Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СПО (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СПО (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / РЫНОК ТРУДА / КЛЮЧЕВЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна, Навродская Валентина Алексеевна, Нафикова Дарья Дмитриевна, Петрова Валентина Андреевна

В статье описана ситуация на Дальнем Востоке, связанная с уменьшением количества населения. Отмечена необходимость работы в направлении закрепления молодежи в субъектах Дальнего Востока и обозначена недостаточная эффективность государственной политики в рассматриваемой сфере. Авторами проведен анализ эмпирических данных, полученных в ходе разведывательного социологического исследования об условиях и факторах, влияющих на мнения учащейся молодежи о будущей профессиональной самореализации в регионе. Выделены позитивные оценки, данные студентами образовательным организациям в аспекте подготовки будущих молодых специалистов к выходу на рынок труда. Сделан вывод, что учреждениям ВО и СПО нужно эффективнее взаимодействовать с предприятиями, обеспечивающими прохождение практики и развивающими различные формы сотрудничества, активнее привлекать специалистов компаний для чтения лекций и проведения практических занятий, что будет содействовать передаче знаний и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна, Навродская Валентина Алексеевна, Нафикова Дарья Дмитриевна, Петрова Валентина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL FOR KEY SECTORS OF THE ECONOMY OF THE FAR EAST IN THE VIEWS AND ASSESSMENTS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES AND VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS (BASED ON THE MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY)

The article describes the situation in the Far East associated with a decrease in the population. The necessity of work towards the consolidation of youth in the subjects of the Far East is noted and the insufficient effectiveness of state policy in this area is indicated. The authors analyzed empirical data obtained in the course of an intelligence sociological study on the conditions and factors influencing the opinions of students about future professional self-realization in the region. The positive assessments given by students to educational organizations in the aspect of preparing future young professionals to enter the labor market are highlighted. It is concluded that HE and SVE institutions need to interact more effectively with enterprises that provide internships and develop various forms of cooperation, more actively involve company specialists to give lectures and conduct practical classes, which will facilitate the transfer of knowledge and innovation.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СПО (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 34-40. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 2. P. 34-40.

Научная статья УДК 314.18+316.43 https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.4

Подготовка кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока в представлениях и оценках студентов вузов и учреждений СПО (на материалах социологического исследования)

Светлана Владимировна Гончарова1, Валентина Алексеевна Навродская2, Дарья Дмитриевна Нафикова3, Валентина Андреевна Петрова4

12,34Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия 1goncharova.sv@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2320-8501 2navrodskaia.va@students.dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2196-2842 3nafikova.98@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6579-5735 4valya_petrova3@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3903-2291

Аннотация. В статье описана ситуация на Дальнем Востоке, связанная с уменьшением количества населения. Отмечена необходимость работы в направлении закрепления молодежи в субъектах Дальнего Востока и обозначена недостаточная эффективность государственной политики в рассматриваемой сфере. Авторами проведен анализ эмпирических данных, полученных в ходе разведывательного социологического исследования об условиях и факторах, влияющих на мнения учащейся молодежи о будущей профессиональной самореализации в регионе. Выделены позитивные оценки, данные студентами образовательным организациям в аспекте подготовки будущих молодых специалистов к выходу на рынок труда. Сделан вывод, что учреждениям ВО и СПО нужно эффективнее взаимодействовать с предприятиями, обеспечивающими прохождение практики и развивающими различные формы сотрудничества, активнее привлекать специалистов компаний для чтения лекций и проведения практических занятий, что будет содействовать передаче знаний и инноваций.

Ключевые слова: студенческая молодежь, подготовка кадров, рынок труда, ключевые отрасли экономики, Дальний Восток

Для цитирования: Гончарова С.В., Навродская В.А., Нафикова Д.Д., Петрова В.А. Подготовка кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока в представлениях и оценках студентов вузов и учреждений СПО (на материалах социологического исследования) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 34-40. https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.4.

Original article

Training of personnel for key sectors of the economy of the Far East in the views and assessments of students of universities and vocational education institutions (based on the materials of a sociological study)

Svetlana V. Goncharova1, Valentina A. Navrodskaya2, Darya D. Nafikova3, Valentina A. Petrova4

1,2,3,4Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia 1goncharova.sv@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2320-8501 2navrodskaia.va@students.dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2196-2842 3nafikova.98@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6579-5735 4valya_petrova3@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3903-2291

Abstract. The article describes the situation in the Far East associated with a decrease in the population. The necessity of work towards the consolidation of youth in the subjects of the Far East is noted and the insufficient effectiveness of state policy in this area is indicated. The authors analyzed empirical data obtained in the course of an intelligence sociological study on the conditions and factors influencing the opinions of students about future professional self-realization in the region. The positive assessments given by students to educational organizations in the aspect of preparing future young professionals to enter the labor market are highlighted. It is concluded that HE and SVE institutions need to interact more effectively with enterprises that provide internships and develop various forms of cooperation, more actively involve company specialists to give lectures and conduct practical classes, which will facilitate the transfer of knowledge and innovation.

Keywords: students, personnel training, labor market, key sectors of the economy, Far East For citation: Goncharova, S.V., Navrodskaya, V.A., Nafikova, D.D. & Petrova, V.A. (2022) Training of personnel for key sectors of the economy of the Far East in the views and assessments of students of universities and vocational education institutions (based on the materials of a sociological study). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 34-40. Available from: doi:10.24158/spp.2022.2.4 (In Russian).

© Гончарова С.В., Навродская В.А., Нафикова Д.Д., Петрова В.А., 2022

Одними из стратегических целей развития Дальнего Востока в XXI в. являются закрепление населения и создание комфортных условий для жизни. За последние 30 лет численность населения региона уменьшилась не только за счет естественной убыли, но и из-за миграционного оттока. Дальний Восток потерял 1 780 тыс. человек, или 22,1 % собственного населения (более чем каждого пятого жителя), в том числе 225,5 тыс. (12,7 %) составила естественная убыль, 1 554,5 (87,3 %) - миграционный отток1. Отток жителей, в частности молодежи, в научной литературе объясняется наличием острого противоречия между уровнем развития и потребностями личности и условиями их удовлетворения в месте проживания.

Данные мониторингов Росстата и вузов России о соответствии сферы занятости трудоустроенных выпускников специальности, полученной в образовательной организации СПО и высшего образования, показывают, что в последние годы в РФ немногим более 50 % от всего числа выпускников нашли работу по специальности2. Эта важная тенденция обозначена и в публикациях российских ученых о современном рынке труда, задачах вузов по региональному развитию (Золин, 2019; Никулина, 2021; Саввинова и др., 2021; Эффективность расходов..., 2020). Исследователи отмечают, что, с одной стороны, многие регионы России имеют условия для учебы и работы молодежи, есть гарантии трудоустройства, возможность приобрести профессиональный опыт, начать карьеру, развивается социальная инфраструктура; с другой - Дальний Восток, например, покидают тысячи специалистов, среди них много представителей молодого поколения.

Дальневосточный федеральный округ в последние годы получил дополнительные импульсы развития. Так, в 2018 г. была утверждена Программа мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 г. В регионе работают 24 вуза, они реализуют программы обучения по направлениям подготовки из ключевых отраслей экономики, из них 3 университета входят в сотню лучших вузов России. Выделены несколько основных секторов экономической деятельности, для которых профессиональные кадры необходимы уже сегодня. В их перечень вошли добыча угля, руды и золота, строительство, транспорт, логистика, рыболовство и аквакультура, машиностроение, сельское хозяйство, туризм и сервис, лесная промышленность. По данным АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике», только Приморский край испытывает потребность в специалистах со средним профессиональным образованием (69 %) и высшим образованием (21 %)3. Государственные власти и агентство анализируют запросы на открытие новых образовательных программ от крупных предприятий с высокой кадровой потребностью (более 1 000 сотрудников) и в дальнейшем прорабатывают их совместно с образовательными учреждениями. В вузах уделяется особое внимание сотрудничеству с ведущими компаниями региона путем реализации следующих направлений: целевая подготовка специалистов, организация стажировок и практик, проведение совместных научных исследований, научно-практических конференций, разработок в рамках федеральных целевых программ, работа над учебными планами и программами подготовки специалистов, привлечение представителей предприятий к учебному процессу в вузе и др.

Дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих специальностей, - еще одна из проблем, с которыми столкнулись строящиеся предприятия на Дальнем Востоке. Реализация озвученных на экономических форумах в 2017-2021 гг. проектов, по мнению властей, позволит переломить эту ситуацию и превратить ДФО в регион с очень высоким уровнем жизни. Предполагаются разработка решений по привлечению молодежи и уникальных специалистов, а также создание комфортных условий проживания и развития. Деятельность властей, вузов по осуществлению инвестиционных проектов, формированию образовательных организаций, обеспечению кадрами резидентов территории опережающего развития и Свободного порта Владивосток описана нами в ряде публикаций (Гончарова, Декин, 2020; Зайцева и др., 2020; Навродская, Нафикова, 2021; Петрова, 2021; Саввинова и др., 2021).

1 Социально-экономическое положение федеральных округов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b20_20/Main.htm (дата обращения: 15.02.2022).

2 Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России [Электронный ресурс] : аналитический доклад // Минтруд России : официальный сайт. 2018. URL: https://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf (дата обращения: 15.02.2022) ; О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2019 г. [Электронный ресурс] : информ. бюллетень // Сайт МИРЭА. 2019. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2019/_spo/bulletin_Trudoustroystvo_2019.pdf (дата обращения: 15.02.2022).

3 Навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке [Электронный ресурс] / Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике // Правительство Камчатского края : официальный сайт. URL: https://agzanyat.kamgov.ru/files/5f3c8557a3b8a6.86572702.pdf (дата обращения: 15.02.2022).

В целях изучения процесса реализации программы по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа в июне - сентябре 2021 г. нами проведено социологическое исследование (онлайн-анкетирование студентов (п = 250), обучающихся в организациях СПО и вузах Приморского края)1. Тип выборки - целевая, основанная на критерии, предъявляемом к студентам: обучение на направлении подготовки, отнесенном к основным отраслям экономики Дальнего Востока. Объект исследования: деятельность учреждений среднего профессионального и высшего образования Приморского края по реализации обозначенных программ; предмет - профессиональные планы обучающихся на указанных направлениях. Результаты опроса обрабатывали с помощью обобщения полученной информации методом количественной группировки и статистического анализа.

Нами сформулированы предположения: во-первых, большинство студентов удовлетворены учебным процессом в образовательном учреждении, организацией учебных практик, помощью в построении профессиональной карьеры; во-вторых, обучающиеся на направлениях подготовки по ключевым отраслям экономики Дальнего Востока связывают свои профессиональные планы с работой в регионе, поскольку видят перспективы карьерного роста.

Первый блок вопросов анкеты был посвящен изучению удовлетворенности респондентов процессом обучения. Студенты ВО и СПО в целом удовлетворены учебным процессом и организацией учебной практики (78,7 %), испытывают интерес к учебе и выбрали бы еще раз свое направление подготовки (76,7 %). Из них 46,6 % выбрали бы это направление в своем образовательном учреждении, 30,1 % - в другом. Желание сменить организацию у ответивших подобным образом вызвано неудовлетворенностью получаемым образованием, уровнем информатизации, адаптации к социальным условиям, ориентированностью учебного процесса на потребности студента.

Низкая оценка, данная респондентами своей профессиональной подготовке, связана также с организацией практики. Так, часть опрошенных - студенты учреждений СПО (23,7 %) и вузов (15,2 %) - оценили собственные профессиональные компетенции как недостаточные. Основными причинами они назвали качество обучения (29,2 %), несоответствие знаний (28,1), личных качеств (24,0 %) необходимым требованиям. В современном обществе чаще отмечается неготовность выпускников школ принять взвешенное решение о профессиональном будущем.

Студенты ВО и СПО указали, что основные мотивы выбора направления подготовки - это возможность сделать карьеру (31,1 %), престиж профессии в обществе (26,2), высокая заработная плата в будущем (25,2 %). Не все респонденты владеют информацией о востребованности своей специальности на рынке труда. Лишь 33,4 % студентов учреждений СПО и 48,6 % - вузов знают о том, что их профессия необходима в регионе.

Большая часть опрошенных сообщили, что нуждаются в помощи образовательного учреждения в реализации профессиональных планов. На вопрос «Как Вы считаете, Ваша образовательная организация должна помогать студентам в осуществлении профессиональных планов?» 72,8 % респондентов ответили утвердительно. Для получения представлений о рынке труда студентам и вузов, и учреждений СПО необходимы встречи с работодателями (45,1 %), организация производственной практики (30,4), распределение после завершения обучения на место работы (36,3 %).

63,1 % респондентов положительно оценили деятельность образовательных учреждений в построении будущей профессиональной карьеры выпускников. Однако не все участники исследования (54,4 %) готовы после получения диплома выйти на рынок труда ДФО, часть из них желают продолжить обучение (выпускники учреждений СПО и бакалавриата). В своих силах построить карьеру после завершения образования уверены 24,4 % студентов вузов и 13,2 % - учреждений СПО.

Профессиональные планы выпускников не всегда связаны с получаемым дипломом высшей школы. На вопрос «Как Вы считаете, поможет ли Вам получаемое образование в будущем трудоустройстве?» 36,8 % студентов вузов ответили «скорее да, чем нет», 48,7 % студентов организаций СПО - «определенно, да». На рынке труда сегодня востребованы специалисты со средним профессиональным образованием.

Вузы стараются играть активную роль в формировании профессиональных планов обучаемых. На вопрос «Принимаете ли Вы участие в мероприятиях, которые проходят в образовательных организациях, чтобы помочь студентам в трудоустройстве?» 41,2 % респондентов ответили, что стараются участвовать во всех мероприятиях, 34,0 % - 1-3 раза в семестр. Такая активность

1 Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Владивостокский морской рыбопромышленный колледж (ВМРК), Владивостокский судостроительный колледж (ВСК), Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж (ДВГГТК), Дальневосточный технический колледж (ДВТК), Приморский политехнический колледж (ППК), Приморский строительный колледж (ПСК), Сельскохозяйственный технологический колледж (СХТК), Уссурийский агропромышленный колледж (УАПК).

отражает заинтересованность в вопросе трудоустройства, а также демонстрирует, что образовательные учреждения успешно применяют один из механизмов поддержки выпускников для адаптации на рынке труда.

Для понимания установки на деятельность по специальности после завершения обучения был задан вопрос «Будет ли связана Ваша работа с полученным образованием?», на который студенты вузов и учреждений СПО затруднились с ответом (32 % опрошенных). 29 % ответили «определенно, да», 15 % отметили, что их работа не будет связана с полученным образованием. Это может быть обусловлено тем, что они выбирали направление подготовки, ориентируясь на баллы ЕГЭ, достаточные для обучения на бюджетной основе; интуитивно; по совету родителей либо шли за компанию с друзьями. Можно предположить, что на ту или иную позицию влияет и меняющаяся ситуация на рынке труда.

Основным критерием выбора места работы для выпускников и организаций СПО, и вузов является материальный фактор (34 %); подавляющее количество опрошенных рассматривают работу как возможность получать высокую зарплату. Также респонденты отметили важность перспектив карьерного роста, приобретения профессиональных компетенций в выбранной профессии (20 %). Студенты гуманитарных направлений пожелали закрепиться в стабильной организации с хорошим коллективом и приобрести опыт в профессиональной среде (25 %).

Кроме того, был задан вопрос «Какой работе Вы бы отдали предпочтение после окончания образовательного учреждения?», на который 70,0 % студентов гуманитарных направлений вузов и организаций СПО ответили, что хотят оказаться в государственной компании. 34,3 % будущих инженеров из вузов и СПО выбрали коммерческие структуры. Возможно, выбор обусловлен ожиданием высокой оплаты труда, профессионального и личностного развития. Студенты таких направлений, как туризм, компьютерное обеспечение, архитектура, отдали предпочтение варианту ответа «другое», не пояснив свой выбор.

Профессионализм на рынке труда сейчас считается одним из важнейших критериев приема на работу, помимо образования. Студенты как желаемые качества соискателей отметили профессионализм (45,6 %), исполнительность (25,0 %).

Важно было изучить, как опрошенные оценивают востребованность своей специальности на региональном рынке труда. Так, обучающиеся в вузах будущие инженеры считают необходимыми свои специальности в Приморском крае, но не дают точного ответа о Дальнем Востоке в целом. Гуманитарии из вузов в большинстве своем отвечают «скорее да, чем нет». В настоящее время в Приморском крае существуют несколько судоремонтных предприятий, создается новый судоремонтный комплекс. Предприятия имеют рабочие места для молодых специалистов, можно предположить, что это обусловливает мнение студентов инженерных направлений. Профессии гуманитарного профиля востребованы, но из-за низкой заработной платы участники анкетирования не рассматривают край как территорию для самореализации.

В ходе исследования отмечена низкая информированность молодежи о государственной поддержке молодых специалистов на Дальнем Востоке. Об этом свидетельствуют результаты ответов на вопрос о соответствующих программах. Подавляющее большинство (65 %) дали ответ «нет, не знаю о программах»; 35 - «да, что-то слышал об этом»; 10 % опрошенных знали о таких программах. Среди представителей вузов имеют представление о государственных программах только 34 % обучающихся в ДВФУ, 8 % обучающихся в ВГУЭС (наиболее осведомленными оказались студенты направления «Строительство»), 100 % представителей учреждений СПО (ВСК, ДВГГТК, СХТК и УАПК). В ВМПК, ДВТК, МСК, ППК, ПСК информацией о реализуемых государственных программах владеют 55, 40, 80, 64 и 70 % соответственно. По нашему мнению, данный факт может быть обусловлен активной коммуникацией руководителей образовательных программ организаций среднего профессионального обучения со студентами.

Вместе с тем стоит отметить, что вопрос «Укажите государственные программы поддержки молодежи на рынке труда» был оставлен без ответа. Возможно, причины этого следует искать в нежелании тратить время на формулировку полного ответа в свободной форме, затруднении в формулировании названия программ.

В целом ответы в данном блоке свидетельствуют о большей осведомленности студентов учреждений СПО в области государственных программ, направленных на поддержку молодых специалистов на Дальнем Востоке. На наш взгляд, необходимо шире распространять информацию на всех региональных сайтах молодежных объединений и сайтах учебных заведений. Пока только на странице ДВФУ размещены сведения о государственной программе по подготовке кадров для региона: трехстороннее соглашение о подготовке кадров для угледобывающей отрасли Дальнего Востока 2019 г.

Для изучения мнений об эффективности подобных программ респондентам был задан вопрос «Как Вы считаете, реализация государственных программ способствует притоку кадрового

ресурса на рынок труда Дальнего Востока?». 87 % участников исследования подтвердили наличие такого потенциала в программах (64 % опрошенных - представители вузов). Только 13 % ответили, что не способствует.

На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли студентам учитывать государственные программы, направленные на поддержку молодых специалистов, при формировании профессиональных планов?» 17 % респондентов ответили отрицательно. Подавляющее большинство из них - представители вузов.

Изучение направлений трудовой мобильности студентов показало следующее: 68 % респондентов планируют после получения документа об образовании работать в Приморском крае, из них более 87 % - представители вузов. На наш взгляд, данный факт обусловлен тем, что члены данной группы уже строят карьеру, совмещая работу с учебой, и не собираются покидать край; 14 % опрошенных намерены работать в других субъектах Дальнего Востока (наиболее предпочтительными стали Хабаровский край, Амурская область); 18 % участников исследования из вузов и организаций СПО планируют работать за пределами Дальнего Востока (в ответах фигурируют Московская область, Краснодарский край, США). Причинами смены региона для построения карьеры в большинстве случаев названы низкий уровень заработной платы по специальности, а также отсутствие вакансий по выбранному направлению. Динамика размеров номинальной и реальной заработной платы работников в Приморском крае (среднедушевой размер) в сравнении с показателями иных регионов Российской Федерации отражает исключительно субъективную оценку экономической ситуации в крае.

Итак, предположения, сделанные перед исследованием, в целом подтвердились. Студенты, обучающиеся на направлениях подготовки по ключевым отраслям экономики Дальнего Востока, связывают профессиональные планы с работой в регионе, поскольку видят перспективы карьерного роста. Большинство респондентов удовлетворены учебным процессом в образовательном учреждении, организацией учебных практик, помощью в построении карьеры. Будущая профессия, востребованная на рынке труда региона, на взгляд студентов, даст возможность карьерного роста, обеспечит материальное благосостояние. Мнения опрошенных о деятельности образовательных учреждений в области профессиональной адаптации молодежи свидетельствуют о том, что вузы и организации СПО активно влияют на построение профессионального пути выпускника, транслируют необходимые для дальнейшего трудоустройства знания, навыки и компетенции. Однако обучающиеся недостаточно хорошо информированы о востребованных специальностях на рынке труда регионов Дальнего Востока, мерах поддержки молодых специалистов. Тем не менее они готовы участвовать в проектах, которые предполагают приобретение профессиональных навыков и карьерный рост.

Для совершенствования подготовки специалистов для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока региональным властям необходимо осуществлять комплексный мониторинг рынка образовательных услуг и рынка труда; активнее прогнозировать востребованность специалистов; вовлекать представителей бизнеса, кадровые агентства и другие заинтересованные организации в работу по инновационным направлениям с участием студентов. Так, в Приморском крае с 2020 г. запущен конкурс молодых специалистов, который проводится под эгидой департамента по делам молодежи. Конкурс для выпускников предусматривает возможность устроиться на работу в ведущие предприятия Приморья и получать дополнительные выплаты из краевого бюджета1.

Работодателям следует привлекать студентов к участию в проектах, творческой работе в рамках прохождения учебной практики в целях развития соответствующих компетенций. Кроме того, важно проводить форсайт-сессии, деловые игры, настраивающие на командный дух, формировать актуальные конкурентоспособные компетенции, способность работать в команде, знакомить обучающихся с рабочей средой. В связи с этим нужно упомянуть о значимости анкетирования ключевых партнеров вузов - предприятий-работодателей в области оценки организации практической подготовки студентов, о чем пишут многие авторы (Подготовка квалифицированных кадров..., 2017).

Реализация на Дальнем Востоке различных проектов развития предполагает создание новых рабочих мест. В Приморье вакансии будут сосредоточены на предприятиях, которые сейчас строят или модернизируют. Также государством утвержден комплекс мер, направленных на повышение привлекательности ДФО, поддержку квалифицированных специалистов и их семей при переезде для трудоустройства, заботу об обустройстве и безболезненной адаптации на новом месте.

Вузам и учреждениям СПО следует повышать эффективность взаимодействия с компаниями, предоставляющими постоянные места прохождения практики и развивающими различные

1 Об утверждении Порядка проведения конкурса молодых специалистов в социально значимых и приоритетных отраслях экономики Приморского края [Электронный ресурс] : постановление Правительства Приморского края от 26 июля 2020 г. № 733-пп // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2501202008270006 (дата обращения: 16.02.2022).

формы сотрудничества, активнее привлекать специалистов компаний для чтения лекций и проведения практических занятий. Данные меры будут способствовать запуску совместных образовательных программ, осуществлению научных исследований, способствующих передаче знаний и инноваций. Также необходимо активно взаимодействовать в профессиональных социальных сетях, где важно делиться опытом с другими участниками, формировать представление об организации - потенциальном месте прохождения практики и трудоустройства, обмениваться опытом прохождения практики.

Создание научно-образовательного кластера, как заявлено на Восточном экономическом форуме 2021 г., также может превратить Дальний Восток в инкубатор бизнес-идей и инновационных решений. Регион нуждается в молодых специалистах высокого уровня, повышении качества кадрового ресурса.

Список источников:

Гончарова С.В., Декин И.А. О деятельности по привлечению и закреплению молодежи на Дальнем Востоке (по результатам экспертного опроса) // Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.А. Русановой. Чита, 2020. С. 13-17.

Зайцева А.Г., Никалаян А.С., Гончарова С.В. Молодежь на Дальнем Востоке: условия для получения образования и трудоустройства // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов : сборник докл. VI Всерос. социол. конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров. М., 2020. С. 5366-5369. https://doi.org/10.19181/kongress.2020.629. Золин И.Е. Социологический анализ рынка труда. Н. Новгород, 2019. 188 с.

Навродская В.А., Нафикова Д.Д. Анализ программы по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа // Молодой ученый. 2021. № 39 (381). С. 183-186.

Никулина Ю.Н. Интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона // Экономика труда. 2021. Т. 8, № 7. С. 701-714. https://doi.org/10.18334/et.8.7.112379.

Петрова В.А. Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях) // Молодой ученый. 2021. № 44 (386). С. 191 -195.

Подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных рабочих мест: междисциплинарный подход / З.В. Брагина, В.В. Юдин, Е.В. Никерина, А.Б. Яшков // Экономика труда. 2017. Т. 4, № 2. С. 147-161. https://doi.org/10.18334/etA2.38115.

Саввинова Т.-М.В., Чурбанова Е.В., Гончарова С.В. Организация деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по материалам социологического исследования) // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности : материалы всерос. науч. конф. : в 2 ч. / отв. ред. Ж.В. Петрунина. Комсомольск-на-Амуре, 2021. Ч. 1. С. 254-258.

Эффективность расходов на образование, человеческий капитал, сложность экономики и экономическое развитие регионов / А.В. Божечкова, Т.Л. Клячко, А.Ю. Кнобель, А.Л. Любимов, Д.Г. Миракян, И.В. Якубовский. М., 2020. 148 с.

References:

Bozhechkova, A.V., Klyachko, T.L., Knobel, A.Yu., Lyubimov, A.L., Mirakyan, D.G. & Yakubovskii, I.V. (2020) Efficiency of education spending, human capital, complexity of economics and economic development of regions. Moscow, Delo. (In Russian) Bragina, Z.V., Yudin, V.V., Nikerina, E.V. & Yashkov, A.B. (2017) Training of qualified personnel for high-tech jobs: An interdisciplinary approach. Ekonomika Truda. 4 (2), 147-161. Available from: doi:10.18334/et.4.2.38115. (In Russian)

Goncharova, S.V. & Dekin, I.A. (2020) On activities to attract and retain young people in the Far East (according to the results of the expert survey). In: Rusanova, A.A. (ed.) Transbaikal sociological readings. Social processes: challenges and solutions: Materials of the IX All-Russian scientific and practical conference with international participation. Chita, ZaBSU, 13-17. (In Russian)

Navrodskaya, V.A. & Nafikova, D.D. (2020) Analysis of training program for key sectors of the economy of Far Eastern Federal District. Young Scientist. (39), 183-186. (In Russian)

Nikulina Yu.N. (2021) Education and business integration in personnel practical training for the regional economy. Ekonomika Truda. 8 (7), 701-714. Available from: doi:10.18334/et.8.7.112379. (In Russian)

Petrova, V.A. (2021) Comparative characteristics of the tools for training personnel for key sectors of the economy of the Far East (by websites and publications in scientific journals). Young Scientist. (44), 191-195. (In Russian)

Savvinova, T.-M.V., Churbanova, E.V. & Goncharova, S.V. (2021) Organization of personnel training activities for key sectors of the Far East economy (based on the materials of a sociological stud). In: Petrunina, Zh.V. (ed.) Social and human sciences in the face of modern challenges: Materials of the All-Russian scientific conference. Komsomolsk-na-Amure, KnAGU, 254-258. (In Russian) Zaitseva, A.G., Nikalayan, A.S. & Goncharova, S.V. (2020) Youth in the far east: conditions for education and employment. In: Mansurov, V.A. (ed.) Sociology and society: Traditions and innovations in social development of regions: Collection of works of the VI All-Russian Sociological Congress. Moscow, ROS, FNISTS RAN, 5366-5369. Available from: doi:10.19181/kon-gress.2020.629. (In Russian)

Zolin, I.E. (2019) Sociological analysis of labor market. Nizhny Novgorod, NISOTS. (In Russian)

Информация об авторах

С.В. Гончарова - кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=745708.

SPIN-код: 6745-6408.

В.А. Навродская - магистрант департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

Д.Д. Нафикова - магистрант департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

В.А. Петрова - магистрант департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1138241.

Information about the authors S.V. Goncharova - PhD in Social Sciences, Assistant Professor, Social Sciences Department, Schools of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=745708. SPIN-код: 6745-6408.

V.A. Navrodskaja - Master's student, Department of Social Sciences, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

D.D. Nafikova - Master's student, Department of Social Sciences, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

V.A. Petrova - Master's student, Department of Social Sciences, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1138241.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 23.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.