от занимаемой должности (младший преподаватель — 1000 часов в год, преподаватель — 850 часов в год, старший преподаватель — 700 часов в год);

— определить срок обучения в училищах связи, комплектуемых из средних спецшкол связи, 2 года, а из числа имеющих образование не ниже полной средней школы — 3 года;

— в обязательном порядке выводить все училища связи в лагеря;

— ходатайство перед Советским правительством об открытии еще 2 — 3 спецшкол связи [15, л. 35, 36].

Для улучшения боевой подготовки рядового и младшего начальствующего состава намечалось:

— планировать на специальную подготовку в полковых школах не менее 75 % учебного времени, а в ротах — не менее 80 %;

— проводить ежегодно учения войск связи в оперативном масштабе с привлечением для обеспечения реальной связи трех—четырех полков связи, нескольких линейных батальонов связи и одной — двух отдельных эксплуатационных рот;

— пересмотреть штаты частей связи мирного времени;

— обеспечить комплектование частей связи молодыми красноармейцами, имеющими образование не ниже семи классов;

— установить значок «Отличник войск связи»;

— установить приз Наркомата обороны СССР «Красное Знамя связи Красной Армии» для поощрения отлично подготовленных частей связи [16, л. 140].

Великая Отечественная война нарушила все планы и заставила срочно, в кратчайшие сроки перестроить весь уклад жизни Красной Армии, в том числе и войск связи [17, с. 4 — 9]. Обстановка первого периода Великой Отечественной войны заставила принять самые срочные и неотложные меры по пополнению действующей армии офицерами и специалистами связи. С этой целью были резко сокращены сроки обучения в академии и училищах связи, на военном факультете Московского института инженеров связи, также сроки подготовки специалистов-связистов рядового и сержантского состава, что отрицательно сказалось на качестве их подготовки.

Квалификация выпускников училищ и академии связи оказалась невысокой, еще более низкой она была у оканчивавших курсы младших лейтенантов. Недостаточные знания и навыки имели командиры взводов отдельных полков связи фронтов и армий, командиры штабных рот отдельных батальонов связи корпусов, начальники радиостанций большой и средней мощности, радиотехники, техники телеграфных аппаратов Бодо и СТ-35. В дальнейшем по мере снижения дефицита в комплектовании войск связи специалистами сроки их подготовки были вновь увеличены.

В особо сложных условиях при выполнении государственного заказа на подготовку специалистов связи оказались военно-учебные заведения, эвакуированные в глубь страны. Так, академия связи из Ленинграда была эвакуирована в г. Томск, Ленинградское (на начальном этапе курсы) военное училище — в Москву, Киевское военное училище

связи — в г. Красноярск, Харьковское военное училище — в г. Коканд, Воронежское военное училище связи — в г. Самарканд.

На новых местах обучения первое время занятия проводились по четыре часа в день в спальных помещениях, а остальное время обучаемые занимались оборудованием учебно-материальной базы (учебных аудиторий, изготовлением тренажеров, макетов и схем).

По приказу Народного комиссара обороны все военные академии с конца 1942 г. перешли на обучение по нормальным учебным планам. Срок обучения в Военной электротехнической академии связи (ВЭТАС) был установлен 4,5 года, во всех училищах связи — один год, а позднее два года [18, л. 9].

Командование ВЭТАС оперативно разработало новые учебные планы и программы, отразив в них опыт войны и новые требования к подготовке командных кадров на командно-инженерном, инженерных радио- и проводной связи и электротехническом факультетах. Наряду с прежними специальностями началась подготовка инженеров по радиолокации. Кроме того, была расширена сеть курсов переподготовки и усовершенствования командных кадров войск связи.

Анализ эффективности усвоения обучаемыми программ обучения, полевой выучки, командных, методических (практических) навыков, умения работать на технике, обращаться с вооружением, знание боевых и общевоинских уставов, наставлений, руководств и умение их применять в боевой обстановке подтвердил, что лучшим контингентом для пополнения командного состава являлись старшины и сержанты войск связи, как правило уже имеющие хороший уровень профессиональной подготовки и главное боевой опыт. Поэтому с 1943 г. в училища связи стали принимать преимущественно сержантов и старшин, имевших образование не менее семи классов средней школы, а в академию связи — командиров, имеющих опыт службы в войсках не менее двух лет и с образованием не ниже 10 классов. По данным ГУСКА, академия и училища связи в 1943 г. выпустили 11854 специалиста [19, л. 3].

Подготовка младших специалистов для войск связи к началу второго периода войны велась в основном в учебных и запасных частях связи, подчиненных ГУСКА. Общая численность переменного состава в этих частях к концу 1942 г. составила 27545 человек. Сроки обучения представлены в табл. 2.

Однако положение с укомплектованием специалистами связи, особенно в тактическом звене, оставалось тяжелым. Потери личного состава в частях и подразделениях связи были значительными: в полевой артиллерии они составляли за день боя

Таблица 2

Сроки подготовки младших специалистов

Радистов радиостанций большой и средней мощности Радистов радиостанций малой мощности Телеграфистов Телефонистов и линейных надсмотрщиков

количество месяцев обучения

не более 4 2 3 2

Главное управление связи Красной Армии (ГУСКА)

Инспекция Редакция журнала «Связь Красной Армии»

Отделы

Кадров Финансовый Изобретений Общий Отделение кодированной связи

Управления

Оперативно- Боевой Вооружения Снабжения Военно-полевой

тактическое подготовки почты

Рис. 1. Организационная структура ГУСКА на октябрь 1943 г.

8-10 %, а в общевойсковых частях и подразделениях — до 70-80 % личного состава взводов связи стрелковых батальонов. Поэтому в ходе боевых действий частичное восполнение потерь специалистов частей и подразделений связи происходило за счет личного состава, обучающегося непосредственно в войсках, а иногда и за счет стрелковых и других подразделений, что отрицательно сказывалось на подготовке связистов, особенно тактического звена.

В 1943 г. для улучшения подготовки специалистов для войск связи батальоны связи запасных стрелковых дивизий и роты связи стрелковых бригад были расформированы и вместо них созданы два отдельных запасных полка по 2500 человек переменного состава в каждом и два отдельных запасных батальонов связи, но и эти меры не могли коренным образом изменить положение с восполнением потерь специалистов. Так, в 1943 г. в запасных радиочастях обучалось до 15000 радистов, а на восполнение боевых потерь требовалось не менее 40000.

В течение 1943 г. учебными и запасными частями связи, непосредственно подчиненными ГУСКА, было подготовлено 84217 специалистов, в том числе 16712 классных, большая часть которых по-прежнему направлялась для укомплектования новых формирований отдельных батальонов связи корпусов, отдельных рот связи тыла фронта, отдельных радиодивизионов, отдельных радиорот и др., а также на пополнение фронтовых и армейских частей связи (рис. 1). При этом части и подразделения связи тактического звена, как и ранее, получали крайне ограниченное количество подготовленных специалистов [20, л. 210, 211].

Задачи второго периода Великой Отечественной войны потребовали от войск связи дальнейшего совершенствования органов управления, которые должны были оперативно решать возникшие задачи в ходе боевых действий и отвечать потребностям действующей армии. В ГУСКА за организацию боевой и политической подготовки личного состава, а также за подготовку кадров и специалистов, за обеспечение необходимой материальной базой и учебной литературой отвечало управление боевой подготовки (рис. 2).

К началу 1944 г. основным источником пополнения войск связи Красной Армии офицерским составом стали военно-учебные заведения, в которых было подготовлено 28000 офицеров связистов [21, л. 60, 61]. Штатная численность личного состава военных училищ к лету 1944 г. составляла более 11000 человек [22, л. 113, 238].

Поступление в войска новой, более сложной техники военной связи определило введение новых военно-учетных специальностей, что, в свою очередь, потребовало организации переподготовки командных кадров и специалистов войск связи.

Рис. 2. Организационная структура управления боевой подготовки ГУСКА на октябрь 1943 г.

По мере решения проблем кадрового дефицита командного, инженерно-технического состава и специалистов различного профиля войск связи принимается решение организовать учебные заведения нового типа — высшие офицерские школы и курсы совершенствования командного состава. В них, как правило, обучались офицеры, имеющие боевой опыт. Сочетание приобретенных практических навыков с полученной теоретической подготовкой и освоением новой техники связи позволяло офицерам-связистам успешно решать задачи по обеспечению надежной связи.

По мере повышения требований к профессиональной подготовке командного состава войск связи были проведены важные мероприятия по улучшению качества подготовки офицерских кадров с учетом богатейшего опыта войны. В руководящих документах среди целого перечня задач особое внимание обращалось на повышение требований к поступающим кандидатов для обучения; укомплектование учебных заведений и курсов квалифицированным профессорско-преподавательским составом, инженерно-техническим и учебно-вспомогательным персоналом, увеличение сроков обучения.

Повышение эффективности учебного процесса и учебно-методической работы с постоянным составом академии, училищ и курсов, возобновление стажировки в войсках, а также улучшение снабжения учебных заведений материальной частью и учебным имуществом.

Решение, принятое в 1943 г., принимать в военные училища преимущественно сержантов и старшин было реализовано положительно. К концу 1944 г. в училищах связи около 77 % курсантов имели боевой опыт, а из 160 слушателей, принятых в академию, 145 имели высшее, незаконченное высшее и среднее образование, 156 окончили военно-учебные заведения, более 80 % были участниками

Великой Отечественной войны и 42 были награждены орденами и медалями [23, л. 12, 13].

Наибольший эффект в системе повышения квалификации преподавательского состава (командирская подготовка) давали стажировки в действующей армии. На конкретных командных должностях преподаватели совершенствовали навыки и умения командиров в организации и обеспечении связи в боевой обстановке, проводили научно-исследовательскую и политико-воспитательную работу, проводили анализ качества подготовки офицеров выпускников военно-учебных заведений.

С мая 1943 г. по май 1944 г. стажировку в действующей армии прошли 210 преподавателей, а в училища связи прибыли 150 офицеров — участников Великой Отечественной войны [24, л. 11].

Приказом заместителя НКО от 01.06.1944 г. в академии связи был создан оперативно-технический факультет со сроком обучения два года, а штатная численность переменного состава доведена до 1400 слушателей на пяти факультетах [25, л. 5].

Военные училища связи также были переведены на новые штаты и единый срок обучения два года, что потребовало переработку всех учебных планов и программ.

Для привития обучаемым необходимых знаний, умений и навыков, повышения их компетенций в военно-учебные заведения направлялись новые образцы техники. Несмотря на все сложности принимались все возможные меры по обеспечению военно-учебных заведений необходимым количеством уставов, наставлений, руководств и другой учебной литературы, отражающей опыт Великой Отечественной войны.

Проводимая работа приносила свои плоды, подавляющее большинство выпускников военных учебных заведений имели хороший уровень подготовки, способные полно и качественно выполнять задачи по боевому предназначению в любых условиях обстановки.

Без устойчивой связи невозможно обеспечить управление войсками, и для этого необходимы не только командные и инженерно-технические кадры, но и классные специалисты сержантского и рядового состава, непосредственно обеспечивающие связь, — радисты, механики, телефонисты, телеграфисты, линейные надсмотрщики, фельдъ-егери и др.

К середине 1944 г. подготовкой специалистов занимались шесть курсов, четыре школы, два учебных и 12 запасных полков и два запасных батальона связи [26, л. 3, 186].

Оперативно решались важные задачи по укомплектованию школ, курсов и запасных частей связи высококвалифицированным постоянным составом, для чего отбирались офицеры с боевым опытом, предрасположенные к педагогической деятельности, обладавшие хорошей специальной и методической подготовкой, сержанты, имевшие классную специальность.

Большое внимание обращалось на повышение идейно-теоретического уровня и профессиональной квалификации преподавателей и инструкторов. На занятиях по командирской подготовке проводились лекции, семинары, групповые занятия и упражнения, инструкторско-методические и показные занятия, тренировки в работе на средствах связи, состязания на лучший экипаж, отделение. Были разработаны новые программы и изданы методические руководства, которые обобщали опыт

предшествующих периодов и учитывали повышенные требования к специалистам военной связи.

Проводилась большая работа по развитию учебно-материальной базы всех учебных частей связи: так, в 1944 г. школам и курсам были дополнительно поставлены 834 комплекта различных радиостанций, большое количество телефонных и телеграфных аппаратов, кабеля и другой аппаратуры [27, л. 12, 13]. Принятые меры значительно повысили качество подготовки выпускников и увеличили количество классных специалистов, что привело к общему их увеличению в действующей армии. Так, на 01.08.1943 г. во фронтах и армиях имелось 28 407 классных радистов (это около 50 % от общего числа), а к 01.05.1945 г. — 36 670 (59 %) [28, л. 81].

Учебные части связи с 1 января по 1 июля 1944 г. подготовили более 20000 специалистов (при потерях — 7968), всего в 1944 г. был подготовлен 74521 человек, в том числе 29282 радиста, 7290 телеграфистов и 37949 специалистов проводной связи.

К апрелю 1945 г. в учебных и запасных частях связи центрального подчинения насчитывалось 22 225 курсантов, из которых 4782 уже закончили программу обучения, 1260 человек завершали обучение через 15, а 1546 — через 30 дней [29, л. 107, 108, 137, 159].

Накопленный опыт по подготовке специалистов для войск связи позволил обобщить основные направления подготовки специалистов военной связи, в том числе и женщин. На фронтах Великой Отечественной войны насчитывалось более 130 000 женщин связисток [30, л. 210 — 218], которые успешно исполняли офицерские должности техников телеграфных станций, командиров телеграфных подразделений и подразделений военно-полевой почты. Они составляли 85 — 90 % телеграфистов телеграфных станций, телефонистов центральных телефонных станций корпусов, армий и фронтов, 70 — 80 % экипажей радиостанций большой и средней мощности радиоузлов оперативных объединений, 100 % почтовых сортировщиков военно-полевой почты. Самоотверженная и плодотворная работа женщин связисток была высоко оценена руководством страны.

Заключение. Анализ приказов, директив, актов и других документов Главного управления связи Красной Армии подтвердил, что на протяжении всей Великой Отечественной войны проводилась большая работа по совершенствованию органов управления связью, организационно-штатной структуры соединений, частей и подразделений связи, увеличение их численности (к концу войны по сравнению с ее началом в четыре раза).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Появление новой, более сложной техники связи требовало регулярной переподготовки командных и инженерных кадров войск связи, улучшения системы отбора курсантов и слушателей для военных училищ связи и академии, комплектования их высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имевшим опыт боевых действий, разработки учебных программ и планов с учетом опыта организации связи и управления связью в ходе Великой Отечественной войны.

На основе анализа существующей проблемы, острой потребности действующей армии в пополнении обученными людскими ресурсами, и прежде всего командного состава, нами сформулированы основные практические рекомендации:

1. Для решения задачи военной стратегии по подготовке командных кадров необходимо по при-

меру РККА в 1941 г. создать необходимое количество военно-учебных заведений. Так, если в 1940 г. в РККА было 53 пехотных и стрелково-пулеметных училища, то к 1942 г. их уже было 72. На момент развала Советского Союза подготовка кадров для Советской Армии и Военно-Морского Флота осуществлялась в 175 военно-учебных заведениях, а в настоящее время — в 38 [31].

2. При планировании открытия новых военно-учебных заведений и определении мест их расположения руководствоваться правилом «не хранить все яйца в одной корзине». Целесообразно было бы иметь в каждом военном округе военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для всех видов и родов войск Вооруженных сил. Так, в случае вступления России в полномасштабную войну, как это было в 1941 г., была бы возможность безболезненно передислоцировать учебные заведения на материальную базу профильных образовательных организаций.

3. Для эффективных и согласованных действий в решении вопросов возрождения системы военного образования создать самостоятельную структуру по типу «Главное управление военно-учебных заведений», одного из старейших центральных управлений военного ведомства русской, затем Советской Армии по руководству военными образованием и подготовкой военных кадров.

4. Возвращение в систему среднего, средне-специального и высшего образования обязательных, самостоятельных предметов и дисциплин «Начальная военная подготовка» и «Военная подготовка».

5. Занятия по военной подготовке целесообразно было бы проводить не в каждом в отдельности учебном заведении, а в одном районном специализированном военно-учебном центре. Централизация позволила бы повысить качество обучения, упростить вопрос создания и сохранности учебно-материальной базы военной подготовки.

6. Возращение эффективной системы обеспечения учебных заведений военной и специальной литературой. Действующие в настоящее время требования задействовать преподавателей на подготовку и издание учебников и учебных пособий вызывают серьезные вопросы. В какое время заниматься издательской деятельностью, если есть четко определенный объем служебных задач, включающий учебную, методическую и воспитательную работу. Так, в Министерстве обороны СССР за обеспечение учебной литературой Сухопутных войск отвечало Главное управление боевой подготовки.

7. Обеспечение военно-учебных заведений современными образцами вооружения и военной техники, средствами связи и другой необходимой учебно-материальной базой.

8. При назначении на должности профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений учитывать:

— опыт военной службы (не менее 10 лет), в соответствии с реализуемыми программами военной подготовки обучаемых;

— наличие боевого опыта, а также награждение государственными и ведомственными наградами;

— наличие рекомендаций для замещения должности профессорско-преподавательского состава аттестационными комиссиями с прежнего места службы.

9. Для поддержания требуемого уровня профессиональной подготовки преподавателей в обя-

зательном порядке планировать стажировку в войсках (не реже одного раза в три года).

10. Офицеров, впервые замещающих должности профессорско-преподавательского состава, в течение года направлять на профессиональную переподготовку в учреждения дополнительного профессионального образования Министерства обороны.

11. Возвращение прежних сроков действительной военной службы: для солдат и сержантов Сухопутных войск, Воздушно-Космических сил, Воздушно-Десантных войск и Ракетных войск стратегического назначения — два года; для матросов и старшин Военно-Морского Флота — три года; для солдат, матросов, сержантов и старшин, имеющих высшее образование, — один год.

12. В процессе военно-профессиональной подготовки курсантов инженерных ввузов по военно-специальным дисциплинам необходимо повышать уровень военно-профессиональной мотивации военнослужащих, которая способствует наиболее динамичному развитию личности обучающихся, а также создавать условия для развития профессионального творчества преподавателей и повышения уровня их военно-профессиональной компетентности.

13. Опыт военных лет показал, что большие издержки в деле подготовки кадров войск связи были допущены из-за недостаточной профессиональной подготовки преподавательского состава военно-учебных заведений, курсов и полковых школ. Как свидетельствует практика военного строительства последних лет, этот недостаток присущ и Российской армии. До сих пор в кадровых органах всех рангов сохранилась вредная традиция — направлять на преподавательскую работу тех офицеров, которые с трудом справляются со своими обязанностями в войсках. До тех пор, пока в армии не будет поднят авторитет военного педагога, система подготовки кадров будет давать сбои, работать с браком. Назначение на преподавательскую должность должно считаться повышением, назначение на вышестоящие должности в самом учебном заведении может быть проведено только по конкурсу с обязательным привлечением всего преподавательского состава. Было бы целесообразно, как это было в годы Великой Отечественной войны, в кадровых органах проработать вопрос о чередовании прохождения службы офицерского состава на командных и преподавательских должностях.

14. Восстановление системы подготовки младшего командного состава (учебные полки). Именно сержанты, как и младшие офицеры, делают большую часть всей работы и в боевой обстановке, и в мирное время. Воспитывают и учат солдат и матросов, поднимают в атаку подчиненных и прикрывают отход своих подразделений. Их награждают, им ставят памятники, о них помнят!

Подводя итог, необходимо отметить, что существующая в настоящее время система подготовки кадров Вооруженных сил Российской Федерации характеризуется как недостаточно эффективная и не обеспечивающая должного уровня военно-профессиональной подготовки военных кадров. Использование богатого опыта РККА, полученного в годы Великой Отечественной войны, жизненно необходимо.

И заниматься этим вопросом надо безотлагательно.

Библиографический список

1. Грищенко Ю. И. Подготовка кадров командно-начальствующего состава РККА в предвоенные годы (1937 — 1941 гг.): противоречия и пути их преодоления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 4. С. 95-101. DOI: 10.18384/2310-676X-2015-4-95-101. EDN UMXGHB.

2. Будылина И. Н., Галдобина С. В. Профессиональная подготовка командного (офицерского) состава войск связи во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Екатерининского института. 2013. № 2 (22). С. 113-120. EDN QYTRBR.

3. Будылина И. Н., Галдобина С. В. Подготовка командных кадров войск связи в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник Екатерининского института. 2013. № 4 (24). С. 83-87. EDN RSBZNP.

4. Львов А. А. Подготовка командных кадров сухопутных войск РККА (1937-июнь 1941 г.): достижения и просчеты: дис. ...канд. ист. наук. Москва, 1998. 156 с.

5. Жарский А. П. Связь в высших звеньях управления Красной Армии в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Санкт-Петербург: Европейский дом, 2011. 310 с. ISBN 978-58015-0269-4.

6. Зыков А. Н. Подготовка военных кадров в образовательных организациях Минобороны России в военное время // Военная мысль. 2020. № 9. С. 140-144. EDN WJYNRJ.

7. Иовлев А. М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. Москва: Воениздат, 1976. 238 с.

8. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. Москва: ВПА, 1990. 188 с.

9. Седов A. M. Развитие системы подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений Вооруженных сил СССР (1918-1980 гг.). Москва: ВПА, 1981. С. 50.

10. Верхогляд В. М. Совершенствование подготовки курсантов инженерных ввузов войск связи по военно-специальным дисциплинам: на примере УВВИУС: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 243 с.

11. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 14. Д. 2781. Л. 114.

12. РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1974. Л. 50-51.

13. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 71. Оп. 12171. Д. 37. Л. 2, 3.

14. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 11. Л. 33.

15. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 1. Л. 35, 36.

16. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 8. Л. 140.

17. Жарский А. П., Свердел В. Ф., Шептура В. Н. Могло ли начало войны сложиться для нас по-другому? По материалам служебных записок и воспоминаний начальников связи приграничных особых военных округов // Военно-исторический журнал. 2021. № 6. С. 4-9. ЕБЧ ЛЬЕЖ.

18. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 158. Л. 9.

19. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 179. Л. 3.

20. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12191. Д. 70. Л. 210, 211.

21. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 107. Л. 60, 61.

22. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 158. Л. 113, 238.

23. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 329. Л. 12, 13.

24. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 329. Л. 11.

25. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 304. Л. 5.

26. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 420. Л. 3, 186.

27. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 303. Л. 12, 13.

28. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 376. Л. 81.

29. ЦАМО РФ. Ф. 71. Оп. 12171. Д. 242. Л. 107, 108, 137, 159.

30. ЦАМО РФ. Ф. 71 . Оп. 12171 Д. 70. Л. 210-218.

31. Система высшего образования Минобороны России.

URL: https://vuz.mil.ru/Vysshie-uchebnye-zavedeniya (дата обращения: 17.02.2023).

КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент военного учебного центра Омского государственного технического университета, г. Омск.

БРНЧ-код: 2126-2047

АиШотГО (РИНЦ): 762274

Адрес для переписки: kutepviktor@mail.ru

Для цитирования

Кутепов В. А. Подготовка кадров для войск связи Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 3. С. 24-32. БОН 10.25206/2542-0488-2023-8-3-24-32.

Статья поступила в редакцию 27.02.2023 г. © В. А. Кутепов

UDC 355.237:623.61:94(470)«1941/1945» DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-3-24-32 EDN: WVRKFP

V. A. KUTEPOV

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

TRAINING OF PERSONNEL

FOR THE RED ARMY SIGNAL TROOPS

DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the problems of staffing the communications troops with qualified military personnel during the Great Patriotic War based on the materials of the inspection of educational institutions, advanced training courses for command staff and regimental schools of the Main Directorate of Communications of the Red Army. Attention is drawn to the fact that the loss of control and communications in the first days of the war was the result of miscalculations of the military leadership in matters of personnel training, forces and means of military communications. The author analyzes the effectiveness of the measures taken to improve the level of training of personnel of the signal forces during the Great Patriotic War, formulated the main practical recommendations for improving the system of training military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation at the present time. Keywords: The Great Patriotic War, military personnel training, military schools, combat training, Red Army communications troops.

References

1. Grishchenko Yu. I. Podgotovka kadrov komandno-nachal'stvuyushchego sostava RKKA v predvoyennyye gody (1937 — 1941 gg.): protivorechiya i puti ikh preodoleniya [Training command-officers of the red army in the prewar years (1937 — 1941): contradictions and ways of overcoming them] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskiye nauki. Bulletin MSRU. Series: History and Political Science. 2015. No. 4. P. 95-101. DOI: 10.18384/2310-676X-2015-4-95-101. EDN UMXGHB. (In Russ.).

2. Budylina I. N., Galdobina S. V. Professional'naya podgotovka komandnogo (ofitserskogo) sostava voysk svyazi vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg. [Professional training of the command (officer) staff of the signal troops during the Great Patriotic War of 1941-1945] // Vestnik Ekaterininskogo institute. Bulletin of Catherine the Great National Institute. 2013. No. 2 (22). P. 113-120. EDN QYTRBR. (In Russ.).

3. Budylina I. N., Galdobina S. V. Podgotovka komandnykh kadrov voysk svyazi v period Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [Training of command personnel of the signal troops during the Great Patriotic War (1941-1945)] // Vestnik Ekaterininskogo institute. Bulletin of Catherine the Great National Institute. 2013. No. 4 (24). P. 83-87. EDN RSBZNP. (In Russ.).

4. Lvov A. A. Podgotovka komandnykh kadrov sukhoputnykh voysk RKKA (1937-iyun' 1941 g.): dostizheniya i proschety [Training of command personnel of the Red Army Ground forces (1937-June 1941): achievements and miscalculation. Moscow, 1998. 156 p. (In Russ.).

5. Zharskiy A. P. Svyaz' v vysshikh zven'yakh upravleniya Krasnoy Armii v Velikoy Otechestvennoy voyne. 1941 — 1945 [Communication in the highest levels of the Red Army administration in the Great Patriotic War. 1941-1945]. St. Petersburg, 2011. 310 p. ISBN 978-5-8015-0269-4. (In Russ.).

6. Zykov A. N. Podgotovka voyennykh kadrov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Minoborony Rossii v voyennoye vremya [Training of military personnel in educational organizations of the Ministry of Defense of Russia in wartime] // Voyennaya mysl'. Military Thought. 2020. No. 9. P. 140-144. EDN WJYNRJ. (In Russ.).

7. Iovlev A. M. Deyatel'nost' KPSS po podgotovke voyennykh kadrov [The activities of the CPSU for the training of military personnel]. Moscow, 1976. 238 p. (In Russ.).

8. Kamenev A. I. Istoriya podgotovki ofitserskikh kadrov v Rossii [History of officer training in Russia]. Moscow, 1990. 188 p. (In Russ.).

9. Sedov A. M. Razvitiye sistemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya voyenno-uchebnykh zavedeniy Vooruzhennykh Sil SSSR (1918 — 1980 gg.) [Development of the system of teacher training for military educational institutions of the Armed Forces of the USSR (1918-1980)]. Moscow, 1981. P. 50. (In Russ.).

10. Verkhoglyad V. M. Sovershenstvovaniye podgotovki kursantov inzhenernykh vuzov voysk svyazi po voyenno-spetsial'nym distsiplinam: na primere UVVIUS [Improving the training of cadets of engineering colleges of the signal troops in military-special disciplines: on the example of UHMESC]. Ulyanovsk, 2006. 243 p. (In Russ.).

11. Rossiyskiy gosudarstvennyy voyennyy arkhiv (RGVA) [Russian State Military Archive (RSMA)]. File: 4/14/2781/114. (In Russ.).

12. RGVA [RSMA]. File: 4/14/1974/50-51. (In Russ.).

13. Tsentral'nyy arkhiv Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii (TSAMO RF) [Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation (CAMD RF)]. File: 71/12171/37/2, 3. (In Russ.).

14. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/11/33. (In Russ.).

15. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/11/35, 36. (In Russ.).

16. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/8/140. (In Russ.).

17. Zharskiy A. P., Sverdel V. F., Sheptura V. N. Moglo li nachalo voyny slozhit'sya dlya nas po-drugomu? Po materialam sluzhebnykh zapisok i vospominaniy nachal'nikov svyazi prigranichnykh osobykh voyennykh okrugov [Could the beginning of the war have shaped differently for us? Based on the materials of official memoirs and memoirs of the chiefs of communications of the border special military districts] // Voyenno-istoricheskiy zhurnal. Military-Historical Journal. 2021. No. 6. P. 4-9. EDN JILEJD. (In Russ.).

18. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/158/9. (In Russ.).

19. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/179/3. (In Russ.).

20. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/70/210, 211. (In Russ.).

21. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/107/60, 61. (In Russ.).

22. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/158/113, 238. (In Russ.).

23. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/329/12, 13. (In Russ.).

24. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/329/11. (In Russ.).

25. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/304/5. (In Russ.).

26. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/420/3, 186. (In Russ.).

27. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/303/12, 13. (In Russ.).

28. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/376/81. (In Russ.).

29. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/242/107, 108, 137, 159. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. TSAMO RF [CAMD RF]. File: 71/12171/70/210-218. (In Russ.).

31. Sistema vysshego obrazovaniya Minoborony Rossii [The system of higher education of the Ministry of Defense of Russia].

URL: https://vuz.mil.ru/Vysshie-uchebnye-zavedeniya (accessed: 17.02.2023). (In Russ.).

KUTEPOV Viktor Anatolyevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Military Training Center, Omsk State Technical University, Omsk.

SPIN-code: 2126-2047 AuthorlD (RSCI): 762274

Correspondence address: kutepviktor@mail.ru For citations

Kutepov V. A. Training of personnel for the Red Army signal troops during the Great Patriotic War // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2023. Vol. 8, no. 3. P. 24-32. DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-3-24-32.

Received February 27, 2023. © V. A. Kutepov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.