Научная статья на тему 'Государственная политика по подготовке офицерского состава и комплектовании им войск связи в годы Великой Отечественной войны'

Государственная политика по подготовке офицерского состава и комплектовании им войск связи в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1368
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРСЫ МЛАДШИХ ЛЕЙТЕНАНТОВ И МЛАДШИХ ВОЕННЫХ ТЕХНИКОВ / ОФИЦЕРЫ ЗАПАСА / КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / РЕЗЕРВЫ / СРОКИ ОБУЧЕНИЯ / COURSES FOR JUNIOR MILITARY TECHNICIANS / RETIRED OFFICERS / ADVANCED TRAINING COURSES / PRACTICAL METHOD OF TRAINING / RESERVES / TERMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жарский Анатолий Петрович, Хохлов Владимир Сергеевич

С началом Великой Отечественной войны изменилась и система подготовки кадров для войск связи, и ритм жизнедеятельности военно-учебных заведений. Опыт войны показал, что надежное техническое управление войсками обеспечивается воинами-связистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of the personnel for the signal forces, the rhythm of activity of their high military institutions has changed at the beginning of the Great Patriotic War. The experience of the Great Patriotic War proved the fact that the reliable technical control over the forces was achieved by the soldiers-signallers.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по подготовке офицерского состава и комплектовании им войск связи в годы Великой Отечественной войны»

ф

История

Анатолий ЖАРСКИЙ, Владимир ХОХЛОВ

государственная политика по подготовке офицерского состава и комплектованию им войск связи в годы великой отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны изменилась и система подготовки кадров для войск связи, и ритм жизнедеятельности военно-учебных заведений. Опыт войны показал, что надежное техническое управление войсками обеспечивается воинами-связистами.

The training of the personnel for the signal forces, the rhythm of activity of their high military institutions has changed at the beginning of the Great Patriotic War. The experience of the Great Patriotic War proved the fact that the reliable technical control over the forces was achieved by the soldiers-signallers.

Ключевые слова:

курсы младших лейтенантов и младших военных техников, офицеры запаса, курсы усовершенствования, практический метод обучения, резервы, сроки обучения; courses for junior officers and military technicians, retired officers, advanced training courses, practical method of training, reserves, terms of training.

ЖАРСКИИ Анатолий Петрович — к.воен.н., подполковник запаса, старший научный сотрудник Института военной истории МО РФ Galant2028@mail.ru

ХОХЛОВ Владимир Сергеевич — полковник запаса, член Союза писателей России, президент Общероссийской общественной организации выпускников, командиров, преподавателей Донецкого высшего военнополитического училища инженерных войск и войск связи и членов их семей 13.mac1984@mail.ru

Первые дни войны показали, что существовавшая в мирное время система подготовки офицерских кадров не может в достаточной мере обеспечить необходимый резерв офицеров и специалистов связи для развертывания действующей армии и восполнения их потери в ходе боевых действий.

Экстренные мероприятия по ускоренной подготовке кадров для войск связи были осуществлены во исполнение директивы Генерального штаба от 30 июня 1941 г., которая существенно скорректировала систему подготовки офицерских кадров для войск связи в условиях начавшейся войны, в том числе сроки подготовки, программы, количество и структуру военных учебных заведений (вузов) войск связи и их комплектование.

Приказом Народного комиссариата обороны № 0229 от 16 июля 1941 г. были установлены сокращенные сроки обучения для наборов1, что давало возможность значительно увеличить выпуск офицеров.

Для ускоренной подготовки командиров рот связи из числа командного состава запаса директивой предусматривалась организация при некоторых училищах связи трехмесячных курсов. По указанию Генерального штаба от 2.7.1941 г. на этих курсах при Ленинградском училище обучалось 50 человек, при Киевском — 60 и при Воронежском — 302.

Для форсирования подготовки командиров взводов была расширена сеть окружных и фронтовых курсов младших лейтенантов, а сроки обучения на них сокращены до 1—3 месяцев. При некоторых округах были созданы курсы младших лейтенантов для подготовки только командиров взводов связи3. В феврале 1943 г. их подготовка была прекращена и потребность удовлетворялась за счет выпускников училищ4.

Государством было принято решение о расширении сети вузов связи. В частности, бывшие Муромские курсы усовершенствования

1 ЦАМО РФ, ф. 71, оп. 12171, д. 13, л. 76.

2 Там же, л. 90.

3 Там же, д. 3, л. 102.

4 Там же, д. 107, л. 60-61.

начальствующего состава связи к 1 августа 1941 г. были реорганизованы в Муромское военное училище связи; Могилевские курсы усовершенствования начсостава связи запаса, передислоцированные в г. Куйбышев, 15 августа 1941 г. были преобразованы в Куйбышевское военное училище связи1.

Все военные училища связи2 переводились на новые штаты с увеличением численности курсантов до 2 000 чел. Дополнительно, в связи с возрастанием роли радиосвязи в управлении войсками, в состав Ленинградского, Киевского, Муромского и Ульяновского училищ связи вводилось по одному радиобатальону численностью 400 чел. переменного состава3.

При комплектовании военно-учебных заведений связи переменным составом директива требовала руководствоваться следующими установками:

а) командный факультет академии комплектуется офицерским составом войск связи, имеющим командный стаж не менее года и преимущественно получившим боевой опыт;

б) инженерные факультеты академии и военный факультет МИИС комплектуются студентами 3—4 курсов гражданских вузов родственных специальностей в количестве 75% общего приема, а 25% — начсоставом из войск;

в) военные училища связи комплектуются военнообязанными запаса, имеющими полное и неполное среднее образование.

Вместе с тем, даже с учетом вышеизложенных мер, младшего офицерского состава не хватало. Это было связано со значительными боевыми потерями среди младших офицеров, а также необходимостью укомплектования непрерывно формируемых новых частей и подразделений связи. Поэтому командование вынуждено было пойти и на такую меру, как назначение на командные должности отличившихся в боях старшин, сержантов и рядовых, хорошо овладевших специальностью, с по-следующим присвоением им соответствующих офицерских званий4.

В связи с переходом академии связи,

1 Там же, д.13, л. 76.

2 За исключением Киевского военного училища связи. — Примеч. авт.

3 ЦАМО РФ, ф. 71, оп. 12171, д. 83, л. 197.

4 Сборник материалов по изучению опыта войны № 23. - М. : Воениздат, 1947, с. 126-127.

училищ и курсов на сокращенные сроки обучения пришлось коренным образом изменить учебные программы, уменьшить количество изучаемых дисциплин. Для слушателей и курсантов был установлен 12-часовой рабочий день (8 часов плановых классных и полевых занятий и 4 часа обязательной самоподготовки). Главный упор в преподавании делался на формирование у слушателей и курсантов практических навыков. Директива ГУСКА от 6 июля 1941 г. требовала: «В основу подготовки должен быть положен исключительно практический метод обучения. С первого же дня учебы курсанты должны обучаться в поле, на различной местности, днем и ночью в любую погоду и обязательно с материальной частью, приобретая практические приемы и навыки по обеспечению бесперебойной связи в бою»5.

Крайне напряженное положение с комплектованием войск офицерскими кадрами было также обусловлено и необходимостью срочного перемещения осенью 1941 г. некоторых вузов связи в восточные районы страны. Так, Ленинградское училище связи было передислоцировано в г. Уральск (Казахстан)6, Киевское — в г. Красноярск7, а ВЭТАС — в г. Томск8.

К лету 1942 г. определенный опыт ускоренной подготовки офицеров войск связи был накоплен. Документом, обобщающим этот опыт, стала «Инструкция о порядке проведения выпускных экзаменов в военных училищах связи», утвержденная заместителем наркома обороны, начальником ГУСКА, генерал-лейтенантом И.Т. Пересыпкиным 6 июля 1942 г. Она определяла объем знаний выпускника военного училища связи.

Согласно этой инструкции, выпускные экзамены проводились по следующим дисциплинам: политподготовка, служба связи, топография, строевая подготовка, работа на ключе, прием на слух и станционно-эксплуатационная служба, войсковые радиостанции и телеграфно-телефонное дело. Экзамены принимали комис-

5 ЦАМО РФ, ф. 71, оп. 12171, д. 83, л. 12-15.

6 Там же, ф. Ленинградского училища связи, оп. 393281, д. 1, л. 101.

7 Там же, ф. Киевского училища связи, оп. 110978, д. 3, л. 112.

8 Военная ордена Ленина Краснознаменная академия связи : исторический очерк (1919— 1999). - Л. : ВАС, с. 55.

сии, председатели которых назначались начальником ГУСКА. В соответствии с директивой Главного управления кадров НКО и заместителя наркома обороны И.Т. Пересыпкина, выпускникам присваивалось воинское звание «лейтенант» в случае окончания училища на «хорошо» и «отлично» или «младший лейтенант» при окончании училища с оценкой «посред-ственно»1.

Вместе с тем резкое сокращение сроков обучения офицерского состава отрицательно сказывалось на качестве их подготовки. Квалификация выпускников училищ и академии в первые годы войны была невысокой. Нередко с фронтов поступали жалобы на слабую подготовку выпускников училищ, их неумение работать на средствах связи и плохое знание ими материальной части2.

Только в 1943 г. в войсках связи начали накапливаться резервы офицерского состава (численность резерва фронтов и ГУСКА к концу этого года составила 6 тыс. чел.). Это дало возможность с 1 июля 1943 г. увеличить сроки обучения в военных училищах связи до 2 лет, а в академии и Московском институте инженеров связи - до 4,5 лет.

В дальнейшем, когда Красная армия окончательно овладела стратегической инициативой (т.е., начиная со второй половины 1943 г.), обстановка на фронтах позволила осуществить еще ряд мероприятий по совершенствованию подготовки офицеров-связистов, а именно:

- окончательно стабилизировать сроки обучения и довести их до уровня довоенных;

- улучшить систему отбора абитуриентов для вузов и курсов войск связи;

- укомплектовать академию, училища и курсы войск связи более квалифицированным профессорско-преподавательским составом;

- с учетом опыта Великой Отечественной войны приступить к совершенствованию организации учебного процесса и учебно-методической работы в академии, училищах, на курсах;

- улучшить снабжение вузов связи материальной частью;

- повысить ответственность курсантов, слушателей за успеваемость и ввести до-

1 ЦАМО РФ, ф. 71, оп. 12171, д. 94, л. 72-75.

2 Там же, д. 83, л. 13-14.

полнительные меры стимулирования выпускников путем установления разрядов и льгот3.

Опыт войны подтвердил, что лучшим контингентом для пополнения офицерских кадров войск связи являются старшины и сержанты, отлично освоившие технику своей специальности на практической работе. Поэтому с 1944 г. в училища связи стали принимать преимущественно рядовой и сержантский состав войск связи с образованием не ниже 7 классов средней школы, а в академию - офицеров с образованием не ниже 10 классов, имеющих практический опыт в войсках связи в течение не менее 2 лет4.

Серьезной проблемой для военно-учебных заведений войск связи было комплектование их преподавательским составом. В начале войны многие преподаватели были направлены на формирование развертывающихся частей связи. Вместо них в училища направлялись командиры, призванные из запаса, или, в лучшем случае, прошедшие ускоренную подготовку. Подавляющее большинство из них не имели опыта преподавательской работы. В училищах связи был значительный некомплект преподавательского состава: в Ленинградском училище связи - 30 преподавателей, в Киевском - 29 и т.д.5

По решению Государственного комитета обороны в 1943-1944 гг. проводится ряд мероприятий, направленных, во-первых, на ликвидацию «текучести» кадров и, во-вторых, на улучшение качества постоянного офицерского состава в вузах связи. Было запрещено откомандировывать постоянный офицерский состав из вузов связи. Одновременно были приняты меры к пополнению училищ недостающим офицерским составом путем специального отбора офицеров из действующей армии. В русле государственной кадровой политики была проведена также переаттестация постоянного состава вузов связи: преподаватели, не отвечающие требованиям, предъявляемым к работникам вузов, подлежали замене участниками Великой Отечественной войны. В училища связи на преподавательскую и командную работу в этот период времени было направ-

3 Там же, ф. 54, оп. 12301, д. 175, л. 70-73.

4 Там же, ф. 71, оп. 12171, д. 230, л. 18; д. 159, л. 65-66; д. 239, л. 8-9.

5 Там же, д. 239, л. 27.

лено более 1000 офицеров1. Кроме того, в период с мая 1943 г. по май 1944 г. прошли стажировку на фронте 210 преподавателей вузов связи.

Наметилась тенденция к росту квалификации профессорско-преподавательского состава. Например, в академии связи к концу 1944 г. 62% преподавателей имели ученые степени и звания; над диссертациями в этот период работало 18 чел., в том числе 5 офицеров являлись соискателями степени доктора наук2.

Значительно больше внимания государство стало уделять снабжению вузов новой техникой связи. В первом и начале второго периода войны обеспеченность вузов связи имуществом связи составляла в среднем 25-30% штатной потребности. 19 мая 1944 г. начальник ГУСКАиздал приказ «О подготовке командиров и техников в училищах связи», в котором потребовал: «...при поступлении на снабжение войск новой техники выдавать ее в академию и вузы связи из первых партий. Доснабдить вузы связи образцами новейшей техники связи»3. К концу 1943 г. все училища связи были полностью обеспечены положенным имуществом связи, а по своему общему уровню материально-техническая база вузов связи превзошла довоенный уровень и вполне обеспечивала подготовку военных связистов в условиях военного времени.

Улучшилось обеспечение вузов связи учебной литературой, наставлениями, руководствами и уставами, отражающими опыт Великой Отечественной войны. Только в первой половине 1944 г. в училища связи было направлено 36 375 экз. учебных изданий, в ВЭТАС - 6 840 экз., военфаку МИИС - 3 285 экз., курсам усо-

1 Одновременно с этим действующая армия в порядке замены получила высококвалифицированные кадры из вузов, которые, благодаря хорошей теоретической подготовке, быстро осваивались во фронтовой обстановке, приобретали боевой опыт и успешно руководили частями и подразделениями связи при выполнении сложных боевых задач.

2 ЦАМО РФ, ф. 71, оп. 12171, д. 210, л. 21-24; д. 304, л. 3-5.

3 Там же, д. 253, л. 48; д. 303, л. 45.

вершенствования офицерского состава -

3 017 экз. Для академии связи и военфака МИИС было выписано иностранной литературы, главным образом технической, на 23 000 валютных руб.

Был издан ряд новых учебников. Так, для училищ связи были выпущены новые учебники по радиотехнике, электротехнике, телефонии, телеграфии, службе связи. Во всех этих учебниках максимально учитывался опыт войны.

Что касается вопросов повышения ответственности обучаемых и их стимулирования, то здесь следует отметить следующее. Народный комиссар обороны своим приказом четко установил порядок определения качества успеваемости курсантов и слушателей, оценок учебных подразделений и критериев определения разрядов для выпускников военных училищ связи. Восстанавливался порядок преимущественного выбора вакансий для выпускни-ков-отличников. Вводился статут «Доски отличника», согласно которому на нее заносились фамилии слушателей и курсантов, окончивших вуз с отличием.

Кроме того, в академии связи в целях поощрения работы отличников и стимулирования научного роста слушателей применялись следующие поощрения4: по окончании каждого учебного года выдающиеся слушатели-отличники представлялись к присуждению именной стипендии; для слушателей - именных стипендиатов и отличников были установлены специальные карточки, которые вручались на общем собрании факультета начальником факультета и давали право на получение ряда льгот и преимуществ.

Таким образом, система подготовки офицеров-связистов, испытывая в начале войны большие трудности, к концу 1942 г. адаптировалась к условиям широкомасштабных боевых действий и в дальнейшем, благодаря комплексу вышеизложенных мероприятий, вполне удовлетворяла потребности действующей армии.

4 Там же, д. 232, л. 170; д. 368, л. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.